Можно ли при оказании новых дополнительных услуг использовать уже существующую ККТ?

Кто освобожден от применения ККТ?

ЕНВД

ПСН

– бытовой характер услуг,

– ремонт, мойка и техобслуживание транспорта,

– предоставление платных машиномест,

– грузовая и пассажирская перевозка,

– передача в аренду собственного имущества.

ЕНВД

ПСН

не имеет сотрудников и осуществляет деятельность по:

– торговле в магазинах, площадь которых меньше 150 кв. м.,

– торговле через стационарные объекты (киоски, лавки),

– торговле через нестационарные объекты (сумки, тележки, лотки),

– торговле готовыми блюдами в общепите, площадь зала обслуживания которого меньше 50 кв. м.,

– торговле готовыми блюдами в общепите без зала обслуживания.

ЕНВД

ПСН

вне зависимости от наличия или отсутствия сотрудников:

– ремонтирует и шьет одежду и обувь из любых материалов,

– оказывает услуги парикмахера и косметолога,

– оказывает услуги прачечной,

– занимается остеклением окон и балконов,

– ремонтирует жилье и т.п.

ronstik / Depositphotos.com

Законодательство о применении ККТ содержит ряд исключений для некоторых юридических лиц и предпринимателей, которые вправе не использовать кассовой техникой при расчетах с клиентами. Так, например, с 7 июня 2019 года действует новая норма, согласно которой все предприниматели при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг вправе не применять кассовую технику при расчетах за такие товары, работы, услуги присоблюдении двух условий. Во-первых они должны реализовывать товары только собственного производства, а не перепродавать купленный товар. Во-вторых, у них не должно быть наемных работников (ст. 2 Федерального закона от 6 июня 2019 г. № 129-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации” (далее – Закон № 129-ФЗ). Такие льготные условия будут действовать до 1 июля 2021 года.

Ниже в таблице приведены все категории лиц, которым разрешено не применять контрольно-кассовую технику. О некоторых из них мы напишем подробнее.

Лица, которые вправе не применять ККТ

Условия освобождения

Основание для освобождения и разъяснения контролирующих органов

Организации и ИП в автоматических устройствах для расчетов при осуществлении расчетов, совершаемых исключительно монетой Банка России

Автоматические устройства не должны использовать электрическую энергию (в том числе от аккумуляторов или батарей)

Организации и ИП, осуществляющие виды деятельности и оказывающие услуги, перечисленные в п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, с учетом специфики деятельности или особенностей местонахождения

Покупателю должен быть выдан (направлен) документ, подтверждающий факт расчета, содержащий определенные реквизиты

Индивидуальные предприниматели, применяющие налог на профессиональный доход (НПД, налог для самозанятых)

В отношении доходов, облагаемых НПД

Организации и ИП, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), поселков городского типа)

Расчеты должны осуществляться в местностях, поименованных в специальном перечне. Покупателю должен быть выдан (направлен) документ, подтверждающий факт расчета, содержащий определенные реквизиты

Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медорганизаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации

Религиозные организации при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы

Услуги должны оказываться в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в установленном порядке

Все организации и ИП при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) ИП, за исключением расчетов ЭСП с предъявлением (карточных)

Организации, реализующие полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по предоставлению за плату права пользования парковками (парковочными местами)

Полученные за парковку денежные средства должны перечисляться в полном объеме на счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, в течение пяти рабочих дней со дня их получения

Библиотеки (за исключением частных) при оказании платных услуг населению, связанных с библиотечным делом

Перечень платных услуг, оказываемых библиотеками без применения ККТ, утверждается Правительством РФ (в настоящее время не утвержден)

Товарищества собственников недвижимости (в том числе ТСЖ, СНТ и пр.), ЖК, ЖСК и иные специализированные потребкооперативы за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Только при осуществлении безналичных (в том числе он-лайн) расчетов

Образовательные организации при оказании услуг населению в сфере образования

Физкультурно-спортивные организации при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта

Дома и дворцы культуры, дома народного творчества, клубы, центры культурного развития, этнокультурные центры, центры культуры и досуга, дома фольклора, дома ремесел, дома досуга, культурно-досуговые и культурно-спортивные центры при оказании услуг населению в области культуры

ИП при реализации входных билетов и абонементов на посещение театров, являющихся государственными или муниципальными учреждениями, осуществляемой с рук и (или) лотка

Кроме случаев оплаты через Интернет

ИП, не имеющие наемных работников и реализующие товары собственного производства, выполняющие работы (оказывающие услуги)

Освобождение применяется до 1 июля 2021 года

Кредитные организации и платежные системы

Закон № 54-ФЗ освободил банки и иные кредитные организации от обязанности применять ККТ. (п. 1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). ККТ не применяется в устройствах для осуществления с участием уполномоченного лица организации или ИП операций по передаче с использованием электронных средств платежа распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств. При этом устанавливается, что кредитная организация обязана вести перечень автоматических устройств для расчетов, находящихся в собственности или пользовании и обеспечивающих возможность осуществления вышеуказанных действий. Порядок направления и форма указанного перечня устанавливаются Банком России.

Организации и ИП, занимающиеся определенными видами деятельности

В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, если организации и ИП не используют для расчетов автоматические устройства, то они могут не использовать ККТ при осуществлении следующих видов деятельности и при оказании следующих услуг:

  • продажа газет и журналов на бумажном носителе, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта федерации. При этом учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно. Данная норма не распространяется на организации и предпринимателей, осуществляющих расчеты за товары, подлежащие маркировке средствами идентификации;
  • продажа ценных бумаг;
  • обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;
  • торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для этих целей. Между тем ККТ должна применяться, если торговля в этих местах ведется в магазинах, павильонах, киосках, палатках, автолавках, автомагазинах, автофургонах, помещениях контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых местах, открытых прилавках внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном правительством. К ним, в частности, относятся: ковры и ковровые изделия, химические вещества и компьютерное оборудование, мебель и другие непродовольственные товары (Перечень непродовольственных товаров, при торговле которыми на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, организации и индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять расчеты с применением контрольно-кассовой техники). Данная норма не распространяется на организации и предпринимателей, осуществляющих расчеты за товары, подлежащие маркировке средствами идентификации;
  • разносная торговля вне стационарной торговой сети продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) в пассажирских вагонах поездов и на борту воздушных судов с ручных тележек, корзин и иных специальных приспособлений для демонстрации, удобства переноски и продажи товаров. Данная норма не распространяется на организации и предпринимателей, осуществляющих расчеты за товары, подлежащие маркировке средствами идентификации;
  • торговля в киосках мороженым, безалкогольными напитками в розлив, молоком и питьевой водой;
  • торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгметаллов и драгкамней;
  • ремонт и окраска обуви;
  • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
  • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
  • вспашка огородов и распиловка дров;
  • услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
  • сдача ИП в аренду жилых помещений, а также жилых помещений совместно с машино-местами, расположенными в многоквартирных домах, принадлежащих этому предпринимателю на праве собственности;
  • розничная продажа бахил.

Отметим, что данное положение не распространяется на организации и ИП (за исключением тех, кто осуществляет торговлю в розлив питьевой водой и розничную продажу бахил), которые используют для расчетов автоматические устройства, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами (п. 8 ст. 2 закона № 54-ФЗ).

ККТ не применяется при расчетах в безналичном порядке между организациями или предпринимателями, за исключением случаев использования электронного средства платежа с его предъявлением. (п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Организации и ИП, если они работают в отдаленных и труднодоступных местностях

Освобождены от применения ККТ также организации и ИП, работающие в отдаленных и труднодоступных местностях, перечень которых может быть определен нормативным актом субъекта федерации (п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). К сожалению, перечень таких местностей в настоящее время утвержден не везде. Например, в Калининградской области он установлен постановлением администрации Калининградской области от 23 сентября 2004 г. № 450 “О мерах по упорядочению применения контрольно-кассовой техники”. Так, данным нормативным актом было обосновано постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 мая 2006 г. № А21-10416/2005, которым было отказано в удовлетворении требований налоговых органов о привлечении к административной ответственности учреждения за неприменение ККТ. При этом суд указал, что поскольку учреждение осуществляет свою деятельность в отдаленном районе, оно вправе осуществлять торговые операции или оказание услуг без применения контрольно-кассовой техники и без выдачи бланков строгой отчетности.

