ООО с лицензией на алкаголь может применить ЕНВД?

ООО с лицензией на алкаголь может применить ЕНВД?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Организация работает на УСН, вид деятельности – гостиница (пансионат без медицинских услуг). Она получила лицензию на торговлю винно-водочной продукцией.
Может ли организация применять УСН и в отношении реализации алкогольной продукции, или в отношении данного вида деятельности необходимо применять дополнительно ЕНВД?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация может применять систему ЕНВД в отношении реализации алкогольной продукции, ранее приобретенной для последующей реализации, на основе договоров розничной купли-продажи в случае реализации указанной продукции через стационарную торговую сеть с торговым залом магазина или павильона с площадью торгового зала менее 150 кв. м.
Также возможно применять систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении реализации покупной алкогольной продукции (не произведённой самостоятельно) как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки в объектах общественного питания.
Если переход на ЕНВД не входит в планы организации, реализация алкогольной продукции может осуществляться в рамках УСН.

Обоснование вывода:
С 01.01.2013 в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 346.28 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели применяют систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД) добровольно (абзац второй пп “а” п. 22 ст. 2, пп. 1 ст. 9 Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД устанавливается НК РФ, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными налоговым законодательством РФ.
Система налогообложения в виде ЕНВД может применяться, в частности, в отношении розничной торговли. В общем случае возможны два вида розничной торговли, при осуществлении которых возможно применение системы ЕНВД.
Так, согласно пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли.
Кроме того, применение системы ЕНВД возможно через объекты стационарной торговой сети без торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети (пп. 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции” (далее – Закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, а также контрольно-кассовую технику. Указанное требование не распространяется на крестьянские (фермерские) хозяйства.
Применительно к сельским поселениям стационарные торговые объекты и складские помещения должны быть общей площадью не менее 25 квадратных метров.
В Законе N 171-ФЗ понятие стационарного торгового объекта не раскрывается.
Стационарная торговая сеть определена в ст. 346.27 НК РФ как торговая сеть, расположенная в предназначенных и (или) используемых для ведения торговли зданиях, строениях, сооружениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям.
В статье 346.27 НК РФ разъяснено, что следует понимать под стационарной торговой сетью, не имеющей торговых залов, а также под объектами нестационарной торговой сети.
Под стационарной торговой сетью, не имеющей торговых залов, понимается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты (абзац пятнадцатый ст. 346.27 НК РФ).
Из определения стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, следует, что указанная торговая сеть не предполагает наличие обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, тогда как п. 6 ст. 16 Закона N 171-ФЗ устанавливает требования к наличию специальных объектов и складских помещений определённой площадью.
В связи с этим использование стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, как и нестационарной торговой сети, не рассматривается в качестве оснований для применения ЕНВД при организации розничной торговли алкогольной продукцией.
Согласно абзацу двенадцатому ст. 346.27 НК РФ под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.
При этом к розничной торговле не относятся реализация подакцизных товаров, указанных в пп.пп. 6-10 п. 1 ст. 181 НК РФ, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания, газа, грузовых и специальных автомобилей, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков, автобусов любых типов, товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети), передача лекарств.
Таким образом, к розничной торговле не относится реализация алкогольных напитков в объектах организации общественного питания, в частности в барах, ресторанах и кафе.
Для реализации алкогольной продукции через объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы (магазины и павильоны), не относящиеся к объектам общественного питания, таких ограничений не предусмотрено.
В этом случае, с учётом пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, а также разъяснений контролирующих органов (смотрите письмо УФНС России по г. Москве от 25.06.2009 N 16-15/064959), предпринимательская деятельность в сфере торговли алкогольной продукцией, ранее приобретенной для последующей реализации, осуществляемая на основе договоров розничной купли-продажи через магазин с площадью торгового зала менее 150 кв. м, может быть переведена на систему налогообложения в виде ЕНВД.
Таким образом, реализация алкогольных напитков в торговом зале помещения (магазина или павильона), подпадающего под определение стационарной торговой сети с площадью торгового зала не менее 50 квадратных метров, может быть переведена на систему налогообложения в виде ЕНВД.
К видам деятельности, в отношении которых может применяться система налогообложения в виде ЕНВД, относится оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания (пп.пп. 6, 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).
В силу абзаца девятнадцатого ст. 346.27 НК РФ под услугами общественного питания понимаются услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга. К услугам общественного питания не относятся услуги по производству и реализации подакцизных товаров, указанных в пп. 3 ст. 181 НК РФ.
К указанным подакцизным товарам относится алкогольная продукция (водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, сидр, пуаре, медовуха, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5%, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ).
Однако в таком контексте именно производство и реализация подакцизных товаров – основание для исключения этого вида деятельности из облагаемой по правилам главы 26.3 НК РФ (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2014 N 12АП-8122/14). Для реализации покупной (не произведенной самим налогоплательщиком) продукции такое ограничение отсутствует.
Иными словами, предпринимательская деятельность по реализации покупной алкогольной продукции, не произведенной самостоятельно, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки в объектах общественного питания относится к услугам общественного питания и подлежит переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД (письма Минфина России от 07.11.2014 N 03-11-11/56159, от 30.07.2009 N 03-11-06/3/199, от 16.06.2008 N 03-11-04/3/275, от 21.01.2008 N 03-11-04/3/8, от 18.01.2008 N 03-11-04/3/6).
Таким образом, может признаваться услугами общественного питания и облагаться ЕНВД в отношении такого вида деятельности сопутствующая оказанию таких услуг реализация спиртных напитков в розлив через зал обслуживания посетителей в барах, ресторанах, кафе и других объектах общественного питания при условии, что такую алкогольную продукцию произвел не сам налогоплательщик.
С учётом изложенного в зависимости от того, какими помещениями организация располагает и какие именно виды деятельности планирует осуществлять, будет зависеть возможность применения системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении указанных видов деятельности (до 1 января 2018 г. (п. 8 ст. 5 Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ)).
В заключение напомним, что налогоплательщики, применяющие УСН и ЕНВД, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов (п. 8 ст. 346.18 НК РФ), а также имущества, обязательств и хозяйственных операций (п. 7 ст. 346.26 НК РФ).
Если переход на систему налогообложения в виде ЕНВД не входит в планы организации, реализация алкогольной продукции может осуществляться в рамках УСН.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена

16 марта 2016 г.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

ЕНВД и продажа алкоголя: новости 2020 года

Алкоголь и табак подлежат обязательной маркировке. А с 2020 года ЕНВД запрещено применять тем, кто торгует отдельными видами маркированных товаров. Но у продавцов подакцизной продукции есть еще целый год на ЕНВД.

С 2020 года запрещено применять ЕНВД тем, кто продает в розницу маркированные товары: лекарства, обувь и меховую одежду. Реализация этих товаров больше не считается розничной торговлей. Но есть и хорошая новость: розничная торговля алкоголем не попадает под запрет ЕНВД в 2020 году.

Розничная торговля алкоголем и табаком в 2020 году

325-ФЗ внес в Налоговый кодекс ряд изменений, одно из которых — уточнение понятия розничная торговля. С 1 января 2020 года в статье 346.27 будет прописано следующее:

«Реализация лекарственных препаратов, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств”, обувных товаров и предметов одежды, принадлежностей к одежде и прочих изделий из натурального меха, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками по перечню кодов Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности и (или) по перечню кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, определяемых Правительством Российской Федерации, для целей настоящей главы не относится к розничной торговле»

Это значит, что из понятия розничной торговли исключили лекарства, обувь и меховую одежду.

Читайте также:  Можно ли уменьшить просроченный аванс по УСН за 2 и 3 квартал, если взносы оплачены в 4 квартале?

При этом в тексте закона нет ни слова о торговле алкоголем и табаком, несмотря на то, что этот товар подлежит обязательной маркировке. Торговать этими товарами в розницу на ЕНВД можно до 2021 года.

Какой налоговый режим выбрать после отмены ЕНВД для подакцизной продукции в конце 2020 года

По последним данным, с 1 января 2021 года ЕНВД будет полностью отменен. Поэтому те, кто торгует алкоголем и табаком в розницу, должны подготовиться к этому событию.

Если не направить налоговикам уведомление о переходе на спецрежим (УСН или ПСН), организации и ИП будут автоматически переведены с ЕНВД на общую систему налогообложения — ОСНО.

Этот налоговый режим является самым сложным. Те, кто его применяет, обязаны платить множество налогов, а также вести бухгалтерский и налоговый учет в полном объеме.

Для тех, кому невыгодно переходить на ОСНО, существуют налоговые спецрежимы: упрощенка (УСН) и патент (ПСН). Разберемся, чем они отличаются и каковы условия их применения.

Перейти на упрощенку могут как ИП, так и организации.

Перед тем, как перейти на УСН, нужно выбрать объект налогообложения: «доходы» или «доходы минус расходы».

«Доходы» выгодно выбирать, если доля плановых расходов не превышает 50%. Тогда налоговая ставка составит 6%. Если же выбран второй вариант, то налоговая ставка варьируется от 5 до 15% в зависимости от региона.

Добровольно перейти на УСН в течение года нельзя. До 31 декабря 2020 года нужно подать в налоговую уведомление о переходе на УСН. Налоговый режим будет изменен с 1 января 2021 года.

Если УСН уже применяется для отдельных видов деятельности, достаточно подать заявление об отказе от ЕНВД.

Патентная система налогообложения доступна только индивидуальным предпринимателям, которые реализуют легкие алкогольные напитки в розницу или в рамках общепита.

Уведомить ИФНС о переходе на ПСН можно с помощью заявления унифицированной формы. Его подают лично, по доверенности или по почте. Также можно подать заявление через портал Госуслуг.

Стоимость патента составит 6% от потенциальной прибыли, которая будет определена государственными органами.

Другими словами, плательщики ЕНВД, которые алкоголь и табак, не остаются в безвыходном положении. Они также могут перейти на другие спецрежимы. Главное — соблюсти сроки подачи документов в налоговую. У них есть целый год, чтобы успеть отказаться от ЕНВД и выбрать другой режим налогообложения.

Общепит, ЕНВД и реализация алкогольной продукции

“Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение”, 2007, N 8

Оказание услуг общественного питания на многих предприятиях неразрывно связано с реализацией алкогольной продукции, которая также используется в приготовлении различных напитков и коктейлей. Организации, предлагающие посетителям крепкие напитки и оказывающие услуги общественного питания, переводятся на уплату ЕНВД в общем порядке. Главное, чтобы были выполнены два условия: площадь зала обслуживания посетителей не превышает установленного ст. 346.26 НК РФ ограничения, а местными властями в отношении оказываемых услуг общепита введена “вмененка”. К этим двум условиям со следующего года добавится третье, которое кратко прокомментировано финансовым ведомством в Письме от 03.07.2007 N 03-11-04/3/246. В статье автор рассмотрел предложения Минфина и представил собственный комментарий к вносимым в Налоговый кодекс поправкам.

С 1 января 2008 г. к “вмененным” услугам общественного питания не относятся услуги по производству и реализации подакцизных товаров, указанных в пп. 3, 4 п. 1 ст. 181 НК РФ. Что же названо в этих подпунктах? Во-первых, алкогольная продукция – спирт питьевой, водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов, во-вторых, пиво.

