Правомерен ли отказ при подаче ПЛБ по причине наличия задолженности перед налоговым органом?

Налоговая служба заблуждается, считая себя «исключительным» кредитором

Для регистрации прекращения деятельности организация должна подать необходимый пакет документов, в том числе ликвидационный баланс. Налоговые органы часто отказывают в регистрации на основании того, что в балансе нет сведений о задолженности перед бюджетом. В каких случаях такое решение налоговиков законно?

Ликвидация организации — долгая процедура. За это время у организации может образоваться задолженность по обязательным платежам, о которой она не подозревает или которую уже не учитывает после подачи ликвидационного баланса. Налоговые органы в таком случае отказывают в госрегистрации прекращения деятельности организации, мотивируя отказ тем, что баланс, в котором отсутствуют сведения о задолженности по обязательным платежам, недействителен. Недействительный баланс считается непредставленным. Нет баланса — нет и регистрации.

Гражданские и налоговые требования

В случае принятия решения о добровольной ликвидации организации ликвидационная комиссия должна разместить в органах печати публикацию о ликвидации организации и порядке и сроке заявления требований ее кредиторами (ст. 63 ГК РФ).

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. В нем приводятся сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения.

Требования кредиторов удовлетворяются в порядке очередности. В частности, расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды производятся в третью очередь.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации (ч. 5 ст. 63 ГК РФ).

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок (п. 5 ст. 64 ГК РФ).

Должна ли налоговая служба соблюдать данную процедуру как кредитор по обязательным платежам, а именно сроки предъявления требований?

Порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации регламентирован ст. 49 НК РФ. В ней сказано, что эту обязанность ликвидационная комиссия исполняет за счет денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. При этом в п. 3 названной статьи установлено, что очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством РФ, то есть ст. 63 и 64 ГК РФ.

Казалось бы, последняя норма дает ответ на поставленный вопрос. Однако у судов разные мнения.

Для налоговиков сроков нет?

Если организация не указала в своем ликвидационном балансе суммы задолженности по налогам, выявленной в рамках выездной налоговой проверки, назначенной налоговой инспекцией сразу же после опубликования объявления о ликвидации (ст. 89 НК РФ предоставляет право налоговой инспекции проводить выездные проверки в связи с ликвидацией налогоплательщика независимо от времени проведения предыдущей проверки), то отказ в регистрации ее ликвидации правомерен.

Арбитражная практика свидетельствует: даже если требование об уплате налогов, пеней и санкций налоговый орган направил организации после истечения срока, установленного в публикации о ликвидации для предъявления требований кредиторов, но в период деятельности ликвидационной комиссии, то последняя должна поступить в соответствии со ст. 49 НК РФ. То есть ей следует исполнить обязанность по уплате налогов за счет денежных средств ликвидируемой организации. При недостаточности средств для удовлетворения требований кредиторов согласно ч. 4 ст. 61 ГК РФ и ч. 1 ст. 224 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» организация ликвидируется в порядке, предусмотренном законодательством о банкротстве. Так, в частности, рассудил ФАС Поволжского округа в постановлении от 13.05.2008 по делу № А12-11678/07.

Необходимо иметь в виду, что если задолженность перед бюджетом выявлена до сдачи в налоговый орган ликвидационного баланса и факт выявления задолженности доведен до сведения налогоплательщика, то отсутствие информации о задолженности в ликвидационном балансе делает его недействительным, поскольку он не соответствует требованиям ст. 63 ГК РФ и ст. 21 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц». А недействительный баланс считается непредставленным (см., например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 02.05.2007, 24.04.2007 № Ф03-А51/07-1/1050, Определение ВАС РФ от 30.08.2007 № 10667/07 об отказе в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).

Например, ФАС Северо-Кавказского округа для признания законным отказа налогового органа в регистрации прекращения деятельности организации хватило простого акта выездной налоговой проверки, выявившей задолженность по обязательным платежам (постановление от 30.06.2010 по делу № А53-19553/2009). Правда, это решение немного отличается аргументацией — суд указал, что факт недостоверности сведений, указанных в ликвидационном балансе, был установлен и известен организации на момент принятия решения об отказе в регистрации. Хотя большинство судов говорят о моменте сдачи ликвидационного баланса.

А вот если акт проверки, выявившей задолженность, составлен уже после сдачи ликвидационного баланса (и на момент подачи заявления о регистрации ликвидации организации ей не было известно о какой-либо задолженности), то отказ налоговиков зарегистрировать ликвидацию незаконен. Так, к примеру, решил ФАС Уральского округа в постановлении от 13.07.2009 № Ф09-4714/09-С4 по делу № А47-9427/2008 (Определением ВАС РФ от 02.09.2009 № ВАС-11462/09 по делу № А47-9427/2008 было отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

Инспекция, в очередь!

Назовем еще несколько инструментов, которыми пользуются налоговые органы, отказывая в ликвидации.

В частности, они отказывают в данной процедуре, если в отношении организации идет налоговая проверка, полагая, что из-за этого отраженные в ликвидационном балансе сведения об отсутствии задолженности по налогам недостоверны. Однако арбитражный суд в этом вопросе встает на защиту организаций и признает подобный отказ незаконным: то обстоятельство, что на момент представления документов в налоговые органы о ликвидации организиции в отношении ее идет налоговая проверка, не является согласно законодательству основанием для отказа в проведении соответствующей ликвидации (см. постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.03.2009 по делу № А63-19829/2008-С6-25).

