Можно ли отчитываться ПКО с клиентами за жилищно-коммунальные услуги?

Можно ли отчитываться ПКО с клиентами за жилищно-коммунальные услуги?

Дата публикации 18.02.2020

Упрощенный порядок применения онлайн-касс установлен в сфере ЖКХ при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Прежде всего, это распространяется на управляющие компании и ресурсоснабжающие организации.

Из жилищного законодательства следует, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя (п. 2, 4 ст. 154 ЖК РФ):

  • плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
  • взнос на капитальный ремонт;
  • плату за коммунальные услуги (включает плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами).

Порядок применения онлайн-кассы зависит от того, каким образом клиент производит оплату.

Безналичная оплата

Если клиент платит за жилое помещение и коммунальные услуги безналичным способом и при этом не предъявляет электронное средство платежа (платежная карта), то пользователю разрешается применять одну онлайн-кассу, которая работает удаленно (пп. 3 п. 5.6 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ). Примером такой оплаты являются платежи через онлайн-банк или отделение банка.

Кассовый чек (БСО) формируется и направляется в налоговую инспекцию через ОФД в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня поступления денежных средств на расчетный счет (абз. 1 п. 5.10 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).

Выдавать (направлять) кассовый чек (БСО) клиенту необходимо по его запросу в срок, не превышающий 5 рабочих дней (со дня получения запроса). При этом запрос должен содержать наименование услуги, дату и сумму расчета (абз. 2 п. 5.10 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ). Выдавать (направлять) кассовый чек (БСО) в этом случае следует бесплатно.

Клиент должен передать (направить) запрос в бумажной или электронной форме не позднее трех месяцев со дня формирования кассового чека (БСО). Если этот срок пропущен, обязанность по выдаче (направлению) кассового чека (БСО) клиенту считается исполненной (абз. 2 п. 5.10 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).

Оплата наличными

При расчетах наличными денежными средствами, а также расчетах с предъявлением платежных карт онлайн-касса применяется пользователем в общем порядке. Кассовый чек (БСО) выдается клиенту в бумажном виде в момент расчета.

Если пользователь до расчета представил абонентский номер или электронный адрес (и есть возможность отправить чек (БСО) на этот адрес), то чек (БСО) необходимо направить в электронном виде в момент расчета.

Вместо выдачи бумажного чека (БСО) и направления его в электронном виде клиенту можно направить (на абонентский номер или электронный адрес) сведения в электронной форме, которые идентифицируют чек (БСО), а также адрес ресурса в интернете, где этот чек можно скачать (п. 2, 3 ст. 1.2, п. 1 ст. 4.3 Закона № 54-ФЗ).

Зачет предоплаты (аванса)

С 01.07.2019 при зачете (возврате) предварительной оплаты и (или) авансов необходимо применять онлайн-кассу и пробивать чек (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ). В числе прочего таким зачетом является оказание услуг в течение месяца.

Чтобы избавиться от большого количества чеков по услугам в сфере ЖКХ (включая услуги ресурсоснабжающих организаций), пользователю онлайн-кассы разрешается оформить один кассовый чек (БСО), который содержит сведения обо всех таких расчетах за расчетный период.

Кассовый чек (БСО) оформляется не позднее 10 календарных дней, следующих за днем окончания расчетного периода. Период не может превышать календарный месяц 1 . Выдавать (направлять) кассовый чек (БСО) на зачет предоплаты (аванса) клиенту не нужно (п. 2.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).

До 1 июля 2020 года ответственность по ч. 2-4 и 6 ст. 14.5 КоАП РФ при расчетах за услуги ЖКХ (включая услуги ресурсоснабжающих организаций) не применяется (ст. 2 Федерального закона от 03.07.2019 № 171-ФЗ). См. здесь.

