Что делать с задолженностью при ликвидации ООО на стадии подачи промежуточного баланса?

Промежуточный баланс при ликвидации ООО

Закрытие организации – процедура сложная и включает в себя сразу несколько обязательных этапов. Одним из них является составление промежуточного ликвидационного баланса. Без него закрыть предприятия в установленном законом порядке не получится.

Что такое промежуточный баланс

По своей сути промежуточный баланс – это своего рода отчет о финансовом состоянии закрывающегося предприятия, который составляется на тот момент, когда срок по предъявлению кредиторами требований о погашении задолженностей подошел к концу.

Иными словами, после составления и сдачи промежуточного баланса, контрагенты не могут предъявить претензии к организации на взыскание долговых обязательств, за исключением тех случаев, когда это происходит в судебном порядке.

Промежуточный баланс показывает все требования, которые предъявлялись к организации по части долгов в период процесса закрытия предприятия, а также отражает операции по их удовлетворению. Кроме того, в нем содержатся сведения об имущественных активах компании, которые позволяют сделать вывод о платежеспособности ООО для погашения оставшихся долговых обязательств.

Грамотное составление промежуточного баланса играет крайне большую роль. Оно позволяет оценить собственникам организации реальное положение финансовых дел, а также продумать методы реализации оставшегося имущества, если возникнет таковая потребность.

Кому нужен промежуточный баланс

Промежуточный ликвидационный баланс необходим всем юридическим лицам в период их закрытия, причем неважно, по какой причине: в добровольном ли порядке или в результате банкротства предприятия. Составляться он может как по инициативе собственников компании, так и по решению других заинтересованных сторон в судебном порядке (к примеру, налоговых органов, кредиторов и т.д.)

Сколько раз нужно составлять промежуточный баланс

В подавляющем большинстве случаев, промежуточный баланс составляется единожды и является одновременно окончательным ликвидационным, но иногда приходится делать его несколько раз. Например, в таких ситуациях, когда:

  • выездная налоговая проверка обнаруживает в документации фирмы несоответствие некоторых сведений фактическому положению дел;
  • ликвидация по каким-либо причинам затягивается и проходит дольше полагающегося по закону срока;
  • кредиторы предъявляют должнику свои финансовые претензии после утверждения промежуточного баланса. Но это возможно только тогда, когда эти претензии признаны либо арбитражным судом, либо ликвидационной комиссией.

Кто должен заниматься составлением промежуточного баланса

Как правило, в организациях этим занимаются:

  • сотрудники бухгалтерских, финансовых и экономических отделов;
  • непосредственно руководитель предприятия при наличии необходимых навыков;
  • ликвидатор;
  • иные уполномоченные лица.

Если промежуточный ликвидационный баланс составляется в процессе процедуры банкротства юридического лица, то он обязательно должен быть утвержден конкурсным управляющим. В случаях обычного закрытия предприятия утверждать его должна ликвидационная комиссия.

После того, как промежуточный баланс будет составлен и утвержден, то есть все активы и пассивы закрывающегося предприятия учтены, необходимо окончательно погасить имеющиеся долговые обязательства. Затем, то имущество и финансы, которые останутся у компании могут спокойно распределяться между учредителями юридического лица, сообразно их долевому участию либо иным способом, прописанном в законодательстве или Уставе организации.

Как составлять промежуточный баланс: основные моменты

Ликвидационный промежуточный баланс выглядит в виде специальной таблицы, в ячейках которой отображаются активы и пассивы, а также точные суммы денежных средств и счета, на которых они содержатся.

Составлять промежуточный баланс можно как в электронном, так и в бумажном виде.

Если говорить тезисно, то промежуточный баланс должен обязательно включать в себя следующие подробные сведения:

  • об активах и пассивах компании;
  • о ее имуществе;
  • о текущих кредиторских долгах;
  • о существующих дебиторских долгах.

По финансовой части существует перечень пунктов, которые должны также обязательно присутствовать в промежуточном балансе:

  • данные об уставном капитале – на момент закрытия он должен быть ровно таким, каким был указан в уставе юридического лица во время его постановки на государственный учет;
  • информацию о займах и кредитах. Здесь должны быть указаны все кредиторы предъявившие свои финансовые претензии в течение двухмесячного срока с момента объявления о закрытии предприятия. Напротив каждого из них необходимо написать о том, какое решение принято по данному долгу, в частности, погашен он или кредитору отказано в его возмещении;
  • все о заработной плате, в том числе премиях, компенсациях за отпуск, различных пособиях и материальной помощи, выплачиваемых сотрудникам;
  • доходы. Здесь должна содержаться информация обо всех доходах, в том числе тех деньгах, на которые кредиторы не предъявили свои требования;
  • внеоборотные средства и убытки.

Пример составленного промежуточного ликвидационного баланса показан ниже:

Кроме того, в промежуточный баланс должны быть включены находящиеся в собственности предприятия сооружения и здания, транспортная техника и спецтехника, оборудование, объекты незавершенного строительства, а также другие имущественные материальные активы.

Передача промежуточного баланса в налоговую инстанцию

Сначала следует сказать о том, что данный вид баланса нужно подавать налоговикам не позднее трех дней с момента его утверждения. Перед тем как сдавать ликвидационный промежуточный баланс в налоговую службу, необходимо подготовить и приложить к нему несколько документов:

  • акт по оценке имущества юридического лица;
  • копию публикации в СМИ о закрытии предприятии;
  • протокол собрания учредителей;
  • уведомление об утверждение промежуточного баланса либо ликвидационной комиссией, либо конкурсным управляющим.

Хорошо, если промежуточный баланс будет сопровожден пояснительной запиской, которую можно написать в свободной форме с подробными комментариями по наиболее сложным пунктам.

По итогам изучения промежуточного баланса специалисты налоговой службы могут принять решение о проведении выездной проверки. На этой случай нужно обязательно подготовить учредительные документы и их копии, первичную бухгалтерскую документацию, все налоговые декларации за последние несколько отчетных периодов, а также производственные приказы и иные кадровые документы.

Если баланс имеет нулевые показатели, то, скорее всего никакой налоговой проверки не последует.

