Нужно ли НКО регистрировать новый код ОКВЭД для коммерческой деятельности, а также применять ЕНВД?

Коды ОКВЭД для ЕНВД в 2020 году

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается Гл. 26.3 ст.346.26 Налогового Кодекса РФ, но в действие вводится нормативными правовыми актами органов муниципальных районов, городских округов, а также законами городов федерального значения Москвы, и Севастополя.

ЕНВД (единый налог на вмененный доход) может применяться только в отношении определенных видов предпринимательской деятельности. О том, какие существуют виды деятельности ЕНВД 2020 года, вы узнаете из нашей сегодняшней публикации.

В НК РФ определен четкий перечень видов деятельности, по которым может применяться ЕНВД.

Виды деятельности ЕНВД в 2020 году

  • бытовые услуги;
  • ветеринарные услуги;
  • услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;
  • услуги по предоставлению во временное владение мест для стоянки автомототранспортных средств, а также по хранению автомототранспортных средств на платных стоянках кроме штраф автостоянок;
  • автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или в аренде, но не более 20 транспортных средств;
  • розничная торговля, которая осуществляется в магазинах и павильонах, площадь торгового зала, которых не должна превышать 150 квадратных метров
  • розничная торговля, осуществляемая объектами стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
  • услуги общественного питания, с случае если площадь зала, в котором обслуживают посетителей, не превышает 150 квадратных мест (площадь вспомогательных помещений не входит в это ограничение)
  • услуги общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, в которых отсутствует зал для обслуживания посетителей;
  • распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;
  • размещение рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств;
  • услуги по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 квадратных метров (гостиницы );
  • предоставление в аренду торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов общественного питания, в которых отсутствует зал обслуживания посетителей;
  • предоставление в аренду земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов общественного питания.

Особенности выбора вида деятельности

При регистрации не существует ограничений по количеству указанных видов деятельности, вы можете указать любое количество видов деятельности. Основным видом деятельности будет тот, который вы укажите первым в заполненном бланке для регистрации, остальные виды будут дополнительными. Добавить или удалить необходимые виды деятельности можно в любой момент, подав об этом заявление в налоговую инспекцию.

Кроме названия вида деятельности, вам необходимо записать его код.

Коды ОКВЭД под ЕНВД

Для определения кода выбранного вами вида деятельности, необходимо использовать общероссийский классификатор видов экономической деятельности
(ОКВЭД 2), утвержденный Приказом Росстандарта № от и введенный в действие

Для рационального выбора кода ОКВЭД воспользуйтесь данной таблицей, в которой есть распределение видов деятельности по подгруппам с привычными в обычной жизни названиями (коды ОКВЭД попадающие под ЕНВД).

Коды ОКВЭД видов предпринимательской деятельности ЕНВД

Бытовые услуги

74.81. Услуги в области фото.
93.01. Стирка и химчистка
93.02. Услуги парикмахерских и салонов красоты
93.04. Оздоровительная деятельность, сауны, солярии, массаж
93.05. Деятельность службы знакомств

Техническое обслуживание транспортных средств

50.20. Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств
50.40.4. Техническое обслуживание и ремонт мотоциклов

Ювелирные и часовые мастерские

52.74. Ремонт часов и ювелирных изделий

Такси транспортные перевозки

63.11. Транспортная обработка грузов
63.21.2. Прочая вспомогательная деятельность автотранспорта
63.40. Организация по перевозке грузов

Ремонтные мастерские

52.71. Ремонт обуви и прочих кожаных изделий
52.72. Ремонт электрических и бытовых изделий
52.72.1. Ремонт аудио и видеоаппаратуры, телевизоров
52.74. Ремонт предметов для личного пользования

Услуги сантехников

45.33. Производство сантехнических работ

Услуги электрика

45.31. Производство электромонтажных работ

Услуги по аренде жилья

55.23.3. Сдача внаем комнат
55.23.5. Услуги по сдаче прочих мест временного проживания

Услуги по ремонту квартир

45.41. Штукатурные работы
45.42. Столярные и плотничные работы
45.43. Покрытия полов и отделка стен
45.44.1. Стекольные работы
45.44.2. Малярные работы

Клиринговые услуги

74.70.1. Уборка квартир и нежилых помещений

Кадровые агентства

74.50.1. Услуги по найму работников
74.50.2. Подбор персонала

Рекламное агентство

74.40. Услуги предоставления рекламы

Агентства недвижимости

7.11. Подготовка документов для продажи квартир и зданий
70.12.1. Купля продажа квартир и зданий
70.12.2. Купля продажа нежилых площадей
70.12.3. Купля продажа земельных участков
70.20.1. Аренда жилых помещений
70.20.2. Аренда нежилых помещений

Ветеринарные услуги

85.20. Деятельность ветеринаров

Аптеки

52.31. Розничная торговля лекарствами, а также их изготовление
52.32. Розничная торговля медицинскими товарами и ортопедическими изделиями

Общественное питание

55.30. Деятельность ресторанов
55.40. Деятельность баров
55.51. Деятельность столовых