Онлайн-касса не нужна ТСЖ, СНТ, ЖСК, кооперативам при получении оплаты на расчетный счет

Федеральный закон 129-ФЗ от 06.06.2019 ( ССЫЛКА ) освобождает от применения ККТ сразу несколько категорий хозяйствующих субъектов, которые оказывают общераспространенные услуги (ЖКХ, культурно-оздоровительные) по безналичной оплате. Ознакомимся с их перечнями (как и с различными новшествами, которые по законопроекту касаются применения ККТ данными хозяйствующими субъектами — в тех случаях, когда они от такого применения все же не освобождены) подробнее.

p, blockquote 1,0,0,0,0 –>

ТСЖ, СНТ и кооперативы: онлайн-касса не нужна, но только при расчетах по безналу

В соответствии с поправками в статье 2 Закона № 54-ФЗ появился новый пункт 13 ( ССЫЛКА ):

p, blockquote 2,0,0,0,0 –>

«13. Контрольно-кассовая техника может не применяться при осуществлении расчетов:

товариществами собственников недвижимости (в том числе товариществами собственников жилья, садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами), жилищными, жилищно-строительными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности указанных товариществ и кооперативов, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги;

образовательными организациями при оказании услуг населению в сфере образования;

физкультурно-спортивными организациями при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта;

домами и дворцами культуры, домами народного творчества, клубами, центрами культурного развития, этнокультурными центрами, центрами культуры и досуга, домами фольклора, домами ремесел, домами досуга, культурно-досуговыми и культурно-спортивными центрами при оказании услуг населению в области культуры.

Положения настоящего пункта не распространяются на расчеты наличными деньгами, а также расчеты с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем.»

p, blockquote 4,0,0,0,0 –>

Получается, что от применения онлайн-касс — при безналичном приеме платежей, получили бессрочное освобождение:

p, blockquote 5,0,0,0,0 –>

  1. Различные товарищества собственников недвижимости.

p, blockquote 6,0,0,0,0 –>

  • ТСЖ;
  • садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества.
  1. Кооперативы:
  • жилищные;
  • жилищно-строительные;
  • прочие специализированные потребительские.

Все они могут взимать плату за оказание услуг в рамках уставной деятельности, за предоставление жилых помещений, оказание услуг ЖКХ. Эту плату, таким образом, можно взимать без выдачи кассового чека и использования ККТ (однако, здесь есть дискуссионный момент — о нем далее).

p, blockquote 7,0,1,0,0 –>

  1. Образовательные организации — при оказании образовательных услуг населению.
  1. Физкультурно-спортивные организации — при оказании профильных услуг населению.
  1. Дома и дворцы культуры, народного творчества, клубы, центры культурного развития и иные учреждения культурного профиля (с полным списком можно ознакомиться в будущей редакции статьи 2) — при оказании населению услуг в сфере культуры.

В свою очередь, при приеме платежей от физических лиц наличными, а также при оплате услуг по карте с предъявлением указанные хозяйствующие субъекты обязаны применять онлайн-кассу.

p, blockquote 8,0,0,0,0 –>

p, blockquote 9,0,0,0,0 –>

Освобождение, совершенно очевидно, выходит очень «скользким» (хотя и значимым для тех хозяйствующих субъектов, кто, действительно, оказывает услуги исключительно по безналу — их довольно много, особенно в том же жилищно-коммунальном хозяйстве).

p, blockquote 10,0,0,0,0 –>

Что выдавать указанным хозяйствующим субъектам вместо кассового чека при фиксации прихода безналичного платежа? Можно ничего не выдавать. Но для поддержания доверия со стороны потребителей услуг товарищество, кооператив, образовательная или физкультурно-спортивная организация могут выдавать товарные чеки или БСО — содержащие основные сведения по оплате. Если это товарный чек, то он может содержать реквизиты, перечисленные в пункте 2.1. статьи 2 Закона № 54-ФЗ в редакции от 08.03.2015 года), если БСО — составляться в соответствии с постановлением Правительства России от 06.05.2008 № 359.

p, blockquote 11,0,0,0,0 –>

Безусловно, если субъект также принимает платежи от физических лиц наличными (и использует при этом онлайн-кассу, поскольку обязан), то при оплате по безналу проще всего будет все же сформировать кассовый чек и выдать клиенту при обращении (при этом, имеет смысл ориентироваться на порядок, определенный в пунктах 5 и 5.3 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ).

p, blockquote 12,0,0,0,0 –>

Следует отметить, что в при прочтении норм, устанавливающих возможность неприменения некоторыми из указанных хозяйствующих субъектов ККТ при безналичной оплате, может появиться повод для дискуссии касательно их трактовки.

p, blockquote 13,0,0,0,0 –>

Преференции по «безналу» — только для членов ТСЖ, ЖСК, СНТ, …?