В этом случае, при расчетах с клиентами и по их требованию предприниматель должен выдавать документ, подтверждающий факт осуществления расчета. Причем для этих документов определены обязательные реквизиты, к которым относятся:

  • наименование и порядковый номер документа;
  • наименование организации или ФИО ИП, их ИНН;
  • дата, время и место (адрес) осуществления расчета;
  • применяемая при расчете система налогообложения;
  • подпись лица, выдавшего документ.

Данное положение также не распространяется на организации и ИП, которые используют для расчетов автоматические устройства, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами (п. 8 ст. 2 закона № 54-ФЗ).

Отметим, что порядок выдачи документов о расчетах и их учета уже определен (постановление Правительства РФ от 15 марта 2017 г. № 296 “Об утверждении Правил выдачи и учета документов, подтверждающих факт осуществления расчетов в отдаленных или труднодоступных местностях между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом) без применения контрольно-кассовой техники”). Такой документ выдается как при расчете наличными, так и с использованием электронного средства платежа. Документы о расчетах могут быть выполнены на бумажном носителе рукописным или иным способом (типографским, с использованием ПК и др.).

Все выданные квитанции учитываются в журнале учета по их порядковому номеру и дате расчета. Листы журнала учета должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны предпринимателем, а также заверены печатью (при наличии). При этом, если осуществляет расчеты и хранит журнал работник, то предприниматель должен заключить с ним договор о полной материальной ответственности.

С каждого выданного документа о расчетах должна быть снята копия, которые необходимо сохранять не менее пяти лет копию. Причем копии документов или отрывные их части должны храниться в систематизированном виде в условиях, исключающих их порчу и хищение.

Заполняется квитанция разборчивым почерком на русском языке, при этом помарки, подчистки и исправления не допускаются. Испорченный или неправильно заполненный документ перечеркивается и прилагается к журналу учета за тот день, в котором он заполнялся. В журнале также делается отметка об этом напротив порядкового номера испорченного или неправильно заполненного документа. При этом сквозная нумерация выданных квитанций продолжается.

Отметим, что если расчеты ведутся в местностях, отдаленных от сетей связи, ККТ должна применяться, но в “автономном” режиме, то есть без обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме. Это означает, что в таких обстоятельствах договор с ОФД заключать не нужно, а клиенту предоставляется кассовый чек или БСО, напечатанный на бумажном носителе, и в электронной форме он не направляется (п. 1 ст. 4.6, п. 3 ст. 5, п. 7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Напомним, что критерием таких местностей является территория населенного пункта численностью до десяти тыс. человек (п. 1 приказа Минкомсвязи России от 5 декабря 2016 г. № 616 “Об утверждении критерия определения отдаленных от сетей связи местностей”).

Сельские аптечные пункты

От применения ККТ освобождены аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах. Также не придется выдавать чеки и филиалам медицинских организаций, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность, расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптеки (п. 5 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Никаких бланков строгой отчетности и документов об оплате выдавать в этих случаях не требуется.

Однако если указанные организации используют для расчетов автоматические устройства, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами, то они должны при расчетах с клиентами применять ККТ (п. 8 ст. 2 закона № 54-ФЗ).

Религиозные организации

При проведении религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы эти организации вправе не применять ККТ. Однако это касается только случаев, когда такие операции совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций (п. 6 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Применение ККТ адвокатами и нотариусами

Письмом МНС России от 26 октября 2004 г. № 33-0-13/683 “О применении контрольно-кассовой техники” было разъяснено, что адвокатские образования (в том числе адвокатские кабинеты) при осуществлении адвокатской деятельности не попадают в сферу действия законодательства о применении ККТ и не должны использовать при осуществлении такой деятельности контрольно-кассовые машины. Аналогичная позиция в отношении адвокатов и нотариусов высказана в письме МНС РФ от 28 мая 2004 г. № 33-0-11/357@ “О применении контрольно-кассовой техники адвокатами и нотариусами”, а также в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 20 апреля 2007 г. № 03-01-15/4-116.

Получение наличных денежных средств в случаях, не связанных с продажей товаров (работ, услуг)

Как следует из п. 1 ст. 1.2, абз. 19 ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ, контрольно-кассовая техника в обязательном порядке применяется при осуществлении организациями и ИП приема или выплаты денежных средств с использованием как наличных, так и электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги. Кроме того, ККТ применяется при приеме ставок и выплате выигрыша при организации и проведении азартных игр, а также при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.

Таким образом, если прием наличных денежных средств не связан с операциями по реализации товаров, выполнению работ или оказанию услуг, у организаций или индивидуальных предпринимателей отсутствует обязанность применения контрольно-кассовой техники.

К таким случаям могут относиться прием пожертвований, прием вступительных и членских взносов в различные некоммерческие организации, оприходование наличных денежных средств, вносимых заемщиком в счет уплаты основного долга по договору займа, получение от заемщика наличных денежных средств в кассу организации при уплате неустойки (штрафа, пени), получение денег в порядке возмещения собственных затрат, прием взносов в ТСЖ для оплаты коммунальных услуг.

Данная правовая позиция нашла отражение и в судебной практике. Так в соответствии с постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 февраля 2007 г. № Ф08-277/07-122А установлено, что отсутствует необходимость применения контрольно-кассовой техники при внесении в кассу товарищества собственников жилья взносов от жильцов дома, которые аккумулируются у товарищества и переводятся на счета организаций коммунального хозяйства.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 марта 2007 г. № А56-44214/2006 установлено, что взимая плату со своего работника за выдаваемую ему трудовую книжку в сумме, соответствующей той, за которую трудовая книжка была приобретена, Общество фактически осуществляло возмещение затрат на ее приобретение, что не является реализацией товаров, которая должна сопровождаться применением ККТ.

Аналогичная позиция в отношении расчетов по займам высказана в письмах МНС России от 5 мая 2004 г. № 33-0-11/320 “О применении контрольно-кассовой техники” и Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 21 апреля 2017 г. № 03-01-15/24309 “Об особенностях применения контрольно-кассовой техники”.

ККТ при оказании услуг: выбор и применение оборудования

По состоянию на конец 2018 года, в России были зарегистрированы около 2,5 миллионов онлайн-касс, которые передают данные о платежах в налоговую инспекцию в режиме реального времени. Это оборудование позволяет предпринимателям сэкономить время за счет сокращения отчетности и автоматизировать бизнес. Также снижается количество необходимых проверок со стороны налоговой службы. Из статьи вы узнаете, когда состоится третий переход на онлайн-кассы, кому нужно обязательно их приобрести, а кто получил освобождение. Мы поможем с выбором кассы для конкретного вида деятельности и расскажем о применении ККТ при оказании услуг в интернете.

Срок перехода на ККТ при оказании услуг

С 1 июля 2018 года на ККТ перешли ООО и ИП на УСН, ЕНВД и ПСН, занятые в сфере торговли, общепита и услуг с наемными работниками. А 1 июля 2019 года завершится переход на новые правила торговли, оказания услуг для представителей малого и микробизнеса, которые ведут свой бизнес самостоятельно, без привлечения сотрудников. К таким субъектам хозяйствования относятся парикмахеры, таксисты, швеи, мастера по ремонту и изготовлению обуви, врачи, оказывающие услуги в частном порядке, юристы и прочие. Если вы относитесь к этой категории налогоплательщиков, а ККТ будет применяться только при оказании услуг, есть время подготовиться и подобрать оборудование.

Для снижения финансовых расходов предпринимателей, применяющих ЕНВД и патент, предусмотрена государственная компенсация за приобретенную и зарегистрированную в установленный срок технику — налоговый вычет. Сумма составляет 18 000 рублей за единицу оборудования.

Для ИП, которые продолжат принимать оплату без кассы после 1 июля, предусмотрен административный штраф в размере 10 000 рублей, для ООО — 30 000 рублей.

