Помогите пожалуйста, как расшифровать деятельность по перевозкам грузов, прописанную в статье 346.43 НК РФ?

ПСН: Патентная система налогообложения

Общие положения – Статья 346.43, Патентная система налогообложения – Глава 26.5, Налоговый кодекс РФ часть 2

Патентная система налогообложения (ПСН) устанавливается Налоговым Кодексом РФ с 1 января 2013 года, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Только Индивидуальные предприниматели (с рядом ограничений) могут добровольно перейти на Патентную систему налогообложения.

Уплата патента при ПСН освобождает от уплаты ряда других налогов:

  • НДФЛ: в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности на патенте от уплаты налога на доходы физических лиц;
  • Имущество: в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности на патенте от уплаты налога на имущество физических лиц;
  • НДС: налога на добавленную стоимость (с некоторыми исключениями).

Плательщики патента могут не применять контрольно-кассовую технику. По требованию покупателя (клиента) обязаны выдать документ подтверждающий прием денежных средств.

Региональным законом Субъекты РФ могут дополнить этот перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН).

Одежда, обувь, прочие предметы

  • ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий (1 – здесь и далее номер подпункта пункта 2 статьи 346.43 НК РФ);
  • ремонт, чистка, окраска и пошив обуви (2);
  • изготовление валяной обуви (21 – прочие услуги производственного характера);
  • ремонт ювелирных изделий, бижутерии (23);
  • чеканка и гравировка ювелирных изделий (24);
  • граверные работы по металлу, стеклу, фарфору, дереву, керамике (21);
  • ремонт игрушек (21);
  • услуги по ремонту и изготовлению очковой оптики (21);
  • ремонт жилья и других построек (12);
  • услуги по производству монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ (13);
  • услуги по остеклению балконов и лоджий, нарезке стекла и зеркал, художественной обработке стекла (14);
  • услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства (26);
  • услуги по оформлению интерьера жилого помещения и услуги художественного оформления (27);
  • услуги по зеленому хозяйству и декоративному цветоводству (36);
  • услуги по вспашке огородов и распиловке дров (21 – прочие услуги производственного характера);
  • услуги по приему стеклопосуды и вторичного сырья, за исключением металлолома (17);

Мебель и интерьер

  • ремонт мебели (7);
  • изготовление изделий народных художественных промыслов (20);
  • производство и реставрация ковров и ковровых изделий (22);

Бытовые приборы и предметы

  • ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, часов, ремонт и изготовление металлоизделий (6);
  • изготовление и ремонт металлической галантереи, ключей, номерных знаков, указателей улиц (5);
  • услуги по прокату (40);
  • зарядка газовых баллончиков для сифонов, замена элементов питания в электронных часах и других приборах (21 – прочие услуги производственного характера);

Охрана

  • услуги уличных патрулей, охранников, сторожей и вахтеров (44);
  • осуществление частной детективной деятельности лицом, имеющим лицензию (39);

Жизнь, здоровье, гигиена, прочее

  • занятие медицинской деятельностью или фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности (38);
  • услуги по присмотру и уходу за детьми и больными (16);
  • проведение занятий по физической культуре и спорту (28);

  • обрядовые услуги (42);
  • ритуальные услуги (43);

  • парикмахерские и косметические услуги (3);
  • химическая чистка, крашение и услуги прачечных (4);
  • услуги платных туалетов (30);

    Торговля, питание, образование, досуг

    • розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли (45);
    • розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети (46);

  • услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания (47);
  • услуги поваров по изготовлению блюд на дому (31);

  • услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству (15);
  • экскурсионные услуги (41);
  • ремонт туристского снаряжения и инвентаря (21 – прочие услуги производственного характера);

  • услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий (8);
  • монофоническая и стереофоническая запись речи, пения, инструментального исполнения заказчика на магнитную ленту, компакт-диск, перезапись музыкальных и литературных произведений на магнитную ленту, компакт-диск (25);
  • изготовление и печатание визитных карточек и пригласительных билетов на семейные торжества (21);
  • переплетные, брошюровочные, окантовочные, картонажные работы (21);
    • техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования (9);

  • оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом (10);
  • оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом (11);

  • оказание услуг по перевозке пассажиров водным транспортом (32);
  • оказание услуг по перевозке грузов водным транспортом (33);

  • услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах (29);
    • сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности (19);

    Сельское, Охотничье хозяйство

    • услуги, связанные со сбытом сельскохозяйственной продукции (хранение, сортировка, сушка, мойка, расфасовка, упаковка и транспортировка) (34);
    • услуги, связанные с обслуживанием сельскохозяйственного производства (механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные работы) (35);
    • прочие услуги производственного характера (21)
      • услуги по переработке сельскохозяйственных продуктов и даров леса, в том числе по помолу зерна, обдирке круп, переработке маслосемян, изготовлению и копчению колбас, переработке картофеля, переработке давальческой мытой шерсти на трикотажную пряжу, выделке шкур животных, расчесу шерсти, стрижке домашних животных, ремонту и изготовлению бондарной посуды и гончарных изделий, защите садов, огородов и зеленых насаждений от вредителей и болезней;
      • изготовление сельскохозяйственного инвентаря из материала заказчика;
    • ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты (37);
    • изготовление и ремонт деревянных лодок (21).