Розничная торговля

52.21. Розничная торговля овощами и фруктами
52.22. Розничная торговля продуктами из мяса, мясными консервами, мясом
52.23. Розничная торговля морепродуктами, рыбой
52.24. Розничная торговля хлебобулочными изделиями, хлебом, кондитерскими изделиями
52.25. Розничная торговля алкоголем и другими напитками
52.26. Розничная торговля табаком
. Розничная торговля молоком и продуктами из молока
. Розничная торговля яйцами
52.27.2. Розничная торговля маслом и жирами
52.27.3. Розничная торговля крупой, консервами из овощей, сахаром, солью, чаем, макаронными изделиями
52.33. Розничная торговля косметикой и парфюмерией
50.30. Торговля автомобильными запчастями
50.40.2. Розничная торговля запчастями для мотоциклов
50.50. Розничная торговля маслами
52.41. Розничная торговля текстильными и галантерейными товарами
52.44.4. Розничная торговля тканями и тюлью
52.42. Розничная торговля одеждой
52.43. Розничная торговля обувью и изделиями из кожи
52.44. Розничная торговля мебелью и товарами для дома
52.48.1. Розничная торговля офисной мебелью и офисным оборудованием
. Розничная торговля офисной мебелью
. Розничная торговля товарами бытовой химии, синтетическими моющими средствами, обоями
. Розничная торговля цветами семенами удобрениями
. Розничная торговля домашними животными и кормом
52.46. Розничная торговля скобяными изделиями, лакокрасочными материалами и материалами для остекления
. Розничная торговля офисными машинами и оборудованием
. Розничная торговля компьютерами, программным обеспечением и периферийными устройствами
52.45.4. Розничная торговля техническими носителями информации
52.44.6. Розничная торговля бытовыми приборами
52.45. Розничная торговля бытовыми электротоварами, аппаратурой, телеаппаратурой
. Розничная торговля фотоаппаратами и другими точными аппаратами
. Розничная торговля оборудованием электросвязи
52.47.1. Розничная торговля книгами
52.47.2. Розничная торговля печатной продукцией
52.47.3. Розничная торговля тетрадями и канцтоварами
52.46.5. Розничная торговля оборудованием

Запрет на реализацию маркированных товаров в 2020 году

В 2019 году Минфин планирует ввести запрет на реализацию маркированных товаров при осуществлении предпринимательской деятельности на ЕНВД. Товары, подлежащие обязательной маркировке, утверждены Распоряжением Правительства РФ № 792-р от 28.04.2018. Причем обязательная маркировка товаров планировалась производиться в несколько этапов, начиная с 1 июля 2019 года:

1. С 1 июля 2019 года маркировать необходимо табачную продукцию. С 1 июля 2020 года торговать не маркированной продукций будет нельзя.
2. С 1 июля 2019 года участники оборота обуви должны зарегистрироваться в системе, подать заявки на регистраторы эмиссии кодов и начать маркировать остатки по упрощенной схеме. К 1 февраля 2020 все участники обувного рынка должны освоить работу по новому порядку. С этого момента оборот не маркированной продукции будет прекращен.
3. С 1 декабря 2019 года требования маркировки продукции распространятся на следующие виды товаров широкого потребления:

  • духи и туалетная вода;
  • шины и покрышки пневматические резиновые новые;
  • одежда, изготовленная из натуральной или композиционной кожи;
  • рабочая одежда;
  • женские или девичьи блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания;
  • верхняя одежда (пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки, ветровки, штормовки и аналогичные изделия);
  • постельное, столовое, туалетное и кухонное белье;
  • фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки.

А теперь главная неприятная новость – президент подписал Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ, которым новыми нормами дополняются статьи 346.27 и 346.43 НК РФ, согласно которым к розничной торговле для целей применения ЕНВД и ПСН не относится реализация трех групп товаров, подлежащих обязательной маркировке:

  • лекарственные препараты, обязательная маркировка которых установлена Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ;
  • обувные товары, обязательная маркировка которых установлена распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р;
  • предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха, обязательная маркировка которых установлена постановлением Правительства РФ от 11.08.2016 № 787.

Фактически это означает, что применять ЕНВД и ПСН запрещается при продаже указанных маркированных товаров с 1 января 2020 года.

Поэтому будьте внимательны при выборе системы налогообложения на 2020 год, планируя осуществлять торговлю товарами, которые необходимо будет маркировать. Дело в том, что раздельный учет по товарам в одной торговой точке, в данном случае невозможен. Допустим, вы оставили на ЕНВД продажу сумок, а продажу обуви перевели на УСН. Согласно вышеуказанному закону, если налоговиками будет обнаружена хоть одна продажа товара, подлежащего маркировке, то это приведет в моментальной утрате права применять ЕНВД.

Для ИП на ЕНВД введение обязательной маркировки на ряд товаров будет означать, что как только наступит срок введения маркировки для товара, который реализует ИП на ЕНВД, предприниматель обязан будет перейти на другой режим налогообложения.

