Надо ли сдавать ООО на УСН отчет о движении денежных средств в бухгалтерском балансе за 2020 год?

Составляем бухгалтерский баланс при УСН в 2019 – 2020 годах

Что особенного в бухотчетности «упрощенцев»

В настоящее время организации, применяющие УСН, обязаны вести бухучет, составлять и сдавать бухгалтерскую отчетность на общих основаниях. Закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ не делает для них никаких исключений (об этом – в письме Минфина России от 23.01.2015 № 03-11-06/2/1742).

Однако, обязывая «упрощенцев» вести учет и составлять бухотчетность, закон № 402-ФЗ дозволяет им как субъектам малого предпринимательства (к которым большинство из них относится) использовать упрощенные способы ведения учета и составлять упрощенную отчетность (ч. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ).

О составе упрощенной бухотчетности подробнее читайте в материале «Упрощенная отчетность малого бизнеса».

Обратите внимание: упрощенная отчетность — это право субъектов малого предпринимательства. То есть они сами вольны решать, сокращенную или обычную отчетность им составлять (п. 6 приказа Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07.2010 № 66н).

Правила заполнения бухгалтерского баланса для УСН в 2019–2020 гг.

Итак, бухгалтерский баланс при УСН. Его упрощенная форма приведена в приложении 5 к приказу № 66н.

ВАЖНО! За 2019 год формы бухотчетности, в т. ч. упрощенной обновлены.

Ключевые изменения в балансе (а также в другой бухгалтерской отчетности) таковы:

  • теперь отчетность можно составлять только в тыс. руб., миллионы в качестве единицы измерения больше использовать нельзя;
  • ОКВЭД в шапке заменен на ОКВЭД 2;
  • в бухгалтерском балансе нужно указывать сведения об аудиторской организации (аудиторе).

Отметку об аудиторе нужно ставить только тем фирмам, которые подлежат обязательному аудиту. Налоговики будут использовать ее как для наложения штрафа на саму организацию, если она проигнорировала обязанность пройти аудит, так и для того, чтобы знать у какого аудитора им истребовать сведения по организации в порядке ст. 93 НК РФ.

Подробнее об изменении форм читайте в этой публикации. Здесь можно скачать актуальные машиночитаемые формы в т. ч. для УСН за 2019 год. А тут вы найдете подробности нового порядка представления бухотчетности в госорганы. С 2020 года он существенно изменился.

В отличие от обычной формы упрощенный баланс содержит существенно меньшее количество строк: 5 в активе и 6 в пассиве. Кроме того, актив и пассив не делятся на разделы.

О ключевых различиях между обычным и упрощенным бухбалансом читайте в статье «Бухгалтерский баланс для малых предприятий (особенности)».

В активе упрощенного баланса укрупненно, без детализации, отражаются:

  1. Материальные внеоборотные активы, включающие в себя:
  • основные средства (счет 01 за вычетом амортизации, накопленной на счете 02);
  • имущество, предоставляемое за плату во временное пользование (счет 03 за вычетом амортизации, накопленной на счете 02);
  • оборудование к установке (счет 07);
  • капитальные вложения (счет 08, кроме вложений в НМА и НИОКР);
  • авансы, связанные со строительством ОС (счет 60) (см. письмо Минфина РФ от 24.01.2011 № 07-02-18/01).
  1. Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы, в которые входят:
  • НМА (счет 04 за вычетом амортизации, накопленной на счете 05);
  • долгосрочные финвложения (счет 58 за вычетом резерва под их обесценение, сформированного на счете 59);
  • вложения в НМА и НИОКР (субсчета 08-5, 08-8) и др.
  1. Запасы, состоящие:
  • из сырья и материалов (счет 10);
  • незавершенного производства (дебетовые остатки по счетам учета затрат 20, 21, 23 и др.);
  • товаров (счет 41);
  • готовой продукции (счет 43).
  1. Денежные средства и денежные эквиваленты, в том числе:
  • остатки по кассе, расчетному, валютному, специальным счетам (счета 50, 51, 52, 55-3);
  • переводы в пути (счет 57).
  1. Финансовые и другие оборотные активы, складывающиеся:
  • из краткосрочных финансовых вложений (счет 58 за вычетом резерва под обесценение, сформированного на счете 59);
  • дебетовых остатков по счетам учета расчетов (60, 62, 68, 69, 70, 76 и др.)

Пассив включает такие строки, как:

  1. Капитал и резервы. Это уставный, добавочный, резервный капитал и нераспределенная прибыль или непокрытый убыток (счета 80, 82, 83, 84).
  2. Долгосрочные заемные средства (со сроком погашения свыше 12 месяцев — счет 67).
  3. Другие долгосрочные обязательства (кредитовые остатки по счетам 60, 62, 68, 69, 76 (в части долгосрочной кредиторской задолженности).
  4. Краткосрочные заемные средства (со сроком погашения менее 12 месяцев — счет 66).
  5. Кредиторская задолженность (кредитовые остатки по счетам 60, 62, 68, 69, 70, 71, 73, 75, 76 (в части краткосрочной «кредиторки»).
  6. Другие краткосрочные обязательства.

Так же как и в обычном балансе, в сокращенном приводятся сведения за 3 года: отчетный, предыдущий и предшествующий предыдущему. То есть в балансе за 2019 год нужно показать остатки на 31.12.2019, 31.12.2018 и 31.12.2017.

Как известно, строки баланса закодированы. Их коды содержатся в приложении № 4 к приказу № 66н. Упрощенный баланс содержит укрупненные показатели, включающие несколько показателей (без детализации), поэтому код строки в нем нужно указывать по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя (п. 5 приказа № 66н).

Обратите внимание, подписывает баланс только руководитель организации, подпись главбуха на нем не требуется.

Итоги

Бухбаланс, составляемый при УСН, подчиняется общеустановленным принципам и правилам его формирования. Однако многие из «упрощенцев» относятся к числу субъектов малого бизнеса, и это дает им право не вести бухучет и составлять бухотчетность в упрощенной форме. Упрощение бухбаланса сводится к объединению в определенные группы ряда данных, детализированных в бланке обычного баланса.

