Можно ли использовать БСО при медицинской консультации населения?

Можно ли использовать БСО при медицинской консультации населения?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Государственное учреждение здравоохранения оказывает платные медицинские услуги населению. Необходимо ли применение учреждением онлайн-кассы с 01.07.2019, если наличные денежные средства оно не принимает, оплата от физических лиц принимается через платежные терминалы, установленные в поликлинике учреждения, и через банковские учреждения безналично? Если необходимо применять онлайн-кассу, то когда производить внесение данных в ККТ, если реестр от банковских учреждений поступает не ранее чем через три дня?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Государственное учреждение здравоохранения с 01.07.2019 при приеме денежных средств в безналичном порядке от физического лица (клиента) за оказываемые платные медицинские услуги обязано применять ККТ.
На наш взгляд, ККТ в этом случае применяется не позднее дня идентификации организацией денежных средств, поступивших на ее расчетный счет, в качестве оплаты услуги.

Обоснование позиции:
Согласно п. 2 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ” (далее – Закон о ККТ) при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности (далее также – БСО) на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или БСО в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено этим федеральным законом.
Также данная обязанность в определенных случаях может быть исполнена пользователем путем передачи клиенту бланка документа, используемого при оказании услуг населению, на бумажном носителе с содержащимися на нем реквизитами кассового чека (БСО), позволяющими идентифицировать этот кассовый чек (БСО) (QR-код и (или) дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа) (п. 5.8 ст. 1.2 Закона о ККТ).
Под расчётами для целей данного закона понимается в том числе прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги (ст. 1.1 Закона о ККТ).
Ситуации, в которых ККТ может не применяться, перечислены в ст. 2 Закона о ККТ, однако оказание платных медицинских услуг государственным учреждением здравоохранения в ней не упоминается. При этом освобождение от применения ККТ предусмотрено ею для осуществления расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением (п. 9 ст. 2 Закона о ККТ).
Следовательно, организация с 01.07.2019 при приеме денежных средств в безналичном порядке от физического лица (клиента) за оказываемые услуги обязана применять ККТ (смотрите письма Минфина России от 09.10.2018 N 03-01-15/72548, от 08.02.2019 N 03-01-15/7887, ФНС России от 19.04.2019 N ЕД-4-20/7542@). Каких-то изъятий из этой обязанности, связанных с порядком и сроком предоставления банком сведений о движении средств, в Законе о ККТ нет.
Для расчетов, осуществляемых в безналичном порядке, но не в сети Интернет, предусмотрен определенный порядок выдачи кассового чека.
Так, в соответствии с п. 5.3 ст. 1.2 Закона о ККТ пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом и не подпадающих под действие положений п.п. 5 и 5.1 ст. 1.2 Закона о ККТ (в них идет речь о расчетах в сети Интернет и расчетах через автоматические устройства за определенные услуги, например, проезд), обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) одним из следующих способов:
1) в электронной форме на абонентский номер или адрес электронной почты, предоставленные покупателем (клиентом) пользователю, не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара (п. 5.4 ст. 1.2 Закона о ККТ) (смотрите также письмо ФНС России от 19.04.2019 N ЕД-4-20/7542@);
2) на бумажном носителе вместе с товаром в случае расчетов за товар без направления покупателю такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме;
3) на бумажном носителе при первом непосредственном взаимодействии клиента с пользователем или уполномоченным им лицом в случае расчетов за работы и услуги без направления клиенту такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме.
Иных правил определения момента совершения расчета для случаев безналичной оплаты Закон о ККТ не содержит, и в ходе подготовки ответа нами не обнаружены официальные разъяснения, комментирующие указанную в обращении норму (а не просто цитирующие ее).
В своих ответах мы склоняемся к тому, что пользователь (т.е. лицо, обязанное применять ККТ) может исполнить требования Закона о ККТ при получении оплаты от покупателей (клиентов) в безналичном порядке только после получения информации о поступлении денежных средств на его расчетный счет (о чем может информировать, в частности, банковская выписка). И, как мы поняли, в интересующей ситуации пользователь физически не может передать чек, сформированный на основании полученной выписки банка, в установленный п. 5.4 ст. 1.2 Закона о ККТ момент.
На наш взгляд, ККТ при получении безналичной оплаты без взаимодействия с физическим лицом при расчете применяется не позднее дня идентификации организацией денежных средств, поступивших на ее расчетный счет, в качестве оплаты услуги (смотрите письма ФНС России от 26.10.2018 N ЕД-4-20/21001@ и от 23.11.2018 N ЕД-4-20/22775, а также материал с официального сайта ФНС и ответ СПК).
При этом необходимо обеспечить последующую передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, запрошенные у покупателя заранее (п. 5 ст. 1.2 Закона о ККТ).
Обратите внимание:
По мнению регулятора и контролера в данной сфере, пользователем ККТ должны быть приняты все меры для получения данных покупателя; Закон о ККТ не содержит положений, конкретизирующих способ их получения (письма Минфина России от 03.08.2017 N 03-01-15/49809 и ФНС России от 23.11.2018 N ЕД-4-20/22775).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Расчеты с населением за медицинские услуги: применение ККТ и БСО

“Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение”, 2014, N 6

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт” учреждения здравоохранения при расчетах за оказанные услуги с населением обязаны применять кассовые аппараты, включенные в Государственный реестр. Вместе с тем в силу ч. 2 указанной статьи учреждения здравоохранения, в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (ККТ) в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (БСО). О порядке осуществления расчетов с населением как с применением ККТ, так и без ее использования поговорим в статье.

Какие требования предъявляются к ККТ?

В силу п. 3 Положения N 470 ККТ, включенная в Государственный реестр и применяемая учреждениями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, должна:

  • иметь корпус, фискальную память, накопитель фискальной памяти, контрольную ленту и устройство печати кассовых чеков;
  • обеспечивать печать кассовых чеков, некорректируемую регистрацию информации и энергонезависимое долговременное хранение информации;
  • обеспечивать фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
  • обеспечивать возможность ввода в фискальную память информации при первичной регистрации и перерегистрации в налоговых органах в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
  • обеспечивать возможность вывода фискальных данных, зафиксированных в фискальной памяти и на контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
  • эксплуатироваться в фискальном режиме;
  • регистрировать в фискальном режиме на кассовом чеке и контрольной ленте признаки такого режима, подтверждающие некорректируемую регистрацию информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт, в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
  • блокировать в фискальном режиме фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте при отсутствии признаков фискального режима в соответствии с предусмотренными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
  • иметь часы реального времени согласно установленным техническим характеристикам и параметрам функционирования;
  • быть исправной, обеспечиваться технической поддержкой поставщика или центра технического обслуживания;
  • соответствовать образцу, представленному в Минпромторг при внесении сведений о модели ККТ в Государственный реестр;
  • иметь паспорт и идентификационный знак установленного образца;
  • иметь марки-пломбы установленного образца и эксплуатационную документацию;
  • иметь знак “Сервисное обслуживание” установленного образца.

Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470.

Приобретенная учреждением ККТ должна быть зарегистрирована в налоговом органе в порядке, предусмотренном Административным регламентом N 94н .

Административный регламент предоставления ФНС государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством РФ, утв. Приказом Минфина России от 29.06.2012 N 94н.

Какие требования предъявляются к БСО, применяемым без использования ККТ?

В соответствии с Положением N 359 учреждения здравоохранения, осуществляющие расчеты без применения ККТ, в случае оказания услуг населению должны выдавать документ, оформленный на БСО, который приравнивается к кассовому чеку. Такие БСО (квитанции, билеты, абонементы и др.) должны содержать следующие реквизиты (п. 3 Положения N 359):

  • наименование документа, шестизначный номер и серию, наименование и организационно-правовую форму;
  • место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица ;
  • ИНН учреждения;
  • вид услуги, стоимость услуги в денежном выражении, размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами;
  • дату осуществления расчета и составления документа;
  • должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личную подпись, печать организации;
  • иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми организация вправе дополнить документ.
Читайте также:  Можно ли до 01.07.2020 г. не применять онлайн-кассу по коду 96.01, если выписывается БСО?

Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359.
От автора: в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица – иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

БСО могут быть изготовлены типографским способом или с использованием автоматизированных систем. При этом согласно п. 11 Положения N 359 для одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа должно обеспечиваться выполнение следующих требований:

  • автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать (фиксировать) и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее пяти лет;
  • при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой должны сохраняться уникальный номер и серия его бланка.

Необходимо отметить, что в соответствии с п. 12 Положения N 359 учреждения по требованию налоговых органов обязаны предоставлять из автоматизированных систем информацию о выпущенных документах. Заметим, финансовое ведомство неоднократно указывало, что для изготовления БСО не может быть использован простой компьютер (Письма от 03.02.2009 N 03-01-15/1-43, от 07.11.2008 N 03-01-15/11-353).

Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе (сокращенное наименование, ИНН, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов. Серия и номер проставляются на бланке документа, изготовленном типографским способом, изготовителем.