Статья актуализирована в соответствии с действующим законодательством 11.10.2019

Тоже может быть полезно:

Информация полезна? Расскажите друзьям и коллегам

Уважаемые читатели! Материалы сайта TBis.ru посвящены типовым способам решения налоговых и юридических вопросов, но каждый случай уникален.

Если вы хотите узнать, как решить именно ваш вопрос — обращайтесь в форму онлайн консультанта. Это быстро и бесплатно! Также вы можете проконсультироваться по телефонам: МСК +7 499 938 52 26. СБП +7 812 425 66 30, доб. 257. Регионы – 8 800 350 84 13 доб. 257

О применении некоммерческими организациями системы налогообложения в виде ЕНВД

О применении системы налогообложения в виде ЕНВД некоммерческими организациями.

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу правомерности применения некоммерческими организациями системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД) и сообщает следующее.

Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) определено, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Читайте также:  Нужен ли второй кассовый аппарат для другого вида деятельности?

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Согласно статье 8 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 Федерального закона № 7-ФЗ.

Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.

В соответствии со статьей 346.26 Налогового кодекса РФ (далее – Кодекс) система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в пункте 2 статьи 346.26 Кодекса.

Условия и ограничения для перехода на уплату ЕНВД и его применения установлены статьями 346.26 и 346.27 Кодекса.

Прямого запрета на применение некоммерческими организациями системы налогообложения в виде ЕНВД глава 26.3 Кодекса не содержит.

Статьей 346.28 Кодекса установлено, что налогоплательщиками ЕНВД являются, в частности, организации, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном главой 26.3 Кодекса. Организации переходят на уплату единого налога добровольно.

Согласно разъяснениям Минфина России (письма от 29.04.2008 № 03-11-04/2/78 и от 18.07.2014 № 03-11-09/35501, направленное в адрес ФНС России (доведено по системе налоговых органов письмом ФНС России от 13.08.2014 № АС-4-3/15905@ и размещено на официальном сайте ФНС России (https://www.nalog.ru) в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами»)) некоммерческие организации, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, предусмотренные статьей 346.26 Кодекса, и перешедшие на уплату ЕНВД в установленном порядке, при соблюдении установленных главой 26.3 Кодекса условий и ограничений могут быть признаны в отношении данных видов деятельности налогоплательщиками ЕНВД.

Получайте свежие нормативные акты в удобном формате!
Загрузите бесплатное приложение «Нормативные акты для бухгалтера» для Windows!

Можно ли осуществлять деятельность без ОКВЭД

mozhno_li_osushchestvlyat_deyatelnost_bez_okved.jpg

Похожие публикации

При регистрации субъекта предпринимательской деятельности, вне зависимости от его организационно-правовой формы, обязательно указываются виды деятельности по ОКВЭД, которые планируется осуществлять в дальнейшем. На практике нередки ситуации, когда предприятие в процессе работы приходит к необходимости начать новый вид деятельности, и в этой связи возникает вопрос: можно ли осуществлять деятельность без ОКВЭД? Этот вопрос характерен и при разовой операции, и при полном переходе на новое направление работы.

Обязателен ли ОКВЭД

Однозначный ответ на данный вопрос дает п. 5 ст. 5 федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в котором указана обязанность юрлица и ИП в трехдневный срок уведомить налоговые органы об изменении видов деятельности. Отметим, что закон не конкретизирует, изменяется ли при этом основной вид, или появляется дополнительный, поэтому любое изменение в кодах ОКВЭД должно быть зарегистрировано в установленном порядке и внесено в ЕГРЮЛ. Следовательно, ответ на вопрос, можно ли осуществлять деятельность без ОКВЭД, однозначный – осуществление деятельности, код которой не включен в сведения об организации или предпринимателе в госреестр, не допускается действующим законодательством.

В то же время не запрещается указывать при регистрации несколько видов деятельности и фактически не осуществлять их. Но следует учитывать, что некоторые ОКВЭД предусматривают применение только общей системы налогообложения или требуют для их осуществления получение лицензий.

Ответственность за осуществление деятельности без ОКВЭД

При выявлении налоговыми органами факта осуществления деятельности, не включенной в ЕГРЮЛ, возможно привлечение к административной ответственности по ст. 14.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ:

по ч. 3 – при нарушении сроков уведомления, т.е. когда оно подано позже, чем через три дня. За данное нарушение предусмотрено предупреждение либо штраф для должностного лица или ИП в размере 5000 рублей;

по ч. 4 – если уведомление о новом ОКВЭД не было подано вовсе. Штраф за такое нарушение составляет от 5000 до 10 000 рублей.

Практика привлечения к административной ответственности за осуществление не указанного в ЕГРЮЛ вида деятельности показывает, что при выявлении нескольких незарегистрированных видов протокол по каждому из них составляется отдельно, т.е. штраф назначается за каждый не указанный вид деятельности. Но наказание возможно только в том случае, если такая деятельность велась более двух месяцев и налоговики смогли доказать этот факт (ст. 4.5 КоАП РФ).

