Платится ли земельный налог, если куплено помещение в комплексе по обслуживанию пляжа?

Земельный налог: организация владеет помещением в многоквартирном доме

Год от года все больше помещений, расположенных на первых этажах многоквартирных домов, переводятся из жилого фонда в нежилое. В результате повсеместно появляются салоны красоты и аптеки, офисы и магазины. В статье расскажем о том, когда у владельцев таких помещений возникает обязанность уплачивать земельный налог.

Напомним, в соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Причем налогоплательщики-организации определяют налоговую базу по земельному налогу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра (п. 3 ст. 391 НК РФ). Если земельный участок находится в общей долевой собственности, налоговая база определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности (п. 1 ст. 392 НК РФ).

В прошлом номере журнала мы говорили о том, что организация, купив объект недвижимости, одновременно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник [1] . То есть если продавец владел землей под проданным им зданием на праве собственности (и в договоре не было указано иное), к покупателю переходит право собственности на этот земельный участок. Но несмотря на то, какая дата указана в документах купли-продажи, признаваться плательщиком земельного налога новый собственник будет только с момента регистрации за ним прав на земельный участок (то есть со дня внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним). В отношении земельных участков, расположенных под многоквартирными домами, действуют другие правила.

Немного о нормах Жилищного кодекса

В статье 16 Закона о введении в действие ЖК РФ [2] перечислены случаи, когда земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Так, в соответствии с п. 5 названной статьи с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ (до 01.03.2005) и в отношении его был проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (п. 2). Если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (п. 3).

Пункт 3 ст. 16 Закона о введении в действие ЖК РФ признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Поясним почему. В силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений принятие общим собранием решения становится практически невозможным. В рамках действующего правового регулирования это означает сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства – единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). Поэтому впредь обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. Это, однако, не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (п. 4.1 – 4.3 Постановления КС РФ от 28.05.2010 № 12-П).

Согласно Инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющегося общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества, утвержденной Приказом Мин-юста РФ от 14.02.2007 № 29, внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним размера долей в праве общей долевой собственности на объект недвижимости собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется на основании сведений, содержащихся в представленном на государственную регистрацию решении (протоколе) общего собрания собственников (ином соглашении участников общей долевой собственности) на общее имущество в многоквартирном доме, в котором также указываются сведения о собственниках конкретных помещений (жилых и нежилых).

Момент возникновения права на общее имущество

Согласно п. 2 ст. 23 Закона о государственной регистрации [3] государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество. Таким образом, право на общее имущество (в том числе на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества) возникает независимо от факта государственной регистрации права общей долевой собственности на такое имущество. Данный вывод подтверждается п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64: право общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кроме того, в п. 66 Постановления Пленума ВС РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 уточняется: земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется. Это означает, что в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен ЗК РФ, для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно формирования органами государственной власти или органами местного самоуправления данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета. При этом ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.

Таким образом, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, то плательщиками земельного налога признаются собственники жилых и нежилых помещений этого дома. В соответствии с п. 1 ст. 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади принадлежащего на праве собственности помещения в многоквартирном доме, если принятым до вступления в силу Закона о введении в действие ЖК РФ решением общего собрания собственников помещений не установлено иное (ст. 15 данного закона).

Приведем пример из арбитражной практики. Банку на праве собственности принадлежало встроенное нежилое помещение, расположенное на первом этаже многоквартирного дома. Как указывается в кассационной жалобе, поданной банком, уполномоченным органом государственной власти или местного самоуправления не издавалось решений о передаче земельных участков в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе банка. Право собственности на земельные участки, занятые указанным недвижимым имуществом, банком зарегистрировано не было, правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности, нет. Однако, как выяснилось в ходе проведения судебных процедур, земельный участок под названным многоквартирным домом был сформирован и поставлен на кадастровый учет в 2003 году, ему присвоен кадастровый номер. Следовательно, с 01.03.2005 (даты введения в действие ЖК РФ) этот земельный участок после государственной регистрации возникновения права собственности на жилые или нежилые помещения в многоквартирном доме бесплатно перешел в общую долевую собственность собственников помещений (в том числе банка после приобретения им по договору купли-продажи в собственность нежилого помещения в 2007 году). В пункте 3 мотивировочной части Постановления КС РФ № 12-П указано, что в силу принципа платности землепользования переход земельного участка под многоквартирным домом в собственность собственников помещений в этом доме означает возникновение у них обязанности по уплате земельного налога. Таким образом, отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок под многоквартирным домом не может быть основанием для неуплаты земельного налога (Постановление ФАС СЗО от 21.09.2010 № А42-11485/2009). Аналогичное мнение высказано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 16.02.2010 № 13147/09.

Формирование земельного участка

Еще один интересный момент, на который следует обратить внимание. Как уже указывалось выше, земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента:

  • формирования земельного участка;
  • проведения его государственного кадастрового учета (п. 5 ст. 16Закона о введении в действие ЖК РФ) (исключение – случаи, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в его отношении проведен государственный кадастровый учет).

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (п. 4 ст. 16 Закона о введении в действие ЖК РФ). Однако в действующем законодательстве отсутствует четкое понятие «формирование земельного участка». Так, пп. 1 п. 4 ст. 30 ЗК РФ установлен перечень работ по формированию земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые предоставляются в целях строительства. Перечень работ по формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, действующим законодательством не установлен. В Письме Минэкономразвития РФ от 23.09.2011 № ОГ-Д23-1395 даны некоторые разъяснения по этому вопросу: требования к описанию местоположения границ земельных участков, установленные законодательством Российской Федерации до и после вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре), различались. При этом согласно ч. 1 ст. 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет объектов недвижимости, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения с учетом определенных ст. 43 Закона о кадастре особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре. Вместе с тем при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ ранее учтенного земельного участка местоположение таких границ подлежит уточнению в порядке, установленном действующим законодательством.

