Почему образовалась переплата взносов, исходя из данных личного кабинета налогоплательщика?

Проблема налоговой переплаты: ищем правильное решение

Частнопрактикующий эксперт в области права и управления

специально для ГАРАНТ.РУ

В административных правоотношениях (контрольно-надзорная функция государства) именно предприниматели заинтересованы в наиболее полной правовой определенности.

Искаженная – вопреки основным положениям и смыслу законодательства о налогах и сборах, трактовка налоговиками термина “переплата” является базовой причиной серийного нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков, например, при реализации таких налоговых процедур “зачет излишне уплаченной суммы налога” и “взаимная сверка расчетов”.

В Налоговом кодексе термин “переплата” не используется. В то же время налоговые органы (а также суды и Минфин России) широко применяют термин “переплата” в качестве синонима содержащейся в НК РФ идиомы “сумма излишне уплаченного налога” (кроме ст. 78 НК РФ, непосредственно регулирующей налоговый зачет, словосочетание упоминается в ст. 21, ст. 32, ст. 45, ст. 49, ст. 54 НК РФ) (рис. 1).

Рис. 1. Фрагмент страницы в личном кабинете налогоплательщика ИП на официальном сайте ФНС России nalog.ru

В действительности суммы, формирующие вкладку “Переплата” в личном кабинете налогоплательщика – это, как правило, числящееся во “внутреннем” учете налоговиков “положительное” (в пользу налогоплательщика) сальдо расчетов (для справки: налоговые органы ведут “внутренний” учет налоговых обязательств налогоплательщиков в интерактивном информационном ресурсе “Карточка Расчеты с Бюджетом”, далее – КРСБ, карточка РСБ).

Дело в том, что платежи налогоплательщиков во исполнение своих налоговых обязанностей отражаются в информационных ресурсах налоговых органов (КРСБ) в автоматизированном режиме. По времени это буквально на второй – третий день после банковской операции налогоплательщика. А вот сама налоговая обязанность (начисленный налог) появится в карточке РСБ (и соответственно “обнулит” сальдо) только по окончании “декларационной кампании” – то есть примерно через полгода после окончания налогового периода. Поэтому весьма продолжительное время в КРСБ числится “положительное” сальдо расчетов, квалифицируемое налоговиками как “переплата”. Это подтверждает и Минфин России в письме от 2 августа 2019 г. № 03-02-08/58397 (извлечение): “Порядок отражения поступлений налогов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в информационных ресурсах налоговых органов и в личном кабинете налогоплательщика урегулирован ФНС России. При этом при отсутствии у налогового органа налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам) и начислений суммы налогов (страховых взносов) уплачиваемая налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) сумма налогов (страховых взносов) отражается в информационных ресурсах и личном кабинете налогоплательщика как переплата”.

Таким образом, чисто по технологическим причинам во внутреннем учете налоговых органов в течение продолжительного времени числится положительное сальдо в расчетах с налогоплательщиками. Квалифицировать эти суммы как “переплата” – значит не только грубо искажать действительность (чего не должен допускать никакой учет в принципе), но и элементарно незаконно.

Правовое и функциональное содержание термина “переплата” в налоговом праве

Общеизвестно, что “переплата” – это разговорный аналог словосочетаний типа “переплаченная сумма”, “заплатить больше, чем нужно”, “сумма платежей, подлежащая возврату плательщику”.

Таким образом, в нашем случае “переплата” – это сумма излишне уплаченного налога или излишне взысканной суммы налога. Следовательно, – это налоговое обязательство, в котором налогоплательщик выступает КРЕДИТОРОМ, а бюджет (в лице налогового органа) – ДОЛЖНИКОМ. Строго под таким ракурсом должны оцениваться и исследоваться данные правоотношения. Кроме этого необходимо учитывать методы регулирования налогового права. В частности, юридически значимые факты могут подтверждаться исключительно документально при строгом соблюдении процедур, установленных НК РФ.

Рассмотрим исчерпывающий перечень вариантов возникновения переплаты, а затем способы ее надлежащего документального оформления.

Как возникает переплата?

Очевидно, что переплата может возникнуть только по двум причинам: из-за ошибки налогоплательщика либо налогового органа. При этом для налоговых правоотношений это “нештатная” ситуация, так как надлежащее выполнение предписаний законодательства о налогах и сборах исключает какую-либо вероятность ее появления.

Начнем со случая “квази-переплаты” (будем исходить из доминирования интересов “кредитора”, коим является налогоплательщик).

“Квази-переплата” – это когда “переплата” как бы и есть (в карточке РСБ). А для налогоплательщика, по сути – ее нет.

В соответствие с п. 1, п. 7 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При чем поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, утвержденными приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н.

Каждое конкретное налоговое обязательство (и начисленный налог, и платеж в его погашение) идентифицируется с использованием единой системы кодирования (по налогоплательщику, виду налога, налоговому/отчетному периоду и т. п.). При этом поступившие в бюджетную систему платежи отражаются в карточке РСБ в автоматическом режиме на основании информации из расчетных документов самого налогоплательщика. Ошибка в любом реквизите приводит к тому, что поступившая в бюджет сумма будет учтена неправильно: зачислена в счет уплаты другого налога, по другому налоговому периоду и т.п. Соответственно в учете налогового органа (в КРСБ) данная сумма будет отражена по иному налоговому обязательству. И появится мнимая “переплата”. Но одновременно не будет исполнена текущая налоговая обязанность, что чревато появлением недоимки, причем уже реальной.

Порядок исправления подобных ошибок урегулирован в п. 7 ст. 45 НК РФ.

В соответствие с положениями п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение реквизитов в платежном документе производится на основании заявления налогоплательщика. Также следует учитывать, что в соответствие с изменениями, вступившими в силу с 1 января, налоговые органы получили право самостоятельно (без заявления налогоплательщика) принимать решение об уточнении вида и принадлежности платежа, при условии, что это не повлечет за собой возникновение недоимки (целесообразно убрать ссылку на приказ, которым утверждена форма Решения об уточнении платежа).

Вина налогоплательщика: расчетные (в том числе арифметические) ошибки налогоплательщика, приведшие к завышению суммы уплаченного в бюджет налога.

Налогоплательщики нередко ошибаются при расчете даже самых-самых простых налогов (а также при заполнении декларации). Например, завышают налоговую базу; или не учитывают при исчислении налога установленные законодательством вычеты и т. п. А в результате уплачивают в бюджет излишнюю сумму налога. То есть, возникает переплата (справка: после введения в эксплуатацию информационного ресурса “Камеральные налоговые проверки” (подсистема АИС “Налог-3”) такие ошибки выявляются в автоматизированном режиме с формированием протокола ошибок; порядок исправления таких “проколов” регламентирован в п. 3 ст. 88 НК РФ).

Вина налогового органа: в результате контрольных и проверочных мероприятий вышестоящий налоговый орган или суд восстановили права налогоплательщика, нарушенные территориальным налоговым органом, необоснованно взыскавшего сумму налога (а равно при добровольном исполнении налогоплательщиком незаконного требования об уплате налога – перед его обжалованием).

После вступления в законную силу решения вышестоящего налогового органа или судебного акта территориальный налоговый орган исправляет данные в КРСБ. В результате чего появляется переплата.

Как фиксируется факт “переплаты”?

Императивно установленная обязанность налогового органа.

В соответствие с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта”. Аналогичная обязанность налогового органа в отношении излишне взысканной суммы налога установлена в п. 4 ст. 79 НК РФ.