Кроме того, налоговая служба может отказать в возмещении НДС по неучтенному виду бизнеса, а также обязать предоставить отчетность, которая соответствует данной деятельности. В данном случае суды занимают сторону налогоплательщика, поскольку присвоение организации конкретного кода ОКВЭД не лишает ее права на осуществление других видов деятельности, а налоговая выгода, полученная при их ведении, соответствует критерию обоснованной (например, Постановление ФАС Поволжского округа от 26.04.2012 по делу № А49-1563/2011).

Помимо ФНС, претензии по незарегистрированному ОКВЭД могут возникнуть у Фонда социального страхования, т.к. от вида основной деятельности зависит тариф взносов на «травматизм». Поэтому его изменение не может пройти без соответствующего оповещения соцстраха. Штраф за такое нарушение не предусмотрен, но расчет страховых взносов ФСС будет вестись в повышенном размере, если по зарегистрированному в госреестре коду ОКВЭД предусмотрен более высокий тариф по взносам, чем по реально осуществляемому, но не включенному в ЕГРЮЛ/ЕГРИП виду деятельности.

Иные последствия

Негативные последствия могут возникнуть и в отношениях с контрагентами. Большинство крупных компаний не будет заключать договор, если не обнаружит соответствующий ОКВЭД в выписке из госреестра потенциального партнера по бизнесу. Актуально это и для участников государственных закупок, где заказчик в ряде случаев может отклонить заявку участника без необходимого вида деятельности.

Политика многих банков также предусматривает анализ сведений в ЕГРЮЛ клиентов и фактически осуществляемой ими деятельности. Нередко поступление средств за товары и услуги, не предусмотренные ОКВЭД компании или предпринимателя, могут привести к требованиям предоставить пояснения по сделке, либо к блокировке операций.

Таким образом, ответ на вопрос: можно ли осуществлять деятельность без ОКВЭД – будет отрицательным. Исключение – разовая операция, прибыль от которой значительно не отличается от обычных оборотов по счету. Во всех остальных случаях до начала нового направления работы необходимо внести изменения в ЕГРЮЛ.

Как правильно выбрать коды ОКВЭД

Правильный выбор кодов ОКВЭД важен, потому что от них напрямую зависят расходы предпринимателя — указанный вид деятельности влияет на ставку взноса на травматизм, который нужно выплачивать в Фонд социального страхования. Кроме того, невнимательность при указании вида экономической деятельности может вызвать подозрение налоговой инспекции и банка.

Подходящий код можно выбрать в последней редакции классификатора. Эксперты объясняют, что делать дальше.

Елена Михеева, юрист юридической компании «Приоритет»

Что такое коды ОКВЭД? Зачем они нужны? По каким принципам они отбираются? Почему они регулярно обновляются?

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) разработан Минэкономразвития и входит в систему национальной стандартизации РФ.

Без ОКВЭД государству сложно определять размер налоговой ставки, собирать и анализировать информацию по статистике о каждом виде предпринимательской деятельности. С помощью кодов легче систематизировать, классифицировать и шифровать любой вид работ, разрабатывать нормативные акты и регулировать экономическую деятельность.

Разработка обновлений в ОКВЭД обеспечивается Минэкономразвития согласно Правилами стандартизации ПР 50.1.024-2005 «Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов». Обновления в ОКВЭД вносятся с учетом актуальных изменений в законодательстве, технических регламентах, национальных стандартах, изменений в международных классификациях и других нормативно-правовых актах.

Зачем нужно выбирать основной и дополнительный виды деятельности?

Хозяйствующий субъект может осуществлять один или несколько видов экономической деятельности, описанных в одном или нескольких разделах ОКВЭД (Приказ Росстата от 31.12.2014 № 742 «О методических указаниях по определению основного вида экономической деятельности хозяйствующих субъектов на основе общероссийского классификатора (ОКВЭД 2) для формирования сводной официальной статистической информации»).

Основной вид экономической деятельности создает наибольшую часть валовой добавленной стоимости юрлица или ИП. Второстепенный вид экономической деятельности — это любая другая дополнительная деятельность по производству товаров и услуг.

На основе выписок из ЕГРЮЛ органы государственной статистики ведут учет юридических лиц в Статистическом регистре Росстата и их идентификацию по кодам общероссийских классификаторов. В составе сведений из ЕГРЮЛ предоставляются коды по ОКВЭД, которые определяются субъектами хозяйственной деятельности самостоятельно и указываются в заявлении при государственной регистрации. При этом первый код из заявленных считается основным.

Что зависит от основного кода ОКВЭД, кроме взносов на травматизм?

Особое внимание при выборе основного кода ОКВЭД необходимо обратить ИП, которые планируют нанимать работников, так как с зарплат сотрудников отчисляются страховые взносы в различные фонды. Фонд социального страхования назначает ставку взносов «на травматизм» исходя из основной деятельности. Чем более рискованным будет вид деятельности по ОКВЭД, тем выше окажется тариф взносов.

Какие ограничения существуют для ИП?

В России существуют запрещенные виды деятельности для ИП — это экономическая, оборонная, военная и финансовая сферы. Также сюда включают все виды предпринимательства, которые могут нанести вред здоровью и жизни населения: продажа и разработка продукции военного назначения, наркотических и ядовитых веществ, взрывоопасных элементов и смесей, содержащих алкоголь напитков и т.д. Этот запрещенный список постоянно пересматривается и дополняется.

