Имею ли я право использовать патент для оказания курсов по психологической тематике?

Как психологу оформить свою практику?

Для того, чтобы официально оформить свою работу с клиентами, у психолога есть несколько вариантов. Если это ваша регулярная деятельность, от которой вы получаете основной доход, то по закону вы должны зарегистрировать юридическое лицо (ИП, ООО), платить налоги и страховые взносы, использовать онлайн-кассы при получении оплаты. Второй вариант: в тех регионах, где проводится этот эксперимент, с 1 января 2019 года можно зарегистрироваться как самозанятый гражданин и работать в этом статусе. В этом случае нет необходимости использовать онлайн-кассу, а налог при работе с физическими лицами составит 4%.

Ниже на наши вопросы о работе психолога ответили специалисты сервиса «Кнопка». Они ведут бухгалтерию и сотрудников, решают юридические вопросы и выполняют поручения.

Как в России регулируется работа психологов, нужно ли мне получать лицензию, регистрироваться в каком-то реестре?

Для работы психологу не нужно получать лицензию или где-либо регистрироваться.

Для некоторых категорий психологов есть профессиональные стандарты, например профессиональный стандарт «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере», профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». Если вы работаете в этих сферах, вы должны им следовать.

Как мне официально оформиться? Сделать ИП, выбрать ОКВЭДы (и что это такое)?

Видим 2 основных варианта:
— Зарегистрировать ИП. Госпошлина за регистрацию ИП = 800руб. С 01.01.2019 г. при подаче документов на регистрацию в электронном виде пошлину платить не нужно.
Выбрать УСН 6%. В таком случае налог будет равен 6% от доходов. ИП должен платить страховые взносы за себя (около 32000 в год), но на эту сумму можно уменьшать налог 6%. Поэтому итоговая налоговая нагрузка = 6% от дохода. Налог уплачивается поквартально. Декларация сдаётся раз в год.
ОКВЭД — это коды видов деятельности, которые будут указаны в ЕГРИП (единый гос. реестр ИП) и которыми занимается ИП. Для практики психолога подходят ОКВЭДы: 96.09 (Предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки) и 88.99( Предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки)
До 01.07.2019г. онлайн касса не нужна (при условии приема оплаты наличными или картой через POS-терминал и выдачи БСО — бланков строгой отчетности, которые можно заказать в типографии).
Если оплаты будут приходить через интернет (например, через Сбербанк-онлайн или электронные кошельки), то касса необходима уже с 01.07.2018г.
После 01.07.2019г. онлайн-касса нужна в любом случае.

— Зарегистрироваться как самозанятому. Госпошлина не уплачивается.
В таком случае налог составит 4% с доходов от физических лиц и 6% с доходов от юр. лиц. Налог уплачивается ежемесячно (ФНС самостоятельно рассчитывает сумму налога). Страховые взносы не уплачиваются. Декларации не сдаются.
Максимальный лимит доходов самозанятого лица — 2,4 млн. руб. в год.
Онлайн касса не нужна (учет доходов ведется в мобильном приложении «Мой налог»).

Нужно ли мне подписывать с клиентами договор и какой?

Лучше всего подписывать договор об оказании услуг, в договоре указать, например, что претензии Заказчик может предъявить в течение 2 рабочих дней с момента оказания услуг, при отсутствии претензии считается, что услуги оказаны надлежащего качества и приняты Заказчиком без замечаний. В таком случае акты об оказании услуг подписывать не обязательно.
Если выбран вариант работы через ИП, то необходимо выдавать кассовый чек (если есть онлайн касса), либо бланк строгой отчетности (если кассы еще нет).
Если выбран вариант работы через самозанятость, то необходимо сформировать чек в мобильном приложении «Мой налог».

Что мне грозит, если я работаю неофициально и не плачу налоги?

Возможно привлечение к административной, уголовной и налоговой ответственности:
Административная: Статья 14.1. КоАП РФ Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

Уголовная: Статья 171 УК РФ Незаконное предпринимательство
Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171.3 настоящего Кодекса, –
наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.
При особо крупном размере деяние наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
Крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей два миллиона двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным — девять миллионов рублей.

Налоговая: штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога (статья 122 НК РФ) и пени.
Также может быть проведена контрольная закупка со стороны ФНС и доначислен НДФЛ по ставке 13% от дохода, плюс пени и штрафы.

Что такое закон о самозанятых?

Закон о самозанятых — закон, согласно которому лица, проживающие на территории Москвы, Московской области, Калужской области, Татарстана, могут зарегистрироваться в качестве самозанятых граждан и уплачивать налог 4% с доходов от физ. лиц; 6% с доходов от юр. лиц, с ограничением максимальной суммы дохода 2,4млн. руб. в год.
На этой системе налогообложения (налог на профессиональный доход, НПД) нельзя заниматься продажей подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке (например, меховые изделия); продажей недвижимости, транспорта; добычей полезных ископаемых; посреднической деятельностью и перепродажей товаров.
Также нельзя нанимать работников.

Когда я работаю онлайн, можно ли принимать оплату на свою карту?

Да, принимать оплату на личную карту возможно. ИП или самозанятое лицо может использовать для предпринимательской деятельности лицевой банковский счет, к которой привязывается карта.

Я провожу семинар или вебинар. Как мне принимать оплату? Как оплатить налоги?

