Заключение договора с Белорусской компанией и оплата НДС?

Россия – Беларусь – Казахстан: НДС по работам и услугам

Определить место реализации зачастую бывает непросто. Поэтому, прежде чем перейти к ответам на вопросы, мы покажем, в каких случаях местом реализации признается Россия, а в каких – Беларусь или Казахстан. А затем в таблице перечислим обязанности, которые возникают у российских исполнителей и заказчиков в зависимости от того, какая страна является местом реализации работ (услуг). Схема определения места реализации работ (услуг) – на следующей странице. А ниже расшифрованы понятия, использованные в схеме.

Работы (услуги), выполненные (оказанные) по договорам, заключенным с белорусскими или казахстанскими партнерами, облагаются НДС в особом порядке (Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее – Протокол о работах (услугах))). В двух словах его можно описать так: работы и услуги (за исключением переработки давальческого сырья) облагаются НДС по законодательству той страны ТС (Таможенного союза), которая признается местом их реализации (Статья 2 Протокола о работах (услугах)).

Примечание
Переработка давальческого сырья, ввезенного из одной страны ТС в другую с последующим вывозом продуктов переработки (в том числе и за пределы ТС), облагается НДС по нулевой ставке в порядке, предусмотренном Протоколом о товарах (Статьи 2, 4 Протокола о работах (услугах); Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009). Далее, говоря о работах, мы не будем иметь в виду переработку давальческого сырья.

Определить место реализации зачастую бывает непросто. Поэтому, прежде чем перейти к ответам на вопросы, мы покажем, в каких случаях местом реализации признается Россия, а в каких – Беларусь или Казахстан. А затем в таблице перечислим обязанности, которые возникают у российских исполнителей и заказчиков в зависимости от того, какая страна является местом реализации работ (услуг).
Схема определения места реализации работ (услуг) – на следующей странице. А ниже расшифрованы понятия, использованные в схеме.

——————————–
Недвижимое имущество – участки земли и недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (в том числе леса, здания, трубопроводы и т.д.) (Статья 1 Протокола о работах (услугах)).
Движимое имущество – вещи, не относящиеся к недвижимости и к транспортным средствам. Транспортные средства – морские и воздушные суда, суда внутреннего и смешанного (река – море) плавания; железнодорожный подвижной состав; автобусы; автомобили, включая прицепы и полуприцепы; грузовые контейнеры.
По мнению Минфина, вспомогательными являются, например:
– санаторно-курортные услуги по отношению к услугам в сфере отдыха (Пункт 3 Письма Минфина России от 27.04.2010 N 03-05-04-01/27);
– работы по тестированию и техподдержке компьютерных программ по отношению к услугам по их разработке и предоставлению исключительных прав на их использование (Письма Минфина России от 15.01.2008 N 03-07-08/07, от 06.06.2007 N 03-07-08/144).
Также Минфин считает, что о вспомогательном характере работ (услуг) можно говорить, если без них не могут быть выполнены основные работы (услуги) (Письмо Минфина России от 17.09.2010 N 03-03-06/4/88).

Документами, подтверждающими место реализации работ (услуг), являются (Пункт 2 ст. 3 Протокола о работах (услугах)):
– договор на выполнение работ, оказание услуг;
– документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг.
Вид документа зависит от того, какие выполнялись работы (оказывались услуги). Как правило, это акты приема-сдачи, счета, счета-фактуры (Перечень документов, подтверждающих выполнение работ, предоставление услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности при совершении внешнеторговых сделок, утв. МВЭС России 01.07.1997 N 10-83/2508, ГТК России 09.07.1997 N 01-23/13044, ВЭК России 03.07.1997 N 07-26/3628).
В Протоколе о работах (услугах) упомянуты также иные документы, предусмотренные национальным законодательством государств – членов ТС. Однако НК РФ никаких дополнительных документов не требует (Пункт 4 ст. 148 НК РФ).
Теперь разберемся с НДС-обязанностями российских исполнителей и заказчиков. Они зависят от того, какая страна является местом реализации работ (услуг).

Место
реализации
работ (услуг)

НДС-обязанности российского контрагента по договору
на выполнение работ (оказание услуг)

Российский контрагент – исполнитель

Если российский исполнитель – плательщик НДС и
реализация работ (услуг) облагается российским НДС,
нужно в общем порядке исчислить и уплатить НДС, а также
отчитаться по этому налогу.
Если российский исполнитель – плательщик НДС, но
реализация работ (услуг) не облагается российским НДС, нужно:
– выставить счет-фактуру с отметкой “Без налога (НДС)”;
– подать декларацию по НДС. Реализацию работ
(услуг) нужно отразить в разд. 7 декларации.
Если российский исполнитель освобожден от обязанностей
налогоплательщика – нужно выставить счет-фактуру с
отметкой “Без налога (НДС)”.
Если российский исполнитель применяет спецрежим –
НДС-обязанности не возникают

1. Если работы (услуги) облагаются белорусским
(казахстанским) НДС и российский исполнитель не состоит
на учете в белорусских (казахстанских) налоговых органах
– НДС заплатит белорусский (казахстанский) заказчик
(покупатель).
Если работы (услуги) не облагаются белорусским
(казахстанским) НДС – обязанность заплатить этот налог
не возникнет.
2. Российские исполнители – плательщики НДС должны
отражать операции по реализации таких работ (услуг) в
разд. 7 декларации по НДС

Российский контрагент – заказчик (покупатель)

Если иностранный исполнитель не состоит на учете в
российских налоговых органах – независимо от того,
является ли российский заказчик (покупатель)
плательщиком НДС или нет, нужно исполнить обязанности
налогового агента:
(или) если работы (услуги) облагаются НДС:
– исчислить российский НДС с реализации работ (услуг)
(аванса в случае его получения) и удержать его из денег,
причитающихся по договору белорусскому (казахстанскому)
партнеру;
– составить счет-фактуру;
– уплатить НДС в бюджет одновременно с перечислением
денег белорусскому (казахстанскому) партнеру;
– подать декларацию по НДС. Налог, подлежащий
уплате, нужно отразить в разд. 2 декларации;
(или) если работы (услуги) не облагаются НДС – подать
декларацию по НДС, заполнив от имени налогового
агента разд. 7 декларации.
Уплаченный агентский НДС:
(или) принимается к вычету – если российский заказчик –
плательщик НДС и работы (услуги) предназначены для
деятельности, облагаемой НДС;
(или) включается в стоимость приобретенных услуг –
если российский заказчик не является плательщиком НДС,
освобожден от обязанностей плательщика НДС либо является
плательщиком НДС, но приобретенные работы (услуги)
предназначены для необлагаемых операций;
(или) учитывается в расходах при расчете налога при УСНО
(объект “доходы минус расходы”) или ЕСХН – если
российский заказчик применяет УСНО или уплачивает ЕСХН.
Если иностранный исполнитель состоит на учете в
российских налоговых органах – обязанности налогового
агента не возникнут. Российский НДС с выполненных работ
(оказанных услуг) белорусский (казахстанский) партнер
уплатит сам

Если работы (услуги) облагаются белорусским
(казахстанским) НДС – нужно оплатить НДС, предъявленный
в стоимости работ (услуг) белорусским (казахстанским)
партнером.
Если работы (услуги) не облагаются белорусским
(казахстанским) НДС – НДС-обязанности не возникнут

Если в договоре не указан НДС, российский агент считает налог по ставке 18%

Наша организация-рекламодатель заключила с белорусской фирмой (не состоящей на налоговом учете в РФ) договор на оказание рекламных услуг на территории Республики Беларусь. Насколько мы понимаем, по этому договору у нас возникают обязанности налогового агента. Но во всех документах (включая договор) российский НДС не включен в стоимость услуг, поскольку белорусская сторона не является плательщиком белорусского НДС. Как нам посчитать российский агентский НДС?