Данная обязанность сформулирована безапелляционно, то есть ее исполнение не ставится в зависимость от степени осведомленности налогоплательщика о факте своей переплаты (также, впрочем, как и о его “согласии” с фактом переплаты). Если же налоговый орган “сомневается” (в том числе при отсутствии информации о позиции налогоплательщика по поводу его переплаты), то налоговому инспектору необходимо руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ: “В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам”.

Установление факта переплаты в акте сверки расчетов

Согласно подп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов “осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта”.

Следует иметь в виду, что до настоящего времени ФНС России не выполнила поручение (абз. 2 подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) о разработке и утверждении Порядка проведения совместной сверки расчетов. Также не введен в эксплуатацию информационный ресурс, который должен управлять в интерактивном режиме данной процедурой. Соответственно пока неизвестен регламент отражения в карточке РСБ итогов сверки расчетов. Однако, оформляемые в настоящее время акты совместной сверки расчетов, при условии их подписания уполномоченными представителями сторон, безусловно, являются юридически значимыми документами, подтверждающими факт переплаты.

Установление факта переплаты по итогам “декларационной кампании”

В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка. И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (с одновременным прекращением первоначальной).

Существенное отличие (в разрезе заявленной темы статьи) камеральной налоговой проверки от выездной налоговой проверки заключается в следующем.

1. Возможность прекращения камеральной проверки – то есть ее досрочной остановки без каких-либо юридических последствий.

Если в ходе камеральной налоговой проверки от налогоплательщика поступает уточняющая налоговая декларация, то текущая камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная проверка (п. 9 ст. 88 НК РФ). Напомню, что в личном кабинете налогоплательщика есть раздел, в котором отражается информация о дате начала и окончания камеральных налоговых проверок поступивших от налогоплательщика деклараций. То же самое происходит и с камеральной проверкой, начатой в соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ (отсутствие в надлежащие сроки налоговой декларации), при получении первичной налоговой декларации. “Прекращенная” камеральная проверка не может быть основанием для установления юридически значимых фактов, в том числе переплаты (также, впрочем, как и недоимки), так как все процедуры далее проводятся в рамках новой камеральной проверки.

2. Возможность не составлять акт по итогам камеральной проверки.

Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ. При этом НК РФ и подзаконными актами не предусмотрено информирование (в какой бы то ни было форме) налогоплательщика о факте окончания камеральной налоговой проверки – при условии, что к нему нет претензий (то есть, когда фактов нарушений законодательства о налогах и сборах не выявлено).

Так как переплата не может быть квалифицирована как “нарушение законодательства о налогах и сборах” (хотя и является “нештатной” ситуацией в налоговых правоотношениях), камеральная налоговая проверка (несмотря на выявление переплаты) оканчивается без составления акта проверки.

Налогоплательщик сумму переплаты показывает в своей, как правило – уточняющей налоговой декларации, в которой исправлены неверные данные первоначальной декларации. Например, в налоговой декларации по УСН это графа № 110 “Сумма налога к уменьшению за налоговый период”.

Налоговый орган после окончания камеральной налоговой проверки переносит сумму переплаты из проверенной (и подтвержденной) налоговой декларации сначала в информационный ресурс “Камеральная налоговая проверка”, а уже из него – в карточку РСБ (если быть более точным, то сумма переплаты в КРСБ формируется автоматически после ввода данных из декларации). После чего у налогового органа возникает обязанность в срок 10 рабочих дней направить налогоплательщику Сообщение по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14 февраля 2017 г. № ММВ-7-8/182@. К слову, в августе в личном кабинете налогоплательщика появилась новая опция “Информирование о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, пени, штрафа)”.

Рис. 2. Фрагмент страницы в личном кабинете налогоплательщика ИП на официальном сайте ФНС России nalog.ru

Нельзя не упомянуть и о таком нюансе. Факт переплаты может быть установлен налоговым органом и в ходе выездной налоговой проверки. Это может быть даже отражено в акте проверки. Однако эта информация – только причина оформить акт взаимной сверки расчетов; или налогоплательщику подать уточняющую налоговую декларацию.

***

Теперь настало время подвести итог изложенному.

Первое и главное: факт переплаты (в части “излишне уплаченной суммы налога”) может быть установлен и документально подтвержден только по итогам или взаимной сверки расчетов, или камеральной налоговой проверки. Юридически значимыми документами, подтверждающими факт (и сумму) переплаты, являются – в первом случае акт сверки расчетов; во втором – налоговая декларация, прошедшая без замечаний камеральную налоговую проверку. А вот факт “излишне взысканной суммы налога” подтверждается вступившим в законную силу решением вышестоящего налогового органа или судебным актом.

Второе: если налоговый орган обнаружит факты, свидетельствующие о возможной переплате, в том числе в ходе каких-либо иных мероприятий налогового контроля (помимо налоговой проверки), должностные лица налогового органа обязаны руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ и организовать проведение совместной сверки расчетов с налогоплательщиком. По итогам которой и фиксируется факт переплаты.

Никакие иные документы не могут являться достаточным основанием для установления факта переплаты, так как будут нарушены права и законные интересы налогоплательщика – “кредитора” в данном правоотношении.

Тема: Переплата по налогам и страховым взносам: как вернуть?

Опции темы

Переплата по налогам и страховым взносам: как вернуть?

Как бы организация ни старалась вести свою деятельность четко и по всем правилам, тем не менее ситуации с переплатой налогов и взносов возникают у большинства. Что в таком случае делать бухгалтеру?

Как и когда возникает переплата

Причин, по которым может произойти излишнее налоговое перечисление, немало. Вот некоторые из них:
– по ошибке указали в платежном поручении сумму больше, чем необходимо было заплатить по факту;
– в учете вами была обнаружена ошибка за прошлые периоды, в результате чего вы подали корректировочную отчетность, а сумма налога (взносов), подлежащая уплате в бюджет, уменьшилась и по итогу образовалась переплата;
– если сумма авансовых платежей в течение года превышает сумму налога, которую вы рассчитали по итогам года (это касается, к примеру, налога на прибыль, налога при УСН);
– если организация по требованию налогового органа сначала оплатила недоимку, пеню или штраф по налогу, но в последствии обжаловала данное неправомерно выставленное требование, то также может возникнуть переплата.

Для того чтобы убедиться, что за предприятием числится налоговый излишек, необходимо запросить в ИФНС справку расчетов по налогам и сборам, а также провести совместную сверку на определенную дату. Справку или акт сверки можно запросить как электронно, так и на бумажном носителе по письменному запросу, который подается через инспекцию по месту учета. Есть рекомендованный Минфином пример запроса (Приложение № 8 к Административному регламенту, утв. приказом Минфина РФ № 99н от 02.07.2012).

Налоговый орган обязан выдать справку в течение пяти рабочих дней (пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ). Также вы можете провести совместную сверку расчетов с налоговым органом, запросив у него по заявлению акт сверки (пп. 12 п. 1 ст. 32 НК РФ). В справке и в акте сверки вы увидите все суммы задолженностей и переплат по каждому налогу, взносу, сбору, пени и штрафу с указанием КБК, ОКТМО, кода ИФНС. Причем акт сверки подписывается в двустороннем порядке и с помощью него возможно доказать свою правоту, и тогда налоговая откорректирует данные в своей базе (если они не совпадают с вашими).

Подтвержденную налоговым органом переплату можно либо вернуть, либо зачесть в счет предстоящих платежей (п. 1 ст. 78 НК РФ). Причем сделать это необходимо не позднее трех лет со дня уплаты излишней суммы налога либо со дня подачи уточненной отчетности или же декларации к возмещению НДС (п. 7 ст. 78 НК РФ).