Примечание. Дублирование серии и номера на бланке документа не допускается, за исключением серии и номера, наносимых на копию (отрывные части) бланка.

Контроль и надзор за полнотой оприходования выручки организациями, производящими наличные денежные расчеты без использования ККТ, осуществляют налоговые органы. Порядок проведения таких проверок установлен Административным регламентом N 133н . Согласно п. 41 данного нормативного акта в ходе контроля за полнотой оприходования выручки налоговыми органами проводится проверка фактического наличия БСО. Проверка осуществляется по видам бланков с учетом начальных и конечных номеров. По ее результатам составляется акт проверки фактического наличия БСО в двух экземплярах. Кроме того, в ходе проверки определяется количество использованных за проверяемый период БСО на основании книги учета бланков документов, актов приемки БСО и актов инвентаризации БСО для сопоставления с фактическим количеством копий использованных БСО (корешков документов), хранящихся у проверяемого объекта. Сумма выручки денежных средств, отраженная в учете проверяемого учреждения, сопоставляется с суммами, указанными в копиях использованных БСО (корешках документов), хранящихся у проверяемого объекта.

Административный регламент исполнения ФНС государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утв. Приказом Минфина России от 17.10.2011 N 133н.

В случае если учреждение является плательщиком ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, проводится проверка наличия товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Каков порядок хранения и инвентаризации БСО?

Основными нормативными документами, устанавливающими требования к учету БСО, являются:

  • Положение N 359;
  • Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное Минфином СССР 29.07.1983 N 105 (далее – Положение N 105).

Согласно п. 6.2 Положения N 105 БСО должны храниться в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, позволяющих обеспечивать их сохранность. Аналогичное требование содержится в п. 16 Положения N 359.

С работником, которому поручаются получение, хранение, учет и выдача бланков документов, а также прием от населения наличных денежных средств согласно документам, заключается договор о материальной ответственности.

Примечание. Форма договора о материальной ответственности утверждена Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85.

Указанный работник принимает БСО, поступившие в организацию, в присутствии комиссии, образованной руководителем организации. Приемка производится в день поступления БСО. В ходе приемки проверяется соответствие фактического количества, серий и номеров БСО данным, указанным в сопроводительных документах (накладных, квитанциях и т.п.), и составляется акт приемки бланков документов. На основании данного акта, утвержденного руководителем учреждения, БСО принимаются к учету (п. п. 14, 15 Положения N 359).

В соответствии с п. 13 Положения N 359 и Приложением 5 к Приказу Минфина России N 173н учет БСО, изготовленных типографским способом, ведется в книге учета бланков строгой отчетности (ф. 0504045) по видам, сериям и номерам с указанием даты получения (выдачи) БСО, условной цены, количества, а также с подписью получившего их лица.

Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н “Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению”.

На основании п. 19 Положения N 359 упакованные в опечатанные мешки копии документов (корешки), подтверждающих суммы принятых наличных денежных средств, хранятся в систематизированном виде не менее пяти лет. По окончании указанного срока, но не ранее истечения месяца со дня проведения последней инвентаризации копии документов (корешки) уничтожаются на основании акта об их уничтожении, составленного комиссией, образованной руководителем организации (индивидуальным предпринимателем). В таком же порядке уничтожаются некомплектные или испорченные бланки документов.

Примечание. Листы книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации, а также скреплены печатью (штампом).

В соответствии с п. 9 Инструкции N 33н данные, отраженные в годовой бухгалтерской отчетности учреждения, должны быть подтверждены результатами проведенной учреждением инвентаризации активов и обязательств. Порядок и сроки проведения промежуточных инвентаризаций бланков устанавливаются либо учетной политикой учреждения, либо приказом руководителя. На основании п. 20 Инструкции N 157н инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств должна проводиться учреждением в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми Минфином в соответствии с законодательством РФ. В настоящее время данный порядок регламентирован Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее – Методические указания N 49).

Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н.
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Примечание. Порядок и сроки проведения инвентаризации как наличных денежных средств, так и БСО учреждению следует отразить в своей учетной политике.

В силу п. 1.5 Методических указаний N 49 проведение инвентаризации обязательно:

  • при передаче имущества организации в аренду, его выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
  • в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или в другой чрезвычайной ситуации, вызванной экстремальными условиями;
  • при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусмотренных законодательством или нормативными актами Минфина.

Согласно п. 17 Положения N 359 инвентаризация БСО должна осуществляться в сроки проведения инвентаризации находящихся в кассе наличных денежных средств.