Организация на УСН вправе не сдавать приложения к балансу

Субъект малого предпринимательства самостоятельно разрабатывает формы бухгалтерской отчетности

Организация является субъектом малого предпринимательства, применяет УСН. Вправе ли она сдать только бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, а остальные приложения к балансу не сдавать?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рассматриваемом случае годовая бухгалтерская отчетность организации может состоять из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах (отчета о прибылях и убытках) и пояснений к ним. Отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств составляются по необходимости, то есть в том случае, когда они могут содержать информацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Обоснование вывода:

В силу п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных Законом № 402-ФЗ, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. Исходя из этого в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 год отчет о прибылях и убытках должен именоваться отчетом о финансовых результатах (информация Минфина России от 04.12.2012 г. № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” (ПЗ-10/2012)» (далее – информация № ПЗ-10/2012)).

Обращаем Ваше внимание, что согласно Закону № 402-ФЗ аудиторское заключение и пояснительная записка не входят в состав бухгалтерской отчетности (смотрите Информацию № ПЗ-10/2012, письмо Минфина России от 30.01.2013 г. № 03-02-07/1/1724).

Согласно п. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н, организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в объеме форм, предусмотренных в п. 30 данного Положения. Отчетность организаций состоит из:

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, в частности отчета о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и иных отчетов, предусмотренных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета;

г) пояснительной записки;

д) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она, в соответствии с федеральными законами, подлежит обязательному аудиту.

При этом субъектам малого предпринимательства разрешается не представлять Отчет о движении денежных средств. Кроме того, субъекты малого предпринимательства имеют право не представлять приложение к бухгалтерскому балансу, иные приложения и пояснительную записку.

Формы бухгалтерской отчетности утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 г. № 66н (далее – приказ № 66н).

В свою очередь, п. 6 Приказа N 66н установлено, что организации – субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе:

– в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);

–- в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (п. 6 ПБУ 4/99 “Бухгалтерская отчетность организации”).

Формы упрощенной отчетности утверждены приказом Минфина России от 17.08.2012 N 113н и приведены в Приложении N 5 к Приказу N 66. В соответствии с указанными формами разработаны форматы их представления в электронной форме (приказ ФНС России от 25.01.2013 N ММВ-7-6/34@ “Об утверждении формата представления бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства в электронной форме”). Эти форматы подлежат применению с отчетности за 2012 год.

В то же время организации – субъекты малого предпринимательства вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в соответствии с п.п. 1-4 Приказа N 66н (то есть в общеустановленном порядке).

Дополнительно в информации Минфина России от 01.11.2012 N ПЗ-3/2012 “Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства” (далее – Информация) разъясняется, что субъект малого предпринимательства может составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме. В частности, решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность субъекта малого предпринимательства, за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг, отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (п. 17 Информации).

Кроме того, субъект малого предпринимательства самостоятельно разрабатывает формы бухгалтерской отчетности. При этом он может использовать упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (п. 18 Информации).

В п. 19 Информации говорится, что субъект малого предпринимательства может раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных субъектов предпринимательства.

Субъект малого предпринимательства приводит в бухгалтерской отчетности показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях обособленно лишь в случае их существенности, если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения субъекта или финансовых результатов его деятельности (п. 20 Информации).

Таким образом, в рассматриваемом случае годовая бухгалтерская отчетность организации может состоять из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах (отчета о прибылях и убытках) и пояснений к ним. Отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств составляются по необходимости, то есть в том случае, когда они могут содержать информацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Вопрос о необходимости представления организациями, применяющими УСН, в налоговый орган бухгалтерской отчетности за 2012 год на данный момент является неурегулированным.

Из положений части 1 ст. 2 и части 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ следует, что организации, применяющие УСН, с 01.01.2013 должны вести бухгалтерский учет на общих основаниях. На этот факт также обращает внимание и финансовое ведомство (смотрите, например, письма Минфина России от 23.10.2012 N 03-11-09/80, от 26.03.2012 N 03-11-06/2/46).

Организация составляет годовую бухгалтерскую отчетность за отчетный год (с 1 января по 31 декабря включительно), если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (части 2, 3 ст. 13, часть 1 ст. 15 Закона N 402-ФЗ).

При этом не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской отчетности представляется организацией в орган государственной статистики по месту государственной регистрации (части 1, 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ).

Читайте также:  Можно ли не применять онлайн ККМ?

Обязанность представлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган по месту нахождения организации закреплена подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ. Редакция указанного подпункта, вступившая в силу с 1 января 2013 года, также предусматривает предоставление в налоговый орган только годовой бухгалтерской отчетности в срок не позднее трех месяцев после окончания отчетного года.

С одной стороны, отчетный период (с 1 января по 31 декабря 2012 года) под действие Закона № 402-ФЗ не попадает. В полной мере Закон № 402-ФЗ начнет действовать применительно к отчетному периоду, то есть (с 1 января по 31 декабря 2013 года). Обратной силы Закон № 402-ФЗ не имеет, поскольку это в нем специально не оговорено. Как сказано в определении КС РФ от 20.11.2008 г. № 745-О-О, вопрос о возможности придания обратной силы нормативным правовым актам неоднократно был предметом изучения Конституционного Суда РФ. И в этой, высшей инстанции разъяснено, что основным принципом существования закона во времени является немедленное действие. Придание обратной силы закону – исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя. Для этого либо в тексте закона должно содержаться специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу должна иметься подобная норма (п. 3 определения КС РФ от 20.11.2008 г. № 745-О-О). Но Закон № 402-ФЗ подобных указаний не содержит.

С другой стороны, в письме Минфина России от 09.01.2013 г. № 07-02-18/01 «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 год» сказано, что при проведении аудита бухгалтерской отчетности следует иметь в виду Информацию № ПЗ-10/2012.