Дело в том, что вводимые в закон нормы — о том, что преференции, о которых сказано выше, распространяются только на безналичные расчеты, недостаточно детальна. Она точно не определяет, в частности, то, освобождаются ли от применения ККТ коммунальные кооперативы во всех случаях — как при приеме оплаты за услуги, так и при расчетах с членами таких кооперативов, или же только в первом или во втором случае.

p, blockquote 14,1,0,0,0 –>

Кроме того, исходя из новых поправок непонятно, есть ли обязанность в применении ККТ теми же кооперативами в случае получения оплаты за услуги с помощью различных терминалов и сервисов онлайн-банкинга.

p, blockquote 15,0,0,0,0 –>

Если попробовать сопоставить положения будущего закона с его текущими нормами, то можно сделать предварительный вывод о том, что под преференции попадают любые транзакции на расчетный счет — не связанные с предъявлением клиентом электронного средства платежа (то есть, банковской карты или ее аналога). То, кто именно платил и каким образом — неважно. Но так ли это на самом деле, покажет правоприменительная практика. Не исключено, что она будет иметь некую отраслевую специфику.

p, blockquote 16,0,0,0,0 –>

Еще один «пробел» в новом законодательстве в части «кооперативных» преференций: поправки не вносят ясности в вопрос, есть ли необходимость применять ККТ при оказании услуг, сопутствующих жилищно-коммунальным, но по существу не являющихся ими. Например — услуг консьержа, секьюрити, обслуживания видеокамер, домофона, а также за вызов услуг, оказанных по подряду — например, услуг электрика, сантехника, ремонтной бригады.

p, blockquote 17,0,0,0,0 –>

В новых поправках, к тому же, прямо не указано, что они касаются управляющих компаний — которые обслуживают дома, если их жители не учредили ТСЖ. Но включение УК в юрисдикцию новых положений о поправках напрашивается и видится логичным — поскольку они, если такой юрисдикции нет, ставятся в неравное положение с ТСЖ.

p, blockquote 18,0,0,0,0 –>

В отношении коммунальщиков рассматриваемые поправки также немного изменяют правила применения ККТ — в случае, если она все же используется.

p, blockquote 19,0,0,0,0 –>

Прочие новшества в ЖКХ: зачет и возврат в едином чеке (по удлиненным срокам)

Положениями пункта 2.1 статьи 1.2 установлено правило: при расчетах в виде зачета или возврата предоплаты (авансов) за услуги — поименованные в данном пункте и иные, что определены Правительством России, хозяйствующий субъект вправе сформировать общий кассовый чек по всем таким расчетам — и не направлять (и не выдавать) его при этом клиенту. Законопроект изменил ряд норм, содержащихся в указанном пункте. Изменения заключаются в следующем:

p, blockquote 20,0,0,0,0 –>

  1. В спектр услуг, при которых стало возможно формирование общего чека по всем предоплатам, были включены услуги:
  • в сфере ЖКХ (в том числе услуги от ресурсоснабжающих организаций);
  • услуги охраны и систем безопасности;
  • образовательные услуги.
  1. Изменился период, в котором фиксировались соответствующие объединяемый в общий чек расчеты.
Читайте также:  Надо ли сдавать отчет по страховым взносам, если ИП на ЕНВД зарегистрирован с сотрудниками, но их не имеет?

Изначально это были расчеты, совершенные в течение суток, либо за расчетный период, не превышающий 1 месяца или установленный законом. Но — не позднее первого рабочего дня, идущего за днем окончания расчетного периода.

p, blockquote 21,0,0,1,0 –>

После поправок в общий чек стало возможно включать расчеты за любой период, не превышающий месяца (или установленный законом), и при этом не позднее 10 дней, идущих за днем окончания периода.

p, blockquote 22,0,0,0,0 –>

Резюме

Широкий спектр хозяйствующих субъектов принимает платежи за популярные услуги — в сфере ЖКХ, культуры, спорта, по безналу. Им новый закон разрешил (по всей видимости, во всех случаях, связанных с приемом платежей на расчетный счет) не применять ККТ при безналичных расчетах. Кроме того, у коммунальщиков появилось право формировать общий чек по предоплатам без его направления клиенту.