Как видим, в дополнение поименованы производство и реализация указанных подакцизных товаров. Союз “и”, который поставлен законодателем между этими терминами, не предоставляет налогоплательщику право выбора. Если оба этих действия с подакцизными товарами присутствуют в деятельности предприятия, то данное направление не считается для целей применения “вмененки” услугами общественного питания. Что следует относить к реализации, а что к производству подакцизных товаров?

Минфин в Письме N 03-11-04/3/246 не дает прямого ответа на этот вопрос. Чиновники лишь приводят две ситуации, в одной из которых организация не подлежит переводу на спецрежим, а в другой – имеет на это все основания. Если организация изготавливает и в дальнейшем реализует через объект общественного питания подакцизные товары, перечисленные в пп. 3, 4 п. 1 ст. 181 НК РФ, то в следующем году спецрежим для нее будет закрыт. Другая ситуация – организация реализует через объект общественного питания готовые (приобретенные для последующей реализации) подакцизные товары, что дает ей право уплачивать налоги в рамках “вмененки”. Проще говоря, Минфин выбрал две крайности: либо производство и реализация, либо чистая перепродажа подакцизных товаров.

Однако на предприятиях общественного питания не все так просто. Даже приобретенные для последующей реализации подакцизные товары не продаются в ресторанах и кафе в первоначальном виде (для этого есть точки розничной продажи). Как минимум, алкогольная продукция реализуется в розлив, а в барах посетители могут продегустировать смешанные крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки. Являются ли розлив и смешение купленных подакцизных товаров в зале обслуживания операциями, связанными с производством и реализацией? В отсутствие разъяснений уполномоченных органов и арбитражной практики дать ответ на этот вопрос непросто, но мы попробуем. Для этого рассмотрим отдельно операции по производству и реализации подакцизной продукции, начав с того, что попроще.

Что считать реализацией подакцизных товаров?

В Налоговом кодексе дано общее определение реализации (ст. 39 НК РФ). Ею признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг, а в отдельных случаях – все перечисленные действия, осуществляемые на безвозмездной основе. Приведенной формулировкой можно воспользоваться в целях применения любой главы Налогового кодекса, если в ней не установлен иной порядок признания операций реализации для целей налогообложения. Например, в целях применения гл. 22 “Акцизы” НК РФ помимо передачи прав собственности на подакцизные товары их реализацией следует считать их использование при натуральной оплате труда. Это дополнение следует учесть только при исчислении акцизов, плательщиками которых предприятия общественного питания в общем случае не являются. К тому же на них в качестве натуральной оплаты труда чаще используются продовольственные продукты и кулинарные блюда, а не алкогольная продукция и тем более пиво. Поэтому о реализации подакцизных товаров на предприятиях общепита уместно говорить только в одном случае – при передаче на них права собственности.

Продолжая тему реализации подакцизных товаров, нелишне отметить, что датой их реализации при расчете акциза признается день их отгрузки (ст. 195 НК РФ). Для производителей (и оптовиков до 2006 г.) это уточнение имеет значение, а для организаций общественного питания и розничной торговли – нет, и не только потому, что они не относятся к производителям, уплачивающим акцизы. У предприятий общественного питания и розничной торговли моменты отгрузки и перехода права собственности, как правило, совпадают. Поэтому, продавая алкогольные напитки и пиво посетителям, предприятие общественного питания занимается не чем иным, как реализацией подакцизных товаров. Продавать их можно не только в зале обслуживания посетителей, но и через магазины и отделы кулинарии, а также вне предприятия (через разносную и мелкорозничную сеть). Такая широкая сфера реализации кулинарной продукции (в числе которой есть и напитки) содержится в отраслевом ГОСТе Р 50764-95 , где также дана классификация услуг общественного питания и перечислены требования к их качеству.

“Услуги общественного питания. Общие требования. ГОСТ Р 50764-95”, утв. Постановлением Госстандарта России от 05.04.1995 N 200.

Можно было бы обратиться к данному отраслевому документу за разъяснением понятия “производство товаров”, однако перечень услуг по изготовлению кулинарной продукции, к сожалению, не проясняет этот вопрос. То, что эти услуги включают изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам потребителей из сырья заказчика, а также те же самые услуги, но оказанные на дому, лишь дает представление о возможностях изготовления кулинарной продукции в различных условиях. Нас интересует процесс производства, а именно те операции, которые относятся к изготовлению подакцизных товаров.

Что считать производством подакцизных товаров?

Во “вмененной” главе Налогового кодекса не указано, что считать производством подакцизных товаров, однако есть отсылочная норма к ст. 181 НК РФ из “акцизной” главы. Поэтому за разъяснением этого вопроса логично обратиться к гл. 22 “Акцизы” НК РФ. В ней довольно часто используется словосочетание “производство подакцизных товаров”, но не говорится, что под этим подразумевается. Если рассматривать производство применительно к различным областям экономики, то его можно охарактеризовать как процесс изготовления различных видов продукции, выполнения работ, оказания услуг. Может ввести в заблуждение уточнение в п. 3 ст. 182 НК РФ: в целях обложения акцизами к производству приравниваются:

  • розлив алкогольной продукции и пива как часть общего процесса производства;
  • любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате которого получается подакцизный товар.

Однако ни один из вариантов неприменим к предприятиям общественного питания. Последний – в силу прямого указания, а первый по причине того, что розлив подакцизных товаров приравнивается к производству, только когда он является частью производственного процесса. Розлив алкогольной продукции и пива в зале обслуживания посетителей, очевидно, выходит за рамки такого процесса, который регламентируется требованиями государственных стандартов и (или) другой нормативно-технической документации, утверждаемых уполномоченными органами исполнительной власти.