Некоторые специалисты также делают вывод, что организации, применяющие УСН, в 2013 году должны руководствоваться Законом № 402-ФЗ и сдавать бухгалтерскую отчетность за 2012 год. Такой позиции, например, придерживается и эксперт журнала «Российский бухгалтер» В. Семенихин (Годовой отчет 2011: изменения в бухгалтерском учете и отчетности с 2012 года. В. Семенихин, «Российский бухгалтер», № 1, январь 2012 г.).

При этом Законом № 402-ФЗ не предусмотрены специальные положения для организаций, применяющих УСН, необходимые для перехода к ведению бухгалтерского учета. Иными словами, остается непонятным, на основании каких данных будут заполняться в бухгалтерском балансе входящие остатки по активам и обязательствам на начало 2011-2012 годов (например, в том случае, если в эти периоды организация не вела бухгалтерский учет в полном объеме, на основании п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Упрощенная бухгалтерская отчетность для малых предприятий за 2019 год

Кто сдает упрощенную бухгалтерскую финансовую отчетность

Законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ для некоторых организаций предусмотрено право применения упрощенных способов ведения бухучета, а также составления упрощенной бухгалтерской отчетности. В п. 4 ст. 6 этого закона перечислены такие субъекты:

  • организации, относящиеся к малым по объему предпринимательства;
  • некоммерческие структуры, созданные в соответствии с законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
  • участники проекта «Сколково», подчиняющиеся закону «Об инновационном центре «Сколково» от 28.09.2010 № 244-ФЗ.

Чтобы определить, относится ли организация к малым, нужно соотнести ее показатели с требованиями закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

О критериях, соблюдение которых обязательно, чтобы назвать организацию малым предприятием, читайте в статье «Малое предприятие – критерии отнесения».

Кроме того, желающим упростить свой бухучет следует проверить, не подпадают ли они под ограничения, установленные п. 5 ст. 6 закона № 402-ФЗ. Этот пункт запрещает применять упрощенные учет и отчетность, например, госорганизациям, субъектам, подпадающим под обязательный аудит, некоторым юридическим структурам.

Состав упрощенной бухгалтерской отчетности за 2019 год

Начнем с того, что в силу п. 1 ст. 14 закона № 402-ФЗ бухотчетность состоит:

Приложениями, в свою очередь, являются (пп. 2, 4 приказа Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н):

  • отчет об изменениях капитала;
  • отчет о движении денежных средств;
  • отчет о целевом использовании средств;
  • пояснения к отчетности.

О составлении приложений к бухгалтерской отчетности читайте в материале “Заполнение формы 3,4 и 6 бухгалтерского баланса”.

Отметим, что для некоммерческих организаций отчет о целевом использовании средств обозначается как форма обязательной годовой бухгалтерской отчетности наряду с балансом (п. 2 ст. 14 закона № 402-ФЗ). Заполнять этот отчет должны не только НКО, но и прочие компании, если они получали целевые средства.

Что касается тех, кто применяет упрощенные правила, в приказе № 66н есть особые послабления. В обязательных формах можно указывать укрупненные показатели, объединяемые по группам. Такими формами являются:

Для этих трех отчетов законодатели привели сокращенные формы в упомянутом приказе № 66н, найти их можно в приложении 5. У имеющих право на упрощение отчетности есть возможность выбрать, применять приведенные в приказе формы либо разработать их самостоятельно.

Согласно подп. «б» п. 6 приказа № 66н в приложениях к основным формам необходимо указывать только те данные, которые могут повлиять на мнение пользователей отчетности о результатах работы организации или ее финансовом состоянии. Соответственно, если такой важной информации нет, то заполнять приложения необязательно. Это подтверждает и п. 17 информации Минфина РФ № ПЗ-3/2015.

Изменения в бухгалтерской отчетности за 2019 год

Упрощенную бухотчетность малый бизнес вправе сдать по форме КНД 0710096 (единый формуляр, куда входит баланс, форма 2 и все приложения) или из приложения 5 к приказу Минфина от 02.07.2010 №66н, заполнив отдельно упрощенный баланс по форме ОКУД 071001, отчет о финрезультатах – по форме ОКУД 071002, а также отчет о целевом использовании средств по форме ОКУД 071003.

Бланк формы КНД 0710096 в целом не изменился. Но налоговики внесли правки в машиночитаемую форму (см. письмо ФНС от 25.11.2019 № ВД-4-1/24013@).

Скачать бланки форм упрощенной отчетности по форме КНД 0710096 можно по ссылке ниже

В бланки из приложения 5 внесены изменения. С июня 2019 года бланки бухгалтерской отчетности нужно применять в редакции приказа Минфина от 19.04.2019 № 61н. Изменения в целом не значительны:

  • ОКВЭД заменен на ОКВЭД 2;
  • упразднена единица измерения млн.руб., отчет заполняйте только в тысячах;
  • скорректирован код по ОКЕИ.

В отчете о целевом использовании средств также изменен код по ОКУД.

Подробнее об изменениях читайте здесь.

Скачать все 3 бланка можно в формате excel по ссылке ниже

Особенности составления упрощенной отчетности

Для устранения некоторых вопросов, касающихся темы нашей статьи, Минфин РФ издал информационное сообщение № ПЗ-3/2015. В этом сообщении собраны основные послабления для применяющих упрощенную отчетность:

  1. Решение о раскрытии какой-либо информации должно опираться на существенность данных для пользователей (включая выделение отдельных статей из их групп в формах отчетности).
  2. Можно не расписывать информацию:
  • о связанных сторонах;
  • сегментах;
  • по прекращаемой деятельности.
  1. События после отчетной даты показываются в бухотчетности, только если это имеет рациональный смысл.
  2. При внесении изменений в учетную политику можно отражать в отчетности существенные последствия этого факта перспективно.
  3. Значимые ошибки прошлых лет можно исправлять, затрагивая прочие доходы или расходы текущего периода, без корректировки нераспределенной прибыли/убытка.

Заполнение упрощенных форм отчетности

Упрощенный баланс имеет укрупненные статьи, которые включают в себя несколько объектов учета. В таблице ниже покажем, что входит в каждую строку баланса.