В пункте 4 Постановления КС РФ № 12-П говорится, что признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует ст. 1.1 ЗК РФ во взаимосвязи со ст. 11 и 389 НК РФ. Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления. В пункте 67 Постановления Пленума ВС РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 содержится аналогичное утверждение: если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

В настоящее время на основании данных разъяснений сформировалась арбитражная практика, согласно которой земельный участок, не прошедший процедуру межевания с определением границ, считается несформированным в установленном порядке и, соответственно, не является объектом налогообложения.

Вот несколько примеров судебных решений. Банку принадлежит на праве собственности нежилое помещение, находящееся в жилом многоквартирном доме. По мнению налоговиков, присвоение земельному участку кадастрового номера свидетельствует о формировании данного участка, соответственно, общество должно уплачивать земельный налог. Однако из материалов дела следует, что при присвоении спорному участку кадастрового номера площадь его установлена как «ориентировочная, подлежит уточнению при межевании». На этом основании суд сделал вывод, что земельный участок, не прошедший процедуру межевания, не имеющий границ и площади, не может являться объектом обложения земельным налогом (Постановление ФАС СЗО от 03.03.2010 № А56-44163/2009).

Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС ПО от 14.04.2011 № А12-17338/2010. В данном деле участником процесса был индивидуальный предприниматель, в отношении которого проводилась выездная налоговая проверка за период с 01.01.2007 по 31.12.2008. Основанием для доначисления сумм земельного налога послужили выводы налоговиков о том, что предприниматель наряду с другими собственниками помещений в многоквартирном доме владеет правом общей долевой собственности на земельный участок, занятый многоквартирным домом, следовательно, является плательщиком земельного налога по данному земельному участку.

Из представленной в материалы дела копии кадастрового плана земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 18.01.2008 усматривается кадастровый номер участка, его площадь (13 295 кв. м), вид разрешенного использования. Вместе с тем отсутствует кадастровая стоимость земельного участка, кроме того, отмечено, что площадь и местоположение границ земельного участка являются ориентировочными и подлежат уточнению при межевании. В копии кадастровой выписки о земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 27.02.2010 указаны кадастровый номер участка, его площадь (13 295 кв. м), кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости (при этом отмечено, что граница земельного участка не установлена). Таким образом, сведения о кадастровой стоимости земельного участка и удельном показателе кадастровой стоимости содержатся только в кадастровой выписке, выданной предпринимателю в 2010 году, то есть по истечении налоговых периодов, за которые доначислен земельный налог. Поэтому решение налоговиков признано недействительным.

Читайте также:  На какую дату отражать в КУДИР расходы на страховые взносы за себя: на дату оплаты или последний день квартала?

Сложно сказать, какую позицию примут налоговики и судьи в отношении данного земельного участка после того, как была установлена его кадастровая стоимость (напомним, что именно этот показатель является налогооблагаемой базой), но не определены границы. По нашему мнению, в этом случае налоговики имеют все основания требовать уплаты земельного налога.

В заключение несколько слов хочется сказать о порядке налогообложения. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме является неотъемлемой частью помещения в данном доме. В связи с этим при приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме одновременно приобретается доля в праве общей собственности на общее имущество, включая долю в праве общей собственности на земельный участок. Следовательно, при приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме дохода в целях налогообложения прибыли в виде безвозмездно полученного имущества (стоимости доли в праве общей собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом и иными входящими в состав такого дома объектами недвижимого имущества) не возникает (см. Письмо Минфина РФ от 26.01.2012 № 03-05-05-02/04).

[1] См. статью «Земельный налог: приобретение недвижимого имущества».

[2] Федеральный закон от 29.12.2004 № 189-ФЗ.

[3] Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

ВС: Собственник помещений должен уплачивать земельный налог на участок под зданием

ВС РФ отменил постановление окружного суда, оставив в силе решение апелляции в споре об уплате земельного налога между собственником земельного участка и покупателем нежилых помещений в здании на этом участке.

5 декабря 2013 г. ООО «Сэйлникс» приобрело у ООО «Эдванс» нежилые помещения, расположенные в принадлежащем продавцу здании, построенном на земельном участке, также принадлежащем продавцу. Покупатель помещений зарегистрировал право собственности на них 20 декабря 2013 г.

Впоследствии общество «Эдванс» обратилось в арбитражный суд с иском к «Сэйлникс». По мнению истца, после уплаты им земельного налога за период с 28 апреля 2014 г. по 29 июня 2016 г. у ответчика возникло неосновательное обогащение.

Суд первой инстанции отказал в иске, указав, что ответчик не является плательщиком земельного налога и за ним не оформлены права на земельный участок. Также суд исходил из того, что право собственности на земельный участок закреплено за истцом и в платежных поручениях не идентифицирован период, за который вносился налоговый платеж.

Впоследствии апелляция отменила решение суда, удовлетворив требования истца в полном объеме. Вторая инстанция сочла, что отчуждение недвижимого имущества без возникновения того или иного права на земельный участок, занятый этой недвижимостью, в силу закона невозможно. Поэтому приобретение недвижимости в любом случае влечет возникновение у ее покупателя соответствующего права на земельный участок. При этом неважно, оговорено данное право в договоре купли-продажи недвижимости или нет; оформлены ли покупателем правоустанавливающие документы на земельный участок или нет.

Апелляция также признала правомерным расчет неосновательного обогащения ответчика на основе выписок из налоговой декларации истца и его платежных поручений. При этом вторая инстанция опиралась на соответствующие статьи ГК, ЗК РФ и Постановление Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» и исходила из того, что бремя расходов по содержанию земельного участка неправомерно возложено на истца в связи с продажей помещений.

Окружной суд отменил постановление апелляции и оставил в силе решение первой инстанции. Кассация пришла к выводу, что обязанность по уплате земельного налога возникает с момента госрегистрации в ЕГРП за покупателем права собственности на земельный участок. По мнению третьей инстанции, поскольку переход права собственности на спорный земельный участок не зарегистрирован, ответчик (покупатель) не являлся плательщиком земельного налога.