В зависимости от того, какой из вариантов используется (ИП или НПД-самозанятость), при принятии оплаты и уплате налогов возможны следующие варианты:
— ИП: принимать оплату можно наличными; через POS-терминал с карты; через интернет. При поступлении оплаты необходимо выдать кассовый чек или БСО (БСО — только в случае, если мы имеем право не применять онлайн-кассу — см. вопрос № 2).
Налоги уплачиваются с расчетного счета ИП ежеквартально, расчет налога ИП ведет самостоятельно.
— НПД (самозанятость): при приеме оплаты необходимо сформировать в мобильном приложении «Мой налог» электронный чек и отправить его клиенту.
Налог уплачивается ежемесячно (в мобильном приложении будет рассчитана сумма налога).

Попадают ли психологи под закон о самозанятых?

Да, психолог попадает под закон о самозанятых, при условии, что он зарегистрирован в Москве/Московской области/Калужской области/Татарстане.

Если я живу Москве и регистрируюсь в регионах эксперимента, но есть проекты в других регионах, надо ли дополнительно оформлять ИП или патент?

Официальных разъяснений по этому поводу нет, но мы считаем (но не уверены), что нужно регистрировать ИП дополнительно.
Но для точного ответа рекомендуем сделать официальный запрос в ФНС — это может сделать любое физическое лицо.

По каким критериям выбирать форму регистрации: ИП(УСН), самозанятый, патент?

Деятельность психолога под патент не попадает.
Выбор между ИП и самозанятым считаем, следует проводить по одному основному критерию: предполагаемый объем доходов (оборот) в год.
Если сумма меньше 2,4 млн. в год, то лучше выбрать самозанятость, т. к. в таком случае проще отчетность, не нужна касса, меньше ставка налога при получении доходов от физ. лиц (4%).
Если объем доходов больше, чем 2,4млн. в год, то тогда остается только ИП, при котором необходимо будет применять онлайн кассу (сразу или с 1 июля 2019г.), уплачивать налог по ставке 6% от дохода, отчитываться в ФНС.

Какая последовательность шагов от идеи регистрации до начала официальной работы?

Подаете уведомление для применения налога на профессиональный доход или регистрируетесь в качестве ИП или ООО.
После того как зарегистрированы открываете счет.
Начинаете работу, принимаете заказчиков, получаете оплату за услуги.

Какой код деятельности выбирать, если деятельность планируется расширять: личный прием, семинары, вебинары и т. д.?

Считаем, что достаточно двух видов деятельности: 96.09 (Предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки) и 88.99( Предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки).

Размер и порядок оплаты налогов и пенсионных взносов.

В случае, если применяется самозанятость, то страховые взносы не уплачивачиваются.
Расчет налога производится автоматически на основе информации о доходах, которые самозанятое лицо указывает в мобильном приложении «Мой налог». Уплата налога — ежемесячно.
В случае, если применяется ИП, то необходимо до конца отчетного года (например, если ИП действует с начала 2019 года — то до 31.12.2019г.) уплатить фиксированную часть страховых взносов в сумме 36 238руб. (каждый год сумма увеличивается). Также необходимо до 1 июля 2010 года уплатить переменную часть страховых взносов в сумме 1% от суммы дохода за год свыше 300 тысяч рублей. То есть, например, если ИП за 2019 год заработал всего 1млн. руб., то он должен заплатить до 31.12.2019года сумму 36238руб. и до 01.07.2020г. сумму 7000руб. = (1000тыс. руб. — 300тыс. руб.)*1%.
Уплата налога УСН производится ежеквартально и налог равен 6% от суммы дохода (оборота). Уменьшить налог можно на сумму уплаченных страховых взносов.

Как психологу вести налоговую отчетность? (кассы и мобильное приложение в законе о самозанятых)

При выборе самозанятости психологу следует зарегистрироваться в ФНС в статусе самозанятого, скачать мобильное приложение «Мой налог» и в этом приложении формировать чеки на каждый свой доход. По итогу каждого месяца сумма налога будет рассчитана в этом приложении автоматически и необходимо будет ее уплатить. Применять онлайн-кассу самозанятому лицу не нужно.

Какие службы контролируют и регулируют деятельность психолога?

Те же самые службы, которые контролируют работу большинства предпринимателей. Основные контролеры: Роспотребнадзор, Трудовая инспекция, Прокуратура, Налоговая инспекция, Пожарные, Федеральная антимонопольная служба.
В первую очередь ваши услуги должны соответствовать требованиям Закона о защите прав потребителей.
Также вводятся различные профессиональные стандарты, например профессиональный стандарт «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере», профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

Что делать, если в кабинет пришла проверка?

Нужно не паниковать, запросить документы, подтверждающие личности сотрудников и приказ о проведении проверки. Внимательно изучите документы, которые вас просят подписать. Если с чем-то не согласны, прямо укажите об этом в документах, переданных вам для подписания. Ничего не бойтесь. Если вы в чем-то сомневаетесь — ничего не подписывайте, заявите, что отказываетесь говорить и подписывать документы без вашего адвоката. В таком случае проверяющие просто составят документы и уйдут, а вам потом с адвокатом необходимо будет разбираться с проверкой. Самые негативные ситуации: когда проверяющим подписали все документы без замечаний, со всем согласились, вину признали, а потом начинают в этими документами не соглашаться и идут с жалобами в суд. Если стоит подпись с признанием вины — практически невозможно в суде доказать свою правоту.

Начиная с какого оборота имеет смысл оформляться? Если я получаю в месяц 30000 с частной практики, будет ли мной кто-то интересоваться?