Кроме того, налоговики могут предпринять попытку влезть без очереди. Но и здесь суды на страже интересов кредиторов. Например, попытки налоговой инспекции в бесспорном порядке списать денежные средства с расчетного счета ликвидируемой организации путем выставления инкассовых поручений суды признают незаконными, поскольку ни в ст. 49 НК РФ, ни в ст. 64 ГК РФ не предусмотрены специальный порядок и очередность удовлетворения требований кредитора — налогового органа в отношении задолженности по обязательным платежам, возникшей в период добровольной ликвидации организации. В связи с этим налоговый орган должен заявить о своих требованиях и, так сказать, встать в очередь (см. постановление ФАС Московского округа от 18.02.2010 № КА-А41/827-10).

Критерии соблюдения закона

Итак, действия налоговиков в отношении отказа в регистрации ликвидации организации из-за неуказания в ликвидационном балансе сведений о задолженности перед бюджетом можно признать законными, только если выполнены следующие условия:

1) задолженность выявлена инспекцией до составления ликвидационного баланса;

2) о наличии требований налоговики заявили в течение срока, установленного в объявлении о ликвидации организации.

Их несоблюдение дает большие шансы на успешное оспаривание действий налоговиков.

Правомерен ли отказ при подаче ПЛБ по причине наличия задолженности перед налоговым органом?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

ИФНС выдала организации справку о наличии задолженности перед бюджетом – штраф в размере 50 руб. по земельному налогу, начисленный в 2006 году.
Штраф был начислен в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством, однако налоговая инспекция все эти годы не предпринимала мер для его взыскания.
Есть ли сроки давности по штрафам? Правомерны ли действия налоговой инспекции, которая выдала справку о наличии задолженности?
Какие действия предпринять, чтобы получить справку об отсутствии задолженности?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рассматриваемой ситуации сроки для принудительного взыскания штрафа налоговым органом пропущены, однако само по себе это обстоятельство не является основанием для списания задолженности перед бюджетом.

Соответствующая задолженность подлежит отражению в учете налогоплательщика до ее погашения либо признания безнадежной и списания в порядке, установленном налоговым законодательством.

Необходимый для признания задолженности безнадежной судебный акт, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания соответствующих сумм, может быть принят и по инициативе налогоплательщика.

Обоснование вывода:

Согласно п.п. 10, 11 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа (соответствующие формы утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 28.01.2013 N ММВ-7-12/39@), а также осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, результаты которой оформляются актом по форме, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 20.08.2007 N ММ-3-25/494@).

Справка о состоянии расчетов формируется с использованием программного обеспечения налоговых органов по данным информационных ресурсов инспекции ФНС России (см. п. 137 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина РФ от 2 июля 2012 г. N 99н) и отражает фактическое состояние по расчетам с бюджетом, сложившееся на определенную дату, на основании информации, имеющейся в налоговом органе, и подтверждает наличие или отсутствие задолженности (переплаты) у конкретного налогоплательщика. Указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными.

В силу п. 1 и п. 8 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате штрафных санкций. Если он добровольно не уплатил штрафные санкции, налоговые органы вправе принять меры по их принудительному взысканию (п. 6 ст. 45 НК РФ). Порядок и сроки такого взыскания регламентированы статьями 46, 115 НК РФ.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате (п. 3 ст. 46 НК РФ). При этом сам по себе факт пропуска налоговым органом срока, установленного НК РФ для взыскания штрафа в принудительном порядке, не прекращает обязанности налогоплательщика по его уплате.

Президиум ВАС РФ в постановлении от 01.09.2009 N 4381/09 указал, что если судом применение штрафных санкций не признано незаконным, то размер штрафа должен указываться в справке о состоянии расчетов по налогам и сборам в полном объеме. В то же время отражение в справке задолженности по штрафу без отражения информации о невозможности взыскания этого долга в принудительном порядке следует расценивать как неполную информацию о задолженности по штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивающую его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности. Поэтому, как разъяснил суд в приведенном постановлении, наряду со сведениями об имеющейся задолженности в справке о состоянии расчетов с бюджетом должны содержаться и сведения об утрате налоговым органом возможности взыскания задолженности.

Читайте также:  Смена юридического адреса и новая редакция Устава . Какой порядок?

Задолженность налогоплательщика перед бюджетом может быть признана безнадежной к взысканию. Согласно пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежной к взысканию признается в том числе задолженность по штрафам, числящаяся за налогоплательщиком, если уплата и (или) взыскание ее оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока взыскания, в том числе в случае вынесения судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности. Порядок списания такой задолженности, а также перечень документов, подтверждающих невозможность ее взыскания, установлен приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@. Следовательно, при наличии судебного акта, указанного в пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, налоговый орган обязан принять решение о признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и ее списании (письмо Минфина России от 15.11.2010 N 03-02-08/70), а в дальнейшем соответствующая задолженность не должна отражаться в справке о состоянии расчетов по налогам и сборам.

