Можно ли назначить ликвидационную комиссию в составе двух человек?

Ликвидационная комиссия: порядок ее образования

Жизненный цикл юридического лица неразрывно связан с экономической обстановкой в стране и начинается с решения о его создании, и завершается ликвидацией.

Последовательность действий для последнего этапа устанавливается:

  1. Гражданским кодексом Российской Федерации (часть 1),
  2. Федеральным законом от 26декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»,
  3. Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»,
  4. Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Но действующим законодательством регулируются не все вопросы, возникающие при ликвидации организации. Попробуем разобраться в этой процедуре.

Что такое ликвидационная комиссия (ликвидатор)

Российским законодательством не предусматривается четкого определения рассматриваемого института, порождая множество трактовок данного понятия.

Наиболее точно можно сказать, что ликвидационная комиссия (ликвидатор) – это временный орган, формируемый для процедуры ликвидации хозяйствующего субъекта, получающий все полномочия исполнительных органов по управлению ликвидируемой организацией.

Порядок образования ликвидационной комиссии, назначения ликвидатора

Решение о ликвидации хозяйствующего субъекта принимается учредителями юридического лица или иным органом, указанным в уставе, либо единственным участником общества.

  • Протокол комиссии о ликвидации — скачать.
  • Решение единственного участника ООО о ликвидации — скачать.

Уведомление о таком решении необходимо заверить у нотариуса и в течение трех рабочих дней направить регистрирующему органу (налоговому органу) по месту нахождения юридического лица, для внесения сведении о созданной комиссии в ЕГРЮЛ.

При этом должностное лицо регистрирующего органа выдает представителю организации свидетельство о внесении записи и выписку из ЕГРЮЛ.

Все формы документов, представляемые в налоговую службу можно найти в Приказе ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ »Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Этим же нормативным правовым актом признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

О процедуре ликвидации обязательно уведомляется банк, в целях внесения в учетную карточку хозяйствующего субъекта соответствующих сведений и информации о председателе комиссии.

Состав ликвидационной комиссии, ее председатель

Ликвидационная комиссия формируется посредством издания локального акта, содержащего перечень полномочий, передаваемых данному органу.

Действующим законодательством не определены требования к членам комиссии (ликвидатору), поэтому на практике ими являются заинтересованные работники организации – учредители, бухгалтеры, юристы, руководители.

Кроме того, в указанном акте определяется кто станет председателем ликвидационной комиссии, на которого возлагаются обязанности по осуществлению организации и контроля деятельности всей комиссии, а также по подписанию издаваемых ею актов. В роли председателя зачастую выступает бывший руководитель юридического лица.

Процедура ликвидации организации достаточна сложная и запутанная для непосвященного человека, поэтому в настоящее время существует множество фирм, предлагающих соответственные услуги.

Конечно, уровень профессионализма у таких специализированных организаций гораздо выше, чем у сотрудников ликвидируемого юридического лица, но необходимо учитывать и увеличение финансовых затрат на обеспечение их деятельности.

Об окончании формирования ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) необходимо уведомить налоговый орган.

Действующее законодательство не различает понятия ликвидационной комиссии и ликвидатора, так что выбор органа остается на усмотрение организации. Но необходимо обратить внимание, что в некоторых случаях на практике при ликвидации организаций с ограниченной ответственностью налоговые органы указывают на необходимость создания ликвидационной комиссии, пусть и состоящей из одного человека.

Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Итак, решение о ликвидации принято, ликвидационная комиссия во главе с председателем или ликвидатор назначены, теперь именно они должны соблюдать порядок определенных законодательством процедур.

Следующим шагом является публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщения о начале ликвидации организации, содержащего следующие сведения:

  • полное наименование юридического лица;
  • ОГРН;
  • ИНН, КПП;
  • место нахождения;
  • реквизиты решения о ликвидации;
  • порядок, сроки, а также контактную информацию для заявления требований кредиторов.

Необходимо отметить, что срок для публикации такого уведомления действующим законодательством не предусмотрен, однако срок для заявления кредиторских требований, который не может быть меньше двух месяцев, начинает течь именно с этого момента.

Комиссия должна принимать и иные меры, направленные на поиск и уведомление кредиторов в письменной форме с указанием срока предъявления требований. Копии таких уведомлений следует хранить в организации.

Ликвидационный баланс, отражающий финансовое состояние организации, составляется комиссией по истечении двух месяцев со дня публикации. Подготовка такого баланса позволит оценить размер имущества юридического лица, его активов и пассивов, дебиторской и кредитной задолженностей, а также соотношение этих показателей.

Председатель ликвидационной комиссии обязан уведомить регистрирующий орган о готовности баланса, а также направить следующий комплект документов:

  1. заявление о гос.регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией;
  2. ликвидационный баланс, утвержденный лицами, принявшими решение о ликвидации;
  3. квитанция об уплате госпошлины.
  • скачать заявление о гос. регистрации — здесь.
  • скачать ликвидационный баланс — здесь.

Подлинность подписи заявителя на уведомлении и заявлении должна быть нотариально заверена.

С 2015 года с организаций снята обязанность по уведомлению органов Пенсионного фонда о ликвидации, и документ о представлении сведений в данный орган, может быть получен налоговым органом в рамках межведомственного сотрудничества.

Данный комплект документов может быть направлен в регистрирующий орган одним из следующих способов:

  1. руководителем ликвидационной комиссии лично;
  2. представителем при наличии нотариально заверенной доверенности;
  3. почтовым отправлением;
  4. в электронном виде посредством сервиса на сайте nalog.ru.

Деятельность ликвидационной комиссии направлена, не на улучшение финансового состояния общества, а на поддержание законности и соблюдение прав и законных интересов общества и его кредиторов в ходе процедуры ликвидации, поэтому можно выделить следующие, еще не рассмотренные, полномочия:

  1. сбор дебиторской задолженности;
  2. управление собственностью организации, инвентаризация и оценка имущества;
  3. перевод средств хозяйствующего субъекта на один счет, закрытие остальных счетов;
  4. защита интересов организации в суде;
  5. выдает доверенности;
  6. принятие решений об увольнении работников;
  7. передача документов организации в архив.