    Ограничения на использование ПСН:

    • По средней численности Работников, определяемой в соответствии с Приказом Росстата №435 – не более 15 человек [наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера] за налоговый период по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем [пункт 5 статьи 346.43 НК РФ].
    • По величине Доходов, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ – не более 60 млн. рублей с начала календарного года по всем видам предпринимательской деятельности, на которые получены патенты [пп. 1 пункта 6 статьи 346.45 НК РФ].
    • По способу осуществления предпринимательской деятельности – ПСН не применяется в рамках:
      • договора простого товарищества (договора о совместной деятельности);
      • договора доверительного управления имуществом.

    Объектом налогообложения ПСН признается потенциально возможный к получению годовой доход (ПВГД) индивидуального предпринимателя по каждому виду предпринимательской деятельности, на которые получены патенты.

    Ограничения на минимальный и максимальный размеры ПВГД установлены НК РФ (пункт 7 статьи 346.43) на федеральном уровне:

    • минимальный размер не может быть меньше 100 тыс. рублей;
    • максимальный размер не может превышать 1 млн. рублей.

    Конкретные значения ПВГД устанавливаются Законом Субъектов Российской Федерации на региональном уровне:

    • Уточнение значений (дифференциация) внутри видов предпринимательской деятельности, предусмотреных Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН) или Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКОНХ)
    • Установление значений ПВГД в зависимости:
      • от средней численности наемных работников;
      • количества транспортных средств;
      • количества обособленных объектов (площадей).
    • Увеличение максимального размера ПВГД:
      • не более чем в 3 раза – по видам предпринимательской деятельности [Техобслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования; Оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом; Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом; Оказание услуг по перевозке пассажиров водным транспортом; Оказание услуг по перевозке грузов водным транспортом; Занятие медицинской деятельностью или фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности; Обрядовые услуги; Ритуальные услуги];
      • не более чем в 5 раз – по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН, осуществляемым на территории города с численностью населения более 1 миллиона человек;
      • не более чем в 10 раз – по видам предпринимательской деятельности [Сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих ИП на праве собственности; Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли; Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети; Услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания.]

    Патент (деятельность в Республике Карелия)

    Вам отвечает эксперт Справочно-нормативного сервиса https://normativ.kontur.ru//

    В соответствии с п.п. 10 п. 2 ст. 346.43 НК РФ на патент могут переводиться автотранспортные услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом.
    Согласно п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Провозная плата, в соответствии с п. 1 ст. 790 ГК РФ устанавливается соглашением сторон.
    Таким образом, по договору перевозки подразумевается, что перевозчик не только предоставляет транспорт, посредством которого осуществляется перевозка, но и оказывает сами услуги по транспортировке груза. А перевозчиком может являться юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки груза обязанность перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать груз управомоченному на его получение лицу (п. 13 ст. 2 Закона N 259-ФЗ).

    По договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ).

    Таким образом, в рамках заключенного договора аренды с экипажем арендодатель фактически является и перевозчиком и также оказывает услуги, связанные с перевозкой грузов.

    Согласно ОКВЭД 029-2001 аренда легковых автомобилей с водителем с кодом 60.24.3 «Аренда грузового транспорта с водителем» относится к группе видов деятельности с кодом 60.24 “Деятельность автомобильного грузового транспорта”.

    Таким образом, оказание услуг по договорам аренды автомобиля с экипажем, заключенным в соответствии со ст. 632 ГК РФ, в целях применения ПСН, по моему мнению, можно отнести к предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг. Значит, налогоплательщик, осуществляющий такие услуги, вправе получить патент по виду деятельности “автотранспортные услуги”.

    С уважением, Пятовол Светлана

    Федеральным законом № 94-ФЗ от 25.06.2012 года введена в действие глава 26.5 “Патентная система налогообложения” и соответственно утратила силу ст. 346.25.1 НК РФ, которая регулировала о
    особенности применения УСН ИП на основе патента.

    В своих комментариях а также руководствовалась разъяснениями Минфина, которые разрешали применение патента на УСН по такому виду деятельности как “Аренда грузового транспорта с экипажем”.
    Но к сожалению Минфин очень часто меняет свое мнение. В Письмах от 20.07.2011 N 03-11-11/190 и от 15 января 2013 г. N 03-11-12/02 на один и тот же вопрос о праве применения патента по виду деятельности с “Аренда грузового транспорта с экипажем” Минфин дает противоположные ответы: в первом случае на патенте на УСН – можно, во втором случае при применении ПСН – нельзя.
    Хотя на первый взгляд ситуации идентичные.
    Я еще раз внимательно ознакомилась с разъяснениями Минфина и с соответствующими статьями НК РФ и полагаю, что причина отказа в праве применения ПСН по виду деятельности “Аренда грузового транспорта с экипажем” в следующем:
    До введения ПСН, то есть, до 01.01.2013 года, УСН на основе патента можно было применять по виду деятельности просто “Автотранспортные услуги” (п. 38 п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ в редакции до 01.01.2013). А на ПСН переводится следующий вид деятельности “Оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом” (пп. 10 п. 2 ст. 346.43 НК РФ).
    То есть, ранее не было уточнения о том, что патент применяется в отношении транспортных услуг “по перевозке грузов”. А поскольку сдача в аренду транспорта с предоставлением услуг по управлению данного транспорта (аренда с экипажем) в каком то роде относится к автотранспортным услугам (управление транспорта – автотранспортная услуга), то с введением ПСН и уточнением о том, чт на патент переводится именно “автотранспортные услуги по перевозке грузов” дает основание для налоговиков говорить о том, что аренда транспорта с экипажем, которая является по сути услугами по управлению транспорта, не относится к виду деятельности по предоставлению услуг по перевозке грузов.
    Таким образом, вам лучше заявить вид деятельности тот, который указан для применения ПСН “Оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом”.