Как показывает судебная практика, указанный в пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ судебный акт может быть принят и по инициативе налогоплательщика, обратившегося в суд с требованием, например, о признании незаконным действий налогового органа, выразившихся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, содержащей данные о налоговой задолженности (смотрите, например, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 N 17АП-4443/11, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2011 N 15АП-5017/11, Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2011 N 09АП-16016/11, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 N 20АП-1907/11, Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.06.2011 N 03АП-1688/11, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2013 N 11АП-19147/13, ФАС Московского округа от 19.11.2013 N Ф05-12800/13, Второго арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013 N 02АП-7667/13). При этом следует учитывать, что в случае обращения в суд непосредственно с требованием о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании в рассмотрении таких требований судом может быть отказано (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2011 N 17АП-2292/11).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

12 декабря 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

По каким поводам налоговики отказывают «физикам» в вычетах. И как с этим бороться

Как физлицу забрать деньги из налоговой и не идти на поводу у инспекторов, которые не хотят оформлять вычет.

Налоговым кодексом предусмотрено пять видов социальных налоговых вычетов (статья 219 НК РФ):

1. По расходам на благотворительность.

2. По расходам на обучение, свое или собственных детей в возрасте до 24 лет.

3. По расходам на негосударственное пенсионное обеспечение, добровольное пенсионное страхование и добровольное страхования жизни.

4. По расходам на накопительную часть трудовой пенсии.

5. По расходам на лечение и приобретение медикаментов.

На «Клерке» есть целый блог, где собирают все информацию про налоговые вычеты. Подписывайтесь.

«Реализовать свое право на возврат налога в связи с получением социального налогового вычета налогоплательщик может не позднее 3 лет с момента уплаты НДФЛ за налоговый период, когда им были произведены социальные расходы. Этот срок отведен п. 7 ст. 78 Налогового кодекса на зачёт или возврат излишне уплаченного налога».

Рассмотрим случай, когда пациент может вернуть себе часть уплаченных за лечение денег из бюджета.

Потратив деньги на лечение и приобретение медикаментов, вы сможете вернуть в следующем году 13% от потраченной суммы, путем сдачи декларации 3-НДФЛ в налоговую, с приложением подтверждающих документов.

Сроки стандартные: три месяца — срок камеральной проверки, месяц на возврат непосредственно денег.

Деньги бюджет выдает всегда неохотно, выискивая любой повод отказать.

Итак, по порядку.

Перечень медицинских услуг и медикаментов, по которым возможно получить налоговый вычет, указан в Постановлении Правительства РФ от 19.03.2001 № 201 «Об утверждении Перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях РФ, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета».

Максимальный размер, который мы можем получить из налоговой по «лечению» — 15 600 рублей, но и они лишними не будут. Из расчета 13% от 120 000 рублей — «максимального совокупного размера понесенных расходов в налоговом периоде»

Есть вариант — список, по которому ограничений на возврат нет, но там такие заболевания, что лучше в этот список никому и никогда не попадать.

Дальше — нюансы

1. Если вы еще тратились на обучение и лечение в течение одного года, то 15 600 — это максимум. Варианты с «нехорошим списком заболеваний» не рассматриваем, так как всем желаем долгой жизни. То есть, сумма 120к учитываемых расходов — это предел. Статья 219 НК РФ

Сдавая декларацию, прикладывайте к ней:

— справку 2-НДФЛ выданную работодателем;

— копию договора с медучреждением;

— копию лицензии медучреждения (лучше — с отметкой и печатью «Копия верна»);

— копии чеков об оплате;

— справку «для налоговой» из медучреждения, о стоимости услуг оплаченных в данном периоде — «Справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации».

— если оплата лечения была за ребенка (до 18 лет) — копию свидетельства о рождении, за супруга — копию свидетельства о браке, за родителей — копию своего свидетельства о рождении (но, тогда уже и справку из ЗАГСа, если меняли «девичью» фамилию).

Когда вы сдали декларацию, налоговики начинают трезвонить по телефону и «грозно мямлить» об ошибках в вашей декларации.

Слать лесом (вежливо) и требовать письменного запроса. Чтобы было с чем идти обжаловать. И уж ни в коем случае не идти в налоговую по телефонной просьбе самих налоговиков — вас разведут на сдачу уточненки, а уточненкой вы дадите им еще три месяца мурыжить себя.

2. Отказ налоговиков в возврате денег по причине «Ваш работодатель не отчитался и не подал сведения о вас».

То есть, 2-НДФЛ и 6-НДФЛ работодателем не сданы. Денег не велено давать.

Что делать

Законодательством РФ не предусмотрен отказ в вычете по причине «отсутствия сведений для сверки с работодателем» или «работодатель не отчитался по вам».

Приготовиться к достаточно длительной (но, на личном опыте проверено — как правило успешной) процедуре обжалования. Вся переписка — строго заказными письмами с уведомлениями.

— подача возражений на акт камеральной проверки, где тебе отказывают в предоставлении вычета;

— обжалование решения налоговой инспекции в вышестоящую налоговую;

— сопли и вопли налоговиков в телефонную трубку «Не сдадите уточненку — не получите денег» игнорируйте, по возможности — запишите эти разговоры, т.к. тут есть на что правомерно жаловаться;

Ни в коем случае не сдавайте уточненок.

Заявление на возврат денежных средств лучше не подавать сразу с декларацией. Однозначно. Пришлют отказ — камералка не закончена, ждите три месяца. Лучше — за неделю до окончания срока камеральной проверки, т.е. — тех же трех месяцев с момента подачи декларации.