То есть, к примеру, если произошла переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование 15 января 2017 г., то до 15 января 2020 г., соответственно, еще можно подать заявление на возврат или зачет данного вида страховых взносов в счет предстоящих платежей по этому взносу и соответствующим ему пеням и штрафам. Но, однако, если сведения о сумме излишне уплаченных пенсионных взносов были учтены уже на индивидуальных лицевых счетах застрахованных работников организации, то вернуть или зачесть такие взносы уже не получится (п. 6.1 ст. 78 НК РФ). Такая ситуация может возникнуть, если вы подали расчет по страховым взносам с завышенными суммами отчислений и эти суммы были переданы в ПФР и учтены на лицевых счетах физлиц, но после чего вами был представлен корректировочный расчет с меньшими суммами пенсионных взносов. Если же завышена была только уплата, а все сведения из РСВ учтены корректно, то переплата будет возвращена/ зачтена.


Порядок возврата или зачета налога

Для того чтобы осуществить возврат либо зачет налога, необходимо подать в ИФНС по месту учета предприятия заявление. Причем налоговые инспекции требуют заявления не в свободной форме, а строго по установленному образцу. Последние изменения в форме документа были отражены в редакции от 30.11.2018 приказа ФНС России № ММВ-7-8/182@ от 14.02.2017(образец заявления о возврате представлен в приложении 8, а заявление о зачете – в приложении 9).

Заявления предназначены как для организаций, так и для ИП и физлиц.
Следует заметить, что если ИП осуществлял уплату налогов со своего расчетного счета, то для возврата можно указать в заявлении лицевой счет его карты и совсем не обязательно тот же самый расчетный.

Сведения, которые вы прописали в заявлении, можно и даже желательно подкрепить копиями подтверждающих документов. Ими могут быть:
– платежные поручения;
– извещение налогового органа о переплате;
– акт сверки по налогам, пеням, штрафам, согласованный с налоговым органом, и пр.

Заявление вы можете предоставить либо электронно по ТКС, либо сдать бумажный вариант в канцелярию налоговой инспекции, а также послать его по почте ценным письмом с описью вложения или же подать через личный кабинет налогоплательщика (ЛК). Но через ЛК у вас будет отсутствовать подтверждение отправки.

После подачи заявления налоговому органу дается 10 рабочих дней на вынесение решения о возврате/зачете и еще 5 дней на информирование налогоплательщика о принятом решении (пп. 4, 8 и 9 ст. 78 НК РФ соответственно). Если же заявление подается на основе уточненной отчетности, то для ИФНС предусмотрен сначала срок проведения камеральной проверки отчета/декларации, и только после окончания которого начинается отсчет 10-дневного срока (п. 8.1 ст. 78 НК РФ).

Если решение о возврате/зачете положительное, то в течение последующего месяца органы Федерального казначейства осуществляют возврат денежных средств (п. 6 ст. 78 НК РФ), а зачет признается исполненным на дату принятия ИФНС решения о зачете (пп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Продолжение читайте в комментариях.

Переплата в личном кабинете налогоплательщика: что делать?

Оплата налоговых обязательств нередко может приводить к перечислению большей суммы средств, что должна быть начислена. Причин для такой ошибки может быть достаточно, но в любом случае они приводят к необходимости определения дальнейших действий, чтобы устранить появившуюся переплату в личном кабинете налогоплательщика.

Личный кабинет

Операции и действия, связанные с налогообложением, многие граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляют посредством интернета, используя для этого личный кабинет. Явными преимуществами его использования являются:

  1. Возможность корректировки документации по единым реестрам ИП и юр. лиц.
  2. Передача данных (при возникновении такой необходимости) об открытии счета или его закрытии.
  3. Уточнение тех платежей, что осуществляются налогоплательщиком.
  4. Получение требуемого списка отчетности по состоянию на текущий год. Сюда входит как бухгалтерская, так и налоговая.
  5. Определение необходимости погашения платежей, наличия неоплаченных сборов и возникновение переплат при перечислении большей суммы денег.

Действия при излишне выплаченных средствах

Если в личном кабинете налогоплательщика появилась переплата, у субъекта предпринимательской деятельности или гражданина в первую очередь возникает вопрос относительно того, каким образом можно устранить такой недостаток и существует ли возможность вернуть деньги. Если она образовалась за счет проведения ошибочных операций или каких-либо других неточностей, индивидуальный предприниматель, физическое или юридическое лицо имеют полное право вернуть лишние средства.

Для справки. При оформлении просьбы на возврат излишне выплаченные деньги не могут быть перечислены посредством выплаты в наличной форме.

Возможность возврата

Оформление возврата ошибочно выплаченных денег можно в следующих случаях:

  • если у налогоплательщика была выявлена переплата в связи с тем, что он обрел статус налогового резидента РФ;
  • при условии, что работодатель, удержавший определенную сумму, в момент обнаружения лишних денег на счету уже прекратил существование. Такой вариант чаще всего наблюдается в случае, когда фирма была ликвидирована;
  • в случае ошибочного проведения удержаний с лица из нескольких его доходов. К такому случаю можно отнести ситуации удержания НДФЛ с пенсий, которые выплачивались на основании заключенных договоров с Негосударственным Пенсионным Фондом.

Порядок действий

При обнаружении лишних средств в первую очередь налогоплательщику потребуется заполнить заявление на возврат средств в то отделение налоговой службы, в котором индивидуальный предприниматель, физическое или юридическое лицо стоят на учете. Содержание его должно быть следующим:

  1. Наименование органа, куда направлено заявление с указанием ФИО и должности начальника отделения.
  2. Отражение имени заявителя или наименования организации.
  3. Указание причины оформления заявления – факта, что образовалась лишняя сумма, а также того, сколько именно было начислено или вычтено ошибочно;
  4. Отражение непосредственной просьбы вернуть лишние средства.
  5. Указание реквизитов счета, на который должны быть перечислены деньги.
  6. Отражение списка документации, которая приложена к поданному заявлению.

Документ можно перенаправить следующими способами:

  • посредством личного посещения отделения налоговой службы;
  • через доверенное лицо. В таком случае обязательно потребуется оформление нотариально заверенной доверенности;
  • отправкой через Почту России;
  • через личный кабинет налогоплательщика.

Для справки. Отправка при помощи личного кабинета налогоплательщика позволяет выполнить все действия с наименьшими затратами времени и не требует предоставления документов о регистрации или подтверждающих личность.

К оформленному заявлению прикладываются документы, на основании которых можно судить о том, что лишние средства на самом деле были перечислены на счет.

После того, как заявление было направлено, в течение 10 дней сотрудники налоговой службы должны рассмотреть заявление и вынести по нему соответствующее решение. Далее в течение 5 рабочих дней будет направлено оповещение, оформленное по итогам рассмотренного заявления.

Проведение взаимозачета

Довольно часто ошибочное начисление средств возникает по налогу на доход физических лиц. В такой ситуации плательщики часто используют его для зачета других платежей, среди которых законодательно допускается использовать следующие:

  • НДС;
  • УСН;
  • ЕНВД;
  • Штрафы по перечисленным налогам (за несвоевременную уплату или недоимку);
  • Налог на прибыль.

Важно. Транспортный и имущественный налог не входят в перечень тех, которые можно погасить взаимозачетом при помощи переплаты по НДФЛ.

В случае возникновения переплаты по пене, перечисленной в счет НДФЛ, согласно регулирующему законодательству погашение этого же сбора, по отношению к какому и образовалась лишняя сумма, допускается только в следующем периоде. При этом налогоплательщик также может осуществить зачет требуемой величины в счет других налогов, по которым образовалась недоимка или же по определенным причинам возникли пеня или штраф.