p, blockquote 23,0,0,0,0 –>

Ранее мы рассказывали кому отменили онлайн-кассы до 2021 года и при выполнении каких условий.

p, blockquote 24,0,0,0,0 –>

Что об этом следует знать и как подготовиться к продаже маркированных товаров.

p, blockquote 25,0,0,0,0 –>

Как работает система ЕГАИС https://onlain-kassy.ru/ispolzovanie/obzor/egais-alkogol.html, какие особенности есть при продаже пива и крепких алкогольных напитков.

p, blockquote 26,0,0,0,0 –>

p, blockquote 27,0,0,0,0 –>

Должна ли применяться ККТ при приеме платежей от членов СНТ и ОНТ (садоводов и огородников) – изучаем нормативные .serp-item__passage. Прежде всего, онлайн-касса должна применяться СНТ и ОНТ при оказании тех услуг и работ, какие не предусмотрены уставными документами товарищества и одновременно.

Какие можно выдавать документы вместо кассового чека, если ИП или юридическое лицо освобождены от применения ККТ. Хозяйствующий субъект, освобожденный от применения ККТ и не обязанный, таким образом, выдавать кассовые чеки покупателям, тем не менее, в ряде случаев должен предоставлять им.

Один из традиционных кассовых документов, используемых российскими торговыми и сервисными предприятиями — бланк строгой отчетности. В чем заключается специфика его применения с учетом изменений в законодательстве о ККТ?

Советуем посмотреть ПОДБОРКУ ПОЛЕЗНЫХ ОНЛАЙН-СЕРВИСОВ и ПО , которые будут полезны многим предпринимателям.

p, blockquote 28,0,0,0,0 –>
p, blockquote 29,0,0,0,1 –>

Звоните по телефону +7 (499) 348-19-87 (работаем во всех регионах РФ), если хотите узнать цены на ККТ, зарегистрировать кассу в ФНС, выпустить КЭП, подключить онлайн-кассу к ОФД.

При приеме платежей в ЖКХ можно не пользоваться онлайн-кассами

Обсуждение поправок в закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов», в части применения онлайн-касс в управляющих организациях и ТСЖ, сводится к монологам «Доколе», «Сколько можно» и «Как они достали…». Нормально аргументированного ответа на вопрос, нужно ли в 2018 году применять онлайн-кассы при приеме платежей за ЖКХ, попросту нет. Ну что ж, исправим данный пробел.

Ранее я писал статью «Обязанность по применению онлайн-касс в УО и ТСЖ сдвинули на 2019 год», в которой разбирал ситуацию с онлайн-кассами до 01 июля 2018 года, но на дворе уже 11 июля 2018 года, а значит надо посмотреть, что изменилось.

Правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов на территории Российской Федерации регулируются положениями Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов» (в редакции от 03.07.2018 г., далее по тексту – Закон 54-ФЗ).

В силу п.1 ст.1.2. Закона 54-ФЗ контрольно-кассовая техника (далее – ККТ), включенная в реестр ККТ, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Полый перечень лиц, которые навсегда освобождены от применения ККТ, приведен в статье 2 Закона 54-ФЗ и к этим лицам управляющие организации (далее – УО) и ТСЖ не относятся.

С учетом того, что повсеместное внедрение онлайн-касс «забуксовало» по причине неготовности и государства, и бизнеса к нововведениям, вполне логичным выглядит шаг государства по переносу срока обязательного применения онлайн-касс на 01 июля 2019 года.

Переходные положения по срокам возникновения обязанности применения ККТ приведены в статье 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ (далее – 290-ФЗ).

Первое важное изменение – перенос сроков для организаций, которые выполняют работы, оказывают услуги населению (ч.8 ст.7 290 –ФЗ).

Согласно поправкам, организации, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, вправе не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (далее – БСО) в порядке, установленном 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), до 01 июля 2019 года.

Ответ, какие именно услуги и работы признаются услугами населению, содержится в письме Минфина России от 27.01.09 № 03-01-15/1-29.

Согласно разъяснениями чиновников Минфина принадлежности к работам и услугам, предоставляемым населению предприятиями и организациями, определяет Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН), который с 2017 года утратил силу. На смену ОКУНу пришел Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, классификация в котором не соответствует «классификации» в ОКУНе.

Для сопоставления сведений в указанных выше документах необходимо использовать переходные ключи, размещенные на сайте Минэкономразвития России .