Возможно, читатель сочтет нецелесообразным обращаться к другим главам Налогового кодекса за разъяснениями и пользоваться для исчисления одного налога нормами, предусмотренными для другого. С этим трудно не согласиться, а все вышеприведенные комментарии лишний раз доказывают, что у проверяющих нет оснований считать розлив и смешение напитков их производством в целях как “вмененной”, так и “акцизной” главы. Значит, рестораны, бары и кафе со следующего года могут уплачивать “вмененный” налог в прежнем порядке, не беспокоясь об обязательствах по “акцизному” налогу.

Заметим, даже если предприятие общественного питания решит заняться производством подакцизных товаров, ему понадобится отдельная лицензия (на производство, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции), в то время как большинство таких организаций имеет лицензию лишь на розничную продажу алкогольной продукции (п. 2 ст. 18 Закона N 171-ФЗ) .

Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”.

Закономерен вопрос: кого исключают поправки Закона N 85-ФЗ из списка “вмененщиков” со следующего года? Вероятно, те организации, которые занимаются мини-производством подакцизных товаров, их розничной реализацией и организацией потребления. Однако алкогольная продукция и пиво – это не пирожки с ватрушками, их производственный процесс включает не одну стадию переработки, поэтому организовать производство в пределах одного цеха, с которым соседствует зал обслуживания посетителей, достаточно сложно. И все же с развитием технологий изготовления сегодня можно встретить мини-пивоварни, занимающиеся производством и розничной реализацией пенного напитка (например, в больших супермаркетах). Такие компании со следующего года не могут оставаться на “вмененке”, им придется уплачивать налоги в рамках общего режима.

Федеральный закон от 17.05.2007 N 85-ФЗ “О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации”.

Особые требования получения алкогольной лицензии для общепита в 2020 г. – особенности продажи алкоголя в кафе

Законодательные документы, регулирующие производство, реализацию, транспортировку, другие обстоятельства, касающиеся оборота спиртовой продукции, периодически развиваются. Лицензия на алкоголь для общепита также претерпела обновление, в частности изменились требования к претендентам. Обновление действует с января нового 2020 года.

Читайте также:  Можно ли ИП на ЕНВД установить кондиционеры госучреждению, не нарушив закон?

Новые правила реализации спиртного в общепите

Не разобрались с материалом статьи или нужна помощь? Задайте вопрос нашему штатному юристу через форму «Онлайн-консультанта» или оставьте комментарий. Мы обязательно ответим!Задать вопрос >>>

Наиболее недорогой способ совершить переход к категории общественного питания, организовать маленькое кафе с разливом водки – рюмочную. Это потребует торговому предприятию внести некоторые дополнения к существующей лицензии, в т. ч. заплатить госналог в сумме 3,5 тыс. руб.

Изменения также касаются следующих факторов:

  • обязательное использование портала — Единой государственной автоматической информационной системы — ЕГАИС, при реализации алкогольных напитков http://egais.ru/ ;
  • запрещаются рекламные кампании спиртного через сеть;
  • требует обязательной процедуры регистрации оборудования, используемого для изготовления жидкостей на основе этанола.

Изменились правила транспортировки немаркированной спиртной продукции, осуществляемой физическими лицами.

Налогообложение на продажу алкоголя для общепита

Структуры общепита – рестораны, различные кафе, бары облагаются дополнительными пошлинами.

Последние зависят от следующих обстоятельств:

  • системы налогообложения, которую избрал ее плательщик;
  • организационно-правовой принадлежности торгового предприятия.

Законодательные акты предусматривают для кафе системы – ОСН (общая система налогообложения), налог на вмененный доход, упрощенная и ПСН. Многие индивидуальные предприниматели и компании исходят из специальных налоговых систем, представленные УСН, ЕНВД, часто патентной.

Однако популярной формой для собственников кафе является ОСН, которая более выгодна, чем остальные. Предпочитаемые системы для предприятий общественного питания – УСН (упрощенная система налогообложения), ЕНВД (единый налог на вмененный доход). Это результат того, что они считаются специальными, как для малого бизнеса, так и для среднего. Их могут использовать частные предприниматели и ООО.

Посмотрите видео: “Как получить лицензию на алкоголь.”

Приоритет упоминаемых режимов заключается в упрощенном ведении учета, снижении числа уплачиваемых пошлин.

При внедрении спецрежима, уплате не подлежит:

  • взнос на прибыль — для ООО;
  • НДС;
  • сбор на доход физлица, частного предпринимателя;
  • платеж на имущество учреждений либо физических лиц, которое используется в их коммерческой деятельности.

Последнее правило относится к тем, чьё имущество не присутствует в перечне, по которому пошлина насчитывается после государственной кадастровой оценки.

При определенных режимах, владельцы кафе перечисляют обязательные бюджетные отчисления, даже если организация общепита не получает прибыль, либо убыточна.

Снижение числа обязательных сборов не указывает на их полное отсутствие, поэтому учреждения на упрощенном и вмененном налоге, кроме постоянных ставок, уплачивают и следующие:

  • на физлиц за работников;
  • страховые пошлины;
  • обременение транспорта, земли.

Взимается налог на имущество, если на участке расположения кафе действует акт об использовании кадастровой стоимости, как налоговой базы.

Требования по продаже алкоголя

Лицензия для розничной продажи спиртных напитков в сети общепита предоставляет последнему некоторые права.

Таковыми являются:

  • осуществлять закупки продукции, применительно к соглашению поставки;
  • хранить алкоголь во вскрытых ящиках;
  • использовать спиртное для приготовления кулинарных либо иных блюд;
  • отпускать продукцию в открытом виде либо на разлив.

Допускается розница в сфере общественного питания только на объектах подобной формации, где имеется зал обслуживания клиентов, железнодорожных ресторанах, воздушном и водном транспорте. Причем бутылки с алкоголем обязаны вскрывать только продавцы спиртных напитков.

