Можем ли мы по решению КС от 30.11.2020 вернуть страховые взносы ИП?

Можем ли мы по решению КС от 30.11.2020 вернуть страховые взносы ИП?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

В каком порядке ИП (общая система налогообложения) следует обращаться за возвратом излишне уплаченных страховых взносов за периоды 2014 и 2015 годов с доходов, превышающих 300 тыс. руб. (в свете принятия постановления Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 N 27-П)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Налоговые органы исполняют полномочия по осуществлению возврата сумм страховых взносов, в том числе за периоды, истекшие до 01.01.2017, по решениям ПФР.
Плательщику страховых взносов, имеющему переплату по страховым взносам, образовавшуюся за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, заявление о возврате сумм излишне уплаченных взносов следует направлять в территориальный орган ПФР.
Указанная переплата ИП может быть выявлена по результатам совместной сверки расчетов с ПФР.
При несогласии с отраженными в акте сверки сведениями плательщик страховых взносов вправе обратиться в арбитражный суд. Последний при рассмотрении такого спора не вправе применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с данным КС РФ истолкованием.

Обоснование позиции:
С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ. ” (далее – Закон N 243-ФЗ), наделивший налоговые органы полномочиями по администрированию страховых взносов в ПФР, ФСС России (в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) и ФФОМС: в НК РФ внесены соответствующие поправки, а также введена глава 34 “Страховые взносы” (п.п. 8, 11 ст. 1 Закона N 243-ФЗ) (смотрите также материал “С 1 января 2017 г. администрирование страховых взносов возложено на ФНС России (информация УФНС России по Амурской области от 27 января 2017 г.)”).
Ранее порядок уплаты страховых взносов регулировался Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования” (далее – Закон N 212-ФЗ).
В соответствии с ним (часть 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ) индивидуальные предприниматели (далее – ИП) признавались плательщиками страховых взносов по двум основаниям:
– как лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (пп. “б” п. 1 части 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ);
– как лица, занимающиеся частной практикой (п. 2 части 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ).
То есть за себя ИП уплачивал страховые взносы в фиксированном размере в соответствии со ст. 14 Закона N 212-ФЗ как лицо, занимающееся частной практикой, которое в соответствии с частью 2 ст. 5 Закона N 212-ФЗ признавалось плательщиком страховых взносов, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Согласно п. 2 части 1.1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ, если величина дохода у ИП за расчетный период превышает 300 000 рублей, то размер страховых взносов, уплачиваемых за себя, рассчитывался как произведение МРОТ, установленного на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного п. 1 части 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз, плюс 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
В целях применения положений части 1.1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ доход для плательщиков страховых взносов, уплачивающих НДФЛ, учитывался в соответствии со ст. 227 НК РФ (часть 8 ст. 14 Закона N 212-ФЗ). При этом Закон N 212-ФЗ по общему правилу не устанавливал обязанности по предоставлению отчетности в органы контроля за уплатой страховых взносов для ИП, не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 N 27-П (далее – Постановление N 27-П) признано, что взаимосвязанные положения п. 1 ч. 8 ст. 14 Закона N 212-ФЗ и ст. 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты физлицам, не противоречат Конституции РФ. По своему конституционно-правовому смыслу они предполагают, что для данной цели доход такого ИП подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.
Постановление N 27-П окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу со дня официального опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Оно размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru), текст Постановления N 27-П опубликован на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) 02.12.2016.
С 01.01.2017 на страховые взносы распространены положения главы 12 НК РФ, регламентирующие порядок зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм (п.п. 60, 61 ст. 1, п. 1 ст. 5 Закона N 243-ФЗ) – зачет или возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов будет осуществляться в соответствии с правилами ст.ст. 78 и 79 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2017):
– сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда РФ, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов (п. 1.1 ст. 78 НК РФ);
– сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов. Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, штрафам производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда РФ, в который эта сумма была зачислена, в соответствии со ст. 78 НК РФ (п. 1.1 ст. 79 НК РФ).
Одновременно с этим необходимо учитывать определенные Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ. ” (далее – Закон N 250-ФЗ) переходные положения, сохраняющие за внебюджетными фондами, в том числе за ПФР, обязанность по (смотрите также информацию ФСС России от 29.08.2016 “Федеральные законы, изменяющие с 1 января 2017 года действующий порядок администрирования страховых взносов в ФСС РФ”):
– осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в порядке, действовавшем до 1 января 2017 года (ст. 20 Закона N 250-ФЗ);
– исполнению обязанности по приему расчетов (уточненных расчетов) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в порядке, действовавшем до 1 января 2017 года (ст. 23 Закона N 250-ФЗ).
На основании п. 1 ст. 21 Закона N 250-ФЗ орган ПФР принимает решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего заявления страхователя (смотрите также Информацию Пенсионного фонда России от 06.12.2016 “О функциях администрирования Пенсионного фонда РФ”).
Условием для принятия решения о возврате является отсутствие у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 (п. 3 ст. 21 Закона N 250-ФЗ). Причем в случае, если сумма излишне уплаченных страховых взносов возникает вследствие предоставления плательщиком страховых взносов уточненного расчета, срок на принятие решения о возврате исчисляется со дня завершения органом ПФР камеральной проверки указанного расчета (п. 2 ст. 21 Закона N 250-ФЗ).
Согласно п. 4 ст. 21 Закона N 250-ФЗ принятое ПФР решение о возврате на следующий день после его принятия направляется в соответствующий налоговый орган.
Налоговые органы исполняют полномочия по осуществлению зачета (возврата) сумм страховых взносов, в том числе за периоды, истекшие до 01.01.2017, по решениям ПФР и ФСС (https://www.nalog.ru/rn77/taxation/insprem/, Информация Федеральной налоговой службы “Страховые взносы 2017”).
В п. 5.3 письма ФНС России, Правления ПФР и ФСС от 26.01.2017 N БС-4-11/1304@/НП-30-26/947/02-11-10/06-308-П подтверждено, что решение о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года. На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов территориальный орган ПФР, территориальный орган ФСС России направляют его в УФНС России. Для возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов ИФНС России оформляет заявку на возврат указанных сумм и направляет ее в установленном порядке в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Таким образом, плательщику страховых взносов, имеющему переплату по страховым взносам, образовавшуюся за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, заявление о возврате сумм излишне уплаченных взносов следует направлять в территориальный орган ПФР.
Рекомендуемая форма такого заявление размещена на официальном сайте ПФР (http://www.pfrf.ru/strahovatelyam/samozaniatoe/vozvrat_summ/). Для проведения возврата (возврата) необходимо, прежде всего, наличие (выявление) такой переплаты. Она может быть обнаружена как самим плательщиком, так и органом контроля (части 3, 4 ст. 26 Закона N 212-ФЗ, п.п. 3, 14 ст. 78 НК РФ, п.п. 3-5 постановления ПФР от 15.12.2009 N 310п “Об утверждении Порядка осуществления зачетов, возвратов излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов”).
Переплата определяется как разность между суммами страховых взносов, отраженными в представленном в ПФР расчете, и уплаченными суммами и может быть выявлена, например, в ходе камеральных или выездных проверок или в результате совместной сверки расчетов. В любом случае для принятия решения о возврате излишне уплаченных страховых взносов по заявлению плательщика необходимо, чтобы размер переплаты был согласован ПФР и плательщиком. В случае отказа провести сверку расчетов или несогласия с отраженными по данным ПФР сведениями плательщик страховых взносов вправе обжаловать в суде действия (бездействие) его должностных лиц. Судебное обжалование актов ПФР и ФСС РФ, действий (бездействия) его должностных лиц производится организациями и индивидуальными предпринимателями – путем подачи заявления в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (часть 3 ст. 54 Закона N 212-ФЗ).
С момента вступления в силу постановления КС РФ о признании нормативного акта либо отдельных его положений соответствующими Конституции РФ в данном КС РФ истолковании не допускается применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений в истолковании, расходящемся с данным КС РФ в этом постановлении истолкованием. Суды общей юрисдикции, арбитражные суды при рассмотрении дел после вступления в силу постановления КС РФ (включая дела, производство по которым возбуждено до вступления в силу этого постановления КС РФ) не вправе применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с данным КС РФ в этом постановлении истолкованием (ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ) (смотрите также определение КС РФ от 11.11.2008 N 556-О-Р).
При рассмотрении споров между ПФР и предпринимателями по вопросам исчисления страховых взносов за 2014-2015 гг. суды в настоящее время учитывают выводы Постановления N 27-П, принимая решения в пользу ИП (смотрите, например, постановления АС Волго-Вятского округа от 20.12.2016 N Ф01-5560/16 по делу N А43-362/2016, Северо-Кавказского округа от 25.01.2017 N Ф08-10446/16 по делу N А32-15602/2016, от 03.02.2017 N Ф08-38/17 по делу N А15-693/2016, Уральского округа от 20.01.2017 N Ф09-11486/16 по делу N А07-11397/2016, Центрального округа от 26.12.2016 N Ф10-5472/16 по делу N А08-1337/2016, от 26.12.2016 N Ф10-5575/16 по делу N А08-2320/2016, Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2016 N 05АП-9531/16, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2017 N 12АП-12540/16, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2017 N 13АП-27887/16, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2017 N 15АП-18521/16).
Доводы судей, представленные в решениях, возможно, позволят убедить ПФР в правомерности возврата взносов.
Руководствуются указанным постановлением КС РФ и нотариусы (письмо Федеральной нотариальной палаты от 26.12.2016 N 4849/03-16-3).
Если сумма переплаченных пенсионных взносов будет возвращена предпринимателю, возникнет вопрос корректировки налоговых обязательств по НДФЛ, поскольку возвращенные взносы ранее были учтены в составе налоговых вычетов ИП.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
– Энциклопедия решений. Администрирование страховых взносов с 1 января 2017 года;
– Энциклопедия решений. Порядок зачета сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов (по 31 декабря 2016 года);
– Энциклопедия решений. Порядок зачета (возврата) налоговым органом излишне уплаченных сумм налога (пеней, штрафов) по заявлению налогоплательщика;
– Энциклопедия решений. Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц;
– Энциклопедия решений. Обжалование актов ПФР и ФСС РФ, действий или бездействия их должностных лиц (по 31 декабря 2016 года).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

