Особенности налогообложения малого бизнеса и основные налоговые системы

Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 21.12.2017 2017-12-21

Статья просмотрена: 4831 раз

Библиографическое описание:

Ворожейкина И. В. Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса // Молодой ученый. — 2017. — №51. — С. 148-151. — URL https://moluch.ru/archive/185/47384/ (дата обращения: 21.02.2020).

Большое влияние на развитие малого предпринимательства оказывает налогообложение. Определяя объём взимаемых налогов с субъектов малого предпринимательства, государство оказывает воздействие на объем финансовых ресурсов, используемых субъектами малого предпринимательства, на простое или расширенное воспроизводство, на уровень занятости, а также на уровень поступлений налогов в бюджет.

Перед малым предприятием, как и перед любым другим, встает вопрос о применении того или иного режима налогообложения. В соответствии со ст.18 НК РФ в настоящий момент на территории Российской Федерации действуют общий и специальные налоговые режимы.

Специальные режимы налогообложения бывают пяти видов:

– система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (глава 26.1 НК РФ);

– упрощенная система налогообложения (УСН) (глава 26.2 НК РФ);

– система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) (глава 26.3 НК РФ);

– система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (глава 26.4 НК РФ);

– патентная система налогообложения (глава 26.5 НК РФ) [1].

ЕСХН применим только для предприятий или индивидуальных предпринимателей, занимающихся специфическим видом деятельности — производством или переработкой сельскохозяйственной продукции. Также система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции имеет специфические обстоятельства применения — при осуществлении юридическим лицо, являющимся пользователем недр на условиях соглашения о разделе продукции, поиск, разведку и добычу минерального сырья [2].

Выбор оптимальной системы налогообложения, способствует снижению налоговой нагрузки предприятия.

Общая система налогообложения для индивидуального предпринимателя предусматривает уплату им следующих налогов: 1)налог на добавленную стоимость (НДС); 2)налог на доходы физических лиц (НДФЛ);3)налог на имущество физических лиц.

Таким образом специальные налоговые режимы должны упростить исчисление и уплату налогов для отдельных категорий налогоплательщиков или отдельных видов деятельности.

Упрощенная система налогообложения — это специальный налоговый режим, распространяющий свое действие на всей территории Российской Федерации на основании главы 26.2 Налогового кодекса РФ. Налоговым периодом для упрощенной системы налогообложения является год. УСН не предусматривает льгот для налогоплательщиков. Уплаченные суммы УСН перечисляются в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100 %.

Упрощенная система налогообложения позволяет налогоплательщику самостоятельно выбрать объект налогообложения, в качестве которого могут выступать либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Кроме того, налогоплательщику предоставляется право изменить объект налогообложения со следующего календарного года [3].

Уплата единого налога должна осуществляться в виде авансовых платежей. Уплата авансовых платежей производится ежеквартально не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Уплата единого налога должна осуществляться в виде авансовых платежей. Уплата авансовых платежей производиться ежеквартально не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Уплата 17 налога по итогам календарного года производится индивидуальными предпринимателями — не позднее 30 апреля, т. е. в сроки подачи деклараций указанными налогоплательщиками.

Законодательство по УСН перед предпринимателем изначально ставит выбор объекта налогообложения. Существует два варианта:

  1. Доходы, ставка налога при этом равна 6 %. Кроме того, если предприниматель не имеет наемных работников, он вправе уменьшить сумму единого налога УСН на сумму уплаченных за себя страховых взносов без ограничения.
  2. Доходы, уменьшенные на величину расходов. В этом случае ставка больше — 15 %. По окончанию налогового периода налогоплательщик, выбравший объектом налогообложения “Доходы минус расходы”, исчисляет сумму минимального налога, которая определяется как 1 % от выручки. В случае, если налог исчисленный по системе доходы, уменьшенные на величину расходов, оказывается меньше суммы минимального налога, то эта сумма подлежит уплате в бюджет. В дальнейшем налогоплательщик имеет право включить разницу между минимальным налогом и налогом, исчисленным в общем порядке, в расходы по УСН [4].

Так же помимо снижения уровня налогового бремени, у предпринимателя существенно сокращается количество документации, которую необходимо подавать в налоговую.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) представляет собой один из специальных налоговых режимов, установленных Налоговым кодексом РФ. «Сутью этого режима является то, что налогом облагается не реальный доход налогоплательщика, а вмененный доход, который, в соответствии со ст. 346.27 НК РФ, представляет собой потенциально возможный доход налогоплательщика, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого по установленной ставке».

Уплата ЕНВД освобождает организации и индивидуальных предпринимателей от уплаты ряда налогов, перечень которых установлен п. 4 ст. 346.26 НК РФ. Помимо общих ограничений применение ЕНВД может осуществляется только в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

1) оказания бытовых услуг и (или) отдельных бытовых услуг;

2) оказания ветеринарных услуг;

3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;

4) оказания услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автомототранспортных средств и др. согласно п. 2 ст. 346.26 НК РФ.

Организации, уплачивающие единый налог на вмененный доход, обязаны вести бухгалтерский учет и предоставлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность, а также следить за порядком ведения кассовых операций.

После вступления в силу Федерального закона от25.06.2012 № 94-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», основные поправки заключаются во введении специального режима «Патентная система налогообложения» [5].

Патентная система налогообложения, являясь специальным налоговым режимом, также имеет ряд ограничений, связанных с переходом на данный режим налогообложения.

При применении патента предприниматель освобождается от уплаты НДС (п.11 ст. 346.43 НК РФ), НДФЛ и налога на имущество в части имущества, используемого при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН (п. 10 ст. 346.43 НК РФ). Кроме того, владельцу патента по тем видам деятельности, на которые куплен патент, не придется сдавать налоговую декларацию (вести бухгалтерский учет). При этом записи учета доходов и расходов должны вестись в «Патентной книге», что все-таки не дает полностью уйти от первичного учета и осложняет жизнь индивидуального предпринимателя, особо не знакомого с ведением бухгалтерского учета [6].

Суть патентной системы налогообложения сводится к тому, что налог уплачивается предпринимателем не с фактически полученного дохода, а с так называемого потенциально возможного годового дохода. По общему правилу размер потенциально возможного годового дохода варьирует от 100 тыс. до 1 млн руб.

Срок уплаты налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, зависит от срока, на который получен патент:

1) на срок до 6 месяцев — в размере полной суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента;

2) на срок от 6 месяцев до календарного года — в размере одной трети суммы налога в срок не позднее 90 календарных дней после начала действия патента и в размере двух третей суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента. Налогоплательщики производят уплату налога в указанные сроки по месту постановки на учет в налоговом органе [7].

Главой НК РФ, регулирующей патентную систему налогообложения, реализована и политика внедрения «налоговых каникул». Законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0 % для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах. Действие данной льготы ограничено 2020 г [8].

Таким образом налогообложение субъектов малого бизнеса в РФ имеет правовую базу и ряд особенностей. Помимо общего налогового режима НК РФ предусмотрены специальные налоговые режимы, цель которых создать для субъектов, их применяющих условия, при которых налоговое бремя на них значительно ниже, по сравнению с общим режимом, а также существенно упростить ведение учета, составления отчетности и порядок ее предоставления.