Организации должны иметь в личной собственности либо аренде фиксированные помещения, которые определены договором не менее чем на один год.

Запрещена розничная продажа алкогольных жидкостей с 22:00 часов до 10 утра исходя из местного времени. Пивные напитки, яблочное и грушевое вино, медовуха реализуемые ИП, отпускаются при наличии в зале не меньше 4 столиков и 16 мест за ними для потребителей. Распитие хмельных напитков разрешается только на вышеуказанных объектах.

Для улучшения учета потребленного спиртного, организации обязаны иметь контрольно-кассовые аппараты. Реализация алкоголя в общепите будет производиться после подключения к программе ЕГАИС.

Торговля алкоголем в кафе ночью

Реализация алкогольной продукции запрещается после 11 часов вечера и до 8 по местному времени, кроме некоторых исключений. Однако федеральные акты об ограничении продажи хмельных напитков говорят, что на предприятиях общепита и магазинах торговля спиртными жидкостями после 23:00 разнится по трактовке. Первый случай характерен тем, что водку, вино либо пиво можно купить и выпить, второй запрещается даже сбыт.

Учет алкоголя в общепите с 1 января 2020 года

Каждая проданная бутылка алкоголя принадлежит к определенной категории и отмечается в сервисе ЕГАИС. Такое положение введено с первого января нынешнего года. С указанной даты также производится фиксирование списания данных продуктов государственной информационной системой.

Для этого объектам продажи следует иметь сканеры, считывающие двухмерные штриховые коды. С 2020 года все структуры общепита должны использовать акцизные бандероли на каждой продаваемой бутылки с алкоголем.

Особенности и сдача декларации

Согласно пунктам федеральных актов, алкогольная декларация подается при изготовлении крепких напитков. В случае нахождения на торговом прилавке магазина водки и пива, направляется отчет по 12-й форме.

Предприниматели и ООО отчитываются в последнем случае по форме №12. Изготовители алкоголя и напитка из хмеля, оптовые закупочные фирмы заполняют декларации с 1 по 10 форму.

Документы представляются фискальным органам каждый квартал, согласно установленным срокам. Подача в 2020 произойдет с первого по двадцатое апреля.

Общепитовские объекты выписывают документы по крепкому и слабому алкоголю в форме 11 и 12. Если кафе не прошло лицензирование, разрешается реализовывать солодовые напитки, другие жидкости низкого содержания спирта, а формуляр сдается только пивной. Магазины представляют оба вида документов, но если разрешение отсутствует — предоставляется сертификат.

Алкогольная лицензия

Алкоголь, с уровнем содержания этанола более 15%, потребует лицензирования всех ступеней, начиная от производства и оканчивая реализацией. Подобный бизнес разрешен только юридическим формам, но не ЧП. ИП вправе получить сертификат на продажу пивных и подобных им составов.

Фермерским хозяйствам можно изготавливать винную продукцию без регистрации юридического лица и получения необходимого документа. Продажа алкогольных продуктов в общепитовских точках потребует приобретение лицензии, независимо от формы их владения.

Розничные объекты по продаже алкоголя имеют два вида таких формуляров:

  • для реализации в запечатанных емкостях;
  • в открытых бутылках.

К последним относятся рестораны, бары и кафе.

Не разобрались с материалом статьи или нужна помощь? Задайте вопрос нашему штатному юристу через форму «Онлайн-консультанта» или оставьте комментарий. Мы обязательно ответим!Задать вопрос >>>

Чтобы получить лицензию на алкоголь для общепита, объекты обязаны соответствовать специальным условиям.

Обусловливающие это факторы таковы:

  1. Общая площадь в городской местности должна быть не менее 50 м 2 , сельской – 25.
  2. Соглашение аренды подписано не меньше, чем на один календарный год.
  3. Объект должен иметь склад.
  4. Зал оборудован туалетной комнатой.
  5. Последняя оснащается подачей горячей – холодной воды, канализацией.
  6. Лечебные, спортивные, учебные учреждения обязаны находиться не менее чем за 100 метров от питейного заведения.

Посмотрите видео: “Лицензия на розничную торговлю алкоголем.”

Границы устанавливает соответствующий орган самоуправления. При нарушении перечисленных правил, выездная проверка может отказать в выдаче лицензии на спиртное.

Для получения формуляра на продажу алкоголя, предприятие должно подать необходимые документы.

Пакет состоит из следующих бумаг:

  1. Заявление, где указаны реквизиты организации. При осуществлении торговли в нескольких местах, нужно внести сведения о каждом из них. Разрешение содержится в одном экземпляре, но будут присутствовать дополнения на обособленную точку.
  2. Подтвержденные нотариусом копии учредительных формуляров.
  3. Подборка из реестра юридических лиц, регистрационных идентификаторов, копия номера плательщика.
  4. Реквизиты банковского учреждения.
  5. Справка из фискального органа об отсутствии долгов.
  6. Письменное подтверждение по уплате государственной пошлины.
  7. Чек о внесении суммы в уставной капитал.
  8. Копии формуляров на соответствие имеющегося специального оборудования.
  9. Соглашение об аренде либо подтверждающие документы о собственном недвижимом имуществе.
  10. Схема обособленного помещения.
  11. Акт проверки объекта пожарной службой.
  12. Бумаги о приемки санитарным учреждением.

Ходатайство содержит указание срока, на который требуется получить разрешение на продажу алкоголя. Наибольший период выдачи последнего обусловливается пятью годами. Необходимо учесть, что это процедура не одноразовая. При решении продлить бизнес, потребуется ежегодная подача документов либо приобрести лицензию на 5 лет.