Материальные внеоборотные активы

Основные средства, незавершенные капитальные вложения в них

Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы

НМА, результаты исследований и разработок, вложения в НМА, исследования и разработки, долгосрочные финансовые вложения (выданные займы, векселя, облигации) и пр.

Материалы, товары, незавершенка, готовая продукция

Денежные средства и денежные эквиваленты

Денежные средства в различной валюте, переведенные в рубли, в банке и в кассе. Их эквиваленты в виде высоколиквидных вложений, которые можно быстро обменять на деньги без значительного риска потери, например вклады до востребования

Финансовые и другие оборотные активы

Дебиторка, авансы выданные, краткосрочные финансовые вложения, прочие несущественные оборотные активы

Капитал и резервы

Уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль. НКО включают в эту строку целевые средства, фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества и иные целевые фонды

Долгосрочные заемные средства

Кредиты и займы сроком более года и проценты по ним

Другие долгосрочные обязательства

Кредиторка и целевое финансирование сроком более года, резервы предстоящих расходов со сроком более года и пр.

Краткосрочные заемные средства

Кредиты и займы сроком менее года и проценты по ним

Кредиторка перед контрагентами, персоналом, бюджетом, учредителями, авансы полученные и пр.

Другие краткосрочные обязательства

Резервы предстоящих расходов, целевое финансирование, доходы будущих периодов со сроком менее года и пр.

В упрощенном отчете о финансовых результатах не выделяются виды расходов по основной деятельности и некоторые другие показатели, детализирующие его данные при оформлении по обычной форме. Ниже в таблице показаны составляющие этого отчета.

Выручка за вычетом НДС и акцизов

Расходы по обычной деятельности

Себестоимость, коммерческие, управленческие расходы

Проценты к уплате

Проценты по полученным кредитам и займам

Доходы, не относящиеся к обычной деятельности

Прочие расходы за вычетом процентов к уплате

Налоги на прибыль (доходы)

Текущий налог на прибыль

Чистая прибыль (убыток)

Результирующая строка = 1 – 2 – 3 + 4 – 5 – 6

Бланк и образец заполнения бухгалтерского баланса за 2019 год можно скачать в статье «Бухгалтерский баланс за 2019 год: образец заполнения».

В каком виде сдается упрощенная отчетность в ИФНС

Все экономические субъекты, составляющие бухгалтерскую отчетность, должны представить ее годовой вариант в налоговую в силу подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ. Кодекс не обязывает сдавать отчет в электронном или бумажном виде, такой выбор может сделать организация самостоятельно.Об этом в очередной раз напомнил Минфин РФ в письме от 13.02.2018 № 03-02-07/1/8624.

Однако в настоящее время все большее распространение получают программы для отправки электронной отчетности в связи с требованиями налогового законодательства об использовании электронных форм сдачи налоговых отчетов для организаций с численностью более 100 человек, а также для всех субъектов, отчитывающихся по НДС. В связи с этим ФНС разработан специальный формат упрощенной бухотчетности КНД 0710096, последний (актуальный) вариант которого утвержден приказом от 16.07.2018 № ПА-4-6/13687@ (см. письмо ФНС от 16.07.2018 № ПА-4-6/13687@).

О существующих способах отправки отчетности через интернет, читайте в статье «Порядок сдачи налоговой отчетности через Интернет».

Итоги

Малые предприятия имеют право составлять бухотчетность как в обычном (полном), так и в упрощенном (сокращенном) виде. Упрощение выражается в уменьшении количества самих отчетов, а также в укрупнении данных по отражаемой в них информации. Однако следует иметь в виду, что показатели, которые являются существенными и могут повлиять на мнение пользователей отчетности, необходимо раскрыть либо отдельными строками в формах отчетности, либо в приложениях к ним.

О новых правилах, по которым нужно будет представлять отчетность за 2019 год, читайте в статье «Порядок сдачи бухгалтерской отчетности изменен».

Форма бухгалтерского баланса в 2020 году: изменения

В 2019 году произошли некоторые изменения в бухгалтерском законодательстве, которые заставили Минфин России скорректировать форму бухгалтерского баланса с 2020 года. Изменения рассмотрены в этом обзоре.

Актуальная версия формы баланса

Форма бухгалтерской отчётности № 1 – бухгалтерский баланс – в 2020 году по-прежнему утверждена Приложением № 1 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 года № 66н (далее – приказ № 66н), но в новой редакции. Многочисленные изменения и дополнения внёс приказ Минфина от 19.04.2019 № 61н.

Причины изменений в форму баланса

В основном, поправки связаны с внесением изменений в:

  • ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»;
  • ФЗ о бухучете (с 2020 г. ФНС формирует и ведет единый госреестр бухотчетности).
Читайте также:  Можно ли зарегистрировать ООО по временной прописке (при этом постоянная тоже имеется)?

Что поменялось

Теперь рассмотрим детально все изменения в бланке бухгалтерского баланса с 2020 года.

Скорректировали шапку баланса

В заголовочной части бух. баланса код формы по ОКУД теперь приведен в соответствие с постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 299 в действующей редакции приказов Росстандарта.

Также заменена отсылка с кодов видов деятельности по ОКВЭД на коды по ОКВЭД 2.

Исключили суммовой показатель

Теперь в бухгалтерском балансе данные можно вносить только в «тыс. руб.», а в «млн руб.» – нельзя.

Дело в том, что последний показатель исключен из формы. Отметим, что до 2020 года этот показатель можно было выбирать.

ФНС России рекомендовала следующие машиночитаемые формы бухгалтерской отчетности:

  • форма КНД 0710099 – кто отчитывается в общем порядке;
  • форма КНД 0710096 – кто отчитывается по упрощенным формам.

Новая строка для аудита

Под шапкой баланса с 2020 года добавлена строка для отметки об обязательном аудите годовой отчетности. Этот блок выглядит так:

Если аудит для компании обязателен в силу закона или внутренних правил, нужно сделать пометку в соответствующем поле и указать сведения об аудиторе.