Далее общество «Эдванс» обратилось с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ, ссылаясь на нарушения судом округа норм материального права.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ своим Определением № 305-ЭС18-5945 по делу № А40-60970/2017 отменила постановление окружного суда, оставив в силе постановление апелляции. Со ссылкой на подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ Верховный Суд напомнил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе участков, за исключением случаев, установленных законом).

Ссылаясь на редакцию ст. 273 ГК РФ, действовавшую на момент заключения договора купли-продажи, ВС указал, что при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания (сооружения) переходят права на земельный участок, определяемые соглашением сторон. Если иное не предусмотрено договором об отчуждении здания или сооружения, к приобретателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята зданием (сооружением) и необходима для его использования. Аналогичные выводы можно сделать и из ст. 552 ГК РФ.

По мнению Суда, право собственности на долю в праве на земельный участок возникает у покупателя помещений с момента госрегистрации перехода к нему права собственности на помещения в здании.

Также ВС РФ указал, что при отчуждении собственником здания и земельного участка, на котором оно расположено, помещений в этом здании у покупателя помещений и продавца возникает режим общей долевой собственности на земельный участок, при этом он сослался на п. 4 ст. 244, 273, 552 ГК РФ, п. 1 ст. 35 ЗК РФ, п. 41 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. № 25, абз. 3 п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 64.

Верховный Суд пришел к выводу, что суды первой инстанции и округа неправильно применили к спорным правоотношениям нормы НК РФ и не применили ст. 131, п. 2 ст. 223, п. 4 ст. 244, п. 1 ст. 1101 ГК РФ. В связи с приобретением ответчиком доли в праве на земельный участок он обязан уплачивать земельный налог. Если после возникновения долевой собственности земельный налог был полностью уплачен продавцом, он вправе требовать возмещения его расходов на уплату земельного налога по правилам о неосновательном обогащении (п. 1 ст. 1102 ГК РФ).

Юрист ООО «Содружество Земельных Юристов» Павел Лобачев считает, что определение Суда содержит важную правовую позицию. «Если здание и земельный участок под ним принадлежат одному лицу, то при отчуждении здания покупателю также переходит право собственности на земельный участок в силу закона (без отдельного упоминания об участке в договоре и без регистрации перехода права на него)», – отметил эксперт.

По его мнению, это применимо и в случае отчуждения отдельных помещений в здании – покупатель приобретает право собственности на соответствующую долю в праве на земельный участок. Такой подход, считает Павел Лобачев, фактически развивает концепцию «единства судьбы земельного участка и постройки на нем» (подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ), предлагая рассматривать переход права на землю при продаже помещения в качестве исключения из принципа внесения (права на недвижимое имущество возникают по общему правилу с момента их регистрации в соответствии со ст. 8.1 ГК РФ).

Павел Лобачев полагает, что покупатели зданий (и помещений) должны помнить, что по умолчанию они также приобретают права на земельный участок (долю в праве на него), а значит, должны нести бремя его содержания, в том числе и платить причитающиеся налоги.

Эксперт отметил, что и ранее Верховный Суд РФ формулировал подобные выводы в Определении № 307-ЭС17-5707 от 23 ноября 2017 г., однако и после него судебная практика по данным спорам оставалась неоднозначной. «Таким образом, закрепление изложенной позиции ВС РФ, вероятно, приведет к формированию единообразия практики по данному вопросу», – заключил юрист.

Руководитель практики «Недвижимость. Земля. Строительство» АБ «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» Сергей Попов также отметил, что в рассматриваемом споре истец пошел по пути, ранее указанному ВС РФ в его Определении № 307-ЭС17-5707: «Если после возникновения долевой собственности земельный налог был полностью уплачен продавцом, он вправе требовать возмещения его расходов на уплату земельного налога по правилам о неосновательном обогащении».

Эксперт отметил, что ответчик – покупатель помещений в здании, на котором расположен земельный участок, в судебном процессе не отрицал, что обязан зарегистрировать свое право на земельный участок и уплачивать земельный налог, однако не сделал этого вплоть до судебного разбирательства по каким-то своим внутренним причинам: «Возможно, у суда и создалось впечатление, что покупателем сознательно затягивался процесс оформления земли в собственность исключительно для собственной выгоды. Ведь чем дольше его право на участок было не оформлено, тем больше платил за него налог кто-то другой».

«Исходя из позиции ответчика, он предпочел бы, чтобы продавец помещений судился не с ним, а с налоговым органом по возврату излишне уплаченного налога. Однако суд решил по-другому и использовал ранее сформированную позицию ВС РФ по взысканию излишне уплаченных продавцом денежных средств непосредственно с покупателя», – заключил Сергей Попов.

Оплата земельного налога, если земля находится в аренде

Последнее обновление 2018-12-21 в 20:20

Налог на арендованную землю интересует предприимчивых граждан, готовых заниматься сельскохозяйственной или иной деятельностью на предоставленных им участках, но если им придется платить налог и он будет высок — стоит ли арендовать?

Нужно ли платить налог на землю, если земля в аренде

Аренда — это предоставление собственником (арендодателем) на оплачиваемой основе имущества другому лицу (арендатору) для владения и пользования. Отношения между этими двумя сторонами регулируются Гражданским кодексом России и гражданским правом, а основным документом является договор аренды, в котором стороны обязаны прописывать существенные условия, соответствующие законодательству, и дополнительные — по своему усмотрению и без нарушения прав сторон.

Согласно Налоговому кодексу России в ст.388 земельный налог платит арендодатель, т. к. налогоплательщиками признаются владельцы земли, пользующиеся ею на правах собственности, бессрочного пользования и наследуемого владения. Арендодатель как раз является собственником — только собственник может сдать свое имущество другому лицу — и земельный налог платит собственник. А арендатор — лишь пользователь, на него не распространяются обязательства по НК РФ.

Важно!

По договору аренды стороны могут предусмотреть, что налог на землю должен платить арендатор в качестве части арендной платы или арендную плату в размере земельного налога.

Договором могут быть предусмотрены любые условия между сторонами, если они не запрещены законом.