Строго говоря, НК РФ обязывает налогового агента рассчитать и удержать НДС из сумм, причитающихся иностранному партнеру (Пункт 2 ст. 161 НК РФ). Однако белорусская фирма наверняка будет не согласна получить от вас оплату за минусом российского НДС.
Поэтому вам не остается ничего другого, как посчитать НДС по ставке 18% с контрактной стоимости рекламных услуг и перечислить его в бюджет за счет собственных средств. Но этот налог вы сможете принять к вычету (Письмо Минфина России от 04.02.2010 N 03-07-08/32).
Кстати, тот факт, что исполнитель не является плательщиком белорусского НДС, вовсе не мешает указывать в договоре сумму российского НДС. Ведь местом реализации рекламных услуг в вашем случае является не Беларусь, а Россия (Подпункт 4 п. 1 ст. 3 Протокола о работах (услугах)). И по российскому законодательству они облагаются НДС (Подпункт 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Если же ваш партнер категорически не хочет прописывать в договоре стоимость услуг с НДС, предложите ему включить в контракт условие о том, что “цена увеличивается на сумму НДС, подлежащую уплате на территории РФ”. Такая “налоговая оговорка” в договоре поможет вам избежать споров по поводу вычета агентского НДС, уплаченного сверх цены договора. Несмотря на то что Минфин не видит в этом проблему (Письмо Минфина России от 04.02.2010 N 03-07-08/32), не исключено, что у проверяющих будет другое мнение. Однако если в контракте будет “налоговая оговорка”, то, учитывая позицию ВАС РФ, налоговики вряд ли станут снимать вычет агентского НДС (Постановление Президиума ВАС РФ от 18.05.2010 N 16907/09; п. 3 Письма ФНС России от 12.08.2011 N СА-4-7/13193@).

Иностранный НДС в расходы: ФНС – за, Минфин – против

Наша фирма импортировала белорусские товары. Услуги по их доставке нам оказал белорусский перевозчик. В договоре с ним выделена сумма НДС. Что нам делать с предъявленным налогом: принимать к вычету или включать в “прибыльные” расходы?

Принимать к вычету НДС, предъявленный белорусским перевозчиком, вы не вправе. Ведь это налог, начисленный по законодательству Республики Беларусь (Подпункт 5 п. 1 ст. 3 Протокола о работах (услугах); п. 2 ст. 171 НК РФ).
Этот НДС нельзя учесть и в “прибыльных” расходах как начисленные налоги (Пункт 1 ст. 264 НК РФ). Что же касается учета иностранного налога в составе прочих расходов на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, то ФНС никаких препятствий для этого не видит (Письмо ФНС России от 01.09.2011 N ЕД-20-3/1087). Ведь, по мнению налоговиков, иностранный НДС – это обоснованные и документально подтвержденные затраты (Пункт 1 ст. 252 НК РФ). Однако в Минфине считают, что иностранный НДС включать в прочие расходы нельзя (Письма Минфина России от 28.02.2011 N 03-03-06/1/112, от 12.11.2010 N 03-03-06/1/708, от 28.04.2010 N 03-03-06/1/303, от 19.03.2010 N 03-03-06/1/154).

Есть и другой вариант учета: белорусский НДС вы можете включить в стоимость услуг по перевозке и, соответственно, отнести на расходы в составе затрат на доставку товаров (Подпункт 3 п. 1 ст. 268, ст. 320 НК РФ). Но Минфин против этого.

Из авторитетных источников
Буланцева Валентина Александровна, начальник отдела налогообложения прибыли организаций Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, заслуженный экономист Российской Федерации
“Вопрос о возможности признания в составе расходов налогов (в том числе и НДС) регулируется пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, где сказано, что в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются налоги, установленные законодательством Российской Федерации. Поскольку этот вопрос имеет специальное регулирование в НК РФ, то учесть в расходах НДС, уплаченный в другой стране, по какой-либо другой статье Кодекса нельзя”.

Товары между странами ТС российские автоперевозчики доставляют с нулевым НДС

Наша транспортно-экспедиционная компания заключила договоры с белорусскими фирмами на перевозку автотранспортом товаров, экспортируемых в Республику Беларусь и импортируемых с территории этой страны. Будет ли Россия местом реализации наших услуг? Если да, то какую ставку НДС мы должны применять?

Да, ваши услуги считаются реализованными в России (Подпункт 5 п. 1 ст. 3 Протокола о работах (услугах)). Они облагаются НДС по нулевой ставке (Подпункт 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Подтверждать ее вам нужно будет в обычном порядке (Пункт 3.1 ст. 165 НК РФ).

НДС-обложение услуг по “аренде” персонала зависит от места его работы

Наша строительная организация предоставила компании из Казахстана персонал для выполнения строительно-монтажных работ на территории России. Нужно ли нам начислять НДС на услуги по предоставлению персонала?

Да, нужно. В вашем случае местом реализации услуг по предоставлению персонала для выполнения строительно-монтажных работ признается Россия. Ведь предоставленный вами персонал будет работать не по месту деятельности заказчика, а значит, определять место реализации услуги вы должны “по исполнителю” (Подпункты 4, 5 п. 1 ст. 3 Протокола о работах (услугах)).

Обучаетесь у иностранцев, но в России – заплатите агентский НДС

Мы приобрели технику в Беларуси. Фирма-изготовитель оказала нам услуги по обучению сотрудников правилам эксплуатации и обслуживания техники. Становимся ли мы НДС-агентами по договору на обучение?

Все зависит от того, где проходило обучение (Подпункт 3 п. 1 ст. 3 Протокола о работах (услугах)):
(если) представители фирмы-изготовителя обучали ваших работников в России – местом реализации услуг будет наша страна. А значит, у вас возникнут обязанности агента по НДС (Пункты 1, 2 ст. 161 НК РФ);
(если) белорусы проводили обучение у себя на родине – местом реализации услуг будет Беларусь. И, следовательно, российским НДС услуги по обучению облагаться не будут (Пункт 1 ст. 146 НК РФ).

Реализовали услуги в Казахстане – российский НДС не платим, но декларацию сдаем

Мы (плательщики НДС) заключили договор с казахстанской организацией на размещение ее рекламы в рекламном справочнике, который мы издаем в России. Возникают ли у нас какие-либо НДС-обязанности по данной операции?

Оказанные вами услуги будут считаться реализованными в Казахстане, и следовательно, российским НДС они не облагаются (Подпункт 4 п. 1 ст. 3 Протокола о работах (услугах)). Но тем не менее их нужно отражать в декларации (Раздел XII Порядка заполнения декларации по НДС).
В строке 010 разд. 7 декларации вам следует проставить (Пункты 44.2, 44.3 Порядка заполнения декларации по НДС):
– в графе 1 – код операции 1010812 (Приложение N 1 к Порядку заполнения декларации по НДС);
– в графе 2 – стоимость оказанных услуг;
– в графах 3 и 4 – прочерки.

Где находится автомобиль, там и реализуются работы по его ремонту

Наша организация оказывает услуги по ремонту грузовых автомобилей белорусским компаниям. В ходе ремонта мы используем запчасти, продаваемые клиентам с наценкой. Деятельность по ремонту переведена на уплату ЕНВД, а с реализации запчастей мы платим налоги по ОСНО. Как облагаются НДС оказанные белорусам ремонтные услуги? И какую ставку НДС нам нужно указывать в ТОРГ-12 на проданные им запчасти (которые устанавливаются на автомобили в нашем сервисе на территории России)?