Если есть свободное время — обязательно возвращайте свои денежки.

Какие существуют основания для отказа в возмещении НДС?

Основываясь на богатой судебной практике по спорам налогоплательщиков с фискальными органами, можно выделить несколько наиболее часто встречающихся причин отказа в возмещении налога. При этом анализ спорных ситуаций будет произведен через призму отказа в праве применения вычета налога на добавленную стоимость.

Ошибки в документах

Эта причина является самой распространенной при отказе в возмещении НДС, но в то же время и самой легкой для обжалования в суде. По таким делам имеется больше всего позитивных для налогоплательщиков судебных решений.

В связи с тем, что одним из оснований для применения вычета по НДС является счет-фактура, больше всего ошибок, как правило, находят именно в этом документе. Стандартными основаниями для отказа в применении права вычета, и, соответственно, возмещения НДС в таких случаях являются:

  1. Подписание документа неуполномоченными лицами. Судебная практика о возможности вычета по НДС по счету-фактуре, подписанным неуполномоченным лицом, противоречива. Когда налоговому органу удается убедить судей, что счет-фактуру подписало лицо, которое не имело на это права, в применении вычета суды чаще всего отказывают (постановления ФАС ЗСО от 05.02.2014 по делу № А27-279/2013, ФАС МО от 06.08.2013 по делу № А40-143375/12-108-225 и другие).

Также суд встал на сторону проверяющих в случае, когда заказчиком, выполняющим посредническую роль, был неправильно оформлен счет-фактура. Этими действиями был нарушен пункт 6 статьи 169 кодекса в части подписания счета-фактуры должностными или уполномоченными лицами поставщика, а не посредника (решение АС г. Москвы от 29.05.2013 № А40-9840/13-39-33).

Может ли один человек подписывать счет-фактуру, узнайте здесь.

В то же время существуют и решения, в которых судьи принимают в качестве обоснования вычетов по НДС счета-фактуры, подписанные неуполномоченными (неустановленными) лицами (постановление Высшего Арбитражного Суда от 20.04.2010 № 18162/09, ФАС СЗО от 01.02.2011 № А66-3490/2010, ФАС ЦО от 16.11.2010 № КА-А40/2493-09).

  1. Указание фактического адреса покупателя вместо юридического, приведенного в Уставе. В большинстве случаев это считается ошибкой, так как в законодательстве нет разделения адресов юридических лиц — есть один, который указан в учредительных документах. Поэтому судебная практика по оспариванию отказов в вычетах из-за этой ошибки неоднозначна. Есть немало негативных решений для налогоплательщиков, однако имеется и позитивная практика, в основу которой положено мнение судей, что в статье 169 НК, в частности в пунктах 5 и 6, четко не сказано, какой именно адрес следует указывать. Поэтому данная причина отказа налоговиков в вычете не является для судей достаточной для обоснования решения (постановление ФАС МО от 08.04.2009 № КА-А40/2493-09).
  2. Несоответствие суммы стоимости товаров той, которая рассчитана инспекторами либо указана в договоре (без учета внесенных позже изменений). В данном случае речь идет о ситуациях, когда проверяющие сравнивают стоимость товаров в счете-фактуре с той, которая зафиксирована в договоре, но не берут во внимание вносимые позднее изменения в договор. Либо когда налоговый инспектор сам производил калькуляцию, к примеру, выполненных работ из имеющихся у него документальных сведений, и эта сумма не совпала с той, которая была отображена в счете-фактуре. Традиционно в вычете отказывают, используя обоснование, содержащееся в пп. 8 п. 5 ст. 169 НК РФ. Однако если удастся в суде доказать ошибочность мнения проверяющих и подтвердить это документально, то есть вероятность получения позитивного решения.
  3. Ошибки в номере КПП контрагента, отсутствие нумерации листов, если документ многостраничный. Однако по этим и иным аналогичным причинам налоговые инспекторы не могут отказывать в вычете, поскольку это противоречит пункту 2 статьи 169 Налогового кодекса.
  4. Случаи, когда в счете-фактуре отражено мало информации, в частности отсутствуют какие-то сведения (к примеру, о количестве, единицах измерениях, тарифе, сумме без НДС либо условий о предварительной оплате), но при этом остальные документы были в полном порядке и все прочие условия по принятию НДС к вычету были соблюдены. Обычно такие ошибки в оформлении приводят к отказу в праве на вычет, и судебная практика подтверждает выводы проверяющих.
Читайте также:  Оплата НДФЛ за работника?

Но вот имеется случай, когда ФАС ЗСО в своем постановлении от 14.02.2013 № А03-1222/2012 пришел к выводу, что такие недочеты в оформлении счета-фактуры не привели к получению необоснованной налоговой выгоды. Суд исходил из презумпции добросовестности плательщика налогов, к тому же было выяснено, что сведения, указанные в налоговых декларациях, были достоверны. Суд сослался на решение Конституционного суда от 16.10.2003 № 329-О.

Однако есть и негативные решения судов, принятых не в пользу налогоплательщиков. Впрочем, это было связано с такими грубыми случаями, что подобные решения неудивительны. В частности, налоговая служба обоснованно отказала в возмещении налога в ситуации, когда был принят вычет от компании, которая не прошла регистрацию как юрлицо (постановление Президиума ВАС РФ от 01.02.2011 № 10230/10 и решения судов первой инстанции).