В чем разница между арендной платой за землю и налогом на землю

Арендная плата за землю — это не налог, это частный платеж, он не устанавливается на государственном уровне и к тому же выплачивается за право пользования имуществом, в то время как налог — это безвозмездный и индивидуальный платеж в форме отчуждения для финансирования деятельности государства, т. е. отличие между арендой земли и земельным налогом:

  • в источнике определения — государство и частные лица;
  • в природе платежа — безвозмездный или двусторонний (арендатор не выплачивает деньги безвозмездно, он дает их, чтобы владеть и пользоваться землей).

В разговорной речи любые платежи за имущество иногда называют налогом, в т.ч. коммунальные платежи, поэтому может возникнуть заблуждение, что арендная плата за землю является налогом, но все существующие в России налоги содержатся в НК РФ, даже страховые взносы, которые раньше контролировались Пенсионным фондом, — если в НК РФ нет какого-либо платежа, значит, этот платеж не является налоговым.

Обязан ли арендатор возмещать земельный налог

Уплата земельного налога арендатором может быть предусмотрена по договору аренды, но если такого условия нет в нем, то хозяин участка не вправе вменить нанимателю выплаты фискальных платежей любого характера — более того, при принуждении или упорстве в вопросе хозяин рискует нарушить гражданское и уголовное законодательство, т. к. плательщиком является он и перенести налоговое бремя на иное лицо не вправе.

Даже если в договоре предусмотреть формы платы за землю — земельный налог и арендную плату, то это установление будет касаться только правоотношений между сторонами, а с точки зрения ИФНС плательщиком все равно останется хозяин имущества — нельзя прийти в инспекцию, показать договор аренды и просить изменить в базе плательщика, т. к. это будет нарушением НК РФ — плательщиком является собственником. Договор может установить реального плательщика, а номинальным всегда будет оставаться гражданин, описанные в ст.388 НК РФ.

Важно!

Даже если договориться, что земельный налог при сдаче в аренду участка погашает пользователь, он не должен делать это с помощью своей банковской карты или счета.

При оплате платежей через онлайн-сервисы формируется автоматическая квитанция, в ней в качестве плательщика будет указан владелец карты, счета, кошелька. А в квитанции, которую выслала ИФНС, плательщик — собственник. Поэтому произойдет несоответствие, и такой платеж не будет принят — налог останется не оплаченным, а после истечения срока для оплаты, на него будет начисляться пеня за просрочку и возможно наложение штрафа.

Если по договору решено, что пользователь оплачивает земельный налог, то стороны могут заранее узнать, в каком размере придется платить — воспользовавшись сервисами ФНС: онлайн-калькулятором и справочной информацией о ставках и льготах на различных территориях России.

Чтобы рассчитать налог, необходимо знать кадастровую стоимость. Вы можете узнать ее на сайте Росреестра:

Если правильно указать параметры поиска, то сервис выдаст информацию о кадастровой стоимости вашего имущества:

Кто платит земельный налог при аренде муниципальной земли

Земельный налог при аренде земли у государства оплачивается также собственником — муниципалитетом или государством. Однако здесь важно учесть, по какому договору участок передан пользователю — если по договору наследуемого владения или бессрочного пользования, то общее правило не действует. В случае наследуемого владения собственником является муниципальное образование — пользователь не может распоряжаться землей: продать ее и проводить иные операции, но может наследовать ее и возводить на ней разрешенные постройки. Также в случае бессрочного пользования — оно действует для юридических лиц.

В этих двух ситуациях оплатой налога за аренду земли занимается арендатор. Однако на сегодняшний день подобные сделки не предусмотрены законодательством — все такие отношения являются остатками советского права и законов. А в случае обычном аренды по Земельному кодексу России пользователь земли не признается плательщиком.

Читайте также:  Коды оквэд подходят под ЕНВД?

Итоги

  1. Если земля не в собственности, платить налог не нужно.
  2. Стороны могут в договоре прописать условие, что арендатор будет возмещать размер земельного налога в качестве арендной платы или ее части.
  3. При аренде государственной земли действуют общие правила.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Я очень старался при написании этой статьи, пожалуйста, оцените мои старания, мне это очень важно, спасибо!

(15 оценок, средняя: 3,87)

Как облагаются налогом разные земельные участки: разъяснения налоговиков

ФНС выпустила письмо № БС-4-21/5157@ от 23.03.2018, в котором разъяснила ряд вопросов, касающихся налогообложения земельных участков и администрирования земельного налога.

Отсутствие данных в ЕГРН

В ряде ситуаций сведения о таких ранее возникших правах на земельные участки не содержатся у органов Росреестра и могут представляться в налоговые органы в виде заверенных копий документов о ранее возникшем праве.

Допустимо ли налоговым органам использовать такие документы для целей налогового администрирования, в т.ч. полученные из органов местного самоуправления? Нет, ответила ФНС.

Исходя из ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на земельные участки, возникшие до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ и не зарегистрированные в ЕГРН, признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.

НК не предусматривает использование для администрирования налога в отношении ранее учтенных участков сведений, полученных из органов местного самоуправления.

Для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенном участке может использоваться порядок госрегистрации ранее возникших прав, согласно ч. 1 ст. 69 Закона N 218-ФЗ.

Для регистрации ранее возникших прав без личного обращения в регистрирующий орган физлица – правообладателя ранее учтенного участка ст. 12 Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления могут подавать от имени граждан (в качестве уполномоченных лиц) заявления о госрегистрации прав на недвижимое имущество и иные документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или ИЖС).

В дальнейшем сведения о зарегистрированных в ЕГРН правах на ранее учтенные участки передаются в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 НК.

Неиспользование земли по назначению

Согласно абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать, в частности, 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.

Как следует из данной нормы НК, для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3%, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.

Таким образом, если земельный участок отвечает указанным выше критериям, налогообложение производится по налоговой ставке, не превышающей 0,3%. В случае, если земельный участок признан уполномоченным органом неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении участка должно производиться по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении «прочих земель» и не превышающей 1,5%, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено (независимо от перехода прав на такой земельный участок от одного налогоплательщика к другому).