Подводя итог, можно сказать, что промежуточный ликвидационный баланс является важнейшим механизмом контроля за финансовым состоянием закрывающейся организации на завершающем этапе ее деятельности. Также он позволяет оценить величину задолженности предприятия перед различными кредиторами и его платежеспособность. В зависимости от выводов, которые следуют из данных, приведенных в промежуточном балансе, предприятие может либо переходить к последней стадии закрытия, либо начать реализацию имущества через открытые торги для погашения всех оставшихся долговых обязательств.

11 ошибок при ликвидации компании

Здравствуйте! Меня зовут Даша и я несколько лет занимаюсь регистрацией юридических лиц, в Профдело я – менеджер по регистрации. Я лично веду все регистрационные дела клиентов от принятия заказа и до передачи готовых документов клиентам. Основная моя специализация – ликвидация ООО. К нам часто приходят те, кто попробовал ликвидироваться самостоятельно, но по какой-то причине не довел дело до конца, или даже не начал, а получил отказ. Я расскажу вам 11 самых частых ошибок, которые совершают собственники при ликвидации компаний.

Первая и самая важная ошибка — безответственный руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор

Выбирая человека на данную должность, помните, он всегда должен быть в «зоне доступа» на протяжении всего срока ликвидации. Так как именно он будет являться заявителем и ответственным лицом вместо генерального директора. К этому выбору следует подойти с особой ответственностью. Выбрав недобросовестного руководителя ликвидационной комиссии (далее – ликвидатор) вы подвергаетесь большому риску «зависания процесса ликвидации», и придется менять ликвидатора, а это дополнительные денежные траты и проволочки по времени.

В нашей практике была компания, в которой недобросовестный ликвидатор просто исчез слово «ёжик в тумане» вследствие чего пришлось искать нового ликвидатора и переоформлять назначение. Это повлекло за собой колоссальную потерю времени и соответственно дополнительные расходы, которые влетают в «копеечку».

Также многие полагают, что ответственным лицом за ликвидацию общества в обязательном порядке является генеральный директор, либо один из участников общества. На самом деле назначить ответственным лицом за ликвидацию можно любое иное лицо, даже не имеющее никакого отношения к обществу.

Вторая и очень распространенная — несвоевременная подача уведомления

На первом этапе ликвидации, когда принято соответствующее решение, важно помнить, что уведомление о ликвидации должно быть подано в регистрирующий орган в течении трех рабочих дней с даты принятия решения о ликвидации.

Если просрочить трехдневный срок подачи уведомления о начале процедуры ликвидации, то налоговый орган выставит штраф в размере 5000 руб. за несвоевременную подачу уведомления.

Простой пример, который наглядно покажет, как легко можно не успеть подать уведомление: решение о ликвидации было принято 01.11.2016 г., к нотариусу по каким-то причинам попали 03.11.2016 г., а уведомление в регистрирующий орган было подано 05.11.2016 г., хотя крайний срок подачи был 04.11.2016г.

Третья — некорректное заполнения заявки на публикацию в «Вестнике»

Если вы ошибочно укажете не те данные при заполнении заявки и отправите ее на проверку и дальнейшую публикацию, то сообщение с недостоверной информацией будет является недействительным. Это приведет к необходимости повторного заполнения заявки, платы за публикацию и конечно же потере времени.

После того, как успешно прошел первый этап ликвидации необходимо подавать заявку на публикацию в журнал «Вестник государственной регистрации».

На этом этапе нужно уделить пристальное внимание заполнению заявки. Во избежание допущения ошибок уделите свое внимание заполняемым полям, например обратите внимания на поле «решение принято» – в нем нужно дословно указать каким именно высшим органом было принято решение о ликвидации, в точности как в вашем протоколе или решении участников.

Четвертая — подача документов раньше выхода публикации в «Вестнике»

Еще одна ошибка которую можно допустить на этапе Вестника – подать документы на следующий этап ликвидации (утверждение промежуточного ликвидационного баланса) раньше, чем пройдет 2 месяца с момента выхода публикации.

Во избежание данной ошибки вам необходимо будет выдержать двухмесячный срок публикации, после чего спокойно подавать документы об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.

Пятая — невыполнение обязательств перед кредиторами

В случае если вы будете уклоняться от своих обязательств, ваши кредиторы могут подать на вас иск в суд. При таком варианте развития событий, суд может приостановить процедуру ликвидации. В свою очередь вы потеряете время, а также понесете дополнительные расходы, связанные с судебными разбирательствами.

Когда вы приняли решение о ликвидации в обязательном порядке возникает обязанность по расчету со всеми имеющимися у вас кредиторами.

Шестая — неверно составленные промежуточный и ликвидационный балансы

Если в вашем утверждённом промежуточном ликвидационном балансе (ПЛБ) или окончательном ликвидационном балансе (ЛБ) будут расхождения по датам или кодам ОКПО, ОКОПФ, ОКФС, налоговый орган выдаст отказ, в такой ситуации вы потеряете время и понесете материальные убытки на повторное заверение формы.

На этапе заполнения промежуточного ликвидационного баланса следует обратить свое внимание на заполнение самого бланка ПЛБ. Даты составления баланса должны быть идентичны дате принятия решения об утверждении промежуточного ликвидационного баланса, все коды должны также совпадать.

Немного о самом ликвидационном балансе. Как и в предшествующим этапе стоит уделить внимание правильному оформлению и соблюсти постановку дат, а также достоверность вносимых кодов ОКПО, ОКОПФ, ОКФС. Самое главное: к данному моменту на балансе общества уже не должны быть отражены какие-либо активы и обязательства, кроме уставного капитала и денежных средств, причитающегося к выплате участника. Если в балансе будут отражаться иные активы или обязательства, то такую компанию не ликвидируют.

Седьмая — неуплата налогов или непредоставление отчетности

Невыполнение требований государственных органов по уплате налогов, штрафов, пеней, взносов, не предоставление отчетности, влечет тяжкие последствия. Компанию с долгами не ликвидируют до тех пор, пока все задолженности не будут погашены. Если не соблюсти эти требования, то вы не сможете получить справки, которые рекомендуется прикладывать к пакету документов на последний этап ликвидации – утверждение ликвидационного баланса.

Я не рекомендую подавать документы в регистрирующий орган без данных справок, во избежание отказа в регистрационном органе. Перед тем, как подавать документы на последний этап – ликвидационный баланс – важно получить справки из налогового органа об отсутствии задолженности, а также справку из пенсионного фонда об исполнении обязанностей по персонифицированному учету.