Код ОКУН 041100 «Жилищные услуги» и Код «042000 Коммунальные услуги» относятся к услугам населению. С помощью переходных ключей смотрим, что под услуги управлению МКД подходит код ОКПД2 68.32.11.000 «Услуги по управлению жилым фондом, предоставляемые за вознаграждение или на договорной основе, кроме недвижимости, находящейся в собственности на фиксированное время года».

Таким образом, согласно поправкам в сам 54-ФЗ, управляющие организации и ТСЖ, в части приема платежей за коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения, могут не применять онлайн-кассы до 01 июля 2019 года при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности.

Справочно: под порядком, предусмотренным прежней редакцией Закона 54-ФЗ (действовавшей с 09.03.2015г. по 14.07.2016г.), следует понимать Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359, из которого следовало, что БСО выдаются лишь на бумажном носителе (могут быть изготовлены типографским способом или сформированы с использованием автоматизированных систем), то есть при непосредственном взаимодействии пользователем или уполномоченным им лицом (далее по тексту под пользователем подразумевается организация, применяющая ККТ при осуществлении расчетов) с покупателями.

А теперь внимание! Самое важное изменение!

03.07.2018 года вступил в силу Федеральный закон от № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 192-ФЗ), согласно п. 4 ст. 4 которого вправе не применять контрольно-кассовую технику и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 1 июля 2019 года организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении:

расчетов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа);

расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт;

при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов;

при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг;

при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Таким образом, управляющим организациям и ТСЖ можно «расслабиться» в отношении онлайн-касс еще на один год, до 01 июля 2019 года, и при приеме платежей не пользоваться бланками строгой отчетности, так как для УО и ТСЖ сделали отдельное переходное положение.

Ну, хоть что-то приятное от государства…

С уважением, Юрий Кочетков.

Обсудить статью и задать вопросы можно здесь.

Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей

Подписка на рассылку

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Спасибо, мы скоро свяжемся с Вами!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

2.Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

Читайте также:  ООО с лицензией на алкаголь может применить ЕНВД?

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Статья 5.62. Дискриминация

3.Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, – влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Можно ли отчитываться ПКО с клиентами за жилищно-коммунальные услуги?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Является ли управляющая компания оператором по приему платежей?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Управляющая компания не является оператором по приему платежей.

Обоснование вывода:
Деятельность операторов по приему платежей регулируется Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ “О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами” (далее – Закон N 103-ФЗ). В соответствии с ч. 4 ст. 2 Закона N 103-ФЗ оператор по приему платежей – это платежный агент – юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. В свою очередь, оператор по приему платежей является платежным агентом. Платежным агентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц (ч. 3 ст. 2 Закона N 103-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 3 Закона N 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях данного Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона N 103-ФЗ поставщик – юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с данным Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с чч. 4 и 7 ст. 155 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения, а также за коммунальные услуги вносится в управляющую организацию. При этом выполнением обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией признается в том числе и внесение платы за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ).
С учетом того, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится юридическому лицу, осуществляющему деятельность по управлению многоквартирными домами, такое юридическое лицо не является платежным агентом, поскольку для целей Закона N 103-ФЗ оно признается поставщиком услуг (смотрите, например, Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2015), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015 (Вопрос N 22)).
При этом в силу ч. 15 ст. 155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Таким образом, управляющая организация имеет право выбора способа принятия оплаты от населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, в том числе и через платежных агентов.
При этом дополнительно отметим, что Закон N 103-ФЗ не содержит предписаний, обязывающих плательщиков – физических лиц вносить платежи за жилищно-коммунальные услуги исключительно через платежных агентов. Как потребители, они вправе производить оплату оказанных услуг и (или) выполненных работ путем внесения наличных денежных средств непосредственно в кассу исполнителю (в нашем случае – управляющей организации) либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 37 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей”). Об этом же говорится и в п. 63, пп. “а” п. 65 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Иными словами, произвести оплату за жилищные услуги плательщик может по выбору: либо напрямую в управляющую организацию, либо через платежных агентов, банковских платежных агентов, однако в таком случае данными организациями за посреднические услуги с плательщика может взиматься комиссия.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что сама по себе управляющая компания не является оператором по приему платежей (платежным агентом).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

21 сентября 2017 г.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Онлайн-кассы при управлении многоквартирными домами: разбираемся с новыми правилами

Все чаще и острее встает вопрос о применении онлайн-касс в сфере управления многоквартирными домами. В статье мы попытаемся разобраться, должны ли применяться онлайн-кассы управляющими организациями (УО) и ТСЖ/ЖСК, а также ресурсоснабжающими организациями (РСО) при осуществлении «прямых расчетов» с потребителями коммунальных услуг или при предоставлении этим потребителям коммунальных услуг по «прямым договорам».