Платить НДС с работ по ремонту грузовых автомобилей вы не должны. Эти услуги можно считать связанными непосредственно с транспортными средствами. И поскольку ремонт проводится в России, местом их реализации будет наша страна (Подпункт 2 п. 1 ст. 3 Протокола о работах (услугах)). Но так как с деятельности по ремонту автомобилей вы платите ЕНВД, то начислять НДС на стоимость работ, оказанных, в числе прочих, и белорусским компаниям, вам не нужно (Статья 2 Протокола о работах (услугах); п. 4 ст. 346.26 НК РФ).
Проданные запчасти будут облагаться НДС по ставке 18%. Ведь под экспортом товаров в ТС понимается их вывоз с территории одного государства – участника ТС на территорию другого (Статья 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 “О принципах взимания косвенных налогов. “). В вашем же случае запчасти не вывозятся. Поэтому нет оснований для применения экспортной ставки НДС.
Обращаем ваше внимание на то, что, по мнению ВАС РФ, продажу клиентам запчастей, которые необходимы для ремонта машин, нельзя назвать торговлей. И поэтому дополнительных налогов (помимо ЕНВД с ремонтных работ) платить не требуется (Постановление Президиума ВАС РФ от 22.06.2010 N 14630/09). Причем эта позиция ВАС РФ взята налоговым ведомством на вооружение (Пункт 41 Письма ФНС России от 12.08.2011 N СА-4-7/13193@). И если вы станете придерживаться такого подхода к налогообложению вашей деятельности, вопрос с начислением НДС на стоимость запчастей у вас возникать не будет.

Читайте также:  Должен ли ИП включать реализацию по договору комиссии в КУДИР и отражать в ней разницу как доход?

Импорт из Белоруссии

Белоруссия входит в ЕАЭС, и у всех участников этого союза единая таможенная территория. А значит при взаимной торговле нет таможенных пошлин, мер тарифного регулирования, декларирования и госконтроля. Ввозить товары из стран ЕАЭС проще, чем из других, но и тут есть свои особенности: заключение контракта, уплата НДС, подготовка документов в налоговую. Читайте в статье, как законно импортировать товары из Белоруссии.

Как заключить контракт с поставщиком из Белоруссии

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Первый шаг в организации импорта — подписание договора с поставщиком. В контракте с белорусской стороной пропишите важные пункты.

Предельная сумма договора. Сумма поставок в рамках одного договора должна ограничиваться предельной величиной. Если ваш договор заключен не на одну поставку, то все отгрузки не должны превышать сумму, указанную в договоре.

Выбор валюты договора. Валютное законодательство Белоруссии разрешает расчеты в белорусских рублях и иностранной валюте. Для использования российских рублей как валюты договора нужно установить официальный курс. Для расчетов с белорусским поставщиком вам понадобится валютный счет даже если вы рассчитываетесь в российских рублях.

Сроки расчетов. Сроки оплаты поставки товаров из Белоруссии обычно не превышают 90 дней. Это предписывает Указ Президента Республики Беларусь № 178, по которому белорусский поставщик должен перечислить на свой счет стоимость проданных товаров в течение 90 дней с даты отгрузки продукции. За нарушение правил его оштрафуют.

Чтобы компенсировать себе штраф, белорусы включают в контракт условие о неустойке за просрочку оплаты. Она может значительно превышать сумму штрафных санкций, грозящих поставщику — до 2% от суммы внешнеторговой операции за каждый день просрочки, но не больше суммы операции. Проверяйте соразмерность неустойки, предлагаемой белорусской стороной.

Если вы не успеваете заплатить, то заранее позаботьтесь о разрешении Нацбанка на отсрочку платежа по сделке.

НДС при импорте из стран ЕАЭС

Между Белоруссией и Россией нет таможенного оформления, оно носит уведомительный характер. Пошлины за пересечение границы не взимаются, а порядок уплаты НДС кардинально отличается.

НДС за импорт из Беларуси придется заплатить вам, и его будет администрировать российский налоговый орган. То есть вы не будете оплачивать НДС белорусскому поставщику в составе стоимости товара или таможне, как при импорте из других стран, а перечислите его прямо в бюджет РФ.

Ваша система налогообложения неважна, импортеры на спецрежимах тоже обязаны уплачивать ввозной НДС. Место постановки на учет поставщика товара и вид договора тоже не имеют значения.Вы платите НДС, когда:

  • право собственности переходит к вам на территории Белоруссии или территории России;
  • вы получаете товары от поставщика через комиссионера, поверенного или агента;
  • вы покупаете товары у белорусского поставщика, а отгружаются они через Казахстан;
  • если договор поставки заключен с поставщиком не из ЕАЭС, а товар отгружается с территории Белоруссии в Россию.

То есть, независимо от страны-производителя вы уплачиваете НДС при ввозе товара из Белоруссии.

Освобождение от ввозного НДС получают:

  • товары, перечисленные в статье 149 НК РФ, 150 НК РФ и постановлении Правительства РФ от 30.04.2009 № 372;
  • товары, переданные по договору между российскими организациями;
  • при передаче товара в рамках одной организации;
  • при передаче товара в режиме свободной таможенной зоны.

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

При импорте товара из Белоруссии и стран ЕАЭС сумму налога вам придется рассчитать самостоятельно, хотя для импорта из третьих стран это делают таможенники.

Ставки налога стандартные — 20% и 10%. Ставка 10% действует для товаров, входящих в перечень п.2 ст. 164 НК РФ.

Налоговая база по НДС определяется на дату принятия импортированных товаров к учету у налогоплательщика. Сама база рассчитывается исходя из стоимости товара по договору. При покупке за белорусские рубли стоимость в рублях РФ определяется пересчетом стоимости в инвалюте на курс рубля по Центробанку на дату принятия товара к учету.

Уплатите НДС в налоговую до 20 числа месяца, следующего за принятием импортированных товаров к учету. Если у вас есть переплата по федеральным налогам, то НДС можете не перечислять, для этого подайте в налоговую ходатайство об этом.

В платежном поручении указывайте КБК — 182 1 04 01000 01 1000 110.

Документы для ввоза товаров из Белоруссии

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

По импортным товарам из ЕАЭС заполняйте декларацию по косвенным налогам по форме, утвержденной приказом ФНС РФ от 27.09.2017 № СА-7-3/765@. Она включает НДС и акцизы. Если вы ввозите безакцизный товар, вносите данные только на титульный лист и в первый раздел. Заполните декларацию за месяц, в котором импортированные товары отражены в учете.

Сдайте декларацию в налоговую по месту учета до 20-го числа, следующего за месяцем принятия товара на учет, вместе с ней подайте:

  • Выписку из банка, подтверждающую уплату НДС, или копию платежного поручения с банковской отметкой.
  • Договор поставки с белорусским поставщиком, посреднический договор.
  • Транспортные и сопроводительные документы.
  • Счета-фактуры или другие документы, подтверждающие стоимость.
  • Заявление о ввозе товара и уплате косвенных налогов.

Заявление о ввозе товара составляйте по форме, утвержденной приказом ФНС РФ от 19.11.2014 № ММВ-7-6/590@. В налоговую нужно представить заявление на бумаге в 4-х экземплярах и одно в электронном виде или только электронное заявление, заверенное ЭП.

Заполните первый раздел заявления и укажите в нем свои данные и данные поставщика, сведения о договоре и стоимости ввозимых товаров. Если вы работали через посредника, заполните и третий раздел. Второй раздел заполнят налоговики и там же проставят отметку об уплате НДС.