Рекомендуем заранее позаботиться о покупке и регистрации устройства в ФНС. Опыт предыдущих этапов перехода показывает, что к июлю резко увеличивается нагрузка на налоговую службу, в связи с чем вы рискуете пропустить срок установки. Это повлечет наложение штрафа, а также упущение возможности получить налоговый вычет.

Кто освобожден от применения ККТ при оказании услуг

Несмотря на то, что 54-ФЗ обязал практически все ООО и ИП проводить расчеты с клиентами через онлайн-кассу, есть исключение из этого правила.

Государство разрешило не применять контрольно-кассовую технику в следующих случаях:

  1. Безналичные расчеты. Нормативный акт об онлайн-кассах предусматривает возможность работы без ККМ при расчетах между счетами ООО и/или ИП. Исключение — оплаты через сервисы электронных платежей.
    Пример. Директор частного детского сада «Ромашка» оформил заказ на пошив или ремонт штор у ИП «Нитка-Иголка». При осуществлении расчетов между расчетными счетами компаний касса не потребуется, но при приеме оплаты через электронные средства платежа (электронные кошельки, интернет-банкинг), ИП обязан выдать заказчику чек.
  2. Бизнес в удаленной или труднодоступной местности. Список таких поселений формирует региональное Правительство.
    Например, если вы осуществляете деятельность в Екатеринбургской области, перечень поселений, относящихся к труднодоступным, сможете найти на официальном сайте Правительства этой области (к ним не относят районные центры и ПГТ). Работа без кассы в такой местности возможна, если общее население не превышает 10 000 человек.
  3. Бытовые услуги. Сюда относят помощь по хозяйству, уход за больными или детьми, услуги носильщиков на вокзалах, ремонт часов, ювелирных изделий, чистка ковровых изделий и прочее.
  4. Питание в учебных заведениях. Снабжение готовыми блюдами воспитанников, учащихся и сотрудников в дошкольных, общеобразовательных и высших учебных заведениях.
  5. Местность, где отсутствует стабильное интернет-покрытие. Установить кассу с фискальным накопителем в этом случае все же необходимо: предприниматели освобождены лишь от передачи данных в ФНС.

Подпишись на наш канал в Яндекс Дзен – Онлайн-касса!
Получай первым горячие новости и лайфхаки!

Нужна ли ККТ при оказании населению услуг ЖКХ

В соответствии со ст. 8 290-ФЗ организациям ЖКХ, оказывающим коммунальные услуги населению, ККТ не нужна, если они взаимодействуют с клиентами напрямую и выдают БСО на бумажном носителе.

При осуществлении расчетов через интернет, когда исключено прямое взаимодействие продавца и покупателя, компания обязана направить чек в электронном виде на телефон или e-mail клиента.

Например, потребитель оплатил услуги ЖКХ с помощью платежной системы Сбербанк-Онлайн. На его электронную почту сразу после расчета необходимо отправить платежный документ.

Закон предъявляет строгие требования к оформлению БСО, согласно которым, бланк, как и кассовый чек, необходимо печатать на контрольно-кассовой технике. Отправлять на e-mail также следует по новым правилам — через оператора фискальных данных (ОФД).

Учитывая все эти нюансы, можно сделать вывод, что установка ККМ необходима, даже если срок перехода еще не подошел.

1. Задай вопрос нашему специалисту в конце статьи.
2. Получи подробную консультацию и полное описание нюансов!
3. Или найди уже готовый ответ в комментариях наших читателей.

Как выбрать ККТ при оказании услуг населению

Все ККМ, представленные на рынке контрольно-кассового оборудования, условно делятся на 3 типа: автономные аппараты, смарт-терминалы и фискальные регистраторы.

Первые устройства — привычные кнопочные кассы, которые модернизировали, заменили ЭКЛЗ на фискальный накопитель и дополнили модулем для связи с интернетом (Wi-Fi или GSM).

Вторые представляют собой планшет, интегрированный с фискальным регистратором. Такие кассы укомплектованы принтером чеков и снабжены несколькими USB-портами для подключения большого количества периферии.

Третий тип — устройство с ФН, печатающее чеки и отправляющее их электронные копии в ФНС. Не подходит для автономной работы, требует подключения к ПК или моноблоку.

Перед выбором контрольно-кассовой машины обратите внимание на несколько правил.

Правило № 1. Подбор контрольно-кассовой техники в соответствии с количеством клиентов в день. Здесь нужно учитывать износоустойчивость печатного механизма, регистрацию фискального накопителя сроком на 13, 15 или 36 месяцев (лимит ФН установлен не только по сроку эксплуатации, но и объему информации, передаваемой в налоговую службу). Для субъектов хозяйствования, применяющих ЕНВД и ПСН, предусмотрен ФН на 36 месяцев. Но есть ряд исключений, прописанных в п. 6 ст. 4.1 54-ФЗ, когда вы можете купить ФН на 13/15 месяцев.

Правило № 2. Учитывайте функционал, который потребуется в связи с осуществляемой деятельностью. Также 54-ФЗ обязывает всех бизнесменов, применяющих ККМ, указывать наименования услуг в чеках с 1 февраля 2021 года, поэтому потребуется интеграция с товароучетными системами.

Правило № 3. Возможность подключения дополнительной периферии, например, банковского терминала для приема безналичной оплаты.

Правило № 4. Соблюдение технических требований к чеку, регламентируемых 54-ФЗ.

Правило № 5. Порядок регистрации и установки ККМ. Если желаете сэкономить на услугах сервисных центров, покупайте модель, которую установите самостоятельно. К этой категории относятся автономные кассы и смарт-терминалы.

Правило № 6. Мобильность аппарата. Обратите внимание на тип питания. Для стационарного обслуживания подойдут модели, подключаемые к сети 220 Вт. Если вы периодически выезжаете к клиентам или оказываете услуги такси, потребуется аппарат с аккумулятором, заряжаемый от автомобильного прикуривателя.

Обзор ККТ при оказании юридических и бытовых услуг, парикмахерских и автосервисов

Владельцам небольшого юридического центра, парикмахерской и автосервиса рекомендуем бюджетные модели.

Атол 90Ф. Кнопочный аппарат с небольшим дисплеем и принтером чеков. Надежная практичная модель работает от сети 220 В и аккумулятора. Если нет необходимости в быстрой печати чеков, а простота в эксплуатации важнее всего, — эта модель для вас.

Меркурий 130Ф. Еще одна кнопочная модель с более современным дизайном. Оснащена аккумулятором, простая в обращении. Если вы готовы пожертвовать функционалом ради экономии бюджета, смело выбирайте эту модель.

Дримкас-Ф. Эту модель можно по праву считать самой лучшей среди бюджетных кнопочных машин. Подходит для салонов с большим количеством клиентов, без заминок печатает до 1000 чеков в день. Касса синхронизируется с личным кабинетом на сайте Дримкас, где можно внести наименования и стоимость услуг, а также получить аналитику денежного оборота, сформировать и распечатать отчет.

Эвотор 5 или 7.2. Первая модель — мобильный смарт-терминал с аккумулятором, подходит для выезда на дом к клиенту. Аппарат совместил в себе все необходимое для проведения платежей: удобный сенсорный дисплей, фискальный накопитель, принтер чеков. Второе устройство — многофункциональная стационарная касса без батареи. Вы легко разберетесь в функционале, так как система работает на базе Android.

Для торговой сети с большим клиентопотоком рекомендуем более производительные модели, которые будут идеальным помощником в ведении бизнеса и разработке стратегии для привлечения клиентов. Некоторые модели предусматривают интеграцию с личным кабинетом на сайте производителя, что актуально для отслеживания работы сети салонов и удаленного получения данных об обороте компании, находясь в командировке или на отдыхе.

ККТ для услуг населению: кому новый закон даст отсрочку по онлайн-кассам

Закон от 27 ноября 2017 г. № 337-ФЗ установил новые сроки по применению онлайн-касс для некоторых организаций и ИП. Что изменится для тех, кто получает платежи от населения за оказанные услуги?

Посмотрим на примере УК и ТСЖ.

Основные поправки коснулись организаций и ИП, являющихся плательщиками ЕНВД и применяющих патентную систему налогообложения.