Земля под трансформаторной подстанцией

В соответствии с абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК налоговые ставки для исчисления налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3% кадастровой стоимости, в частности, в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса).

Законодательство о налогах не содержит понятия жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. При этом в силу положения ст. 11 НК институты, понятия и термины других отраслей законодательства РФ, используемые в НК, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК.

Так, согласно п. 24 ст. 1 ГрК система коммунальной инфраструктуры – комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

В соответствии со ст. 19 ЖК жилищный фонд – это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ.

Как следует из указанных положений, для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда. Данная правовая позиция находит отражение в Определении Верховного Суда РФ от 27.02.2017 г. N 301-КГ16-20969, от 02.12.2016 N 306-КГ16-15969 и Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.09.2010 N ВАС-10062/10.

Участок ИЖС у юрлица

ФНС пояснила, что ставка не зависит от того, кому принадлежит участок – юрлицу или физлицу.

В соответствии с абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК налоговые ставки для исчисления налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3% кадастровой стоимости, в частности, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.

Законодательство о налогах не содержит понятия жилищного строительства. При этом в силу положения ст. 11 НК институты, понятия и термины других отраслей законодательства РФ, используемые в НК, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК.

Так, согласно ч. 3 ст. 48 ГрК, осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).

Таким образом, используемое в ГрК понятие «объект индивидуального жилищного строительства» не связано с предоставлением (приобретением) исключительно физлицом земельного участка, на котором осуществляется указанное строительство.

Следовательно, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, применение налоговых ставок не зависит от их принадлежности налогоплательщикам-физическим или юридическим лицам.

Заполнение декларации при разных коэффициентах

– с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты госрегистрации прав на данные земельные участки вплоть до госрегистрации прав на построенный объект недвижимости;

– с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты госрегистрации прав на построенный объект недвижимости.

Однако Порядок заполнения налоговой декларации по земельному налогу, утвержденный приказом ФНС России от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347@, не предусматривает возможности применять два разных коэффициента в течение одного налогового периода.

Скоро это недоразумение будет исправлено, ответили в ФНС.

Переданным на государственную регистрацию в Минюст приказом ФНС России от 02.03.2018 N ММВ-7-21/118@ предусмотрены соответствующие дополнения к порядку заполнения налоговой декларации.

Налог на коммерческую недвижимость: сумма, порядок расчёта

Коммерческая недвижимость — это объекты недвижимости или земельные участки, предназначенные для извлечения постоянной прибыли или прироста капитала. Естественно, владение подобными участками подразумевает уплату налогов в казну государства. Определенный процент стоимости подобной недвижимости собирается под видом налогового сбора и отчисляется в государственную казну.

Понятие коммерческой недвижимости

В действующем законодательстве РФ отсутствует чёткое определение понятию «коммерческая недвижимость». Впрочем, в сложившейся юридической практике, под недвижимостью коммерческого плана понимают помещение, которое не относится к жилому фонду, и используется владельцем не в личных целях, а для получения денежной или иной прибыли.

Собственником коммерческой недвижимости может быть как физическое, так и юридическое лицо.

Условно говоря, приобретение коммерческой недвижимости необходимо для инвестиций с целью получения стабильного денежного дохода в долгосрочной перспективе. Другими словами, любое здание, сооружение, которое сдается в аренду или служит производственным складом, цехом, считается коммерческой недвижимостью.

К подобным видам собственности можно отнести:

  • Торговые центры и магазины;
  • Гаражи, автомойки и автосалоны;
  • Рестораны и кафе;
  • Гостиницы и хостелы;
  • Апартаменты;
  • Бизнес-центры, офисы и так далее.

Стоит отметить, что к коммерческой недвижимости также относятся земельные участки, воздушные и морские суда, а также суда внутреннего плавания. Последние относятся к недвижимости на основании регистрации в том или ином аэропорту, или порту.

Любой вид коммерческой недвижимости подлежит налогообложению. До 2015 года, налог по всем типам недвижимости начислялся исходя из среднегодовой стоимости. Впрочем, на данный момент расчёты для определённых типов недвижимости производятся по кадастровой стоимости, которая приближена к рыночной. Это увеличивает налоговое бремя.

Среди объектов, для которых используется кадастровая оценка, выделяют:

  • Торговые комплексы и помещения в его составе;
  • Иностранная недвижимость, расположенная в пределах РФ;
  • Административные здания и центры;
  • Нежилые помещения, предназначенные для офисов, общепита, торговых точек и объектов обслуживания населения.

Для всех остальных объектов недвижимости размер и ставка налога вычисляются по балансовой стоимости.

Если организация или физическое лицо владеет несколькими видами недвижимости, попадающими под разные правила исчисления налога, по каждому из них сумма будет рассчитываться в отдельности.

Кто должен платить?

Владение помещениями неизбежно влечёт за собой обложение налогом. Таким образом, платить за свое имущество обязаны все юридические и физические лица, а также коммерсанты, владеющие коммерческой недвижимостью. Режим налогообложения значения не имеет.

Для юридических и физических лиц заметно различается как режим налогообложения, так и сам размер налогов.

Кто может не платить?

Налог на недвижимость является региональным платежом, поэтому местные власти сами могут решать какие льготы следует предоставить, а какие убрать. Если льготы предоставлены местными властями, их нужно все время подтверждать. Если же льготы предоставлены налоговиками, то подтверждение не нужно.

По общему правилу, от налогов полностью освобождены следующие организации:

  • Религиозные и бюджетные учреждения;
  • ТСЖ, ЖСК;
  • Заведения транспорта;
  • Оборонные предприятия;
  • Метрополитен;
  • Предприятия, в штате которых работают инвалиды;
  • Автомобильные компании;
  • Учреждения культуры.

Частично освобождаются от уплаты налогов объекты:

  • Научного;
  • Медицинского;
  • Образовательного характера.

Таким образом, можно видеть, что от налогов освобождены организации некоммерческого толка, а право на частичные льготы имеют социальные и научные организации.