    Теоретические и практические проблемы применения положений подпункта 12 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ

    В данной статье, пойдет речь о патентной системе налогообложения, как об одном из специальных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства и о возможности его применения при выполнении строительных работ, на основании подп. 12. п. 2 ст. 346 НК РФ.

    Анализ применения указанной нормы показывает противоречивость ее толкования правоприменительными органами: как фискальными таки судебными, и вследствие этого, единая позиция относительно ее действительного правового смысла отсутствует

    При обращении к нормативной базе регулирующий указанный вопрос необходимо обратить внимание на следующее.

    Как следует из ст. 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

    Пунктом 1 ст. 346.25.1 НК РФ (утратившим силу с 1 января 2013 года) установлено, что индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, указанные в пункте 2 настоящей статьи, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента.

    В силу подп. 45 п. 2 названной нормы применение упрощенной системы налогообложения на основе патента разрешается индивидуальным предпринимателям осуществляющим ремонт и строительство жилья и других построек.

    Согласно п. 3 ст. 346.25.1 НК РФ (утратившему силу с 1 января 2013 года) решение о возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территориях субъектов Российской Федерации принимается законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

    Согласно подп. 12 п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (действующему с 1 января 2013 года) патентная система налогообложения применяется в отношении вида деятельности “ремонт жилья и других построек”.

    Из данных норм следует, что субъекты хозяйственной деятельности, осуществляющие ремонт жилья и других построек (при соблюдении иных условий предусмотренных НК РФ) могут применять данный специальный режим.

    В случае осуществления ими ремонта жилья, проблем при применении патентной системы налогообложения не возникает, поскольку «жилье» применяется в том значении, в котором установлено в жилищном законодательстве.

    Так в п. 1 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ установлено: к жилым помещениям относятся:1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.

    В правоприменительной практике данный подход так же находит свое отражение так например в Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2015 N 04АП-2938/2015 по делу N А78-1706/2015 отраженно следующее: определение понятий “жилищный фонд”, “жилые помещения”, а также “жилой дом”, “часть жилого дома”, “квартира”, “часть квартиры” и “комната” дано в статьях 15, 16 и 19 Жилищного кодекса Российской Федерации.

    В законодательстве РФ встречаются различные вариации «жилья»: жилые помещения; жилище (ст. 25, 40 Конституции РФ) и проблем в толковании подп. 12 п. 2 ст. 346.43 НК РФ (далее – норма) это не вызывает, поскольку эти определения по сути тождественны в целях применения налогового законодательства, и раскрыты в ст. 16 ЖК РФ.

    Хотя и встречаются мнения о том, что понятие «жилище» не тождественно понятию «жилое помещение»

    Одношевин И.А. Понятие “жилище” и его значение для уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности // Актуальные проблемы российского права. 2014. N 6. С. 1232 – 1239.

    По мнению Минфина, выраженного в Письме от 26 января 2015 г. N 03-11-11/2173: Главой 26.5 Кодекса не установлено ограничений в части осуществления вышеуказанной деятельности по заказам юридических лиц.

    Положениями главы 26.5 Кодекса также не установлено ограничений в части определенных видов построек, при осуществлении ремонта которых индивидуальный предприниматель не вправе применять патентную систему налогообложения на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса.

    Таким образом, индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность по ремонту жилья и других построек, имеет право предоставлять данные услуги как физическим, так и юридическим лицам.

    Указанная позиция финансового регулятора является совершенно обоснованной, поскольку НК РФ не содержит ограничений части применения патентной системы налогообложения по субъектному составу договора, в рамках которого осуществляется ремонт. Ограничение предусмотрено именно по специфике деятельности, облагаемой «патентом».

    Интересно, что ранее в п. 6 Информационного письма ВАС РФ от 05.03.2013 г. № 157 обращено внимание на следующее: ……..в соответствии с договором, заключенным обществом (исполнителем) с администрацией округа (заказчиком), общество обязано было оказывать услуги бань непосредственно физическим лицам, направляемым заказчиком. Тот факт, что названные услуги были заказаны и оплачивались публично-правовым образованием, не может изменить налоговый режим данной предпринимательской деятельности.

    Таким образом, общество обоснованно применяло специальный налоговый режим в виде ЕНВД.

    При «проецировании» рассмотренной ситуации можно предположить, что теоретически если организация заказывает и оплачивает ремонт жилья (например, своего работника), то у исполнителя таких работ есть возможность применения патентной системы налогообложения, даже при условии что заказчиком работ является юридическое лицо.

    При толковании изучаемой нормы сложности возникают при определении понятия «постройка».

    Упоминание о «постройке» можно обнаружить в п. 1 ст. 222 ГК РФ: самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

    В законодательстве РФ отсутствует четкое определение «постройка», что неизбежно влечет за собой определенные разночтения этой нормы, и возникновение противоречий при ее применении.