Ответственность ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора) довольно обширны, поэтому предусматривается и ряд жестких требований, например в отношении самого порядка ликвидации.

Так, в случае нарушения, установленного действующим законодательством порядка, на виновное лицо возлагается обязанность по возмещению убытков юридическому лицу, а также его кредиторам.

Кроме того, банкротство является отдельной и более тщательно регулируемой процедурой, поэтому законодательством предусматривается, что несообщение о появлении у организации признаков неплатежеспособности в десятидневный срок влечет субсидиарную ответственность таких лиц, уголовным законодательством также предусматривается ответственность за неправомерные действия при банкротстве.

Решение о смене члена ликвидационной комиссии (ликвидатора) также можно отнести к одной из форм ответственности. Такое решение может быть принято:

  1. на общем собрании учредителей, в связи с некачественным исполнением предусмотренных обязанностей (оформляется протоколом);
  2. судом при открытии процедуры банкротства;
  3. лицом самостоятельно.

В случае смены председателя комиссии (ликвидатора) необходимо направить указанное решение совместно с уведомлением в регистрирующий орган, в иных случаях дополнительного оповещения не требуется.

Таким образом, в действующем законодательстве осталось много пробелов в регулировании порядка формирования и функционирования ликвидационных комиссий (ликвидаторов), но при должной внимательности данная процедура представляется не такой запутанной.

Ликвидационная комиссия согласно Гражданскому Кодексу

На видео ниже разъясняются наиболее важные законодательные моменты, касающиеся порядка формирования ликвидационной комиссии.

Что нужно знать о ликвидационной комиссии юридического лица?

Ликвидация организации предполагает назначение ликвидационной комиссии (ЛК) или единоличного ликвидатора. Результатом данного процесса будет исключение сведений о юридическом лице из реестра и прекращение его деятельности. При этом решение о закрытии бизнеса может быть связано с самыми разнообразными причинами – его нерентабельности, достижением поставленных задач или переориентацией.

Определение

Ликвидационная комиссия – это особый орган, который формируется для окончательного прекращения деятельности организации. ЛК создается на принудительной или добровольной основе в зависимости от причины ликвидации предприятия.

Зачастую в комиссию входит группа лиц, которая собирается главой компании на период процесса ликвидации. Следующим шагом становится подача уведомления о начале процедуры в налоговую и в Единый государственный реестр юридических лиц, где вносится соответствующая запись (в соответствии с пунктом 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации).

ЛК должна быть назначена органом, который принял решение о ликвидации предприятия. На основе решения о назначении ЛК все полномочия по дальнейшей деятельности организации переходит под ее управление. Руководитель ликвидационной комиссии – это человек, который должен назначаться лицом, инициировавшим закрытие компании (обычно им становится генеральный директор).

Деятельность комиссии регулируется ГК РФ от 30. 11. 1994 г № 51-ФЗ. Статья 62 данного документа гласит, что ЛК обязана действовать в пределах своих полномочий, добросовестно и разумно, в интересах ликвидируемого предприятия. Кроме того, некоторые нюансы работы ЛК прописаны в Федеральном Законе от 12.01.1996 г № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Полномочия

После занесения записи в ЕГРЮЛ организация будет считаться прекратившей свою деятельность. Руководитель уже не сможет действовать от имени предприятия без соответствующих документов (в первую очередь, после приказа о создании ликвидационной комиссии) – все действия по управлению предприятием переходят под юрисдикцию комиссии.

В первую очередь, ЛК во главе с ее председателем обязана установить количество имущества компании для выплаты его контрагентам, что предполагает проведение инвентаризации, поиск кредиторов и должников, а также формирование ликвидационного баланса.

Состав

Требования к составу ликвидационной комиссии при ликвидации юридического лица законодательно не определены. Чаще всего члены ЛК назначаются владельцем ликвидируемой компании (при добровольной ликвидации) или представителями судебной инстанции (при принудительной ликвидации). При этом в состав комиссии обычно входят:

  • распорядитель собственности компании, назначенный на период ведения дела о банкротстве;
  • представители кредиторов компании или финансовых органов;
  • сотрудники фонда государственного имущества (в случаях прекращения деятельности государственной структуры);
  • иные лица, принимающие участие в комиссии по предложению одной из сторон.

Порядок формирования

Несмотря на то, что порядок избрания ЛК не прописан в законодательстве, процессы ее работы предполагает прохождение нескольких последовательных этапов:

Этап 1. Подготовка сообщения о предстоящей ликвидации компании, сроках и порядке приема заявлений кредиторов для выплаты задолженности для органов печати. Важно учитывать, что срок предъявления требований должен быть не менее 2 месяцев.

Этап 2. Оповещение налоговой решения о ликвидации и назначения ликвидационной комиссии. Данный этап необходимо выполнить за 3 дня, иначе компании грозит штраф в размере 5 000 рублей.

Этап 3. Составление промежуточного ликвидационного баланса, в котором отображается весь перечень материальных и нематериальных активов и пассивов. Документ обязан содержать сведения об имеющейся кредиторской и дебиторской задолженности и решения об их удовлетворении. На этом этапе при необходимости осуществляется продажа имущества компании с публичных торгов с целью погашения задолженности.

Этап 4. Процесс выплаты долгов кредиторам на основании промежуточного ликвидационного баланса (важно учитывать соблюдение очередности выплат, которое предусмотрено законодательно).

Этап 5. Составление итогового ликвидационного баланса с указанием итогового текущего состояния организации.

Вопрос-ответ

В процессе ликвидации компании многие предприниматели сталкиваются с определенными трудностями и непониманием законодательных нюансов. Наиболее проблемными из них являются некоторые вопросы, связанные с составом и процессом формирования ликвидационной комиссии.

В чем разница: ликвидатор или ликвидационная комиссия?

ЛК является органом, на которой временно возлагаются обязанности по выполнению необходимых действий для осуществления ликвидации организации. Для этой же задачи может быть назначен ликвидатор. Независимо от того, кто будет осуществлять ликвидацию, полномочия у них будут одинаковыми.

Чаще всего вопрос о выборе механизма ликвидации (путем создания комиссии или избрания ликвидатора) и вовсе не стоит, поскольку в большинстве организаций данный пункт прописан в уставе.