10 февраля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Возврат переплаты страховых взносов в 2020 году

Почему существует 2 вида правил для возврата (зачета) взносов?

В настоящее время практически все виды страховых взносов (кроме платежей на страхование от несчастных случаев) подчинены положениям НК РФ, в котором имеется не только отдельная глава, посвященная этим начислениям, но и отсылки к взносам во всех общих правилах работы с налоговыми платежами (ч. 1 НК РФ). Поэтому возврат (зачет) страховых взносов проводится по алгоритмам, применяемым при аналогичных процедурах для налогов и сборов (ст. 78, 79 НК РФ).

Подробнее о возврате (зачете) налогов читайте здесь.

Однако эти правила для взносов имеют свою специфику, обусловленную тем, что:

  • взносы, уплачиваемые после 2016 года, по-прежнему платятся раздельно по фондам;
  • взносы, поступающие в ПФР, учитываются персонифицированно;
  • в течение 2017–2019 годов (переходный период) может возникать вопрос о возврате взносов, перечислявшихся туда по правилам, действовавшим до 2017 года.
Читайте также:  Подходит ли ОКВЭД 85.41 под ПСН?

Вместе с тем «несчастные» взносы остались в ведении ФСС и по-прежнему подчиняются положениям закона «Об обязательном социальном страховании…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ. Поэтому в вопросах возврата переплаты по этим страховым взносам в 2020 году придется руководствоваться ст. 26.12 и 26.13 этого документа.

Зачет (возврат) взносов по правилам НК РФ и ФСС

В НК РФ вопрос зачета (возврата) взносов решен просто. К нему относятся все аналогичные положения, действительные для налогов и сборов, но введены дополнения, учитывающие специфику взносов:

  • зачесть переплату можно в счет будущих платежей только по тем же самым взносам, которые оказались излишне уплаченными (п. 1.1 ст. 78 НК РФ);
  • вернуть нельзя ту переплату, которая отразилась в отчетности, поданной в ПФР, и уже учтена за конкретными застрахованными лицами (п. 6.1 ст. 78, п. 1.1 ст. 79 НК РФ);
  • возврат при наличии долгов по пеням и штрафам по тем же самым взносам, которые оказались излишне уплаченными, будет осуществлен за вычетом суммы имеющейся задолженности (п. 1.1 ст. 79 НК РФ).