Если плательщик налога имеет переплату по любому другому налогу федерального значения, то принимать меры стоит только через 10 дней после ее образования – обычно в такой срок ошибка обнаруживается автоматически и осуществляется перерасчет.

Важная информация. Если после направления заявления и вынесения положительного решения о необходимости возврата средств такого действия не последовало, налогоплательщик имеет право требовать начисления процентов за каждый пропущенный день. Общая сумма будет определяться с учетом ставки Банка России.

Итак, излишне выплаченные средства по налогам и удержаниям в отношении граждан, индивидуальных предпринимателей или юридических лиц не должны становиться поводом для беспокойства. При обнаружении ошибки сотрудники налоговой службы самостоятельно осуществят перерасчет или переведут средства в счет погашения будущих платежей. При возникновении необходимости устранить такой недостаток следует знать, что законодательно определен срок давности для решения таких вопросов – налогоплательщик может обратиться с заявлением на протяжении 3 лет с момента возникновения переплаты.

Остались вопросы?

Проконсультируйтесь у юриста (бесплатно, круглосуточно, без выходных):

Внимание! Юристы не записывают на приём, не проверяют готовность документов, не консультируют по адресам и режимам работы МФЦ, не оказывают техническую поддержку по порталу Госуслуг!

Зачет и возврат налоговой переплаты по-новому

Главным отраслевым событием осени можно считать принятие 29.09.2019 Федерального закона № 325-ФЗ, внесшего масштабные поправки в Налоговый кодекс. Одна из таких поправок – изменение в порядке зачета и возврата переплаты, стала предметом рассмотрения актуальной темы. О том, что нового привнес новый закон в порядок зачета или возврата налога, а также с какими трудностями может столкнуться организация при отказе налоговиков в зачете или возврате излишне оплаченных налогов, изложено в нашем материале. Приведенные примеры судебной практики помогут оптимально распорядиться переплатой, учитывая опыт других налогоплательщиков.

Четыре новшества в порядке зачета или возврата переплаты

Полностью утрачивает силу положение о том, что зачет переплат производится исключительно в счет налога того же вида: федерального в счет федерального, регионального – в счет регионального, местного – в счет местного. Это новшество позволит налогоплательщикам рационально распорядиться своими средствами.

Получается, что с 01.10.2020 будет возможно зачесть, к примеру, переплату по налогу на прибыль в счет недоимки по транспортному налогу, невзирая на тот факт, что транспортный налог является региональным, а переплата возникла по федеральному налогу. То есть появится возможность зачета переплаты по налогам любого вида. Также ее можно зачесть в счет пеней и штрафов, относящихся к любому виду налога.

Еще одним позитивным новшеством является поправка, позволяющая производить зачет или возврат переплаты любым налоговым органом, а не только по месту учета налогоплательщика (пп. «б» п. 22 ст. 1 закона). Это новшество упростит процедуру зачета, правда, заявление о зачете и возврате придется, как и прежде, подавать в инспекцию по месту учета компании (пп. «ж» п. 22 ст. 1 закона).

Перечисленные позитивные новшества повлекли за собой ужесточение требований к возврату налога. Он будет возможен, если отсутствует недоимка по любому налогу и соответствующим пеням и штрафам. На сегодняшний день достаточно отсутствия недоимки по налогу того же вида (пп. «е» п. 22 ст. 1 закона). Таким образом, с принятием поправки вернуть из бюджета переплату станет еще сложнее.

  • от срока окончания проверки;
  • от вступления в силу решения по ней.

Этот срок будет отсчитываться:

  • по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения проверки, или дня, когда она должна была закончиться;
  • со дня, следующего за днем вступления в силу решения по проверке, выявившей нарушения (пп. «и» п. 22 ст. 1 закона).

ФЗ от 29.09.2019 № 325-ФЗ«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»Подпункты «а», «б», «ж», «е», «и» п. 22, ст. 1

Переплата: как вернуть или зачесть

Срок для подачи заявлений общий. Он составляет три года с даты уплаты либо излишней уплаты налога. Если речь идет о возврате переплаты из-за превышения авансовых платежей к сумме налога за год, три года отсчитываются со дня подачи годовой декларации – п. 7 ст. 78 НК РФ.

Срок принятия решения как о возврате, так и о зачете налога составляет 10 рабочих дней с даты получения заявления или окончания камеральной проверки по уточненной декларации – п. 8 ст. 78 НК РФ. Если инспекция предлагает пройти сверку расчетов, то от даты подписания акта сверки. О принятом решении о возврате или зачете ИФНС обязана сообщить в пятидневный срок – п. 9 ст. 78 НК РФ.

Срок возврата переплаты – один месяц со дня получения заявления, причем даже в случае проведения сверки расчетов. Если переплата выявлена по уточненным декларациям – месяц после окончания «камералки» – п. 6 ст. 78 НК РФ, письмо Минфина РФ от 21.02.2017 № 03-04-05/9949.

Если инспекция откажет в возврате излишне взысканного налога, то о своем решении она сообщит, указав причину отказа.

Отказ в возврате или зачете можно обжаловать сначала в вышестоящем налоговом органе, а затем в суде (ст. 137, пп. 1, 2 ст. 138 НК РФ, письмо ФНС РФ от 21.12.2017 № ГД-3-8/8522@). Срок для обжалования – один год с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Срок подачи в суд иска о возврате излишне взысканного налога – три года со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права на возврат или зачет (п. 1 ст. 196, п. 1 ст. 200 ГК РФ). Таким днем может быть, например, дата, когда инспекция сообщила о принятом решении об отказе в возврате (Постановление АС Северо-Западного округа от 27.07.2017 № Ф07-6490/2017).

В суде необходимо доказать, что трехлетний срок еще не истек, а также что у организации действительно есть суммы излишне взысканных налогов. В противном случае в возврате откажут.

НДФЛ можно зачесть в счет будущих платежей, но исключительно по другим видам налогов

Ведомство, ссылаясь на ст. 78 НК РФ, подтвердило, что такой зачет возможен, но по налогам соответствующего вида, то есть федеральных налогов. В данном случае – в счет УСН.

Примечание редакции:

  • в счет погашения задолженности – по налогам соответствующего вида (федеральным);
  • в счет будущих платежей – по иным налогам.

Резюме: вернуть или зачесть НДФЛ сложно, но возможно. Сначала нужно определить, как возникла переплата, от этого будут зависеть дальнейшие действия. Если она образовалась из-за излишней уплаты, например, в результате ошибки в платежке, можно или вернуть ее из бюджета, или зачесть в счет недоимки или будущих платежей по другим федеральным налогам. Для этого необходимо подать в инспекцию заявление о возврате или о зачете. Возврат осуществляется в следующих случаях:

  • если налог удержан, перечислен и для его возврата собственных средств компании не хватает.
  • налог удержан правильно, но перечислен в бюджет в большем размере.

Зачет можно осуществить в счет:

  • недоимки или будущих платежей по другим федеральным налогам;
  • задолженности по пеням по федеральным налогам, а также налоговым штрафам.

Если переплата образовалась из-за удержания у физлица налога в большем, чем нужно размере, вернуть ее можно только в специальном порядке.

Кроме того, нужно помнить, что вернуть или зачесть переплату по НДФЛ возможно в течение трех лет после его перечисления в бюджет.

Акт сверки не обязывает налоговый орган возвращать переплату

Суд признал такое решение правомерным. Дело в том, что налогоплательщику ничто не мешало своевременно оценить свои налоговые обязательства. Спорная сумма излишне уплаченного налога оплачена предпринимателем в 2014 году, то есть с момента оплаты до подачи заявления о возврате прошло четыре года.