Может ли ликвидационная комиссия состоять из одного человека?

Юридическое лицо назначает ЛК или ликвидатора, а также устанавливает порядок и сроки ликвидации в соответствии с Гражданским кодексом и другими законами. Законодательно не установлен минимальный или максимальный состав ЛК. Кроме того, статья указывает не только на возможность создания комиссии, но и на право организации наделения подобными полномочиями ликвидатора, поэтому ликвидационная комиссия может состоять из одного человека.

Читайте также:  Когда и какие отчеты подавать в налоговую?

Могут ли в состав ЛК входить сотрудники Банка России?

Ликвидационная комиссия может включать в свой состав участников кредитных организаций, кредиторов банка, должностных лиц исполнительных органов банков и других лиц. При этом в соответствии с положением от 02. 04.1996 года сотрудники Центрального Банка России не имеют права являться членами ЛК кредитных организаций.

Таким образом, ЛК является органом, который осуществляет управление юридическими лицами в процессе банкротства. Она учреждается уполномоченными лицами либо органами ликвидируемого предприятия и вправе осуществлять расчеты с кредиторами, после чего прекратить деятельность организации.

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам кредитов, долгов и банкротства, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 110-71-84

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 407-15-68

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам кредитов, долгов и банкротства, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 110-71-84

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 407-15-68

Ликвидационная комиссия – формирование, состав, полномочия

Решение о ликвидации и создание ликвидационной комиссии

Ликвидация компании — весьма длительная процедура. Гражданским кодексом РФ установлена обязанность учредителей или других лиц, решивших начать ликвидацию, уведомить об этом уполномоченные органы. Это обусловлено следующими целями:

  • защита прав третьих лиц;
  • исключение каких-либо неправомерных действий со стороны организации, находящейся в процессе ликвидации;
  • надлежащий надзор со стороны контролирующих государственных органов за процедурой.

Из ст. 23 Налогового кодекса РФ от 31.07.1998 № 146-ФЗ следует, что уведомление о ликвидации должно быть отправлено в течение 3 суток после принятия соответствующего решения. Уведомление направляется в территориальную налоговую инспекцию по месту расположения организации. В таком уведомлении должны содержаться сведения о:

  • порядке ликвидации;
  • порядке заявления требований кредиторами;
  • сроках процедуры.

При этом порядок ликвидации определяется лицами, принявшими решение об этом, самостоятельно, но с учетом особенностей юридического лица, с обязательным соблюдением законов. Например, ст. 58 федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ устанавливает, что собственность, которая осталась после всех расчетов, переходит участникам организации. Напротив, ст. 26 федерального закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ гласит, что оставшееся имущество должно быть направлено на уставные цели такого объединения.

Информация из уведомления заносится в ЕГРЮЛ и является общедоступной.

Ликвидация организации подразумевает прекращение ее дальнейшей деятельности. Целью ликвидации является не только прекращение деятельности, но и обеспечение в процессе этого законных интересов и прав третьих лиц (кредиторов, работников). При этом ликвидация может происходить как добровольным путем, так и принудительным. В первом случае учредителями компании или иным уполномоченным органом, который решил ликвидировать ее, назначается ликвидатор или ликвидационная комиссия.

Состав ликвидационной комиссии

Законодательством не определен порядок избрания ликвидационной комиссии, не установлены требования по вхождению в этот орган каких-либо определенных работников юридического лица. Однако на практике ситуация складывается таким образом, что в состав ликвидационной комиссии входят:

  • бухгалтер;
  • юрист;
  • экономист;
  • сами учредители организации;
  • иные лица.

Формирование ликвидационной комиссии происходит путем издания соответствующего акта (приказа), который оглашается ее членам и руководителю. Полномочия по формированию рассматриваемого органа, как правило, относятся к компетенции учредителей компании.

Законами РФ и иными нормативными документами могут предъявляться определенные требования к составу ликвидационной комиссии. Во многом это зависит от организационно-правовой формы, вида юридического лица, его участников. Например, согласно п. 4 ст. 21 федерального закона «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26.12.1995, если в акционерном обществе одним из акционеров выступает государство, то в ликвидационную комиссию должен входить представитель органа местного самоуправления или определенного комитета по управлению имуществом.

Ликвидатор или ликвидационная комиссия: права и обязанности

На ликвидатора законом возложены следующие полномочия:

  • руководство всеми делами компании — как внешними, так и внутренними;
  • публикация в средствах массовой информации объявления о предстоящей ликвидации организации с указанием времени заявления кредиторами претензий (не меньше 2 месяцев);
  • выявление лиц, перед которыми у юридического лица есть долги;
  • выявление лиц, которые имеют задолженность перед юридическим лицом, и принятие мер по ее погашению;
  • представление интересов ликвидируемой организации в отношениях с третьими лицами, в том числе с судебными органами;
  • проведение инвентаризации имущественной массы;
  • проведение мероприятий, направленных на погашение всех задолженностей ликвидируемой организации перед ее контрагентами, работниками, иными третьими лицами;
  • формирование баланса (промежуточного и ликвидационного);
  • принятие решения о дальнейшей судьбе имущества организации, оставшегося после полного расчета с кредиторами и иными лицами.
  • иные вопросы, относящиеся к компетенции ликвидационной комиссии, направленные на ликвидацию организации.

Цель работы ликвидационной комиссии

После принятия решения о ликвидации полностью меняется цель деятельности компании. То есть если ранее ее основной целью было, например, извлечение дохода, то после указанного решения этой целью становится именно ликвидация. Вся активность юридического лица перенаправляется в это русло. Вместе с тем пока организация не будет занесена в ЕГРЮЛ как прекратившая свою деятельность, она обязана уплачивать налоги и выдавать зарплату работникам. Однако все сделки, которые будет проводить компания, должны быть направлены на расчеты с третьими лицами, кредиторами, работниками.

Например, из определения СК по экономическим спорам Верховного суда РФ от 29 июля 2015 года № 306-КГ15-537 следует, что ликвидационная комиссия или ликвидатор обязаны произвести необходимые мероприятия, направленные на расчет с кредиторами в первоочередном порядке. Эти меры состоят в заблаговременном направлении кредиторам уведомлений о планируемой ликвидации. Если ликвидационной комиссии известно о кредиторах, она обязана направить им соответствующие уведомления.