Если оборот составляет около 30 тысяч в месяц, то мы считаем, что вероятность проверки небольшая. Полностью исключить ее нельзя, но на практике случаи, когда ФНС интересуется подобными доходами случаются редко. Точной рекомендации с какого оборота стоит «оформляться» нет, но вы можете исходить из того, какие расходы вы точно понесёте при оформлении (например, если вы зарегистрированы как ИП, то в год обязательно необходимо будет уплачивать страховые взносы в счёт будущей пенсии и обязательного мед. страхования это сумма в 2018 году — 36238 рублей, даже если вы не получаете доход. Оплата РКО, ЭЦП, услуг по сдаче отчётности может скушать всю прибыль. Оптимально, чтобы избежать рисков — зарегистрироваться, как самозанятый специалист (информация выше).

Читайте также:  Как отчитаться по УСН за 2020 год, если деятельность начата только 30.10.2020г.?

Как проводится контрольная закупка? Как себя вести если это произошло?

Контрольная закупка проводится в рамках налоговой или иной проверки (например, Роспотребнадзора) в случае, если у проверяющих есть сведения о том, что Вы обязаны применять кассу, но не применяете ее (если кто-либо из покупателей пожаловался в ФНС, когда ему не выдали чек); если есть другие жалобы от покупателей; если Ваша деятельность причиняет какой-либо вред здоровью граждан, окружающей среде и т. п.
То есть просто так контрольная проверка не проводится.
Если проводится контрольная закупка, то нужно не паниковать, запросить документы, подтверждающие личности сотрудников и приказ о проведении проверки. Внимательно изучите документы, которые вас просят подписать.
Вы можете возражать, сказать, что доход получаете нерегулярно, это не является предпринимательской деятельность, налог 13% собираетесь заплатить и декларацию подадите до 30 апреля года следующего за годом, в котором доход получен.
Главное не подписывайте никаких признаний, никаких документов, с которыми вы не согласны. Во всех документах прямо пишите о своем несогласии с документами. Если вам не разъяснили ваши права, прямо укажите об этом в документе.
Если вы в чем-то сомневаетесь — ничего не подписывайте, заявите, что отказываетесь говорить и подписывать документы без вашего адвоката. В таком случае проверяющие просто составят документы и уйдут, а вам потом с адвокатом необходимо будет разбираться с проверкой. Самые негативные ситуации: когда проверяющим подписали все документы без замечаний, со всем согласились, вину признали, а потом начинают в этими документами не соглашаться и идут с жалобами в суд. Если стоит подпись с признанием вины — практически невозможно в суде доказать свою правоту.

Вопросы задавали

На вопросы отвечала

Анастасия Тушнолобова, консультирующий бухгалтер
Дмитрий Соловьёв, юрист
Екатерина Кузьминская, маркетолог
Алексей Татауров, специалист подключения

Курсы личностного роста и патент на “Услуги по обучению населения на курсах”

Здравствуйте уважаемые специалисты!

Я ИП. Планирую вести курсы личностного роста (в основе методики авторская компиляция из различных областей знаний). Есть программа каждого курса. Документов выдавать не буду (заниматься будут те, кому интересно).

Хотелось бы понять, попадает ли подобная деятельность под патент на “Услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству”? И имеет ли смысл гнаться за Патентом (сейчас я на УСН), если окажется, что мне придется налоговой постоянно доказывать, что это именно обучение которое подразумевается в Патенте, а не что то другое (что налоговая понимает под “обучением на курсах” не понятно)?

Ответы юристов ( 1 )

Добрый вечер. Полагаю, что такая деятельность будет являться услугами по обучению населения на курсах и по репетиторству.

Подпунктом 15 п. 2 ст. 346.43 НК РФ предусмотрена возможность применения патентной системы налогообложения в отношении предпринимательской деятельности по оказанию услуг по обучению населения на курсах и по репетиторству.

Из буквального прочтения приведенной нормы следует, что для правомерного применения ПСН в процессе оказания услуг должно осуществляться обучение населения. При этом способ такого обучения и субъектный состав заказчиков рассматриваемых услуг в указанной норме не конкретизируется.

С уважением, адвокат Сергей Нестеров.

Также дополню, что понятие «обучения» даётся в ст.2

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)

3) обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

Спасибо за ответ. Есть несколько дополнительных вопросов.

1. Вы описали понятие “обучение”. А есть ли описание понятия “курс”? Например, я провожу однодневный семинар. Или череду однодневных семинаров, например, раз в месяц. Попадает ли такая форма обучения под понятие “курс”?

2. Попадает ли под формулировку “Услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству” (и, следовательно, под патент) обучение через Интернет (вебинары, он-лайн занятия)? Дело в том, что патент действует на территории, где он был получен. А при интернет обучении эта территория – целый мир.

А есть ли описание понятия «курс»?

Норму права толкующую данное понятие не нашёл, однако в толковом словаре Ефремовой https://www.efremova.info/word.

Курс трактуется как

весь период обучения где-л., необходимый для получения определенного объема знаний.

2. Попадает ли под формулировку «Услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству» (и, следовательно, под патент) обучение через Интернет (вебинары, он-лайн занятия)? Дело в том, что патент действует на территории, где он был получен. А при интернет обучении эта территория — целый мир.

Полагаю, что попадает.

Письмо Минфина РФ от 7 августа 2015 г. N 03-11-11/45836

Вопрос: О применении ПСН индивидуальным предпринимателем, оказывающим услуги по дистанционному обучению населения на курсах через сеть Интернет.?

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 7 августа 2015 г. N 03-11-11/45836

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения индивидуальным предпринимателем патентной системы налогообложения и на основании информации, изложенной в обращении, сообщает.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) патентная система налогообложения применяется в отношении предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по обучению населения на курсах и по репетиторству.