Ссылку заявителя на акт сверки как на момент, с которого он узнал о факте переплаты, суд отклонил. Подписание акта сверки не является действием по признанию долга перед налогоплательщиком, поскольку с требованием о проведении акта сверки расчетов налогоплательщик может обратиться по истечении любого периода времени, и налоговый орган будет обязан составить и подписать соответствующий акт. Акт сверки не свидетельствует о безусловной обязанности налогового органа вернуть переплату, а дата его составления не является моментом для начала отсчета срока давности обращения в суд.

Справка о состоянии расчетов с бюджетом – недостаточное доказательство переплаты

  • заявитель не представил документы, подтверждающие наличие переплаты;
  • не определены налоговые периоды, за которые образовалась спорная переплата по налогам.

Суд указал, что право на возврат непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами:

  • платежными поручениями налогоплательщика;
  • инкассовыми поручениями (распоряжениями) ИФНС;
  • информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных налогового органа.

Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.

Представление справки о состоянии расчетов с бюджетом не может рассматриваться как достаточное доказательство наличия у налогоплательщика переплаты по налогу.

Реорганизация срок возврата переплаты не увеличивает

Дело в том, что переплата досталась заводу от другой организации в порядке правопреемства в результате реорганизации. Причиной отказа явился пропуск трехлетнего срока для обращения с заявлением о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога.

Указанный срок исчисляется со дня подачи правопредшественником общества декларации по налогу на прибыль за 2013 год. При этом последующая передача обществу как правопреемнику права на зачет (возврат) излишне уплаченного налога не повлияла на порядок исчисления срока.

Доводы завода о том, что до реорганизации он не знал о наличии переплаты и до завершения процесса присоединения не мог заявить о возврате, суд отверг, указав, что срок нужно исчислять со дня, когда правопредшественник подал декларацию. Передача права на зачет или возврат при реорганизации на Определение срока не влияет.

Переплата не возникает, если она оплачена через проблемный банк

Организации пришлось дважды оплатить налог, поскольку первый платеж не прошел из-за отсутствия средств на корсчете банка. Второй платеж был успешно зачислен в бюджет.

Суды нижестоящих инстанций согласились с инспекцией, что причин для возврата средств нет, ведь в первый раз деньги фактически в бюджет не поступили. А раз так, то и переплаты нет.

Суды указали: организация должна была знать о проблемах банка.

Тем более что даже в ситуациях, когда суды признают обязанность по уплате исполненной, вернуть переплату очень сложно.

Примечание редакции:

Момент предоставления отчетности не является отправной точкой для отсчета срока возврата налога

По мнению общества, налоговый орган отказал неправомерно, поскольку окончательно база по налогу формируется именно в момент заполнения форм 2-НДФЛ и поэтому срок следует отсчитывать именно с него, а не с момента перечисления денежных средств.

Суд заявил, что перечисление в бюджет суммы, фактически превышающей сумму удержанного НДФЛ, вообще не является уплатой НДФЛ, а рассматривается в качестве ошибочно перечисленной суммы. Данное обстоятельство подтверждается расчетом суммы удержанного и перечисленного налога, представленного налоговым агентом. Поэтому в данном случае возврат ошибочно перечисленной суммы осуществляется по общим правилам ст. 78 НК РФ.

Поскольку срок для подачи заявления о возврате спорной суммы обществом был пропущен, суд признал отказ налогового органа в возврате части суммы правомерным.

Результаты проверки отсчета трехлетнего срока на возврат переплаты не меняют

Инспекция часть налога вернула, часть зачла, в возврате остатка в размере 1,6 млн рублей 13.04.2016 обществу было отказано в связи с истечением 3-летнего срока с момента перечисления налога.

Оспорить отказ обществу не удалось. Дело в том, что срок для обращения в суд истек. Платежи были осуществлены в январе 2012 года, заявление в суд подано 23.03.2017, то есть спустя пять лет.

Доводы общества, что достоверно о размере переплаты ему стало известно из акта выездной налоговой проверки (в сентябре 2014 года) и из решения суда (23.03.2016), суд отклонил – три года нужно отсчитывать от даты платежных поручений.

Молчание инспекции о переплате на трехлетний срок ее возврата не влияет

Переплата образовалась в связи с представлением предпринимателем уточненной декларации по НДС за II квартал 2011 года, согласно которой налогоплательщиком были скорректированы ранее начисленные к уплате суммы налога в размере 434 тыс. рублей.

Суд пришел к выводу о пропуске заявителем трехлетнего срока на обращение о возврате излишне уплаченного налога, поскольку заявитель узнал (должен был узнать) об излишней уплате налога в 2011 году – в момент его перечисления в бюджет.

Норма пункта 3 ст. 78 НК РФ об обязанности инспекции сообщать о каждом факте излишней уплаты налога в течение 10 дней со дня ее обнаружения в данном случае не действует. Дело в том, что налогоплательщик знал о переплате. Это подтверждает факт подачи им первичной и уточненной декларации и добровольная оплата налога.

Таким образом, неинформирование налогоплательщика налоговыми органами на течение трехлетнего срока для возврата переплаты не влияет.

Переплату страховых взносов в ПФР вернуть можно, если ИП оплатил их за себя

Довод фонда, что возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов не производится, если сведения о взносах уже отражены в данных персучета и разнесены на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, суд отклонил. Причина в том, что исходя из положений п. 6.1 ст. 78 НК РФ, а также положений Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об персучете», ограничения по возврату переплаты страховых взносов установлены в отношении страховых взносов, учтенных относительно физических лиц, являющихся работниками предпринимателя. В рассматриваемой ситуации речь шла о взносах, оплачиваемых предпринимателем за себя лично. Поэтому ограничение в данном случае не действует.

Если переплата подтверждена решением суда, трехлетний срок на ее возврат отсчитывается именно с него

Основанием для доначисления послужил вывод инспекторов о неверной переоценке основных средств, проведенной обществом по состоянию на 01.01.2010, в результате которой стоимость имущества общества была занижена. Доначисление налога суд признал законным в 2016 году.

Так как на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ суммы налога на имущество относятся к расходам, учитываемым при исчислении налога на прибыль, общество скорректировало отчетность по прибыли за 2012 и 2013 годы. Уточненные отчеты были приняты и зарегистрированы инспекцией, но в карточку расчетов с бюджетом в системе электронной обработки данных не попали из-за истечения срока давности. Поэтому согласно акту сверки по состоянию на 01.01.2016:

  • по данным налогоплательщика – переплата по налогу на прибыль организации составила 5,8 млн рублей;
  • по данным налогового органа – переплата по налогу на прибыль организации составила 0,56 копейки.

С заявлением о возврате налога на прибыль общество обратилось в ИФНС 19.04.2017, а в суд 26.07.2017.

Суд, удовлетворяя требования налогоплательщика, указал, что до момента принятия судом решения в 2016 году у общества не имелось оснований считать, что им неверно определен налог на имущество. Налогоплательщик добросовестно заблуждался, учитывая для расчета налога неверные данные переоценки основных средств. В момент уплаты налога на прибыль в течение 2012, 2013 годов и при сдаче первоначальной налоговой декларации общество не могло знать о его излишней уплате. Поэтому именно принятие судебного акта в 2016 году является тем моментом, с которого начинает течь трехлетний срок для возврата переплаты по налогу.