Для получения нужных справок необходимо уплатить все налоги, пени, штрафы, взносы. Сдать всю отчетность, запрашиваемую государственными органами.

Восьмая — страх выездной налоговой проверки

Многие предполагают, что выездные проверки назначают каждой первой компании, которая вступила в процедуру ликвидации.

Моя практика показывает, что это ошибочное предположение. Конечно инспекторы назначают такие выборочные проверки, но при определенных условиях. Самыми распространёнными условиями для ее назначения могут являться:

  1. Компания вела активную деятельность и были большие обороты.
  2. Имеются задолженности по уплате налогов, штрафов, пеней, отчетности.
  3. Представленные налоговые декларации за текущий и предыдущий квартал кардинально отличаются (размер налога в прошлом квартале был больше, а в текущем значительно меньше).

Если у вас нет проблем с ведением бизнеса, то вы абсолютно легко пройдете проверку, или ее вообще не назначат.

Девятая — понадеяться на исключение из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа

Некоторые предприниматели ошибочно полагают, что если «забросить» компанию, то есть шанс, что регистрирующий орган сам примет решение об исключении из ЕГРЮЛ. Порой такое неверное решение ведет к запущенному состоянию компании из которого потом очень сложно «выкарабкаться».

Есть определенные признаки, по которым рег. орган, может принять такое решение:

  • отсутствуют движения на расчетном счете или в кассе в течении 12 месяцев.
  • не сдается отчетность в государственные органы в течении 12 месяцев.

В случае если у вас было хоть одно движение по банковскому счету или вы сдавали хотя бы одну декларацию даже «нулевку» в течении 12 месяцев, ваша компания уже не берется в расчет как недействующая.

Читайте также:  Что нужно делать, чтобы не платить на логие на ЕНВД если деятельность не ведется 1 месяц?

Десятая — утилизация документов после прохождения процедуры ликвидации

Итоговая, и немаловажная ошибка, которую можно допустить даже после того как процедура завершилась и можно спокойно жить дальше без оглядки назад. При возникновении каких-либо вопросов от государственных органов, в случае отсутствия у вас документов вы окажетесь в неприятном положении. Придется давать объяснения по каким причинам были уничтожены все документы, и их отсутствие может повлечь за собой проблемы или даже штрафы.

По закону, когда официальная ликвидация закончилась, вы обязаны передать все имеющиеся у вас документы (учредительные документы, отчетность) в архив, где они должны храниться еще в течение трех полных лет с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности компании.

Также не забудьте после ликвидации составить акт об уничтожении печати и соответственно уничтожить саму печать.

Одиннадцатая – «нет компании – нет ответственности!»

Большинство предпринимателей склонны полагать, что после того, как в ЕГРЮЛ была внесена запись о ликвидации компании, ответственность с участников снимается «автоматом».

На самом деле даже после официальной ликвидации все участники несут субсидиарную ответственность еще в течении трех лет. Об этом стоит помнить.

Когда весь путь пройден, то можно спокойно приступить к новым свершениям и делам, не задумываясь о возникновении проблем с ликвидируемым в недавнем времени обществом.

При ликвидации ООО не сдан промежуточный баланс, но уже сдали ликвидационный, как быть?

Подскажите пожалуйста, ликвидирую ООО. Сотрудников нет, ничего нет. Сначала немного поработало, но не получилось. Просто висело два года без работы. Решил закрыть. Уведомил о ликвидации, подал уведомление по форме Р15001. Получил выписку из ЕГРЮЛ о решении ликвидации. Сделал публикацию в «Вестнике государственной регистрации». Кредиторов и сотрудников не было, так что уведомлять было некого. Через три месяца подал протокол об утверждении ликвидационного баланса, сам ливидационный баланс и заявление по форме Р16001. В закрытии ООО отказали, т.к. не подал промежуточный баланс. Как теперь быть?

Спасибо, быстрый сервис.

22 Марта 2017 21:02

Ответы юристов ( 2 )

Процесс ликвидации ООО регламентирован статьей 23 главы 8 Федерального закона от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юрлиц и ИП». Вся процедура ликвидации ООО строго регламентирована и расписана по срокам. Причем эти временные промежутки определены в законе. Поэтому их нарушение трактуется как процедурное нарушение. В Вашем случае — если не сдан промежуточный баланс, а сразу же сдан ликвидационный — это процедурное нарушение. Так что в ликвидации отказано обоснованно. Вам придется вернуться к сдаче промежуточного баланса и представить его вместе с формой Р15003 в инспекцию. Только потом составляется ликвидационный баланс.

Есть два выхода из сложившейся ситуации.

1. Устранить допщенную ошибку и обратиться в налоговую инспекцию повторно.

2. Обжаловать принятое решение в административном порядке. В течение 3-х месяцев представитель юридического лица может обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган, изложив причины своего несогласия с решением (конкретные нарушения закона), доводы, подтверждающие позицию, и требование об отмене незаконного решения. В случае отмены этого решения вышестоящий орган обязан будет вынести также и решение по первично представленным для регистрации ликвидации документам. Таким образом, успешное обжалование отказа исключает необходимость повторной подготовки документов и обращения в ИФНС для завершения процедуры. Жалоба рассматривается в течение 15 дней с возможность продления общего срока рассмотрения до 25 дней. Решение вышестоящей налоговой инстанции может обжаловано в судебном порядке.

Рада была помочь.

Извините не понял, вернуться к сдаче промежуточного баланса, а какой баланс будет являться промежуточным, если я уже сдал ликвидационный? Я же когда подавал заявление по форме Р16001 у меня налоговая уже приняла ликвидационный баланс.

Промежуточный ликвидационный баланс (ПЛБ) — это отчет о финансовом состоянии организации на момент окончания срока предъявления требований кредиторами. Законодательно процесс его составления регулируется положением №125-п, утвержденным приказом Минфина № 43н. В нем отражаются рассмотренные и принятые к удовлетворению претензии кредиторов, а также сведения об имуществе ООО. ПБЛ служит для оценки активов и пассивов организации, ее способности погасить все имеющиеся задолженности.

Его надо составлять в любом случае, здесь выбора нет.