Что важно для тех, кто оказывает услуги населению

Во-первых, уже с 27.11.2017 (дата официального опубликования поправок) ч. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ звучит так: организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающих услуги общественного питания), вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего федерального закона), до 1 июля 2019 года.

Во-вторых, никаких поправок в ч. 9 этой статьи внесено не было, то есть в случае, если организации или индивидуальные предприниматели в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего федерального закона) вправе не применять контрольно-кассовую технику, такое право сохраняется за ними до 1 июля 2018 года.

Таким образом, УК и ТСЖ, оказывающие услуги населению, вправе не применять онлайн-ККТ до 01.07.2019 при условии выдачи ими БСО в прежнем порядке.

Это хорошая новость для тех, кто принимает наличные платежи непосредственно в кассу, а также ведет расчеты с использованием платежных карт, если такие карты предъявляются плательщиком при непосредственном взаимодействии с представителем УК (ТСЖ). Именно в этой ситуации работник УК (ТСЖ) может выдать физическому лицу БСО, подтверждающий прием денежных средств.

Проблемы с платежными картами

Действительно, закон имел соответствующее название — «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Более того, еще более трех лет назад ФНС разъясняла образовательному учреждению: закон не содержит исключений, при которых расчеты с использованием платежных карт осуществляются без применения ККТ или без выдачи БСО в зависимости от формы осуществления таких расчетов, в частности, посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Поэтому расчеты с использованием платежных карт за учебные программы через официальный сайт организации должны осуществляться с применением контрольно-кассовой техники или с использованием бланков строгой отчетности (Письмо от 17.06.2014 № ЕД-4-2/11596).

Очевидно, что ранее, до внедрения специальных онлайн-касс, которые могут в автоматическом режиме при информационном взаимодействии с платежной системой через Интернет формировать кассовые чеки, применение ККТ или выписка БСО при оплате услуг через интернет-сайт были возможны только, что называется, в ручном режиме, после получения от банка информации о поступлении платежа.

Передача плательщику БСО или чека ККТ в бумажном виде была или труднореализуема, или невозможна. Поэтому на практике нередко данное требование не соблюдалось.

Выполнение условия, названного в ч. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ (о выдаче БСО в прежнем порядке), возможно только при непосредственном взаимодействии физического лица и представителя организации (ИП). При осуществлении платежа с использованием платежной карты в Интернете БСО в прежнем порядке выдать невозможно, поэтому освобождение, продленное до 01.07.2019, в данной ситуации не действует. Значит, применять онлайн-ККТ при оплате услуг через Интернет с использованием платежной карты необходимо без каких бы то ни было отсрочек.

Организации и ИП, оказывающие услуги населению, вправе не применять онлайн-ККТ до 01.07.2019 при условии выдачи БСО в порядке, действовавшем в соответствии с прежней редакцией Закона № 54-ФЗ.

Если расчеты осуществляются с использованием платежной карты через Интернет, отсрочка не действует, поэтому при интернет-эквайринге организация обязана применять онлайн-ККТ.

При расчетах с использованием любых электронных средств платежа, кроме платежных карт, применение онлайн-ККТ обязательно с 01.07.2018.

Порядок применения ККТ и БСО при осуществлении кассовых операций

Автор: Зарипова М., эксперт журнала

Если бюджетное учреждение оказывает платные услуги, то при совершении кассовых операций у него возникает необходимость соблюдать требования Закона № 54-ФЗ[1]. В приведенный закон Законом № 129-ФЗ[2] были внесены очередные поправки, о которых необходимо знать бюджетным учреждениям. Рассмотрим основные новшества в статье.

Сфера применения ККТ.

Согласно п. 1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ ККТ применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных названным законом.

Под расчетами понимаются прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги.

Таким образом, при приеме (получении) денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за выполняемые работы, оказываемые услуги положения Закона № 54-ФЗ возлагают на учреждение обязанность применять ККТ в учреждении (письма Минфина РФ от 08.02.2019 № 03-01-15/7887, от 06.03.2019 № 03-01-15/14640).

Отметим, что до 01.07.2019 было разрешено не применять ККТ в учреждении и не выдавать БСО организациям и ИП (п. 4 ст. 4 Закона № 192-ФЗ):

осуществляющим расчеты с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа);

осуществляющим расчеты при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт;

осуществляющим зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов;

предоставляющим займы для оплаты товаров, работ, услуг;

предоставляющим или получающим иное встречное предоставление за товары, работы, услуги.

Однако поскольку Законом № 129-ФЗ действие данной нормы не продлено, при осуществлении таких расчетов необходимо применять ККТ.

Например, в Письме от 25.01.2019 № 03-01-15/4355 Минфин указал, что в случае исполнения обязательств работников организации-работодателя по оплате оказываемых им услуг путем удержания из зарплаты работников соответствующих сумм задолженности организация обязана применять контрольно-кассовую технику с 01.07.2019.

Выдача кассового чека и (или) БСО

В силу п. 2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ при осуществлении расчета учреждение обязано выдать кассовый чек или БСО на бумажном носителе. В случае предоставления покупателем до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты необходимо направить кассовый чек или бланк строгой отчетности на данный номер либо адрес. Иными словами, Законом № 54-ФЗ предусмотрено, что при каждом расчете обязательно должен выдаваться кассовый чек или БСО.

Заметим, что исходя из п. 5.4 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ при осуществлении безналичных расчетов, исключающих возможность непосредственного взаимодействия с покупателем, кассовый чек (БСО) должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем расчета (Письмо Минфина РФ от 06.03.2019 № 03-01-15/14628).

Под БСО понимается первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронном виде и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для БСО в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги. Этот документ содержит сведения о расчете и подтверждает факт его осуществления, а также соответствует требованиям законодательства РФ о применении ККТ.

В связи с завершением переходного периода с 01.07.2019 организации и индивидуальные предприниматели при оказании услуг населению обязаны оформлять БСО с применением ККТ.

Нужно учитывать, что автоматизированная система для БСО используется исключительно при осуществлении расчетов за оказанные услуги. При этом ККТ, которая не является автоматизированной системой для БСО, данного ограничения не имеет и может применяться при расчетах и за товары, и за услуги (работы).

Следовательно, БСО может быть сформирован любой моделью ККТ, а не только той, которая входит в реестр в качестве автоматизированной системы. Как отмечается в Письме ФНС РФ от 13.06.2019 № ЕД-4-20/11437@, в настоящее время в реестр включены модели ККТ, которые предназначены для расчетов в различных условиях.

Применение ККТ вне места совершения расчетов.

Законом № 129-ФЗ учтены особенности применения ККТ в случаях, когда расчеты производятся отдаленно от места расположения контрольно-кассовой техники.

В статью 1.2 Закона № 54-ФЗ включены новые п. 5.6 – 5.10. Так, из п. 5.6 следует, что пользователи вправе применять ККТ[3], расположенную вне места совершения расчетов:

1) при осуществлении расчетов (за исключением расчетов в безналичном порядке в Интернете) за реализуемые товары при разносной торговле и при дистанционном способе продажи товаров (кроме случаев, указанных в п. 5.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ);

2) при осуществлении расчетов по месту выполнения работ и (или) оказания услуг, которые выполняются (оказываются) пользователем вне торгового объекта, торгового места, здания, строения, сооружения, их частей и (или) земельного участка, используемых на праве собственности, аренды или ином законном основании;

3) при осуществлении расчетов в случаях, предусмотренных п. 5.8 – 5.10 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ.

В случаях, перечисленных в п. 5.6 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ, обязанность по выдаче покупателю (клиенту) кассового чека (БСО) помимо способов, указанных в п. 2 данной статьи, может быть исполнена пользователем одним из способов (п. 5.7):

1) путем направления покупателю в момент расчета на абонентский номер либо по адресу электронной почты, которые предоставлены покупателем до совершения расчета:

сведений в электронной форме, позволяющих идентифицировать такой кассовый чек (БСО)[4];

информации об адресе информационного ресурса, который размещен в Интернете и по которому данный кассовый чек (БСО) может быть бесплатно получен покупателем;

2) путем обеспечения покупателю (клиенту) возможности в момент расчета считать с дисплея мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства QR-код.