Без учета специальных налоговых режимов, применяемых в специфичных сферах деятельности, НК РФ предусматривает три специальных режима доступных для субъектов малого бизнеса. Именно поэтому в НК РФ в каждой главе, посвященной определенному специальному режиму, законодатель четко очертил границы размеров показателей хозяйственной деятельности в рамках которых допускается применение специальных налоговых режимов [9].

  1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ (в ред. от 18.07.2017г. № 160-ФЗ).
  2. Приказ Минфина РФ от 21.12.1998г. № 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства».
  3. Приказ Минфина РФ от 6 октября 2008г. № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (в ред. от 28.04.2017г. № 69н).
  4. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999г. № 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» (в ред. от 06.04.2015г. № 57н).
  5. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999г. № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (в ред. от 06.04.2015г. № 57н).
  6. Приказ Минфина РФ от 6 октября 2008г. № 107н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008)» (в ред. от 06.04.2015г. № 57н).
  7. Приказ Минфина РФ от 10 декабря 2002г. № 126н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений ПБУ 19/02» (в ред. от 06.04.2015г. № 57н).
  8. Приказ Минфина РФ от 28 июня 2010г. № 63н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010)» (в ред. от 06.04.2015г. № 57н).
  9. Голова И. Куда уж проще. Компании на Спецрежимах могут освободить от бухучета // Российская газета — 2014. — № 977(48).

Особенности налогообложения малого бизнеса в России

Поддержка предпринимательства входит в число стратегических задач государства. Особенности налогообложения малого бизнеса продиктованы реализацией федеральных программ. Правительство России стремится создать максимально комфортные и безопасные условия ведения коммерческой деятельности. С этой целью в стране введен мораторий на увеличение фискальной нагрузки, установлен запрет плановых проверок, развивается субсидирование экономически перспективных проектов.

Выбор за предпринимателями: специальные режимы

Общая система налогообложения начинающим коммерсантам не подходит. Громоздкий документооборот и сложность учета препятствуют планомерному росту молодой компании. Для микропредприятий, а также представителей среднего звена законодатель предусмотрел несколько специальных режимов.

Переход к их применению осуществляется добровольно, но с соблюдением установленных правил:

  1. ЕНВД — единый налог на вмененный доход. Требования к плательщикам закреплены статьями 346.26 и 346.28 НК РФ. Обязательным условием является издание в регионе соответствующего закона.
  2. УСН — упрощенная система налогообложения. Выбрать упрощенную систему могут вновь зарегистрированные организации и коммерсанты, отвечающие критериям статьи 346.12 НК РФ. Действующий бизнес обязан соблюсти условие о предельной выручке за 9 месяцев в 112 500 000 рублей.
  3. ПСН — патентная система налогообложения. Требования к налогоплательщикам устанавливает статья 346.43 НК РФ. Патент позволяет реализовать срочные и сезонные проекты в пределах одного муниципального образования или субъекта РФ.
  4. ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог. Режим применяют фирмы и предприниматели, сельское хозяйство в деятельности которых достигло доли 70%. К этой категории относят лиц, отвечающих требованиям статьи 346.2 НК РФ. В группу включены не только агропромышленные комплексы, но и рыбные фермы.

После регистрации компаниям или предпринимателям дается 30 суток. До истечения этого времени налогоплательщики обязаны уведомить территориальную инспекцию о своем выборе. Если документы не поступят, лицо остается на общем режиме. В остальных случаях смена системы налогообложения у малого бизнеса происходит с начала нового года. Подать заявление необходимо до 31 декабря. Исключение составляет только патентная система. Заявление на покупку патента подают за 10 суток до фактической реализации проекта.

Механизм обеспечивает максимальную гибкость условий. Переходить от одного режима к другому можно по мере расширения производства или усложнения организационной структуры.

Каковы системы налогообложения малого бизнеса: преимущества и недостатки

Специальные режимы разработаны в целях упрощения учета и расчетов с бюджетом. Выбор таких вариантов освобождает плательщиков от НДС, налога на имущество. Поступления в пользу предпринимателей не облагают НДФЛ. Организациям не нужно рассчитывать налог на прибыль. Эти черты являются общими и признаются экспертами несомненными плюсами. Есть у систем и специфические характеристики.

Система предназначена для производителей сельскохозяйственной продукции. Режим тесно связан с видом экономической деятельности. Расчет налога производят на основе валовой выручки, уменьшенной на коммерческие затраты. Издержки необходимо документально подтверждать со ссылкой на статью 346.5 НК РФ. Общая ставка составляет 6 %. Регионы могут ее снижать.

Страховые сборы по обязательным программам включают в перечень затрат. У сельскохозяйственных компаний есть возможность уменьшить расчетную базу на издержки. Декларацию необходимо подавать 1 раз. Отчет сдают ежегодно до 31 марта. Систему разрешено совмещать с ЕНВД и ПСН. Убыток дает право не платить налог.

Перейти на режим не могут бизнесмены, в торговой линейке которых присутствуют подакцизные товары. Из числа налогоплательщиков исключены организаторы азартных игр. Авансовые платежи по ЕСХН придется платить каждые 6 месяцев. Максимальная среднесписочная численность наемных работников не должна превышать 300 человек. В рамках режима действует запрет на совмещение с УСН. С 2019 года помимо ЕСХН придется платить и НДС.

Порядок расчета налога зависит от объекта обложения. Если плательщик принимает к учету только доходы, УСН составляет 6 %. Фиксация коммерческих затрат обязывает начислять единый налог в 15 %. Регионы вправе снижать ставки.

Отчетность плательщики сдают раз в год. Предпринимателям предоставлено время до завершения апреля. Компании обязаны направить декларацию до конца марта. Учет доходов и затрат ведут в одном журнале. Плюсом считают широкий перечень направлений деятельности. Налоги малого бизнеса уменьшают на фиксированные страховые взносы и сборы, перечисленные в фонды за работников.

Читайте также:  Добавление ОКВЭД для ООО в 2020 году пошаговая инструкция

Если налогоплательщик применяет ставку 15 %, ему придется платить деньги в бюджет даже в случае убытка. В пользу государства потребуется перечислить минимальный взнос в 1 % от оборота.

У режима есть ограничения:

  • стоимость активов – до 150 000 рублей;
  • средняя численность персонала – до 100 человек;
  • участие в капитале других фирм – до 25 %;
  • годовой оборот — до 150 000 000 рублей.

Недостатком является невозможность использования отсрочек по онлайн-кассам.

Добровольным налогообложение субъектов малого бизнеса по этому режиму стало с 2013 года. Для каждого вида деятельности регионы утверждают базовую доходность. С нее удерживают налог по ставке 15 %. Плательщики применяют корректирующие коэффициенты. Фактическую выручку во внимание не принимают.

Предприниматели и компании освобождены от учета доходов и хозяйственных издержек. Налогоплательщики, не имеющие наемных работников, вправе отсрочить покупку онлайн-кассы. При приобретении техники предоставляется вычет. Режим совместим с ОСН, УСН, ЕСХН. При отсутствии физического показателя (торговой точки, транспортного средства) платить налог не придется. Индивидуальные предприниматели могут уменьшить ЕНВД на фиксированные сборы в ПФР и ФСС РФ. Обязательства перед бюджетом снижают при оплате страховых взносов по трудовым договорам.

