Возможно ли использование кассового аппарата не по месту регистрации ИП?

Кто освобожден от применения ККТ?

ronstik / Depositphotos.com

Законодательство о применении ККТ содержит ряд исключений для некоторых юридических лиц и предпринимателей, которые вправе не использовать кассовой техникой при расчетах с клиентами. Так, например, с 7 июня 2019 года действует новая норма, согласно которой все предприниматели при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг вправе не применять кассовую технику при расчетах за такие товары, работы, услуги присоблюдении двух условий. Во-первых они должны реализовывать товары только собственного производства, а не перепродавать купленный товар. Во-вторых, у них не должно быть наемных работников (ст. 2 Федерального закона от 6 июня 2019 г. № 129-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации” (далее – Закон № 129-ФЗ). Такие льготные условия будут действовать до 1 июля 2021 года.

Ниже в таблице приведены все категории лиц, которым разрешено не применять контрольно-кассовую технику. О некоторых из них мы напишем подробнее.

Лица, которые вправе не применять ККТ

Условия освобождения

Основание для освобождения и разъяснения контролирующих органов

Организации и ИП в автоматических устройствах для расчетов при осуществлении расчетов, совершаемых исключительно монетой Банка России

Автоматические устройства не должны использовать электрическую энергию (в том числе от аккумуляторов или батарей)

Организации и ИП, осуществляющие виды деятельности и оказывающие услуги, перечисленные в п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, с учетом специфики деятельности или особенностей местонахождения

Покупателю должен быть выдан (направлен) документ, подтверждающий факт расчета, содержащий определенные реквизиты

Индивидуальные предприниматели, применяющие налог на профессиональный доход (НПД, налог для самозанятых)

В отношении доходов, облагаемых НПД

Организации и ИП, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), поселков городского типа)

Расчеты должны осуществляться в местностях, поименованных в специальном перечне. Покупателю должен быть выдан (направлен) документ, подтверждающий факт расчета, содержащий определенные реквизиты

Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медорганизаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации

Религиозные организации при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы

Услуги должны оказываться в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в установленном порядке

Все организации и ИП при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) ИП, за исключением расчетов ЭСП с предъявлением (карточных)

Организации, реализующие полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по предоставлению за плату права пользования парковками (парковочными местами)

Полученные за парковку денежные средства должны перечисляться в полном объеме на счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, в течение пяти рабочих дней со дня их получения

Библиотеки (за исключением частных) при оказании платных услуг населению, связанных с библиотечным делом

Перечень платных услуг, оказываемых библиотеками без применения ККТ, утверждается Правительством РФ (в настоящее время не утвержден)

Товарищества собственников недвижимости (в том числе ТСЖ, СНТ и пр.), ЖК, ЖСК и иные специализированные потребкооперативы за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Только при осуществлении безналичных (в том числе он-лайн) расчетов

Образовательные организации при оказании услуг населению в сфере образования

Физкультурно-спортивные организации при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта

Дома и дворцы культуры, дома народного творчества, клубы, центры культурного развития, этнокультурные центры, центры культуры и досуга, дома фольклора, дома ремесел, дома досуга, культурно-досуговые и культурно-спортивные центры при оказании услуг населению в области культуры

ИП при реализации входных билетов и абонементов на посещение театров, являющихся государственными или муниципальными учреждениями, осуществляемой с рук и (или) лотка

Кроме случаев оплаты через Интернет

ИП, не имеющие наемных работников и реализующие товары собственного производства, выполняющие работы (оказывающие услуги)

Освобождение применяется до 1 июля 2021 года

Кредитные организации и платежные системы

Закон № 54-ФЗ освободил банки и иные кредитные организации от обязанности применять ККТ. (п. 1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). ККТ не применяется в устройствах для осуществления с участием уполномоченного лица организации или ИП операций по передаче с использованием электронных средств платежа распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств. При этом устанавливается, что кредитная организация обязана вести перечень автоматических устройств для расчетов, находящихся в собственности или пользовании и обеспечивающих возможность осуществления вышеуказанных действий. Порядок направления и форма указанного перечня устанавливаются Банком России.

Организации и ИП, занимающиеся определенными видами деятельности

В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, если организации и ИП не используют для расчетов автоматические устройства, то они могут не использовать ККТ при осуществлении следующих видов деятельности и при оказании следующих услуг:

  • продажа газет и журналов на бумажном носителе, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта федерации. При этом учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно. Данная норма не распространяется на организации и предпринимателей, осуществляющих расчеты за товары, подлежащие маркировке средствами идентификации;
  • продажа ценных бумаг;
  • обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;
  • торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для этих целей. Между тем ККТ должна применяться, если торговля в этих местах ведется в магазинах, павильонах, киосках, палатках, автолавках, автомагазинах, автофургонах, помещениях контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых местах, открытых прилавках внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном правительством. К ним, в частности, относятся: ковры и ковровые изделия, химические вещества и компьютерное оборудование, мебель и другие непродовольственные товары (Перечень непродовольственных товаров, при торговле которыми на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, организации и индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять расчеты с применением контрольно-кассовой техники). Данная норма не распространяется на организации и предпринимателей, осуществляющих расчеты за товары, подлежащие маркировке средствами идентификации;
  • разносная торговля вне стационарной торговой сети продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) в пассажирских вагонах поездов и на борту воздушных судов с ручных тележек, корзин и иных специальных приспособлений для демонстрации, удобства переноски и продажи товаров. Данная норма не распространяется на организации и предпринимателей, осуществляющих расчеты за товары, подлежащие маркировке средствами идентификации;
  • торговля в киосках мороженым, безалкогольными напитками в розлив, молоком и питьевой водой;
  • торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгметаллов и драгкамней;
  • ремонт и окраска обуви;
  • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
  • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
  • вспашка огородов и распиловка дров;
  • услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
  • сдача ИП в аренду жилых помещений, а также жилых помещений совместно с машино-местами, расположенными в многоквартирных домах, принадлежащих этому предпринимателю на праве собственности;
  • розничная продажа бахил.