Отсутствие документов

Ещё одной распространенной причиной отказа в возмещении НДС является отсутствие документов, в частности товарно-транспортных накладных (форма 1-Т). В данном случае имеется противоречивая судебная практика, но существуют и позитивные для налогоплательщиков решения — например, постановление ФАС МО от 17.12.2010 № КА-А40/15868-10. Суд сослался на то, что основанием для принятия на учет товаров служит форма ТОРГ-12, а не 1-Т.

К этой же подгруппе распространенных причин для отказа в возмещении налога можно отнести и ситуации, когда проверяющие не получают от контрагентов документов, подтверждающих факт совершения сделки.

Фискалы в своем решении ссылаются на то, что налогоплательщик осознанно стремится к получению налоговой выгоды по операциям, которые невозможно проверить (например, если контрагент к этому моменту успел ликвидироваться).

Решение судов в таком случае порадует налогоплательщиков. В частности, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 21.05.2012 № А56-54176/2011 указано, что непредставление контрагентом документов не является основанием для отказа в праве на вычет. При этом нужно учитывать, что в данном судебном решении суд установил реальность хозяйственных операций, отсутствие необоснованной налоговой выгоды, наличие у общества надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих право на применение вычетов по налогу на добавленную стоимость.

Ошибки в отчетности

Довольно часто налоговые инспекторы не удосуживаются запросить дополнительные сведения у налогоплательщика и при обнаружении ошибки в налоговой декларации просто отказывают в возмещении. При оспаривании их действий налоговая служба ссылается на то, что, в соответствии со статьей 88 НК РФ, они наделены всего лишь правом потребовать пояснения от налогоплательщика, но никак не обязаны это делать.

В противовес таким аргументам можно сослаться на решение Конституционного суда от 12.07.2006 № 267-О.

Случаются и такие ситуации, когда фискалы заставляют налогоплательщика подавать уточненную декларацию для отображения ранее упущенных сведений по счетам-фактурам, которые были предъявлены к вычету в более поздний период. При отказе от уточнения уже сданной декларации налоговая служба зеркально отказывает и в возмещении.

В этом случае в качестве аргумента можно воспользоваться Постановлением ФАС Московского округа от 15.02.2013 № А40-36661/12-20-180, в котором суд пришел к выводу, что неподача «уточненки» не является причиной для лишения права на вычет и, соответственно, возмещения при соблюдении налогоплательщиком все остальных условий, согласно статьям 169, 171 и 172 НК РФ.

В 2014 году к аналогичному выводу пришел Пленум ВАС РФ. В п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 сказано, что налоговые вычеты могут быть отражены налогоплательщиком в налоговой декларации за любой из входящих в соответствующий трехлетний срок налоговых периодов. В 2015 году право налогоплательщика на перенос вычетов на любой налоговый период в пределах трехлетнего срока закреплено законодательно. А если трехлетний срок пропущен, отказ в вычете будет правомерен и суды поддержат налоговиков (Определение Верховного суда от 04.09.2018 № 308-КГ18-12631)

Ошибки в принятии на учет

Обосновывая отказ в предоставлении возмещения по НДС, налоговые инспекторы зачастую не признают факт принятия на учет из-за неверно оформленных документов.

Так, проверяющими могут быть расценены неприемлемыми акты приема-передачи товарно-материальных ценностей, если в них отсутствует оттиск печати. Однако оттиск не является обязательным реквизитом при оформлении первичных документов — именно такое указание содержится в альбоме унифицированных документов, утвержденном постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132. Кроме того, налогоплательщики и сами могут разрабатывать свои формы документов, в которых могут отсутствовать какие-либо необязательные реквизиты.

Также налоговые органы отказывают застройщикам в признании вычета по НДС при поэтапном оприходовании работ на строительном объекте на основании форм КС-3 и КС-2. По мнению же Минфина, которое выражено в его письмах от 14.10.2010 № 03-07-10/13 и 05.03.2009 № 03-07-11/52, эти документы не являются базой для оприходования выполненного объема работ при незавершенном строительстве, и служат лишь основанием для расчетов.

В то же время существует и положительная судебная практика. Для налогоплательщиков, которые желают воспользоваться своим правом и готовы в суде отстаивать свою правоту, могут быть полезными выводы, сделанные постановлениях ФАС Московского округа от 19.04.2012 по делу № А40-77285/11-107-332 и 07.04.2011 № КА-А40/2227-11 по делу № А40-60156/10-35-331.

Учет имущества через счет 08, а не напрямую на 01, также является, по мнению налоговых органов, основанием для отказа в применении вычета по НДС. Такая позиция изложена Минфином России в письме от 29.01.2013 № 03-07-14/06. При оспаривании решения налоговой в отказе применения вычета следует обратиться к позитивной судебной практике при решении схожих вопросов. Стоит ознакомиться со следующими постановлениями судов: ФАС Волго-Вятского округа от 13.05.2014 по делу № А11-3359/2013, ФАС Московского округа от 21.08.2013 по делу № А40-134549/12-108-179, ФАС Северо-Западного округа от 27.01.2012 по делу № А56-10457/2011, ФАС Уральского округа от 24.08.2011 по делу № А07-18288/2010.