Продажа алкоголя в общепите через ЕГАИС

Правительство страны изучает законопроект, позволяющий снять введенный 10-летний запрет по реализации пьянящей продукции в интернете. Предлагается поэтапно реформировать виртуальный сбыт спиртных напитков.

Последним пунктом является перевод всей торговли спиртным через портал информационной системы.

Что такое ЕГАИС

Система ЕГАИС в общепите осуществляет государственный контроль над отечественным рынком алкогольных продуктов.

Сервис выполняет следующие функции:

  • ведет полный достоверный учет изготовления, реализации продукции, содержащей этанол;
  • детализирует каждого субъекта страны, производителя, вид, название алкогольной матрицы, ее крепость, объем, условия начисления сбора;
  • учитывает специальные федеральные и акцизные бандероли;
  • анализирует состояние и тенденции выпуска и оборота спирта, его продукции на территории государства;
  • затрудняет продажу подделок алкоголя за счет контроля документов сопровождения, подтверждающих изготовителя и его законность.

Покупателю будет выдаваться специальный чек с QR кодом, который можно проверить через сервис. В нем будут содержаться сведения о реализаторе продукта, производителе, акцизных бандеролях, названии алкоголя, его характеристики.

Правила продажи алкоголя без ЕГАИС

Включение последней версии программы разделено на несколько этапов. Полный переход завершится к третьему кварталу 2020 года.

Продажа алкоголя без ЕГАИС нового образца запланирована только до июля. В этом случае задействовано два основных регистра. Первый контролирует остатки спиртного на складе, второй – торговом помещении. Сверка должна установить баланс обоих регистров в старом сервисе системы.

Посмотрите видео: “Рейд полиции и составление акта за торговлю спиртным без лицензии.”

Списание алкоголя в ЕГАИС

До начала текущего года все емкости со спиртным вскрывались, и списание происходило ручным способом по учетной программе. С января, бутылки, снабженные акцизными бандеролями, будут списываться с помощью сканера всеми торговыми объектами, что не допустит отчисления сверхлимитного объема.

Исходя из этого, программа ЕГАИС будет вести учет списания алкоголя в общепите с помощью специального сканера. Пивные и другие слабые спиртные жидкости будут списываться по старой схеме.

Ограничение на продажу

Федеральный акт о внесении дополнений в закон, обусловливающий регуляцию торговли спиртными жидкостями, говорит, что учреждения общественного питания предназначены для изготовления и продажи свойственным им продуктам.

Согласно проекту, алкогольные жидкости нельзя будет реализовывать в том же помещении, куда посетители ходят обедать или просто посидеть за чашкой кофе. Это возможно не будет касаться выездного обслуживания, куда входят вагонные рестораны, иные передвижные объекты общественного питания.

К правилам будет относиться и обязательное откупоривание бутилированной емкости в ресторанах и кафетериях.

Барам и закусочным не нужно будет получать алкогольную лицензию для общепита, и требование соблюдения обязательной площади. Последнее их не касаться, если там продается спиртное до 16,5% с содержанием этанола. Заведениям также необязательно иметь складские помещения.

Не разобрались с материалом статьи или нужна помощь? Задайте вопрос нашему штатному юристу через форму «Онлайн-консультанта» или оставьте комментарий. Мы обязательно ответим!Задать вопрос >>>

Продажа алкоголя на вынос

Законодательный акт указывает на однозначное открытие продавцом бутилированной емкости перед ее выдачей покупателю в структурах общественного питания. Это действие предотвращает вынос алкоголя за пределы помещения после 23 часов ночи. Правило актуально в отношении не только крепленых, но и напитков средней и низкой крепости.

Однако работающие, после указанного времени, увеселительные заведения часто продают алкоголь в запечатанном виде, что является нарушением. Судебные инстанции не один раз возбуждали по этому поводу дела, но игнорирование закона продолжается. Подобное ведет к наложению штрафных в большей степени на руководство дискотеки или бара.

Требования к розничной продаже

Реализация алкоголя в общепите должна производиться после того, как продавец выдаст покупателю обязательную информацию о товаре, его изготовителе. Действие должно помочь посетителю сделать правильный выбор спиртного напитка.

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка

Сюда включена и продажа алкогольных продуктов, реализуемых в населенных пунктах без доступа к сети.

Штрафы

С начала нынешнего года, независимо от того, где и когда был изготовлен алкогольный товар, его транспортировка физлицами ограничивается 10 дм 3 на одного гражданина.

Читайте также:  У вас есть услуга Формирование декларации по УСН за 2020 год, формируется КУДИР и Декларация?

Нарушителям грозят такие штрафы:

  1. От 3 до 5 тыс. руб. – физлицам.
  2. 25-40 тыс. – должностным лицам.
  3. От 100 до 300 тыс. — юридическим образованиям.

На все объекты, которые не привели остатки спиртового товара через ЕГАИС по соответствию с действительным положением, подвергнутся штрафу на сумму 200 000 рублей.

Посмотрите видео: “Как открыть магазин разливного пива.”

«Вмененщики» и «патентщики» при продаже алкоголя вправе снова не применять ККТ

Автор: Чернов С. А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С 31 марта 2017 года все без исключения организации и предприниматели, торгующие алкоголем (в том числе применяющие ПСНО, систему налогообложения в виде уплаты ЕНВД), должны применять ККТ. Федеральным законом от 29.07.2017 № 278-ФЗ внесены изменения в «алкогольное» законодательство, в связи с чем правила применения ККТ для названных выше лиц изменились. Но обо всем по порядку.

Общие правила применения ККТ для «вмененщиков» и «патентщиков»

С 1 июля 2017 года большинство организаций перешло на применение онлайн-ККТ (см. Закон о ККТ). Между тем для ряда лиц, в том числе предпринимателей, применяющих ПСНО, а также организаций и предпринимателей, выбравших систему налогообложения в виде уплаты ЕНВД, которые ранее не обязаны были применять ККТ, предусмотрен переходный период: названные лица вправе не применять кассовую технику до 01.07.2018 (п. 7 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ).