Отметим, что данное положение не распространяется на организации и ИП (за исключением тех, кто осуществляет торговлю в розлив питьевой водой и розничную продажу бахил), которые используют для расчетов автоматические устройства, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами (п. 8 ст. 2 закона № 54-ФЗ).

ККТ не применяется при расчетах в безналичном порядке между организациями или предпринимателями, за исключением случаев использования электронного средства платежа с его предъявлением. (п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Организации и ИП, если они работают в отдаленных и труднодоступных местностях

Освобождены от применения ККТ также организации и ИП, работающие в отдаленных и труднодоступных местностях, перечень которых может быть определен нормативным актом субъекта федерации (п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). К сожалению, перечень таких местностей в настоящее время утвержден не везде. Например, в Калининградской области он установлен постановлением администрации Калининградской области от 23 сентября 2004 г. № 450 “О мерах по упорядочению применения контрольно-кассовой техники”. Так, данным нормативным актом было обосновано постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 мая 2006 г. № А21-10416/2005, которым было отказано в удовлетворении требований налоговых органов о привлечении к административной ответственности учреждения за неприменение ККТ. При этом суд указал, что поскольку учреждение осуществляет свою деятельность в отдаленном районе, оно вправе осуществлять торговые операции или оказание услуг без применения контрольно-кассовой техники и без выдачи бланков строгой отчетности.

В этом случае, при расчетах с клиентами и по их требованию предприниматель должен выдавать документ, подтверждающий факт осуществления расчета. Причем для этих документов определены обязательные реквизиты, к которым относятся:

  • наименование и порядковый номер документа;
  • наименование организации или ФИО ИП, их ИНН;
  • дата, время и место (адрес) осуществления расчета;
  • применяемая при расчете система налогообложения;
  • подпись лица, выдавшего документ.

Данное положение также не распространяется на организации и ИП, которые используют для расчетов автоматические устройства, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами (п. 8 ст. 2 закона № 54-ФЗ).

Отметим, что порядок выдачи документов о расчетах и их учета уже определен (постановление Правительства РФ от 15 марта 2017 г. № 296 “Об утверждении Правил выдачи и учета документов, подтверждающих факт осуществления расчетов в отдаленных или труднодоступных местностях между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом) без применения контрольно-кассовой техники”). Такой документ выдается как при расчете наличными, так и с использованием электронного средства платежа. Документы о расчетах могут быть выполнены на бумажном носителе рукописным или иным способом (типографским, с использованием ПК и др.).

Все выданные квитанции учитываются в журнале учета по их порядковому номеру и дате расчета. Листы журнала учета должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны предпринимателем, а также заверены печатью (при наличии). При этом, если осуществляет расчеты и хранит журнал работник, то предприниматель должен заключить с ним договор о полной материальной ответственности.

С каждого выданного документа о расчетах должна быть снята копия, которые необходимо сохранять не менее пяти лет копию. Причем копии документов или отрывные их части должны храниться в систематизированном виде в условиях, исключающих их порчу и хищение.

Заполняется квитанция разборчивым почерком на русском языке, при этом помарки, подчистки и исправления не допускаются. Испорченный или неправильно заполненный документ перечеркивается и прилагается к журналу учета за тот день, в котором он заполнялся. В журнале также делается отметка об этом напротив порядкового номера испорченного или неправильно заполненного документа. При этом сквозная нумерация выданных квитанций продолжается.

Отметим, что если расчеты ведутся в местностях, отдаленных от сетей связи, ККТ должна применяться, но в “автономном” режиме, то есть без обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме. Это означает, что в таких обстоятельствах договор с ОФД заключать не нужно, а клиенту предоставляется кассовый чек или БСО, напечатанный на бумажном носителе, и в электронной форме он не направляется (п. 1 ст. 4.6, п. 3 ст. 5, п. 7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Напомним, что критерием таких местностей является территория населенного пункта численностью до десяти тыс. человек (п. 1 приказа Минкомсвязи России от 5 декабря 2016 г. № 616 “Об утверждении критерия определения отдаленных от сетей связи местностей”).

Сельские аптечные пункты

От применения ККТ освобождены аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах. Также не придется выдавать чеки и филиалам медицинских организаций, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность, расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптеки (п. 5 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Никаких бланков строгой отчетности и документов об оплате выдавать в этих случаях не требуется.

Однако если указанные организации используют для расчетов автоматические устройства, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами, то они должны при расчетах с клиентами применять ККТ (п. 8 ст. 2 закона № 54-ФЗ).