Как можно вычислить подозрительного контрагента по кодам ОКВЭД?

Благонадежность или неблагонадежность контрагента можно проверить самостоятельно на сайтах государственных органов или посредством письменного запроса в ФНС.

Что может насторожить налоговую?

Если компания заключает договор с контрагентом, у которого в ЕГРЮЛ отсутствует код ОКВЭД, соответствующий договору, то инспекция может расценить его как неблагонадежного. С компании могут быть сняты выставленные к уменьшению налогооблагаемой базы расходы и вычеты, а также вменено то, что проверка контрагента была осуществлена не должным образом.

Можно ли вызвать подозрение у банка, если ты занимаешься не той деятельностью, которую указывал при открытии счета?

Банки также могут заподозрить клиента в неблагонадежности в случае, если он провел сомнительную операцию, не соответствующую своим видам деятельности по ОКВЭД. В таком случае банк, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, имеет право заблокировать расчетный счет или внести компанию в черный список.

Читайте также:  Какой штраф предусмотрен за невыдачу документа, подтверждающего оплату (ООО на УСН, детский бассейн)?

Что будет, если указать слишком много видов деятельности?

Законодательство не ограничивает количество кодов ОКВЭД, которые можно указать при регистрации юридического лица или ИП. Если индивидуальный предприниматель принял решение о внесении изменений в виды деятельности, то в регистрирующий орган необходимо подать форму Р24001 в течение трех рабочих дней (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

В каких случаях необходимо менять код ОКВЭД? Что делать предпринимателю, если он решил сменить вид деятельности?

Изменение кодов ОКВЭД — это обычное явление для бизнеса, смена кодов может быть обусловлена расширением бизнеса, корректировкой текущей деятельности для повышения конкурентоспособности на рынке (в таком случае вносится новый дополнительный ОКВЭД в уже содержащиеся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП), либо юрлицо или ИП может принять решение полностью поменять сферу деятельности (в таком случае происходит изменение основного ОКВЭД).

Как связаны коды ОКВЭД с лицензированием?

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями, требований, установленных Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и другими федеральными законами. Ст. 12 содержит 52 вида деятельности, попадающих под лицензирование: разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, деятельность по технической защите конфиденциальной информации, разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники, деятельность по хранению и уничтожению химического оружия и др.

Не всегда лицензируемые виды деятельности совпадают с кодами ОКВЭД, некоторые виды деятельности, например, фармацевтическая деятельность, попадают сразу под несколько кодов по ОКВЭД.

Есть и другая сторона «взаимоотношений» ОКВЭД с лицензированием. Например, в ОКВЭД нет термина «конфиденциальная информация», но в законе № 99-ФЗ есть несколько лицензируемых видов деятельности в этой сфере, а в Классификаторе это совсем другие направления. При осуществлении реальной деятельности по этим кодам ОКВЭД можно как иметь, так и не иметь доступа к конфиденциальной информации. В таких неоднозначных случаях ответить на вопрос, нужна ли юрлицу лицензия, смогут только лицензирующие органы после анализа конкретной ситуации, и желательно, чтобы полученный ответ ведомства был дан в письменной форме. Это может защитить компанию от возможного штрафа. В любом случае в таких неоднозначных ситуациях нужно внимательно подходить к выбору кодов ОКВЭД.

Чем отличаются коды ОКВЭД, внесенные и не внесенные в ЕГРИП?

ЕГРИП содержит информацию о предпринимателе, в том числе сведения о кодах ОКВЭД, внесенных в Реестр. В случае изменения кодов возникает обязанность сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения в течение трех рабочих дней с момента изменения (п. 5 ст. 5 Закона о государственной регистрации). Несвоевременное представление сведений об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию, в случаях, когда такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 5 000 руб. (ст. 14.25 КоАП РФ).

К чему может привести неправильное указание или неправильный выбор кода ОКВЭД? Какие штрафы предусмотрены и за что их начисляют?

Неточное внесение записей о юридическом лице в ЕГРЮЛ или об индивидуальном предпринимателе в ЕГРИП влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию, в размере от 1 000 до 2 000 руб. (ст. 14.25 КоАП РФ).

Коды ОКВЭД в Реестрах должны четко соответствовать проводимым сделкам. К налоговым последствиям могут привести как недостающие виды деятельности, так и лишние.

Если код ОКВЭД не соответствует виду закупаемых товаров, то инспекторы могут снять вычет НДС. К примеру, у компании в собственности есть транспортное средство, но заявленные коды ОКВЭД не предполагают использование или продажу транспорта.

Другой вариант, если компания работает на ЕНВД, но кроме видов деятельности, попадающих под этот налоговый режим, за компанией в ЕГРЮЛ закреплены и другие коды, попадающие под общий режим налогообложения. В этом случае налоговые инспекторы могут потребовать декларации по всем основным налогам, помимо отчета по ЕНВД. Таким образом, компании придется ежеквартально представлять нулевые отчеты по НДС и налогу на прибыль (Письмо ФНС России от 26.04.2011 № АС-4-3/6753). Непредставление налоговых деклараций влечет за собой наложение штрафа в соответствии со ст. 119 НК РФ.