Налогообложение коммерческой недвижимости

Сумма, а также налоговая ставка, подлежащая к уплате, рассчитывается по среднегодовой или по кадастровой стоимости, в зависимости от типа коммерческой недвижимости. Если нужно рассчитать по кадастровой стоимости, берется в расчет та ставка, которая установлена местными властями. Ставку налога и сроки уплаты также регламентируют местные власти.

Налоговое законодательство часто меняется и корректируется, поэтому лицам, связанным с бизнесом в сфере недвижимости, стоит постоянно наблюдать за переизданиями и правками в Налоговом кодексе РФ. Важно отметить, что ставки для физических и юридических лиц заметно различаются.

Для физических лиц

Налоговая ставка для физических лиц вычитается исходя из инвентаризационной стоимости помещения и не может превышать показатели, закрепленные на законодательном уровне:

  • Если стоимость помещения составляет 300 тысяч рублей, то процентная ставка по налогу на нежилое помещение коммерческого назначения составит всего 0,1%. Это относится и к помещениям, предназначенным для проживания. В частности речь идёт об апартаментах, гостиницах и хостелах;
  • Для помещений стоимостью от 300 до 500 тысяч рублей, процентная ставка составит от 0,1% до 0,3%;
  • Если речь идёт о помещениях стоимостью свыше 500 тысяч рублей, процентная ставка будет составлять от 0,3% до 2,0%. Речь идёт о дорогостоящей недвижимости, вроде торговых центров и офисов.

Важно отметить, что льготы по налогообложению коммерческой недвижимости не распространяются на физических лиц. Это связано с тем, что помещение физического лица вовлечено в предпринимательскую деятельность.

Для юридических лиц

Налоговые ставки для юридических лиц значительно отличаются от ставок для физических лиц. Это связано с тем, что помещения, принадлежащие юридическим лицам, облагаются налогом на имущество организаций.

Как правило, налог на недвижимость, предназначенную для коммерческих целей, не превосходит 2,2% от конечной цены самого помещения. Максимальная ставка по недвижимости, с которой налог считают исходя из кадастровой стоимости, составляет 2%.

Расчет налога на имущество имеет свои особенности в каждом из этих случаев. При расчете налога по средней стоимости ставку налога умножают на среднюю стоимость имущества за отчетный период. При расчете налога на имущество по кадастровой стоимости, ставку налога умножают на кадастровую стоимость имущества на 1 января налогового периода (отчетного года).

При продаже коммерческой недвижимости

В связи с тем, что в законодательстве отсутствует понятие коммерческой недвижимости, при заключении сделок по продаже могут возникнуть сложности. Также следует учесть особенности налогообложения, связанного со статусом продавца недвижимости.

Порядок уплаты налога с продажи коммерческой недвижимости, размер ставки и сроки зависят от статуса продавца:

  • Если речь идёт о физических лицах, они должны уплатить НДФЛ, начисляемый по ставке, установленной местными властями и администрацией. Обычно налоги при продаже коммерческой недвижимости физическим лицом рассчитываются по ставке 13% с вырученной по договору суммы дохода.
  • Индивидуальные предприниматели могут снизить налог, воспользовавшись налоговыми вычетами. Естественно, они должны обосновать снижение налога, предоставив документы, подтверждающие их траты при реализации имущества.
  • При продаже имущества, используемого в коммерческих целях, иностранные организации обязаны уплатить налог по ставке в 20%.
  • ООО не платят налоги с дохода, полученного с продажи такой недвижимости. Это связано с тем, что объект недвижимости выступает в качестве взноса в уставной капитал.

Налоги при сдаче коммерческой невидимости в аренду также будут зависеть от статуса владельца. Например, если речь идёт об индивидуальном предпринимателе, ему придётся уплатить НДФЛ в размере 13%. Дополнительно уплате подлежит стандартный имущественный налог для юридических и физических лиц. Иностранцам, осуществляющим подобную деятельность на территории РФ, придётся уплатить налог в размере 30% от прибыли.

Сроки оплаты налога

Сроки уплаты налога на коммерческую недвижимость устанавливаются региональным законодательством. Такое правило прописано в статье 383 НК РФ. Платеж может перечисляться единовременно, а также могут быть предусмотрены авансовые ежеквартальные платежи.

Читайте также:  Что выбрать ИП или ООО, если прописка в одном городе, а открытие и ведение бизнеса будет в другом?

Например, в Санкт-Петербурге, на основании статьи 3 закона No 684-96 установлены следующие сроки:

  • Авансовые платежи — до 30 числа месяца, следующего за отчетным;
  • Годовой платеж — до 30 марта года, следующего за налоговым периодом.

Образцы документов

Ниже будут представлены образцы и бланки налоговых деклараций, а также документ, объясняющий как их заполнять:

Нужно ли вам платить земельный налог

Земельный налог относится к местным налогам. Уже два года действует новая глава 31 Налогового кодекса «Земельный налог», которая фактически заменила собой федеральный закон «О плате за землю». Однако исчисление этого налога до сих пор вызывает массу вопросов.

Ваши права на земельный участок
Вопросы земельного законодательства регулируются Земельным кодексом РФ (далее — ЗК РФ). Организациям позволено пользоваться землей на правах частной собственности (ст. 15 ЗК РФ). Для этого землю надо купить. Однако в настоящее время большинство фирм владеют земельными участками на условиях постоянного (бессрочного) пользования. Т.е. они не обладают правом собственности и не могут распоряжаться земельным участком. Собственник здания, строения, находящегося на государственном или муниципальном земельном участке, имеет право пользоваться им на правах собственности, постоянного пользования или аренды.
Если у вас есть здание, а земля не в частной собственности, то вы автоматически пользуетесь участком на правах бессрочного (постоянного) пользования. Так сказано в п.п. 1 и 2 ст. 271 ГК РФ. Причем не имеет значения, есть у вас документы или нет.
ПАМЯТКА: В настоящее время предоставлять земельные участки на условиях постоянного бессрочного пользования запрещено. Это сохраняется для фирм, которые получили участки до вступления в силу ЗК РФ. Однако до 1 января 2008 года организации и предприниматели должны переоформить участки, занимаемые на условиях бессрочного пользования, в собственность или в аренду (ФЗ-№ 192 от 27.12.2005 г.). О выкупе земельных участков сказано в ст. 36 ЗК РФ.