Налоговые инспекторы рассматривают заявление 10 рабочих дней. Один экземпляр налоговая оставит себе, один заберете вы и два направите белорусскому поставщику, чтобы он мог подтвердить ставку НДС 0% по экспорту.

Как принять НДС к вычету

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Импортировать товары могут налогоплательщики на ОСНО и спецрежимах. Как и при покупках внутри страны, если вы покупаете товар, который будете использовать в производстве другой продукции, то НДС можете принять к вычету.

Если вы применяете ОСНО и не освобождены от уплаты НДС, сумму налога можете принять к вычету. Платежи по НДС учитывают в себестоимости товара налогоплательщики на спецрежимах.

Заявить вычет вы можете после получения своего экземпляра заявления о ввозе товара от налоговиков. Зарегистрируйте заявление в книге покупок и укажите номер платежного документа, по которому платили НДС в бюджет.

Вычет импортного НДС заявляйте в обычной ежеквартальной декларации по НДС, а его сумму отражайте в строке 160 раздела 3.

Применить вычет можно не раньше квартала, в котором товары были приняты к учету и получена отметка на заявлении. Срок для получения — 3 года после принятия товара к учету.

Автор статьи: Елизавета Кобрина

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе.

Если ваш контрагент – белорусская компания

“Российский налоговый курьер”, N 14, 2003

По данным Госкомстата России, за последние три года товарооборот между Россией и Белоруссией возрос в полтора раза. Во взаимную торговлю вовлекается все больше компаний. А значит, у все большего числа бухгалтеров возникают вопросы, связанные с налогообложением таких сделок. В частности, с исчислением НДС по ним.

Сначала несколько слов о нормах налогового законодательства, которыми следует руководствоваться при исчислении налога на добавленную стоимость во взаимной торговле с Белоруссией.

С 1 июля 2001 г. Россия во взаимной торговле со странами СНГ перешла на взимание НДС по принципу “страны назначения”. Это предусмотрено Федеральным законом от 22.05.2001 N 55-ФЗ “О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве”.

Принцип “страны назначения” предполагает, что НДС взимается в той стране, в которую ввозится товар. В стране происхождения товар освобожден от НДС (в нашей стране – посредством применения нулевой ставки налога)

Единственное исключение из принципа “страны назначения” – Республика Беларусь. Во взаимной торговле между нашими странами по-прежнему действует принцип “страны происхождения” – налог взимается в стране, в которой находится продавец товара.

Принцип “страны происхождения” нашел свое отражение в Договоре “О создании Союзного государства”, подписанном Российской Федерацией и Республикой Беларусь 8 декабря 1999 г. Договор предусматривает, что в Союзном государстве действуют единые принципы взимания налогов, не зависящие от местонахождения налогоплательщиков на его территории.

После подписания договора между нашими странами постоянно велись переговоры о порядке взимания косвенных налогов во взаимной торговле. Российская сторона разработала проект Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при реализации товаров (работ, услуг) хозяйствующими субъектами на территории Союзного государства. Проект был одобрен Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 N 496. Минфину России было поручено провести переговоры с белорусской стороной и по достижении договоренности подписать соглашение от имени Правительства РФ.

Однако Соглашение пока не подписано. Поэтому в настоящее время вопросы взимания НДС по поставкам товаров (работ, услуг) между российскими и белорусскими предприятиями регулируются национальным налоговым законодательством наших стран.

Реализация товаров в Республику Беларусь

При исчислении НДС по товарам, реализуемым белорусским контрагентам, следует руководствоваться ст.13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ (в ред. от 31 декабря 2002 г.; далее – Закон N 118-ФЗ). Он, в частности, гласит, что реализация товаров в Республику Беларусь приравнивается к реализации товаров на территории России. То есть налог исчисляется и уплачивается в обычном порядке, как если бы товар продавался российскому покупателю.

Разумеется, здесь могут быть свои нюансы. Так, не стоит забывать, что российским НДС облагаются только товары, местом реализации которых признается территория России.

Россия считается местом реализации товара в двух случаях (ст.147 НК РФ):

  1. реализуемый товар находится на территории России и не отгружается и не транспортируется (пример – недвижимость);
  2. товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории России.

Таким образом, товары, реализуемые белорусским контрагентам, облагаются НДС на территории нашей страны при условии, что в момент отгрузки или транспортировки они находились на территории России.

А что если российский налогоплательщик приобретает товары на территории Белоруссии и там же впоследствии перепродает их? Поскольку территория России не является местом реализации таких товаров, в нашей стране они НДС не облагаются.

Не облагаются “нашим” НДС и товары нероссийского происхождения, приобретаемые российскими налогоплательщиками в третьих странах для реализации на территории Белоруссии без ввоза на территорию России в режиме выпуска для свободного обращения.

Реализация работ и услуг в Республику Беларусь

Закон N 118-ФЗ касается налогообложения товаров, реализуемых на территорию Республики Беларусь. Но он не содержит каких-либо особых норм в отношении реализации работ и услуг.

Как известно, российское налоговое законодательство ставит порядок обложения НДС работ и услуг в зависимость от места их реализации. Поэтому на территории России НДС облагаются только те работы и услуги, выполняемые (оказываемые) российскими налогоплательщиками для белорусских контрагентов, местом реализации которых признается территория России.

При определении места реализации работ и услуг необходимо руководствоваться ст.148 НК РФ. Перечислим некоторые ее положения.

Статья, в частности, гласит, что реализованными на территории России считаются работы и услуги, непосредственно связанные с недвижимым имуществом, находящимся на территории нашей страны. Исключение составляют работы и услуги, связанные с такими видами недвижимости, как воздушные, морские суда и суда внутреннего плавания, а также космические объекты (пп.1 п.1 ст.148 НК РФ).

Пример 1. Российская организация по договору с белорусским предприятием ремонтирует принадлежащее ему здание, находящееся в Минске. В данном случае местом реализации услуг по ремонту считается Белоруссия. Поэтому услуги по ремонту российским НДС не облагаются.

Работы (услуги), связанные с движимым имуществом, считаются реализованными на территории России только в том случае, если имущество находится на территории нашей страны (пп.2 п.1 ст.148 НК РФ).

Пример 2. Российская организация по договору с белорусским предприятием ремонтирует принадлежащее ему оборудование, находящееся в Белоруссии. В данном случае услуги по ремонту не считаются реализованными на территории России и, следовательно, не облагаются российским НДС.

Услуги в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта считаются реализованными на территории России, если фактически оказываются на территории нашей страны. Таким образом, перечисленные услуги, оказываемые белорусскому контрагенту, облагаются НДС в нашей стране, если они фактически оказываются на территории России (пп.3 п.1 ст.148 НК РФ).

Целый ряд работ и услуг признается реализованным на территории России только в том случае, если покупатель этих работ и услуг осуществляет деятельность на территории нашей страны. К числу таких работ и услуг, в частности, относятся (пп.4 п.1 ст.148 НК РФ):

  • услуги по передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав;
  • консультационные, юридические, бухгалтерские, инжиниринговые, рекламные услуги, услуги по обработке информации, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
  • услуги по предоставлению персонала, если персонал работает в месте деятельности покупателя;
  • услуги по сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств.

Что считается местом осуществления деятельности покупателя этих услуг, сказано в пп.4 п.1 ст.148 Кодекса. Из него следует, что если перечисленные услуги оказываются белорусскому контрагенту (организации или предпринимателю, зарегистрированному в Республике Беларусь), в нашей стране они НДС не облагаются.

Приобретение товаров (работ, услуг) в Республике Беларусь

Как следует из Закона N 118-ФЗ, при ввозе на территорию России товаров, происходящих и ввозимых с территории Республики Беларусь, налог на добавленную стоимость таможенными органами не взимается. При последующей реализации ввезенных товаров на территории России налог уплачивается в обычном порядке – как по российским товарам.