Исключение – продавцы алкоголя

В число исключений из названного выше правила до недавнего времени попадали организации и предприниматели, торгующие алкоголем. Дело в том, что названные лица, помимо прочего, обязаны соблюдать требования Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее –Закон № 171-ФЗ). А согласно п. 10 этого закона (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 261-ФЗ, который вступил в силу 31 марта 2017 года):

Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания без каких-либо исключений должны осуществляться с применением ККТ.

Именно эта формулировка и обязала продавцов алкоголя, в том числе применяющих спецрежимы и работающих до указанной даты без кассового аппарата, с 31.03.2017 приобрести и начать применять ККТ.

Подтверждение сказанному – многочисленные письма Минфина (см., например, письма от 20.07.2017 № 03-01-15/46204, от 19.05.2017 № 03-01-15/31082, от 31.03.2017 № 03-01-15/19106).

Так, с 31.03.2017 вступил в силу пункт 10 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ, которым установлено, что розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляются с применением ККТ.

В этой связи индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, а также организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции (в том числе пива и пивных напитков) были вправе осуществлять расчеты без применения ККТ (при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств) до 31.03.2017, при этом обязанность применять ККТ, соответствующую требованиям Федерального закона № 54-ФЗ (в редакции Федерального закона № 290-ФЗ), с учетом положения пункта 3 статьи 7 Федерального закона № 290-ФЗ, возникает у данных налогоплательщиков после 01.07.2017.

Новая редакция «алкогольного» законодательства

Федеральным законом от 29.07.2017 № 278-ФЗ внесены изменения в п. 10 ст. 16 Закона № 171-ФЗ (поправки вступили в силу 31.07.2017). Теперь последний абзац п. 10 звучит так:

Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляются с применением контрольно-кассовой техники в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Ссылка на то, что при выполнении требований п. 10 ст. 16 Закона № 171-ФЗ необходимо ориентироваться на положения Закона о ККТ, дает основание для следующего вывода: с даты вступления поправок в силу (31.07.2017) предприниматели-«патентщики», а также организации и предприниматели-«вмененщики» при продаже алкоголя вправе не применять ККТ вплоть до 01.07.2018.

Ну что тут сказать. Эти поправки нельзя назвать своевременными, поскольку большинство законопослушных представителей бизнеса уже приобрели, поставили на учет и начали применять ККТ. Но факт остается фактом: вступили в силу поправки, которые дают право организациям и предпринимателям, применяющим ПСНО и систему налогообложения в виде уплаты ЕНВД, при продаже алкоголя в этом году не использовать кассовые аппараты.

Ключевой вывод: учитывая новую поправку, организации и предприниматели, применяющие систему налогообложения в виде уплаты ЕНВД, а также ИП, находящиеся на ПСНО, при продаже алкогольной продукции могут не применять кассовые аппараты до 01.07.2018.

ККТ: торговля алкоголем в розницу на вмененке

Вот уже без малого 3 года, как плательщикам ЕНВД разрешили не применять контрольно-кассовую технику при расчетах наличными за товары, работы, услуги. Но при условии выдачи по требованию покупателя документа, заменяющего чек ККТ, например товарного чека, квитанции (Статья 5 Закона от 17.07.2009 N 162-ФЗ; п. 2.1 ст. 2 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ). При этом в Законе о госрегулировании оборота алкоголя существует норма, обязывающая иметь ККТ все организации, торгующие в городах алкоголем в розницу, в том числе пивом крепче 5 градусов (Пункт 6 ст. 16 Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (далее – Закон N 171-ФЗ); п. 11 ст. 5 Закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ) (до 22.07.2011 – алкоголем крепче 15 градусов (Пункт 5 ст. 16 Закона N 171-ФЗ (старая ред.))). Без этого продавать в розницу алкоголь запрещено (Статья 26 Закона N 171-ФЗ).

Внимание! Предприниматели не имеют права торговать алкоголем (за исключением пива) (Пункт 1 ст. 16 Закона N 171-ФЗ).

На этом основании налоговики на местах пытаются штрафовать за неприменение ККТ (Часть 2 ст. 14.5 КоАП РФ) тех вмененщиков, которые при продаже спиртного не выбивают чеки. Ладно бы только спиртного, порой даже обычной газировки! Ведь кое-кто из налоговиков считает, что наличие у “вмененной” компании лицензии на право торговать алкоголем уже само по себе обязывает ее применять ККТ (Постановление 13 ААС от 20.01.2012 по делу N А21-6039/2011). Давайте посмотрим, правомерно ли это и какие еще проблемы могут возникнуть у “алковмененщиков”, не имеющих ККТ.

Штрафа за неприменение ККТ быть не должно

Дело в том, что норма, освобождающая вмененщиков от гнета ККТ (Пункт 2.1 ст. 2 Закона о ККТ), “не содержит каких-либо исключений [ее] применения. в отношении реализации алкогольной продукции”. Это признает даже Минфин (Письмо Минфина России от 22.06.2010 N 03-01-15/4-141). Аналогичный довод приводят и некоторые суды (Решение АС Свердловской области от 09.02.2011 по делу N А60-44341/2010-С8; Постановление 17 ААС от 20.12.2011 N 17АП-12641/2011-АК), признавая незаконным привлечение вмененщиков к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (Постановление 17 ААС от 23.06.2011 N 17АП-4608/2011-АК). А еще они говорят, что по смыслу “алкогольного” Закона розничные продавцы алкоголя обязаны иметь ККТ, а не применять ее. Если касса есть, но просто не используется, то никакого нарушения в этом нет (Постановления 2 ААС от 25.11.2011 по делу N А29-4192/2011; 12 ААС от 07.02.2011 по делу N А06-5655/2010).