    Например: в Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.08.2013 по делу N А05-12611/2012 обращено внимание на следующее: ни статья 346.25.1 НК РФ, ни глава 26.2 Кодекса не содержат определение понятия “жилье и другие постройки”, поэтому для уяснения их значения в силу пункта 1 статьи 11 НК РФ следует учитывать нормы других отраслей законодательства, во-первых, законодательства, регулирующего жилищные и гражданские правоотношения. Определение понятий “жилищный фонд”, “жилые помещения”, а также “жилой дом”, “часть жилого дома”, “квартира”, “часть квартиры” и “комната” дано в статьях 15, 16 и 19 Жилищного кодекса Российской Федерации. Понятие “постройка” не включено в определение объекта недвижимости, данное в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к объектам капитального строительства относятся здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. С учетом изложенного, понятие “постройка” можно расценивать как родовое обозначение тех объектов, которые искусственно созданы на земельном участке и представляют собой результат строительной деятельности.

    Данный подход так же и недавно нашел свое подтверждение в Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2015 N 04АП-2938/2015 по делу N А78-1706/2015.

    Между тем встречаются и другие позиции судов.

    Так в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2014 года по делу №А50-1603/2014 (Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 14.11.2014 N Ф09-7534/14 данное постановление оставлено без изменения) отражен следующий правовой подход при принятии обжалуемого решения, суд верно исходил из того, что “постройка” не является самостоятельным объектом недвижимости, вследствие чего не имеется четкого определения этого понятия. В данном случае относительно патентной системы налогообложения существует привязка к основному объекту – “жилье”. В свою очередь под жильем подразумевается здание с целевым назначением – для проживания людей и построек, необходимых для удовлетворения их бытовых нужд соответственно, аналогично домовладению.

    Изложенное свидетельствует о том, что судом дано верное правовое толкование логико-лингвистической структуры понятия “жилье и другие постройки”, из которого следует, что включение законодателем сочетания “и другие” безусловно относит второстепенный объект “постройки” к основному – “жилье”.

    Похожий подход отражен в Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 03.09.2015 N 02АП-6632/2015 по делу N А29-1913/2015.

    Из этого следует, что противоречия в толковании этой нормы на лицо, что влечет необходимость устранения этих противоречий.

    Как представляется сущность и содержание, вкладываемое законодателем в нормы, где фигурирует словосочетание и «другие постройки», необходимо сопоставлять с иными определениями, которые есть в законодательстве, и в сочетании с которыми слово «постройка» употребляется.

    В Государственном стандарте РФ ГОСТ Р 52059-2003 «Услуги бытовые». Услуги по ремонту и строительству жилья и других построек. Общие технические условия” (принят постановлением Госстандарта РФ от 28 мая 2003 г. N 162-ст) в разделе 3 «Определения» в п. 3.6 указанно, что под «другими постройками» надлежит понимать Хозяйственные вспомогательные постройки (СНиП 2.08.01, ОК 002).

    Полагаем, что в качестве примера можно привести данные “ОК 002-93. Общероссийский классификатор услуг населению” (утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163): код. 016110 ремонт хозяйственных построек (сараев, навесов летних кухонь и др.); код 016112 Ремонт индивидуальных гаражей; код 016201 Строительство индивидуальных домов; код 016202 Строительство хозяйственных построек; код 016215 Строительство индивидуальных бань и душевых.

    Из п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

    Исходя из этого, термин «другие постройки», который фигурирует в НК РФ, имеется лишь в Государственном стандарте РФ ГОСТ Р 52059-2003 «Услуги бытовые», следовательно, именно его и необходимо применять в спорных правоотношениях на основании ст. 11 НК РФ.

    Между тем, названный ГОСТ нигде в озвученных судебных актах не упоминался.

    Логика законодателя, изложенная в изучаемой норме, и в свете ст. 11 НК РФ, косвенно подтверждает и следующее.

    Целесообразно обратить внимание на словосочетание «и других», используемое в иных статьях второй части НК РФ.

    Например: В п. 2 ст. 164 НК РФ (налоговые ставки) указанно: налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации: море- и рыбопродуктов, в том числе рыбы охлажденной, мороженой и других видов обработки,……….

    Толкование указанной нормы, свидетельствует об отнесении других видов обработки именно к море-и рыбопродуктам, а не как к обработке иного вида сырья.

    В ст. 346.27 НК РФ указанно: …….к торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях),……

    В данном случае словосочетание «и другие объекты» относится к объектам организации розничной торговли и общественного питания, но никак в расширительном смысле «объект».

    В ст. 201 НК РФ оговорено: налоговые вычеты сумм акциза, фактически уплаченные продавцам при приобретении денатурированного этилового спирта для производства спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и (или) для производства спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке, производятся при представлении налогоплательщиком в налоговые органы следующих документов:……..

    5) актов списания в производство (актов приема-передачи между структурными подразделениями налогоплательщика, лимитно-заборных карт и других документов).

    В данной норме, другие документы непосредственно связанны с документами, подтверждающие списание в производство, но никак ни иные любые документы.

    Применяя указанную правовую конструкцию к норме «ремонт жилья и других построек» можно прийти к выводу о том, что другие постройки должны иметь непосредственную связь с жильем.

    Примечание:

    Представляется что если законодатель подразумевал, что ремонт любых зданий и сооружений облагается по патентной системе налогообложения, не имело смысла указывать в норме « ремонт жилья и других построек» достаточно было просто указать «ремонт построек» без какой либо привязки к жилью.

    Выводы.

    Словосочетание «другие постройки» прямо предусмотрено в законодательстве РФ В Государственном стандарте РФ ГОСТ Р 52059-2003 в соответствии с которым под ними понимается: хозяйственные вспомогательные постройки.

    Из этого следует, что при толковании нормы подп. 12 п. 2 ст. 346.43 НК РФ, и учитывая ст. 11 НК РФ, следует учитывать, что под постройками нельзя подразумевать любые здания и сооружения (например: административные и производственные здания) в отношении ремонта которых возможно применять специальный режим налогообложения в виде патентной системы налогообложения.