Не нужно сдавать баланс в Росстат

С бухгалтерской отчетности за 2019 год обязательный экземпляр бухгалтерского баланса необходимо сдавать только в налоговый орган. Это значит, что представлять его также в территориальный орган статистики больше не нужно: обязанность отменена.

Хотя особый порядок предусмотрен для организаций:

  • чей баланс содержит гостайну;
  • из специального перечня Правительства РФ.

Соответствующие изменения в НК РФ внёс Закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ (далее – Закон № 444-ФЗ), в ФЗ о бухучете – Закон от 28.11.2018 № 447-ФЗ.

Данное нововведение связано с введением с 2020 года в России государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, который ведёт ФНС России.

Нормы Закона № 444-ФЗ вступают в силу с 1 января 2020 года. С этой даты ФНС России начинает, а Росстат прекращает исполнять полномочия по формированию и ведению госреестра бухотчетности (ГИРБО). В частности, Росстат прекратит собирать обязательные экземпляры отчетности, в том числе пересмотренной, а также аудиторские заключения о ней за отчетный период 2018 года и отчетные периоды, истекшие до 1 января 2018 года.

Цели этого изменения таковы:

  • снижение административного бремени, которое организации несут в связи с исполнением обязанностей по представлению бух. баланса в госорганы;
  • упрощение доступа заинтересованных лиц к этому отчёту.

Подробные официальные разъяснения по новым правилам для бухотчетности Минфин России дал в своём информационном сообщении от 13.12.2018 № ИС-учет-12 .

Только электронный вид

С отчета за 2019 год все организации, кроме представителей малого бизнеса, сдают баланс только в электронном виде. Соответствующие поправки в ФЗ о бухучете внёс Закон № 444-ФЗ.

Малый бизнес (при соответствии его критериям) может отчитываться по своему выбору – формировать баланс на бумаге или электронно. Однако за 2020 год и малые предприятия обязаны отчитываться исключительно по электронным каналам.

Отметим, что до 2020 года все организации могли сдавать баланс как на бумаге, так и в электронном виде.

Уточнен порядок признания баланса составленным

По общему правилу бухгалтерская отчетность организации считается составленной после подписания ее руководителем. С отчетности за 2019 год глава компании вправе подписать электронный баланс при помощи ЭЦП. Такое изменение в ФЗ о бухучете (уточненная редакция ч. 8 ст. 13) внёс Закон № 444-ФЗ.

Таким образом, законодатели приравняли электронный баланс к балансу на бумаге. И с 2020 года у руководителя компании есть выбор: подписать бумажный экземпляр или заверить электронной подписью электронный документ.

Отметим, что до 2020 года бухотчетность признавалась составленной только после того, как руководитель подписал ее именно на бумаге.

Таким образом, ФЗ «О бухгалтерском учете» более не связывает признание бухгалтерской отчетности составленной исключительно с подписанием ее экземпляра на бумажном носителе.

Еще уточнения

По новым правилам, независимо от того, в каком виде составлен баланс (на бумаге/электронно), он признается официальной отчетностью организации.

Когда законом или договором предусмотрено представление бухотчетности другому лицу или в госорган на бумаге, организация обязана по их требованию за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии бухгалтерской отчетности, составленной в виде электронного документа.

Данная норма Закона № 444-ФЗ вступает в силу с 1 января 2020 года.

Сколько стоит бух. баланс контрагента

С мая 2020 года запросить бухотчетность контрагентов можно с помощью специального интернет-ресурса на сайте ФНС:

  • бесплатно – получить информацию о бухгалтерской (финансовой) отчетности любой организации;
  • за плату – получить экземпляр отчетности, подписанный электронной подписью ФНС России.

Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 25.06.2019 № 811 «О случаях, размере и порядке взимания платы за предоставление информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности», сумма платы составит 200 000 рублей за годовое обслуживание 1 рабочего места (т. е. одного компьютера).

Эти изменения в Закон о бухучете внёс Закон № 444-ФЗ.

Средства из бюджета на капзатраты отражают по-новому

С 2020 года действуют изменения, внесенные в ПБУ 13/2000 «Учет госпомощи» приказом Минфина России от 04.12.2018 № 248н.

Теперь в качестве обособленной статьи в разд. IV «Долгосрочные обязательства» баланса можно отражать доходы будущих периодов, признанные согласно абз. 2 п. 9 ПБУ 13/2000 в связи с получением бюджетных средств на финансирование капитальных затрат (подп. «а» п. 21 ПБУ 13/2000).

Информация о таких доходах будущих периодов по строке 1450 «Прочие обязательства» не приводят, даже если их величина несущественна.

Отметим, что принятый организацией порядок представления информации об этих доходах надо раскрыть в пояснениях к бухгалтерской отчетности (п. 22 ПБУ 13/2000).

Также введён новый состав показателей баланса, раскрывающих информацию о полученной госпомощи. Здесь отдельными статьями с учетом существенности отражают:

• неиспользованный остаток предоставленных бюджетных средств в составе целевого финансирования;
• дебиторскую задолженность по бюджетным средствам, принятым к бухучету;
• кредиторскую задолженность по возврату бюджетных средств, признанную в бухучете;
• доходы будущих периодов, которые организация при получении госпомощи на текущие расходы признала в составе краткосрочных обязательств.

Отметим, что до 2020 года остаток предоставленных бюджетных средств организация показывала по статье «Доходы будущих периодов» либо обособленно в разделе «Краткосрочные обязательства».

В балансе доходы будущих периодов, признанные при получении средств на финансирование капитальных затрат, можно отражать одним из двух способов. Как:

  1. обособленная статья в составе долгосрочных обязательств;
  2. регулирующая величина, уменьшающая балансовую стоимость внеоборотных активов.

Новый порядок для строки 1520

С 2020 года также действуют изменения, внесенные в ПБУ 13/2000 приказом Минфина от 04.12.2018 № 248н.

Теперь по строке 1520 «Кредиторская задолженность» показывают также кредиторку по возврату бюджетных средств, полученных в предыдущие годы в качестве государственной помощи.