Кроме того, от указанного основного вида деятельности организации или ИП зависит тариф взносов на травматизм — ФСС определяет класс профессионального риска компании. Каждому классу соответствует свой тариф взносов на травматизм, и чем выше класс риска, тем больше будет ставка страхового тарифа.

Откройте счет в Контур.Банке и пользуйтесь встроенной бухгалтерией и отчетностью. Корпоративная карта и электронная подпись — бесплатно. До 5 % на остаток.

Константин Федяев, юрист компании Acsour

Чем отличается новая редакция классификатора ОКВЭД?

В настоящий момент действует одна редакция классификатора видов экономической деятельности – ОКВЭД 2 (КДЕС Ред. 2), предыдущие редакции утратили свою силу с 1 января 2017 года.

Новая редакция ОКВЭД 2 применяется налоговыми органами при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с 11 июля 2016 года. По формам отчетности ОКВЭД 2 стал применяться с января 2017 года.

Новый классификатор ОКВЭД 2 заметно отличается от своего предшественника: он более подробный, что позволяет точнее определить вид деятельности компании или индивидуального предпринимателя.

Зачем нужно подтверждать код ОКВЭД в ФСС? Как это сделать?

Компании обязаны подтверждать свой основной вид деятельности в ФСС. На основании данных сведений ФСС определяет класс профессионального риска, а также устанавливает тариф взносов на травматизм. Основной вид деятельности необходимо было подтвердить не позднее 15 апреля года, на который ФСС устанавливает тариф. Так как в 2018 году 15 апреля был выходным, крайний срок подтверждения по правилам был перенесен на ближайший рабочий день — 16 апреля.

На основании расчетов в территориальное подразделение ФСС подается справка-подтверждение основного вида экономической деятельности, а также заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности. Вид деятельности будет признан основным на текущий год, если ему соответствует наибольший удельный вес в доходах компании. В том случае если наибольший вес имеют несколько видов деятельности, то основным видом деятельности будет тот, которому соответствует наиболее высокий класс профессионального риска.

Как сообщить в налоговую об изменении вида деятельности?

Индивидуальные предприниматели сообщают налоговым органам о добавление или исключении видов деятельности по форме P24001.

Компаниям, прежде чем вносить изменения, необходимо проверить Устав. Если перечень видов деятельности в Уставе является открытым, то вносить изменения в Устав нет необходимости. В этом случае компания сообщает об изменениях по форме P14001.

Если же новые коды ОКВЭД не подходят к указанным в уставе видам деятельности, а устав не содержит указание на то, что общество вправе осуществлять иные незапрещенные законом виды деятельности, то в этом случае необходимо внести изменения в устав по форме P13001, также необходимо уплатить пошлину в размере 800 руб.

ЕНВД для видов деятельности автономной НКО, единственный учредитель которой ЮЛ

Автономная НКО, учрежденная юрлицом, вправе применять ЕНВД

Согласно пп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ, на уплату ЕНВД не переводятся организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%.

Указанное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%, на организации потребительской кооперации, а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы.

Вместе с тем на автономные некоммерческие организации ограничение, предусмотренное пп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК, не распространяется.

Письмо ФНС N АС-4-3/15905@ от 13.08.2014 “О направлении письма Минфина России от 18.07.2014 N 03-11-09/35501”

ФНС направляет для сведения и использования в работе письмо Минфина от 18.07.2014 N 03-11-09/35501 по вопросу правомерности применения системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности автономной некоммерческой организацией, единственным учредителем которой является юридическое лицо.

Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов, а также до налогоплательщиков.

Письмо Минфина от 18.07.2014 N 03-11-09/35501

Согласно пп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК на уплату ЕНВД не переводятся организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Указанное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, на организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19.06.1992 N 3085-1 “О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ”, а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом.

Исходя из абз. 1 п. 1 ст. 10 ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее – Закон N 7-ФЗ) автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. Автономная некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. В случаях, предусмотренных федеральными законами, автономная некоммерческая организация может быть создана путем преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 10 Закона N 7-ФЗ имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Таким образом, из указанных положений Закона N 7-ФЗ следует, что имущество автономной некоммерческой организации не делится на доли и, следовательно, в отношении такой организации неприменимо понятие “доля участия других организаций”.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 12.10.2004 N 3114/04 указывается, что Закон N 7-ФЗ не предусматривает возможности определения долей учредителей при учреждении автономной некоммерческой организации, не определяет размера доли, вносимой каждым из учредителей в стоимостном виде. Создание некоммерческой организации не влечет формирования уставного капитала.

Читайте также:  Можно ли применять ЕНВД для производства хлеба и его дальнейшей продажи другим организациям?