    Более того ее буквальное толкование в совокупности с ГОСТ Р 52059-2003 приводит к пониманию, что такие «постройки» должны иметь непосредственную связь с «жильем».

    Изменения по спецрежимам: свершившиеся и предстоящие

    Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ внесен ряд изменений в главы 26.1, 26.2, 26.3 и 26.5 НК РФ. Многие из них носят уточняющий характер и являются благоприятными для налогоплательщиков.

    Внесенные поправки касаются, в частности, признания в расходах затрат на приобретение основных средств, учета субсидий, доходов и расходов при получении ТСН, УК, ЖСК платы за коммунальные услуги, розничной торговли маркированными товарами, средней численности работников при совмещении ПСН с иными режимами налогообложения. Часть поправок уже вступила в силу.

    Единый сельскохозяйственный налог

    Со следующего года будет изменена формулировка подп. 24 п. 2 ст. 346.5 НК РФ. В действующей редакции этой нормы сказано, что плательщики ЕСХН уменьшают доходы на расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в подп. 8 настоящего пункта), в том числе расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, включая расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке. Но упоминаемый в этой норме подп. 8 п. 2 ст. 346.5 НК РФ, на основании которого в расходах учитывались суммы НДС по приобретенным товарам, утратил силу с 1 января 2019 г. Это связано с тем, что лица, применяющие ЕСХН, с этого года являются плательщиками НДС и принимают данный налог к вычету или учитывают в стоимости товаров (работ, услуг) в зависимости от того, используются данные товары (работы, услуги) в операциях, облагаемых НДС, или нет. В связи с этим из подп. 24 п. 2 ст. 346.5 НК РФ будут убраны слова «(уменьшенные на величину расходов, указанных в подп. 8 настоящего пункта)».

    В целях упрощения порядка учета расходов на приобретение основных средств с 29 сентября 2019 г. признан утратившим силу абз. 9 подп. 2 п. 4 ст. 346.5 НК РФ. В нем говорилось, что основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации, учитываются в расходах с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Таким образом, расходы на приобретение основных средств, права на которые подлежат госрегистрации, теперь признаются в общем порядке — с момента их ввода в эксплуатацию (подп. 1 п. 4 ст. 346.5 НК РФ).

    Уточнен порядок учета в составе доходов субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно подп. 1 п. 5 ст. 346.5 НК РФ такие субсидии отражаются в доходах пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника. В новом абзаце, который введен с 29 сентября 2019 г. в подп. 1 п. 5 ст. 346.5 НК РФ, указано, что данный порядок применяется как при расходовании средств субсидий после их получения, так и в целях возмещения расходов налогоплательщика, произведенных в налоговом периоде до получения средств субсидии в этом же налоговом периоде.

    Упрощенная система налогообложения

    Скорректирован порядок учета доходов и расходов при получении ТСН, УК, ЖСК платы за коммунальные услуги.

    Сейчас на основании подп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ не учитываются в доходах средства, полученные ТСН, УК, ЖСК от собственников недвижимости в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями. Со следующего года данная норма будет действовать в новой редакции. В соответствии с ней в доходах не будут учитываться средства, полученные ТСН, УК, ЖСК в оплату оказанных собственникам недвижимости коммунальных услуг, если указанные организации заключили договоры ресурсоснабжения (договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами) с ресурсоснабжающими организациями (региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами) в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ.

    Такие ТСН, УК, ЖСК не будут учитывать при исчислении налога в составе материальных расходов средства, перечисленные в оплату коммунальных услуг, в случае, если эти средства получены указанными организациями от собственников (пользователей) недвижимости в оплату оказанных им коммунальных услуг и не учитывались при определении объекта налогообложения в соответствии с подп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ. Это предусмотрено новым абзацем, введенным в подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, который тоже вступит в силу со следующего года.

    Согласно поправкам, внесенным в п. 4 ст. 346.20 НК РФ, законами субъектов РФ может быть установлена нулевая ставка для впервые зарегистрировавшихся ИП, оказывающих услуги по предоставлению мест для временного проживания. Данное положение вступило в силу 29 сентября 2019 г.

    Так же как и плательщикам ЕСХН, упрощенцам больше не нужно для учета в расходах затрат на приобретение основных средств, права на которые подлежат госрегистрации, ждать момента подачи документов на госрегистрацию. Соответствующее положение, содержавшееся в подп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ, с 29 сентября 2019 г. утратило силу.

    В пункт 1 ст. 346.17 НК РФ добавлено положение о том, что правила учета в доходах субсидий, предусмотренные абз. 6 настоящего пункта, применяются как при расходовании средств субсидий после их получения, так и в целях возмещения расходов налогоплательщика, произведенных в налоговом периоде до получения средств субсидий в этом же налоговом периоде. Эта поправка действует с 29 сентября 2019 г.

    Единый налог на вмененный доход

    Со следующего года в целях ЕНВД не относится к розничной торговле реализация:

    лекарственных препаратов, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

    обувных товаров и предметов одежды, принадлежностей к одежде и прочих изделий из натурального меха, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками по перечню кодов ОКПД 2 и (или) по перечню кодов товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, определяемых Правительством РФ.

    Соответствующие поправки внесены в абз. 12 ст. 346.27 НК РФ. А пункт 2.3 ст. 346.26 НК РФ дополнен положением о том, что право на ЕНВД утрачивается, если налогоплательщик при ведении розничной торговли реализовал товары, указанные в абз. 12 ст. 346.27 НК РФ. Данное изменение тоже вступит в силу с 1 января 2020 г.