Обращаться за возвратом взносов, перечисленных в бюджет после 2016 года, нужно в налоговую службу.

Вопрос о взносах, относящихся к переходному периоду, решен законом «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 250-ФЗ, устанавливающим, что решение о возврате таких сумм будут принимать сами фонды (п. 1 ст. 21 закона № 250-ФЗ, письма Минфина России от 04.04.2017 № 03-15-05/19760, ФНС от 25.09.2017 № ГД-4-11/19256@). Туда и нужно обращаться с заявлением. По взносам, возвращаемым из ФСС, заявление можно подать как в фонд, так и в налоговую.

ВАЖНО! Вернуть по заявлению можно взносы, которые переплатили не более трех лет назад (п. п. 7, 14 ст. 78 НК РФ). Если срок пропущен, можно попытаться сделать возврат через суд.

О том, какие сроки установлены для возврата переплаты из ПФР, читайте в этом материале.

Как уточнить платеж по пенсионным взносам, узнайте здесь.

Правила возврата «несчастных» взносов в законе № 125-ФЗ с 2017 года выделены в отдельные статьи, содержание которых в основных моментах дублирует правила, применяемые к налоговым платежам (т. е. положения ст. 78 и 79 НК РФ). Заявление о возврате таких взносов надо направить, соответственно, в ФСС.

Письмо на возврат страховых взносов – бланк

Таким образом, в 2020 году возврат переплаты по взносам производится через:

  • ИФНС по согласованию с фондом — в части взносов, уплачиваемых с 2017 года;
  • сам фонд — в отношении взносов, уплаченных до 2017 года (в 2020 году это придется делать через суд, т. к. трехлетний срок на возврат будет пропущен);
  • ФСС — в части «несчастных» взносов вне зависимости от периода их уплаты.

Для обращения в любую из инстанций плательщику взносов требуется подать заявление на своем особом бланке, каждый из которых можно скачать на нашем сайте.

Для составления заявления в ИФНС надо использовать форму документа, содержащуюся в приказе ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. Сейчас она используется в редакции приказа ФНС от 30.11.2018 № ММВ-7-8/670@.

В ПФР (в отношении взносов на пенсионное и медицинское страхование, уплаченных до 2017 года) обращение следует составить по формам 23-ПФР (если взносы были переплачены) или 24-ПФР (если имело место излишнее взыскание), утвержденным постановлением Правления ПФ РФ от 22.12.2015 № 511п.

При обращении за возвратом в ФСС будет использована форма 23-ФСС, утвержденная приказом ФСС РФ от 17.11.2016 № 457.

Итоги

Сейчас возврат страховых взносов (кроме «несчастных») подчинен правилам, установленным НК РФ, и происходит через обращение в ИФНС. Аналогичные по основным положениям правила введены в закон 125-ФЗ, посвященный «несчастным» взносам, которые продолжает курировать ФСС. Возврат взносов, переплаченных до 2017 года, осуществляют сами фонды, получавшие эти взносы. То есть в период 2017–2019 годов существуют 3 инстанции, способные сделать возврат, и в каждую из них заявление о возврате придется составить по своей особой форме. С 2020 года таких инстанций две: ИФНС и ФСС (по взносам на травмтизм).

Конституционный суд освободил ИП от переплаты страховых взносов

Индивидуальные предприниматели, работающие на общей системе налогообложения (то есть уплачивающие НДФЛ по ставке 13%), не обязаны платить страховые взносы в Пенсионный фонд исходя из валового дохода от деятельности — они вправе вычитать расходы и платить взносы фактически исходя из чистой прибыли. Такое постановление принял Конституционный суд 30 ноября (решение опубликовано в пятницу, 2 декабря).

На практике это решение затрагивает только предпринимателей, работающих на ОСН (это, как правило, самый невыгодный для ИП налоговый режим) и уплачивающих взносы за себя, то есть фактически самозанятых лиц, отмечает руководитель юридического отдела компании «МЭФ-Аудит» Александр Овеснов.

Решение актуально только для тех ИП, чьи доходы превышают 300 тыс. руб., они теперь сэкономят на взносах в ПФР. Максимальная экономия в 2016 году составит 135 тыс. руб. исходя из размера страховых взносов и правил их уплаты на текущий год.

Именно столько мог бы сэкономить в этом году кировский предприниматель Владимир Тищенко, чей спор с местным управлением Пенсионного фонда и был разрешен Конституционным судом. Тищенко работал как ИП с апреля 2013 года по август 2014-го (занимался «консультированием по вопросам коммерческой деятельности и управления» и оптовой торговлей, следует из выписки из ЕГРИП). За этот период он получил доход на сумму чуть меньше 16,6 млн руб., но и расходов произвел почти на такую же сумму, так что прибыль составила всего лишь 39 тыс. руб. Именно исходя из чистой прибыли Тищенко заплатил страховой взнос в ПФР в размере около 20 тыс. руб. (одинаковый фиксированный платеж для всех ИП, зарабатывающих в пределах 300 тыс. руб.). Но управление ПФР доначислило предпринимателю почти 118 тыс. руб. и обратилось в местный районный суд Кировской области, чтобы взыскать недоимку.

Пенсионный фонд исходил из того, что страховые взносы должны исчисляться исходя из общего дохода ИП — 16,6 млн руб. При превышении дохода ИП над величиной в 300 тыс. руб. предприниматель платит в Пенсионный фонд фиксированный взнос плюс 1% от суммы дохода, превышающей 300 тыс. При этом максимальная сумма, которую может заплатить ИП в Пенсионный фонд, составляет восемь минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) — в 2014 году это было 138,6 тыс. руб., на 2016 год предельная сумма взноса составляет 154,9 тыс. руб. ПФР требовал от Тищенко максимально возможную сумму.

Спор через несколько инстанций дошел до Конституционного суда — туда в июне 2016 года его направил Кировский областной суд. В итоге Конституционный суд рассудил, что хотя налоговое законодательство России и не использует понятие «прибыль» применительно к базе для расчета НДФЛ, но в случае с индивидуальными предпринимателями доход для целей уплаты налога подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (аналогично определению прибыли для целей корпоративного налога на прибыль). Аналогичную логику необходимо применять в данном случае и к определению доходов для целей уплаты страховых взносов, решил суд. В противном случае не исключена ситуация (как в деле Тищенко), когда размер страховых взносов приведет к обязанности платить в Пенсионный фонд суммы, в разы большие, чем чистая прибыль предпринимателя, «повлечет избыточное финансовое обременение индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц», говорится в постановлении Конституционного суда.