Президиум ВАС РФ отметил, что к автономным некоммерческим организациям понятие “доля непосредственного участия” не может быть применимо. Под непосредственным участием других организаций следует понимать участие (вклад) в образование имущества (уставного капитала) организации. При этом под последней понимается организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Таким образом, понятие “доля непосредственного участия” неприменимо для автономной некоммерческой организации.

При этом в указанном постановлении Президиума ВАС РФ рассмотрен вопрос о возможности применения понятия “доля непосредственного участия” в отношении автономной некоммерческой организации в целях применения пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК, согласно которому не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов.

В связи с тем, что ограничение, предусмотренное пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК в отношении возможности применения УСН аналогично ограничению, предусмотренному пп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК, полагаем, что позиция Президиума ВАС РФ может быть применена и в отношении вопроса о возможности применения автономной некоммерческой организацией системы налогообложения в виде ЕНВД.

Учитывая изложенное, считаем, что на автономные некоммерческие организации ограничение, предусмотренное пп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК, не распространяется.

Специалисты ААА-Инвест с удовольствием выполнят для Вас услуги регистрации компаний, бухгалтерского учета, в том числе дистанционно для клиентов из любого региона РФ.

Невозможность очной встречи не является препятствием для выполнения услуг нашими экспертами!

Организация начинает новую деятельность: добавляем коды ОКВЭД в ЕГРЮЛ

Руководство компаний нередко задумывается о новых видах деятельности. Можно предположить, что осуществление новых видов деятельности подразумевает обязательное внесение в Единый государственный реестр юридических лиц новых кодов ОКВЭД. Обязательно ли это делать? Какие именно документы нужно представить в налоговую инспекцию, и требуется ли их заверять у нотариуса? Какое максимальное количество видов деятельность можно добавить в реестр? Подобные вопросы довольно часто задаются на нашем форуме в разделе «Регистрация, реорганизация». Ответы на эти вопросы, а также алгоритм добавления новых кодов ОКВЭД в ЕГРЮЛ — в нашей сегодняшней статье.

Вводная информация

Когда организация только создается, то в заявлении о регистрации указываются основной и дополнительные виды деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД). Виды деятельности организация определяет самостоятельно. Они отражаются в ЕГРЮЛ как специальные коды (попд. «п» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон № 129-ФЗ). Если же компания начинает новую деятельность, то в государственный реестр требуется добавить новые коды. Рассмотрим аспекты этой процедуры подробнее. Но прежде ответим на два вопроса: когда нужно добавлять новые коды в ЕГРЮЛ и сколько кодов можно добавить в ЕГРЮЛ?

Когда нужно добавлять новые коды в ЕГРЮЛ?

Законодательство разрешает организациям заниматься любыми видами деятельности, которые не запрещены законом. Причем, отсутствие сведений о соответствующем коде вида деятельности в ЕГРЮЛ не является препятствием для этого (п. 1 ст. 49 ГК РФ).

Вместе с этим Закон № 129-ФЗ требует от организаций своевременно (в течение трех рабочих дней с момента начала ведения новой деятельности) сообщить об этом в ИФНС по месту своего нахождения (п. 5 ст. 5 Закона № 129-ФЗ).

Получается, что никто не запрещает организации заниматься новой деятельностью, но о начале ее ведения нужно сообщить в свою налоговую инспекцию. После этого налоговики должны внести запись о новом виде деятельности в ЕГРЮЛ. Если же такой записи в реестре не будет, то организацию могут, как минимум, оштрафовать. Кроме того, у компании могут возникнуть проблемы с применением льгот и признанием расходов. Подробнее об этом см. «Зачем бухгалтеру коды ОКВЭД?».

Сколько кодов ОКВЭД можно добавить в ЕГРЮЛ?

Законодательство не ограничивает организации по количеству видов деятельности, которыми она может заниматься. Поэтому с юридической точки зрения в ЕГРЮЛ можно добавлять любое количество кодов ОКВЭД. Однако основной вид деятельности может быть только один.

Также следует учесть, что при некоторых видах деятельности применение специальных режимов налогообложения не допускается. Так, например, организации, которые добывают и реализуют иные полезные ископаемые, не вправе применять УСН (подп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). А «вмененку» вообще можно использовать только в отношении определенных видов деятельности (абз. 1 п. 1 ст. 346.28 НК РФ). В то же время судьи отмечают, что указание в учредительных документах какого-либо вида деятельности не означает, что юридическое лицо обязательно будет осуществлять эту деятельность (постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.11.04 № А42-5179/04-28). Это значит, что наличие в уставе или ЕГРЮЛ тех или иных кодов ОКВЭД не должно ограничивать организации на применение специальных налоговых режимов.

На сегодняшний день (в 2015 году) коды ОКВЭД следует выбирать из Классификатора, утвержденного постановлением Госстандарта России от 06.11.01 № 454-ст (ОК 029-2001). Это подтверждается письмом ФНС России от 07.08.14 № НД-3-14/2624. Однако с 2016 года этот Классификатор утратит силу, и будет применяться Классификатор, утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.14 № 14-ст (ОК 029-2014). Изначально планировалось, что новый Классификатор будет применяться с 1 января 2015 года. Но приказом Росстандарта от 30.09.14 № 1261-ст этот срок продлен до 1 января 2016 года.