    Патентная система налогообложения

    Торговля маркированными товарами

    Поправки, касающиеся розничной торговли маркированными лекарствами, обувью, одеждой, внесены и в главу Кодекса о патентной системе налогообложения.

    В определение розничной торговли, приведенное в подп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК РФ, введено положение о том, что реализация лекарственных препаратов, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», обувных товаров и предметов одежды, принадлежностей к одежде и прочих изделий из натурального меха, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками по перечню кодов ОКПД 2 и (или) по перечню кодов товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, определяемых Правительством РФ, для целей ПСН не относится к розничной торговле.

    А согласно поправкам, внесенным в подп. 38 п. 2 ст. 346.43 НК РФ, ПСН может применяться при ведении медицинской или фармацевтической деятельности лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности, за исключением реализации лекарственных препаратов, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками в соответствии с указанным Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ.

    Новым подп. 4 п. 6 ст. 346.45 НК РФ предусмотрена утрата права на ПСН, если в течение налогового периода была произведена реализация товаров, не относящихся к розничной торговле в соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК РФ.

    Вышеуказанные поправки вступят в силу с 1 января 2020 г.

    Средняя численность работников

    На законодательном уровне решен спорный вопрос, касающийся максимальной численности наемных работников при совмещении ПСН с иными режимами налогообложения. В старой редакции п. 5 ст. 346.43 НК РФ говорилось, что для целей применения ПСН средняя численность наемных работников не должна превышать за налоговый период 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем. Из этой формулировки было непонятно, о каких видах деятельности идет речь: только о тех, по которым применяется ПСН, или обо всех видах деятельности бизнесмена.

    Позиция Минфина России по данному вопросу менялась. Сначала финансисты считали, что ограничение в 15 человек распространяется только на виды деятельности, переведенные на ПСН (письма от 20.03.2015 № 03-11-11/15437, от 01.09.2014 № 03-11-12/43538, от 22.08.2014 № 03-11-11/42180). Затем они разъясняли, что бизнесмен для целей вышеуказанного ограничения должен учитывать всех работников, в том числе и занятых в видах предпринимательской деятельности, облагаемых в рамках иных режимов налогообложения (письма от 07.09.2017 № 03-11-12/57528, от 06.12.2016 № 03-11-12/72655, от 28.09.2015 № 03-11-11/55357, от 10.09.2015 № 03-11-11/52295). А в письме от 20.09.2018 № 03-11-12/67188 со ссылкой на Определение Верховного суда РФ от 01.06.2016 № 306-КГ16-4814 они указали, что ограничение, предусмотренное п. 5 ст. 346.43 НК РФ, не может распространяться на иные режимы налогообложения, поскольку оно находится в главе, регулирующей исключительно ПСН.

    Согласно новой формулировке п. 5 ст. 346.43 НК РФ, которая действует с 29 сентября 2019 г., средняя численность наемных работников не должна превышать за налоговый период 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем, в отношении которых применяется ПСН.

    Права субъектов РФ

    Субъектам РФ дано право устанавливать следующие ограничения для применения ПСН:

    по общей площади сдаваемых в аренду (внаем) жилых и нежилых помещений, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности, — по виду предпринимательской деятельности, указанному в подп. 19 п. 2 ст. 346.43 НК РФ;

    по общему количеству автотранспортных средств и судов водного транспорта — по видам предпринимательской деятельности, указанным в подп. 10, 11, 32 и 33 п. 2 ст. 346.43 НК РФ;

    по общему количеству объектов стационарной и нестационарной торговой сети и объектов организации общественного питания и (или) их общей площади — по видам предпринимательской деятельности, указанным в подп. 45—48 п. 2 ст. 346.43 НК РФ.

    Это предусмотрено новым подп. 2.1 п. 8 ст. 346.43 НК РФ, который вступил в силу с 29 сентября 2019 г.

    Уточнены положения подп. 3 п. 8 ст. 346.43 НК РФ. Старая редакция этой нормы позволяла субъектам РФ устанавливать размер потенциально возможного к получению дохода в зависимости от: среднесписочной численности работников; количества транспортных средств, грузоподъемности транспортного средства, количества посадочных мест в транспортном средстве; количества обособленных объектов (площадей); территории действия патентов, определенной в соответствии с подп. 1.1 настоящего пункта.

    В новой редакции подп. 3 п. 8 ст. 346.43 НК РФ, которая действует с 29 сентября 2019 г., сказано, что потенциально возможный к получению доход может устанавливаться субъектами РФ:

    на единицу средней численности наемных работников;

    на единицу автотранспортных средств, судов водного транспорта;

    на 1 т грузоподъемности транспортных средств, на одно пассажирское место — по видам предпринимательской деятельности, указанным в подп. 10, 11, 32 и 33 п. 2 ст. 346.43 НК РФ;

    на 1 кв. м площади сдаваемых в аренду (внаем) жилых и нежилых помещений, земельных участков — по виду предпринимательской деятельности, указанному в подп. 19 п. 2 ст. 346.43 НК РФ;

    на один объект стационарной (нестационарной) торговой сети, объект организации общественного питания и (или) на 1 кв. м площади объекта стационарной (нестационарной) торговой сети, объекта организации общественного питания — по видам предпринимательской деятельности, указанным в подп. 45—48 п. 2 ст. 346.43 НК РФ;

    в зависимости от территории действия патента с учетом положений подп. 1.1 п. 8 ст. 346.43 НК РФ.