Иные ошибки

Также причинами отказа в возмещении НДС могут быть:

  1. Приобретение товаров за счет субсидий из федерального бюджета. В этом случае НДС, согласно пп. 6 п. 3 статьи 170 НК РФ, должен быть восстановлен и отнесен на источник финансирования независимо от того, будут ли приобретаемые товары использоваться в деятельности, облагаемой НДС.
  2. Отсутствие реализации в данном налоговом периоде. В случае отказа в возмещении НДС по этой причине при защите можно сослаться на постановление Президиума ВАС РФ от 03.05.2006 № 14996/05 и письмо Минфина РФ от 19.11.2012 № 03-07-15/148, которое доведено до налоговых органов письмом ФНС России № ЕД-4-3/20687@. Это письмо размещено на сайте ФНС в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные к применению налоговыми органами».
  3. Оприходование работ, улучшивших состояние находящегося в аренде имущества, если эти улучшения нельзя отделить. Отказ в вычете на приобретаемые для этих целей товары легко можно оспорить, сославшись на п. 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 30.05.2014 № 33.

Также часто с подобными отказами сталкиваются предприятия, обязанные вести раздельный учет операций, которые облагаются и не облагаются НДС.

Советом для налогоплательщиков будет служить необходимость разработки и утверждения четкой учетной политики, в которой было бы ясно прописано, какие вычеты и в каком объеме следует относить к тому и иному виду деятельности.

Налоговый разрыв

Налоговики сравнивают данные контрагентов и в случае разрыва с данными поставщика в вычете может быть отказано. Налоговый разрыв может быть в случае, если контрагент:

  • не сдаст декларацию;
  • укажет отличные сведения от входящего счета-фактуры в книге продаж;
  • сдаст нулевую декларацию.

Налоговики запросят пояснения и если ошибку не устранить, придется сдать уточненку.

Отказом в возмещении НДС гродит неуплата поставщиками НДС. И даже есть не совсем приятная для налогоплательщиков судебная практика. Так, Президиум ВАС РФ в своем постановлении от 27.01.2009 № 9833/08 указал, что есть связь между поступлением в бюджет налога от поставщика и правом на вычет этого налога покупателем. То есть такая связь рассматривается как выполнение норм, указанных в статьях 171 и 172 НК в части реальности осуществления хозяйственной сделки.

Тем не менее есть и позитивные для налогоплательщиков судебные решения. Суды обосновывали свою позицию тем, что налогоплательщики не могут отвечать за действия третьих лиц. К тому же в Налоговом кодексе нет прямой связи права налогоплательщика на возмещение налога с фактом уплаты данного налога контрагентом.

Так, в постановлении ФАС Московского округа от 17.12.2010 № КА-А40/15868-10 суд принял сторону налогоплательщика, который оспаривал отказ в возмещении НДС по причине неуплаты налогов субпоставщиками.

ФАС Московского округа в своем постановлении от 26.01.2010 № КА-А40/14474-09 поддержал налогоплательщика в споре за право на налоговый вычет, приходя к выводу, что налоговый орган не смог доказать, что налогоплательщик получил от сделки с подозрительным контрагентом налоговую выгоду и знал о нарушениях, которые допустил контрагент.

В другом своем постановлении — от 25.10.2010 № КА-А40/13657-10 — ФАС Московского округа опирался на то, что в действующем налоговом законодательстве не прописана связь получения права на вычет покупателем с выполнением обязательства по уплате налога продавцом.

Работа взаимозависимых компаний

На практике налоговая инспекция часто расширяет признаки взаимозависимости предприятий, которые перечислены в статьях 20 и 105.1 НК РФ. Так, проверяющие подозревают налогоплательщиков в зависимости друг от друга, если в операциях можно проследить:

  • использование заемных средств кредитора для оплаты поставленных им в качестве поставщика товаров;
  • проведение платежных операций в одном банке;
  • регистрацию по одному юрадресу;
  • то, что учредители компаний-контрагентов ранее работали в одной компании.

Но не всегда фискалам удается доказать взаимозависимость, а значит, и согласованность действий для получения незаконной налоговой выгоды. Зачастую проверяющие используют только формальные признаки. А это значит, что в суде у налогоплательщика есть все шансы доказать свою правоту. Так было и при вынесении постановления ФАС Московского округа от 06.02.2013 № А41-11892/12, когда судьи сочли вычет по НДС обоснованным даже при наличии некоторых признаков взаимозависимости.

Итоги

К основным причинам, по которым налоговая служба отказывает налогоплательщикам в возмещении НДС, следует отнести:

  • ошибки при составлении бухгалтерских документов;
  • особые толкования проверяющих обоснованности постановки товаров на учет;
  • применение вычетов по отношению к необлагаемым НДС операциям.

Но на сегодняшний день в большинстве случаев причины в отказе возмещения по этому налогу формальны и надуманны. Для обоснования своей правовой позиции и защите права на применение вычета по НДС налогоплательщику следует обращаться в суд.

Правомерен ли отказ при подаче ПЛБ по причине наличия задолженности перед налоговым органом?