В случае если согласно законодательству РФ федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, и (или) законодательство РФ предусматривает использование соответствующих бланков документов при оказании услуг населению, обязанность пользователя по выдаче клиенту кассового чека (БСО) помимо способов, указанных в п. 2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ, может быть исполнена им путем передачи клиенту документа на бумажном носителе с содержащимися на нем реквизитами кассового чека (БСО), позволяющими идентифицировать этот кассовый чек (БСО) (QR-кодом и (или) датой и временем осуществления расчета, порядковым номером фискального документа, признаком расчета, суммой расчета, заводским номером фискального накопителя и фискальным признаком документа).

Применение ККТ при расчетах за ЖКХ.

Если бюджетные учреждения осуществляют расчеты с населением за жилое помещение и коммунальные услуги, то им следует обратить внимание на п. 5.10 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ. В случае осуществления расчетов[5] при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги обязанность по применению ККТ, в том числе по формированию кассового чека (БСО) и передаче всех фискальных данных ФНС, исполняется пользователем в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня поступления денежных средств на расчетный счет пользователя. Обязанность по выдаче клиенту кассового чека (БСО) при осуществлении данных расчетов исполняется путем выдачи (направления) клиенту пользователем бесплатно по его письменному запросу на бумажном носителе или в электронной форме, содержащему наименование услуги, дату и сумму расчета, в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня получения такого запроса. Этот запрос должен быть передан (направлен) клиентом пользователю не позднее трех месяцев со дня формирования соответствующего кассового чека (БСО). При отсутствии такого запроса по истечении указанного срока обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (БСО) считается исполненной.

Кто вправе не применять ККТ?

1. В силу закона ККТ не нужно применять при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением производимых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением (п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина РФ от 15.02.2019 № 03-01-11/9459, от 06.03.2019 № 03-01-15/14614.

Дополнительно отметим, что ККТ не применяется (письма ФНС РФ от 10.08.2018 № АС-4-20/15566@, Минфина РФ от 06.03.2019 № 03-01-15/14624, от 25.01.2019 № 03-01-15/4355):

при выдаче работникам организации заработной платы, материальной помощи и других выплат, а также денежных средств под отчет и возврате сотрудником неизрасходованных денежных средств, ранее выданных под отчет.

при выплате организацией денежных средств физическому лицу за оказанные им услуги в рамках обязательств по договору гражданско-правового характера;

при возмещении работников расходов организации-работодателя на приобретение бланка трудовой книжки, расходов на мобильную связь.

2. ККТ не применяется при осуществлении видов деятельности и при оказании следующих услуг, которые перечислены в п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ. В данном перечне, в частности, приведены:

продажа газет и журналов на бумажном носителе, а также продажа в газетно-журнальных киосках сопутствующих товаров при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% товарооборота и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;

обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;

присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;

реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;

вспашка огородов и распиловка дров.

В силу поправок, внесенных в п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, разрешено не применять ККТ учреждениям при оказании услуг по розничной продаже бахил (см. ст. 1 Закона № 129-ФЗ).

3. Согласно п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ учреждения, осуществляющие расчеты в местностях, указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), вправе не применять ККТ.

Критерии отнесения местностей к отдаленным или труднодоступным в случае необходимости могут быть разработаны органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно (Письмо Минфина РФ от 22.01.2019 № 03-01-15/343).

Однако в этом случае должно соблюдаться условие о выдаче покупателю по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между им и организацией. Данный документ должен содержать наименование, порядковый номер, реквизиты, установленные абз. 4 – 12 п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ, и подпись лица, его выдавшего (Письмо Минфина РФ от 19.12.2018 № 03-01-15/92862).

4. В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона № 54-ФЗ вправе не применять ККТ аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.

5. В силу п. 12 ст. 2 Закона № 54-ФЗ ККТ может не применяться государственными и муниципальными библиотеками, а также библиотеками Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных организаций при оказании в помещениях указанных библиотек платных услуг населению, связанных с библиотечным делом.

Перечень платных услуг, оказываемых указанными в названном пункте библиотеками без применения контрольно-кассовой техники, утверждается Правительством РФ.

6. Кроме того, ст. 2 Закона № 54-ФЗ дополнена новыми п. 13 и 14. Так, в соответствии с п. 13 данной статьи ККТ может не применяться при осуществлении расчетов:

товариществами собственников недвижимости (в том числе товариществами собственников жилья, садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами), жилищными, жилищно-строительными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами за оказание членам таких товариществ и кооперативов услуг в рамках их уставной деятельности, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги;

образовательными организациями при оказании населению услуг в сфере образования;

физкультурно-спортивными организациями при оказании населению услуг в сфере физической культуры и спорта;

домами и дворцами культуры, домами народного творчества, клубами, центрами культурного развития, этнокультурными центрами, центрами культуры и досуга, домами фольклора, домами ремесел, домами досуга, культурно-досуговыми и культурно-спортивными центрами при оказании населению услуг в области культуры.

В силу норм, изложенных в п. 13 ст. 2 Закона № 54-ФЗ (в редакции Закона № 129-ФЗ), положения данного пункта не распространяются на расчеты наличными деньгами, а также на расчеты с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем.

Согласно п. 14 ст. 2 Закона № 54-ФЗ (в редакции Закона № 129-ФЗ) ККТ может не применяться индивидуальными предпринимателями при реализации входных билетов и абонементов на посещение театров, являющихся государственными или муниципальными учреждениями, осуществляемой с рук и (или) лотка. Положения обозначенного пункта не распространяются на случаи реализации указанных входных билетов и абонементов с использованием Интернета и сетей связи.

В заключение отметим, что неприменение ККТ в установленных Законом № 54-ФЗ случаях является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):

на должностных лиц – в размере от 1/4 до 1/2 суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.;

на юридических лиц – в размере от 3/4 до полной суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 руб.

[1] Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

[2] Федеральный закон от 03.07.2018 № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[3] За исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.

[4] Регистрационного номера ККТ, суммы, даты и времени расчета, фискального признака документа.

[5] За исключением расчетов наличными деньгами, а также расчетов с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия клиента с пользователем.

Кому разрешили не применять ККТ с 1 июля 2019 года

Вот-вот стартует третья волна «обонлайнивания» предпринимателей. Однако накроет она не всех, кого изначально предполагалось. Закон от 06.06.2019 № 129-ФЗ, долгожданный и судьбоносный безо всяких кавычек, отложил на два года переход на онлайн-кассы для ИП без наемных работников при продаже собственных товаров (выполнении работ, оказании услуг). Также дополнен перечень лиц, полностью освобожденных от применения онлайн-касс.

Также дополнен перечень лиц, полностью освобожденных от применения онлайн-касс. Наконец, упрощен порядок использования кассовой техники при дистанционной торговле и в некоторых других случаях. Расскажем подробнее.

В соответствии с первоначальным замыслом законодателя переход на онлайн-кассы должен был пройти стремительно: для крупного и значительной части среднего бизнеса такие кассы становились обязательными с 1 июля 2017 года (п. 3 ст. 7 Федерального закона от 29.06.16 № 290-ФЗ в первоначальной редакции). Эти организации попали в так называемую «первую волну» перехода на онлайн-кассы.

Волнообразное внедрение

Одновременно некоторым категориям налогоплательщиков была предоставлена отсрочка. Таким организация и ИП предстояло перейти на онлайн-кассы в ходе «второй волны». 1 июля 2018 года переходный период заканчивался и все расчеты, кроме тех, которые прямо освобождены от ККТ на основании Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ № 54-ФЗ, должны были сопровождаться передачей фискальных данных в ФНС в онлайн-режиме.

Однако выяснилось, что ни власти на местах, ни проверяющие, ни проверяемые, ни производители кассовой техники не готовы к нововведению в полной мере и должным образом. Решили не рисковать. В конце 2017 года был принят Федеральный закон от 27.11.17 № 337-ФЗ, который продлил переходный период до 1 июля 2019 года, породив тем самым «третью волну» перехода на новые кассы.