При этом следует отметить, что перечень услуг, относящихся к предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по обучению населения на курсах и по репетиторству, предусмотрен в Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93, утвержденном постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 года N 163, и включен в группу по коду 110000 «Услуги в системе образования». В указанную группу включены также услуги по коду 115300 «Обучение на других курсах и в кружках».

Учитывая изложенное, индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по дистанционному обучению населения на курсах предпринимательства и развития бизнеса (через сеть Интернет), при соблюдении положений гл. 26.5 Кодекса вправе применять патентную систему налогообложения в отношении данного вида деятельности.

Может ли ИП оказывать услуги по обучению и чем ему это грозит

“У меня есть ИП, я хочу обучать онлайн”.

Последнее время это один самых распространенных запросов к юристам и бухгалтерам. С учетом распространения интернета это и не удивительно.

Сегодня, не выходя из дома, можно научиться чему угодно. От получения профильного высшего образования до рисования пивом на крафтовом картоне. Может ли ИП заниматься обучением, как это сделать и на что обращать внимание, чтобы не нарушать закон. Давайте разбираться.

Обучать можно

Закон разрешает индивидуальным предпринимателям заниматься обучением (п. 20 ст. 2 Закона “об образовании”, далее Закона 273). При этом обучающие ИП приравниваются к образовательным организациям и имеют весь набор прав, обязанностей и ответственности, как и школы или курсы вождения (п. 2 ст. 21 Закона 273).

Если у ИП при регистрации или при дополнительном внесении указаны образовательные коды по ОКВЭД, регистрационный орган автоматически направит эти данные в территориальные комитеты и департаменты, занимающиеся контролем и надзором в сфере образования.

ИП могут обучать:

  1. Основным и дополнительным общеобразовательным программам.
  2. Программам профессионального обучения.

Это могут быть, например:

  • Языковые курсы, обучение рисованию, тренинги для маркетологов, занятия для личного роста. Код ОКВЭД 85.41.9.
  • Ораторские курсы и курсы скорочтения. Код 85.42.9.

Подбирать коды надо внимательно.

Кроме этого обучение является педагогической деятельностью. Это значит, что ИП должен соответствовать определенным требованиям, предъявляемым к педагогическим работникам:

  • иметь профильное образование в зависимости от того, чему обучает (ст. 331 ТК РФ, ст. 46 Закона 273);
  • не иметь судимости (ст. 331 ТК РФ);
  • не иметь некоторых заболеваний (ст. 46 Закона 273).

До начала обучения индивидуальный предприниматель должен своим ученикам предоставить:

  • свидетельство о регистрации в статусе ИП и выписку из ЕГРИП;
  • дипломы о профильном образовании;
  • информацию об общем педагогическом стаже и о стаже индивидуального преподавания.

(п. 4 ст. 32 Закона 273).

Если документы не предоставите, ученик может по суду потребовать вернуть деньги, и его требование будет удовлетворено.

Нужно помнить и о других требованиях ФЗ “Об образовании в РФ”. Например, об академическом отпуске или о правилах переноса занятий, если ученик заболел — у обучающегося есть такое право. Все нюансы стоит изучать подробно.

Индивидуальные предприниматели могут обучать дистанционно через интернет (п. 2 ст. 13 Закона 273). То есть обучать людей на онлайн-курсах можно. Это законно.

И даже без лицензии

Образовательная деятельность лицензируется (п. 1 ст. 91 Закона 273).

Но для индивидуальных предпринимателей есть исключение: если предприниматель обучает лично, не привлекая других педагогических работников, то лицензироваться не нужно (п. 2 ст. 91 Закона 273). При этом для целей лицензирования закон ограничивает ИП в найме дополнительных педагогов для обучения, но разрешает принимать на работу персонал, не занятый в образовательном процессе. Например, бухгалтеров или сисадминов.

Если предприниматель обучает лично, не привлекая педагогических работников, лицензироваться не нужно.

Как только ИП решил нанять сотрудников занятых в образовательном процессе, он идет получать лицензию. В противном случае привлекут к административной ответственности (ч. 2 ст. 14.1 КоАП). Штраф в этом случае небольшой — от 4 до 5 тысяч рублей. Но если был получен доход выше 2 миллионов рублей, то могут привлечь к уголовной ответственности (ст. 171 УК).

Отсутствие лицензии может стать поводом для возврата денег ученикам. Даже если они уже прошли обучение. Даже если нет статуса ИП.

Что говорит судебная практика:

Четыре товарища решили заработать на Форекс и нашли онлайн-преподавателя. Описание курсов на сайте им понравилось, а преподаватель сделал им личные предложения, от которых они не смогли отказаться. Оферты на сайте не было, а договоры не заключались. Каждый заплатил преподавателю 35 тысяч рублей за курс.

В процессе обучения товарищи пришли к выводу, что преподаваемый материал не соответствует написанному на сайте. Они обратились в суд с претензией о возврате полной оплаты курса. Свои требования они обосновали отсутствием у преподавателя компетенций и образовательной лицензии.

Суд первой инстанции встал на сторону истцов и взыскал с преподавателя стоимость курсов, неустойку и компенсацию морального вреда. По 47 тысяч рублей на каждого.

Почему так вышло

Судья пришел к выводу, что описание услуги на сайте и личное предложение организатора – публичная оферта. В результате которой между ответчиком и истцом был заключен договор на образовательные услуги. А поскольку образовательной лицензии у организатора не было, клиенты имели право отказаться от такой услуги полностью.

Дело Прикубанского районного суда г. Краснодара № 2-2350/18.

В настоящий момент делом занимается апелляционная инстанция. Посмотрим, что она скажет.