Отчетность придется сдавать каждый квартал. Уменьшить расчетную базу на коммерческие затраты не получится. Формулы начисления ЕНВД многим коммерсантам кажутся сложными. Убыток или снижение выручки не влияет на налоговые обязательства.

На режим разрешено перейти при соблюдении ряда ограничений:

  • площадь торговой точки – до 150 кв.м.;
  • средняя численность персонала – до 100 работников;
  • отказ от участия в договорах доверительного управления или простого товарищества.

Обязательным условием является установление ЕНВД региональным законом.

Система обложения позволяет заменить налоги на малый бизнес одним сбором. Стоимость определяется потенциальным доходом, умноженным на ставку 6 %. Регионы вправе вводить налоговые каникулы сроком на 2 года. В этот период вновь зарегистрированные коммерсанты и фирмы смогут применить ставку 0 %.

Преимуществом является полное отсутствие отчетности. Осуществлять коммерческую деятельность можно сразу после приобретения патента и до его окончания. До 2019 года плательщики ПСН вправе не устанавливать онлайн-кассы. В случае их покупки они могут использовать налоговый вычет. Срок действия патента варьирует от 1 до 12 месяцев.

Фиксированные страховые сборы и взносы на работников из стоимости патента не вычитают. Количество наемных сотрудников у плательщиков ПСН не должно превышать 15 человек. Не могут перейти на систему участники доверительного управления или простого товарищества. Реальный доход не влияет на обязательства перед бюджетом. Вести бизнес можно в границах четко очерченной территории. Недостатком следует считать ограничение по годовому обороту в 60 000 000 рублей и закрытый перечень направлений предпринимательской деятельности.

Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса отчасти связаны с правовым статусом. Регистрация в качестве предпринимателя не лишает граждан базовых прав и обязанностей. Если коммерсанты продают личное имущество, зарабатывают на операциях с финансовыми инструментами или получают доход из иных источников, возникает обязанность уплаты НДФЛ. Вознаграждения за рамками бизнеса облагаются налогами в стандартном порядке.

Законная оптимизация фискальной нагрузки

Современный предприниматель может существенно снизить налоги, упростить учет, а также воспользоваться льготами для малого бизнеса. Ключевым условием является правильный выбор режима или грамотное совмещение механизмов.

Рекомендации плательщикам УСН

Наиболее безопасным вариантом является упрощенная система со ставкой в 6 %. Такое решение подойдет начинающим предпринимателям, не имеющим представления о первичной отчетности и не желающим рисковать. Объект обложения особенно актуален при оказании услуг через интернет. Система рекомендована самозанятым гражданам – фрилансерам.

Если издержки у фирмы значительные, есть смысл обратить внимание на ставку 15 %. Залогом успеха станет документальная фиксация расходов. Большое значение будет иметь проверка контрагентов на предмет добросовестности. Во избежание оспаривания затрат контролирующими органами следует отдать предпочтение безналичным расчетам.

Упрощенный режим актуален для развивающегося бизнеса. Высокий порог годового оборота позволяет фирмам активно расширяться и выходить на новые рынки. В отличие от ПСН и ЕНВД территориальных границ ведения коммерческой деятельности здесь нет. Работать можно в любом регионе страны без дополнительной регистрации.

Рекомендации плательщикам ЕНВД

Поскольку эта система налогообложения для малого бизнеса не связана с реальными доходами и затратами, сделать акцент следует на физические показатели. Так, можно сократить фискальную нагрузку за счет перепланировки помещения. Монтаж перегородок, отделяющих торговый зал от складских и технических зон, законно уменьшит платежи в бюджет.

Основные средства плательщикам ЕНВД лучше брать в аренду. В случае резкого снижения дохода или простоя соглашение можно расторгнуть. Отсутствие физического показателя исключит начисление налога. Собственникам коммерческих активов доказать «заморозку» бизнеса будет значительно сложнее.

Оптимизация при применении режима ПСН заключается в грамотном расчете периода осуществления деятельности. Законодатель разрешил приобретать патент с минимальными сроками. Такой вариант оптимален для сезонных видов бизнеса.

Заключение

Налоги на малый бизнес в России формально не растут. Фактически власти увеличивают нагрузку за счет сопутствующих платежей. Негативно влияют на ситуацию инфляция, нестабильный курс национальной валюты, многочисленные административные барьеры.

Потрясениями для коммерческого сегмента стали экологические сборы, взносы за утилизацию. Ощутимым является стабильное повышение фиксированных взносов предпринимателей и страховых сборов по трудовым контрактам. Расчет обязательств перед внебюджетными фондами производится с опорой на МРОТ. Повышение этого показателя негативно отражается на финансовой стабильности небольших фирм.

Усложнила жизнь малому бизнесу и реформа расчетов. Внедрение онлайн-касс происходит на средства предпринимателей. Участники оборота должны приобретать дорогостоящую технику, ежегодно оплачивать услуги фискальных операторов и тратиться на связь. Налоговые вычеты издержки не покрывают. Более того, получить их могут не все.

Таким образом, грамотный выбор налогового режима – важное, но далеко не единственное решение. Анализировать преимущества и недостатки существующих систем следует применительно к реальной обстановке в стране.

Налогообложение малого бизнеса

Зверева Наталья Александровна

студент 3 курса, кафедра экономики ЮГУ, РФ, г. Ханты-Мансийск

Солодовникова Ульяна Николаевна

научный руководитель, доцент ЮГУ, РФ, г. Ханты-Мансийск

Малый бизнес является неотъемлемой частью крупного производства. Он позволяет более эффективно использовать местные ресурсы и отходы крупных предприятий, создавать новые дополнительные рабочие места, осуществлять перераспределение затрат производства в значительно коротком инвестиционном цикле, стал надежным источником поступления денежных доходов в государственные внебюджетные фонды и бюджеты всех уровней. Он способствует формированию среднего класса, выступающего в современном обществе гарантом политической стабильности [4].

Налогообложение малого бизнеса зависит от того, какая система налогообложения малого бизнеса выбрана. По состоянию на 2014 год для российских индивидуальных предпринимателей и организаций предусмотрено 5 режимов налогообложения: 1 общий (ОСНО) и 4 специальных (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН). Рассмотрим каждый из них более подробно:

Общая система налогообложения (ОСНО, традиционная, основная) — налоговый режим, который назначается автоматически всем ИП и организациям после их создания (за исключением случаев когда вместе с документами на регистрацию было подано заявление о переходе на один из специальных режимов).

ОСНО является самым тяжёлым налоговым режимом по части уплаты налогов и ведения отчётности. Как правило, общий режим используют, те предприниматели и организации, которые по каким-либо причинам не могут находиться на других системах налогообложения (например, из-за большой численности сотрудников или превышающего доступные пределы размера дохода) [5].