Изначально в эту «третью волну» попали две категории налогоплательщиков. Первая — лица, которые могли не применять ККТ до июля 2019 года без каких-либо дополнительных условий:

организации и ИП при выполнении работ и оказании услуг непосредственно населению (кроме услуг общепита);

«вмененщики» (организации и ИП) по всем видам деятельности, кроме общепита и розничной торговли;

ИП на ПСН по видам деятельности, не связанным с розничной торговлей.

Вторую категорию лиц, которым предстояло перейти на онлайн-кассы, составляли те, кто мог не применять ККТ до июля 2019 года только при условии работы без наемных сотрудников:

ИП, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов;

ИП, занятые в сфере общепита;

ИП- плательщики ЕНВД или ПСН, занятые в розничной торговле.

Но в середине 2018 года на основании Федерального закона от 03.07.18 № 192-ФЗ также получили отсрочку до июля 2019 года — а значит, попали в «третью волну» — организации и предприниматели при осуществлении:

расчетов с физическими лицами, которые не являются предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа);

расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт;

зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов;

операций по предоставлению займов для оплаты товаров, работ, услуг;

операций по предоставлению или получению иного встречного предоставления за товары, работы, услуги;

продажи в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов.

Одновременно предпринимателям на ПСН при осуществлении некоторых видов деятельности разрешили вообще не использовать онлайн-кассы .

Отсрочки, льготы, освобождения

И вот, в конце мая 2019 года, буквально за месяц до того момента, когда все ИП и организации, попавшие в «третью волну», должны были перейти на онлайн-кассы, были приняты очередные поправки в закон о применении ККТ. Соответствующий законопроект принят Госдумой, одобрен Советом Федерации и направлен на подпись президенту РФ.

На этот раз законодатели освободили от использования касс (постоянно или временно) некоторые категории предпринимателей и организаций, а также смягчили правила применения онлайн-касс для тех, кто попал в «третью волну».

Итак, предприниматели, которые работают без наемного персонала, смогут не применять от ККТ до 1 июля 2021 года. Касса не понадобится им ни при выполнении работ, ни при оказании услуг, ни при реализации товаров собственного производства. А вот перепродажа товаров под отсрочку не попадает – придется «обонлайниваться». Указанная льгота пропадет и в том случае, если ИП заключит с работником трудовой договор. В этом случае нужно будет в течение 30 календарных дней зарегистрировать онлайн-кассу.

Предприниматели, которые выполняют работы или оказывают услуги исключительно своими силами, могут не торопиться с покупкой онлайн-касс до 1 июля 2021 года. До этой же даты вправе работать без ККТ предприниматели без наемных работников, которые реализуют товары собственного производства.

Некоторые организации получили полное освобождение от применения онлайн-касс при осуществлении безналичных расчетов, в том числе с помощью банковских карт в удаленном режиме (через интернет или онлайн-банки). К ним относятся:

– товарищества собственников недвижимости (в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества), жилищные, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы. От ККТ освобождаются расчеты за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности, а также при приеме оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги;

– образовательные, физкультурно-спортивные организации, а также различные дома, дворцы и центры культуры и досуга, которые оказывают соответствующие услуги населению.

Если указанные услуги оплачиваются наличными или «с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем» (проще говоря, банковскими картами при их предъявлении), то придется пробивать кассовые чеки.

Кроме того, полностью без онлайн-касс смогут обойтись предприниматели, реализующие с рук и (или) лотка входные билеты и абонементы на посещение театров, являющихся государственными или муниципальными учреждениями. Освобождение предоставляется вне зависимости от формы расчетов (наличные, карты, безналичные, онлайн). Но при этом реализация таких же билетов или абонементов через интернет от ККТ не освобождена.

Введены также послабления по порядку применению кассовой техники в ряде случаев. В частности, разрешено не печатать бумажные кассовые чеки при продаже проездных билетов в салоне общественного транспорта. Достаточно, чтобы водитель или кондуктор выдал пассажиру билет или талон, на котором будет указано, как можно получить чек в электронной форме (например, дана ссылка на сайт). Такой чек необходимо создать до конца дня, в котором был продан билет. А значит, фактически водитель или кондуктор может по-прежнему обходиться без кассового аппарата — чеки будут формироваться постфактум на основании данных о проданных билетах.

Введено послабление для интернет-магазинов. Теперь курьер может не пробивать чек при доставке, а показать его в виде QR-кода, который покупатель отсканирует на свой телефон. Такой код приравнивается к бумажному чеку и имеет все необходимые реквизиты.

Еще одно упрощение касается выдачи кассовых чеков компаниями, которые принимают оплату за жилое помещение и коммунальные услуги, и не подпадают под указанное выше освобождение (т.е. не являются кооперативами, товарищества и т.п.). При «заочных» расчетах (т.е. при любых расчетах, кроме расчетов наличными и картами при их предъявлении) за жилье и услуги ЖКХ электронный чек можно будет вообще не направлять, если от клиента не поступил соответствующий запрос. Клиент вправе направить запрос о выдаче чека не позднее трех месяцев с момента формирования чека (по закону чек должен быть сформирован не позднее пяти рабочих дней со дня поступления денег на счет). По истечении этого трехмесячного срока обязанность по выдаче чека признается исполненной, даже если запрос на выдачу чека не поступал.

Интернет-торговля и услуги «на выезде»

Также законодатели упростили жизнь тем, кто осуществляет интернет-торговлю (с условием оплаты товара при его доставке), либо выполняет работы или оказывает услуги с выездом к клиенту (в случае оплаты работ или услуг по месту их выполнения или оказания). С 1 июля 2019 года в таких ситуациях будет разрешено применять кассовую технику, которая расположена не в месте осуществления расчета. А значит, больше не придется выдавать мобильные кассы курьерам и лицам, которые непосредственно выполняют работы или оказывают услуги по месту нахождения клиентов. Обязанность по выдаче чека можно будет исполнить, в том числе одним из следующих способов:

направить на электронный адрес или телефон покупателя (клиента) сведения, которые позволяют идентифицировать чек, и информацию об адресе сайта, где хранится чек;

обеспечить покупателю (клиенту) возможность считать QR-код с дисплея мобильного устройства продавца (курьера, исполнителя работ или услуг).

Кого «накрыло»?

Пора подытоживать. Что там у нас в сухом остатке? То есть кто же в окончательном итоге все же должен перейти на онлайн-кассы с июля 2019 года? Итак, с учетом всех поправок, с 1 июля 2019 года начать применять онлайн-кассы должны следующие категории организаций и ИП (при условии, что они в принципе не освобождены от ККТ на основании статьи 2 Закона № 54-ФЗ, в т.ч. в связи с применением ПСН и НПД):

организации, выполняющие работы и оказывающие услуги непосредственно населению;

компании, которые являются плательщиками ЕНВД, вне зависимости от вида деятельности, переведенного на «вмененку»;

ИП, выполняющие работы и оказывающие услуги, если у них есть наемные работники;

ИП, реализующие покупные товары;

ИП, реализующие товары собственного производства, если у них есть наемные работники;

ИП, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов;

компании и ИП, осуществляющие безналичные расчеты с физическими лицами, которые не являются предпринимателями. Исключение сделано для образовательных, физкультурно-спортивных организаций, различных домов, дворцов и центров культуры при оказании соответствующих услуг населению. А также для ИП, реализующих с рук и (или) лотка входные билеты и абонементы на посещение театров, являющихся государственными или муниципальными учреждениями;

компании и ИП при приеме оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капремонт, наличными или банковскими картами при их предъявлении;

компании (кроме специализированных потребительских кооперативов и товариществ собственников недвижимости) и ИП при приеме оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капремонт, в безналичном порядке, в т.ч. банковскими картами в удаленном режиме;

компании и ИП при зачете и возврате предварительной оплаты и (или) авансов;

компании и ИП при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг;

компании и ИП при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги;

компании и ИП при продаже в салоне транспортного средства билетов и талонов для проезда в общественном транспорте (допустимо иметь одну кассу на предприятие).

… но штрафовать не будут?