Трехлетний срок не пропущен, если причина задержки – урегулирование разногласий с контрагентами

В декабре 2016 года и в марте 2017 года общество представило уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2013 год, в которой сумма налога к уплате была уменьшена. В декабре 2017 года компания обратилась с заявлением о возврате образовавшейся переплаты по налогу за 2013 год. Инспекция, ссылаясь на пропуск обществом трехлетнего срока для возврата налога, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ, в возврате переплаты отказала. В связи с чем организация обратилась в суд.

Все три инстанции общество поддержали. Дело в том, что вопрос о порядке исчисления срока подачи в суд заявления о возврате переплаты должен решаться в соответствии с п. 2 ст. 79 НК РФ. То есть с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишне уплаченного налога.

Переплата по налогу на прибыль возникла у общества в связи с уменьшением заявленного ранее размера доходов по причинам:

  • урегулирования разногласий с контрагентами в судебном и досудебном порядке;
  • получения возмещения убытков;
  • возврата госпошлины;
  • увеличения заявленных ранее расходов за услуги сторонних организаций.

Эти обстоятельства стали известны обществу уже после подачи первоначальной декларации и уплаты налогов, а обоснованность заявления об уменьшении сумм налога к уплате была подтверждена ИФНС по окончании камеральной проверки последней уточненной налоговой декларации. Поэтому общество действительно узнало о переплате лишь в декабре 2016-го и марте 2017 года, следовательно, трехлетний срок для предъявления требования о возврате переплаты в судебном порядке обществом пропущен не был.

С какого момента начислять проценты за поздний возврат переплаты

Суд обязал чиновников вернуть деньги фирме, что те и сделали в январе 2018 года.

Предприятие потребовало взыскать с обидчиков проценты за время, которое прошло с месяца, следующего за обращением в фонд до осуществления им перевода. Чиновники парировали, что раз решения об отказе в возврате не было, проценты должны начисляться со вступления в силу судебного вердикта.

Три инстанции, включая окружную кассацию, признали обоснованным расчет компании. Фемида указала, что отношения по страховым взносам за периоды до 01.01.2017 регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Согласно его положениям возврат переплаты осуществляется в месячный срок со дня получения заявления страхователя, а если этот срок нарушен, начисляются проценты. Следовательно, дата судебного решения в указанном вопросе значения не имеет.

Переплата по налогам и страховым взносам: как вернуть?

Автор: Анна Луценко, бухгалтер отдела бухгалтерского учета компании «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», декабрь 2019

Как бы организация ни старалась вести свою деятельность четко и по всем правилам, тем не менее ситуации с переплатой налогов и взносов возникают у большинства. Что в таком случае делать бухгалтеру?

Как и когда возникает переплата

Причин, по которым может произойти излишнее налоговое перечисление, немало. Вот некоторые из них:

по ошибке указали в платежном поручении сумму больше, чем необходимо было заплатить по факту;

в учете вами была обнаружена ошибка за прошлые периоды, в результате чего вы подали корректировочную отчетность, а сумма налога (взносов), подлежащая уплате в бюджет, уменьшилась и по итогу образовалась переплата;

если сумма авансовых платежей в течение года превышает сумму налога, которую вы рассчитали по итогам года (это касается, к примеру, налога на прибыль, налога при УСН);

если организация по требованию налогового органа сначала оплатила недоимку, пеню или штраф по налогу, но в последствии обжаловала данное неправомерно выставленное требование, то также может возникнуть переплата.

Для того чтобы убедиться, что за предприятием числится налоговый излишек, необходимо запросить в ИФНС справку расчетов по налогам и сборам, а также провести совместную сверку на определенную дату. Справку или акт сверки можно запросить как электронно, так и на бумажном носителе по письменному запросу, который подается через инспекцию по месту учета. Есть рекомендованный Минфином пример запроса (Приложение № 8 к Административному регламенту, утв. приказом Минфина РФ № 99н от 02.07.2012).

Налоговый орган обязан выдать справку в течение пяти рабочих дней (пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ). Также вы можете провести совместную сверку расчетов с налоговым органом, запросив у него по заявлению акт сверки (пп. 12 п. 1 ст. 32 НК РФ). В справке и в акте сверки вы увидите все суммы задолженностей и переплат по каждому налогу, взносу, сбору, пени и штрафу с указанием КБК, ОКТМО, кода ИФНС. Причем акт сверки подписывается в двустороннем порядке и с помощью него возможно доказать свою правоту, и тогда налоговая откорректирует данные в своей базе (если они не совпадают с вашими).

Подтвержденную налоговым органом переплату можно либо вернуть, либо зачесть в счет предстоящих платежей (п. 1 ст. 78 НК РФ). Причем сделать это необходимо не позднее трех лет со дня уплаты излишней суммы налога либо со дня подачи уточненной отчетности или же декларации к возмещению НДС (п. 7 ст. 78 НК РФ).

То есть, к примеру, если произошла переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование 15 января 2017 г., то до 15 января 2020 г., соответственно, еще можно подать заявление на возврат или зачет данного вида страховых взносов в счет предстоящих платежей по этому взносу и соответствующим ему пеням и штрафам. Но, однако, если сведения о сумме излишне уплаченных пенсионных взносов были учтены уже на индивидуальных лицевых счетах застрахованных работников организации, то вернуть или зачесть такие взносы уже не получится (п. 6.1 ст. 78 НК РФ). Такая ситуация может возникнуть, если вы подали расчет по страховым взносам с завышенными суммами отчислений и эти суммы были переданы в ПФР и учтены на лицевых счетах физлиц, но после чего вами был представлен корректировочный расчет с меньшими суммами пенсионных взносов. Если же завышена была только уплата, а все сведения из РСВ учтены корректно, то переплата будет возвращена/ зачтена.

Порядок возврата или зачета налога

Для того чтобы осуществить возврат либо зачет налога, необходимо подать в ИФНС по месту учета предприятия заявление. Причем налоговые инспекции требуют заявления не в свободной форме, а строго по установленному образцу. Последние изменения в форме документа были отражены в редакции от 30.11.2018 приказа ФНС России № ММВ-7-8/182@ от 14.02.2017(образец заявления о возврате представлен в приложении 8, а заявление о зачете – в приложении 9).

Заявления предназначены как для организаций, так и для ИП и физлиц.

Следует заметить, что если ИП осуществлял уплату налогов со своего расчетного счета, то для возврата можно указать в заявлении лицевой счет его карты и совсем не обязательно тот же самый расчетный.

Сведения, которые вы прописали в заявлении, можно и даже желательно подкрепить копиями подтверждающих документов. Ими могут быть:

извещение налогового органа о переплате;

акт сверки по налогам, пеням, штрафам, согласованный с налоговым органом, и пр.

Заявление вы можете предоставить либо электронно по ТКС, либо сдать бумажный вариант в канцелярию налоговой инспекции, а также послать его по почте ценным письмом с описью вложения или же подать через личный кабинет налогоплательщика (ЛК). Но через ЛК у вас будет отсутствовать подтверждение отправки.

После подачи заявления налоговому органу дается 10 рабочих дней на вынесение решения о возврате/зачете и еще 5 дней на информирование налогоплательщика о принятом решении (пп. 4, 8 и 9 ст. 78 НК РФ соответственно). Если же заявление подается на основе уточненной отчетности, то для ИФНС предусмотрен сначала срок проведения камеральной проверки отчета/декларации, и только после окончания которого начинается отсчет 10-дневного срока (п. 8.1 ст. 78 НК РФ).