В ст. 61–64 ГК РФ выделены этапы, которые должна пройти компания при ликвидации:
1.Вынесение органом управления или единоличным собственником решения о закрытии предприятия.
2.Информирование налоговой инспекции о вынесенном решении для изменения данных в ЕГРЮЛ.
3.Утверждение специальной комиссии по ликвидации.
4.Публичное сообщение о прекращении деятельности, например, через СМИ, на интернет-ресурсах.
5.Проведение инвентаризации имущества и обязательств, принятие мер по истребованию дебиторской задолженности и извещение кредиторов о ликвидации юридического лица.
6.Составление промежуточного ликвидационного бухгалтерского баланса.
7.Окончательный расчет с кредиторами.
8.Составление окончательного (итогового) ликвидационного баланса
9.Распределение имущества юридического лица, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, его учредителям (участникам).Государственная регистрация результатов закрытия компании.

Рада была помочь.

Здравствуйте, Дмитрий! Ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N 129-ФЗ не предусматривает такого основания для отказа в госрегистрации, в том числе при ликвидации ЮЛ, как непредставление промежуточного баланса:

Статья 23. Отказ в государственной регистрации
1. Отказ в государственной регистрации допускается в случае:
а)непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица
Но ст. 21 ФЗ не требует представления промежуточного баланса.

Федеральный закон«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N 129-ФЗ

Статья 21. Документы, представляемые для государственной регистрации при ликвидации юридического лица

1. Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 — 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Остается обжаловать решение налогового органа в Вышестоящий регистрирующий орган или в судебном порядке.

Порядок и сроки обжалования установлены ст. 23.5 ФЗ:

Статья 25.3. Порядок и сроки подачи жалобы

1. Жалоба на решение регистрирующего органа подается в вышестоящий регистрирующий орган или в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, через регистрирующий орган, решение которого обжалуется, либо непосредственно в регистрирующий орган, уполномоченный рассматривать жалобу. Подача жалобы через регистрирующий орган, решение которого обжалуется, считается подачей жалобы в вышестоящий регистрирующий орган или в указанный федеральный орган исполнительной власти.
В случае подачи жалобы непосредственно в регистрирующий орган, уполномоченный рассматривать жалобу, вышестоящий регистрирующий орган или федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, запрашивает у регистрирующего органа, решение которого обжалуется, обжалуемое решение и документы, по результатам рассмотрения которых было принято оспариваемое решение.
Регистрирующий орган, решение которого обжалуется, обязан направить жалобу вместе с документами, по результатам рассмотрения которых было принято оспариваемое решение, в вышестоящий регистрирующий орган или в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, в течение трех дней со дня получения жалобы либо запроса, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта.
2.Жалоба может быть подана в вышестоящий регистрирующий орган или в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона,в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В случае подачи жалобы на решение об отказе в государственной регистрации, если заинтересованное лицо является заявителем при государственной регистрации, жалоба может быть подана в вышестоящий регистрирующий орган или в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, в течение трех месяцев с момента получения решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации. Если заинтересованное лицо уклоняется от получения решения, срок на подачу жалобы начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на решение вышестоящего регистрирующего органа может быть подана в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим регистрирующим органом решения по жалобе на решение территориального регистрирующего органа.
3. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, восстанавливается вышестоящим регистрирующим органом или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона.

Ликвидационный баланс – пример нулевого баланса по новой форме

Этапы процедуры ликвидации

Для получения ответа на вопрос «Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет?» разберем несколько моментов, связанных с процедурой ликвидации предприятия.

В ст. 61–64 ГК РФ выделены этапы, которые должна пройти компания при ликвидации:

  1. Вынесение органом управления или единоличным собственником решения о закрытии предприятия.
  2. Информирование налоговой инспекции о вынесенном решении для изменения данных в ЕГРЮЛ.
  3. Утверждение специальной комиссии по ликвидации.
  4. Публичное сообщение о прекращении деятельности, например, через СМИ, на интернет-ресурсах.
  5. Проведение инвентаризации имущества и обязательств, принятие мер по истребованию дебиторской задолженности и извещение кредиторов о ликвидации юридического лица.
  6. Составление промежуточного ликвидационного бухгалтерского баланса.
  7. Окончательный расчет с кредиторами.
  8. Составление окончательного (итогового) ликвидационного баланса
  9. Распределение имущества юридического лица, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, его учредителям (участникам).
  10. Государственная регистрация результатов закрытия компании.

Итак, в процессе ликвидации может быть составлено несколько ликвидационных балансов: промежуточные и окончательный. При этом они не должны быть одинаковыми.

Подробнее о процедуре ликвидации читайте в статье «Порядок закрытия ООО – пошаговая инструкция».

Промежуточный ликвидационный баланс

Составляется промежуточный ликвидационный баланс ликвидационной комиссией только после окончания срока предъявления требований кредиторами (п. 1 ст. 63 ГК РФ).

Промежуточный ликвидационный баланс должен содержать информацию:

  • об имуществе ликвидируемой организации (на основании результатов инвентаризации);
  • перечне требований, предъявленных кредиторами, и результатах их рассмотрения;
  • перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Данные об имуществе должны быть подтверждены материалами инвентаризации (п. 27 ПБУ о бухучете и бухотчетности, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н). Как правило, перечень предъявленных кредиторами требований и результаты их рассмотрения ликвидационной комиссией приводятся в приложении к балансу, полученный документ пронумеровывается, прошивается и скрепляется печатью на обороте. Таким образом, исходя из требований к промежуточному ликвидационному балансу, можно утверждать, что нулевым он быть никак не может.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждают учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации. В некоторых случаях промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. Такой порядок предусмотрен п. 2. ст. 63 ГК РФ. Обратите, внимание, что не стоит утверждать промежуточный ликвидационный баланс, если имеет место хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • суд принял к производству исковое заявление кредитора к ликвидируемому обществу, и решение по этому делу (иной судебный акт, завершающий производство по делу) еще не вступило в законную силу;
  • в отношении ликвидируемого общества проводят выездную налоговую проверку, и итоговый документ по ней еще не вступил в силу.