Госдума обещает ввести годичный мораторий на штрафы за неприменение контрольно-кассовой техники при расчетах. Об этом стало известно в ходе заседания Комитета Госдумы по бюджету и налогам, на котором обсуждались поправки в Закон о ККТ.

Глава комитета и инициатор «отсрочных» поправок Андрей Макаров поблагодарил ФНС России за предоставление актуальной информации относительно готовности регионов и отраслей бизнеса к реализации закона о ККТ. Он отметил, что полученная картина свидетельствует о том, что далеко не все субъекты РФ подготовились к реализации закона. Парламентарий пояснил, что отложить реализацию закона с 1 июля невозможно, поэтому встал вопрос о том, как быть с теми, кто не готов. В ходе исполнения возникнет целый ряд доработок. В связи с этим предлагается, что, вводя закон с 1 июля, будет убрана административная ответственность за неприменение ККТ на год, то есть будет введен мораторий на штрафы до 1 июля 2020 года. Таким образом, все смогут спокойно войти в режим, чтобы ни организации, ни люди не ходили под угрозой наказания. Конечно, «пообещать – не значит жениться», но все же надежда есть.

Право на вычет: обратный отсчет

Если ИП на ЕНВД или патенте в ближайшие 2 года планирует нанять сотрудников, лучше купить и зарегистрировать кассу прямо сейчас, до 1 июля 2019 года. Это последняя возможность воспользоваться налоговым вычетом. Такой практический вывод напрашивается из письма ФНС России от 17.04.2019 № ЕД-4-20/7260@. Следовать ли рекомендациям – каждый решает для себя сам.

Итак, правила получения вычета по расходам на приобретение онлайн-кассы приведены в пункте 2.2 статьи 346.32 и в пункте 1.1 статьи 346.51 Налогового кодекса РФ. Воспользоваться льготой можно при соблюдении ряда условий. В частности, вычет можно получить в том случае, если купленный кассовый аппарат зарегистрирован в налоговом органе в период с 1 февраля 2017 года по 1 июля 2019 года. Исключение из этого правила составляют те ИП, которые заняты в сферах розничной торговли и общепита, и на дату регистрации ККТ привлекали для своей деятельности наемных работников. Они могут получить вычет лишь в том случае, если зарегистрировали ККТ до 1 июля 2018 года. Продлевать право на получение вычета в Федеральной налоговой службе не планируют.

Предприниматели на ЕНВД и на ПСН еще могут вернуть часть затрат на покупку ККТ с помощью налогового вычета в 18 000 рублей. Но те, кто купит кассу после 1 июля 2019 года, этой возможности будут лишены.

Вычет предоставляется путем уменьшения очередного платежа по ЕНВД или из платы за патент. Его максимальный размер – 18 000 рублей за каждый экземпляр онлайн-ККТ. Если онлайн-касса была приобретена за меньшую сумму, то дополнительно можно учесть цену фискального накопителя, программного обеспечения, стоимость работ и услуг по их установке и другие расходы на онлайн-кассу.

Предприниматели на ПСН могут воспользоваться вычетом, направив специальное уведомление в налоговые органы. Налоговая инспекция может подтвердить право ИП на получение вычета, либо отказать в его предоставлении. Отказ последует в случае указания в уведомлении недостоверных данных. В таком случае инспекторы отправят соответствующее уведомление предпринимателю. Его форма утверждена приказом ФНС от 26.04.2019 № ММВ-7-3/220@ (зарегистрирован Минюстом буквально 28 мая).

Оказание услуг населению без кассового аппарата

Правильно налаженная расчетная система с покупателями – едва ли не основополагающий аспект ведения бизнеса. С точки зрения ФЗ №54, любой вид предпринимательской деятельности, будь то частное лицо или юридическое, обязан приобретать и устанавливать ККТ (контрольно-кассовую технику), если в процессе работы принимает наличный или безналичный метод оплаты. Но из любого правила могут быть исключения, поэтому коммерсанту будет интересно узнать, что включает в себя перечень услуг населению без кассового аппарата. Кто может воспользоваться такой опцией и какая зависимость есть от выбора типа налогообложения?

Кто освобождается от применения ККТ

Как уже отмечалось выше, законодательные нормы накладывают на предпринимателя, несмотря на его организационно-правовой статус (ИП, ООО), обязательство по исполнению кассового режима. Работник Федеральной налоговой службы, кроме плановых, может в любой момент устроить внеплановую проверку продавцу, чтобы выяснить, выдается ли в данном учреждении чек или нет. Подобное напряженное положение никак не радует дельцов, поэтому они всеми легальными способами пытаются уйти от покупки кассового аппарата.

Немалая стоимость самого оборудование (от 30 тыс. рублей за новую машинку, от 15 – за подержанную), а также расходы на его установку (8 тыс. рублей) и последующее обслуживание (7 тыс. рублей ежегодно) тоже не прибавляют желания обзавестись кассой. Приятной новостью станет известие о том, что для ряда дельцов работа без кассового аппарата – существующая реальность, а не заоблачная мечта.

Предоставление услуг населению

Пункт 2 ст. 2 ФЗ №54 в перечень оказания услуг населению без предоставления кассы включает (до 1.07.2018 года):

  1. Торговлю периодическими изданиями (газетами, журналами), если они составляют половину реализуемой продукции.
  2. Торговлю ценными бумагами, облигациями и акциями.
  3. Торговлю билетами на лотерейные шоу.
  4. Торговлю карточек на проезд в общественном транспорте.
  5. Снабжение готовой пищей учеников и сотрудников учебных заведений.
  6. Торговлю на выезде (выставки, ярмарки); исключением является реализация в фургончиках, павильонах и киосках. (Не касается алкоголя.)
  7. Торговлю предметами и продукции питания в поездах посредством переносных тележек, сумок и лотков. (Не касается алкоголя.)
  8. Торговлю мороженым и разливных напитков, не содержащих алкоголя.
  9. Торговлю разливных напитков, не содержащих алкоголя (квас, пиво, молоко), а также сезонными фруктами, овощами, бахчевыми, грибами и ягодами, рыбой и маслом.
  10. Приемку сырья для переработки с целью вторичного использования (стекло, пластик); исключение – металл, продукты нефтедобычи, драгоценные камни.
  11. Торговлю почтовыми марками.
  12. Торговлю предметами религиозного назначения.
  13. Торговлю изделиями ручного труда.
  14. Услуги по починке обуви и одежды.
  15. Услуги по изготовлению ключей.
  16. Предоставление помощи в уходе за детьми, пожилыми, больными и инвалидами.
  17. Предоставление помощи в пахоте поля и заготовке дров.
  18. Предоставление помощи в ношении багажа на вокзалах и в аэропортах.
  19. Передачу в аренду собственного имущества.

Однако, отсутствие контрольно-кассовой машины не означает, что клиент не имеет права знать, сколько и за что он заплатил, если он того пожелает. Продажа без кассового чека может осуществляться, если его заменит какой-либо другой документ, выполняющий те же самые функции для потребителя. Им может стать наличие:

Данный акт обязательно имеет информацию о названии компании и ее ИНН, количестве продукции и итоговой стоимости, текущей дате, ФИО продавца и его подписи.

Обновленный закон №54 освобождает от ведения кассового учета еще несколько специфичных категорий субъектов хозяйственной деятельности.

Кредиторы и платежные системы

Согласно пункту 1 ст. 2 ФЗ №54, банки и кредитные учреждения могут не устанавливать ККМ, потому как зачастую вся их деятельность связана с использованием банкоматов, терминалов самообслуживания и переносных приемников для пластиковых карт. Любые операции по ним сохраняются и автоматически поступают в налоговый орган, где их можно посмотреть в любой момент.

Но кое-какие обязательства владельцы выполнить обязаны, а именно передать список всех устройств подобного рода в Банк РФ. В противном случае нарушителю будет грозить штраф.

Сельские аптечные пункты и медицинские учреждения

Пункт 5 ст. 2 ФЗ № 54 позволяет обходиться без ККМ:

  • аптекам при ФАПах (фельдшерско-акушерских пунктах), при соблюдении требования, что других полноценных аптек не существует,
  • медицинским учреждения (амбулатория), при удовлетворении требований, что иных полноценных фирм не имеется и они являются лишь филиалами крупных аптечных сетей.