Когда нужно менять устав?

Порядок действий при добавлении кодов в ЕГРЮЛ и число документов, которые надо при этом заполнить, зависит от того, нужно ли менять устав компании. Законодательство не требует, чтобы в уставе обязательно были перечислены все виды деятельности, которыми занимается (или может заниматься) организация (п. 4 ст. 52 ГК РФ). Так, в уставе может быть сказано, что компания вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ. Заметим, что на практике в уставах чаще всего встречается именно такая формулировка. Ее наличие означает, что если компания начнет заниматься новой для себя деятельностью, то в уставе ничего менять не потребуется.

Законодательство также позволяет не указывать в уставе на возможность осуществления любой деятельности, а прописывать в нем конкретные виды деятельности. Если в уставе указан исчерпывающий перечень видов деятельности организации, чтобы начать заниматься новой деятельность, в устав потребуется внести изменения. Выводы следующие:

— если устав позволяет организации заниматься любыми видами деятельности, то для добавления новых кодов ОКВЭД достаточно внести изменения только в ЕГРЮЛ;

— если устав содержит закрытый перечень видов деятельности, которыми занимается организация, и дополнительные виды деятельности не предусмотрены, то потребуется внести изменения в устав, и зарегистрировать эти изменения в ЕГРЮЛ.

Процедура добавления кодов в ЕГРЮЛ

Подготовка заявления

Как мы уже сказали, в течение трех рабочих дней организация обязана сообщить в ИФНС о том, что начала новую деятельность. Таким сообщением считается заявление по форме Р14001 «Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ» (утв. приказом ФНС России от 25.01.12 № ММВ-7-6/25@, далее — приказ № ММВ-7-6/25@).

Сразу скажем, что у этой формы много прилагаемых листов. Однако заполнять их все не нужно. Если речь идет только о добавлении кодов ОКВЭД, то требуется заполнить:

— страницу 1 заявления;

— страницу 1 листа Н «Сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности» (в ней отражаются виды деятельности, подлежащие внесению в ЕГРЮЛ);

— лист Р «Сведения о заявителе» (страницы 1-4).

Обратите внимание: при заполнении листа Н следует указывать не менее четырех цифровых знаков кода (п.1.6 Требований, утвержденных приказом № ММВ-7-6/25@). То есть при выборе дополнительных кодов ОКВЭД трехзначные коды для регистрации не подойдут.

Заметим, что в листе Н есть еще и страница 2. Она предназначена для отражения видов деятельности, которые необходимо исключить из ЕГРЮЛ. Поэтому при необходимости следует заполнить и ее. При этом путем взаимоисключений и дополнений можно заменить, в том числе, основной вид деятельности (например, сделать его дополнительным).

Незаполненные листы и страницы в состав заявления не включаются (п. 1.11 Требований, утвержденных приказом № ММВ-7-6/25@).

Заверение у нотариуса

По общему правилу, подлинность подписи на заявлении нужно заверить у нотариуса. Так, на странице 4 листа Р заявитель собственноручно (то есть от руки) заполняет строку, в которой указывает свои ФИО, и в присутствии нотариуса ставит подпись (п. п. 2.20.5, 7.21.6 приложения 20 к приказу № ММВ-7-6/25@). Заранее подписывать заявление не стоит.

Однако есть исключение. Если заявление будет направляться в налоговую инспекцию в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, то обращаться к нотариусу не требуется (абз. 5 п. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).

Напомним, что заявителем при государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ является руководитель или иное лицо, имеющие право действовать от имени организации без доверенности (п. 1.3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).

Представление заявления

Представить заявление в налоговую инспекцию можно любым способом, который предусмотрен пунктом 1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ (например, непосредственно в инспекцию, по почте или форме электронного документа). Причем сделать это может и представитель, если у него есть нотариальная доверенность.

Налоговики должны зарегистрировать изменения в течение пяти рабочих дней со дня представления документов (п. 1 ст. 8 Закона № 129-ФЗ).

Обратите внимание: для регистрации изменений в ЕГРЮЛ не требуется уплачивать госпошлину (п. 2 ст. 17 Закона № 129-ФЗ). То есть при добавлении кодов ОКВЭД нужно заплатить только за нотариальное заверение заявления. А если заявитель использует усиленную квалифицированную электронную подпись, то и эти расходы нести не потребуется.

Для индивидуальных предпринимателей процедура внесения кодов ОКВЭД в ЕГРИП имеет свои особенности. К примеру, заявление подается по форме Р24001. Если ИП подает заявление лично, то нотариальное удостоверение подписи не требуется.

Если нужно менять устав

Если окажется, что начало новой деятельности влечет за собой необходимость внесения изменений в устав, то порядок действий будет более сложным. В таком случае потребуется представить налоговикам больше документов, а именно (ст. 17 Закона № 129-ФЗ):

— заявление по форме Р13001 «Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица»;

— решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

— изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах;

— документ об уплате государственной пошлины.

Ссылка на основную публикацию