Проверка фактического наличия БСО должна проводиться по их видам с учетом начальных и конечных номеров, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам. Сведения о фактическом наличии БСО, выявленном в результате инвентаризации, вносятся в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, составляемые не менее чем в двух экземплярах. Инвентаризационная комиссия должна обеспечить полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации (для этого используются формы первичной учетной документации, утвержденные Приказом Минфина России N 173н).

Как отразить в учете расходы на приобретение ККТ и БСО?

ККТ. В соответствии с п. 38 Инструкции N 157н материальные объекты имущества независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, принимаются к учету в качестве основных средств.

Объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы (п. 41 Инструкции N 157н).

С учетом вышеизложенного приобретаемая учреждением здравоохранения ККТ удовлетворяет условиям принятия ее к учету в составе основных средств.

Для справки. Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, кассовые аппараты (средства механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда) отнесены к 4-й амортизационной группе со сроком полезного использования от пяти до семи лет включительно.

Рассмотрим пример отражения в учете расходов на приобретение ККТ.

Пример 1. Бюджетное учреждение здравоохранения приобрело кассовый аппарат. Стоимость кассового аппарата составила 10 000 руб. Расходы осуществлены за счет средств, полученных от оказания платных услуг.

В бухгалтерском учете учреждения в соответствии с Инструкцией N 174н были сделаны следующие записи:

Бланк строгой отчетности вместо кассового чека (нюансы)

Кто может применять БСО вместо ККМ

В каких ситуациях можно применять бланк строгой отчетности вместо кассового чека и до какой даты это можно делать по старым правилам?

Бланком строгой отчетности (БСО) допускается заменять кассовый чек при расчетах с населением за оказанные услуги (ст. 1.1 закона «О применении ККТ» от 22.05.2003 № 54-ФЗ в редакции закона «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 290-ФЗ, п. 2 ст. 2 закона № 54-ФЗ до внесения изменений в него). По обновленным требованиям БСО, как и кассовые чеки, должны формироваться автоматизированным способом с применением онлайн-устройств.

Однако для лиц, не применявших ранее ККТ (а к их числу относятся те, кто оформляет расчеты через БСО), закон № 290-ФЗ, содержащий правила перехода к применению обновленного закона № 54-ФЗ, установил дату начала обязательного использования кассовых аппаратов более поздней, чем общая (01.07.2017) – с 01.07.2018 (п. 9 ст. 7). При этом юрлицам и ИП, выдающим заказчикам БСО, в законе № 290-ФЗ был отведен отдельный пункт (п. 8 ст. 7), и в нем тоже присутствовала дата 01.07.2018.

Читайте также:  Какой ОКВЭД при торговле спецодеждой, товаров для рыбалки, отдыха?

Однако закон № 290-ФЗ подвергся корректировке (закон «О внесении изменений…» от 27.11.2017 № 337-ФЗ), результатом которой стало изменение текста п. 8 ст. 7. В нем дату 01.07.2018 заменила дата 01.07.2019, а в тексте появилось уточнение, что выполняемые с оформлением БСО услуги не должны иметь отношения к услугам общепита, оказываемым как юрлицами, так и ИП, имеющими наемных работников.

Таким образом, БСО по услугам для населения можно было применять по старым правилам (действовавшим до обновления закона № 54-ФЗ законом № 290-ФЗ) до 01.07.2019.

После указанного срока предприниматели и организации, которые вместо чеков ККТ могут выдавать БСО, обязаны формировать бланки строгой отчетности с использованием автоматизированных систем расчетов.

О том, какие еще новшества повлекли за собой изменения в законодательстве о кассах, читайте в статьях:

Кто освобождается от применения ККТ

Перечень случаев, когда можно работать без ККТ, имеет исчерпывающий характер и указан в пп. 2, 3, 5, 6 ст. 2 закона № 54-ФЗ. Это ситуации:

  • выдачи (приема) наличности с использованием автоматических устройств для расчетов в кредитных организациях (включая электронные средства платежа);
  • продажи печатных СМИ и сопутствующих им товаров, если доля продажи печатной продукции составляет не менее половины товарооборота, а сопутствующие товары соответствуют утвержденному субъектом РФ ассортиментному перечню;
  • продажи ценных бумаг;
  • продажи билетов, талонов, проездных документов, дающих право на проезд в общественном транспорте, в салонах транспортных средств;
  • реализации питания в образовательных учреждениях;
  • торговли на ярмарках, розничных базарах, выставках, на специально отведенных площадках, исключая торговлю в обустроенных и обеспечивающих демонстрацию и сохранность товаров торговых местах;
  • ярмарочной торговли непродовольственными товарами, перечень которых установлен Правительством РФ;
  • разносной торговли (кроме продажи технически сложных товаров и продовольствия, требующего особых условий хранения и реализации) в вагонах пассажирских поездов, с лотков и ручных тележек, других средств малой механизации;
  • продажи мороженого, разливных безалкогольных напитков в киосках;
  • продажи кваса, молока, растительного масла, живой рыбы и других безакцизных разливных товаров с автоцистерн, продажи сезонных овощей и фруктов вразвал;
  • приемки утильсырья от населения, исключая металлолом, лом драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • оказания услуг по ремонту и окраске обуви;
  • оказания услуг металлоремонта — изготовления ключей и мелкой металлической галантереи;
  • оказания услуг няни и сиделки;
  • продажи изделий народного промысла, если реализация производится самим изготовителем;
  • оказания услуг по вспашке огородов и распилке дров;
  • оказания услуг носильщиков на вокзалах, в портах, в аэропортах;
  • сдачи от ИП в аренду недвижимого имущества (жилья);
  • работы в удаленных населенных пунктах, перечень которых утвержден специальным постановлением Правительства РФ;
  • продажи лекарств и медизделий медицинскими организациями, расположенными в сельской местности, где отсутствуют аптечные пункты, или аптечными пунктами ФАП, расположенных в деревнях и селениях;
  • реализации товаров, услуг и изделий религиозно-обрядового назначения культовыми организациями, имеющими соответствующую лицензию, в местах осуществления ими деятельности.

Проводки в организациях, использующих при расчетах БСО

Если организация применяет бланк строгой отчетности вместо кассового чека, то такой бланк необходимо хранить и учитывать по правилам, установленным постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359. Учет бланков строгой отчетности ведется в соответствующем журнале (прошитом и пронумерованном). Для контроля движения таких материальных активов заводится карточка учета.

Типовые проводки при применении БСО в организации выглядят следующим образом:

Можно ли использовать БСО при медицинской консультации населения?

О.А. Курбангалеева,
консультант-эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

3 июля 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2018 № 192-ФЗ (далее – Закон № 192-ФЗ), которым внесены поистине революционные изменения. Поправки коснулись действующего Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее – Закон № 54-ФЗ, Закон о ККТ), а также Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ (далее – Закон № 290-ФЗ), который устанавливает переходные положения по применению онлайн-касс.

БСО никто не отменял

Прежде чем подробно рассматривать поправки, внесенные в Закон о ККТ, сразу успокоим работников организаций: сроки обязательного перехода на онлайн-кассы не изменились, поскольку продолжает действовать пункт 8 статьи 7 Закона № 290-ФЗ.
Напомним, согласно указанному пункту организации, выполняющие работы или оказывающие услуги населению (за исключением организаций общепита), вправе не применять ККТ до 01.07.2019 . Но только при условии выдачи покупателям соответствующих БСО в порядке, который действовал до вступления в силу Закона № 290-ФЗ.
Это значит, что медицинские организации вправе выдавать плательщикам вместо чеков ККТ бумажные документы об оплате, которые оформляются на бланках строгой отчетности. При этом сами бланки строгой отчетности (БСО) должны быть изготовлены типографским способом. Порядок оформления и использования БСО установлен постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359.

Отдаленные и труднодоступные местности

Организации, которые осуществляют расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях, вправе не применять ККТ и не оформлять для своих пациентов БСО на типографских бланках.
Чтобы воспользоваться этой поблажкой, местность, где находится медицинская организация, должна быть включена в Перечень отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденный органом государственной власти субъекта РФ.
Для подтверждения факта оплаты медицинская организация должна выдавать своим пациентам документ, форму которого организация разработала самостоятельно. При этом в документе должны содержаться следующие обязательные реквизиты:

наименование документа, его порядковый номер;
дата, время и место (адрес) осуществления расчета;
наименование медицинской организации и ее ИНН;
применяемая при расчете система налогообложения;
признак расчета;
наименование работ, услуг, платежа, выплаты, их количество, цена за единицу, стоимость с указанием ставки НДС (за исключением случаев, когда медицинская организация не уплачивает НДС);
сумма расчета с отдельным указанием ставок и сумм НДС (за исключением случаев, когда медицинская организация не уплачивает НДС);
форма расчета (оплата наличными деньгами и (или) в безналичном порядке), а также сумма оплаты наличными деньгами и (или) в безналичном порядке;
должность и фамилия лица, осуществившего расчет с покупателем (пациентом);
подпись лица, выдавшего документ.