А как быть с НДС, уплаченным белорусскому поставщику? Он принимается к вычету так, как если бы товар был закуплен в России. Основанием для вычета служат первичные документы и счет-фактура, выставленный белорусским поставщиком. (Здесь следует оговориться: форма белорусского счета-фактуры не соответствует российской. Тем не менее это не препятствие для того, чтобы принять налог к вычету.)

При налогообложении работ или услуг, приобретаемых российским налогоплательщиком у белорусского контрагента, необходимо учитывать положения ст.148 НК РФ. Если из норм статьи следует, что приобретаемые работы (услуги) считаются реализованными на территории России, на российского покупателя возлагаются обязанности налогового агента. Иными словами, он должен удержать из платежа, причитающегося белорусскому контрагенту, НДС и перечислить его в бюджет. Сумма налога определяется по расчетным ставкам (ст.ст.161 и 164 Кодекса). Уплаченная сумма принимается к вычету при соблюдении норм, установленных ст.ст.171 и 172 НК РФ.

Читайте также:  Заполнение декларации если начата деятельность в 4 квартале и правильно отражение уплаты налогов?

Пример 3. Российская организация заключила договор с белорусской юридической фирмой. Последняя обязалась представлять интересы организации в белорусском суде. Стоимость договора – 120 000 руб.

Согласно российскому налоговому законодательству юридические услуги считаются реализованными там, где осуществляет деятельность (зарегистрирован) покупатель (пп.4 п.1 ст.148 НК РФ). В нашем примере это Россия. Поэтому российская организация должна удержать из оплаты услуг белорусской юридической фирмы 20 000 руб. (120 000 руб. х 20/120) и перечислить их в федеральный бюджет. Уплаченная сумма принимается к вычету.

Если согласно ст.148 Кодекса работы (услуги) белорусского контрагента не считаются реализованными на территории России, российским НДС они не облагаются. Соответственно, у российского покупателя не возникает и обязанностей налогового агента.

В заключение несколько слов о ввозе товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья, ранее вывезенного из России в Белоруссию. При реализации ввезенных товаров на территории России НДС уплачивается по ставкам и в порядке, которые предусмотрены для товаров, произведенных на территории России. Сумма НДС, уплаченная белорусскому переработчику, подлежит вычету. Об этом гласит ст.13 Закона N 118-ФЗ.

Нужно ли платить НДС при заключении договора с белорусским ИП

Вопрос:

Покупаем электронные услуги у ИП из Республики Беларусь. В Беларуси предприниматель освобожден от НДС.
Должен ли ИП в данном случае встать на налоговый учет в РФ для уплаты НДС?
Облагаются ли эти услуги НДС?

Ответ:

Российский заказчик в данном случае признается налоговым агентом по НДС, и у него возникает обязанность исчислить и уплатить НДС с суммы, перечисляемой иностранному предпринимателю. При этом предпринимателю не нужно вставать на налоговый учет в РФ.

Услугой в электронной форме в соответствии с п. 1 ст. 174.2 НК РФ признается услуга, оказанная через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, автоматизированно, с использованием информационных технологий. Причем в данной норме упоминаются только иностранные организации. Буквальное прочтение данной статьи исключает из сферы ее применения субъекты предпринимательской деятельности, не являющиеся юрлицами.

В письме Минфина РФ от 11.12.2017 № 03-04-06/82683 даны следующие разъяснения. При приобретении российской организацией услуг, оказываемых физлицом — гражданином иностранного государства, имеющим статус предпринимателя в стране проживания, в электронной форме с использованием Интернета, НДС исчисляется и уплачивается российской фирмой, выступающей в качестве налогового агента.

Между тем с позицией Минфина РФ можно поспорить. Ведь несмотря на формально поименованные в статье услуги, не соблюдается важнейший признак — их автоматизированное оказание, и отсутствует посреднический характер их оказания.

По нашему мнению, в данном случае речь не идет об оказании электронных услуг в понимании ст. 174.2 НК РФ. То есть ассоциировать их с услугами, облагаемых «налогом на Google», некорректно.

Таким образом, законодательство не содержит требований для иностранных индивидуальных предпринимателей, оказывающих подобные электронные услуги, вставать на налоговый учет в РФ.

Что касается вопроса обложения НДС, здесь тоже не все так однозначно.

С одной стороны, согласно пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождается от НДС реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. И если права на сайт передаются именно по лицензионному соглашению, есть предпосылки воспользоваться освобождением от НДС.

С другой стороны, чаще используются конструкции смешанных договоров с элементами договоров возмездного оказания услуг, подряда, авторского договора. Продвижение сайта и вовсе принято считать рекламными услугами.

Поэтому в данном случае правильнее говорить о комплексе услуг, приобретаемых у иностранного лица. Тогда место их реализации определяется в соответствии со ст. 148 НК РФ. В отношении услуг, осуществляемых на основании договоров, заключенных между хозяйствующими субъектами государств — членов ЕАЭС, — в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе.

Согласно данному документу местом реализации услуг признается территория государства, налогоплательщиком которого приобретаются услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных, а также рекламные услуги.

По схожему вопросу имеются разъяснения Минфина РФ в письме от 26.05.2016 № 03-07-13/1/30201. Ведомство указало на необходимость выступить российскому заказчику налоговым агентом по НДС в рамках договора на разработку мобильного приложения с белорусским предпринимателем.

Таким образом, местом реализации услуг по созданию и продвижению интернет-сайта, оказываемых белорусским ИП российской компании, является РФ. Соответственно, такие услуги облагаются НДС. А у российского покупателя возникают предусмотренные ст. 161 НК РФ обязанности налогового агента в части исчисления и уплаты НДС с перечисляемого иностранному контрагенту дохода.

При этом если контрактом с иностранным лицом, оказывающим услуги, не предусмотрена сумма НДС, подлежащая уплате в российский бюджет, то организации следует самостоятельно определить налоговую базу, то есть увеличить стоимость услуг на сумму налога.

Договор поставки товаров из Беларуси в Россию: налоговые нюансы

Договор поставки – один из самых распространенных договоров, который заключают субъекты хозяйствования в процессе предпринимательской деятельности. Правовое регулирование усложняется, когда сторонами договора выступают резиденты разных государств. Сегодня хочу с вами поделиться информацией о налоговых и других аспектах, с которыми сталкиваются российские покупатели, когда заключают импортные договоры поставки с белорусскими поставщиками.

Налоговые и «таможенные» аспекты

Территория Республики Беларусь и Российской Федерации входит в состав единой таможенной территории Евразийского экономического союза, в пределах которой во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины, меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. Поэтому основное отличие договоров поставки с белорусскими субъектами от внутрироссийских договоров поставки – в том, что нужно платить «ввозной» НДС и соблюдать требования внешнеторгового и валютного законодательства (как России, так и Беларуси).

«Ввозной» НДС при импорте товаров

В трансграничных договорах поставки между Беларусью и Россией вопросы уплаты НДС регулирует Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг , который является Приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее – Протокол по косвенным налогам). Общий принцип взимания НДС , согласно п. 1 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе , – принцип страны назначения , который предполагает применение нулевой ставки при экспорте товаров с налогообложением НДС при импорте товаров.

Применение нулевой ставки НДС белорусским поставщиком – на что обратить внимание российскому импортеру

Чтобы применить нулевую ставку НДС, белорусские поставщики, согласно п. 7 ст. 102 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК РБ), обязаны представить в налоговый орган вместе с налоговой декларацией по НДС один документ – заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов либо перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Тем не менее, НК РБ предписывает белорусскому налогоплательщику иметь также транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие факт вывоза товаров с территории Беларуси на территорию РФ.