Религиозные организации

При проведении религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы эти организации вправе не применять ККТ. Однако это касается только случаев, когда такие операции совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций (п. 6 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Применение ККТ адвокатами и нотариусами

Письмом МНС России от 26 октября 2004 г. № 33-0-13/683 “О применении контрольно-кассовой техники” было разъяснено, что адвокатские образования (в том числе адвокатские кабинеты) при осуществлении адвокатской деятельности не попадают в сферу действия законодательства о применении ККТ и не должны использовать при осуществлении такой деятельности контрольно-кассовые машины. Аналогичная позиция в отношении адвокатов и нотариусов высказана в письме МНС РФ от 28 мая 2004 г. № 33-0-11/357@ “О применении контрольно-кассовой техники адвокатами и нотариусами”, а также в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 20 апреля 2007 г. № 03-01-15/4-116.

Получение наличных денежных средств в случаях, не связанных с продажей товаров (работ, услуг)

Как следует из п. 1 ст. 1.2, абз. 19 ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ, контрольно-кассовая техника в обязательном порядке применяется при осуществлении организациями и ИП приема или выплаты денежных средств с использованием как наличных, так и электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги. Кроме того, ККТ применяется при приеме ставок и выплате выигрыша при организации и проведении азартных игр, а также при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.

Таким образом, если прием наличных денежных средств не связан с операциями по реализации товаров, выполнению работ или оказанию услуг, у организаций или индивидуальных предпринимателей отсутствует обязанность применения контрольно-кассовой техники.

К таким случаям могут относиться прием пожертвований, прием вступительных и членских взносов в различные некоммерческие организации, оприходование наличных денежных средств, вносимых заемщиком в счет уплаты основного долга по договору займа, получение от заемщика наличных денежных средств в кассу организации при уплате неустойки (штрафа, пени), получение денег в порядке возмещения собственных затрат, прием взносов в ТСЖ для оплаты коммунальных услуг.

Данная правовая позиция нашла отражение и в судебной практике. Так в соответствии с постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 февраля 2007 г. № Ф08-277/07-122А установлено, что отсутствует необходимость применения контрольно-кассовой техники при внесении в кассу товарищества собственников жилья взносов от жильцов дома, которые аккумулируются у товарищества и переводятся на счета организаций коммунального хозяйства.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 марта 2007 г. № А56-44214/2006 установлено, что взимая плату со своего работника за выдаваемую ему трудовую книжку в сумме, соответствующей той, за которую трудовая книжка была приобретена, Общество фактически осуществляло возмещение затрат на ее приобретение, что не является реализацией товаров, которая должна сопровождаться применением ККТ.

Аналогичная позиция в отношении расчетов по займам высказана в письмах МНС России от 5 мая 2004 г. № 33-0-11/320 “О применении контрольно-кассовой техники” и Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 21 апреля 2017 г. № 03-01-15/24309 “Об особенностях применения контрольно-кассовой техники”.

Когда нужна касса для ИП

Один из основных вопросов, которыми задаются начинающие индивидуальные предприниматели – при каких условиях и на каких системах налогообложения необходимо применение контрольно-кассовых машин. В данном материале рассмотрим все ситуации, в которых индивидуальным предпринимателям без кассовой техники не обойтись, а также те случаи, когда использование кассовых аппаратов не является для них строго обязательным.

Кассовый аппарат в законе

Как гласит закон, все индивидуальные предприниматели, которые производят продажу товаров или оказание услуг за наличные денежные средства или путем приема оплаты через банковские карты, обязаны иметь и использовать при расчетах с клиентами контрольно-кассовые машины. Это правило распространяется в основном на тех представителей бизнеса, которые ведут свою деятельность с населением, поскольку именно граждане расплачиваются за товары и услуги при помощи налички или банковских карт.

Отсутствие кассового аппарата у предпринимателя возможно в том случае, если финансовые операции он проводит с помощью безналичных перечислений на расчетные банковские счета юридических лиц или других ИП.

Требования к контрольно-кассовой технике

Закон устанавливает ряд требований, которым должны соответствовать контрольно-кассовые машины.

  • все кассовые аппараты, используемые в коммерческой деятельности должны в обязательном порядке пройти регистрацию в налоговой инспекции по месту жительства индивидуального предпринимателя;
  • для применения в работе подходят только те модели кассовой техники, которые перечислены в государственном реестре. Убедиться в том, что та или иная касса имеется в реестре, можно двумя путями: либо проверив при покупке голографическую наклейку с нужной информацией, либо самостоятельно изучив перечень гос. реестра на официальном сайте налоговой службы.

Внимание! Каждая контрольно-кассовая машина печатает чеки с определенными реквизитами, в зависимости от рода деятельности. Поэтому, прежде чем останавливать свой выбор на том или ином кассовом аппарате, нужно убедиться в том, что именно он подходит для работы данному индивидуальному предпринимателю.

Важно! Кроме контрольно-кассовых машин существуют чекопечатающие машинки. Эти устройства не считаются налоговыми органами за контрольно-кассовою технику, поскольку, у них нет блока памяти ЭКЛЗ. Чекопечатающие машинки в своей работе используют в основном те предприниматели, которые работают по ЕНВД.

Где приобрести кассовый аппарат

Контрольно-кассовые машины не продаются в обычных магазинах. Их продажей и обслуживанием занимаются специальные организации, прошедшие Государственную экспертную комиссию по ККМ. Реализацией кассовых аппаратов эти компании занимаются как в головных офисах, так и через разветвленную розничную сеть. При этом они реализуют не только новые кассовые машины, но и подержанные.