В каких случаях применение онлайн-касс необязательно?

Как указано выше, в соответствии с ч. 1 ст. 1.2 Закона № 54 применение ККТ обязательно всеми организациями и ИП на территории РФ при осуществлении расчетов, за исключением установленных этим же Законом случаев.

Так, исключения установлены ст. 2 Закона № 54. Деятельность УО/ТСЖ/ЖСК не подпадает ни под один из видов исключений. Следовательно, применение ККТ со стороны УО/ТСЖ/ЖСК (и РСО при «прямых расчетах» или «прямых договорах») обязательно.

Минфин РФ в п. 2 письма от 25.05.2018 № 03-01-15/35605 разъяснил порядок применения ККТ со стороны ТСЖ:

В соответствии с частью 5 статьи 155 ЖК РФ члены ТСЖ либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 ЖК РФ.

Таким образом, прием в кассу ТСЖ взносов от членов ТСЖ для целей деятельности ТСЖ не относится к расчетам для целей Федерального закона № 54-ФЗ и не требует применения ККТ.

Вместе с тем при приеме денежных средств за выполняемые работы, оказываемые услуги, в том числе собственникам помещений, не являющимся членами ТСЖ, ККТ применяется в обязательном порядке.

Следовательно, применение ККТ со стороны ТСЖ обязательно только при приеме платежей от собственников — нечленов ТСЖ. Разъяснения в отношении УО и РСО Минфин РФ не дал — видимо, полагая, что применение ККТ со стороны УОи РСО не вывязывает никаких вопросов и обязательно как само по себе разумеющееся в отношении всех потребителей.

Применение онлайн-касс до 01.07.2019

  • расчеты с потребителями за дополнительные услуги (не являющиеся ни коммунальными, ни жилищными, ни капитальным ремонтом): например, услуги электрика/слесаря на ремонт/обслуживание квартирного оборудования, услуги охраны, консьержа и т.п.
  • расчет с подрядчиками в наличной форме.

Онлайн-касса применяется только для приема наличных в офисе?

  • пользователь —организация или индивидуальный предприниматель, применяющие контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов;
  • расчеты— прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.

Таким образом, онлайн-кассы применяются не только для приема наличных, но и для приема платежей, совершенных с помощью электронного средства платежа.

Читайте также:  Может ли ИП на патенте -в статусе Народные промыслы продавать через вой интернет магазин?

Определение «электронное средство платежа» (ЭСП) дано в ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»:

18) электронные денежные средства — денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа. При этом не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций;

19) электронное средство платежа — средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств;

Таким образом, ЭСП — это не только банковская (платежная) карта, но и иные электронные средства такие как: WebMoney, сайты интернет-ресурсов, мобильные приложения и т.п.

В соответствии с ч. 2 ст. 1.1 Закона № 54 Пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов, с применением устройств, подключенных к сети “Интернет” и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов (далее — расчеты в безналичном порядке в сети “Интернет”), обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем может не печататься.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 54 контрольно-кассовая техника не применяется кредитными организациями. Это означает, что пользователем признается УО/ТСЖ/ЖСК (и РСО при «прямых расчетах» или «прямых договорах»), а банки лишь осуществляют безналичный перевод этих средств (расчётов), указанный вывод исходит из смысла ч. 5.3 ст. 1.2 Закона № 54:

5.3. Пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом и не подпадающих под действие положений пунктов 5 и 5.1 настоящей статьи, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) одним из следующих способов:

1) в электронной форме на абонентский номер или адрес электронной почты, предоставленные покупателем (клиентом) пользователю, не позднее срока, указанного в пункте 5.4 настоящей статьи;

2) на бумажном носителе вместе с товаром в случае расчетов за товар без направления покупателю такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме;

3) на бумажном носителе при первом непосредственном взаимодействии клиента с пользователем или уполномоченным им лицом в случае расчетов за работы и услуги без направления клиенту такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме.