Условие: данная задолженность не является существенной. Если она существенна, то ее отражают по отдельной статье разд. V «Краткосрочные обязательства» баланса (подп. «в» п. 20, п. 14 ПБУ 13/2000).

Новый вид актива

С 2020 года в ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» (утв. приказом Минфина России от 02.07.2002 № 66н) приказом Минфина России от 05.04.2019 № 54н введен новый вид активов организации – долгосрочные активы к продаже.

В бухгалтерском балансе стоимость долгосрочного актива к продаже отражают за вычетом резерва под снижение стоимости этого актива. При этом создание, доначисление и уменьшение указанного резерва изменяют расходы (доходы) периода, в котором имели место эти операции.

Стоимость долгосрочных активов к продаже отражают в разделе «Оборотные активы» отдельной статьей либо включают в другую статью. Например, «Прочие оборотные активы».

Начало действия изменений

Отметим, что перечисленные изменения в бухгалтерском балансе нужно иметь в виду с отчетности за 2020 год. Хотя организация вправе принять решение использовать их и ранее, но тогда необходимо прописать это в своей учетной бухгалтерской политике.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Отчет о движении денежных средств

Отчет о движении денежных средств (форма 4) сдается один раз в год в составе годовой бухотчетности. В нем показаны все поступления и все платежи, а также остатки денег на начало и конец периода. Представлять отчет нужно всем организациям, кроме тех, кто вправе вести упрощенный учет.

Для чего используют ОДДС

Отчет о движении денежных средств (ОДДС) входит в состав бухгалтерской отчетности. Сдавать его нужно по итогам года. Отказаться от него вправе организации, которые представляют упрощенную бухотчетность:

  • субъекты малого предпринимательства;
  • некоммерческие организации;
  • участники проекта «Сколково».

Бесплатно получить образец учетной политики и вести бухучет в веб‑сервисе для небольших ООО и ИП

ОДДС — это, по сути, пояснения к строке 1250 «Денежные средства и денежные эквиваленты» баланса. Он раскрывает информацию о платежах и поступлениях денег и денежных эквивалентов (например, банковских депозитов до востребования или векселей со сроком погашения до трех месяцев), а также об остатках денег на начало и конец периода.

ВНИМАНИЕ. При составлении ОДДС не учитываются денежные потоки, изменяющие состав, но не общую сумму денежных средств. Это получение наличных с банковского счета, перевод с одного счета на другой и проч.

Структура и содержание отчета о движении денежных средств

Бланк отчета утвержден приказом Минфина от 02.07.10 № 66н. Правила составления установлены ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств».

В отчете три раздела.

В первом отражаются денежные потоки от текущих операций. Это выручка и платежи по обычной деятельности организации. По результатам таких операций, как правило, формируется прибыль (убыток) от продаж.

Во втором отражаются денежные потоки от инвестиционных операций. К ним относится покупка и продажа транспортных средств, оборудования и проч. Еще один пример — финансовые вложения, кроме покупки денежных эквивалентов и вложений, предназначенных для перепродажи в краткосрочной перспективе.

В третьем разделе показываются потоки от финансовых операций. Это вклады учредителей, поступления от выпуска акций, банковские кредиты и проч.

Проверить финансовое состояние своей организации и ее контрагентов

Правила и требования заполнения отчета о движении денежных средств

  1. Поступления от продажи товаров, основных средств и прочего показывают без НДС. Платежи поставщикам и подрядчикам тоже отражают без НДС.
  2. НДС и акцизы указывают отдельно, в свернутом виде, в составе денежных потоков от текущих операций. Берется весь НДС (акцизы), предъявленный покупателям, и сравнивается с суммой всего входного НДС (акцизов). Если предъявленный налог больше входного, разницу показывают по строке 4119 «Прочие поступления». Если меньше, то по строке 4129 «Прочие платежи».
  3. Выданную зарплату (включая НДФЛ) и заплаченные страховые взносы отражают по строке 4122 «В связи с оплатой труда работников».
  4. Налог на прибыль показывают отдельно по строке 4124 «Налог на прибыль организаций». Остальные налоги (кроме НДС, акцизов и НДФЛ) суммируют и отражают по специально введенной для этого строке — например, 4125 «Иные налоги и сборы».

Вести учет, готовить и сдавать отчетность по налогу на прибыль и НДС

Пример и порядок заполнения ОДДС

По состоянию на 31 декабря предшествующего года у ООО «Русалка» значились остатки: по счету 50 «Касса» — 10 000 руб., по счету 51 «Расчетные счета» — 50 000 руб.

Денежные потоки от текущих операций

В отчетном году на счет «Русалки» поступила выручка от продажи товаров на сумму 1 200 000 руб.(в т. ч. НДС 20% — 200 000 руб.). Компания перечислила поставщикам 840 000 руб. (в т. ч. НДС 20% — 140 000 руб.), сделала платежи в связи с заработной платой работников на сумму 250 000 руб. и перевела 98 000 руб. налогов (в т. ч. налог на прибыль —50 000 руб.).

Читайте также:  Ликвидация ООО с двумя учредителями 50% на 50% ,с чего начать?

В строках ОДДС отражено:

  • 4110 «Поступления — всего» 1 060 тыс. руб.(1 000 + 60)
  • 4111 «От продажи продукции, товаров, работ и услуг» 1 000 тыс. руб.(1 200 — 200)
  • 4119 «Прочие поступления» 60 тыс. руб. (200 — 140)
  • 4120 «Платежи — всего» 1 048 тыс. руб.(700 + 250 + 50 + 48)
  • 4121 «Поставщикам (подрядчикам) за сырье, материалы, работы услуги» 700 тыс. руб.(840 — 140)
  • 4122 «В связи с оплатой труда работников» 250 тыс. руб.
  • 4124 «Налог на прибыль организаций» 50 тыс. руб.
  • 4125 «Иные налоги и сборы» 48 тыс. руб.(98 — 50)
  • 4100 «Сальдо денежных потоков от текущих операций» 12 тыс. руб.(1060 — 1048)

Заполнить и сдать баланс по актуальной форме в ИФНС и Росстат Сдать бесплатно

Денежные потоки от инвестиционных операций

«Русалка» продала акции, выпущенные другой организацией, на сумму 500 000 руб. и выдала долгосрочный заем сторонней компании в размере 300 000 руб.