Нужно отметить, что те модели ККМ, которые уже были в использовании, должны быть обязательно сняты с учета налоговой инспекции и иметь новый блок ЭКЛЗ.

Кассовый аппарат ИП при УСН

Индивидуальный предприниматель, остановивший свой выбор на упрощенной схеме налогообложения, при наличных расчетах с клиентами, обязательно должен иметь кассовый аппарат. В тех случаях, если покупатель или потребитель услуг ИП производит оплату через банковские дебетовые или кредитные карты, выдавать кассовые чеки тоже необходимо.

Исключения:

  • контрольно-кассовую технику можно не применять, если индивидуальный предприниматель- «упрощенец» работает только через безналичные банковские переводы на расчетные счета юридических лиц и других ИП;
  • индивидуальный предприниматель работает в отдаленном или труднодоступном районе, где применение кассовых аппаратов по каким-либо причинам невозможно;
  • при оказании некоторых видов услуг населению есть установленное законом право заменять кассовые чеки выдачей бланков строгой отчетности.

Кассовый аппарат ИП при ОСНО

Как и в случае с «упрощенкой» при работе на общей системе налогообложения, индивидуальному предпринимателю необходимо иметь кассовый аппарат всегда, если присутствуют наличные денежные расчеты или расчеты с применением банковских карт.

Исключения по применению кассовых аппаратов ИП, находящимся на общем налогоисчислении также аналогичны тем, что действуют для «упрощенцев».

Кассовый аппарат ИП при ЕНВД

Те индивидуальные предприниматели, которые перешли на ЕНВД имеют право не пользоваться кассовым аппаратом. Вместо этого, если покупатель или потребитель услуг потребует, ему необходимо выдать либо бланк строгой отчетности, либо товарный чек, либо квитанцию. При этом в каждом из этих документов должны содержаться строго установленные сведения:

  • название самого документа – квитанция, БСО или товарный чек;
  • основные данные: порядковый номер и дата выдачи документа клиенту, инициалы индивидуального предпринимателя; его ИНН;
  • наименование товаров и услуг и их количество;
  • полная сумма оплаты;
  • обязательно: должность и ФИО сотрудника, выдавшего документ с его подписью.

Многие ИП, находящиеся на ЕНВД используют для печати таких документов уже упомянутые выше чекопечатающие машинки. Поскольку их не нужно ставить на учет в налоговые органы, это особенно удобно для предпринимателей, находящихся на ЕНВД.

Внимание! Даже в тех случаях, когда применение контрольно-кассовой техники не является законной обязанностью предпринимателя, он может обзавестись ею на добровольных началах, например, для контроля за продавцами. В этом случае регистрировать кассовый аппарат в налоговой инспекции не надо.

Общие исключения

Независимо от того, на какой системе налогообложения находится индивидуальный предприниматель, в некоторых случаях он имеет право не использовать ККМ. Например, применение кассового аппарата не обязательно, если предприниматель занимается:

  • продажей периодической печатной продукции: журналов и газет;
  • продажей проездных и талонов на общественный транспорт;
  • продажей лотерейных билетов;
  • продажей ценных бумаг;
  • розничной продажей безалкогольных напитков на разлив и мороженого;
  • продажей предметов религиозного толка;
  • весь перечень видов деятельности, освобожденных от обязательного применения ККМ.

В этих и еще ряде случаев, подробно прописанных в законе РФ, предприниматели имеют право не использовать контрольно-кассовую технику.

Таблица применения ККТ в зависимости от системы налогообложения

Система налогообложенияВид деятельностиККМ обязательнаМожно выдать БСОМожно выписать товарный чек или квитанцию
ОСНОТорговля и остальное+
Оказание услуг населению+
УСНТорговля и остальное+
Оказание услуг населению+
ЕСХНТорговля и остальное+
Оказание услуг населению+
ЕНВДТорговля и остальное+
Оказание услуг населению+
ПСНТорговля и остальное+
Оказание услуг населению+

Штрафные санкции

Внимание! С 15 июля 2016 года введена обновленная редакция штрафов за ККТ (смотрите ст. 14.5 КоАП РФ).

Наличие кассового аппарата требует от индивидуального предпринимателя ведения строгой отчетности по его использованию и соблюдения кассовой дисциплины. В частности, нужно в обязательном порядке вести журнал кассира-операциониста, журнал вызова технических специалистов, писать акты о снятии показаний счетчиков, возврате денежных сумм и т.д.

Поскольку эксплуатация кассовых аппаратов строго регламентирована, законом предусмотрены и наказания за неправильное их использование. Контролируют ИП по этой части представители налоговых органов.

В случае выявления каких-либо нарушений они могут наложить административное взыскание и назначить штраф в сумме 1500-2000 рублей.

В частности, индивидуальный предприниматель может быть оштрафован за следующие правонарушения: нарушение норм регистрации и неправильное использование кассы, отсутствие ККМ в случае необходимости, а также применение кассового аппарата, не соответствующего требованиям закона.

Ниже приведена таблица основных штрафов, которые могут быть связаны с применением или неприменением ККТ.