Цель применения онлайн-касс

6. Пользователи обязаны обеспечить передачу в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением контрольно-кассовой техники, в налоговые органы через оператора фискальных данных с учетом положений абзаца третьего настоящего пункта, за исключением случаев, указанных в пункте 7 статьи 2 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ)

Все полученные оператором фискальных данных фискальные документы записываются и сохраняются оператором фискальных данных в некорректируемом виде в базе фискальных данных.

При передаче фискальных документов в электронной форме оператору фискальных данных могут не передаваться реквизиты кассового чека или бланка строгой отчетности, установленные абзацами пятым, шестым, шестнадцатым, восемнадцатым пункта 1 статьи 4.7 настоящего Федерального закона, а также сведения о заводском номере автоматического устройства для расчетов при условии, что такие данные были переданы оператору фискальных данных ранее в составе отчета о регистрации или отчета об изменении параметров регистрации.

Таким образом, УО/ТСЖ/ЖСК (и РСО при «прямых расчетах» или «прямых договорах») обязаны применять ККТ и выдавать кассовый чек, даже если не участвуют в непосредственном приеме платежей (оплата через терминал, через банк, Интернет-ресурсы, мобильные приложения и т.п.).

Прием денежных средств через платежного агента

Часть 9 ст. 2 Закона № 54 устанавливает:

9. Контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.

Ответственность за нарушение Закона № 54

  • на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.

Заключение

Отдельно необходимо отметить, что при расчетах за ЖКУ между ТСЖ и членами ТСЖ применение ККТ не является обязательным ни сейчас, ни с 01.07.2019. А вот для расчетов за ЖКУ с собственниками помещений, не состоящими в ТСЖ, обязанность по использованию ККТ наступает с 01.07.2019.

Однако, указанный срок установлен только для оплаты коммунальных услуг, услуг и работ по содержанию жилья, взносов на капитальный ремонт. При расчетах за все прочие услуги и работы (например, услуги электрика/слесаря на ремонт/обслуживание квартирного оборудования, услуги охраны, консьержа и т.п.), а также при расчетах в наличной форме с подрядчиками применение онлайн-кассы обязательно уже сейчас.

Можно ли отчитываться ПКО с клиентами за жилищно-коммунальные услуги?

Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области в связи с обращениями потребителей на работу платёжных агентов, в частности, на задержку полученных от плательщиков денежных средств поставщикам жилищно-коммунальных услуг, разъясняет.

Согласно действующему жилищному законодательству, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов ТСЖ, ЖК или иного специализированного потребительского кооператива.

Согласно пункту 63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее по тексту Правила № 354), потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю, либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Согласно пункту 65 Правил № 354, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых, в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты.

Частью 15 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) предусмотрено, что наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Согласно статье 37 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее по тексту Закон № 2300-1), при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом, обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств соответственно продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Деятельность платёжных агентов регулируется Федеральным законом «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» № 103-ФЗ (далее по тексту Закон № 103-ФЗ).

Согласно статье 3 Закона № 103-ФЗ, платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком.

Согласно части 11 статьи 4 Закона № 103-ФЗ, платежный агент при приеме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренный настоящей статьей. Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по приему от физического лица денежных средств без заключения указанного договора, соответствующего требованиям настоящего Федерального закона, либо договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренного Федеральным законом от 02.12.1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности», запрещена.

Таким образом, из перечисленных норм следует, что потребители ЖКУ без риска для себя могут оплачивать услуги только через платёжных агентов, которые имеют договоры с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, выставившими им платёжные документы на оплату ЖКУ.

Обращаем внимание потребителей ЖКУ, что поставщик ЖКУ обязан предоставить по запросу плательщика информацию о платежных агентах, осуществляющих прием платежей в его пользу, о местах приема платежей. А платёжный агент в месте приёма платежей обязан довести до плательщиков информацию о наименовании поставщика ЖКУ и реквизиты договора.

Контроль за соблюдением платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей осуществляют налоговые органы Российской Федерации.

Деятельность платёжных агентов не лицензируется!

Ссылка на основную публикацию