Закон прямо не запрещает утвердить промежуточный ликвидационный баланс в каждом из таких случаев. Однако при наличии хотя бы одного из них подать уведомление в налоговый орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса нельзя (подп. «б», «в» п. 4 ст. 20 закона «О государственной регистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

Несмотря на то, что в законе № 129-ФЗ нет прямого указания на обязанность сдавать промежуточный ликвидационный баланс в регистрирующий орган, сдать его необходимо, так как без промежуточного баланса окажется невозможной проверка достоверности ликвидационного баланса. А достоверность ликвидационного баланса является необходимым условием регистрации ликвидации организации.

Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет

После того, как все расчеты с кредиторами завершены, составляется уже ликвидационный баланс, который также должен быть утвержден учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (п. 6 ст. 63 ГК РФ). И здесь опять встает вопрос: «Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет»? Ответ на этот вопрос неоднозначный. Дело в том, что на настоящий момент не выработано единого методологического подхода, закрепленного в НПА, к порядку составления показателей окончательного ликвидационного баланса. Кроме того, ст. 63 ГК РФ не устанавливает первоочередности составления ликвидационного баланса перед распределением имущества между собственниками. В ней говорится только о том, что оба эти действия должны произойти после погашения кредиторки. Также затрудняет ответ на вопрос «Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет?» то обстоятельство, что законодательно не урегулирован вопрос о правомочности ликвидационной комиссии самостоятельно принимать решение о распределении имущества, оставшегося после расчета с кредиторами, между участниками (учредителями).

Читайте также:  Можно заполнять декларацию от руки?Распечатать и заполнить ручкой?

В принципе правомочны обе позиции: и что он должен быть нулевым, и что может иметь показатели (кроме кредиторки).

Таким образом, если допустить, что ликвидационная комиссия правомочна распределять имущество, оставшееся после расчета с кредиторами, между акционерами и ликвидационный баланс может быть составлен после распределения имущества, то ответ на вопрос «Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет?» положителен.

Если же считать, что решение о распределении имущества, оставшегося после расчета с кредиторами, принимают акционеры, и ликвидационный баланс должен содержать информацию о таком имуществе, то ответ на вопрос «Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет?» отрицателен.

В связи с неопределенностью законодательства по этому вопросу представляется, что обе изложенные позиции могут быть правомочны, хотя каждая из них имеет свои минусы.

О том, как может делиться имущество между участниками, читайте в материале «Как происходит распределение имущества при ликвидации ООО?».

Последствия составления нулевого и ненулевого балансов

Недостатком первой позиции может являться наличие среди активов ликвидируемой организации дебиторской задолженности, взыскание которой может растянуться на довольно длительное время, и соответственно составление ликвидационного баланса будет перенесено на неопределенный срок (пока не будет погашена вся дебиторская задолженность). Вторым недостатком данной позиции является неопределенность в порядке разрешения возможного спора между участниками относительно того, кому из них должно быть передано оставшееся имущество. Согласно п. 8 ст. 63 ГК в случае возникновения спора относительно того, кому из участников нужно передать вещь, ликвидационная комиссия должна продать эту вещь с торгов, но представляется, что с этим вопросом могут возникнуть определенные сложности, ведь эта вещь по решению ликвидационной комиссии уже передана одному из участников. Очевидно, что в этом случае нулевой ликвидационный баланс может быть утвержден только после разрешения спора между участниками.

Недостатком второй позиции может явиться наличие среди активов ликвидируемой организации имущества, облагаемого транспортным налогом и (или) налогом на имущество. В этом случае ликвидируемая организация продолжает оставаться плательщиком указанных налогов, и у нее до распределения или продажи данного имущества продолжает формироваться кредиторская задолженность по этим налогам. А, следовательно, в этом случае ликвидационный баланс не может быть утвержден, поскольку будет иметь место кредиторская задолженность по налогам.

Ликвидационный баланс: образец заполнения

Ликвидационный баланс не имеет специально утвержденной формы. Он заполняется на бланке, который принят приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66. При этом должно быть указано его название: промежуточный ликвидационный баланс или ликвидационный баланс. Такие рекомендации были приведены в письме ФНС России от 07.08.2012 № СА-4-7/13101.

Ликвидационный баланс составляется по тем же правилам, что и обычный ежеквартальный и годовой бухгалтерские балансы.

Особых правил для составления промежуточного ликвидационного баланса (образец заполнения нулевого баланса при ликвидации вы можете скачать на нашем сайте) не установлено.

Последняя бухгалтерская отчетность

И еще несколько слов о бухгалтерской отчетности ликвидируемого юридического лица. Особенности бухгалтерской отчетности при ликвидации приведены в ст. 17 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Отчетный год у ликвидируемой компании неполный. Начинается он, как обычно, с 1 января, а вот оканчивается датой, предшествующей дате внесения в ЕГРЮЛ записи о ее ликвидации. На дату, предшествующую дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, составляется последняя бухгалтерская отчетность. Составляться она должна на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации общества. Таким образом, последняя бухгалтерская отчетность – преемник не предыдущей бухгалтерской отчетности, а ликвидационного баланса.

В подп. 9 п. 3 ст. 21 закона № 402-ФЗ сказано, что состав последней бухгалтерской отчетности, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней должны устанавливать федеральные стандарты. Но на сегодня такие стандарты не утверждены и порядок представления такой отчетности в какие-либо государственные органы не установлен.

Итоги

Ликвидационный баланс может быть промежуточным и итоговым. Промежуточный вариант должен отражать сведения об обязательствах, имуществе и капитале организации, а также содержать перечень требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения и перечень требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией. Промежуточный ликвидационный баланс нулевым быть не может.

Итоговый ликвидационный баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами и в нем статья «Кредиторская задолженность» должна быть равна нулю. Однозначного ответа на вопрос «ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет» не существует. Ликвидационный баланс не имеет специально утвержденной формы и заполняется на бланке обычного бухгалтерского баланса.

Ликвидационный баланс
при ликвидации ООО

Одним из важнейших документов, связанных с ликвидацией бизнеса, является ликвидационный баланс. Точнее говоря – это не один, а как минимум — два документа, потому что эти балансы формируются на разных этапах ликвидации компании. Рассмотрим, в каких случаях и по каким правилам нужно составлять данные отчеты.

Зачем нужны ликвидационные балансы

Любой бизнес создается для получения прибыли. Но когда дело доходит до ликвидации компании, говорить о доходности обычно уже не приходится.