НарушениеОтветственное лицоОтветственность
Неприменение ККТ в случаях, когда это необходимо (ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ)Должностноештраф от 0,25 до 0,5 от суммы расчета, осуществленного без ККТ (но не менее 10 000 руб.)
Юридическое/ИПштраф от 0,75 до 1 от суммы расчета, осуществленного без ККТ (но не менее 30 000 руб.)
Повторное нарушение предыдущего пункта, если сумма расчетов, осуществленных без применения ККТ, составила 1 и более млн. рублей (ч.3 ст. 14.5 КоАП РФ)Должностноедисквалификация на срок от 1 года до 2 лет
Юридическое/ИПприостановление деятельности на срок до 90 суток
Применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям; нарушение порядка регистрации ККТ; порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения (ч.4 ст. 14.5 КоАП РФ)Должностноепредупреждение или штраф от 1 500 до 3 000 руб.
Юридическое/ИПпредупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 руб.
Непредставление информации и документов по запросам налоговых органов, а также представление информации и документов с нарушением сроков о применении ККТ (ч.5 ст. 14.5 КоАП РФ)Должностноепредупреждение или штраф от 1 500 до 3 000 руб.
Юридическое/ИПпредупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб.
Ненаправление покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию (ч.6 ст. 14.5 КоАП РФ)Должностноепредупреждение или штраф 2 000 руб.
Юридическое/ИПпредупреждение или штраф 10 000 руб.

Таким образом, работать с использованием контрольно-кассовых аппаратов обязаны все предприниматели, имеющие дело с наличностью. В некоторых случаях кассовые аппараты можно заменить бланками строгой отчетности и другими документами, подтверждающими оплату. Если же индивидуальный предприниматель использует кассу, то он должен строжайшим образом соблюдать все нормы и правила, установленные законом для ее эксплуатации.

Можно ли использовать ККТ не по месту регистрации?

Место регистрации ККТ: куда подавать заявление

Согласно п. 1 ст. 4.3 закона «О применении контрольно-кассовой техники. » от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — закон 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее — ККТ) может быть применена только после того, как будет зарегистрирована в ФНС РФ в надлежащем порядке (см. также наши статьи по ссылкам: ККТ для ИП – порядок и регистрация и Порядок регистрации кассового аппарата в налоговой для ООО).

При этом порядок ее регистрации регулируется следующими актами:

  • законом 54-ФЗ;
  • административным регламентом. утв. приказом Минфина России от 29.06.2012 № 94н (далее — Регламент).

Важно! Положения Регламента, устанавливающие обязательное условие — наличие на корпусе ККТ знака «Государственный реестр», не применяются (см. письмо ФНС России от 18.02.2013 № АС-4-2/2696@).

Необходимо учесть следующее:

  1. Заявление о регистрации (перерегистрации и снятии с учета ККТ) может быть подано в любой терорган ФНС РФ или через кабинет ККТ (п. 1 ст. 4.2 закона 54-ФЗ).
  2. Регистрация названной техники производится по местонахождению юрлица или по месту жительства индивидуального предпринимателя — заявителя (п. 20 Регламента).
  3. Регистрация ККТ производится по местонахождению обособленного подразделения (далее — ОП) юрлица-заявителя. Если ОП организации находятся в пределах одного муниципального образования, города федерального значения, но при этом относятся по подведомственности разным терорганам ФНС РФ, то зарегистрировать все ККТ нужно в одном тероргане по месту нахождения ОП, в котором хозсубъект-заявитель поставлен на учет (п. 21 Регламента).

Можно ли использовать ККТ не по месту регистрации

Выше мы рассмотрели, каким образом определяется место регистрации касс с точки зрения выбора именно регистрирующего органа. Далее мы рассмотрим, как зарегистрировать в надлежащем порядке непосредственно место расположения и использования кассы.

Обратите внимание! В комплект документации, необходимой для ее регистрации, входит заявление по форме, утв. приказом ФНС России от 29.05.2017 N ММВ-7-20/484@ (см. также нашу статью «Составляем заявление на регистрацию ККТ — образец заполнения»). При этом одним из обязательных реквизитов такой формы является адрес и место, где фактически будет эксплуатироваться ККТ (п. 2 ст. 4.2 закона 54-ФЗ). Утвержденная названным приказом карточка регистрации также предусматривает в составе реквизитов адрес, по которому установлена ККТ.

Как отмечает правоприменитель, требования о регистрации ККТ в налоговом органе с указанием места фактической установки (как гарантия осуществления действенного госконтроля за применением ККТ) относятся к определенному законодательством РФ регламенту регистрации и использования ККТ (см., например, решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.08.2016 по делу № А40-131614/16-122-1126).

Вывод: эксплуатация ККТ не по месту ее регистрации (т. е. фактического использования) может быть квалифицирована как использование аппарата ККТ по незарегистрированному месту установки и применения, за что организация/ИП могут быть привлечены к административной ответственности (см. постановление ВС РФ от 11.08.2015 по делу № А19-15703/2013, письмо УФНС России по Москве от 02.03.2011 № 17-26/019349@).

Кроме того, о необходимости регистрации ККТ именно по месту фактической эксплуатации такой техники говорит и п. 76 Регламента, определяющий случаи, когда ККТ подлежит перерегистрации (например, при смене адреса установки кассы).

Как указать место регистрации ККТ для выездной торговли

Важно! Временные торговые точки (например, торговые места на ярмарках), а также место оформления продажи товара при выезде курьера к покупателю с мобильным аппаратом ККТ не являются обособленными подразделениями юрлица.