Ранее во всех немногочисленных судебных спорах по такому вопросу суды указывали, что законодательство о страховых взносах не содержит норм, позволяющих при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование уменьшать полученные индивидуальным предпринимателем доходы на сумму понесенных им расходов, говорит Овеснов. Постановление Конституционного суда не подлежит обжалованию, вступило в силу со дня официального опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. То есть начиная с уплаты взносов за 2016 год органы ПФР для определения базы по страховым взносам должны учитывать прибыль, полученную индивидуальным предпринимателем (плательщиком НДФЛ, без наемных работников), указывает юрист. С одной оговоркой: с 1 января 2017 года действующий закон о страховых взносах во внебюджетные фонды утрачивает силу — вопросы исчисления и уплаты взносов будут регулироваться новой главой 34 Налогового кодекса. Поэтому, если законодатели не внесут соответствующих изменений, разъяснениями Конституционного суда плательщики взносов смогут воспользоваться только в 2016 году, говорит Овеснов.

Верховный суд поддержал индивидуальных предпринимателей – «упрощенцев»

Автор: Зобова Е. П., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», должны уплачивать страховые взносы за себя в общем порядке, установленном в настоящее время гл. 34 НК РФ. Если доход предпринимателя превышает 300 000 руб., то он должен дополнительно уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) в размере 1% от суммы дохода. Но предприниматели считают, что в данном случае надо учитывать и расходы по правилам гл. 26.2 НК РФ.

Какого мнения по обозначенному вопросу придерживаются контролирующие органы? Какое решение вынес ВС РФ? Как рассчитать страховые взносы индивидуальным предпринимателям в 2017 году?

Нормы действующего законодательства

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы на ОПС в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 руб., в размере, определяемом как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на ОПС, установленного п. 2 ст. 425 НК РФ, плюс 1% суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.

В 2017 году индивидуальный предприниматель, в том числе применяющий УСНО, должен уплатить страховые взносы за себя в следующих размерах:

  • на обязательное пенсионное страхование – 23 400 руб., при доходе свыше 300 000 руб. – (23 400 руб. + 1% с суммы превышения 300 000 руб.), но не более 187 200 руб.;
  • на обязательное медицинское страхование – 4 590 руб.

При этом в силу пп. 3 п. 9 ст. 430 НК РФ в целях применения данных положений плательщиками, применяющими УСНО, доход учитывается в соответствии со ст. 346.15 НК РФ.

Исходя из положений ст. 346.15 НК РФ индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, при определении доходов учитывают доходы, рассчитываемые в порядке, установленном п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ.

Иными словами, в целях определения размера страхового взноса по ОПС за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей, как производящих, так и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяющих УСНО, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период.

Отметим, что данная норма полностью соответствует действовавшей ранее норме, установленной Федеральным законом № 212-ФЗ.

Из дословного прочтения приведенных норм следует, что при расчете страховых взносов на ОПС, в том числе дополнительного платежа в размере 1%, нужно в качестве базы брать доходы предпринимателя, рассчитанные в порядке, оговоренном в ст. 346.15 НК РФ. В этом случае никакие расходы не учитываются. Также не установлено различий в зависимости от применяемого объекта налогообложения, то есть для всех индивидуальных предпринимателей – «упрощенцев» порядок один.

Позиция Минфина

Основываясь на приведенных выше нормах действующего законодательства, представители Минфина приходят к выводу о том, что расходы, предусмотренные ст. 346.16 НК РФ, при определении базы для расчета страховых взносов не учитываются (письма от 14.03.2017 № 03-11-11/14504, от 17.03.2017 № 03-15-06/15590).

Отметим, что аналогичной позиции придерживались и представители Минтруда еще до 2017 года (Письмо от 13.05.2016 № 17-4/ООГ-775).

Индивидуальные предприниматели пытались донести до Минфина, что Постановление КС РФ от 30.11.2016 № 27-П, по их мнению, распространяется и на индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы».

Обратите внимание: КС РФ признал, что для определения размера страховых взносов на ОПС, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ, его доход подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода.

Но финансисты указали, что данное постановление применяется только в отношении плательщиков страховых взносов – индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ, что и нашло отражение в п. 9 ст. 430 вступившей в силу с 1 января 2017 года гл. 34 «Страховые взносы» НК РФ. И на «упрощенцев» сказанное не распространяется.

Революционное решение ВС РФ

Индивидуальный предприниматель, применяющий УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», отстаивая свой порядок расчета страховых взносов, уплачиваемых за себя, дошел до ВС РФ, который отменил все предыдущие судебные акты и вынес решение в пользу предпринимателя (Определение ВС РФ от 18.04.2017 № 304-КГ16-16937 по делу № А27-5253/2016).

Суть спора.

Управление ПФР, получив информацию из налогового органа, выявило у предпринимателя недоимку по страховым взносам за 2014 год и направило в его адрес требование об уплате задолженности по страховым взносам на ОПС в сумме более 120 000 руб. и пеней в сумме более 5 000 руб. Неисполнение предпринимателем указанного требования в добровольном порядке в установленный срок послужило основанием для принятия Пенсионным фондом решения о взыскании спорной недоимки за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банке.

Разногласия между ПФР и предпринимателем заключаются в том, что ПФР исчислял размер страховых взносов исходя из суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности за спорный период, без учета величины расходов, предусмотренных ст. 346.16 НК РФ. Предприниматель считает, что в данном случае надо учитывать расходы, предусмотренные гл. 26.2 НК РФ.

Решения судебных инстанций.

ПФР обратился в арбитражный суд, который полностью удовлетворил заявленные требования. Апелляционная инстанция, в которую обратился предприниматель, полностью поддержала своих коллег и отказала истцу.

АС ЗСО Постановлением от 26.08.2016 также оставил без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.

Предприниматель решил обратиться в ВС РФ с жалобой на названные судебные акты, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

ВС РФ отменил решения нижестоящих судебных инстанций и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Читайте также:  Нужно ли мне выдавать БСО при оказании услуг по обслуживанию автомобилей (ИП на патенте)?