Договор обязателен

Не по желанию, а по закону ИП обязан заключать со своими учениками договор на образование. Причем данный договор должен соответствовать Правилам оказания платных образовательных услуг (далее — Правила) и содержать все обязательные пункты (п.12 Правил):

  • ФИО индивидуального предпринимателя;
  • адрес ИП;
  • ФИО ученика и номер его телефона;
  • адрес ученика;
  • права, обязанности и ответственность индивидуального предпринимателя и ученика;
  • полная стоимость и порядок оплаты;
  • вид, уровень и направленность образовательной программы;
  • форма и сроки обучения;
  • порядок изменения и расторжения договора;
  • важное в соответствии со спецификой обучения.
Читайте также:  Как правильно рассчитать страховые взносы единственному работнику ООО на УСН 6%?

Договор должен также соответствовать тому, что предлагается ученикам на сайте (п. 15 Правил).

Если в тексте договора будут расхождения с Правилами, ИП привлекут к административной ответственности (ч. 1 ст. 19.30 КоАП). Штрафы будут приличные — от 30 до 50 тыс. рублей. И судебная практика это подтверждает (Постановление ВС РФ от 02.07.2015 № 5-АД15-15).

Договор на образование должен заключаться в простой письменной форме. Но согласно п. 2 ст. 434 ГК РФ письменной формой договора не обязательно должен являться единый документ, подписанный сторонами лично. Это может быть набор документов, переданных по электронной почте, выставленные на оплату счета, электронная переписка.

Несмотря на то, что закон позволяет не иметь единого документа, образовательные услуги ограничены простой письменной формой. На мой взгляд, чтобы избежать разногласий в этом вопросе, необходимо сформировать единый договор на образование.

ИП разрешено заниматься обучением дистанционно (п. 2 ст. 13 Закона 273), однако по мнению автора данной статьи договоры надежнее заключать в письменном виде, подписывать и направлять друг другу в виде сканов по емейлу.

А можно ли оферту на сайт

Напрямую закон не запрещает образовательным организациям размещать на своих сайтах оферты. Но регламентирует заключение договора на образование. В чем подвох.

Оферта — предложение вступить в договорные отношения на конкретных условиях. Это предложение может быть сделано одному или нескольким определенным лицам. Если оферта размещена, например, на сайте в открытом доступе для любого посетителя, то это публичная оферта (ст. 435 ГК).

Оферта должна содержать условия договора, а клиент должен сделать акцепт – согласиться и принять предложение.

Акцептовать можно действием. Например, одно из этих:

  • зарегистрироваться на сайте;
  • написать ответное письмо;
  • оплатить счет.

Текст оферты должен предусматривать, каким действием она принимается. Это нужно, чтобы избежать недопониманий. При этом молчание согласием не является. И частично принять предложение в оферте нельзя — либо всё, либо ничего (ст. 438 ГК).

Чтобы соблюсти требование о заключении договора на образование, но при этом и не обсуждать бесконечно условия обучения, на сайте ИП можно разместить оферту. А ее текст должен полностью соответствовать Правилам оказания платных образовательных услуг.

Расхождения в формулировках, и не соответствие оферты закону могут привести к финансовым потерям.

Что говорит судебная практика:

Девушка купила обучающий онлайн-курс за 47 тысяч рублей. Перевела деньги на счет ИП и частично прошла курсы. Спустя время она решила, что организатор курсов должен вернуть ей плату за обучение, потому что он не выполнил условия размещенной на сайте оферты: нарушил сроки, не предоставил данные об аккредитации в московских вузах и не показал образец обещанного диплома. Организатор отказался и девушка подала на него в суд.

Организатор предоставил в суд оферту на оказание информационно-консультационных услуг, которые содержат в себе, в том числе, обучение, консультации, домашние задания, их проверку. А еще показал хорошие отзывы девушки о курсе и письмо о том, что она не успевает делать домашние задания. По факту большая часть обучения девушкой была пройдена.

Суд поддержал девушку и взыскал с ИП стоимость обучения, компенсацию морального вреда, неустойку и штрафы. Всего на 148 тысяч рублей.

Апелляционная инстанция оставила решение первой инстанции в силе (Дело № 33-4653).

Почему так вышло

Оферта на сайте организатора, на основании которой он оказывал услуги, не соответствовала тому, что получила девушка на курсах. Оферта обещала обучение, повышение квалификации и диплом о дополнительном образования. А оферта, которую предоставил организатор суду, ограничивалась лишь информационно-консультационными услугами. Суд счел услуги образовательными, а организатора не выполнившим свои обязательства.

Организатор запутался в формулировках, нарушил закон и в итоге потерял свои деньги.

Дело Железнодорожного районного суда г. Воронежа № 2-265/2016.

Как платить налоги

Индивидуальный предприниматель, занимающийся обучением, может использовать общую (ОСНО), упрощенную (УСН) или патентную систему налогообложения (ПСН). Обычно выбирают либо УСН либо ПСН. Просчитать, выгоден ли патент конкретно вам, можно на нашем калькуляторе.

Если ИП приобретает патент, то ему достаточно заплатить фиксированную сумму, чтобы не думать о налогах в период действия патента. Патент приобретается на срок от месяца до года. Название вида деятельности по патенту — “обучение населения на курсах и репетиторство”.

В разных регионах стоимость патента может отличаться. Рассчитать эту сумму можно самостоятельно на сайте Федеральной налоговой службы.

При использовании патента важно помнить, что если у ИП появляются иные виды деятельности, например, услуги копирайтера или дизайн сайтов, то придется применять две системы налогообложения. Это имеет свои нюансы, поэтому стоит проконсультироваться с бухгалтером, прежде чем вводить новый вид деятельности.