Зато есть штраф за отсутствие ККТ у “алковмененщика”

Поскольку Закон N 171-ФЗ предписывает именно иметь ККТ, то ее отсутствие расценивается как нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (Часть 3 ст. 14.16 КоАП РФ; Письмо Минфина России от 03.09.2009 N 03-01-15/9-441; Решение АС Свердловской области от 09.02.2011 по делу N А60-44341/2010-С8). За это предусмотрен штраф: для фирмы – от 30 000 до 40 000 руб. (возможна конфискация алкоголя); для ее руководителя – от 3000 до 4000 руб. Привлекать к ответственности за это нарушение могут органы полиции (Часть 1 ст. 23.3 КоАП РФ), Роспотребнадзора (Часть 1 ст. 23.49 КоАП РФ), Росалкогольрегулирования (Часть 1 ст. 23.50 КоАП РФ; п. 5.6 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 154). Как видим, налоговики в этом списке не значатся.
Но угроза штрафа по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ – не главная проблема вмененщиков, торгующих алкоголем без применения ККТ.

Без кассы могут быть проблемы с лицензией

Лицензии на розничную продажу алкоголя по-прежнему выдаются региональными либо местными властями (Пункт 10 ст. 18 Закона N 171-ФЗ). Однако с июля 2011 г. порядок выдачи лицензий единый, регионы не могут больше устанавливать свои правила (Статья 19 Закона N 171-ФЗ). При этом в установленный Законом перечень документов, представляемых заявителем в лицензирующий орган, не входит документ, подтверждающий наличие ККТ, зарегистрированной в налоговой инспекции. А требовать от заявителя не предусмотренные Законом документы лицензирующий орган не вправе (Пункты 3.2, 3.3 ст. 19 Закона N 171-ФЗ).
Но многие субъекты РФ то ли до сих пор еще не в курсе изменений, затронувших их компетенцию в части лицензирования розничной продажи алкоголя, то ли просто игнорируют эти изменения.
Так, к примеру, в Республике Коми (Приложение 3 к Регламенту, утв. Приказом Службы РК по лицензированию от 17.07.2009 N 54-О), в Красноярском (Подпункт “з” п. 1 ст. 6 Закона Красноярского края от 06.07.2004 N 11-2179) и Хабаровском (Подпункт “и” п. 2.6 Регламента, утв. Приказом Министерства экономического развития Хабаровского края от 03.06.2009 N 23) краях, в Ленинградской (Подпункт “з” п. 6.1 Административного регламента, утв. Приказом Комитета экономического развития. Ленинградской области от 01.07.2011 N 12), Астраханской (Подпункт “з” п. 6 Положения, утв. Постановлением Правительства Астраханской области от 19.08.2009 N 440-П), Магаданской (Пункт 2.1.9 Порядка, утв. Постановлением Администрации Магаданской области от 06.05.2010 N 242-па), Самарской (Подпункт “ж” п. 2.6.1 Регламента, утв. Приказом Министерства экономического развития Самарской области от 29.04.2011 N 39) областях в пакет документов, необходимых для получения лицензии, до сих пор входит копия карточки регистрации ККТ. Соответственно, в том же Красноярске без зарегистрированной в налоговом органе ККТ вам не выдадут лицензию на розничную торговлю алкоголем. Это, конечно, неправильно, но тому, кому нужна лицензия, от этого не легче.
А в ряде регионов (к примеру, в Республиках Башкортостан (Пункт 6.3 Положения, утв. Постановлением Правительства РБ от 11.06.2004 N 107) и Бурятия (Пункт 4 Приложения N 6 к Регламенту, утв. Приказом Республиканской службы по потребительскому рынку от 12.12.2008 N 01-136)) наличие ККТ – одно из лицензионных требований и условий. То есть лицензию без ККТ, видимо, дадут, но потом, если отсутствие кассового аппарата обнаружится, лицензирующий орган в отношении фирмы может составить протокол о нарушении лицензионных условий (Часть 3 ст. 28.3 КоАП РФ).
В свою очередь, на основании этого протокола суд может оштрафовать (Части 3, 4 ст. 14.1, ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ): организацию – на 30 000 – 40 000 руб.; ее руководителя – на 3000 – 4000 руб. А если суд сочтет неприменение ККТ грубым нарушением лицензионных условий, тогда штраф будет таким: для организации – 40 000 – 50 000 руб.; для ее руководителя – 4000 – 5000 руб. В общем, “алковмененщику” для получения лицензии либо ее продления вряд ли удастся избежать приобретения ККТ.

А на десерт для тех “алковмененщиков”, которых привлекли к ответственности за отсутствие ККТ, мы припасли вот какой аргумент. Ведь в споре с нашими госорганами все средства хороши.
Сопоставляя нормы “алкогольного” Закона и поправок в него, внесенных прошлым летом (Закон от 18.07.2011 N 218-ФЗ), можно сделать вывод, что в период с 22.07.2011 по 01.07.2012 обязанности иметь ККТ вообще. нет. Согласно обновленной редакции “алкогольного” Закона п. 6 ст. 16 – именно в нем говорится, что продавать алкоголь без ККТ в городе нельзя, – вступит в силу только с 01.07.2012 (Пункт 4 ст. 6 Закона N 218-ФЗ). В то же время в Законе, которым были внесены поправки в Закон N 171-ФЗ, сказано, что этот запрет распространяется на правоотношения, возникшие после 22.07.2011 (Пункт 11 ст. 5 Закона N 218-ФЗ). Вот эту путаницу и можно попробовать использовать как аргумент в свою защиту.

Ссылка на основную публикацию