С учетом сложившейся практики и разъяснений компетентных органов хозсубъекту-заявителю следует указать в качестве места установки кассы адрес организации / место жительства ИП, в качестве вида выездной деятельности — торговля (см. письмо Управления МНС по Москве от 17.04.2002 № 29-12/17513, постановление 9-го ААС от 18.01.2016 № 09АП-60945/15).

Правоприменителем торговля в павильонах может быть также квалифицирована как способ организации выездной торговли (например, постановление 9-го ААС от 26.06.2015 № 09АП-21502/15).

Итак, эксплуатация ККТ не по месту регистрации запрещена и квалифицируется органами ФНС РФ как административное правонарушение. При смене адреса ККТ организация/ИП обязаны подать заявление на перерегистрацию аппарата. ККТ, размещенные во временных торговых точках, могут быть зарегистрированы по юридическому адресу организации или месту жительства ИП.

Кассовый аппарат и порядок привязки к месту ведения деятельности

Добрый день, я ИП, зарегистрирована в Петербурге по месту прописки, деятельность веду в Москве, кассовый аппарат был привязан по незнанию к Питерской налоговой, в Москве веду деятельность по патентной системе налогообложения (репетиторство), с клиентами договор и акт выполн работ подписываем. Узнали, что кассовый аппарат должен быть привязан к налоговой по месту ведения деятельности. Вопросы: какие действия должны быть произведены, чтобы перерегистрировать кассу в мск? что грозит по штрафам (касса полтора года как привязана не к тому региону), надо ли идти или звонить в отдел ккт налоговой по месту ведения деятельности и что из себя представляет этот процесс регистрации кассового аппарата (какие пункты поэтапно необходимо выполнить)?

Ответы юристов ( 2 )

Виктория, добрый день!

Согласно ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» заявление о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники подается индивидуальным предпринимателем на бумажном носителе в любой территориальный налоговый орган или через кабинет контрольно-кассовой техники.

какие действия должны быть произведены, чтобы перерегистрировать кассу в мск?

В соотв. с п. 76 Приказа Минфина РФ от 29 июня 2012 г. № 94н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации» перерегистрация контрольно-кассовой техники осуществляется в случае смены адреса места установки контрольно-кассовой техники.

При смене адреса места установки контрольно-кассовой техники, специалист территориального налогового органа, ответственный за предоставление государственной услуги, вносит соответствующие изменения в информационную систему, а также в книгу учета.

После внесения сведений о смене адреса места установки контрольно-кассовой техники специалист территориального налогового органа, ответственный за предоставление государственной услуги, заполняет новую карточку регистрации и передает ее на подпись начальнику (заместителю начальника) территориального налогового органа, которая после ее подписания в срок не позднее 5 рабочих дней с момента представления заявления вручается заявителю под роспись либо направляется в адрес заявителя в виде почтового отправления с уведомлением о вручении.

О перерегистрации контрольно-кассовой техники специалист территориального налогового органа, ответственный за предоставление государственной услуги, делает отметки в паспорте контрольно-кассовой техники и учетном талоне контрольно-кассовой техники, которые заверяются печатью территориального налогового органа.

Результатом административной процедуры является перерегистрация контрольно-кассовой техники и выдача заявителю паспорта контрольно-кассовой техники и учетного талона.

что грозит по штрафам (касса полтора года как привязана не к тому региону)

Регистрация ККТ не по месту ведения деятельности может квалифицироваться как правонарушение по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ:

4. Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Арбитражный суд в своем решении по делу А40-131614/16-122-1126 указал:

Таким образом, требования о регистрации ККТ в налоговом органе с указанием места фактической установки (как гарантия осуществления действенного государственного контроля за применением ККТ) относятся к установленным законодательством РФ порядку и условиям регистрации и применения ККТ.

Полный текст прикладываю. В Вашем случае, при подаче заявления на перерегистрацию ККТ нет необходимости говорить в налоговой о том, что Вы до этого использовали ККТ не по месту регистрации, чтобы не было санкций.

Таким образом, заявление о перерегистрации Вы имеете право подать в любой территориальный орган ФНС. Подается заявление на бумажном носителе либо через личный кабинет на сайте налоговой службы. В заявлении о перерегистрации контрольно-кассовой техники должны быть указаны сведения, представленные при регистрации контрольно-кассовой техники, в которые вносятся изменения, и причины изменений. Карточка перерегистрации будет подготовлена в течение 5 дней. После карточка будет направлена оператору фискальных данных, который, согласно договору, является посредником между налогоплательщиком и налоговой службой.

Если у Вас будут дополнительные вопросы, задавайте! Удачи Вам!

Где необходимо зарегистрировать ККМ: по месту жительства или получения доходов?

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Елены (г. Химки)

Индивидуальный предприниматель сдает в аренду торговые залы в г.Балашихе и состоит на учете в ИФНС г.Химки (по месту жительства) . В ИФНС г.Химки он поставил на учет ККМ и платит налог по схеме УСН «доходы-расходы». В ИФНС г.Химки (по месту жительства) ему сказали, что надо эту ККМ еще поставить на учет в ИФНС г. Балашиха (т.к.там он получает доход). Но непонятно, зачем?