Позиция индивидуального предпринимателя.

Индивидуальный предприниматель приводит доводы о неправомерности исчисления страховых взносов для рассматриваемой категории лиц исходя из всей суммы доходов предпринимателя за спорный период без учета произведенных им в связи с осуществлением хозяйственной деятельности расходов, поскольку такое исчисление приводит к возложению на предпринимателя бремени уплаты обязательных публичных платежей, несоразмерного результатам его экономической деятельности.

По мнению предпринимателя, расчетная база для обложения страховыми взносами по ОПС должна быть экономически обоснована с учетом размера доходов предпринимателя и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Согласно положениям ст. 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСНО (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных п. 3 обозначенной статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

Статья 346.15 НК РФ устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.

Поскольку объектом налогообложения у предпринимателя исходя из ст. 346.14 НК РФ являются доходы, уменьшенные на величину расходов, положения ст. 346.15 НК РФ могут применяться только в совокупности с положениями ст. 346.16 НК РФ, устанавливающей порядок определения расходов.

Таким образом, по мнению предпринимателя, расчетная база для обложения страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию для плательщиков, применяющих УСНО и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, подлежит исчислению на основании ст. 346.15 НК РФ с учетом положений ст. 346.16 НК РФ.

Позиция судов.

Поскольку в деле рассматривается период до 2017 года, страховые взносы рассчитывались на основании Федерального закона № 212-ФЗ. Но, как уже сказано выше, в новой гл. 34 НК РФ порядок расчета страховых взносов индивидуальными предпринимателями за себя точно такой же.

Итак, суды первых трех инстанций были единодушны и полностью поддержали ПФР. Они основывались на нормах, установленных Федеральным законом № 212-ФЗ: в целях определения размера страховых взносов на ОПС, подлежащих уплате плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход для плательщиков страховых взносов, применяющих УСНО, учитывается в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, понесенные налогоплательщиком расходы не учитываются. Ссылаясь на названные нормы, суды указали, что подлежащие уплате страховые взносы поставлены в зависимость от размера дохода предпринимателя и не связаны с порядком определения предпринимателем налоговой базы при УСНО.

Из вышесказанного был сделан вывод о том, что ПФР правильно рассчитал страховые взносы, подлежащие уплате индивидуальным предпринимателем за себя.

Но индивидуальный предприниматель обратился в ВС РФ, который счел его доводы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.

Дальше начинаются «чудеса».

Судьи ВС РФ вспомнили о Постановлении КС РФ № 27-П, проанализировали нормы законодательства о страховых взносах, действовавшие до 2017 года, нормы налогового законодательства и сделали следующий вывод. (Приводим дословно.)

Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих УСНО с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», Судебная коллегия полагает, что изложенная Конституционным Судом РФ в Постановлении от 30.11.2016 № 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.

Из такого вывода следует, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, что и сделал ВС РФ. Но окончательное решение не было вынесено по одной причине: обстоятельства, связанные с действительным размером подлежащих уплате предпринимателем за спорный период страховых взносов, исчисленных на основании расчетной базы, определенной исходя из доходов, учитываемых в соответствии со ст. 346.15 НК РФ и уменьшенных на предусмотренные ст. 346.16 НК РФ расходы, суды при рассмотрении дела не устанавливали. То есть суд не может точно определить размер страховых взносов, которые должны быть уплачены в конкретном случае, поскольку расходы не рассматривались в принципе. В связи с вышесказанным для принятия решения по существу спора необходимы исследование и оценка доказательств, а также установление существенных обстоятельств, поэтому дело было направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

Что дальше?

Изучив данное определение ВС РФ, индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, безусловно, должны обрадоваться. Однако у нас возникает ряд вопросов.

Во-первых, почему вдруг произошел такой разворот на 180 градусов? Ведь индивидуальные предприниматели неоднократно обращались по указанному поводу сначала в Минтруд, затем в Минфин. Но ответ был один: при расчете страховых взносов на ОПС «упрощенцы» расходы не учитывают. Более того, это обосновывалось некими принципами равенства: учитывая, что не все индивидуальные предприниматели ведут учет расходов, формирование пенсионных прав не должно увязываться с конечным результатом предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей за тот или иной конкретный (налоговый) период (размер прибыли, убыток) (Письмо Минтруда России от 09.11.2015 № 17-4/ООГ-1556). Кроме того, все три первые судебные инстанции применили стандартный устоявшийся подход к этому вопросу и вынесли решения в пользу ПФР, которые, в принципе, соответствуют нормам действующего законодательства.

Ответа на поставленный вопрос, по всей видимости, мы не узнаем. Можно только предположить, что грядут принципиальные изменения относительно расчета страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, в том числе применяющих УСНО, тем более что Минэкономразвития подготовило законопроект, предусматривающий при расчете страховых взносов замену МРОТ на величину ежемесячного дохода, которая будет устанавливаться Правительством РФ. Пока этот законопроект не внесен в Госдуму РФ.

Во-вторых, встает вопрос о том, распространяется ли данный подход, который учитывает расходы при расчете страховых взносов, на случай, когда предприниматель применяет УСНО с объектом налогообложения «доходы». Пока однозначно сделать вывод нельзя, поскольку в решениях речь шла об объекте налогообложения «доходы минус расходы».

В-третьих, после выхода определения ВС РФ свое слово должен сказать Минфин. Будут ли внесены поправки в гл. 34 НК РФ? Как будет приведенный подход применяться на практике до внесения этих изменений?

Ну и не менее важен вопрос о том, что делать предпринимателям, уже уплатившим страховые взносы за себя за 2014 – 2016 годы. Надо понимать, что автоматически после выхода рассматриваемого решения перерасчет страховых взносов ни ПФР, ни налоговые органы делать не будут. Вызывает большие сомнения и то, что ПФР сделает такой перерасчет по заявлению предпринимателя. Высока вероятность того, что индивидуальному предпринимателю, применявшему в указанный период УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», придется идти в суд. А вот уже суды при принятии решений должны будут руководствоваться рассмотренным определением ВС РФ.

Но даже при наличии обозначенных вопросов рассмотренное определение ВС РФ – это шаг навстречу индивидуальным предпринимателям – «упрощенцам», который уменьшит фискальное бремя, возложенное на них.