    Исчисление и уплата налога

    Уточнен порядок исчисления налога по ПСН при получении патента на срок менее календарного года. Действующей редакцией п. 1 ст. 346.51 НК РФ предусмотрено, что по патенту со сроком менее двенадцати месяцев налог рассчитывается путем деления размера потенциально возможного к получению годового дохода на двенадцать месяцев и умножения полученного результата на количество месяцев срока, на который выдан патент.

    С 29 октября 2019 г. будет действовать новая редакция этой нормы. В соответствии с ней при получении индивидуальным предпринимателем патента на срок менее календарного года налог рассчитывается путем деления размера потенциально возможного к получению годового дохода на количество дней в этом календарном году и умножения полученного результата на налоговую ставку и количество дней срока, на который выдан патент. А в случае прекращения предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется ПСН, до истечения срока действия патента сумма налога пересчитывается путем деления размера потенциально возможного к получению годового дохода на количество дней в этом календарном году и умножения полученного результата на налоговую ставку и количество дней, в течение которых применялась ПСН. Внесение данных изменений потребовалось в связи с тем, что дата начала (окончания) действия патента может быть не только с первого (последнего) числа календарного месяца, но и с другой даты в календарном месяце.

    Новым подп. 3 п. 2 ст. 346.51 НК РФ определены правила уплаты перерасчитанной суммы налога. Так, если произведен перерасчет суммы налога в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 346.51 НК РФ, то сумма налога, подлежащая доплате, перечисляется не позднее 20 дней со дня снятия с учета бизнесмена в налоговом органе в соответствии с п. 3 ст. 346.46 НК РФ. Если в результате перерасчета уплаченная сумма налога превысила исчисленную сумму, то возврат излишне уплаченной суммы налога производится в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

    ИП (вид деятельности – грузоперевозки) использует патентную систему налогообложения. Предполагается смена транспортного средства. Необходимо ли об этом уведомить налоговые органы?

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

    Индивидуальный предприниматель не обязан получать новый патент и может применять патентную систему налогообложения и при изменении транспортного средства, используемого в предпринимательской ­деятельности.

    В соответствии с п. 1 ст. 346.43 НК РФ патентная система налогообложения устанавливается НК РФ и вводится в действие в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и применяется на ­территориях указанных субъектов.

    Патентная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

    На основании подп. 10 п. 2 ст. 346.43 НК РФ патентная система налогообложения применяется в отношении такого вида предпринимательской деятельности, как оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом.

    В силу подп. 3 п. 8 ст. 346.43 НК РФ субъекты Российской Федерации вправе устанавливать размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости, в частности, от количества транспортных средств, грузоподъемности транспортного средства, количества посадочных мест в транспортном средстве.

    Главой 5.1 «Патентная система налогообложения» Закона Новосибирской области от 16.10.2003 № 142-ОЗ «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» (далее – Закон № 142-ОЗ) вводится в действие на территории Новосибирской области патентная система налогообложения, устанавливается дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, а также устанавливаются размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости от средней численности наемных работников, количества транспортных средств, количества обособленных объектов (площадей) по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система ­налогообложения (ст. 5.1 Закона № 142-ОЗ).

    Патентная система налогообложения применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.43 НК РФ (п. 1 ст. 5.2 Закона № 142-ОЗ).

    На основании п. 1 ст. 346.45 НК РФ документом, удостоверяющим право на применение патентной системы налогообложения, является патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого законом субъекта Российской Федерации введена патентная система налогообложения.

    Форма патента и форма заявления на получение патента утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

    В настоящее время форма патента утверждена приказом ФНС России от 26.11.2014 № ММВ-7-3/599@ «Об утверждении формы патента на право применения патентной системы налогообложения», а форма заявления на его получение утверждена приказом ФНС России от 18.11.2014 № ММВ-7-3/589@ «Об утверждении формы заявления на получение патента». Данные формы предполагают, что в них указываются, в ­частности, следующие сведения:

    • идентификационный номер транспортного средства;
    • марка транспортного средства;
    • регистрационный знак транспортного средства;
    • грузоподъемность транспортного средства.

    В письме Минфина России от 05.04.2013 № 03-11-10/11254 (направлено для сведения и использования в работе письмом ФНС России от 07.06.2013 № ЕД-4-3/10450@) разъясняется, что патентная система налогообложения по виду деятельности, указанному в подп. 10 п. 2 ст. 346.43 НК РФ, может применяться только в отношении транспортных средств, указанных в патенте.

    Если придерживаться данной позиции Минфина России, то при изменении транспортного средства (например, продажа одного и приобретение взамен него другого), используемого для осуществления предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, индивидуальный предприниматель, желающий применять патентную систему налого­обложения, обязан подать заявление на получение нового патента (смотрите также письма Минфина России от 29.12.2014 № 03-11-12/68103, от 24.10.2014 № ­03-11-11/53884, от 30.06.2014 № 03-11-09/31390, от 03.02.2014 № ­03-11-12/3992).

    Вместе с тем приведенное выше мнение Минфина России, на наш взгляд, не является бесспорным в силу следующего.

    Объектом налогообложения при применении ПСН признается потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом ­субъекта Российской Федерации (ст. 346.47 НК РФ).

    Налоговая база определяется как денежное выражение потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется патентная система налогообложения в соответствии с главой 26.5 НК РФ, устанавливаемого на календарный год законом субъекта Российской Федерации (п. 1 ст. 346.48 НК РФ).