Таким образом, белорусский поставщик имеет право потребовать у российского импортера как транспортные документы, так и заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Срок для подтверждения применения нулевой ставки в Беларуси – 180 дней с даты отгрузки, и, как правило, именно к этому сроку поставщик стремится получить от покупателя необходимые документы. Если их не предоставить до подачи налоговой декларации по НДС за тот отчетный период, в котором истекли 180 дней, поставщик должен отразить обороты по реализации в декларации по НДС и применить общеустановленную в Беларуси ставку – 20 %.

Самый частый на практике способ хеджирования риска – включение в договор условия о неустойке за просрочку предоставления необходимых документов. Тем не менее, включение в договор условия о неустойке за просрочку представления документов не страхует белорусского поставщика на 100 %, поскольку размер неустойки по решению суда может быть уменьшен.

Таким образом, при согласовании условий договора поставки необходимо обращать внимание на состав запрашиваемой поставщиком документации, сроки ее представления, а также предлагаемый размер штрафных санкций. Если поставщик пытается значительно сократить предоставленный ему законом срок для представления подтверждающих документов либо предлагает явно несоразмерный размер неустойки, такое условие может быть предметом торга со стороны российского импортера.

Если вместо представления подтверждающих документов белорусский поставщик предлагает включить в счет российскому покупателю сумму НДС, надо понимать, что российский плательщик не сможет принять к вычету в России уплаченный белорусский НДС (с учетом установленных п. 2 ст. 171 НК РФ правил принятия НДС к вычету).

Уплата «ввозного» НДС импортером и последующее принятие уплаченных сумм к вычету

Импорт российским покупателем белорусских товаров является основанием для уплаты «ввозного» НДС. Подлежащая применению ставка НДС зависит от категории ввозимых товаров (либо общая ставка 18 %, либо 10 % – в отношении отдельных групп товаров).

Согласно п. 19 Протокола по косвенным налогам «ввозной» НДС подлежит уплате не позднее 20-го числа месяца , следующего за месяцем принятия импортированных товаров к учету. В этот же срок, с учетом п оложений п. 20 Протокола по косвенным налогам , российский покупатель обязан представить в налоговый орган следующие документы:

  1. Декларация по косвенным налогам.
  2. Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.
  3. Заверенные копии документов, подтверждающих приобретение и ввоз товара (договор, счета-фактуры, товарные, товарно-транспортные накладные и т.п.).
  4. Счета-фактуры.
  5. Заверенную копию документа, подтверждающего уплату налога (выписки банка).

Заметим, что уплаченные суммы ввозного НДС российский покупатель сможет в последующем принять к вычету (на основании п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Уплата «ввозного» НДС российским покупателем, не являющимся плательщиком НДС

Закупкой товара в РБ занимаются не только российские организации, применяющие общую систему налогообложения, но и организации, не являющиеся плательщиками НДС. При этом правило об уплате «ввозного» НДС распространяется как на первую категорию российских покупателей, так и на вторую.

Соответствующее правило закреплено в п. 13 Протокола по косвенным налогам , согласно которому взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена осуществляется налоговым органом государства-члена, на территорию которого импортирован товар, по месту постановки на учет налогоплательщика, в том числе применяющего специальный режим налогообложения.

Уплата НДС при привлечении белорусского перевозчика

С учетом положе ний по дп. 5 п. 29 Протокола по косвенным налогам местом реализации услуг белорусского перевозчика признается территория РБ. В связи с этим, если перевозчик – плательщик НДС, то в стоимости услуг перевозки будут включены суммы НДС. Однако такой НДС не может быть принят к вычету в РБ в силу положений ст. 171, 172 НК РФ .

Суммы «белорусского» НДС могут быть включены в состав расходов по реализации при исчислении налога на прибыль. Однако позиция российских ведомств по этому вопросу нестабильна и часто меняется.

Договорные условия, включаемые белорусскими поставщиками для соблюдения правил по ВЭД

Императивные требования белорусского внешнеторгового и валютного законодательства предъявляют ряд требований к белорусским экспортерам. Например:

  • регистрации сделки в установленных случаях;
  • соблюдение сроков завершения внешнеторговых операций;
  • уведомление банка о завершении внешнеторговых операций;
  • представление статистической декларации.

Однако, большинство требований белорусского законодательства не влияет на условия внешнеэкономических договоров поставки с российскими покупателями, а возможные сложности связаны с требованиями российского законодательства, которые предъявляют к национальным импортерам.

Выбор валюты договора

Белорусское валютное законодательство и, в частности, Правила проведения валютных операций, утвержденные постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72, допускает в расчетах между белорусским поставщиком и российским импортером использовать как белорусские рубли, так и иностранную валюту, в том числе российские рубли . Единственный критерий для использования иностранной валюты – установление официального курса белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте.

Порядок расчетов

Подп. 1.4 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» обязал белорусского поставщика обеспечить перечисление на свой счет сто имости реализованных товаров не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров (даты отпуска товаров со склада). За нарушение указанного срока белорусского поставщика могут привлечь к административной ответственности по ст. 11.37 Кодекса РБ об административных правонарушениях. Потенциальная санкция – штраф до 2 % от суммы незавершенной в установленный срок внешнеторговой операции за каждый день превышения срока, но не более суммы незавершенной внешнеторговой операции.

Из-за этого ограничения белорусские поставщики, как правило, отказывают российским покупателям в более длительных периодах рассрочки оплаты товаров. Те же, кто соглашается, осознанно принимают на себя риски возможных санкций.

Для некоторых видов товаров возможно легитимно установить более длительные сроки оплаты. Примеры самых распространенных случаев:

от 180 до 1440 календарных дней (в зависимости от стоимости единицы изделия) с даты отгрузки – при экспорте произведенной в Беларуси автотракторной, сельскохозяйственной, дорожно-строительной, лесопромышленной, карьерной, подземной, специальной техники, продукции военного назначения и запасных частей, необходимых для технического обслуживания всей этой техники;

не позднее 365 календарных дней с даты отгрузки – при экспорте фармацевтической продукции организациями-производителями фармацевтической продукции;

не позднее 365 календарных дней – при экспорте произведенных в Беларуси лифтов, лифтового оборудования и запасных частей к ним.

Учитывая эти сроки, белорусские поставщики включают в контракты условие о неустойке за их нарушение, чтобы компенсировать возможные штрафные санкции. Однако размер неустойки часто устанавливают гораздо больший, чем потенциальная санкция за нарушение срока. Кроме того, нарушение российским покупателем срока оплаты – еще не безусловное основание для привлечения белорусского поставщика к ответственности. Продлить срок можно через разрешение Национального банка РБ, которое выдается на безвозмездной основе .

Поэтому при подписании импортного договора поставки российский покупатель должен оценивать соразмерность и адекватность штрафных санкций, которые предлагает белорусская сторона.

НДС по договорам с иностранными контрагентами

При заключении сделок с иностранными поставщиками, не состоящими на налоговом учете в РФ, у российских компаний — покупателей могут возникать обязанности по уплате НДС как у налогового агента или как у импортера товара. Мы подобрали для вас несколько рассмотренных Минфином России ситуаций, когда не вполне очевидно, в каком качестве компания должна уплачивать НДС.

Если российская организация приобретает у иностранного поставщика, не состоящего на налоговом учете в России, товары (работы, услуги), местом реализации которых является территория РФ, она признается налоговым агентом по НДС и должна удержать этот налог из выплачиваемых сумм и уплатить его в российский бюджет (п. 2 ст. 161 НК РФ). Перечисление налога производится одновременно с выплатой денежных средств иностранному поставщику (п. 4 ст. 174 НК РФ).