ВС РФ вынес определение, в котором указал, что при расчете суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», доходы, учитываемые в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, могут уменьшить на предусмотренные ст. 346.16 НК РФ расходы.

Данное решение принципиально меняет подход к расчету страховых взносов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями – «упрощенцами» за себя.

КС РФ: возврат переплаты пенсионных взносов возможен

Если излишне уплаченные пенсионные взносы уже учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, вернуть их плательщику нельзя. Так установил Налоговый кодекс в пункте 6.1 статьи 78. Раньше это положение было в Законе № 212-ФЗ. Однако Конституционный суд считает, что это положение нарушает права страхователя.

Зачет и возврат переплаты по страховым взносам

Сначала вспомним правила, которые нужно применять при возврате или зачете страховых взносов.

Если страховые взносы переплачены или налоговая инспекция излишне взыскала страховые взносы, их можно вернуть или зачесть в счет предстоящих платежей.

Порядок зачета и возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов зависит от вида взносов и периода, за который образовалась переплата. С 1 января 2017 года администрирование страховых взносов осуществляет налоговая инспекция по правилам статей 78 и 79 Налогового кодекса. Отметим основные:

сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему виду взносов. То есть переплату медицинских взносов зачесть в счет недоимки по пенсионным взносам не разрешено;

возвращать переплату будут только после погашения имеющейся задолженности по соответствующим пеням и штрафам;

если излишне уплаченные пенсионные взносы отражены в персонифицированной отчетности и разнесены лицевым счетам физических лиц, налоговики переплату не вернут.

Формы документов для зачета или возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов в ПФР до 1 января 2017 года утверждены постановлением Правления ПФ РФ от 22.12.2015 года № 511п.

При оформлении возврата нужно учитывать, что эта процедура предполагает срок исковой давности. Составляет он 3 года с даты уплаты взносов. Вернуть деньги можно только в течение этого периода.

Об индивидуальном лицевом счете в ПФР

Работодатели перечисляют в Пенсионный Фонд России страховые взносы – 22% от заработной платы.

Индивидуальный лицевой счет (ИЛС) – это информация о накопленных баллах, стаже, заработке и страховых взносах, которые застрахованное лицо накопило на «сегодняшний» момент.

Работодатель подает сведения в ПФР, а ПФР учитывает сведения на счетах.

Судебный спор

Компания оспаривает положения пункта 6.1 ст. 78 НК РФ. Спор дошел до Конституционного суда.

Так, в 2014 году фирма переплатила взносы на обязательное пенсионное страхование и потребовала возврата переплаты. ПФР отказал, поскольку сведения о переплаченных взносах были учтены на индивидуальных счетах работников.

Суды приняли сторону ПФР, установив, что возврат переплаченных средств невозможен, поскольку сведения об уплаченных взносах уже учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц – сотрудников компании. Они ссылаются на запрет возврата страховых выплат, который до 1 января 2017 года был предусмотрен в Федеральном законе от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ рассмотрела кассационную жалобу на решения судов, которые отказали удовлетворить жалобу компании и обязать отделение Пенсионного фонда РФ вернуть ей излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Нарушение прав?

Компания считает, что такая невозможность распоряжения излишне уплаченными страховыми взносами вызывает вопрос относительно соблюдения в отношении плательщиков гарантированного Конституцией РФ права собственности на их имущество.

А принудительное изъятие имущества в виде сумм фискальных платежей, осуществленное в ненадлежащей процедуре, нарушает конституционные гарантии защиты права собственности, закрепленные в ст. 8 и 35 Конституции РФ. Поэтому заявитель просит проверить оспоренные нормы на соответствие Конституции РФ.

Получается, такое лишение плательщиков возможности распоряжения излишне уплаченными страховыми взносами за периоды до 01.01.2017 должно быть скорректировано.

Что «говорит» Конституционный Суд

В Постановлении от 31.10.2019 № 32-П Конституционный Суд РФ признал, что организации и ИП вправе требовать возврата переплаченных страховых взносов даже в том случае, если переплата была учтена на индивидуальных лицевых счетах работников. При этом период возникновения переплаты роли не играет.

КС РФ признал оспариваемую норму противоречащей Конституции РФ и дал указания, чтобы законодатель внес необходимые изменения. До внесения таких изменений КС РФ запрещает отказывать в возврате работодателям страховых взносов.

КС РФ разъяснил предпринимателям, как рассчитывать однопроцентный взнос

Конституционный суд РФ постановлением от 30.11.2016 № 27-П внес принципиальные изменения в понимание правил расчета страховых взносов в ПФР для индивидуальных предпринимателей. Речь идет об однопроцентном взносе в ПФР с доходов ИП, превышающих 300 000 руб. Вернее, о том, как считать доход, с которого предприниматель обязан платить страховые взносы. Эти разъяснения актуальны и для тех, кто уже заплатил взнос за 2016 г., и для тех, кто только будет их платить, и для тех, кто будет рассчитывать платежи за 2017 г.

Определению размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, посвящена ст. 430 НК РФ. Это, в частности, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.

Такие плательщики согласно п. 1 ст. 430 НК РФ уплачивают за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в следующем порядке:

— если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 руб., — в размере, определяемом как произведение МРОТ, установленного ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ, на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного п. 2 ст. 425 НК РФ;

— если величина дохода за расчетный период превышает 300 000 руб., — в размере, определяемом как произведение МРОТ, установленного на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного п. 2 ст. 425 НК РФ плюс 1% суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного п. 2 ст. 425 НК РФ.

Согласно п. 9 ст. 430 НК РФ в целях применения положений п. 1 данной статьи доход учитывается следующим образом:

1) для плательщиков, уплачивающих НДФЛ, — в соответствии со ст. 210 НК РФ (в части дохода от предпринимательской и (или) иной профессиональной деятельности) (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 № 475-ФЗ);

2) для плательщиков, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (сельскохозяйственный налог), — в соответствии с п. 1 ст. 346.5 НК РФ;

3) для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, — в соответствии со ст. 346.15 НК РФ;

4) для плательщиков, уплачивающих налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, — в соответствии со ст. 346.29 НК РФ;

5) для плательщиков, применяющих патентную систему налогообложения, — в соответствии со ст. 346.47 и 346.51 НК РФ;

6) для плательщиков, применяющих более одного режима налогообложения, — облагаемые доходы от деятельности суммируются.