Законом № 54-ФЗ установлено, что к отдаленным и труднодоступным местностям не относятся города, поселки городского типа и районные центры.
Однако с 3 июля 2018 года в качестве отдаленных и труднодоступных районов можно рассматривать административные центры муниципальных районов , которые являются единственным населенным пунктом муниципального района.
Следовательно, теперь органы государственной власти субъекта РФ могут включать такие административные центры муниципальных районов в Перечни отдаленных и труднодоступных местностей, где медицинские организации вправе не применять ККТ.

Если медицинская организация уже применяет ККТ

Несмотря на то что для медицинских организаций предусмотрена отсрочка в применении ККТ, многие из них уже применяют ККТ, поскольку это гораздо удобнее, чем от руки выписывать бланки строгой отчетности. Таким организациям необходимо знать о том, что изменилось в Законе о ККТ.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Применение ККТ в медицинской организации

В соответствии с Федеральным законом № 290-ФЗ, в текст Федерального закона № 54-ФЗ о применении онлайн-касс постепенно вносятся изменения, направленные на поэтапный переход всех организаций и ИП к использованию новейших касс на предприятиях. Некоторые перемены вступили в законную силу совсем недавно – с 1 июля 2020 года. Об этом и будет рассказано в данной статье про применение ККТ в медицинской организации.

Применение ККТ в медицинской организации – основные понятия

Прежде чем переходить в вопросу применения ККТ медицинскими центрами, следует разобраться с основными понятиями, связанными с онлайн-кассами.

ККТ (контрольно-кассовая техника) – электронные вычислительные машины, другие устройства и комплексы устройств, способные записывать и хранить фискальные данные в фискальных накопителях, выводить на печать бумажные фискальные документы, формировать фискальные документы, осуществлять их отправку в ФНС посредством оператора фискальных данных (ОФД), с которым компания заключала договор на оказание услуг. Все упомянутые действия касса должна выполнять в соответствии с требованиями Федерального закона № 54-ФЗ.

Кассовый чек – первичный учетный документ, напечатанный в бумажном виде или сформированный в электронной форме с использованием ККТ в момент расчета между предпринимателем и клиентом, включающий в себя информацию о расчете, доказывающий факт совершения сделки и отвечающий требованиям ФЗ № 54.

Автоматизированная система для БСО (бланков строгой отчетности) – ККТ, применяемая с целью формирования БСО в электронной форме и для печати их на бумажных носителях.

Бланк строгой отчетности – первичный учетный документ, который приравнивается по значению к кассовому чеку, отпечатанный в бумажном виде или сформированный в электронной форме с использованием автоматизированной системы для БСО в момент совершения наличного или безналичного расчета между налогоплательщиком и клиентом за оказанные последнему услуги. БСО должен отвечать требованиям актуальной версии закона № 54-ФЗ.

В момент осуществления расчета между налогоплательщиком и его клиентом необходимо в подтверждение факта совершения сделки выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности в:

  • бумажном виде;
  • электронной форме в случае, если покупатель предоставил сведения о номере мобильного устройства или электронной почте до совершения расчета.

На адрес электронной почты или на номер мобильного предприятие может направить следующие сведения:

  • информацию, идентифицирующую БСО или чек;
  • данные об электронном адресе в интернете, на котором можно получить интересующие сведения о чеке или БСО.

Применение ККТ в медицинской организации – новые требования к организации работы кассы

Согласно тексту Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ, в правила работы с кассовыми аппаратами вносятся следующие изменения:

  • Плавный переход на использование онлайн-касс, оборудованных фискальными накопителями и способными по сети интернет передавать данные о наличных и безналичных расчетах на предприятии в налоговую службу через посредника – оператора фискальных данных.
  • Обязательная отправка сведений всех проведенных с клиентами расчетах в налоговые органы через ОФД (операторов фискальных данных).
  • Право на использование онлайн-касс в автономном режиме (при соответствии некоторым условиям).
  • Внесение информации обо всех установленных онлайн-кассах и фискальных накопителях поэкземплярно в специальные реестры ФНС.
  • Обязательное проведение экспертизы онлайн-касс и технического оснащения всех зарегистрированных ОФД.
  • Отказ от обязательного заключения договора на техническое обслуживание ради проведения регистрации кассы в налоговой службе.
  • Получение возможности проведения регистрации кассы и прочего юридически значимого документооборота, связанного с использованием онлайн-касс, через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте налоговой службы.
  • Печать чеков и БСО (бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам) только кассами с возможностью их отправки на электронную почту или абонентский номер клиента в электронном виде.
  • Использование онлайн-касс предпринимателями, оказывающими услуги, и плательщиками ЕНВД.
  • Применение фискального накопителя плательщиками ЕНВД, ПСН и предпринимателями в сфере оказания услуг. Фискальный накопитель является аналогом защищенной электронной контрольной ленты. Накопитель можно менять самому единожды за 3 года. Закон не устанавливает предельных сроков использования накопителя.
Читайте также:  Что нужно делать, чтобы не платить на логие на ЕНВД если деятельность не ведется 1 месяц?
★ Книга-бестселлер “Бухучет с нуля” для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Применение ККТ в медицинской организации – торговля с помощью торговых автоматов