После принятия указанного выше решения руководитель (исполнительный орган) компании уже не может действовать от ее имени без документа, уполномочивающего его на это. Вместо руководителя все действия по управлению организацией совершает ликвидационная комиссия (ее руководитель).

Устанавливая достаточность имущества для выплаты всем контрагентам, ликвидационная комиссия:

  • проводит инвентаризацию;
  • находит всех кредиторов и должников;
  • формирует ликвидационный баланс (сначала — промежуточный).

Ликвидационный баланс, свидетельствующий о невозможности раздать долги, является основанием для подачи заявления в судебные органы о признании организации банкротом и проведении процедуры банкротства.

Итоги

Ликвидационная комиссия — орган, который можно сравнить с арбитражным управляющим, осуществляющим управление юридическими лицами в процессе банкротства. Однако в отличие от последнего ликвидационная комиссия учреждается не судом, а уполномоченными лицами или органами ликвидируемого юридического лица. А вот сходство их весьма очевидно: и ликвидатор, и арбитражный управляющий имеют целью осуществить расчет с кредиторами, после чего прекратить деятельность организации.

Вопрос: В связи с отсутствием деятельности общества с ограниченной ответственностью общим собранием его участников (2 человека) принято решение о его ликвидации. Может ли быть ликвидатором не участник общества и не генеральный директор, а третье лицо и нужен ли договор на проведение процедуры ликвидации? Возможно ли, что ликвидационная комиссия будет состоять из одного человека (ликвидатора)? (Консультация эксперта, 2008)

Вопрос: В связи с отсутствием деятельности общества с ограниченной ответственностью общим собранием его участников (2 человека) принято решение о его ликвидации. Может ли быть ликвидатором не участник общества и не генеральный директор, а третье лицо и нужен ли договор на проведение процедуры ликвидации? Возможно ли, что ликвидационная комиссия будет состоять из одного человека (ликвидатора)?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 92 Гражданского кодекса РФ общество с ограниченной ответственностью может быть ликвидировано добровольно по единогласному решению его участников.
На основании ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” (далее – Закон N 14-ФЗ) общество может быть ликвидировано в порядке, установленном ГК РФ, с учетом требований Закона N 14-ФЗ и устава общества.
Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ, п. 1 ст. 57 Закона N 14-ФЗ).
Решение общего собрания участников общества о добровольной ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии принимается по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительного органа или участника общества.
В соответствии с п. 1 ст. 62 ГК РФ участники юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Общее собрание участников добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора), а также устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ и другими законами (п. 2 ст. 62 ГК РФ).
Состав ликвидационной комиссии утверждается руководителем органа, принявшего решение о ликвидации юридического лица и уполномоченного на то учредительными документами либо учредителем (участником) юридического лица. В состав комиссии могут быть включены руководители, члены трудового коллектива, учредители (участники) или их представители, а также иные лица. В данном случае отметим, что законодатель никоим образом не ограничивает круг лиц, которые могут войти в состав ликвидационной комиссии.
В связи с тем что в ст. 62 ГК РФ, ст. 57 Закона N 14-ФЗ речь идет о необходимости создания ликвидационной комиссии, возникает вопрос: может ли ликвидационная комиссия общества состоять из одного лица, например руководителя или единственного учредителя общества?
Как показывает практика, назначение единоличного ликвидатора – довольно распространенное явление и не противоречит действующему законодательству. Данный вывод вполне согласуется с мнением специалистов, а также с точкой зрения по данному вопросу арбитражных судов. Так, ФАС Западно-Сибирского округа не согласился с выводами апелляционной инстанции и мнением ответчика и указал на то, что назначение единоличного органа ликвидации соответствует уставу общества с ограниченной ответственностью и ГК РФ (Постановление от 09.08.2001 N Ф04/2358-701/А46-2001 по делу N 9-289).
Что касается вопроса о порядке оформления взаимоотношений между обществом и ликвидатором, то на законодательном уровне вопрос взаимоотношений участников общества и ликвидатора не урегулирован. Поэтому сказать однозначно, что с ликвидатором должен быть заключен договор, не представляется возможным.
Вместе с тем отметим, что такой договор вполне имеет право на существование, в нем участники общества и ликвидатор смогут закрепить свои права и обязанности по отношению друг к другу (в том числе предусмотреть размер вознаграждения ликвидатора).
В качестве примера подобного договора можно привести Примерный договор подряда на управление делами предприятия в процессе его ликвидации, утвержденный Распоряжением Госкомимущества России от 27.07.1995 N 1018-р. Причем данная форма договора была утверждена во исполнение п. 5 Постановления Правительства РФ от 15.05.1995 N 469 “О продаже на аукционе имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных государственных и муниципальных предприятий”.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод. Действующее законодательство не ограничивает круг лиц, которые могут войти в состав ликвидационной комиссии. При этом, как показывает арбитражная практика, ликвидатором общества может быть как участник общества или его руководитель, так и иное третье лицо, и решение данного вопроса целиком зависит от воли участников ликвидируемого общества. Что касается вопроса о том, может ли ликвидационная комиссия состоять из одного человека – ликвидатора, то заметим, что комиссия – это всегда группа лиц, поэтому в данной ситуации более логично назначить единоличного ликвидатора. Причем, на наш взгляд, вполне допустимо, если с ликвидатором будет заключено соглашение, которое урегулирует взаимные права и обязанности участников общества и ликвидатора.
Л.Б.Никитина
Аудиторская компания “Верген Аудит”
24.09.2008

Работа ликвидационной комиссии юридического лица

Ликвидация компании означает исключение сведений о юридическом лице из реестра и полное прекращение его работы. Решение закрыть бизнес может быть связано с самыми разными причинами: его нерентабельность, достижением поставленных бизнес-задач, переориентацией на другие направления и пр.

Читайте также:  Промежуточный и ликвидационный балансы нужно заверять у нотариуса?

После того как владельцы компании примут окончательное решение о ее ликвидации, им необходимо назначить ликвидационную комиссию или единоличного ликвидатора (согласно п.2 ст.62 ГК). Последний вариант возможен, если у юридического лица единственный учредитель (он же обычно и директор).