Находясь на общей системе налогообложения, малый бизнес налоги платит все, предусмотренные законодательством, если, конечно, индивидуальный предприниматель не освобожден от их уплаты. В этом случае налоги для малого бизнеса, которые являются федеральными, будут следующими:

· налог на добавленную стоимость;

· Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) с доходов ИП;

· НДФЛ с доходов работников;

· страховые взносы с выплат в пользу работников и за свое страхование ;

· сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

· налог на добычу полезных ископаемых;

· транспортный налог (который является региональным);

· земельный налог местный налог) [2; 3].

Упрощенная система налогообложения (УСН, упрощенка) — специальный налоговый режим, который чаще всего является самым выгодным для уплаты налогов и ведения отчетности. По сравнению с другими специальными режимами под действие УСН попадает гораздо большее количество видов предпринимательской деятельности.

Применяя УСН, предприниматели и организации платят только один налог в соответствии с самостоятельно заранее выбранной облагаемой базой (6 % от доходов или 15 % от доходов, уменьшенных на величину расходов) [5].

Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, освобождены от уплаты (п. 3 ст. 346.11 НК РФ):

· НДФЛ с доходов, полученных от предпринимательской деятельности (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ);

· налог на имущество физических лиц с имущества, используемого для предпринимательской деятельности;

· Налог на добавленную стоимость (НДС) (за исключением налога, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также уплачиваемого согласно статье 174.1 НК РФ) [2; 3].

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД, вмененка) — специальный налоговый режим, который применяется только в отношении определённых видов деятельности (как правило, это розничная торговля и оказание услуг населению).

Главной особенностью ЕНВД, является тот факт, что при исчислении и уплаты налога размер реально полученного дохода значения не имеет. ЕНВД считается исходя от размера предполагаемого дохода предпринимателя, который устанавливается (вменяется) представительными органами муниципальных образований [5].

Индивидуальные предприниматели, применяющие режим уплаты ЕНВД, уплачивают следующие налоги и взносы:

· страховые взносы с выплат работникам и за свое страхование;

· НДФЛ из заработной платы наемных работников [2; 3].

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) — специальный налоговый режим, который предназначен специально для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Применять ЕСХН имеют право только те ИП и организации, у которых доход от сельскохозяйственной деятельности составляет больше 70 %.

Как и любой другой специальный режим, ЕСХН позволяет одним единым налогом заменить все основные налоги общей системы налогообложения: НДС, налог на имущество и НДФЛ [5].

Налогоплательщики, применяющие ЕСХН кроме сельхозналога уплачивают страховые взносы с выплат работникам и за свое страхование, а также могут уплачивать НДФЛ из заработной платы наемных работников [2; 3].

Патентная система налогообложения (ПСН) — специальный налоговый режим, который могут применять только индивидуальные предприниматели, при этом средняя численность наёмных работников, у них не должна превышать 15 человек.

Применяя ПСН, индивидуальный предприниматель получает право покупать патенты (по одному на каждый) на определённые виды деятельности (как правило, это оказание бытовых услуг населению и розничная торговля).

При расчёте стоимости патента размер реального полученного дохода не имеет значения. Налог на ПСН рассчитывается исходя от потенциально возможного к получению дохода, который устанавливается законами субъектов России [5].

Объектом налогообложения признается потенциально возможный к получению годовой доход ИП по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом субъекта РФ.

Налоговая база определяется как денежное выражение потенциально возможного к получению ИП годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется патентная система налогообложения, устанавливаемого на календарный год законом субъекта РФ.

Налоговым периодом признается календарный год или срок, на который выдан патент.

Налоговая ставка устанавливается в размере 6 %.

Индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН, освобождены от уплаты:

· налог на имущество физических лиц;

При такой системе налогообложения необходимо платить страховые взносы во внебюджетные фонды [2; 3].

Совмещение систем налогообложения:

Подавляющее большинство ИП и организаций во время своей деятельности используют только один из вышеперечисленных налоговых режимов, однако законом не запрещено совмещение некоторых систем налогообложения [5].

Важные изменения в законодательстве для малого бизнеса в 2014 году. С 1 января вступили в силу несколько значимых поправок по налогам УСН:

· Минэкономразвития приказом от 07.11.2013 № 652 установило коэффициент-дефлятор по УСН на 2014 год в размере 1,067. С учетом корректировки для перехода на УСН с 1 января 2015 года предельный размер доходов увеличен с 45 млн. руб. до 48,015 млн. руб. А для применения УСН на протяжении 2014 года нужно, чтобы доходы не превышали 64,02 млн. руб. (в 2013 году — 60 млн. руб.).

· Совокупная ставка страховых взносов в 2014 году осталась на уровне 2013 года — 30 %. В ПФР — 22 %, ФСС — 2,9 %, ФФОМС — 5,1 % (Федеральный закон от 02.12.2013 № 333-ФЗ). В 2014 году порог для начисления взносов составит 624 000 руб. «Упрощенцы», применяющие в 2014 году отдельные виды деятельности, могут по-прежнему использовать льготную ставку взносов — 20 %. Взносы уплачиваются только в ПФР до достижения уровня 624 000 руб. (постановление Правительства РФ от 30.11.2013 № 1101). Суммы превышения взносами не облагаются, в то числе по ставке 10 %.

Предприниматели, купившие патент, могут в 2014 году, как и в 2013-ом, применять пониженные ставки страховых взносов (20 % вместо 30 %). За исключением тех, которые осуществляют виды деятельности, указанные в подпунктах 19, 45—47 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ.

Тарифы страховых взносов на травматизм в 2014 году также остались на уровне 2013 года (Федеральный закон от 02.12.2013 № 323-ФЗ). То есть в зависимости от класса профессионального риска. Минимальный тариф — 0,2 %, максимальный — 8,5 %. Льготы также сохранены: взносы на зарплату инвалидов начисляются со скидкой 60 %. Тарифы и скидки предусмотрены Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ.

· Президент подписал федеральный закон об увеличении минимального размера оплаты труда (МРОТ) с 1 января 2014 года. И теперь можно подсчитать размер страховых взносов, которые должны будут заплатить предприниматели на свое страхование за 2014 год. Ведь фиксированный платеж считается как раз на основе МРОТ. МРОТ увеличен с 5205 руб. до 5554 руб. А фиксированный платеж в ПФР за 2014 год составляет 17 328,48 руб., в ФФОМС — 3399,05 руб. Данные платежи нужно уплатить до 31 декабря 2014 года.

Читайте также:  Регистрация ИП в 2020 году. Как открыть (оформить) самостоятельно. Пошаговая инструкция

Если доходы предпринимателя за 2014 год превысят 300 000 руб., он должен будет доплатить в ПФР еще 1 % с доходов, превышающих эту сумму. Этот платеж нужно перечислить до 1 апреля 2015 года. Отметим, что 1 % считается с доходов без уменьшения их на расходы. Плательщики на УСН для расчета взносов в ПФР берут доходы, перечисленные в статье 346.15 НК РФ.

· Налоговики рекомендовали налогоплательщикам начиная с 2014 года в декларациях в поле «код ОКАТО» указывать код ОКТМО. Эти рекомендации касаются и декларации по УСН, утвержденной приказом Минфина от 22.06.2009 № 58н. В письме от 17.10.2013 № ЕД-4-3/18585 ФНС подчеркнула, что проставление кода ОКТМО носит рекомендательный характер до утверждения новых форм деклараций. Когда же декларации изменятся, указывать код ОКТМО нужно будет в обязательном порядке. Список налоговых деклараций, в которые внесены изменения. Узнать, какой код ОКАТО соответствует коду ОКТМО, можно на сайте Минфина.