В строках ОДДС отражено:

  • 4210 «Поступления — всего» 500 тыс. руб.
  • 4212 «От продажи акций других организаций (долей участия)» 500 тыс. руб.
  • 4220 «Платежи — всего» 300 тыс. руб.
  • 4223 «В связи с приобретением долговых ценных бумаг (прав требования денежных средств к другим лицам), предоставление займов другим лицам» 300 тыс. руб.
  • 4200 «Сальдо денежных потоков от инвестиционных операций» 200 тыс. руб.(500 — 300)

Денежные потоки от финансовых операций

«Русалка» взяла в банке кредит на сумму 400 000 руб. и вернула его часть в размере 150 000 руб.

В строках ОДДС отражено:

  • 4310 «Поступления — всего» 400 тыс. руб.
  • 4311 «Получение кредитов и займов» 400 тыс. руб.
  • 4320 «Платежи — всего» 150 тыс. руб.
  • 4323 «В связи с погашением (выкупом) векселей и других долговых ценных бумаг, возврат кредитов и займов» 150 тыс. руб.
  • 4300 «Сальдо денежных потоков от финансовых операций» 250 тыс. руб.(400 — 150)

Итоговые показатели

  • 4400 «Сальдо денежных потоков за отчетный период» 462 тыс. руб.(12+200+250)
  • 4450 «Остаток денежных средств и денежных эквивалентов на начало отчетного периода» 60 тыс. руб.(10 + 50)
  • 4500 «Остаток денежных средств и денежных эквивалентов на конец отчетного периода» 522 тыс. руб. (462 + 60)

ВАЖНО. У формы отчета о движении денежных средств меняется код ОКУД. Прежнее значение — 0710004, новое — 0710005. Изменения внесены приказом Минфина от 19.04.19 № 61н, применяются с отчетности за 2019 год.

Что изменится в бухотчетности в 2020 году

Из этой статьи вы узнаете, какие нововведения и изменения предусмотрены в законодательстве в отношении бухгалтерской отчетности в 2020 году. Сразу скажем, что изменений довольно много и они носят основополагающий характер.

Новые формы отчетности

Поправки связаны с внесением изменений в:

  • ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»;
  • ФЗ о бухучете (с 2020 г. ФНС формирует и ведет единый госреестр бухотчетности).

Таким образом, бухотчетность за 2019 год необходимо сдавать по обновлённым формам.

Изменения, общие для всех форм

Коды форм по ОКУД приведены в соответствие с постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 299 в действующей редакции приказов Росстандарта. Также заменена отсылка с кодов видов деятельности по ОКВЭД на ОКВЭД 2.

Обратите внимание, что теперь в бухбалансе и отчете о финрезультатах вносить данные можно только в «тыс. руб.», а в «млн руб.» — нельзя (ранее можно было выбирать).

Изменения в отчете о финрезультатах

Из формы исключены строки:

  • 2421 «Постоянные налоговые обязательства (активы)»;
  • 2430 «Изменение отложенных налоговых обязательств»;
  • 2450 «Изменение отложенных налоговых активов».

Одновременно появились новые строки:

  • налог на прибыль (отражают расход и доход по налогу на прибыль; ранее — отсутствовал);
  • 2411 «Текущий налог на прибыль» (ранее — текущий налог на прибыль, в т. ч. постоянные налоговые обязательства (активы);
  • 2412 «Отложенный налог на прибыль» (ранее — изменение отложенных налоговых обязательств/изменение отложенных налоговых активов);
  • 2530 «Налог на прибыль от операций, результат которых не включается в чистую прибыль (убыток) периода» (участвует в формировании совокупного финансового результата периода; ранее отсутствовал).

Совокупный финрезультат теперь нужно будет определять, как сумму строк:

ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК)

РЕЗУЛЬТАТ ОТ ПЕРЕОЦЕНКИ ВНЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ, НЕ ВКЛЮЧАЕМЫЙ В ЧИСТУЮ ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) ПЕРИОДА

РЕЗУЛЬТАТ ОТ ПРОЧИХ ОПЕРАЦИЙ, НЕ ВКЛЮЧАЕМЫЙ В ЧИСТУЮ ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОТ ОПЕРАЦИЙ, РЕЗУЛЬТАТ КОТОРЫХ НЕ ВКЛЮЧАЕТСЯ В ЧИСТУЮ ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) ПЕРИОДА

Таким образом, Минфин уточнил показатели, характеризующие налог на прибыль. А именно — состав и наименование показателей, раскрывающих величину налога на прибыль в отчете о финансовых результатах (информационное сообщение Минфина России от 28.05.2019 № ИС-учет-18 ).

Соответствующим образом изменены коды строк, установленные в Приложении № 4 к приказу № 66н.

Отметим, что перечисленные изменения в отчете нужно иметь в виду с бухотчетности за 2020 год. Хотя организация вправе принять решение использовать их и ранее.

Что изменилось в упрощенном отчете о финрезультатах

Это изменение в отчете о финансовых итогах необходимо применять с бухгалтерской отчетности за 2020 год. Однако организация вправе принять решение использовать его и раньше.

  • форма КНД 0710099 — кто отчитывается в общем порядке;
  • форма КНД 0710096 — кто отчитывается по упрощенным формам.

Новая строка для аудита

Если аудит обязателен, нужно сделать пометку в соответствующем поле и указать сведения об аудиторе.

Отмена отчётности в Росстат

Хотя особый порядок предусмотрен для организаций:

  • чья отчетность содержит гостайну;
  • из специального перечня Правительства РФ.

Соответствующие изменения в НК РФ внёс Закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ (далее — Закон № 444-ФЗ), в ФЗ о бухучете — Закон от 28.11.2018 № 447-ФЗ.

Данное нововведение связано с введением в России государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, который ведёт ФНС России.