Об этом факте требуется уведомить Налоговую инспекцию с помощью специальной формы Р15001. Отметка о назначении в компании ликвидационной комиссии появляется в ЕГРЮЛ и становится общедоступной для всех заинтересованных лиц.

В компетенцию ликвидационной комиссии входят все управленческие функции в отношении прекращающей свою деятельность компании. После того, как она начнет свою работу, полномочия с высшего руководящего состава снимаются.

За ее назначение отвечает аппарат, которым было принято решение о закрытии юрлица. При добровольной ликвидации это может быть собрание учредителей или совет акционеров (в зависимости от формы организации бизнеса: ООО или АО). Порядок назначения ликвидационной комиссии должен быть прописан в уставе.

Если же эта процедура носит принудительный характер (например, из-за противоправной деятельности компании), то ликвидатора назначает суд одновременно с вынесением постановления о закрытии предприятия.

Состав ликвидаторов

Ни порядок избрания ликвидационной комиссии, ни требования к ее составу в законодательстве не прописаны. Решение о том, какие именно работники потребуются для закрытия компании по всем правилам, понимают сами собственники бизнеса. На практике чаще всего в состав комиссии входит директор, юрист, бухгалтер, экономист, непосредственно учредители и иные лица (как работающие в организации, так и не входящие в ее штат). Обычно вопросы ее численности также решаются собственниками.

После того как ее состав определен, издается соответствующий акт (приказ), с которым могут ознакомиться все избранные члены и руководство.

Законодательно могут быть предусмотрены некоторые нюансы, которые нужно учесть при определении состава комиссии. Так, если в число акционеров компании входит государство, то в составе ликвидаторов обязательно присутствуют представители органов местного самоуправления и комитета по имущественным вопросам.

Руководитель ликвидационной комиссии

На необходимость избрания руководителя (председателя) ликвидационной комиссии указывает законодательство. Такая проблема не стоит перед компаниями, в которых есть единственный учредитель, он и становится ликвидатором.

При этом закон не устанавливает, кто именно назначается руководителем ликвидационной комиссии. Это может быть:

  • коллегиальный орган, который принял решение о закрытии юрлица;
  • участник общества или его учредитель;
  • стороннее лицо, наделенное лицензией на этот вид деятельности (состоящий в СРО).

Если ликвидация производится через процедуру банкротства компании, то в качестве ликвидатора выступает арбитражный управляющий, назначенный арбитражным судом.

Порядок работы комиссии при ликвидации предприятия

Большая часть обязанностей, которые связаны с прекращением деятельности компании, возлагается на ликвидационную комиссию. Порядок ее работы предполагает прохождение ряда последовательных этапов:

  1. Оповещение Налоговой инспекции о принятом решении ликвидироваться и назначении ликвидационной комиссии. На это у ее членов есть три дня, иначе компании грозит штраф в 5000 р.
  2. Выявление перечня кредиторов, которые обратились в компанию после публикации сообщения в СМИ или по результатам личного обращения.
  3. Уведомление всех сотрудников о предстоящем увольнении при ликвидации компании за 2 месяца. Выплата им всех положенных вознаграждений до сокращения и в последний день работы.
  4. Уведомление Центра занятости о массовом сокращении (касается только крупных работодателей с численностью свыше 50).
  5. В случае выявленных в ходе проверок недоимок по налогам и страховым отчислениям комиссия перечисляет образовавшуюся задолженность по налогам, штрафы и пени в бюджет.
  6. На основании детального анализа финансового состояния компании, инвентаризации имущества, выявления дебиторской задолженности составляется промежуточный ликвидационный баланс. Он утверждается в Налоговой инспекции, а отметка о его регистрации делается в ЕГРЮЛ.
  7. Погашаются кредиторские требования с учетом очередности, предусмотренной ГК РФ. При необходимости распродается часть имущества для этих целей.
  8. Если будет выявлена недостаточность собственности для погашения всего объема задолженности, подается ходатайство о банкротстве. В этом случае все полномочия переходят к арбитражному управляющему.
  9. Если активов хватило для удовлетворения всех имущественных и материальных обязательств, комиссия составляет новый ликвидационный баланс. На это раз окончательный (форма №1 ОКУД) и с учетом проданного имущества и израсходованных денег со счетов компании.
  10. Компания исключается из ЕГРЮЛ и полномочия членов ликвидационной комиссии прекращаются.

Права ликвидационной комиссии

Ликвидационная комиссия наделена всеми правами для завершения работы юридического лица. Она устанавливает общий порядок и сроки ликвидации. Председатель ликвидаторов обладает правом подписи деклараций, договоров и других юридически значимых документов. Он может свободно распоряжаться имуществом компании, как это ранее делал ее директор.

Председатель также вправе в любой момент созывать заседание ликвидационной комиссии, контролировать ее работу и организует текущую деятельность этой структуры.

Члены комиссии могут подписывать бухгалтерскую документацию. Для этого они должны уведомить банк, в котором у компании открыт расчетный счет о лицах, наделенных правом подписи платежных поручений. Подписи в банковской карточке переоформляются на председателя и других лиц (при необходимости).

Обычно закрываемая компания подвергается выездной налоговой проверке. В этом случае комиссия может обжаловать принятые проверяющими решения в досудебном и судебном порядке.

Комиссия ликвидаторов обладает правом на претензионную работу с должниками юрлица, а при необходимости может обратиться в суд для взыскания дебиторской задолженности.

Полномочия ликвидаторов юридического лица

Закон возлагает на ликвидационную комиссию следующие полномочия:

  • руководство внутренними и внешними делами компании;
  • публикация в СМИ («Вестнике госрегистрации») сообщения о ликвидации организации с указанием на время и место приема заявлений кредиторами (не менее чем за 2 месяца до окончания приема кредиторских требований), сообщение размещается, даже при условии, что комиссии известно об отсутствии кредиторов;
  • выявление перечня лиц и уполномоченных организаций, перед которыми у компании имеется кредиторская задолженность, составление реестра кредиторов;
  • представление интересов ликвидируемого юрлица в Налоговой, внебюджетных фондах и суде;
  • определение компаний, имеющих дебиторскую задолженность перед юридическим лицом, принятие мер для ее взыскания;
  • проведение инвентаризации имущества;
  • погашение задолженности перед кредиторами и уполномоченными контролирующими инстанциями;
  • иные вопросы, связанные с процедурой прекращения деятельности компании.