Хочеться разобраться в ситуации:сегодня мне (главбуху организации) отказались выдать справку об отсутствии задолженности по причине, того, что мы не подключены к сдаче отчетности по электронке. При чем, что сверку я прошла, спрака была уже к моему приходу готова и напечатана и в моем присутствии отнесена к зам начальнику отдела по работе с налогоплательщиками. А дальше был просто спектакль:тоном не терпящем возражений она мне заявила, что справку не выдаст, пока мы не подключимся, я ей говорю, что мы на упрощенке и из-за 2 начислений в ПФР в кв. не вижу смысла, на что мне ответили,что даже нулевки у них подключаются (это налоговая №3), а когда я ей сказала, что в НК нигде не прописано, что мы в принудительном порядке должны это делать(тем более маленькая организация) и закон превыше всего, на что она ответила-есть требование руководителя налоговой инспекции и она его выполняет.Тут моему терпению пришел конец и я ей сказала, что я напишу жалобу в вышестоящие инстанции, так она мне выдала- а вы вообще кто? я ей-главный бухгалтер!на что получила супер ответ_вы свою работу выполнили, акт сверки сделали, а дальше я буду разговаривать с директором. Хотя у меня была и доверенность с собой на получение справки.

Читайте также:  ООО на ЕСХН ведут КУДиР?

Ну а теперь просьба-подскажите как поступить в данной ситуации? очень хочется поставить их на место и главное где можно почитать какими нормативными документами можно вооружиться с собой? а так же в какие вышестоящие органы можно обратиться, если мне или директору опять не выдадут?может мне написать письмо, чтобы они офицально дали ответ, по какому праву не выдали справку? (в других налоговых просто по запросу вадают через 10 дней без всяких сверок, если выдали, что имеется неуплата, так милости просим идите выверяйте. но здесь УСН, все вовремя проплачиваем и то заставили пройти акт сверки и вот тебе на. )
Очень надеюсь на скорый ответ, хотелось бы в среду туда сходить с директором.

Меню пользователя Ната74
Посмотреть профиль
Отправить личное сообщение для Ната74
Найти ещё сообщения от Ната74

НК РФ
Статья 32. Обязанности налоговых органов

10) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

Пишите запрос, сдаете его, получаете штамп на вашем экземпляре, ждете 5 дней.
В запросе делаете ссылку на приведенную статью. Я думаю так будет хоть и не на много дольше, но зато, на много спокойнее. Ведь вам важен результат.

Есть один момент, в кодексе сказано “справка о состоянии расчетов”, НО

ПРИКАЗ от 23 мая 2005 г. N ММ-3-19/206@
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СПРАВКИ ОБ ИСПОЛНЕНИИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ, СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ, ПЕНЕЙ И НАЛОГОВЫХ САНКЦИЙ И МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ПО ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЮ
1. Утвердить
форму Справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций согласно приложению 1 к настоящему Приказу;

9. Признать утратившими силу с 01.07.2005 приложения N 3 и N 5 к Приказу ФНС России от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ “Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению”.

Налоговая не возвращает переплату по налогу, что делать?

Идти в суд, если налоговая отказывается возвращать переплату, пробовать оформить зачет в счет будущих платежей – иногда все это невозможно. При этом всегда есть шанс сделать так, чтобы в будущем проблем с переплатой налогов не возникало.

Сроки возврата и почему налоговая их нарушает

Возврат переплаты на расчетный счет компании в установленные законом сроки — это идеальная картина, которая в реальной жизни встречается редко. Деньги либо приходят с опозданием, либо вовсе не доходят до компании, так как:

  • инспекция потеряла заявление или по какой-то причине не одобряет переплату;
  • если есть задолженность, которую можно зачесть в счет переплаты – налоговая вначале произведет зачет (п. 6 ст. 78 НК РФ), а потом в лучшем случае пришлет остаток или сообщит, что указанной в заявлении на возврат суммы переплаты у компании нет.

Заставить инспекторов работать в рамках закона и даже наказать их за нерасторопность – вполне возможно. Так, в своей практике обслуживания клиентов мы в принципе не допускаем возникновение переплат. Если переплата возникла по вине предыдущего бухгалтера (до перехода компании на наше обслуживание) – мы выявляем и возвращаем ваши деньги в оборот, отслеживая предельные сроки процедурных моментов. (см. таблицу).

Таблица. Сроки процедурных моментов возврата

Принятие решения о возврате излишне уплаченного налога

Дата подачи налогоплательщиком заявления о возврате

10 рабочих дней

п. 8 ст. 78 НК РФ

Сообщение в адрес налогоплательщика о принятом решении о возврате переплаты по налогу либо об отказе в возврате переплаты

Дата принятия решения

п. 9 ст. 78 НК РФ

Возврат на расчетный счет налогоплательщика

Дата подачи налогоплательщиком заявления о возврате

п. 6 ст. 78 НК РФ

Отметим, что месяц – общий срок возврата. Как правило, мы называем клиентам точные сроки, так как регулярно проводим сверки с налоговой. Мы никогда не приступаем к процедуре возврата, не проведя в налоговой все необходимые зачеты.

Если налоговая отказала в возврате переплаты по налогу

Отказ налоговой необходимо проанализировать на предмет того, есть ли шанс исправить ситуацию в результате оспаривания.

Шаг 1. Ищем фактические ошибки

Пришел долгожданный ответ, но программа налоговиков что-то перепутала, и вы видите название другой компании. В этом случае вы имеете полное право отказать в приемке сообщения и ждать свой ответ.

Бывают и другие, менее очевидные оплошности. По этой причине сразу же, без детального изучения текста, подтверждать получение послания налоговой не стоит. Подтверждение можно отправить и на шестой рабочий день.