Резюмируем вышесказанное:

  1. ИП могут заниматься обучением, в том числе онлайн.
  2. ИП могут обучать без лицензии, если работают лично без привлечения других работников, занятых в образовательном процессе.
  3. При обучении ИП обязаны доносить до учеников максимум информации о своем образовании и стаже. А также заключать договор на образование, который должен соответствовать правилам.
  4. Прямого запрета на оферту для обучения нет, но автор статьи рекомендует делать письменный двусторонний договор на образование и направлять в сканах по емейлу. С формулировками надо быть внимательнее.
  5. ИП, занимающиеся обучением или репетиторством, могут приобретать патент и платить фиксированный налог, если это выгодно.
  6. ИП, занимающиеся обучением, подпадают под действие ФЗ “Об образовании в РФ”, то есть его надо знать хорошо.
  7. Если все эти требования к обучению выполнить невозможно, ИП стоит заниматься консультированием и информационными услугами. В соответствии со своими знаниями и навыками.

Комментарий Татьяны Никаноровой

В отличие от автора статьи, Алёны, я рекомендую своим клиентам, которые занимаются дистанционным обучением (инфобизнесом) делать корректные оферты на сайт, чтобы не мучаться со сбором бумажных оригиналов по почте. Для разработки образовательной оферты я рекомендую нанять грамотного юриста.

Где смотреть подробно:

  • Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 года “Об образовании в РФ”.
  • Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706.
  • ОКВЭД-2: Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (ред. от 10.07.2018).
  • Трудовой кодекс РФ.
  • Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 N 678 “Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций” .
  • Кодекс об Административных Правонарушениях РФ.
  • Гражданский кодекс РФ.
  • Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 “Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ”.

Как защитить разработанную методику обучения от использования иными лицами?

Безусловно, уникальная методика обучения представляет собой результат мыслительной творческой деятельности. Между тем обеспечить ей правовую охрану как объекту интеллектуальной собственности будет достаточно сложно.

Можно ли защитить методику в качестве объекта авторского права?

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). При этом авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач (п. 5 ст. 1259 ГК РФ). Традиционно считается, что авторское право охраняет форму произведения, но не его содержание (основные идеи, принципы, концепции и т.п.).

Сама по себе методика не защищается посредством авторского права. В то же время к охраняемым объектам авторского права будут относиться книги, буклеты, методички, схемы, в которых она изложена.

Таким образом, если кто-либо будет использовать сходные методы и подходы к обучению, то вам не удастся привлечь его к ответственности за нарушение авторских прав. Если же он будет использовать (например, в рекламе) при описании своих услуг выдержки из ваших методических пособий (без соблюдения правил о цитировании), то можно будет говорить о нарушении интеллектуальных прав на соответствующее произведение.

Можно ли защитить методику в качестве объекта патентного права?

Идеи, представляющие собой технические решения в любой области, которые относятся к продукту или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств), могут получить патентную охрану в качестве изобретения (п. 1 ст. 1350 ГК РФ).

Важно при этом учитывать, что в соответствии с п. 5 ст. 1350 ГК РФ не являются изобретениями в том числе правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности. Сущность изобретения как технического решения должна выражаться в совокупности существенных признаков, достаточной для достижения обеспечиваемого изобретением технического результата. Под техническим результатом при этом следует понимать характеристику технического эффекта, явления, свойства и т.п., объективно проявляющихся при осуществлении способа или при изготовлении либо использовании продукта.

Получаемый результат не считается имеющим технический характер, в частности, если он:

достигается лишь благодаря соблюдению определенного порядка при осуществлении тех или иных видов деятельности на основе договоренности между ее участниками или установленных правил;

обусловлен только особенностями смыслового содержания информации, представленной в той или иной форме на каком-либо носителе.

В связи с этим достаточно сложно предугадать перспективы патентования методов обучения. С одной стороны, в реестре изобретений можно найти достаточно много запатентованных способов обучения (см. таблицу ниже). С другой стороны, существует риск того, что Роспатент отклонит заявку по причине того, что способ обучения представляет собой метод интеллектуальной деятельности, а получаемый за счет него результат не носит технического характера.

Так, например, Роспатент отказал в выдаче патента на группу изобретений «Способ Исмаиловой Н. В. обучения чтению и учебное пособие для его осуществления». Формула решения была раскрыта следующим образом: «Способ обучения чтению, содержащий несколько этапов обучения буквам, звукам и навыкам чтения слов с использованием набора носителей информации, каждый из которых выполнен с возможностью перемещения отдельных участков поверхности с имеющимися на них изображениями, притом что перемещение отдельных участков поверхности с имеющимися на них изображениями осуществляют путем поворота…» Суд по интеллектуальным правам подтвердил правильность решения Роспатента. При этом СИП РФ исходил из того, что разработанная заявителем программа обучения представляет собой метод, заключающийся в выполнении предписаний, устанавливающих порядок осуществления умственной деятельности человека, который в свою очередь, исходя из п. 5 ст. 1350 ГК РФ, не может являться изобретением. «Технический результат», получению которого служат изобретения, должен стабильно повторяться. Между тем, как указал суд, из представленной заявки невозможно установить прямую причинно-следственную связь между сугубо индивидуальной интеллектуальной деятельностью преподавателя, интеллектуальными способностями различных групп обучаемых, физиологическим состоянием обучаемых и прочими многочисленными факторами, влияющими на процесс обучения, достигаемыми в каждом конкретном случае результатами (решение СИП РФ от 18.12.2017 по делу № СИП-482/2017).