Кто платит земельный налог
Основная проблема земельного налога заключается в том, что многие организации (предприниматели), обязанные его уплачивать, не подозревают об этом. Статья 388 НК РФ признает плательщиками этого налога организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного владения. Не платят налог организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
ПАМЯТКА: Физические лица — это граждане РФ, индивидуальные предприниматели. Переход на упрощенную систему налогообложения или уплата единого налога на вмененный доход не освобождает от уплаты земельного налога.

Организация владеет землей на праве безвозмездного пользования. Договор с собственником заключен на срок 20 лет. Должна ли организация платить земельный налог?
Нет. В данной ситуации договор пользования заключен на определенный срок — 20 лет.
Предприятие арендует здание. Должен ли арендатор платить налог на землю, на которой оно находится?
В соответствии со ст. 652 ГК РФ по договору аренды во временное пользование передается только здание. Т.е. здание по-прежнему остается на балансе арендодателя. Он и будет продолжать платить налог за соответствующий земельный участок, если иное не указано в договоре на аренду имущества. Отношения, связанные с арендой земли, не подпадают под действие налогового законодательства, а регулируются ГК РФ. В других случаях платится земельный налог.

Очень важно! Договор аренды земельного участка, заключенный на срок более одного года, подлежит государственной регистрации.
Обратите внимание! Многие фирмы арендуют помещения. Некоторые инспекторы считают, что организация должна заплатить земельный налог. Арбитры не поддерживают инспекторов (например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.07.05 по делу № А26-108/2005-217). Судьи заявили, что земельный налог платят собственники земли, кроме арендаторов (ст. 388 НК РФ). У арендатора помещения не возникает каких-либо прав на землю.
ПАМЯТКА: С земель, находящихся на праве пожизненного наследуемого владения, также нужно платить земельный налог. Но это касается только граждан (ст. 21 ЗК РФ).

Что является основанием для уплаты земельного налога
Право собственности на землю возникает у предприятия после его государственной регистрации, которая осуществляется с 31 января 1998 г.
в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ (в ред. от 18.07.06 г.) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Указанные права на земельные участки удостоверяются выдачей свидетельства о праве собственности на земельный участок.
Если организация еще не зарегистрировала свои права, то она все равно признается владельцем участка на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю, которые были выданы организации до вступления в силу Закона № 122-ФЗ. Об этом сказано в письмах Минфина от 20.06.06 г. №03-06-02-04/88, от 27.10.06 № 03-06-02-04/149.
ПАМЯТКА: Налоговики руководствуются понятием «о единстве судьбы» недвижимого имущества и земельного участка под ним. Если вы владеете недвижимостью, то обязаны платить налог за тот земельный участок, на котором она находится.

Что представляет собой кадастровая оценка
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (ст. 66 ЗК РФ). Любой участок земли имеет реальную цену, которая напрямую зависит от его качества. Чем земля плодороднее, тем, соответственно, выше ее стоимость. За каждым земельным участком должен быть закреплен свой кадастровый номер. При оформлении сделки купли-продажи этот номер будет фиксироваться и в Земельном комитете, и в Регистрационной палате. Государственный кадастровый учет земельных участков проводится в системе государственного земельного кадастра путем внесения сведений о земельном участке в Единый государственный реестр земель.

От чего зависит сумма налога
Сумма земельного налога зависит от кадастровой стоимости земельного участка и установленной налоговой ставки по земельному налогу. Чем выше кадастровая стоимость, тем больше сумма налога. Кадастровая стоимость определяется по данным кадастровой оценки, результаты которой утверждаются органами исполнительной власти субъектов России на основе расчетов, сделанных Федеральным агентством кадастра объекта недвижимости. Местные власти должны довести до налогоплательщика информацию о стоимости участка, либо стоит обратиться в местный орган по регулированию земельных отношений (например, в Департамент земельных ресурсов). Кадастровая стоимость определяется на конкретную дату — на 1 января года, являющегося налоговым периодом по налогу. При этом она не может для целей налогообложения изменяться в течение года, если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок или не было вынесено соответствующее судебное решение.

Налоговая база
Налогоплательщики (организации, предприниматели) определяют налоговую базу самостоятельно. Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков. На основании ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, по которым налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Ставки налога
Ставки налога регламентируются законами муниципальных образований (п. 1 ст. 394 НК РФ). НК РФ устанавливает максимальные размеры налоговых ставок:
— 0,3% для сельского хозяйства и участков, занятых объектами ЖКХ;
— 1,5% для всех прочих земель.
ПАМЯТКА: Местные власти могут самостоятельно дифференцировать размер ставок в этих пределах в зависимости от категорий земель.

Индивидуальный предприниматель владеет участком, который расположен на территории двух муниципальных образований. Каким образом надо рассчитывать налог в данной ситуации?
Налоговая база по части участка, расположенной на территории каждого муниципального образования, формируется как доля кадастровой стоимости участка, пропорционально доле площади, которую он занимает на данной территории. Сумма налога тогда рассчитывается как произведение кадастровой стоимости, исчисленной для соответствующей части площади участка, и ставки, действующей на территории муниципального образования, где расположена земля. Такие разъяснения приведены в письме Минфина от 27.12.05 г. № 03-06-02-02/108. Соответственно, каждая сумма налога перечисляется в «свой» бюджет.

Обратите внимание, что в данном случае необходимо представить отдельный расчет по земельному налогу в инспекцию всех муниципальных округов, на территории которых расположен участок.

Расчет земельного налога
Расчет земельного налога в общем случае не вызывает трудностей. Чтобы рассчитать налог за налоговый период, надо налоговую базу (кадастровую стоимость на 1 января) умножить на налоговую ставку, соответствующую категории земельного участка. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам года, равна годовой сумме налога за минусом уплаченных авансовых платежей.
Сложнее ситуация, когда участком владеют не полный год. Тогда для расчета земельного налога необходимо знать: 1) количество месяцев отчетного периода, 2) количество полных месяцев владения земельным участком в течение отчетного периода, 3) ставку налога, 4) налоговую базу (кадастровую стоимость).