Обязанность по уплате НДС возникает у компании и когда она сама ввозит на территорию РФ товары (подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ).

В ряде случаев не всегда понятно, как должен уплачиваться НДС. В частности, могут возникать вопросы о необходимости налогового агентирования, когда иностранный поставщик ввозит товар в Россию и передает его покупателю уже на территории РФ. Неясности с НДС появляются и когда поставка товаров иностранным контрагентом сопровождается выполнением (оказанием) покупателю каких-либо работ (услуг). Или наоборот, выполнение иностранным контрагентом работ (оказание им услуг) связано с ввозом на территорию РФ материальных ценностей, рассматриваемых в качестве товара. Рассмотрим эти ситуации подробнее.

Читайте также:  Какой выбрать налоговый режим для оказания вендиноговых услуг?

Товар ввозит иностранный поставщик

Ситуация

Российская компания заключила с иностранным продавцом договор на поставку товаров. По его условиям товары ввозятся в Россию силами иностранного поставщика и фактическая передача товаров покупателю происходит уже в России. Является ли ва компания налоговым агентом по НДС?

Решение

Как мы уже указали выше, обязанности налогового агента по НДС возникают, когда местом реализации товара считается территория РФ. А это возможно, только если товар в момент начала отгрузки и транспортировки находится на территории РФ (подп. 2 п. 1 ст. 147 НК РФ). Здесь же товар отгружается с территории иностранного государства. Следовательно, местом его реализации территория РФ не признается.

Исходя из этого, Минфин России в письме от 27.02.2018 № 03-08-05/12140 пришел к выводу, что в рассматриваемой ситуации российская организация налоговым агентом по НДС не является.

Не будет у нее обязанностей налогового агента и в отношении услуг по доставке товара иностранным поставщиком. Это связано с тем, что услуги по перевозке или транспортировке товаров, оказываемые иностранными организациями, не облагаются НДС, так как местом реализации таких услуг территория РФ не признается (подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ).

А вот если помимо доставки товара в Россию иностранный поставщик выполняет работы по монтажу, пуску и наладке поставленного оборудования, российской компании — покупателю нужно будет исчислить НДС со стоимости таких работ, удержать его из выплачиваемых иностранному поставщику сумм и уплатить в бюджет. Ведь согласно подп. 2 п. 1 ст. 148 НК РФ, когда работы непосредственно связаны с движимым имуществом, находящимся на территории РФ, местом реализации таких работ считается территория РФ. Соответственно, российская организация, приобретающая у иностранной компании, не состоящей на учете в налоговом органе РФ, работы по монтажу, пуску и наладке ввезенного на территорию России оборудования, является налоговым агентом, обязанным исчислить и уплатить НДС в бюджет (письмо Минфина России от 05.12.2016 № 03-07-08/72092).

Работы по изготовлению товаров

Ситуация

Российский индивидуальный предприниматель заключил с иностранным контрагентом договор на изготовление товаров, которые затем бизнесмен ввозит в Россию. Должен ли предприниматель исполнять обязанности налогового агента по НДС при оплате работ по изготовлению товаров?

Решение

Финансисты в письме от 24.03.2014 № 03-07-14/12827 разъяснили, что обязанности налогового агента по НДС у российского предпринимателя не возникает. Ведь выполнение работ по изготовлению товаров происходит за пределами России. А местом реализации работ (услуг), связанных непосредственно с находящимся за пределами России движимым имуществом, территория РФ не является (подп. 2 п. 1.1 ст. 148 НК РФ). Но если изготовленные за границей товары предприниматель ввозит в РФ, данная операция подлежит обложению НДС на основании подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ. Соответственно, бизнесмен как импортер должен будет уплатить НДС на таможне.

А вот если иностранный контрагент изготавливает товары в России, у российской компании — покупателя появляются обязанности налогового агента по НДС. В этом случае товар в момент начала отгрузки и транспортировки находится в России, поэтому местом его реализации считается территория РФ (подп. 2 п. 1 ст. 147 НК РФ). К аналогичному выводу пришел и Минфин России в письме от 20.08.2018 № 03-07-13/1/58786. В нем рассмотрена ситуация, когда казахстанская организация на арендованном складе в России размещает самостоятельно ввезенное из Республики Казахстан сырье. В соответствии с договором о давальческой переработке она передает это сырье российскому изготовителю и забирает произведенную из этого сырья готовую продукцию. Данную продукцию у иностранной организации приобретает российская компания. Ее интересовало, должна ли она исполнять обязанности налогового агента по НДС?

Финансисты указали, что местом реализации товаров, находящихся на территории РФ после их изготовления из давальческого сырья, ввезенного в Россию из Республики Казахстан, признается территория РФ и их реализация является объектом налогообложения НДС. Поэтому российская компания, приобретающая такие товары, как налоговый агент должна исчислить НДС, удержать его из выплачиваемых казахстанской организации доходов и уплатить в бюджет.

Ввоз товара из страны ЕАЭС по «чужому» договору

Ситуация

Российская организация заключила с чешской компанией договор на поставку товара. Этот товар чешская компания закупает у казахстанского продавца. Российская организация ввозит товар из Казахстана и уже на территории РФ приобретает его у чешской компании. Как российская организация — покупатель в этом случае должна уплачивать НДС?

Решение

Специалисты финансового ведомства в письме от 26.10.2018 № 03-07-13/1/77090 пришли к выводу, что в рассматриваемой ситуации российская организация — покупатель уплачивает НДС как налоговый агент. Ведь чешская компания продает российской организации товар, который уже ввезен в Россию и в момент начала отгрузки находится на территории РФ. Следовательно, местом его реализации считается территория РФ (подп. 2 п. 1 ст. 147 НК РФ) и у российской организации — покупателя в соответствии с п. 2 ст. 161 НК РФ появляются обязанности налогового агента по НДС.

Отметим, что при ввозе товаров у компании не будет обязанности по уплате НДС в силу следующего. Порядок уплаты НДС при ввозе товаров из стран ЕАЭС регулируется положениями Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющимся Приложением № 18 к Договору о ЕАЭС (далее — Протокол). Из пункта 13 Протокола следует, что НДС при ввозе товара в Россию из страны ЕАЭС взимается российским налоговым органом по месту постановки на учет собственника товара. Таковым признается лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусматривается договором. Поскольку товар ввозится по договору между чешской компанией и казахстанским продавцом, и к российской организации право собственности на товар по этому договору не переходит, она не является плательщиком НДС при ввозе товара.

Покупка в рамках соглашения о разделе продукции

Ситуация

Российская компания, действующая в рамках соглашения о разделе продукции, приобретает товары, ввезенные в Россию, у иностранных лиц. Соглашением предусмотрено, что его участники освобождаются от уплаты НДС на весь импорт, включая ввозимые товары, работы, оборудование, услуги, ссуды и другие формы финансирования. Следует ли компании при покупке товара уплачивать НДС как налоговому агенту?

Решение

Специалисты финансового ведомства в письме от 21.06.2016 № 03-06-06-06/35947 разъяснили, что исходя из условий соглашения, его участники освобождены от уплаты НДС только при ввозе товаров. При этом освобождение распространяется на них как на налогоплательщиков. В случае приобретения товаров у иностранного продавца на территории России обязанность по уплате НДС возникает у покупателя не как у налогоплательщика, а как у налогового агента. А в соответствии с п. 2 ст. 161 НК РФ налоговые агенты обязаны исчислить, удержать и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, или нет. Таким образом, российская компания, действующая в рамках соглашения о разделе продукции, при приобретении ввезенных в Россию товаров у иностранных лиц должна уплатить НДС как налоговый агент.