С 2014 года изменены также правила заполнения платежек. В платежных поручениях, как и в декларациях, вместо кода ОКАТО нужно указывать код ОКТМО [1; 2].

Желание каждого предприятия — платить меньше налогов.

Прежде всего, руководителей при выборе системы налогообложения интересует уровень налоговой нагрузки. Анализируя этот показатель при разных режимах налогообложения, можно сделать выбор в пользу той или иной системы налогообложения.

Налогообложение субъектов малого предпринимательства осуществляется, как на общих основаниях, так и с помощью специальных налоговых режимов.

Особый режим налогообложения для малого бизнеса принят в большинстве стран. Для этого существуют различные причины. Прежде всего, малое предпринимательство является важной сферой функционирования экономики. Малые предприятия отличаются большей гибкостью, легче приспосабливаются к изменяющейся конъюнктуре рынка. Поддержка малого предпринимательства позволяет увеличить занятость населения и таким образом улучшить социальную атмосферу в обществе и уменьшить расходы на выплату пособий по безработице. Упрощение налогообложения и, соответственно, учета позволяет улучшить условия функционирования малого бизнеса за счет снижения затрат (как финансовых, так и трудовых) на ведение учета и расчет налогов.

Особенности налогообложения малого бизнеса

Современная экономическая ситуация в РФ требует особого внимания к развитию структуры малого и среднего бизнеса. Экономика развитых государств базируется именно на ВВП от малого и среднего предпринимательства. От того, как эффективно будут работать механизмы государственной поддержки предприятий малого бизнеса, зависит тенденция к их возникновению и развитию.

К одному из таких механизмов можно отнести систему налогообложения для малого бизнеса. В 2005 году были внесены изменения в законодательную базу, касающуюся поддержки малого предпринимательства в России. И с 1 января малые предприятия лишились государственной «подпитки». Был отменен четырехлетний мораторий, форсированная амортизация, государственная денежная поддержка мероприятий, направленных на поддержку малого бизнеса и другие привилегии. Так государство «позаботилось» о самой незащищенной категории предпринимателей. Особенности налогообложения – это одна из самых волнующих тем для малого бизнеса.

Основные формы и особенности налогообложения малого бизнеса

В настоящий момент действуют четыре схемы налогообложения:

  1. Общий режим;
  2. Упрощенная система налогообложения;
  3. Патентная система налогообложения;
  4. Единый налог на вмененный доход.

Основные формы и особенности этих видов налогообложения будут раскрыты ниже:

Общий режим (ОСНО)

Если предприниматель не останавливается на какой-либо схеме налогообложения, то к нему применяется общий режим, так сказать «по умолчанию». При таком налогообложении предприятие ведет бухгалтерию и налоговый учет, и платит государству следующие налоги:

  • на прибыль;
  • НДФЛ (13 %);
  • НДС (10% или 18%, зависит от того, чем занимается предприятие);
  • единый социальный налог;
  • акцизы и другие.

При применении общего режима налогообложения имеются преимущества:

  • предприниматель может заниматься различными видами деятельности, не имея при этом ограничений на размер дохода от предприятия;
  • есть возможность возмещения НДС из бюджета по разным основаниям;
  • привлечение любого количества наемных работников и другие.

Упрощенная система налогообложения (УСН)

или «упрощенка», как ее любят называть. При этом виде налогообложения предприятие может выбрать из двух вариантов уплаты налогов:

  1. Выплата 6 % от всех доходов;
  2. Выплата 15 % от разницы между доходом и расходом.

Эта схема может применяться, если:

  • доход предприятия не более 60000000 рублей;
  • число наемных работников не должно быть больше 100 человек;
  • общая оценка имущества не более 100000000 рублей.

У данной схемы налогообложения имеется основное преимущество: предприятие не платит следующие налоги: на прибыль (юридические лица), на имущество, НДС. Эти налоги заменяются одним, расчет которого выбирается по желанию предпринимателя.

Но здесь нужно отметить, что если раньше ООО на УСН могло не вести бухгалтерский учет, то с вступлением в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О бухгалтерском учете» это сделать невозможно. Для ИП это пока не является обязательным.

Патентная схема налогообложения

Применяется только для ИП, и то только для тех, кто укладывается в список, обозначенный Налоговым кодексом РФ (ст. 346.43). Суть данной схемы заключается в том, что предприниматель в начале года платит определенную сумму в бюджет за право заниматься конкретным видом деятельности.

Итоговая сумма патента исходит из ставки 6% от предполагаемого годового дохода предприятия.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Рассчитывается с момента постановки на учет, исходя из количества фактически отработанных дней в месяце. Данная схема налогообложения предполагает уплату налога в 15% от установленной базы доходности. Если предприятие поучило больший доход, то он остается и не облагается налогом.

Численность работников при данном виде налогообложения не должна превышать 100 человек.

При применении этой схемы налогообложения имеется огромное преимущество в том, что предприятие освобождается от уплаты ряда налогов: НДС, на прибыль для юридических лиц и на доходы для ИП, налога на имущество. Перечисленные налоговые выплаты требуют довольно сложного налогового и бухгалтерского документооборота, поэтому эта функция несколько упрощается.

При регистрации организации, предприниматель добровольно выбирает схему налогообложения.

Индивидуальные предприниматели чаще выбирают схему ЕНВД. Давайте посмотрим, почему.

  • Во-первых, единый налог на вмененный доход довольно просто рассчитывается.
  • Во-вторых, имеется большое количество программ, которые помогут рассчитать налог и оформить налоговую декларацию.
  • В-третьих, доход, заработанный организацией сверх базы, не облагается налогом и остается «в кармане».
  • В-четвертых, данная схема освобождает предпринимателя от уплаты нескольких налогов, поэтому она «дешевле» других схем налогообложения.

Описанные выше системы налогообложения, применяемые на предприятиях малого бизнеса, на первый взгляд кажутся довольно просты, на практике же все оказывается гораздо сложнее. Для эффективного подбора схемы налогообложения лучше обратиться к бухгалтеру. Особенно начинающий предприниматель окажется в довольно трудной ситуации, не зная тонкости налогообложения.

Общая система налогообложения для малого бизнеса должна строиться по принципу «чем меньше, тем лучше». Ведь маленькие компании, индивидуальные предприниматели порой работают, не привлекая дополнительных рабочих сил. Финансовая нагрузка налоговых выплат становится достаточно ощутимой, и без государственной поддержки такие предприятия достаточно быстро ликвидируются.

В современном развитом экономическом обществе некрупные предприятия развиваются очень активно, поэтому государство должно быть заинтересованно в эффективных и не агрессивных спецификах налогообложения для субъектов малого и среднего бизнеса.

Принимаются новые законы, улучшающие процесс налогообложения, появляются различные льготы, но на практике все оказывается не так радужно. Начинающий предприниматель, посчитав сумму, которую он обязан будет отдать государству в виде налогов, быстренько отказывается от интересных проективных идей, и просто начинает спекулировать вещами или продуктами.