Важно! Если медицинская организация имела возможность не применять в своей деятельности контрольно-кассовую технику на основании Федерального закона № 54-ФЗ (в редакции, актуальной до 15 июля 2016 года), такая обязанность по использованию ККТ все равно возникает с 1 июля 2020 года.

Согласно ст. 7 Федерального закона № 290-ФЗ, медицинские центры, осуществляющие торговлю, например, бахилами с использованием торговых автоматов, могли не применять ККТ, встроенные в автоматы, но только до 1 июля 2020 года. С указанной даты применение ККТ становится обязательным, и торговые автоматы необходимо дооборудовать контроль-кассовой техникой.

Если расчеты совершены между организациями и/или индивидуальными предпринимателями с использованием электронных средств платежа без их предъявления, ККТ также можно не применять.

Применение ККТ в медицинской организации – осуществление расчетов в труднодоступных районах

Если медицинская организация расположена в труднодоступной местности, включенной в специальный перечень отдаленных районов (утв. органом гос. власти субъекта РФ), ею может не применяться контрольно-кассовая техника на основании п. 3 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ. Однако, имеется условие – если покупатель требует выдать ему документ, доказывающий факт совершения оплаты, необходимо оформить бланк строгой отчетности, в котором были бы указаны:

  • подпись продавца;
  • реквизиты, о которых говорится в тексте абз. 4-12 п. 1 ст. 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ;
  • название медицинской организации;
  • порядковый номер документа.

Точно так же право на отказ от применения ККТ получают следующие медицинские организации:

  • Аптеки, расположенные в фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктах, в случае их нахождения в сельской местности.
  • Обособленные подразделения организация здравоохранения с лицензией на осуществление фармацевтической деятельности, в случае их расположения в селах, где не имеется аптек.

Важно! Медицинские учреждения, применяющие для проведения расчетов с покупателями автоматическое устройство для расчетов, или продают подакцизные товары, обязаны устанавливать на предприятии ККТ в соответствии с п. 8 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ.

Применение ККТ в медицинской организации на ЕНВД при осуществлении отдельных видов деятельности

Когда учреждение здравоохранения уплачивает налог по системе ЕНВД и занимается каким-либо видом деятельности, включенным в перечень п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса, получают право осуществлять расчеты (наличные и безналичные) без применения контрольно-кассовой техники. С 1 июля 2020 года при этом перестают действовать старые требования относительно выдачи чека, квитанции или иного подтверждающего оплату документа.

Медицинские организации на ЕНВД, получающие доход от деятельности, описанной в пп. 1-5, 10-14 п. 2 ст. 346.26 НК РФ (например, ветеринарии) могут не устанавливать контроль-кассовую технику только до 1 июля текущего года.

Применение ККТ в медицинской организации – расчеты посредством электронных средств платежа

Электронное средство платежа – средство и/или метод, дающий возможность клиенту оператора по переводу денег составлять, удостоверять и передать распоряжения ради осуществления перевода средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с применением (п. 19 ст. 3 Федерального закона № 161-ФЗ):

  • электронных носителей информации;
  • информационно-коммуникационных технологий;
  • других технических устройств.

При осуществлении оплаты путем перевода денег в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства клиента перед продавцом считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о перечислении денег, с момента подтверждения его исполнения банком.

При проведении расчета между продавцом и покупателем с применением электронных средств платежа (включая те, что исключают возможность прямого взаимодействия клиента с владельцем ККТ или продавцом) налогоплательщик обязан использовать ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о перечислении оговоренной суммы банком.

Учреждения здравоохранения, принимающие расчеты через электронные средства платежа (кроме платежных карт), применение которых не предусматривало использование ККТ на основании положений закона № 54-ФЗ в старой редакции, должны начать применять кассовую технику с начала июля 2020 года.