Чтобы повысить шансы на получение патента, заявители обычно раскрывают в заявке не только саму методику преподавания, но и различные технические средства — устройства, карточки, пособия. Но в любом случае в заявке следует использовать термин «способ обучения», а не «методика».

Название методики обучения можно зарегистрировать в качестве товарного знака.

Примеры патентов, которые были выданы на способы обучения

Технический результат (как он обозначен в реферате)

№ 2469412 на способ обучения грамматике английского языка/04.07.2011

Упрощение материала и, как следствие, более глубокое его понимание

Читайте также:  Как оплачивает налоги физические лица?

Способ обучения английскому языку, основанный на изучении грамматических времен английского языка с использованием модельных конструкций на грамматической базе английского языка, включающий использование наглядных пособий в виде изображенных на плоскостях модели-энграммы и модели-рубрикатора

№ 2402821 на способ обучения дошкольников и младших школьников/26.09.2008

Снижение времени освоения основ грамотности

Способ обучения, включающий проведение занятий с использованием комплекта демонстрационных средств иллюстрационного и текстового материала в виде карточек, отличающийся тем, что занятия проводят с использованием программных модулей. Для каждого модуля используют комплект образцов, состоящий из нанесенных на квадратные карточки, по меньшей мере, четырех квадратов, разделенных на сегменты, в которых представлены по одной цифре и букве алфавита. Обучающий задает слово по теме модуля, а обучаемый находит цифры и буквы, расположенные в разных сегментах квадратов

№ 2399958 на способ обучения письменной и устной речи учащихся с логопедическими нарушениями/09.02.2009

Формирование навыков правильной речи у учащихся младших классов с общим недоразвитием речи

Способ формирования навыков правильной письменной и устной речи у учащихся младших классов с логопедическими нарушениями, включающий действия учащихся с игровыми персонажами, имеющими изображения слов, обозначающих вопросы, отличающийся тем, что изображения слов, обозначающих формы вопросов к различным частям речи, размещают на сменных вкладышах, выполненных с возможностью прикрепления к каждому игровому персонажу

Имею ли я право использовать патент для оказания курсов по психологической тематике?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

ИП применяет патентную систему налогообложения в отношении предпринимательской деятельности по оказанию услуг по обучению населения на курсах и по репетиторству. Имеет ли ИП право в рамках применяемой им патентной системы налогообложения оказывать услуги по обучению сотрудников юридического лица (обучающий консалтинг), оказываемые на основании соответствующих договоров, при условии, что оплата за оказанные услуги поступает на расчетный счет предпринимателя с расчетного счета юридического лица? Или ИП в данной ситуации может оказывать свои услуги только физическим лицам?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Положениями гл. 26.5 НК РФ применение ПСН в отношении предпринимательской деятельности в виде оказания услуг по обучению населения на курсах и по репетиторству не ставится в зависимость от того, кто именно является заказчиком по договору на оказание данных услуг (юридические или физические лица).

Обоснование вывода:

Глава 26.5 “Патентная система налогообложения” НК РФ дополнила раздел VIII.1 НК РФ и вступила в силу с 1 декабря 2012 года в соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ.

Согласно п. 1 ст. 346.43 НК РФ патентная система налогообложения (далее – ПСН) вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов РФ в соответствии с нормами НК РФ.

Подпунктом 15 п. 2 ст. 346.43 НК РФ предусмотрена возможность применения патентной системы налогообложения в отношении предпринимательской деятельности по оказанию услуг по обучению населения на курсах и по репетиторству.

Из буквального прочтения приведенной нормы следует, что для правомерного применения ПСН в процессе оказания услуг должно осуществляться обучение населения. При этом способ такого обучения и субъектный состав заказчиков рассматриваемых услуг в указанной норме не конкретизируется.

Отметим, что налоговое законодательство не расшифровывает понятие “население”. Исходя из общепринятого понятия можно предположить, что под населением в данном случае понимается совокупность людей, проживающих на территории Российской Федерации.

В соответствии с положениями ГК РФ договоры на оказание услуг по обучению прямо отнесены (п. 2 ст. 779 ГК РФ) к договорам возмездного оказания услуг, регулируемым нормами главы 39 ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. При этом положения гл. 39 ГК РФ не предъявляют каких-либо обязательных требований к субъектному составу заказчиков. Поэтому заказчиками по договору услуг могут выступать как физические, так и юридические лица.

Таким образом, полагаем, что для правомерного применения ПСН не имеет значения, кто является заказчиком услуг по обучению или репетиторству: юридическое или физическое лицо, главное, чтобы само обучение проходили именно физические лица. По нашему мнению, обучение населения осуществляется как в случае, когда договор заключается непосредственно с самим обучаемым, так и в том случае, когда обучение проходят сотрудники юридического лица.

В связи с этим индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по обучению населения на курсах и по репетиторству юридическим лицам, при соблюдении положений главы 26.5 НК РФ вправе применять ПСН.

Минфин России также придерживается мнения, что положениями гл. 26.5 НК РФ применение ПСН в отношении предпринимательской деятельности в виде оказания услуг по обучению населения на курсах и по репетиторству не ставится в зависимость от того, кто именно является заказчиком по договору на оказание данных услуг (юридические или физические лица). Смотрите письма Минфина России от 11.02.2013 N 03-11-12/21, от 08.02.2013 N 03-11-12/16, от 01.02.2013 N 03-11-12/13, от 01.02.2013 N 03-11-12/14.