Владельцы в этой ситуации стремятся вернуть хотя бы часть вложенных в предприятие денег.

Но сделать это не так-то просто. Ведь сначала нужно «закрыть» все расчеты, т.е. взыскать дебиторскую задолженность и погасить кредиторскую.

И только после урегулирования финансовых вопросов с сотрудниками, контрагентами и бюджетом оставшиеся средства (если они, конечно, будут) могут поделить между собой учредители.

Именно для контроля за всеми этими процессами и служат ликвидационные балансы. Каждый из них «отвечает» за свой этап распределения ресурсов ликвидируемой компании.

Промежуточный ликвидационный баланс

Процесс добровольной ликвидации юридического лица начинается с принятия его владельцами соответствующего решения и уведомления регистрирующего органа (ст. 62 ГК РФ).

Далее управление переходит в руки ликвидатора, назначаемого собственниками. Им может стать, например, один из учредителей, директор или другой представитель руководства организации.

Первым действием ликвидатора должна быть публикация объявления в СМИ с указанием срока, в течение которого кредиторы могут предъявить претензии к компании.

Срок определяется ликвидатором самостоятельно, исходя из масштабов бизнеса и количества контрагентов, но он не может быть меньше 2 месяцев (п. 1 ст. 63 ГК РФ).

Конечно, ликвидатор не ограничивается подачей объявления. Он должен принять все меры для поиска кредиторов и сверки расчетов с ними. В этот же период производят и взыскание дебиторки.

По истечении срока, который был дан кредиторам для требований, и составляется первый из отчетов, связанных с ликвидацией бизнеса – промежуточный ликвидационный баланс (ПЛБ).

Он отражает состояние имущества компании и ее задолженности на тот момент, когда ликвидатор готов приступить к расчетам с кредиторами.

На дату составления промежуточного ликвидационного баланса должна быть не только проведена сверка с контрагентами, но и закончены все судебные разбирательства и налоговые проверки (если таковые проводились).

Статья 63 ГК РФ определяет, что промежуточный ликвидационный баланс должен содержать следующие обязательные сведения:

  • состав имущества;
  • требования кредиторов и результат их рассмотрения;
  • требования, установленные вступившими в силу решениями суда (показываются отдельно).

Специальная форма промежуточного ликвидационного баланса законом не предусмотрена. Поэтому бизнесмены, как правило, используют типовой бланк, утвержденный приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н.

К промежуточному ликвидационному балансу следует приложить подробный перечень объектов имущества компании и расшифровки расчетов с дебиторами и кредиторами. Список имущества должен быть составлен на основе проведенной инвентаризации.

Промежуточный ликвидационный баланс подписывается ликвидатором и утверждается общим собранием участников.

В общем случае после составления промежуточного ликвидационного баланса кредиторы уже не могут предъявить претензии к ликвидируемой компании.

Исключением является ситуация, когда дополнительная задолженность подтверждена решением суда или возникла по итогам налоговой проверки. Также ликвидатор имеет право признать «новые» долги и в добровольном порядке. Во всех подобных случаях промежуточный ликвидационный баланс составляется повторно.

Обязанности сдавать промежуточный ликвидационный баланс в налоговую инспекцию закон не предусматривает. Ликвидатор должен лишь уведомить регистрирующий орган о том, что этот документ составлен (п. 3 ст. 20 закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации…»).

Однако обычно вместе с уведомлением сдают и сам промежуточный ликвидационный баланс. Дело в том, что без информации, содержащейся в нем, налоговики не смогут проверить итоговый ликвидационный баланс и принять обоснованное решение о ликвидации компании.

Итоговый ликвидационный баланс

Основываясь на данных промежуточного ликвидационного баланса, ликвидатор оценивает, способна ли организация погасить все долги.

Если имущества явно не хватает, а компания обладает признаками банкротства, то ликвидатор должен обратиться с соответствующим заявлением в суд. Ситуации, когда он обязан это сделать, отражены в ст. 3, 6 и 9 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Основными критериями здесь являются сумма долга (свыше 300 тыс. руб.) и длительность просрочки (свыше 3 месяцев).

В этом случае суд принимает решение о начале процедуры банкротства и все полномочия переходят от ликвидатора к назначенному судом арбитражному управляющему. Он организует реализацию имущества компании и распределение вырученных средств между кредиторами в соответствии с требованиями закона № 127-ФЗ.

Если же активов компании достаточно, то ликвидатор осуществляет гашение долгов в порядке, предусмотренном ст. 64 ГК РФ.

Когда все расчетные процедуры завершены – формируется итоговый ликвидационный баланс (ИЛБ) по той же форме, что и промежуточный ликвидационный баланс.

Если ликвидация проводилась «через банкротство», то итоговый ликвидационный баланс не должен включать в себя сведения об имуществе, т.к. оно полностью используется для покрытия долгов. А вот остатки задолженности перед кредиторами такой баланс может содержать.

Ликвидация юридического лица в общем случае влечет за собой прекращение непогашенных обязательств (ст. 419 ГК РФ). Исключением является ситуация, когда кредиторы доказали в суде, что их убытки связаны с недобросовестными действиями владельцев, руководителя или других контролирующих должника лиц (КДЛ).

Тогда эти виновные лица могут быть привлечены к субсидиарной (дополнительной) ответственности (ст. 61.11, 61.12 закона № 127-ФЗ). Это означает, что суд может обязать контролирующих должника лиц погасить долги компании за счет личного имущества.

Если же компания закрывается «обычным» путем, то итоговый ликвидационный баланс не должен включать в себя кредиторскую задолженность. Но в нем может быть информация о денежных средствах и другом имуществе, оставшемся после расчетов с кредиторами.

Это имущество подлежит распределению между собственниками компании. Статья 63 ГК РФ не дает однозначного ответа на вопрос, когда именно следует делить остатки активов: до окончательной ликвидации, или после.

В первом случае итоговый ликвидационный баланс будет полностью нулевым. Во втором же – содержать сведения об имуществе, подлежащем распределению.

Выбор здесь остается за собственниками. Но нужно иметь в виду, что наличие некоторых видов активов может не позволить закрыть компанию. В первую очередь речь идет об объектах, облагаемых налогом на имущество или транспортным налогом.