Шаг 2. Проверяем причину отказа

Есть ситуации заведомо проигрышные, в которых не поможет даже Верховный суд РФ, что видно из его определений:

  • от 19.03.2019 № 304-ЭС19-1659, от 27.02.2019 N 305-ЭС19-264, от 09.11.2018 № 307-КГ18-17764, от 30.08.2018 № 307-КГ18-12491, от 07.06.2018 № 305-КГ18-6745, от 11.05.2018 № 305-КГ18-4965 – пропуск трехлетнего срока с момента образования переплаты;
  • от 12.07.2018 № 305-КГ18-8930 – пропуск трехлетнего срока с момента образования переплаты; от 12.07.2018 № 305-КГ18-8930 – подача уточненной декларации в период рассмотрения заявления о возврате (его можно подавать только после окончания камеральной проверки);
  • от 11.07.2018 № 305-КГ18-8696 – требование возврата на основании подачи уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль после принятия решения налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки и оспаривания его в суде.

Таким образом, самая распространенная причина – пропуск срока. Дело в том, что суды отсчитывают три года не с момента, когда налогоплательщик узнал о переплате, а с даты ее образования. По этой причине так важен доскональный учет и регулярные сверки с налоговой.

Шаг 3. Обжалование отказа

Допустимый срок обжалования – один год со дня принятия решения об отказе. Как и в случае с другими налоговыми спорами, в этой ситуации обязательно досудебное урегулирование, то есть, прежде чем идти с заявлением в суд, необходимо подать жалобу на ИФНС в вышестоящую инстанцию – региональное управление ФНС.

Вначале жалобу должно рассмотреть налоговое управление, причем, получив ее от налоговой инспекции, которая вынесла решение об отказе. То есть вы отправляете жалобу в свою ИФНС, в трехдневный срок инспекция перешлет жалобу в управление.

После получения жалобы для управления начинается отсчет срока для ответа на нее – один месяц. Если ответ компанию не удовлетворит – тогда уже можно идти в суд. Лучше, если текст иска буквально цитирует жалобу, которая была подана в налоговое управление.

Некоторые компании для того, чтобы сэкономить на госпошлине, отправляют жалобу в ФНС России. Однако, как правило, это только потеря времени и затяжное отсутствие оборотных средств.

Как оспаривать бездействие налогового органа

Бездействие в данном случае выражается в том, что при вынесенном положительном решении о возврате переплаты ИФНС тянет с перечислением денег на расчетный счет компании.

Как и в случае с отказом, чтобы дойти до суда, необходимо направить в УФНС через свою налоговую жалобу на бездействие. Причем важно не пропустить трехмесячный срок (восстановление возможно только по уважительной причине).

Этот срок можно отсчитывать спустя месяц после подачи заявления на возврат, то есть с крайней даты, когда деньги должны быть возвращены на расчетный счет компании.

К жалобе необходимо приложить:

  • заявление с отметкой (квитанцией) о доставке в инспекцию;
  • решение о возврате (при наличии).

Если и после этой процедуры возврат не будет осуществлен – можно подать жалобу в суд, указав в ней, как минимум:

  • номер своей налоговой инспекции и ее территорию;
  • срок, в который ИФНС должна была осуществить возврат (со ссылкой на НК РФ), и не осуществила его;
  • требование о признании бездействия инспекторов незаконным и обязании их вернуть компании деньги.

Жалоба в арбитражный суд

Если конкретный исполнитель уже не работает в инспекции, иск можно подать и на саму инспекцию (п. 49 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5).

Компания должна доказать одновременно, что отсутствие возврата не соответствует Налоговому кодексу и нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности либо в иной экономической сфере.

К жалобе, кроме документации по обжалованию в УФНС, должны быть приложены:

  • квитанция об отправке копии заявления в налоговую;
  • документ об оплате 2 тыс. руб. (госпошлина).

Все это можно отправить в электронном виде, но одновременно быть готовым по требованию суда предоставить оригиналы документов (выписки из оригиналов).

Суд общей юрисдикции

Жалобу можно подать и в суд общей юрисдикции, причем определив его по месту нахождения:

  • самой компании;
  • инспекции, задержавшей возврат.

Причем, если речь идет о суммах до 50 тыс. руб., то можно подать жалобу мировому судье соответствующего судебного участка.

Почему суды не помогают

Суды – дело затяжное. Дела даже из Верховного суда нередко отправляют на пересмотр в суд первой инстанции (Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 08.08.2018 № 5-КГ18-140).

К тому же данные лицевой карточки налогоплательщика – изменчивы. Поэтому хотя суды подчас более эффективны, чем досудебное урегулирование, однако оперативно решить проблему нехватки оборотных средств они не помогут.

Проще не доводить ситуацию до необходимости что-либо оспаривать. У нас есть такой опыт, и мы точно знаем, что это – возможно. Переходите к нам на комплексное бухгалтерское обслуживание , если:

  • устали от проблем с неразберихой по вашим платежам в налоговой;
  • списания уже оплаченных налогов происходят на пике потребности в оборотных средствах.

Благодаря уникальному программному обеспечению и высококвалифицированным специалистам, мы экономим для наших клиентов гораздо больше, чем они платят нам.

Ссылка на основную публикацию
21.09.2009, 21:14#2