Очень важна поддержка начинающего бизнесмена со стороны государства и эффективная система налогообложения малого бизнеса, потому что развитая структура малого и среднего предпринимательства – это показатель эффективной экономики страны.

Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса

То, как осуществляется налогообложение субъектов малого бизнеса, имеет огромное значение для развития экономики государства: ведь высокие налоги и сложные схемы снижают привлекательность предпринимательства, вынуждают небольшие фирмы уходить «в тень», а некоторых вообще прекратить деятельность. Главная же задача эффективного налогообложения – не допустить этого, а, наоборот, стимулировать развитие малого бизнеса.

Кто относится к малому бизнесу

Деятельность мелких фирм и частных предпринимателей регулируется ФЗ «О развитии малого предпринимательства…» № 209 от 24.07.2007 (посл. изм. от 29.12.15).

В соответствии с этим нормативным актом, к сегменту малого бизнеса относятся юридические лица и предприниматели, которые отвечают следующим критериям:

  • доля других обществ в их учредительном капитале не превышает 25%;
  • среднегодовая численность работников в штате предприятия не больше 100 человек включительно;
  • годовой размер выручки не должен превышать 800 млн рублей (в соответствии с недавним постановлением Правительства РФ от 13.07.15 г.)

Налоги для малого бизнеса должны стимулировать развитие этого сегмента экономики с тем, чтобы:

  • активизировать развитие инновационных видов деятельности;
  • повысить привлекательность занятия бизнесом среди населения, что в итоге снизить уровень безработицы;
  • обеспечить рост квалификации работников, занятых в сегменте малого предпринимательства;
  • способствовать притоку зарубежных и отечественных инвестиций в сегмент малого бизнеса;
  • повысить уровень конкуренции на рынке, а значит, стимулировать рост качества предоставляемых услуг и реализуемой продукции.

Виды и особенности режимов налогообложения

В соответствии с Налоговым кодексом РФ, небольшие фирмы и коммерсанты могут самостоятельно выбирать режим уплаты обязательных платежей в казну. При этом нужно учитывать специфику своего направления работы, ведь каждая из действующих систем налогообложения рассчитана на определенные сферы деятельности. В любом случае стоит предусмотреть ведение учета налогов самостоятельно или с помощью бухгалтера.

На территории РФ существуют такие налоговые режимы для малого бизнеса:

  • традиционная (или общая);
  • упрощенная;
  • единый налог на вмененный доход;
  • патентная система налогообложения (только для ИП);
  • единый сельскохозяйственный налог.

Последние три режима имеют статус специальных и рассчитаны на конкретные виды деятельности, в других направлениях бизнеса их применение будет невыгодным.

Такие режимы используются с целью оптимизировать уровень бюджетных начислений за счет замены нескольких обязательных налогов, которые должен перечислять субъект хозяйственной деятельности, на один.

Особенности налогообложения малого бизнеса:

  • простота ведения учета;
  • оптимальный размер налоговой нагрузки;
  • легкость смены одного режима на другой;
  • отсутствие сложных формул расчета обязательных платежей;
  • минимальное количество документов для отчетности.

Традиционная система налогообложения

Участниками общей системы расчета обязательных платежей в казну государства автоматически становятся все частные предприниматели и юрлица, которые вместе с документами на регистрацию не подали заявление о переходе на другой режим уплаты налогов.

Представители малого бизнеса не любят эту систему обязательных начислений, что связано в первую очередь со сложностью ведения учета, а во вторую – с большим размером платежей в бюджет.

Этот режим используют те предприятия или частные предприниматели, которые по определенным причинам (количество работников, размеры выручки) не могут стать участником другой, более экономичной системы налогообложения.

Если представитель малого бизнеса работает на ОСНО, он перечисляет следующие обязательные платежи в бюджет:

  • НДС;
  • имущественный налог;
  • подоходный;
  • на прибыль.

Впрочем, ОСНО имеет и свои преимущества:

  • полная свобода действий – не нужно зависеть от объемов выручки или количества работников в штате предприятия;
  • возврат НДС;
  • больше возможностей на рынке, так как большинство контрагентов заинтересованы в получении НДС.

Упрощенная система

Упрощенная система налогообложения – самый популярный режим среди представителей малого бизнеса. Но чтобы стать участником «упрощенки», нужно отвечать следующим критериям:

  • на дату подачи заявления о переходе на «упрощенку» объем поступлений за три квартала не должен превышать 51,615 млн. рублей (эта величина каждый год пересматривается, так как зависит от коэффициента-дефлятора);
  • среднегодовая численность работников не должна быть более ста человек;
  • остаточная стоимость основных средств на последнюю учетную дату, согласно финансовой отчетности, не больше 100 млн рублей;
  • доля внешних бенефициаров – не более 25%.

При ведении бизнеса возможна ситуация, когда эти предельные показатели будут превышены: в таком случае надлежит не позднее 15 календарных дней с момента окончания последнего отчетного периода уведомить свое отделение ФНС и перейти на ОСНО.

После возвращения показателей в норму представитель малого бизнеса может снова стать плательщиком по УСН, но для этого нужно не позднее 15 января года, в котором он хочет начислять налог по упрощенной схеме, подать заявление установленной формы в фискальную службу.

Специфика налогообложения на предприятиях малого бизнеса – участниках УСН – заключается в двух возможных вариантах расчета фискальной базы:

  • доходы;
  • доходы за минусом расходов.

Первый вариант интересен для фирм и коммерсантов, которые получают небольшие доходы, второй – для тех, у кого высокий уровень расходов.

Все хозяйственные операции, осуществленные плательщиком на УСН, фиксируются в специальном регистре – книге учета доходов и расходов.

Ставка налога зависит от варианта расчета налоговой базы: если это «доходы», тогда вся выручка предприятия умножается на ставку 6%; если предприниматель выбрал способ расчета «доходы минус расходы», тогда объем выручки корректируется на расходы и только после этого умножается на ставку 15%.

С 2016 года с целью снижения налоговой нагрузки местные органы власти получили право уменьшать ставку налога в зависимости от частного предпринимателя и вида его бизнеса. Так, если бизнесмен выбрал «доходы» ему можно снизить ставку налога в пределах от 6% до 1%, а если объектом налогообложения являются «доходы, скорректированные на расходы», тогда платеж в бюджет возможно снизить от 15% до 5%.

Преимущества УСН в том, что участники этой системы освобождаются от уплаты: НДС, подоходного (предприниматели), на прибыль (юрлица), имущественного.

Читайте также:  Когда произойдет отмена ЕНВД с 2020 года

Характеристика ЕНВД

Особенностью этой системы налогообложения является то, что уровень дохода бизнеса на размер платежей в бюджет практически не влияет. Каким бы ни был ваш заработок, все равно нужно будет заплатить 15% от вмененного дохода.

В 2016 году государство также дало возможность местным органам власти снизить фискальную нагрузку участникам этого режима: теперь возможно уменьшение ставки до 7,5%.

Этот режим устанавливается по решению местных органов власти и только для определенных направлений бизнеса.