Нормы Закона № 444-ФЗ вступают в силу с 1 января 2020 года. С этой даты ФНС России начинает, а Росстат прекращает исполнять полномочия по формированию и ведению госреестра бухотчетности (ГИРБО). В частности, Росстат прекратит собирать обязательные экземпляры отчетности, в том числе пересмотренной, а также аудиторские заключения о ней за отчетный период 2018 года и отчетные периоды, истекшие до 1 января 2018 года.

Цели этого изменения таковы:

  • снижение административного бремени, которое организации несут в связи с исполнением обязанностей по представлению своей бухотчетности в госорганы;
  • упрощение доступа заинтересованных лиц к такой отчетности.

Подробные официальные разъяснения по новым правилам для бухотчетности Минфин России дал в своём информационном сообщении от 13.12.2018 № ИС-учет-12 .

Новые требования к виду отчетности

Малый бизнес (при соответствии его критериям) может отчитываться по своему выбору — на бумаге или через Интернет. Однако за 2020 год и малые предприятия обязали отчитываться исключительно через Интернет.

Отметим, что ранее все организации могли сдавать бухотчетность как на бумаге, так и в электронном виде.

Уточнен порядок признания бухотчетности составленной

Таким образом, законодатели приравняли электронный баланс к балансу на бумаге. Теперь у главы компании есть выбор: подписать бумажный экземпляр или заверить электронной подписью электронный документ.

Таким образом, ФЗ «О бухгалтерском учете» более не связывает признание бухгалтерской отчетности составленной исключительно с подписанием ее экземпляра на бумажном носителе.

Уточнения относительно составления бухотчетности

  1. на бумажном носителе;
  2. в виде электронного документа;
  3. на бумажном носителе и в виде электронного документа.

При этом независимо от того, в каком виде она составлена, она признается официальной отчетностью организации.

Когда законом или договором предусмотрено представление бухотчетности другому лицу или в госорган на бумаге, организация обязана по их требованию за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии бухгалтерской отчетности, составленной в виде электронного документа.

Данная норма Закона № 444-ФЗ вступает в силу с 1 января 2020 года.

Установлена плата за бухотчетность контрагентов

То есть, электронную базу со сданной бухотчетностью за 2019 год и последующие периоды вести Налоговая служба, а не Росстат.

Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 25.06.2019 № 811 «О случаях, размере и порядке взимания платы за предоставление информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности», сумма платы составит 200 000 рублей за годовое обслуживание 1 рабочего места (т. е. одного компьютера).

Новый порядок расчета и отражения показателей в отчете о финрезультатах

  • временные разницы;
  • постоянные разницы;
  • чистую прибыль.

Поправки в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» изменили логику расчета чистой прибыли или убытка.

Соответствующие изменения в ПБУ 18/02 внёс приказ Минфина России от 20.11.2018 № 236н, а в формы отчетности — приказ Минфина от 19.04.2019 № 61н.

В частности, уточнено понятие временных разниц. Под ними теперь понимают не только доходы и расходы, которые формируют бухгалтерскую прибыль (убыток) и налоговую базу по налогу в разных отчетных периодах, но и результаты операций, не включаемые в бухгалтерскую прибыль (убыток), но формирующие налоговую базу по налогу в других отчетных периодах.

С 2020 года организации определяют временную разницу (ВР) на отчетную дату по следующей формуле:

ВР = СТОИМОСТЬ АКТИВА (ОБЯЗАТЕЛЬСТВА)балансовая — СТОИМОСТЬ АКТИВА ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ
  • оценки первоначальной стоимости и амортизации внеоборотных активов;
  • формирования себестоимости проданной продукции (товаров, работ, услуг);
  • формирования доходов и расходов, связанных с продажей ОС;
  • создания резервов по сомнительным долгам и иных резервов;
  • отражения процентов к уплате по кредитам и займам.

Кроме того, временные разницы возможны:

  • при переоценке активов по рыночной стоимости для целей бухучета;
  • признании в бухучете обесценения финансовых вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость, а также запасов и других активов;
  • признании в бухучете оценочных обязательств;
  • наличии убытка, перенесенного на будущее, который не уменьшил налог на прибыль в отчетном периоде, но будет принят в последующих отчетных периодах;
  • прочих аналогичных ситуациях.

Новые обязательные сведения в бухотчетности

В связи с этим, появилось понятие долгосрочных активов к продаже. К ним относят:

  • ОС и другие внеоборотные активы, которые организация не использует, потому что решила продать (кроме финансовых вложений);
  • материальные ценности для продажи, которые остаются от выбывающих внеоборотных активов или которые извлекли при ремонте, модернизации, реконструкции.

При этом долгосрочные активы к продаже учитывают в составе оборотных активов обособленно.

Если организация прекратит использовать долгосрочные активы к продаже, нужно отразить этот факт в отчетности — в составе информации о прекращаемой деятельности.

С учетом принципа существенности в бухотчетности теперь нужно отражать следующую информацию:

  • описание долгосрочных активов к продаже;
  • описание фактов и обстоятельств продажи, вкл. предполагаемый способ и период продажи;
  • прибыль (убыток), связанную с долгосрочными активами к продаже, а также статью отчета о финрезультатах, в которую эта прибыль (убыток) включена (если она обособленно есть в отчете о финрезультатах, то не нужно);
  • в случае представления информации по сегментам — отчетный сегмент, к которому относятся показатели, связанные с долгосрочным активом к продаже.

Данное нововведение действует с отчетности за 2020 год, но добровольно его можно применять уже с отчетности за 2019 год, если упомянуть об этом в пояснениях к отчетности.

Новый порядок раскрытия информации о прекращаемой деятельности

И пока идут расчеты по прекращаемой деятельности, информацию о ней нужно показывать в бухгалтерской отчетности.

Отметим, что ранее такую информацию раскрывали в отчетности до отчетного периода включительно, в котором завершена программа по прекращению деятельности. Хотя фактически расчеты по завершенной программе могли быть и не закончены.

Новые стандарты для госсектора

Это следующие федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (далее — СГС):

Ссылка на основную публикацию