Покупка бывшего предмета лизинга, ввезенного из страны ЕАЭС

Ситуация

Российская компания заключила с белорусской организацией договор на покупку комбайнов. Эти комбайны ранее были ввезены в Россию по договору лизинга, заключенному белорусской организацией с другой российской компанией, который был расторгнут. НДС при ввозе по данному договору не уплачивался. Как российская компания — покупатель должна исчислять НДС при заключении договора купли-продажи с белорусским продавцом: как налоговый агент или как импортер товара?

Решение

Пунктом 13.4 Протокола предусмотрено, что при приобретении ранее импортированных товаров, по которым не были уплачены косвенные налоги, их уплату производит покупатель из страны ЕАЭС, на территорию которой импортированы товары. Исходя из этого, в письме от 09.12.2016 № 03-07-13/1/73742 финансисты указали, что по комбайнам, ранее ввезенным в Россию с территории Республики Беларусь и реализуемым на территории РФ белорусской организацией, НДС уплачивается российской компанией, приобретающей такие товары на основании договора (контракта), заключенного с белорусской организацией. То есть покупатель перечисляет НДС как импортер.

Ввоз товаров, по которым уплачиваются лицензионные платежи

Ситуация

Российская компания ввозит на территорию РФ товары. Согласно контракту с иностранным контрагентом по этим товарам компания будет уплачивать лицензионные платежи.

При ввозе товаров на территорию РФ налоговая база по НДС исчисляется исходя из таможенной стоимости товаров (п. 1 ст. 160 НК РФ). В таможенную стоимость включаются лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, относящиеся к ввозимым товарам, которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи ввозимых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары (подп. 7 п. 1 ст. 40 ТК ЕАЭС). Таким образом, при ввозе товара, по которому российская компания — покупатель будет уплачивать лицензионные платежи, НДС исчисляется, в том числе и со стоимости этих лицензионных платежей.

Местом реализации услуг для целей НДС при передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав российской компании является территория РФ (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). Следовательно, российская компания при выплате иностранной компании лицензионных платежей является налоговым агентом по НДС и должна удерживать налог из перечисляемых сумм и уплачивать его в бюджет.

Но не возникает ли в этом случае двойного налогообложения, поскольку одни и те же суммы лицензионных платежей облагаются НДС дважды: первый раз при ввозе товара на территорию РФ и второй — при перечислении лицензионных платежей?

Решение

В письме от 04.08.2016 № 03-10-11/45719 Минфин России разъяснил, что в данной ситуации имеет место налогообложение разных лиц, а именно: лица, осуществившего ввоз товаров, и лицензиара. В первом случае объектом налогообложения является ввоз товаров на территорию РФ (подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ), во втором случае — передача имущественных прав (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Причем во втором случае российская организация является не налогоплательщиком, а налоговым агентом. Таким образом, никакого двойного налогообложения нет.

Ввоз результата работ

Ситуация

Российская компания заключила с иностранным контрагентом контракт на выполнение работ за пределами РФ по разработке конструкторской документации двух технологических образцов. Общая цена контракта разбита на две составляющие: стоимость разработки конструкторской документации и стоимость изготовления технологических образцов. Это было сделано в целях поэтапной оплаты. Главной целью контракта была поставка технологических образцов, а разработка конструкторской документации представляла собой предварительный этап, необходимый для их изготовления.

Компания оплатила стоимость работ по разработке конструкторской документации. Согласно подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ признается территория РФ, если покупатель работ осуществляет деятельность в России. В связи с этим компания как налоговый агент удержала из выплачиваемых сумм и перечислила в бюджет НДС.

При ввозе изготовленных технологических образцов в Россию компания уплатила НДС на таможне исходя из стоимости изготовления технологических образцов, выделенной в контракте. Вместе с таможенной декларацией она представила документы, подтверждающие, что со стоимости выполненных работ по разработке конструкторской документации НДС был уплачен ею в полном объеме до ввоза технологических образцов. Однако по результатам таможенного контроля таможенным органом было принято решение о корректировке таможенной стоимости ввезенных образцов на стоимость разработки конструкторской документации. В связи с этим компании со стоимости работ пришлось еще раз уплатить НДС. Насколько обоснованно такое двойное налогообложение?

Решение

В письме от 26.10.2017 № 03-07-08/70335 специалисты финансового ведомства указали, что если покупателем работ является российская организация, она как налоговый агент должна уплатить НДС с их стоимости. Вместе с тем согласно подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается ввоз товаров на территорию РФ. Поэтому взимание НДС при ввозе товаров, для производства которых на территории иностранного государства использовались вышеуказанные работы, является правомерным.

Таким образом, Минфин России считает обоснованным уплату НДС со стоимости работ дважды: в качестве налогового агента при перечислении иностранному контрагенту денежных сумм в оплату работ, и на таможне при ввозе результата работ в составе таможенной стоимости.

А вот суды с таким подходом не согласны. Примером является постановление АС Северо-Кавказского округа от 10.08.2018 по делу № А53-22875/2017. В этом деле российская компания заключила с иностранным контрагентом договор на проведение проектных работ и поставку документации по месту строительства объекта недвижимости на территории РФ. При оплате проектных работ компания как налоговый агент уплатила НДС. Проектная документация была получена компанией по почте. Ее декларирование на таможне не производилось.

В рамках проверки таможенный орган обнаружил незадекларированную проектную документацию и доначислил компании НДС. Контролеры указали, что НДС не только является косвенным налогом, уплачиваемым конечным потребителем при покупке товаров и услуг, но и видом таможенного платежа, взимаемого таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза. Поэтому НДС, подлежащий уплате в силу ст. 161 НК РФ, и НДС, уплачиваемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза, не являются тождественными обязательными платежами.

При ввозе проектной документации на бумажном носителе и CD-дисках компании нужно было исполнить обязанность налогоплательщика по исчислению и уплате НДС, а при оплате стоимости услуг за выполнение проектных работ и поставку документации по месту строительства объекта недвижимости в РФ – обязанность налогового агента по перечислению НДС в бюджет. Указанные обязанности компании не связаны между собой и самостоятельны по отношению друг к другу.

Суд первой инстанции встал на защиту компании. Он указал, что в соответствии со ст. 4 ТК ТС товаром считается любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу. Согласно ст. 1 Федерального закона от 29.12.94 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» документ – это материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения. В результате выполнения работ компания получила материальные носители с информацией, которые признаются товаром.

Таможенный орган считает, что компания должна была уплатить НДС как налоговый агент, а также, заплатить НДС в составе таможенных пошлин при ввозе проектной документации. Однако указанную позицию нельзя признать верной, поскольку одна и та же сделка не может являться двумя различными объектами налогообложения по одному налогу. Перечисляя НДС в бюджет как налоговый агент, компания исходила из того, что она оплачивает не сам процесс выполнения работ, а то материальное благо, которое получает от факта их выполнения. В данном случае таковым является проектная документация. Поэтому при ее ввозе повторная уплата НДС не осуществляется.

Суд первой инстанции также отметил, что установив в ходе проверки факт не декларирования товара, ввезенного в Россию, таможенный орган тем самым признал отсутствие факта выполнения указанных проектных работ и, следовательно, необходимости исчисления суммы НДС по указанным договорам в порядке ст. 161 НК РФ. В результате суд пришел к выводу, что доначисление НДС таможней произведено необоснованно и у компании отсутствует реальная задолженность по НДС перед бюджетом. Суды апелляционной и кассационной инстанций с этим согласились.

Ссылка на основную публикацию