Обязанности ликвидационной комиссии

К обязанностям ликвидационной комиссии относятся:

  • исчисление и уплата налогов за ликвидируемую организацию;
  • представление налоговой и прочей отчетностью в соответствии со спецификой работы компании;
  • разработка плана упразднения компании;
  • оценка финансового состояния компании;
  • анализ дебиторской/кредиторской задолженности, принятие мер для ее взыскания/покрытия;
  • личное уведомление всех известных кредиторов о предстоящем закрытии (публикация сообщения этой обязанности с собрания не снимает);
  • инвентаризация и оценка всего имущества (для того чтобы определить, хватит ли его в случае продажи для удовлетворения всех кредиторских требований);
  • подготовка заявлений о признании компании банкротом (если средств окажется недостаточно для погашения всех обязательств перед кредиторами);
  • составление промежуточного/окончательного ликвидационного баланса, представление иных отчетных форм в ФНС;
  • расторжение трудовых договоров с сотрудниками, выплата положенных им компенсаций и зарплаты;
  • оплата госпошлины;
  • оплата размещения сведений о ликвидации в СМИ – стоимость сообщения зависит от его размера.

Ответственность ликвидаторов организации

На первый взгляд может показаться, что никакой ответственности у ликвидационной комиссии нет. Ведь все его задачи сводятся к тому, чтобы быстро и с минимальными потерями завершить процедуру ликвидации. На самом деле это не так. Члены ликвидационной комиссии могут привлекаться к субсидиарной ответственности.

Так, например, если ликвидатор не сообщит о наличии в компании признаков банкротства (недостаточности имущества для того чтобы рассчитаться с долгами) в десятидневный срок, то он привлекается к субсидиарной ответственности по новым долгам: оплате вознаграждения арбитражному управляющему, компенсацию расходов на проведение банкротства.

За некоторые правонарушения ликвидаторам грозит уголовная ответственность со штрафом 100-150 тыс.р., ограничением свободы и принудительными работами. Это, в частности, сокрытие имущества компании, фальсификация бухгалтерских документов и пр.

Увольнение ликвидационной комиссии предприятия

Со всеми работниками, независимо от их социального статуса, в случае ликвидации юридического лица расторгаются трудовые договора. Это может произойти раньше, чем компания окончательно будет исключена из реестра юридических лиц. Трудовой кодекс не фиксирует тот момент, когда должно происходить увольнение. Главное, чтобы сотрудники были проинформированы за два месяца до сокращения.

С членами ликвидационной комиссии обязательно заключаются трудовые или гражданско-правовые договора. Без них работа состава комиссии не является легальной. В ходе проверки компанию могут заставить доплатить налоги и отчисления во внебюджетные фонды за неоформленных членов комиссии. Помимо этого, начисляются штрафы и пени.

Штатные работники могут продолжать трудиться в комиссии в рамках действующих трудовых договоров. Издавать дополнительные приказы или заключать допсоглашения не требуется.

Трудовое законодательство не содержит каких-либо особенных условий увольнения для членов ликвидационной комиссии. Они также подписывают приказ об увольнении: в их трудовой делается специальная отметка, в последний день производится окончательный расчет.

Выплаты ликвидационной комиссии

Ликвидационная комиссия работает не бесплатно. Ее члены получают вознаграждение за свой труд, но его размер не закреплен законодательно. Обычно величина положенных выплат определяется на собрании собственников с учетом финансового положения компании и оглашается в момент формирования состава комиссии. Именно из средств ликвидируемой компании производятся выплаты членам ликвидационной комиссии.

Штатные сотрудники в составе комиссии обычно продолжают работать в рамках действующих трудовых договоров и получают выплаты в прежнем размере в виде зарплаты. Законом это не возбраняется. Зарплата членам комиссии облагается всеми налогами и сборами.

В последний день работы члены комиссии должны получить зарплату, компенсацию за неиспользованный отпуск и выходное пособие.

Но по их желанию трудовые договора могут быть расторгнуты и вместо них оформлены гражданско-правовые договора. В них может быть прописан новый механизм расчета вознаграждения. Такой вариант нежелателен: контролирующие инстанции могут посчитать, что расторжение трудового договора имело целью уклонения от выплаты положенной компенсации при ликвидации.

Акт решения при завершении ликвидации предприятия

Все решения, которые принимались в ходе работы ликвидационной комиссии, должны быть оформлены должным образом. При их принятии участники должны следовать определенной процедуре, что позволит гарантировать действительность решений.

Решения принимаются в ходе заседания, проводимого в очном или заочном формате. Такие встречи проводятся по мере необходимости. Их итоги оформляются в виде протокола заседания и акта, в котором фиксируются наиболее важные положения. Оба документа подписывают все члены: в них содержится повестка дня, состав участников, явка.

Решения утверждаются простым большинством голосов, при поименном голосовании или поднятием руки присутствующими.

Последнее решение фиксируется в акте об окончательной ликвидации ООО и АО. В нем указывается на то, что комиссия проверила финансовую деятельность компании, согласовала ликвидационный баланс, кредиторская задолженность не была выявлена или была погашена. В связи с этим компания полностью прекращает свое существование.

Ликвидационная комиссия при банкротстве юридического лица и ее основные полномочия в ликвидационном процессе

Ни в одном действующем нормативном акте, посвященном функционированию различных юридических лиц, не содержится информации о том, что следует считать ликвидационной комиссией и каким образом должны регулироваться ее действия.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Понятие ликвидационной комиссии на основании правоприменительной практики

На основании имеющейся правоприменительной практики можно сделать вывод о том, что под ликвидационной комиссией следует понимать специально созданную группу лиц, в том числе из числа сотрудников ликвидируемого юридического лица, которая принимает на себя обязательства по проведению ликвидационной процедуры.

На время проведения ликвидационной процедуры на такую комиссию возлагаются обязанности по реализации всех необходимых мероприятий, а также по осуществлению временного руководства деятельностью организации.