Если решение о возврате/зачете положительное, то в течение последующего месяца органы Федерального казначейства осуществляют возврат денежных средств (п. 6 ст. 78 НК РФ), а зачет признается исполненным на дату принятия ИФНС решения о зачете (пп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Существуют также и другие правила зачета/возврата налогов и страховых взносов:

1. Зачет переплаты по налогам и соответствующим им пеням и штрафам производится в рамках одного и того же уровня бюджета (всего их три – федеральный, региональный и местный). То есть, например, переплата по федеральному налогу на прибыль может быть зачтена в счет недоимки или предстоящей уплаты такого же федерального НДФЛ (его пеням) – п. 1 ст. 78 НК РФ.

Спорные моменты касаются НФДЛ.

Ранее Минфин запрещал производить зачет между НДФЛ и иными федеральными налогами. Ведь уплата НДФЛ осуществляется не за счет средств организации и сама организация выступает как налоговый агент, а не налогоплательщик (письмо Минфина № 03-02-07/1-69 от 19.02.10г.). Но в настоящее время разрешено осуществлять зачет между федеральными налогами и НДФЛ (Письмо Минфина России № 03-02-07/1/66024 от 28.08.2019г.; Письмо ФНС № ГД-4-8/2085@ от 6 февраля 2017 г. «О проведении зачетов»). Единственная сложность может возникнуть в случае возврата или зачета переплаты НДФЛ в счет других федеральных налогов – здесь организации скорее всего потребуется доказать факт того, что переплата образовалась не за счет излишнего удержания из средств физлиц, а за счет денежных средств самого предприятия.

2. Зачет страховых взносов, а также пеней и штрафов по ним должен осуществляться по соответствующему бюджету внебюджетного фонда (т.е. взносы по соцстрахованию нельзя зачесть в счет платежей по взносам на обязательное медстрахование).

3. Кстати, возвращать всю сумму налога/взноса не обязательно. Можно в заявлении о возврате указать часть суммы, а другую часть зачесть в предстоящие платежи или задолженности того же уровня.

Если налог не возвратили в срок

Зачастую бывает и такое, когда налоговая не возвращает переплату в установленный срок либо и вовсе не производит возврат.

Что ж, нарушителями могут быть не только налогоплательщики…

Конечно, в первую очередь по прошествии всех законных сроков было бы хорошо связаться с налоговой (такими вопросами занимается отдел урегулирования задолженности) и уточнить у ответственного сотрудника, было ли рассмотрено ваше заявление. А вдруг ИФНС направила вам отказ о возврате по почте и данное решение попросту до организации еще не дошло.

Но если же выясняется обратная ситуация, при которой налоговый орган на ваш запрос никак не отреагировал, то пора применять меры из ряда тяжелой артиллерии.

А именно: вы можете написать жалобу на бездействие должностных лиц (п. 1 ст. 138 НК РФ), а также взыскать с ИФНС компенсацию за время просрочки (п. 10 ст. 78 НК РФ).

Но обратите внимание, что жалоба направляется в адрес вышестоящего налогового органа, но подается через инспекцию по месту вашего учета (п. 1 ст. 139 НК РФ). Жалобу можно направить по ТКС, на бумажном носителе или же подать ее на сайте ФНС РФ, обязательно приложив подтверждение с отметкой о приеме заявления о возврате/зачете.

Что касается компенсации за просрочку, то их необходимо рассчитывать исходя из действующей ставки рефинансирования, невозвращенной суммы переплаты и дней просрочки:

СП = СНП х (СР% / ЧДГ) х ЧПД,

где СП – это сумма процентов, СНП – сумма невозвращенной переплаты, СР% – ставка рефинансирования в процентах, ЧДГ – число дней в году, ЧПД – число просроченных дней.

Решение по жалобе принимается вышестоящим налоговым органом в течение периода до 30 дней. В случае, если вышестоящему органу налоговой службы требуются документы от нижестоящей ИФНС для рассмотрения дела, то срок может быть увеличен, само решение инспекцией направляется заявителю в течение трех дней (п. 6 ст. 141 НК РФ). Но если же подача жалобы на имя вышестоящего налогового органа не принесла результата, то следующий шаг – это обращение в суд.

Как распорядиться переплатой в личном кабинете ФНС

При оплате налогов у гражданина может возникнуть переплата. Лишняя сумма отражается в личном аккаунте плательщика сборов на сайте ФНС. В статье рассказано о том, что такое переплата в личном кабинете налогоплательщика и как с ней поступить.

Личный кабинет плательщика сборов — это интерактивный офис российского гражданина. Здесь физлицо вправе контролировать налоговые доходы и расходы, найти ответы на юридические и вопросы, касающиеся налогов. Сервис предоставляет услугу отправки деклараций и оплаты сборов прямо на портале. Оплатить начисленную сумму онлайн возможно только при наличии у резидента электронной подписи.

Как узнать о переплате

Лишняя сумма по налогу означает, что гражданин или налоговый агент внес в налоговый бюджет деньги сверх начисленной суммы сбора. Узнать о переплате резидент может:

  • от сотрудников налоговой инспекции при личном посещении службы;
  • через налогового агента: если налоговики при расчете обнаружат лишнюю сумму, то в течение 10 суток после перечисления денег в бюджет ФНС плательщику придет письмо с уведомлением о переплате;
  • в личном аккаунте на портале nalog.ru.

Посмотреть сумму переплаченных средств удобнее в ЛК плательщика. На главной странице сайта физическое лицо сначала увидит неуплаченные налоги и задолженности. Чтобы уточнить, нет ли излишне уплаченной суммы по сбору, гражданину необходимо посмотреть информацию в личном кабинете налогоплательщика. Переплата отражается во вкладке Мои налоги над строкой Сведения о доходах. Вернуть лишние деньги сразу невозможно, так как нужно дождаться утверждения от налоговой.

Рекомендуем к просмотру видеоинструкцию о том, как распорядиться переплатой в личном кабинете налогоплательщика.

Способы оплаты налога в личном кабинете

При необходимости оплатить налог или задолженность гражданин вправе воспользоваться сервисом. Услуга по уплате средств и отправки отчета предоставляется службой бесплатно. Сотрудники службы предлагают два метода оплаты сбора:

  1. Сервис «Заплати налоги». Здесь резидент вправе уплатить не только сборы, но страховые отчисления и госпошлины. Программа позволяет вносить средства за себя и третьих лиц. Алгоритм использования сервиса «Заплати налоги» по уплате средств:
  • Согласиться с обработкой личных данных, нажав галочку в соответствующей ячейке и нажать на кнопку «Далее».
  • Выбрать тип сбора: сбор на собственность физлиц, земельный, транспортный, НДФЛ, единый, страховые отчисления в ПФР, ОМС, по ВНиМ. В примере выберем НДФЛ.
  • Определить категорию НДФЛ: согласно бланку 3-НДФЛ либо работниками-иностранцами, которые трудятся в России. Выберем — 3-НДФЛ.
  • Выбор вида платежа: сбор, пени, штраф — непосредственно сбор (налог).
  • Ввести сумму и нажать «Далее».
  • Заполнить реквизиты ИФНС и плательщика. В сведениях о плательщике ИНН обязательно к заполнению при электронной оплате на сайте ФНС. Если поле не оформить, то можно будет только распечатать готовую платежку.
  • Нажать на красную кнопку с надписью «Оплатить».
  • Выбрать тип оплаты. При оплате через ЛК выбираем карточку или банковскую организацию.
  • Если выбран вариант «карта», то в появившемся окне согласиться на обработку сведений нажатием галочки и нажать «Оплатить». Затем ввести реквизиты карты и нажать на кнопку «Оплатить ХХХХ рублей», где вместо Х указана сумма. Если выбран банк, то сервис автоматически переводит на страницу банка, где необходимо ввести логин от ЛК и подтвердить операцию.
  1. На сайте Госуслуги. Инструкция по оплате через портал Госуслуг:
  • Войти в личный аккаунт на портале ФНС.
  • Заполнить платежку способом выше.
  • В последнем пункте при выборе типа уплаты нажать на кнопку с помощью сайта организации и выбрать Госуслуги. Затем программа автоматически переведет на сайт Госуслуг, где по реквизитам счёта или карты резидент вправе внести налоговую сумму.
  1. Через вкладку Мои налоги:
  • Открыть на главной странице вкладку Мои налоги.
  • Выбрать сбор, который нужно оплатить и нажать на эту строку.
  • Выбрать метод оплаты: банковской картой, через сайт кредитной компании или сформировать платежку. Выберем карточку банка.
  • Согласиться с обработкой сведений поставив галочку. Затем нужно нажать на кнопку «Оплатить».
  • Ввести реквизиты карточки, нажать оплатить.