Ведь сдача в аренду торговых залов не относится к ЕНВД. Действительно ли он должен как либо регистрироваться в налоговой по месту получения дохода и в качестве кого (если у него не ЕНВД и не патент) и надо ли ККМ там регистрировать?

Из ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт” следует, что индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах.

В соответствии с п. 1 ст. 4 указанного Закона требования к контрольно-кассовой технике, используемой индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации.
При этом контрольно-кассовая техника, применяемая индивидуальными предпринимателями, должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика.

Пунктом 15 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470, предусмотрено, что для регистрации контрольно-кассовой техники в налоговом органе (за исключением кредитных организаций) пользователь представляет в налоговый орган (по месту нахождения – для юридического лица или поместу жительства – для физического лица) заявление о регистрации контрольно-кассовой техники по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль и надзор за соблюдением порядка и условий регистрации и применения контрольно-кассовой техники.

Форма заявления о регистрации контрольно-кассовой техники предусмотрена Приложением N 1 к Приказу ФНС России от 09.04.2008 N ММ-3-2/152@.

К заявлению прилагаются паспорт контрольно-кассовой техники, подлежащей регистрации, и договор о ее технической поддержке, заключенный пользователем и поставщиком (центром технического обслуживания).

Налоговый орган не позднее 5 рабочих дней с даты представления заявления и необходимых документов регистрирует контрольно-кассовую технику путем внесения сведений о ней в книгу учета контрольно-кассовой техники.

Налоговый орган одновременно с регистрацией контрольно-кассовой техники выдает пользователю карточку регистрации контрольно-кассовой техники, а также возвращает документы, прилагавшиеся к заявлению.

Из изложенного следует, что индивидуальный предприниматель должен представлять заявление о регистрации ККТ в налоговый орган только по месту жительства (см. также Письмо ФНС России от 05.10.2007 N ШТ-6-06/755@). То есть требования налоговиков в данном случае не законны.

ИП также не должен регистрироваться в налоговой по месту получения дохода (в случае если получаемый им доход не облагается ЕНВД). Объясняется это следующим.

В соответствии с п. 1 ст. 83 Налогового кодекса РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.

Пунктом 2 ст. 11 Кодекса определено, что под местом жительства физического лица понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Постановка на учет в налоговых органах индивидуальных предпринимателей осуществляется и по иным предусмотренным Кодексом основаниям, в частности:
в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 Кодекса постановке на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности подлежат индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД для отдельных видов деятельности.

Таким образом, возможность постановки на учет в налоговом органе по месту получения дохода физического лица (в данном случае в г. Балашиха), в том числе имеющего статус индивидуального предпринимателя, налоговым законодательством не предусмотрена.

Получить персональную консультацию Светланы Скобелевой в режиме онлайн очень просто – нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

Регистрация кассового аппарата предпринимателем

Регистрация кассового аппарата

Если предприниматель при оказании услуг, выполнении работ, продаже товаров получает оплату наличными денежными средствами (а не на расчетный счет), то ему, как правило, нужен кассовый аппарат. Случаи, когда кассовый аппарат не обязателен , мы уже рассматривали ранее. Более того, по действующим правилам требуется регистрация кассового аппарата в налоговом органе. О том, что нужно сделать, чтобы регистрация кассового аппарата прошла успешно, и предприниматель не получил отказа в регистрации, речь пойдет в этой статье.

Место регистрации кассового аппарата

Для того чтобы зарегистрировать кассовый аппарат, предприниматель должен обратиться в налоговый орган по месту своего учета.

Для организации (далее также юридическое лицо или ЮЛ) таким налоговым органом будет инспекция по месту нахождения организации. Если же у ЮЛ есть обособленные подразделения, в которых также применяется ККМ, то регистрация ККМ является обязательной и в налоговых инспекциях по месту учета обособленных подразделений.

Например, если у ООО есть несколько магазинов в разных городах, то регистрировать ККМ нужно в налоговых инспекциях в каждом городе.

Для индивидуального предпринимателя постановка на учет осуществляется в налоговом органе по месту жительства. В этом же органе регистрируется и кассовый аппарат.

Что будет за использование кассового аппарата не по месту регистрации? ИП или ООО могут оштрафовать. Одно из последних решений по этому поводу принял Верховный Суд Российской Федерации в постановлении от 11.08.2015 № 302-АД15-3955).

Документы для регистрации кассового аппарата

Чтобы зарегистрировать ККТ в налоговый орган нужно подать заявление по установленной форме, которая утверждена Приказом ФНС России от 09.04.2008 года № ММ-3-2/152@.

К заявлению следует приложить:

  • паспорт кассового аппарата (который должен быть получен вами при приобретении ККМ),
  • договор о техническом обслуживании кассового аппарата.

Такой договор обязательно должен быть заключен либо непосредственно с поставщиком ККМ либо с центром технического обслуживания (далее – ЦТО), уполномоченным поставщиком этой техники. Обратите внимание! После перехода на онлайн-кассы представление договора с ЦТО не обязательно.

С 21.08.2017 действуют новые формы заявления на регистрацию ККТ и заявления о снятии с учета ККТ.

Указанные документы должны быть представлены в налоговую инспекцию в оригинале. В случае их отсутствия в регистрации кассового аппарата налоговики откажут.