Стать плательщиком ЕНВД можно добровольно, но только если:

  • этот режим установлен на территории муниципального округа;
  • в нормативном документе, который устанавливает этот режим на конкретной территории, указана сфера деятельности, осуществляемая представителем малого бизнеса.

Режим ЕНВД действует только для предпринимателей и организаций, которые занимаются:

  • оказанием бытовых услуг;
  • предоставляют услуги ветеринарии;
  • осуществляют техобслуживание, ремонт, мойку автотранспорта и мотоциклов;
  • сдают в аренду места для стоянки авто- и мотоциклетного транспорта;
  • оказывают услуги такси, но при этом количество транспорта не должно превышать 20 единиц;
  • оказывают услуги общепита на площади, что не превышает 150 кв.м.;
  • размещением наружной рекламы на специальных конструкциях или в разных видах транспорта;
  • предоставляют услуги проживания на площади не более 500 кв.м.;
  • и т.д. : полный список приведен в ст.346.26.НК РФ.

Расчет единого вмененного налога осуществляется по формуле: Д*ФП*k1*k2*%, где

Д – доходность конкретной сферы деятельности;

ФП – физические показатели по конкретному направлению бизнеса, например: численность работников на предприятии, площади помещений, производительные мощности оборудования, количество транспорта и т. д.

k1 – коэффициент дефляции;

k2 – корректирующий коэффициент.

Значение коэффициентов ежегодно меняется. Однако, в 2016 году k1 сохранили как и в предыдущем на уровне – 1,798 ед, а ставка налога – 15%.

Коэффициент k2 рассчитывается каждой муниципальной администрацией самостоятельно. Его размер можно узнать в местном фискальном органе.

Преимущества ЕНВД для представителей малого бизнеса таковы:

  • простота расчета;
  • легкость ведения отчетности;
  • минимальный пакет документов, необходимый для предоставления в налоговую;
  • отменяются налоги: на прибыль, подоходный, НДС, на имущество (только для ИП).

Патентная система налогообложения

Данный спецрежим предусмотрен только для индивидуальных предпринимателей. Обязательное условие – средняя численность всех сотрудников (по всем видам деятельности) за отчетный налоговый период не более 15 человек.

Перечень видов деятельности, подлежащих применению патентной системы, утверждается субъектами РФ на территориях, относящихся к их юрисдикции.

Патент можно приобрести на период от 1 до 12 месяцев.

Датой начала применения патентной системы считается дата выдачи патента.

Величина налога для плательщика ПСН не зависит от фактического дохода от бизнеса: она определяется, исходя из установленного законодательно потенциально возможного дохода для данного вида предпринимательства.

Переход на ПСН освобождает ИП от уплаты налогов с доходов, заработанных деятельностью, что ведется на основании патента: налога на имущество, налога с доходов, НДС.

Единый сельскохозяйственный налог

Если представитель малого бизнеса занят в сельском хозяйстве: занимается растение- или животноводством, выращивает рыбу, занимается лесным хозяйством, тогда ЕСХН – оптимальный выбор для него.

Участник этого режима платит всего 6% от разницы между доходами и расходами.

Сельскохозяйственным производителем считается юрлицо или предприниматель, у которого объем поступлений от реализации данной продукции в структуре всей выручки превышает 70%.

Преимуществом ЕСХН является возможность не платить следующие налоги:

Налоговые льготы для малого бизнеса: Видео


Налоговые режимы для малого бизнеса

Для любой страны с рыночной экономикой роль малого бизнеса неоценима — формирование антимонопольной хозяйственной среды, здоровой конкуренции, развитие национального производства, общий экономический рост.

Важные нюансы:

  • наиболее гибкий и одновременной прочный сектор рынка, переносящий кризисные периоды легче, чем средний и крупный;
  • объект налоговых платежей и налоговый агент;
  • стимулятор технологического развития и инноваций;
  • субъекты малого бизнеса вкладывают инвестиции в высокотехнологичные и научные проекты;
  • социально-экономический носитель, так как создает занятость, новые рабочие места.

В связи с такими важными позициями в национальном хозяйстве страны мира уделяют большое внимание поддержке, поощрению и вовлечению малого предпринимательства. Европейские страны, например, перевели решение многих экономических вопросов на предпринимателей и на государственном уровне обеспечивают их необходимыми условиями.

Важным рычагом влияния на бизнес — как малый, так средний и крупный — является налогообложение. Однако, в отличие от остальных классов предпринимательства, малое ввиду мобильности более чувствительно к изменениям,.

Субъекты малого бизнеса

Регламентация этой категории хозяйствующих лиц есть в Федеральном законе №209. Субъектами малого и среднего предпринимательства признаются:

  • индивидуальные предприниматели;
  • хозяйственные партнерства и общества;
  • потребительские и производственные кооперативы;
  • крестьянские и фермерские хозяйства.

Определение охватывает и средних предпринимателей. Поэтому предусмотрены лимиты, разделяющие субъекты хозяйствования по размерам.

В законе градация приводится по среднему числу трудящихся в год, лимиты делят малый бизнес на 2 категории:

  • менее 15 человек — микропредприятия;
  • менее 100 человек — малые предприятия.

Еще одним критерием является выручка за год, показатели прописаны в Постановлении Правительства РФ №265. Данные о выручке индексируются ежегодно — предыдущее постановление аннулируется новым. Итак, лимиты:

  • 120 миллионов рублей — микропредприятия;
  • 800 миллионов рублей — малые предприятия.

Специальные режимы

Предприниматели имеют самый широкий среди всех бизнес-единиц выбор системы налогообложения для своей работы. Специфика их деятельности, как правило, имеет небольшие обороты, основные средства и штат сотрудников позволяют применять все активные специальные режимы:

Если выручка и доходы субъекта не вмещаются в лимиты этих систем, они используют общий режим налогообложения. Иногда предприниматели выбирают ОСНО ради контрагентов-плательщиков НДС, и возможности совместно работать по системе возмещения этого налога.

В порядке очередности глав Налогового кодекса РФ среди спецрежимов представлена система для сельхозпроизводителей. Этот единый налог ориентирован на учет специфической деятельности фирм сельскохозяйственного сектора. Данная сфера за последние годы не реформировалась законодательством, ее регламентирует глава 26.1 НК РФ.

Субъект хозяйствования вправе использовать систему ЕСХН, если соответствует условию о доле выручки от сельскохозяйственной деятельности в общем объеме продаж, равной или большей 70%.

Несмотря на определенные проблемы правового обоснования системы для сельхозпроизводителей, на более слабое развитие во всех аспектах законодательства, режим ЕСХН создает комфортные условия и здоровый рост сельскохозяйственного производства, заинтересованность представителей малого и среднего хозяйствования выбирать этот сектор рынка и пользоваться благоприятными положениями его налогообложения, среди которых главные — простота и ясность.

Для субъектом малого предпринимательства, занятых одним типом хозяйствования, упрощенная система — оптимальна. Особенно привлекательна система для предпринимателей, занимающихся розничной торговлей или другими видами непосредственного взаимодействия с потребителями, так как становится очевидной экономия без учета НДС.