    В соответствии с п. 1 ст. 346.51 НК РФ налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

    В случае получения индивидуальным предпринимателем патента на срок менее двенадцати месяцев налог рассчитывается путем деления размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода на двенадцать месяцев и умножения полученного результата на количество месяцев срока, на который выдан патент.

    Из ст. 5.1, 5.3 Закона № 142-ОЗ, приложения 1 к Закону № 142-ОЗ следует, что в отношении такого вида предпринимательской деятельности, как оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, размер потенциально возможного годового дохода устанавливается в зависимости от количества транспортных средств, используемых для осуществления предпринимательской деятельности, и не зависит от такого показателя, как грузоподъемность транспортного средства.

    Нормы НК РФ и Закона № 142-ОЗ не связывают размер потенциально возможного дохода с идентификационным номером, маркой и регистрационным знаком транспортного средства.

    Соответственно, изменение в рассматриваемой ситуации транспортного средства, используемого в предпринимательской деятельности, на сумму налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения, не влияет. Кроме того, положения НК РФ и Закона № 142-ОЗ не связывают право на применение патентной системы налогообложения с указанием в патенте конкретных транспортных средств.

    С учетом п. 7 ст. 3 НК РФ считаем, что в рассматриваемой ситуации индивидуальный предприниматель не обязан получать новый патент и может применять патентную систему налогообложения и при изменении транспортного средства, используемого в предпринимательской деятельности.

    Правомерность такого подхода подтверждает и вышедшее в более позднее время письмо Минфина России от 19.02.2015 № 03-11-12/7803. В нем была рассмотрена ситуация, когда увеличение количества транспортных средств, используемых в предпринимательской деятельности, не привело к увеличению потенциально возможного годового дохода. В таком случае специалисты Минфина России считают, что индивидуальный предприниматель вправе осуществлять соответствующую предпринимательскую деятельность на основании уже полученного патента. При этом указывается, что приобретение дополнительного патента в рассмотренном случае не требуется.

    Нормы налогового законодательства не содержат требований об информировании налогового органа об изменении сведений, указанных в патенте. Не упоминается о необходимости информирования ­налогового органа и в письме Минфина России от 19.02.2015 № 03-11-12/7803.

    Вместе с тем мы не исключаем вероятности того, что правомерность данной точки зрения индивидуальный предприниматель должен быть готов отстаивать, в том числе в судебном порядке. В этой связи полагаем целесообразным уточнить необходимость внесения изменений в случае смены транспортного средства при обращении за получением патента.

    Ограничения, установленные пунктом 5 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальным предпринимателям

    Федеральная налоговая служба письмом от 03.08.2015 № ЕД-4-3/13578@ для сведения и использования в работе довела письмо Минфина России от 21.07.2015 № 03-11-09/41869 о порядке соблюдения ограничения, установленного пунктом 5 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации, индивидуальным предпринимателем, совмещающим применение патентной системы налогообложения с иными режимами налогообложения.

    Пунктом 5 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) установлено, что при применении патентной системы налогообложения (далее – ПСН) индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, При этом средняя численность наемных работников не должна превышать за налоговый период 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем.

    Согласно пункту 6 статьи 346.45 Кодекса индивидуальный предприниматель считается утратившим право на применение ПСН и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, в случае если в течение налогового периода налогоплательщиком было допущено несоответствие требованию, установленному пунктом 5 статьи 346.43 Кодекса.

    Одновременно следует отметить, что Кодекс не содержит запрета на совмещение применения индивидуальными предпринимателями ПСН с иными режимами налогообложения, в том числе упрощенной системой налогообложения (далее – УСН) и системой налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД) в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности.

    В соответствии с подпунктом 1 пункта 2.2 статьи 346.26 Кодекса на уплату ЕНВД не вправе переходить организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек.

    При этом согласно пункту 2.3 статьи 346.26 Кодекса, если по итогам налогового периода налогоплательщиком ЕНВД допущено несоответствие требованию, установленному, в частности, подпунктом 1 пункта 2.2 статьи 346.26 Кодекса, он считается утратившим право на применение ЕНВД и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, в котором допущено несоответствие указанному требованию.

    В аналогичном порядке, в соответствии с подпунктом 15 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса, не вправе применять УСН организации или индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.

    При этом согласно пункту 4 статьи 346.13 Кодекса, если в течение отчетного (налогового) периода налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения допущено несоответствие требованию, установленному, в частности, подпунктом 15 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса, он считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено превышение и (или) несоответствие указанному требованию.

    Средняя численность наемных работников согласно положениям глав 26.2, 26.3 и 26.5 Кодекса, определяется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики.

    Учитывая изложенное, индивидуальный предприниматель, применяющий ПСН и УСН и (или) ЕНВД, при определении средней численности работников за налоговый период в целях соблюдения ограничения, установленного пунктом 5 статьи 346.43 Кодекса, должен учитывать, в том числе, работников, занятых в видах деятельности, облагаемых в рамках УСН и ЕНВД. При этом средняя численность работников за налоговый период не должна превышать 15 человек.

    С письмами Федеральной налоговой службы можно ознакомиться на официальном сайте ФНС России в разделе “Письма ФНС России, направленные в адрес территориальных налоговых органов”.

    Читайте также:  Не заплачены авансовые платежи за 1 и 2 квартал 2020 ИП на УСН 15%,что делать?
    Ссылка на основную публикацию