Специалисты Минфина России указывают, что применении ПСН при оказании услуг юридическим лицам не возможно только в ситуации, когда речь идет о бытовых услугах (а также об оказание дополнительно установленных законами субъектов РФ видов (подвидов) деятельности, относящихся к бытовым услугам). Как поясняют чиновники, п. 1 ст. 730 ГК РФ определено, что по договору бытового подряда (в рамках которого осуществляется оказание бытовых услуг) подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу. В связи с этим при осуществлении видов деятельности, относящихся к бытовым услугам (оказание услуг по организации консультаций юристов, психологов, экономистов, врачей и др.), ПСН может применяться только в случае предоставления данных услуг физическим лицам. Если такие услуги оказываются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям следует применять общий режим налогообложения или упрощенную систему налогообложения. Смотрите, например, письма Минфина России от 28.05.2013 N 03-11-12/19260, от 18.03.2013 N 03-11-12/32, от 08.02.2013 N 03-11-12/18, от 01.02.2013 N 03-11-11/48.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Имею ли я право использовать патент для оказания курсов по психологической тематике?

Условие № 3. Вести деятельность, попадающую под действие патентной системы налогообложения

Из списка видов деятельности, подпадающих под патент, к онлайн-школам применим пункт 15 статьи 26.5 НК — “Услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству”, который соответствует фактической деятельности большинства онлайн-школ.

Оказывать услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству можно как физическим, так и юридическим лицам. Применение патентной системы не зависит от того, кто именно является заказчиком по договору на оказание данных услуг — юридические или физические лица (Письмо Минфина от 11 марта 2016 г. N 03-11-12/13562).

В договорах с учениками, по которым поступает оплата за обучение, нужно четко обозначить услуги, которые оказывает школа:

  • формулировка “обучение на курсах ” — это доходы по деятельности на патенте,
  • формулировки “оказание консультационно-информационных услуг”, “услуги по проведению мероприятия”, “продажа видеозаписей” и пр. — такая деятельность уже не попадает под патент, с нее нужно платить налоги по вашей основной системе налогообложения (общая или упрощенная).

Если образовательная деятельность осуществляется непосредственно (лично) индивидуальным предпринимателем, без привлечения им других преподавателей, то лицензирование такой деятельности не требуется. (ч. 2 ст. 91 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”).

В остальных случаях — по общему правилу любая образовательная деятельность подлежит лицензированию (пункт 40 часть 1 ст.12 ФЗ N 99-ФЗ от 04.05.2011 “О лицензировании отдельных видов деятельности”).

Условие № 4. Приобрести патент на вид деятельности, подтвержденный соответствующим ОКВЭДом

Документ, подтверждающий право на применение патентной системы — патент на осуществление вида предпринимательской деятельности.

Подтверждают тот факт, что школа осуществляет вид деятельности “Услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству” коды ОКВЭД — коды экономической деятельности, присвоенные предпринимателю при регистрации.

Проверить коды можно, получив выписку из ЕГРИП. Если нужных кодов нет, сначала вносим изменения в регистрационные сведения (вносим коды), потом приобретаем патент.

Коды, по которым возможно применение патентной системы налогообложения применительно к онлайн-школам, например:

  • 85.41.9 Образование дополнительное детей и взрослых, прочее, не включенное в другие группировки (в ФЗ “Об образовании” это статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых)
  • 85.42.9 Деятельность по дополнительному профессиональному образованию, прочая, не включенная в другие группировки. (в ФЗ “Об образовании” это статья 76. Дополнительное профессиональное образование)

Чтобы оформить патент, предпринимателю необходимо подать в налоговый орган по месту осуществления предпринимательской деятельности Заявление на получение патента.

Законом об образовании предусмотрена возможность использовать дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ.

В этом случае местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, независимо от места нахождения обучающихся. (пункт 4. ст. 16 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”).

Аналогичный подход можно применить и к предпринимателям.

Условие № 5. Не превышать доход — 60 млн в год и количество сотрудников — 15, чтобы не лишиться патента после его получения

Предприниматель (а вместе с ним и школа) теряет право на применение патента и автоматически возвращается на свой основной режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, если:

  1. доходы по всем видам деятельности, переведенным на патент, с начала календарного года превысили 60 млн. рублей,
  2. в течение года средняя численность наемных работников (в том числе по договорам гражданско-правового характера) по всем видам деятельности превысила 15 человек. При этом не забывайте про лицензирование деятельности (если ИП нанимает других преподавателей, то требуется оформить лицензию на образовательную деятельность).

Если школа применяет одновременно патентную систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения, то для целей соответствия данному ограничению учитываются доходы по обоим налоговым режимам. Эти ограничения прописаны в пункте 6 статьи 346.45 НК РФ.

Не путайте лимиты дохода по упрощенной системе налогообложения и по патентной системе налогообложения. Это разные налоговые режимы и разные правила начисления и уплаты налогов. В 2017 году упрощенную систему налогообложения (УСН – глава 26.2 НК РФ, статья 346.13) можно применять пока доходы с начала года не превысили 150 млн. рублей (также действуют и другие ограничения, кроме лимита по доходам), органичение по доходам при патентной системе – 60 млн. руб.

Если индивидуальный предприниматель применяет одновременно патентную систему налогообложения (например, для обучения) и УСН (для других видов деятельности) и с начала календарного года суммарные доходы по обоим налоговым режимам (УСН + патент) превысили 60 млн. рублей, он теряет право на применение патента на весь срок, на который был выдан патент, с даты начала действия патента.
(Письмо Минфина от 8 июня 2017 г. N 03-11-09/35718)

В случае, если предприниматель лишается патента, он должен рассчитать и заплатить налоги по своей основной системе налогообложения (общая или упрощенная), за весь период, когда применялся патент, право на применение которого утрачено. Пени за несвоевременную уплату налогов в этом случае не взымаются.

Ссылка на основную публикацию