Похожие нормы присутствовали и в действовавшем до 1 января 2017 г. Федеральном законе от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах…» (далее — Закон № 212-ФЗ). Согласно им ИП рассчитывали однопроцентный взнос исходя из общей суммы доходов, но без их уменьшения на сумму расходов.

КС РФ решил, что расчетная база для обложения страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию должна быть экономически обоснована с учетом размера доходов ИП и его документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Что это решение означает для плательщиков из категории «самозанятое население» и каковы последствия принятия такого решения?

Читайте также:  Можно ли использовать ЧПМ вместо ККМ, по розничной торговле хозтоварами на УСН 15%?

Для чего взимается однопроцентный взнос

Обязанность уплачивать страховые взносы в зависимости от величины получаемых ИП доходов появилась в законодательстве относительно недавно. Такими нормами Закон № 212-ФЗ был дополнен в развитие положений Стратегии развития пенсионной системы РФ до 2030 г. Этот документ был утвержден Распоряжением Правительства РФ от 25.12.2012 № 2524-р (далее — Стратегия). Именно этот документ впервые обозначил проблему необеспеченности пенсионных прав предпринимателей, адвокатов, нотариусов и иных самозанятых граждан. Эта категория тогда уплачивала страховые взносы только в фиксированном размере, то есть вне зависимости от величины получаемых доходов. Если помнить о том, что страховые взносы предпринимателя — это его объем пенсионных прав, ситуация выглядела следующим образом.

Общая сумма страховых взносов, которую необходимо было заплатить ИП «за себя», в 2012 г. составляла 17208,24 руб., из них на свою будущую пенсию в ПФР по тарифу 26% — 14386,32 руб. 1 . За тот же 2012 г., являясь наемным работником, гражданин мог получить на свой индивидуальный лицевой счет около 100 000 руб., перечисленных работодателем. Однако при наступлении пенсионного возраста государство обязано обеспечить пенсионные права и наемному работнику, и самозанятому. Привязка размера платежа к доходу ИП должна была этот дисбаланс устранить, поскольку основным принципом формирования пенсионных прав в настоящее время согласно вышеупомянутой Стратегии является адекватность пенсионных прав объему страховых взносов, отраженных на индивидуальном лицевом счете (далее — ИЛС) застрахованного лица.

Новая формула расчета страховых взносов для ИП была введена в 2014 г.

Для плательщиков с годовым доходом не более 300 000 руб. предусмотрена возможность формировать свои пенсионные права и приобретать право на трудовую пенсию независимо от получения дохода путем уплаты страховых взносов на обязательной пенсионное страхование в фиксированных размерах.

Предприниматель, получивший доход свыше 300 000 руб., мог сформировать свои пенсионные права в большем размере путем уплаты таких же страховых взносов в фиксированных размерах плюс 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 руб. за расчетный период. При этом максимальный размер страховых взносов в ПФР ограничен законом и исчисляется по формуле: 8 х МРОТ х 12 х 26%.

Предельный размер фиксированного платежа предпринимателя, исчисляемый исходя из восьмикратного МРОТ, обеспечивает именно такой объем страховых взносов, которые могут быть уплачены работодателем в рамках предельной облагаемой базы и соответственно отражены на ИЛС наемного работника.

Казалось бы, поставленная задача выполнена: обеспечен некий баланс пенсионных прав и наемных работников, и самозанятых категорий граждан. Ключевую роль в расчете размера страховых взносов играет полученный предпринимателем доход. Однако основной вопрос, который возникал в этом случае: что считать доходом в целях исчисления однопроцентного взноса в ПФР?

Что считать доходом

Статья 14 Закона № 212-ФЗ устанавливала, что доход ИП для расчета страховых взносов при любой системе налогообложения (общей, УСН, ЕНВД, ЕСХН, патентной системе) определялся по правилам НК РФ в зависимости от режима налогообложения:

— для общего режима — доходы согласно ст. 227 НК РФ;

— для «упрощенки» — согласно ст. 346.15 НК РФ;

— для плательщиков ЕСХН, — по правилам, установленным п. 1 ст. 346.5 НК РФ;

— для плательщиков ЕНВД — базовая доходность согласно п. 3 ст. 346.29 НК РФ.

Как видно, для ИП на общей системе налогообложения ссылка на ст. 227 НК РФ, по мнению Минтруда России, означала, что доход не может быть уменьшен на расходы. Такое мнение ведомство неоднократно высказывало в ответ на запросы плательщиков (см. например, в письме от 22.06.2016 № 17-4/ООГ-976). Обосновывал свою позицию Минтруд России так: положения ст. 14 Закона № 212-ФЗ об определении размера страховых взносов ИП исходя из его дохода не увязываются с определением таким ИП его налоговой базы при уплате соответствующего налога в зависимости от применяемого режима налогообложения. В связи с этим в целях определения размера страхового взноса за соответствующий расчетный период для ИП, уплачивающих НДФЛ, налоговые вычеты, предусмотренные главой 23 НК РФ, не учитываются.

Кроме того, учитывая, что не все ИП обладают соответствующим уровнем доходности от своей предпринимательской деятельности, позволяющим в полном объеме обеспечить формирование их пенсионных прав, формирование указанных прав не должно увязываться с конечным результатом предпринимательской деятельности ИП за тот или иной конкретный (налоговый) период (размер дохода (прибыли), убыток)». Аналогичное мнение высказал и Минфин России в письме от 06.06.2016 № 03-11-11/32724.

Более того, суды, рассматривая дела по жалобам ИП, также поддерживали позицию фондов.

Так, АС Западно-Сибирского округа не поддержал ИП на общем режиме в том, что уплачиваемые им за себя взносы в ПФР должны исчисляться исходя из величины «доходы минус расходы» (если доходы превысили 300 000 руб.).

Кроме того, не все ИП ведут учет расходов. И потому формирование пенсионных прав ИП не должно увязываться с конечным результатом их деятельности за год (постановления АС Северо-Западного от 04.08.2016 № Ф07-4187/2016, Северо-Кавказского округа от 20.09.2016 № А63-10544/2015).

Следует напомнить также, что согласно ч. 11 ст. 14 Закона № 212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков передавались налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов. Соответственно, однопроцентный взнос рассчитывался исходя из данных, представленными налоговиками.