В том случае, если штат организации немногочислен, нет необходимости создавать целую комиссию – можно обойтись выбором единственного ликвидатора. Однако следует понимать, что на него будет возложено достаточно большое количество обязанностей, что может стать причиной выбора определенного круга помощников в проведении ликвидационной процедуры.

Читайте также:  Можно ли включить в расходы при уплате УСН налог на добавленную стоимость?

Это связано с тем фактом, что на такую комиссию возлагается ключевая обязанность – по осуществлению руководства организацией до момента ее полного закрытия.

Порядок формирования

Формирование ликвидационной комиссии происходит только после того, как учредителями или акционерами юридического лица было вынесено специальное решение о прекращении существования такого юридического лица.

Весь процесс создания такой комиссии выглядит следующим образом:

  • первым шагом становится принятие решения о начале процедуры ликвидации юридического лица. Такое решение, принятое учредителями юридического лица или акционерами, должно быть оформлено в виде специального протокола собрания. В таком протоколе необходимо указать количество членов собрания, количество проголосовавших лиц, а также общую ситуацию с вынесенным решением. Кроме того, в тексте протокола указываются причины, по которым принято решение о ликвидации организации, а также планируемые сроки проведения ликвидационных мероприятий;
  • следующим шагом становится собственно формирование состава ликвидационной комиссии. Для того чтобы ее действия имели легитимный характер, создание такой комиссии должно быть оформлено с помощью специального приказа. В этом приказе должны быть указаны сведения о составе комиссии, ее полномочиях, а также о сроках действия такой комиссии;
  • издание положения о деятельности ликвидационной комиссии с целью регулирования всего процесса ее функционирования.

Приказ о создании

Приказ о создании ликвидационной комиссии оформляется следующим образом:

  • данные о той организации, для ликвидации которой создается ликвидационная комиссия;
  • дата издания приказа, а также его номер;
  • основание, по которому было произведено издание такого приказа. При этом потребуется не только указать основание («принятие решения о ликвидации юридического лица»), но также и реквизиты того правового акта, который ложится в основу вынесенного решения (дата и номер протокола собрания, на котором оформлено решение о ликвидации);
  • перечень членов ликвидационной комиссии, который также должен быть утвержден на специальном собрании учредителей или акционеров юридического лица;
  • дополнительно указывается срок функционирования созданной комиссии, а также порядок, который должен быть соблюден для того, чтобы в полном объеме исполнить возложенные на него обязательства;
  • перечень лиц, на которых возлагаются обязанности по контролю за работой такой ликвидационной комиссией, а также за исполнением приказа;
  • сведения о том лице, который издал приказ о создании ликвидационной комиссии, а также о том, кто подписал данный приказ (как правило, это одно и то же должностное лицо в организации);
  • дополнительно в рамках приказа должен быть сформирован лист согласования и лист ознакомления. В листе согласования должны быть указаны сведения о тех лицах, с которыми происходило согласование данного приказа (как правило, это руководители юридической, финансовой и кадровой служб). В листе ознакомления обязаны ставить свои подписи те лица, которые включены данным приказом в состав ликвидационной комиссии.

Приказ должен иметь указание на то, когда именно он вступает в силу (чаще всего речь идет о дате подписания приказа как дате вступления его в силу).

Кто входит в состав

Равно как и по определению ликвидационной комиссии, в отношении состава данной комиссии также нет никакого четкого регулирования в действующем законодательстве Российской Федерации. По этой причине на участников собрания учредителей или акционеров ликвидируемого юридического лица ложится обязанность по самостоятельному определению перечня тех сотрудников, которые должны быть включены в такую комиссию.

Сложившаяся правоприменительная практика на сегодняшний день показывает, что для наиболее успешного проведения процедуры ликвидации юридического лица в число членов ликвидационной комиссии должны входить:

  • руководитель организации. С момента издания приказа о создании ликвидационной комиссии с руководителя снимаются его должностные обязанности, которые возлагаются отныне на всю комиссию, что позволяет ей выполнять все руководящие функции вплоть до закрытия юридического лица;
  • юрист или иной сотрудник правового подразделения или правовой службы, который осуществляет сопровождение всего процесса ликвидации юридического лица, с точки зрения обеспечения его соответствия требованиям действующего законодательства;
  • сотрудники финансового подразделения, которые будут осуществлять финансовое сопровождение проводимого процесса ликвидации, в частности, составлять промежуточный и окончательный ликвидационные балансы, проводить мероприятия по закрытию всех имеющихся задолженностей перед кредиторами и существующими государственными органами и фондами (Фонд социального страхования, Пенсионный фонд Российской Федерации, органы Федеральной налоговой службы и т. д.);
  • учредители или ключевые акционеры компании, которые уполномочены на принятие ключевых решений по фактам функционирования ликвидируемого юридического лица;
  • дополнительно могут быть привлечены аудиторы и иные лица, которые не входят в штат ликвидируемого юридического лица, с целью проведения контроля за процессом прекращения существования организации.

В тех случаях, когда такое решение принято на собрании учредителей организации или ее акционеров, к участию в ликвидации юридического лица могут быть привлечены также сторонние лица, например, юристы, если такое привлечение обосновано, например, по причине отсутствия должного опыта у штатных юристов компании либо в случае наличия определенных сложностей при проведении такой процедуры (например, если происходит ликвидация организации, у которой имеются существенные долги).

Кто может быть назначен руководителем

Отдельного внимания заслуживает руководитель ликвидационной комиссии. Так как в действующем законодательстве нет никаких указаний о составе ликвидационной комиссии, то и о руководителе такой комиссии тоже нет никаких данных. Если опираться на существующую правоприменительную практику, то в качестве руководителя такой комиссии может быть назначен:

  • специальный управляющий орган коллегиального типа, которым было принято официальное решение о прекращении деятельности юридического лица;
  • специально назначенное должностное лицо из числа участников общества, акционеров или учредителей;
  • специально нанятые лица из числа лицензированных сотрудников специализированных организаций, проводящих мероприятия по ликвидации юридических лиц (для осуществления соответствующих действий по проведению ликвидации юридических лиц у руководителя ликвидационной комиссии, нанятого «со стороны», должна быть соответствующая лицензия, а также оформленные на его имя специальные доверенности, которые позволяют ему осуществлять действия от имени организации, в том числе при подаче документов в государственные регистрирующие органы).