Компания продала свой земельный участок. Нужно ли платить земельный налог за тот период, в котором право собственности на него было прекращено?
П. 7 ст. 396 НК РФ установлено, что если право собственности на земельный участок прекращено до 15-го числа месяца, фирма должна уплатить налог за период с 1 января до 1-го числа месяца прекращения права. Если право на земельный участок прекращено после 15-го числа месяца, то уплатить налог нужно с 1 января до 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения права.

Авансовые платежи по земельному налогу
Земельный налог перечисляется посредством авансовых платежей, если это предусмотрено законодательством муниципальных образований. Размер авансов определяется отдельно за каждый квартал как одна четвертая от общей суммы налога.
Очень важно! Отчетными периодами по земельному налогу являются квартал, полугодие и девять месяцев. Но это не влияет на порядок расчета авансовых платежей. Другими словами, авансовые платежи определяются не нарастающим итогом, а отдельно за каждый квартал.

Сроки уплаты
Сроки уплаты авансовых платежей налога также устанавливают местные власти. Однако требовать уплаты налога за год раньше 1 февраля следующего года они не имеют права (п. 1 ст. 397 НК РФ).

Льготы по земельному налогу
Глава 31 НК РФ предусматривает следующие виды льгот:
— в виде не облагаемой налогом суммы;
— в виде необлагаемой площади земельного участка;
— в виде освобождения от платежей;
— в виде уменьшения суммы налога.
Льготы на федеральном уровне перечислены в ст. 395 и п. 5 ст. 391 НК РФ. Кроме того, льготы могут предоставлять муниципальные образования (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщик, имеющий на них права, должен представить подтверждающие документы в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка.

В собственности индивидуального предпринимателя три земельных участка разной площади на территории одного округа, где местные органы власти предусмотрели льготу по земельному налогу в виде необлагаемой суммы. Можно ли воспользоваться льготой по каждому из участков?
Нельзя. Льготу можно применять лишь в отношении одного земельного участка. П. 5 ст. 391 НК РФ предусмотрено, что база по налогу уменьшается на соответствующую сумму только одним налогоплательщиком в отношении участка, расположенного на территории одного муниципального образования. Таким образом, предприниматель вправе выбрать, по какому участку уменьшить налоговую базу. Если разность между налоговой базой и необлагаемой суммой получится отрицательной, то налог не платится, т.к. база «обнуляется».

ПАМЯТКА: Если организация (предприниматель) имеет несколько участков, расположенных на территории одного муниципального образования, то она может сама определить, по какому из них будет применяться льгота.

Налоговая декларация по земельному налогу
Новая форма налоговой декларации по земельному налогу и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина от 29.03.2007 г. №27н. Настоящий Приказ вступает в силу по отчетности за 2007 год по сроку не позднее 1 февраля 2008 года. Ее нужно сдать в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Если у налогоплательщика на территории одного муниципального образования имеется несколько земельных участков, то подавать следует одну декларацию.
Обратите внимание! 1. Сдавать авансовые расчеты и декларацию по налогу должны не только организации, но и физические лица — индивидуальные предприниматели (в отношении тех земель (или части), которые они используют для предпринимательской деятельности).
2. Налогоплательщики — физические лица (не предприниматели) уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 НК РФ), поэтому налоговую декларацию им представлять не нужно.
Очень важно! Если фирма имеет земельный участок, на котором находятся как объекты ЖКХ, так и промышленные предприятия, то земельный налог рассчитывается отдельно: по ставке до 0,3% для участка, занятого объектами ЖКХ, и по ставке до 1,5% — для остальной площади (письмо Минфина от 1.09.06 № 03-06-02-06/89). Данные для расчета нужно брать из технической документации (техпаспорта объекта, градостроительного плана земельного участка). При составлении налоговой декларации по земельному налогу следует заполнять два отдельных раздела 2 «Расчет налоговой базы и суммы налога». При этом по строке 050 указывается, соответственно, кадастровая стоимость участка, которая занята объектами жилищного фонда, и остальной площади, а по строке 220 (200) — налоговая ставка.

Подведем итоги
В заключение еще раз обращаю внимание тех, кто недавно стал землевладельцем либо только планирует приобрести земельный участок или здание, на несколько важных моментов.
1. Фирмы-владелицы недвижимого имущества (в т.ч. и земельных участков) ставятся на учет в инспекции по месту его расположения
(п. 5 ст. 83 НК РФ). Значит, рассчитывать налог необходимо по правилам, установленным в нормативном акте данной территории, а отчетность сдавать в местную ИФНС (п. 1 ст. 389, п. 3 ст. 397 НК РФ).
2. Обязанность по уплате земельного налога у покупателя земельного участка возникает с момента государственной регистрации права собственности на данное имущество. При этом продавец участка остается налогоплательщиком земельного налога до момента государственной регистрации прекращения права собственности. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав (письмо Минфина России от 23.09.05 №03-06-02-04/75).
3. При покупке здания, находящегося на арендованном земельном участке, покупатель фактически становится арендатором участка. Причем происходит это с момента регистрации права собственности на недвижимость и вне зависимости от того, был ли заключен в установленном порядке договор аренды между новым владельцем здания и собственником земли. Следовательно, покупатель должен вносить плату за участок земли, на котором находится приобретенное здание. Об этом Минфин России сообщал в письме от 12.09.05 №03-06-02-04/70. Обосновывая свою позицию, специалисты финансового ведомства сослались на постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.05 №11.
4. Если участок поделен между несколькими владельцами, то в правоустанавливающем документе может отсутствовать информация, необходимая для расчета налога, а именно доля, приходящаяся на собственника. В этом случае данный показатель определяется путем деления площади земельной доли, указанной в документе, на общую площадь земельного участка (письмо Минфина России от 01.09.05 №03-06-02-02/74).

Ссылка на основную публикацию