Применение ККТ в медицинской организации – выдача БСО

Начиная с 1 июля 2020 года, медицинские учреждения обязуются выдавать клиентам бланки строгой отчетности только при соблюдении условий:

  1. БСО должен быть сформирован непосредственно в момент проведения расчета с покупателем.
  2. Бланк строгой отчетности выдается только при оплате услуг (перечень будет сформирован Правительством РФ), но не при оплате работ и товаров.
  3. БСО нельзя заполнять вручную, документ должен быть оформлен только в электронном виде.
  4. Бланк строгой отчетности могут выводиться в бумажной форме только при условии применения автоматизированной системы для БСО.

Законодательные акты по теме

Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1О защите прав потребителей
Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗО национальной платежной системе
Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗО применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт
Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗО внесении изменений в Федеральный закон № 54-ФЗ

Типичные ошибки

Ошибка: Был осуществлен расчет между двумя ИП посредством электронных средств платежа без его предъявления. При этом применялась ККТ.

Комментарий: ККТ в данной ситуации разрешено не применять на основании п. 9 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ.

Ответы на распространенные вопросы про применение ККТ в медицинской организации

Вопрос №1: Может ли ветеринарная клиника не устанавливать для расчетов с клиентами контрольно-кассовую технику, если организация применяет ЕНВД?

Ответ: Право на отказ от установки ККТ действовало до 1 июля 2020 года. С указанной даты, согласно ч. 7, 7.1 Федерального закона № 290-ФЗ, применение ККТ становится обязательным.

Вопрос №2: Медицинское учреждение торгует подакцизными товарами в сельской местности. Можно ли не применять онлайн-кассу?

Ответ: Нет, в случае с продажей подакцизных товаров применение ККТ является обязательным условием осуществления деятельности.

При оказании платных медицинских услуг населению можно одновременно использовать ККТ и БСО

Учреждение оказывает только медицинские услуги населению и вправе применять ККТ с 01.07.2018 согласно п. 8 части 7 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О применении контрольно-кассовой техники”. Организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа” (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), до 01.07.2018.
Может ли учреждение в период с 01.01.2018 до 01.07.2018 совмещать применение бланков строгой отчетности (приходный ордер формы по ОКУД 0700002) и контрольно-кассовой техники? Или же учреждение после регистрации ККТ в налоговой инспекции обязано работать только на ККТ, без применения бланков строгой отчетности (с указанием ссылки на статью закона)?
Предполагаемые причины совмещения:
– отладка новой автоматизированной региональной медицинской информационной системы, к которой будет подключена контрольно-кассовая техника (на случай технического сбоя в программе);
– сбой в работе интернета;
– поломка компьютера, контрольно-кассовой техники (необходимо время для ремонта данной техники).
Как оказывать медицинские услуги населению в этот период?

Согласно п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа” (далее – Закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее – ККТ) применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом № 54-ФЗ.

При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности (далее – БСО) на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты) (п. 2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).

В соответствии с п. 8 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”) (далее – Закон № 290-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи ими соответствующих БСО в порядке, установленном Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ), до 1 июля 2018 года.

Положения Закона № 54-ФЗ и Закона № 290-ФЗ не содержат запрета на применение БСО в случае, если организация зарегистрировала ККТ. Таким образом, до 1 июля 2018 года неприменение контрольно-кассовой техники при условии выдачи соответствующих БСО является правом, а не обязанностью организаций и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы, оказывающих услуги населению. При этом одновременное использование ККТ и БСО нормативными правовыми актами не запрещено (смотрите Вопрос: Возможно ли использовать одновременно ККМ и бланки строгой отчетности при принятии от населения наличных денежных средств за услуги? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2012 г.)).

Положения Закона № 54-ФЗ и иные нормативные правовые акты не содержат запрета и на применение такими организациями БСО в случае, если ККТ не работает по каким-либо причинам. Следовательно, в период с 01.01.2018 по 01.07.2018 Ваша организация вправе при оказании платных медицинских услуг населению использовать одновременно БСО и ККТ, а также использовать БСО во время неисправности (отладки, ремонта) ККТ.

В отношении возможности применения конкретного БСО отметим, что при применении бланков строгой отчетности в порядке, установленном Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ), необходимо руководствоваться Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 (письмо Минфина России от 27.12.2016 № 03-01-15/78348). Бланк строгой отчетности должен содержать реквизиты, предусмотренные п. 3 названного Положения. В соответствии с п. 4 Положения бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем. Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов.

Если используемый организацией бланк отвечает указанным требованиям, он может использоваться до 1 июля 2018 г.

Ответ подготовил: Журавлев Вячеслав, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Барсегян Артем, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Также читайте:

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

Ссылка на основную публикацию