УСН применяется на добровольном основании — уведомлении, подаваемом в ИФНС. Многие налогоплательщики не обращают внимания на такие мелочи, но в случае УСН подается именно уведомление — т. е. сообщение об использовании спецрежима, тогда как в других режимах предусмотрена подача заявления, которое будет рассматриваться инспекторами.

Единицы малого бизнеса четко попадают в границы пользования системой:

  • число трудящихся — не больше 100 человек (этот предел совпадает с пределом для малых предприятий);
  • оценка основных средств в остатке по итогам года — 150 миллионов рублей;
  • доходы за отчетные периоды — не больше 150 миллионов рублей;
  • доходы за 9 месяцев — не больше 112,5 миллионов рублей.

Даже увеличенные лимиты позволяют малым предпринимателям применять УСН, если они:

  • не имеют представительства/филиалы;
  • не работают на рынке ценных бумаг;
  • не реализовываются через банки, страховые фирмы и ломбардные учреждения;
  • не производят подакцизную продукцию;
  • и т. д. по статье 346.12 Налогового кодекса РФ.

Важным условием является доля участия в деятельности других представителей рынка — не больше 1/4. Предприниматель также самостоятельно избирает объект налогообложения — доходы либо прибыль (доходы, из которых вычтены расходы).

Аналитика демонстрирует следующие закономерности:

  • если траты бизнесмена сложно собрать в бухгалтерской документации в виде доказательств, а доходы больше их на 60%, то предпринимателю выгоднее работать с объектов «доходы»;
  • когда расходы больше доходов на 60%, а их документальное доказательство непроблематично, то для предпринимателей более оптимален второй объект.

Налоговый кодекс РФ предусмотрел соответствующие ставки — 6 и 15%. В пределах этих размеров представительные органы власти регионов вправе устанавливать собственные ставки. Также налогоплательщики ведут книгу учета и подают декларацию в установленный срок.

Проблемой в УСН является поведение субъектов бизнеса, которые хотят оставаться на системе, даже когда в силу растущих оборотов не могут соответствовать установленным ограничениям. В такой ситуации предприниматели начинают дробить свой бизнес на несколько юридических лиц и ИП, что ведет к сложностям управления, администрирования, заключения сделок, снижению трудовой эффективности персонала, риску оказаться в числе обвиняемых органами ФНС в уклонении от уплаты налогов.

Другими проблемами для налогоплательщиков является доказательство целесообразности и обоснованности нормы расходов. Также неудобны правила регистрации и прекращения учета в качестве плательщика УСН — предприниматель узнает об изменившемся статусе и переходе на ОСНО поздно. Существуют и другие трудности использования режима.

Применение единого налога на вмененный доход до введения патентной системы носило принудительный характер, если осуществляемая деятельность попадала в виды хозяйствования по данному платежу.

После появления патента налогоплательщиков наделили правом выбирать между двумя спецрежимами. При этом еще в 2012 году предпринимателей предупредили, что ЕВНД будет упразднен. Однако он действует до сих пор и будет функционировать как минимум до 2021 года.

Отличием системы ЕНВД является объект обложения — вмененный доход, то есть примерный, потенциальный, средний доход, который лицо будет получать от конкретного вида хозяйствования. Для предпринимателей, получающих доходы, превышающие законодательные значения, применение системы определенно выгодно. Но лица, не имеющие стабильно высоких или средних доходов, могут потерпеть убытки, так как отнесение какие-то операций к расходам или отражение реального дохода в режиме не предусмотрены.

Элементы режима крайне просты. Отчитываться необходимо каждый квартал — сдавая декларацию и уплачивая сумму налога. Размер ставки составляет 15%.

Среди проблем режима стоит отметить противоречие концепции ЕНВД как простейшей и удобной системы для небольших предпринимателей с одновременной обязанностью вести раздельный учет — трудоемкую и сложную работу, зачастую упирающуюся в тупик из-за недоработанности норм по нему.

Самым молодым спецрежимом является система патента. К особенностям патентной системы относится очень узкий круг субъектов — работать на спецрежиме могут только единичные индивидуальные предприниматели. Юридические лица не входят в число субъектов ПСН.

Но даже индивидуальным предпринимателям необходимо соответствовать узким требованиям главы 26.5 НК РФ:

  • число сотрудников — не больше 15;
  • отсутствие в бизнесе соглашений о совместительстве;
  • доход за налоговый период не переходит за границу 1 миллиона рублей (субъекты России вправе увеличивать лимит в 3, 5 или 10 раз).

Для функционирования на ПСН предприниматели подают в ИФНС заявление о переходе на новый режим и получают в ответ патент — основание применения.

Как с ЕВНД, в патенте выбран специфический объект — потенциальный годовой доход, т. е. потенциальная базовая доходность лица от осуществляемой им деятельности. Но, в отличие от того же ЕНВД, при формировании налоговой базы не учитывается физический показатель — площадь, мощность, вес и т. д. База тождественна годовому доходу в рублях.

Также на патентной системе установлена более сложная система периодов. Максимальный период — календарный год. Минимальный период — один месяц. Налоговый период зависит от времени действия патента, которое ИП устанавливает сам, когда подает заявление. Разумеется, при досрочном прекращении работы с патентом это учитывает налоговыми органами.

Перечисление патентного налога в казну осуществляется:

  1. Если патент получен на полгода и меньше — в полном размере суммы уплачивается не позднее истечения срока действия патента.
  2. Если патент получен на полгода и больше:
  • 1/3 суммы налога перечисляется не позднее 90 календарных дней со дня применения патента;
  • 2/3 суммы налога перечисляются не позднее истечения срока действия патента.

Единичные предприниматели освобождены от обязанности подавать декларационное заявление в налоговую инспекцию, но отчитываются по книге учета.

Проблема данного спецрежима в первую очередь связана с порядком расчета. Учитывая непредсказуемость бизнеса и различные экономические риски, предпринимателям не нравится уплата налога авансом, так как невозможно предугадать будущие доходы и расходы, внеплановые события и т. п.

Также строгие и узкие границы по числу работников и оборотам делают систему недоступной для многих ИП, а для тех, кто включается в субъекты ПСН, не всегда легко соответствовать внутренним лимитам по каждому виду деятельности — например, площадь зала не больше 50 метров в квадрате. Также число видов деятельности не вбирает в себя все существующие формы хозяйствования ИП, и им приходится рассматривать другие режимы налогообложения.

Необходимость ежегодно получать новый патент и отдельный документ на каждый вид деятельности увеличивает административную нагрузку на бизнесменов, как и на самих налоговых инспекциях.

Однако все перечисленные проблемы касаются правовых норм и с помощью соответствующих поправок постепенно должны решиться.

Общая система

Кроме специальных налоговых режимов субъекты малого бизнеса могут работать на общей системе, причем не только в случае превышения показателей над лимитами по льготным режимам, но и мотивированным решением — например, для заключения сделок с контрагентами и функционирования по вычету входного НДС. Также для некоторых предпринимателей общий режим более привлекателен в силу специфики деятельности — по налогам ОСНО предусмотрены освобождения или значительные льготы.

В любом случае общая система всегда открыта для любых налогоплательщиков, имеет гибкие рычаги оптимизации налоговой базы и получения преференций и льгот.

Ссылка на основную публикацию