В том случае, если процедура ликвидации организации происходит на основании специально вынесенного решения арбитражного суда о признании организации банкротом, в качестве единоличного ликвидатора или руководителя ликвидационной комиссии назначается арбитражный управляющий из числа членов саморегулирующейся организации арбитражных управляющих.

Права и обязанности

Права и обязанности ликвидационной комиссии, которые возлагаются на нее, направлены, в первую очередь, на то, чтобы такая комиссия полностью провела всю процедуру ликвидации юридического лица.

К основным правам ликвидационной комиссии или единственного ликвидатора относятся:

  • осуществление руководства всеми делами ликвидируемого юридического лица как внутреннего, так и внешнего, в том числе в части проведения работ по завершению осуществляемых сделок юридического лица;
  • размещение сведений в специально аккредитованных средствах массовой информации о принятом решении о ликвидации юридического лица и о сроках реализации такого решения. Публикация сведений о ликвидации юридического лица должна быть осуществлена в срок не менее двух месяцев до даты окончания срока принятия требований от имеющихся кредиторов организации. При этом существует требование о том, что такое сообщение о ликвидации организации должно быть размещено даже в том случае, если члены комиссии знают о том, что у организации нет кредиторов, которые могут выставить свои требования;
  • определение круга физических лиц, а также организаций, которые могут в процессе проведения ликвидационных мероприятий выставить кредиторские требования. Одновременно составляется реестр кредиторов, которые сформировали свои требования на возмещение задолженностей;
  • осуществление действий по представлению юридического лица в налоговых органах и существующих государственных фондах, а также, в случае возникновения такой необходимости, и в судебных органах;
  • определение тех организаций, которые сами являются должниками перед ликвидируемым юридическим лицом, а также формирование порядка действий по взысканию таких задолженностей с контрагентов;
  • проведение инвентаризационных мероприятий с целью определения перечня имеющегося движимого и недвижимого имущества, которое находится в собственности у ликвидируемой организации либо используется на праве различных видов аренды;
  • осуществление мероприятий, направленных на погашение задолженностей организации перед кредиторами, а также перед различными государственными органами при условии наличия достаточных ресурсов для осуществления таких действий;
  • проведение процедур расторжения существующих трудовых правоотношений с сотрудниками организации, а также уведомление органов занятости населения о планируемом массовом увольнении сотрудников и причинах такого увольнения;
  • осуществление других действий, связанных с проведением ликвидационных мероприятий.

Если говорить об обязанностях ликвидационной комиссии либо единоличного ликвидатора, то они напрямую зависят от прав, которыми они наделены. К числу основных обязанностей такой комиссии или единоличного ликвидатора относятся:

  • действия по определению размеров налогов, которые следует уплатить организации при ликвидационных мероприятиях, а также выплата этих налогов государственным органам;
  • формирование и направление в уполномоченные органы налоговой и финансовой или бухгалтерской отчетности, которая будет демонстрировать фактическое состояние дел в ликвидируемой организации;
  • проведение процедуры формирования плана ликвидационных мероприятий для конкретной организации;
  • проведение оценочных мероприятий для получения информации о том, каково финансовое состояние организации;
  • реализация аналитических действий в отношении существующих дебиторских и кредиторских задолженностей;
  • разработка плана мероприятий по взысканию и погашению выявленных задолженностей дебиторского и кредиторского типа;
  • направление всем имеющимся кредиторам личных уведомлений о принятом решении о ликвидации организации (при этом уведомление должно быть осуществлено и в форме личных уведомлений посредством деловой переписки, и в форме публикации в «Вестнике государственной регистрации»);
  • оценка имеющегося имущества путем проведения его инвентаризации, в том числе для оценки его стоимости и определения того, хватит ли вырученных после его продажи средств для погашения задолженностей перед кредиторами и государственными органами;
  • в том случае, если при подготовке предварительного ликвидационного баланса будет установлено, что средств недостаточно для расчета со всеми кредиторами, от руководителя ликвидационной комиссии или единоличного ликвидатора требуется подготовка специального заявления в арбитражный суд для признания организации банкротом;
  • оформление и предоставление в контролирующие государственные органы промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
  • проведение процедуры расторжения трудовых договоров с сотрудниками организации, а также осуществление тех выплат, которые положены в случае такого основания для расторжения трудовых правоотношений;
  • финансовые действия по оплате установленных государственных пошлин, а также проводимых публикаций в аккредитованных средствах массовой информации с целью осуществления должного сопровождения ликвидационного процесса.

Ответственность ликвидационной комиссии

Возложенные права и обязанности ликвидационной комиссии должны осуществляться таким образом, чтобы весь процесс ликвидации проходил максимально гладко. В том случае, если по каким-либо причинам установлено, что комиссия или ее руководитель не справляются со своими обязанностями, они могут быть привлечены к различным видам ответственности.

Субсидиарная

Наиболее часто речь идет о привлечении к субсидиарной ответственности при проведении процедуры банкротства.

Привлечение к субсидиарной ответственности может происходить пропорционально причиненному вреду кредиторам либо в равных долях вне зависимости от объема совершенных действий – решение будет принято арбитражным судом на основании имеющихся сведений по факту такого дела.

Административная и уголовная

В том случае, если будет установлено, что в ходе проведения ликвидации юридического лица были осуществлены какие-либо действия, направленные на сокрытие реальной информации о фактическом положении дел в организации, в том числе о ее финансовом состоянии (например, если такое сокрытие проведено путем подделки документов бухгалтерской и налоговой отчетности), на виновных лиц могут быть наложены меры административной и уголовной ответственности. Те меры ответственности, которые будут применены в отношении виновных лиц, определяются судом на основании изучения сложившейся ситуации и предоставленных доказательств.

Предельный размер назначаемого наказания в каждом конкретном случае суд определяет с учетом обстоятельств по рассматриваемому делу.

Дисциплинарная

Кроме того, если было установлено, что член ликвидационной комиссии или ее руководитель не исполняют свои обязанности надлежащим образом, к нему может быть применена такая мера дисциплинарной ответственности, как освобождение от занимаемой должности в комиссии или увольнение из организации.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Ссылка на основную публикацию