Кроме того, при регистрации ККМ налоговики попросят предъявить ИП документ, удостоверяющий личность ИП, а ЮЛ – документ, подтверждающий полномочия действовать от имени организации (например, протокол общего собрания ООО или решение о назначении единоличного исполнительного органа). Если документы подает представитель, то в подтверждение полномочий нужно представить доверенность.

Как неоднократно разъяснял Минфин России налоговики не вправе требовать при регистрации ККТ документы, подтверждающие права на помещения, в которых будет использоваться кассовый аппарат (договоры аренды или свидетельства о праве собственности).

Вместе с тем на практике можно столкнуться с требованиями налоговиком дополнительно представить какие-либо документы (свидетельство о регистрации, свидетельство о постановке на учет и т. д.). Чтобы не увязнуть в спорах с налоговиками и не затянуть процедуру регистрации ККТ, рекомендуется заранее выяснить в своем налоговом органе перечень необходимых для регистрации кассового аппарата документов.

Процедура регистрации кассового аппарата

Кассовый аппарат должны зарегистрировать в течении 5 рабочих дней со дня получения налоговым органов документов. О получении пакета документов налоговики должны уведомить заявителя. При этом если налоговый орган найдет недостатки в поданных на регистрацию документах (например, неполный комплект документов), то предприниматель может их исправить в течении 1 рабочего дня после получения уведомления. Если не успеет, в регистрации откажут.

Осмотр кассового аппарат

Перед тем как регистрировать ККМ, налоговики должны осмотреть кассовый аппарат. Для проведения осмотра с заявителем согласовывается конкретное время. Если предприниматель на осмотр техники в согласованное время не придет, в регистрации откажут. Кроме того, осмотр ККМ проводится вместе со специалистом поставщика или ЦТО.

Регистрация ККТ

Если в ходе осмотра замечаний к кассовому аппарату и к представленному пакету документов у налоговиков не будет, то кассовый аппарат регистрируется путем внесения сведений в книгу учета ККТ, которую ведет налоговый орган.

В представленном предпринимателем паспорте кассового аппарата налоговики сделают отметку о регистрации. После чего предпринимателю выдается карточка регистрации кассового аппарата, учетный талон и возвращаются документы, поданные на регистрацию. Кроме того, налоговики заверяют представленный предпринимателем журнал кассира-операциониста.

Плата за регистрацию ККТ на сегодняшний день не взимается.

Регистрация ККТ в ФНС, ОФД, настройка ККТ и печать первого чека

Отказ в регистрации ККМ.

Мы уже упомянули в этой статье о некоторых основаниях отказа в регистрации (неполный пакет или недостатки документов, не устраненные во время; или неявка предпринимателя в согласованное время для осмотра ККТ). Помимо этого причиной отказа в регистрации могут стать:

  • обращение предпринимателя в ненадлежащий налоговый орган,
  • недостоверные сведения в заявлении на регистрацию,
  • нахождение регистрируемого ККМ в розыске,
  • неисправность ККМ или отсутствие обязательных знаков и пломбы,
  • не обеспечение специалисту налогового органа доступа к кассовому аппарату.

Кроме этого, особо хотелось обратить внимание на такие основания для отказа в регистрации как предъявление на регистрацию ККМ, не включенной в государственный реестр, и истечение срока амортизации ККМ, исключенной из государственного реестра.

Одним из требований к кассовым аппаратам, которые применяются в наличных расчетах, является включение их в государственный реестр ККМ. Исключением из этого правила являются случая, когда кассовый аппарат был исключен из этого реестра. Если такой аппарат был зарегистрирован предпринимателем, то его можно продолжать использовать до истечения срока амортизации (до 7 лет включительно). Однако если предприниматель купил такой ККМ у кого-либо, то зарегистрировать он его не сможет.

Вместе с тем, и бывшую в употреблении ККМ иногда можно зарегистрировать. По разъяснениям Минфина России это допускается при перерегистрации кассового аппарата в связи с:

  • изменением наименования организации или Ф.И.О. ИП,
  • изменением места нахождения ЮЛ или места жительства ИП,
  • реорганизацией ЮЛ,
  • возобновлением ИП предпринимательской деятельности (когда ИП регистрируется вновь),
  • внесением ККТ в уставный капитал ЮЛ,
  • регистрацией ЮЛ учредителем ИП, на которого зарегистрирован кассовый аппарат.

В заключение несколько слов об ответственности за использование кассового аппарата с нарушением установленного порядка регистрации. ИП или ЮЛ могут привлечь к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ. Штраф на ИП от 3000 до 4000 рублей, а на ЮЛ от 30 000 до 40 000 рублей.

Рекомендую посмотреть видеоинструкцию, в которой просто и доходчиво объясняется, как зарегистрировать ККТ .

Переход на онлайн-кассы с 2017, 2018, 2019 годов

В 2017 году начат поэтапный переход на онлайн-кассы. Большинство предпринимателей и компаний должны будут перейти на эту новую технику. Это коснется, в том числе предпринимателей на ЕНВД или патентной системе. Для них переход на онлайн-кассы предусмотрен на 2018 год. Также ряд предпринимателей и компаний получили отсрочку до 2019 года. Подробнее об этом читайте в специальных материалах сайта.

Кофе-пауза: как получить равенство?

Ответы можно писать в комментариях ниже. Есть несколько вариантов получить равенство.

Читайте также:  Как заполнить форму СЗВ-М, если в ООО только один учредитель и он же ген.директор?
Ссылка на основную публикацию