Выбирая способ оплаты через сайт специализированной компании, программа переведет на страницу фирмы, где также нужно заполнить реквизиты и нажать кнопку с соответствующим текстом.

Причины появления переплаты по налогам

Когда возникает переплата, гражданин волнуется, откуда она взялась. Три главных причины появления лишних средств:

  1. Неверная сумма в декларации. Лишний ноль и при перерасчете налоговики обнаружат лишнюю сумму. Но деньги со счета спишутся и будут в виде переплаты.
  2. При внесении авансовых средств, когда резидент вносит предоплату по сбору. К концу года общая сумма может быть меньше.
  3. В случае опоздания уплаты НДФЛ, так как за этот налог сумма списывается автоматически при просрочке. Получается, что в срок сотрудники ФНС списали средства, а плательщик об этом не знал и уплатил деньги во второй раз. Получилась двойная оплата. Так в личном кабинете налогоплательщика появилась переплата по налогу НДФЛ.

Но лишняя сумма не останется в бюджете налоговиков, деньги по-прежнему принадлежат гражданину.

Что можно сделать с переплатой и оплатой

Согласно п.п. 1, 6 ст. 78 НК РФ, плательщик вправе вернуть лишние средства либо зачесть деньги в уплату другого сбора или перенести на будущий налоговый промежуток. Если переносить деньги на будущий год для уплаты следующей начисленной суммы, то не нужно заполнять 3-НДФЛ. Необходимо просто направить заявку об этом в налоговый орган по месту регистрации.

Также гражданин вправе оформить вычет за лечение, обучение, покупку либо продажу движимой и недвижимой собственности. В этом случае гражданину возвращается часть затраченных средств, в размере 13%. Но перед этим декларация будет на камеральной проверке.

Камеральная проверка

Камеральная проверка — это ревизия пакета документов и декларации 3-НДФЛ, которую плательщик отправил в инспекцию. Согласно п. 2 ст. 88 НК РФ, мониторинг длится до 90 суток сотрудниками ИФНС. На практике проверка заканчивается раньше. Но если в течение этого времени налоговики обнаружат ошибку, то уведомят об этом раньше и пришлют бланк на исправление.

Физлицо вправе проверять ход проверки в личном аккаунте на сайте ФНС. Пошаговая инструкция отслеживания камерального мониторинга:

  1. После направления бумаг на ревизию, на главной странице во вкладке Сообщения из налогового органа отобразятся отправленные декларации. Здесь же будет видна и та, согласно которой резидент ожидает возврата.
  2. В строке «Статус камеральной проверки» можно увидеть следующие: «Зарегистрирована», «Начата», «В процессе». А при статусе «Завершена» камеральная проверка окончена. Если нет других уведомлений от службы, то значит, процедура прошла успешно и ошибок не выявлено.

Когда мониторинг окончен, можно приступать к оформлению возврата излишне уплаченных денег.

Когда вернуть излишне уплаченный налог

Если плательщик решил вернуть средства на личный счет либо карту, нужно заполнить соответствующую заявку. Заявление оформляется на портале в личном аккаунте двумя способами:

  • Через услугу заполнить 3-НДФЛ. После отправки декларации сразу предлагается написать заявление.
  • Воспользоваться сервисом «Распорядиться переплатой». Услуга предоставляется во вкладке Жизненные ситуации, где переплата оформляется в пару шагов.

Стоит ли писать заявление?

После того как гражданин направил бланк 3-НДФЛ в ФНС, откроется окно с предложением заполнения заявки. Но в этот момент оформлять бланк нежелательно, так как сумма еще не утверждена налоговой. Дело в том, что при перерасчете или в процессе камеральной проверки может обнаружиться ошибка и в возмещении средств придет отказ. А вот когда камеральная проверка окончена, можно заполнить заявление и направить в налоговый орган. Также стоит помнить, что после направления заявки средства поступят не сразу. Для рассмотрения налоговиками установлены сроки.

Способ возврата переплаты

Для обнаружения денег, которые уплачены сверх суммы, нужно войти во вкладку Мои налоги. Здесь плательщик увидит, что в личном кабинете налоговой появилась сумма во вкладке переплата. Вкладка находится над информацией о прибыли владельца интерактивного кабинета. Чтобы уточнить, готова ли сумма к компенсации, нужно нажать непосредственно на эту переплату. Если открылось окно, где внизу строки активна кнопка «Распорядиться», то можно оформлять возврат средств.

Вкладка «Распорядиться переплатой» позволяет быстро оформить средства к возврату. Для возмещения лишних средств нужно:

  1. Нажать на кнопку Жизненные ситуации и выбрать в левом углу кнопку с надписью «Распорядиться переплатой».
  2. В появившемся окошке появится сумма, которую гражданин вправе вернуть, а внизу кнопка «Подтвердить», на которую нужно нажать.
  3. В открывшейся вкладке заполняем реквизиты: БИК банка, в котором открыт счёт и которому принадлежит карточка, полное название банка, номер счета. Если введен БИК, то программа автоматически укажет полное наименование банка. Затем нажать на кнопку «Подтвердить».
  4. В новом окне проверить правильность сведений: наименование ИФНС, код, ОКТМО, сумму, БИК банка, номер счёта. Затем сохранить заявку в формате .pdf нажатием на одноименную кнопку справа от этого блока.
  5. Ввести пароль электронной подписи в нижней строке и нажать Отправить заявление.

Теперь на экране появится уведомление о том, что заявка отправлена.

Сроки возврата

После того как из личного кабинета в налоговую инспекцию подана заявка на возмещение средств, уплаченных сверх начисленного сбора, нужно дождаться регистрации документа. Затем начнется рассмотрение документации. Несмотря на то, что сумма к возврату одобрена после камерального мониторинга, ФНС установила срок рассмотрения заявления — 30 суток со дня регистрации заявки. Также гражданину придется подождать еще около 10 суток пока средства перечислит банк.

Что делать, если налоговая не возвращает средства

Согласно ст. 78 НК РФ, ИФНС обязана вернуть средства, которые одобрены после завершения камеральной ревизии. Но если налоговики не возвращают суммы, то на это есть причины. Например:

  • Не окончена камеральная проверка и средства еще не одобрены к возврату.
  • Наличие задолженности по другим сборам. В этом случае лишние деньги направятся на погашение долга.

Но если ошибок нет, сроки мониторинга прошли, а уведомлений об ошибках нет, то гражданин вправе пойти в судебную инстанцию с жалобой на ИФНС.

Читайте также:  Может ли арендодатель, не соглашающийся досрочно расторгнуть договор аренды, выставить счет после начала ликвидации?
Ссылка на основную публикацию