Также вопросы могут возникнуть и при наличии «проблемной» дебиторки, особенно, если речь идет о значительных суммах. В этом случае у ликвидатора не будет юридических оснований для ее взыскания после ликвидации компании.

Поэтому, если владельцы решили провести окончательное распределение имущества после полного закрытия бизнеса, им нужно сначала урегулировать ситуацию с указанными категориями активов.

Но в любом случае после сдачи и проверки итогового ликвидационного баланса регистратор исключает компанию из ЕГРЮЛ и на этом процесс ее ликвидации завершается.

Вывод

Процесс ликвидации компании включает в себя формирование двух ликвидационных балансов: промежуточного и итогового.

Промежуточный ликвидационный баланс отражает способность юридического лица рассчитаться по своим обязательствам.

Итоговый ликвидационный баланс составляется после завершения расчетов. При банкротстве он может включать в себя непогашенные долги, а при «обычной» ликвидации – остатки активов, которые будут разделены между собственниками.

Если владельцы бизнеса решили разделить между собой имущество компании до ее ликвидации, то итоговый ликвидационный баланс будет нулевым.

Что делать с задолженностью при ликвидации ООО на стадии подачи промежуточного баланса?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Каков порядок ликвидации ООО и распределения имущества ликвидируемого ООО в пользу единственного участника?

1. В соответствии с п. 1 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” (далее – Закон N 14-ФЗ) общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО, общество) может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ, с учетом требований Закона N 14-ФЗ и устава общества. Порядок ликвидации общества определяется Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами (п. 5 ст. 57 Закона N 14-ФЗ).
В Гражданском кодексе РФ основания и порядок ликвидации юридического лица установлен ст.ст. 61-64.1.
В процедуре ликвидации юридического лица, в том числе ООО, можно выделить следующие этапы:
– принятие уполномоченным органом решения о ликвидации, назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора);
– сообщение о принятом решении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующий орган) для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ);
– публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами;
– составление промежуточного ликвидационного баланса;
– осуществление расчетов с кредиторами;
– составление ликвидационного баланса;
– государственная регистрация ликвидации юридического лица.
Остановимся на каждом этапе более подробно.

Читайте также:  Подпадает ли под ЕНВД грузоперевозки?

1. Принятие решения о ликвидации, назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Ликвидация ООО в добровольном порядке начинается с принятия решения о его ликвидации. Решение о ликвидации общества принимает общее собрание участников ООО. Поскольку в рассматриваемой ситуации в обществе имеется один участник, решение о ликвидации принимается этим участником единолично и оформляется письменно. Кроме того, единственный участник формирует состав ликвидационной комиссии или назначает ликвидатора общества (ст. 39, п. 2 ст. 57 Закона N 14-ФЗ).
Законодательство не ограничивает круг лиц, которые могут войти в состав ликвидационной комиссии или могут быть назначенными на должность ликвидатора общества. Членами ликвидационной комиссии или ликвидатором могут быть участники общества, его руководитель (генеральный директор и т.д.), другие работники общества, а также лица, не являющиеся работниками этого юридического лица.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 4 ст. 62 ГК РФ, п. 3 ст. 57 Закона N 14-ФЗ). Следовательно, с момента принятия единственным участником ООО соответствующего решения полномочия единоличного исполнительного органа ООО (руководителя) по руководству деятельностью общества переходят к ликвидационной комиссии (ликвидатору). Руководитель (председатель) ликвидационной комиссии или ликвидатор приобретает право действовать от имени ООО без доверенности.

2. Уведомление о принятых решениях регистрирующего органа

Согласно п. 1 ст. 62 ГК РФ, п.п. 1, 3 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее – Закон N 129-ФЗ) учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязан в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган должен быть также уведомлен о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора).
Для этого общество должно представить в регистрирующий орган уведомление о ликвидации юридического лица по форме N Р15001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее – Приказ N ММВ-7-6/25@). К уведомлению прилагается решение единственного участника ООО о ликвидации общества.
Запись о том, что общество находится в процессе ликвидации, вносится регистрирующим органом в ЕГРЮЛ. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в устав общества, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает общество, или внесение в ЕГРЮЛ записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является общество, находящееся в процессе ликвидации (п. 2 ст. 20 Закона N 129-ФЗ).
При заполнении уведомления по форме N Р15001, как и иных форм документов, представляемых в регистрирующий орган в связи с ликвидацией, необходимо учитывать Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее – Требования), которые содержатся в Приложении N 20 к Приказу N ММВ-7-6/25@. В частности, согласно п. 1.11 Требований в состав представляемого в регистрирующий орган заявления, уведомления или сообщения (далее также – заявление) не включаются незаполненные листы, а также полностью не заполненные страницы многостраничных листов формы заявления.
В разделе 2 “Уведомление представлено в связи с” формы N P15001 знаком “V” отмечается пункт, соответствующий основанию представления уведомления – принятие решения о ликвидации юридического лица или формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора (п. 9.3 Требований). Если единственный участник ООО принимает решения о ликвидации ООО и о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) одновременно (до подачи в регистрирующий орган формы N P15001 в связи с принятием решения о ликвидации ООО), в указанном разделе формы N P15001 знаком “V” отмечаются оба названных пункта. В этом случае в уведомлении формы N P15001, помимо первого листа и листа Б, содержащего сведения о заявителе, заполняется лист А “Сведения о формировании ликвидационной комиссии/назначении ликвидатора” (п. 9.5 Требований).
Уведомление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Если к моменту представления в регистрирующий орган уведомления формы N Р15001 в связи с принятием решения о ликвидации ликвидационная комиссия уже сформирована (ликвидатор назначен), заявителем в этом случае выступает, соответственно, руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 1.2, пп. “г” п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, п. 14.2.05.18 правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, размещенных 30.01.2014 в федеральном разделе информационного ресурса “База данных “Вопрос-Ответ” и направленных письмом ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645 (далее – Правовые позиции)).

3. Публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами. Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса

На ликвидационную комиссию (ликвидатора) возлагается обязанность опубликовать в органах печати (в журнале “Вестник государственной регистрации” – смотрите приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@) сведения о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации юридического лица (п. 1 ст. 63 ГК РФ).
После окончания срока для предъявления кредиторами своих требований ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается участником (участниками) ООО (п. 2 ст. 63 ГК РФ, пп. 12 п. 2 ст. 33 Закона N 14-ФЗ).
Регистрирующий орган уведомляется о составлении промежуточного ликвидационного баланса (п. 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ) по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@. При этом в п. 2.3 раздела 2 названного уведомления проставляется знак “V”, указывающий на то, что уведомление представлено в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 9.3 Требований). Заявителем при подаче уведомления формы N P15001 по данному основанию также является руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 14.2.05.35 Правовых позиций).
В связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса в регистрирующий орган должна быть представлена только форма N Р15001 “Уведомление о ликвидации юридического лица” с соответствующей отметкой (п. 14.2.05.70 Правовых позиций). Представлять сам промежуточный ликвидационный баланс законодательство не требует.
Обратим внимание, что законодательство не связывает необходимость публикации сообщения о ликвидации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами, а также составления ликвидационных балансов с наличием у юридического лица кредиторской задолженности. Даже при отсутствии задолженности перед кредиторами общество должно выполнить все требования, установленные законом в рамках процедуры ликвидации юридического лица. Это означает, в частности, что и в том случае, когда кредиторская задолженность у общества отсутствует, промежуточный ликвидационный баланс может быть составлен и утвержден не ранее чем через два месяца после того, как в журнале “Вестник государственной регистрации” будет опубликовано сообщение о ликвидации общества.

4. Составление и утверждение ликвидационного баланса

Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) начинает производить расчеты с кредиторами в порядке, установленном ст. 64 ГК РФ. После осуществления расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией (ликвидатором) составляется ликвидационный баланс, который также утверждается единственным участником общества (п. 6 ст. 63 ГК РФ, ст. 39 Закона об ООО).
Безусловно, при отсутствии кредиторской задолженности необходимость производить расчеты с кредиторами у общества отсутствует. Поэтому мы полагаем, что при таких обстоятельствах выдерживать какой-либо промежуток времени нет необходимости, и оба ликвидационных баланса (промежуточный и “итоговый”) могут быть составлены и утверждены одновременно.
Поскольку законодательством специальные формы ликвидационных балансов не утверждены, промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс могут быть составлены на основе действующей формы бухгалтерского баланса, утвержденной приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н, с указанием соответствующего наименования “промежуточный ликвидационный баланс” и “ликвидационный баланс” (смотрите в связи с этим письмо ФНС России от 07.08.2012 N СА-4-7/13101).
Утверждение ликвидационного баланса может быть оформлено путем проставления учредителями (единственным участником) соответствующих отметок на самом документе или в виде решения об утверждении ликвидационного баланса, прилагаемого к самому балансу (п. 14.2.05.49 Правовых позиций).
Отметим также, что налоговый орган обязан заявить свои требования по уплате организацией всех обязательных платежей в бюджет в период с момента представления в регистрирующий орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица (в трехдневный срок со дня принятия решения о ликвидации) и до представления документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица, предусмотренных ст. 21 Закона N 129-ФЗ (не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица – п. 2 ст. 22 Закона N 129-ФЗ) (Методические указания для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией, утвержденные приказом ФНС России от 25.04.2006 N САЭ-3-09/257@).

5. Государственная регистрация ликвидации общества

После утверждения ликвидационного баланса для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган в соответствии со ст. 21 Закона N 129-ФЗ представляются следующие документы:
– заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N Р16001 утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@, подписанное заявителем (руководителем ликвидационной комиссии или ликвидатором), подлинность подписи которого удостоверяется нотариально;
– ликвидационный баланс;
– документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию ликвидации юридического лица на основании пп.пп. 1, 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 800 руб.);
– документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования” и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона “О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений” (представление данного документа не обязательно; в случае, если он не представлен заявителем, этот документ представляется органом ПФР по межведомственному запросу регистрирующего органа).
При заполнении заявления формы N Р16001 необходимо учитывать положения раздела Х Требований.
Ликвидация ООО считается завершенной, а общество – прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 9 ст. 63 ГК РФ).
Обратим внимание, что во всех случаях, требующих внесения записей в ЕГРЮЛ, в том числе при ликвидации юридического лица, документы представляются в регистрирующий орган одним из способов, указанных в п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
2. Имущество ООО, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается его учредителям (участникам). Порядок и очередность распределения имущества ликвидируемого ООО между его учредителями (участниками) установлены ст. 58 Закона N 14-ФЗ.
Передача имущества учредителям (участникам) осуществляется ликвидационной комиссией (ликвидатором) общества на основании утвержденного ликвидационного баланса (смотрите постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2017 N 18АП-6767/17). Поскольку полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора) прекращаются с момента государственной регистрации ликвидации общества (п. 1 ст. 53, п. 4 ст. 62, п. 9 ст. 63 ГК РФ), принять решение о распределении имущества ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна до внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Отметим, что нормативных требований к оформлению решения ликвидационной комиссии (ликвидатора) не установлено. Представляется, что решение ликвидационной комиссии может быть оформлено, например, в виде протокола заседания комиссии (ст. 181.1, ст. 181.2 ГК РФ). Ликвидатор принимает такое решение единолично и оформляет его в письменном виде.
Имущество ликвидируемого общества распределяется между участниками ООО в следующей очередности:
– в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но невыплаченной части прибыли (абзац второй п. 1 ст. 58 Закона N 14-ФЗ);
– во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого ООО между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества. Доли, принадлежащие обществу, при таком распределении имущества не учитываются (п. 1 ст. 24, абзац третий п. 1 ст. 58 Закона N 14-ФЗ).
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (п. 2 ст. 58 Закона N 14-ФЗ).
Передача имущества участникам ООО оформляется актом приема-передачи.
Таким образом, если ликвидируемое ООО состоит из единственного участника, оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество общества в любом случае должно перейти к единственному участнику (смотрите также постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.06.2015 N Ф08-2778/15).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
– Энциклопедия решений. Ликвидация ООО;
– Энциклопедия решений. Порядок ликвидации юридического лица;
– Энциклопедия решений. ООО с одним участником;
– Энциклопедия решений. Формирование промежуточного ликвидационного и ликвидационного баланса;
– Энциклопедия решений. Распределение имущества ликвидируемого ООО между его участниками.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Иванов Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Ссылка на основную публикацию