Исключение составляют лишь аптеки, использующие переносные приемники для пластиковых карт и торгующие подакцизной продукцией.

Льгота для фармацевтических заведений была сделана из логических соображений. Во-первых, выручка любой деятельности в сельской местности вряд ли покроет расходы на покупку и обслуживание нового кассового аппарата. Во-вторых, касса бесполезна, если на территории не налажено интернет-соединение. И наконец, не представляется возможным оставить населенный пункт без такого социально-значимого объекта как аптека.

Религиозные организации

В пункте 6 ст. 2 ФЗ №54 оговаривается, что религиозные организации, которые занимаются распространением литературы и оказывают услуги культового и церемониального характера, имеют все основания не применять в результате своей активности кассовый агрегат.

Обязательным условиям является осуществление практики в сооружениях и территориях, имеющих религиозное назначение (церковь, мечеть, зал).

Как и в случае с сельскими аптеками, религиозные заведения тоже обязаны приобретать ККА, если продают подакцизный товар (алкогольные напитки, табачную продукцию).

Адвокаты и нотариусы

Хотя ФЗ №54 не содержит прямых распоряжений в отношении того, могут ли нотариусы и юристы выполнять действия без кассовых аппаратов, присутствует ряд других регламентов, которые могут пролить свет на этот момент.

Если исследовать письма МНС (Министерство по налогам и сборам), закон «О нотариате» и ст. 2 ФЗ №54, можно прийти к нескольким выводам, почему ККТ нотариусу не нужен:

  1. За нотариальные услуги взимается госпошлина, которая выплачивается не самому нотариусу, а через банк с использованием квитанции (ПД-4сб).
  2. Нотариальная деятельность не есть предпринимательская, потому что нотариус не является субъектом хозяйственных действий.
  3. Частный нотариус работает за вознаграждение, которое обычно приравнивается к оплате за государственную пошлину.

Оплату за выполняемые услуги частный нотариус должен вносить в собственный реестр с указанием конкретного действия и суммы.

А почему адвокату не обязательно обзаводиться кассой? Часть 2 ст. 1 ФЗ № 63 «Об адвокатской деятельности» также заключает, что целью адвокатуры является защита основных прав и свобод любого человека или компании, поэтому ее деятельность нельзя расценивать как торговлю, или предпринимательство.

Приход денежных средств по договору об исполнении клиентского поручения адвокатским учреждениям нужно оформлять по кассовому ордеру (форма 0310001) с выдачей клиенту квитанции о назначении финансов.

ИП на ПСН и ЕНВД

Нужна ли касса для ИП на ПСН и организаций, выплачивающих ЕНВД? Нужно разобраться в нескольких моментах.

Исходя из последних нововведений в ФЗ №337, с июля этого года необходимость касс для частных фирм при ПСН и ЕНВД уже наступала, если предприниматель:

  • продает товары в розницу,
  • занимается предоставление готовой продукции через заведения общепита,
  • оказывает любую другую помощь.

Последний вариант нормы дают возможность бизнесмену затянуть с приобретением касс до июля следующего года, но сделать это он обязан.

Работа в труднодоступной территории

В пункте 3 ст. 2 ФЗ №54 прописано, что торговля без кассового аппарата и для ЮЛ, и для ИП может осуществляться в ситуациях, когда предприниматель реализует продукцию в труднодоступной территории или отдаленном районе.

Речь идет не просто о маленьком населенном пункте (до 10 тысяч жителей). Список таких территорий утверждается распоряжениями крупных субъектов, к которым относят данную местность.

Закон защищает и самих покупателей. Даже несмотря на отсутствие ККТ, клиент имеет право получить документ, приравниваемый к кассовому чеку, неважно, платил он налом или воспользовался безналом. В нем есть указания о:

  • названии документа и его номере,
  • наименовании компании и ИНН,
  • текущих месте, времени и дате,
  • тип налогообложения,
  • ФИО и подпись продавца.

Акт заполняется вручную или машинным способом, без помарок и исправлений, отмеченные печатью организации (если есть). С каждого документа необходимо делать копию и хранить ее на протяжение пяти лет.

Исключение составляют фирмы, продающие подакцизный товар, или использующие автоматическое расчетное оборудование.

Предоставление юридических услуг

В распоряжении МНС отмечалось, что компании, которые предоставляют услуги юридического толка за вознаграждение, относят к перечню тех, кто может не работать, пользуясь кассовым обслуживанием.

Такое положение вещей действовало вплоть до июля текущего года. После все ЮЛ и ИП обязаны покупать ККТ.

А вот для фирм, обслуживающих юрлица, условия не изменились: кассу иметь необходимо.

Система налогообложения и кассовый аппарат

Могут ли ООО работать без кассового аппарата? В ходе этого обсуждения уже много раз отмечалось, что такое вполне допустимо. На сегодня вопрос «Нужна касса или нет?» будет зависеть не от самого организационного статуса (ЮЛ, ИП), а от выбранной при регистрации фирмы системы налогообложения.

Значительная часть изменений в отношении кассового режима работает уже с 1 июля 2018 года, и многие предприятия установили ККТ.

Компании на ОСНО и УСН после июля этого года не могут себе позволить игнорировать требования по установке кассовой техники.

Послабления в виде отсутствия необходимости приобретать кассы остаются пока (до 1 июля 2019 года) у следующих категорий:

Правовая форма

Система налогообложенияУсловия
ИП
ЮЛ
ИП
ИП

По-прежнему, по желанию потребителя ИП или ООО обязаны выдавать БСО, товарный чек или квитанцию.

Ответственность за отсутствие кассы

В последние годы суммы штрафов за несоблюдение законодательства о кассовых агрегатах увеличились во много раз. Связаны такие меры с участившимися ситуациями сокрытия доходов от государства. Некоторые хитрые бизнесмены продают товар или услугу мимо кассы, а значит, лишают возможности налоговые службы увидеть реальную картину дохода фирмы.

«Попасться» можно во время очередной налоговой проверки или же в случае жалобы потребителя. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает следующую ответственность за несоблюдение правил по ККТ:

Несоблюдение требований к ККМ (неправильное использование, несвоевременное предоставление отчетности, отсутствие перерегистрации)

– штраф до 3 тыс. руб.

– штраф до 10 тыс. руб.

– штраф до 3 тыс. руб.

– штраф до 10 тыс. руб.

– штраф до 2 тыс. руб.

– штраф до 10 тыс. руб.

НарушениеНарушительШтрафы или меры
Отсутствие ККМДолжностное лицоштраф 0,5 от расчетной суммы (не меньше 10 тыс. руб.).
ИП/ЮЛштраф 1 от расчетной суммы (не меньше 30 тыс. руб.).
Неисполнение предыдущего пункта (если расчетная сумма больше 1 млн руб.)Должностное лицоотстранение от деятельности до 2 лет.
ИП/ЮЛотстранение от деятельности до 3 месяцев.
Должностное лицо
ИП/ЮЛ
Непредоставление данных в ФНСДолжностное лицо
ИП/ЮЛ
Непредоставление покупателю данных о его приобретениеДолжностное лицо
ИП/ЮЛ

В заключение

Из всего обсуждаемого материла можно сделать несколько выводов:

  1. Организации на ОСНО и УСН с 1.07.2018 года обязаны установить ККТ.
  2. Компании на ПСН и ЕНВД могут перейти на кассовое обслуживание населения с 1.07.2019 года, если соответствуют следующим условиям: не имеют сотрудников и оказывают помощь населению, торгуют и предоставляют готовые блюда предприятиям общественного питания.
  3. Приобретение кассового аппарата и его обслуживание обойдется дешевле, чем выплата штрафов.

Разобраться самостоятельно в том, нужна ли вашему бизнесу касса, непросто. Однако, данный вопрос стоит того, чтобы посвятить ему время единожды и спокойно вести деятельности без претензий со стороны фискальных служб в дальнейшем.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также:  Может ли ИФНС отказать в приеме декларации из-за отсутствия двухмерного штрих-кода?
Ссылка на основную публикацию