В рамках дела, рассмотренного КС РФ, налоговые органы направили в территориальные органы ПФР информацию о том, что ИП, применяющий общую систему налогообложения, получил годовой доход 16 586 507 руб. Эта сумма и стала базой для расчет однопроцентного взноса в ПФР.

Однако ИП посчитал, что однопроцентный взнос должен исчисляться с разности между доходами и расходами, которая у него составила 38 000 руб. В такой ситуации, решил предприниматель, ему необходимо заплатить только фиксированный взнос с доходов до 300 000 руб. Но при проверке ПФР доначислил ему страховые взносы исходя из максимально возможного размера и обратился в суд для взыскания доначисленных сумм, поскольку предприниматель уже утратил соответствующий статус.

Суд первой инстанции вынес решение в пользу ИП, указав на недопустимость начисления страховых взносов исходя из совокупной суммы доходов без учета расходов, связанных с получением этих доходов.

ПФР подал апелляцию, которая вышестоящим судом была удовлетворена.

ИП обратился с кассационной жалобой в областной суд, который приостановил рассмотрение дела и направил запрос в КС РФ.

Логика Конституционного суда РФ

По мнению КС РФ, предусмотренная федеральным законодателем дифференциация размера страховых взносов в ПФР в зависимости от величины полученного за расчетный период дохода и определение размера облагаемого взносами дохода в зависимости от установленного налогового режима сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные требования. Такая дифференциация основана на объективных критериях и обеспечивает увеличение размера пенсий при увеличении размера страховых взносов или увеличении объема облагаемого страховыми взносами дохода.

А далее КС РФ предложил свое прочтение ст. 14 Закона 212-ФЗ, отсылавшей плательщика к ст. 227 НК РФ. Напомним, что буквальный текст НК РФ устанавливает: исчисление и уплату налога в соответствии с данной статьей физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

Как видно, в тексте ст. 227 НК РФ ничего не говорится об уменьшении доходов на расходы. В свою очередь в тексте Закона № 212-ФЗ также ничего не говорилось о том, что доходом в целях обложения страховыми взносами необходимо считать налоговую базу по НДФЛ.

Очевидно, что именно законодатель должен был определить, какую именно величину он считает необходимым положить в основу исчисления страховых взносов. Но поскольку законодатель этого не сделал, конституционный смысл пришлось выяснять высшему судебному органу.

По мнению КС РФ, указание в п. 1 ч. 8 ст. 14 Закона № 212-ФЗ на необходимость учета дохода в соответствии со ст. 227 НК РФ, которая может применяться только в системной связи с п. 1 ст. 221 НК РФ, свидетельствовало о намерении законодателя определять доход ИП, уплачивающего НДФЛ, для целей установления размера страховых взносов «за себя», как валовый доход за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода.

Стоит отметить, что текст п. 8 ст. 227 НК РФ предусматривает расчет суммы фактически полученного дохода с учетом налоговых вычетов, предусмотренных не только ст. 221 НК РФ, но и ст. 218 НК РФ. Но КС РФ почему-то умолчал о стандартных налоговых вычетах, предусмотренных ст. 218 НК РФ, оставив открытым вопрос о том, можно ли уменьшать сумму дохода ИП при определении объекта обложения страховыми взносами — ведь об этом прямо говорится в ст. 227 НК РФ.

КС РФ проанализировал правила уплаты страховых взносов за несколько лет и указал, что всегда страховые взносы уплачивались с доходов, уменьшенных на величину расходов. Суд признал, что для целей исчисления страховых взносов ИП, не имеющих наемных работников и применяющих общую систему налогообложения, доход должен быть уменьшен на величину документально подтвержденных расходов по аналогии с принципом расчета налогооблагаемой базы по НДФЛ. Иначе не исключена ситуация (как в деле заявителя), когда размер страховых взносов, подлежащих уплате, исказит смысл и назначение предусмотренной федеральным законодателем его дифференциации в зависимости от доходов ИП, повлечет избыточное финансовое обременение ИП, уплачивающих НДФЛ и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а следовательно, нарушение баланса публичных интересов и интересов субъектов предпринимательской деятельности.

Забегая вперед, КС РФ указал, что и глава 34 «Страховые взносы» НК РФ также предусматривает уплату страховых взносов с доходов, уменьшенных на величину расходов.

В этой связи необходимо заметить, что объект обложения страховыми взносами у самозанятых граждан согласно ст. 430 НК РФ сформулирован со ссылкой не на ст. 227 НК РФ, а на ст. 210 НК РФ, которая устанавливает правила расчета налоговой базы по НДФЛ. При этом пункт 3 данной статьи предусматривает, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218—221 НК РФ. Означает ли это, что при определении объекта обложения страховыми взносами можно будет уменьшить полученные доходы не только на сумму расходов (профессиональные вычеты — ст. 221 НК РФ), но и на стандартные (ст. 218 НК РФ), а также социальные (ст. 219 НК РФ) налоговые вычеты?

Все эти вопросы остаются нерешенными, хотя эту норму закона «прочитал» высший судебный орган. Приходится констатировать, что качество законотворчества в сфере обязательных платежей оставляет желать лучшего, и плательщикам вместе с новым администраторам страховых взносов — налоговым органом, видимо, придется выяснять эти вопросы в судебном порядке.

Последствия для плательщиков

Какие еще последствия принятого КС РФ решения следует учитывать самозанятым плательщикам страховых взносов?

Можно ли применить аналогию

Суд рассмотрел частный случай — определение дохода на основании соотношения ст. 14 Закона № 212-ФЗ и ст. 227 НК РФ для ИП, уплачивающего НДФЛ. Это решение может быть актуально еще как минимум для одной категории — для ИП, которые применяют УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы». Но поскольку КС РФ рассматривал на соответствие Конституции РФ конкретные нормы НК РФ, изложенные подход не может непосредственно применяться в отношении других ИП, которые применяют другие системы налогообложения. Пока официальных разъяснений по этому поводу нет. Однако есть опасения, что ИП, которые применяют УСН с объектом «доходы уменьшенные на величину расходов», также потребуется дойти до КС РФ, поскольку и в ст. 430 НК РФ в новой главе 34 НК РФ доходы для этой категории сформулированы со ссылкой на ст. 346.15 «Доходы» НК РФ.

Как осуществить возврат и зачет переплаченных взносов

КС РФ признал, что в 2014–2016 гг. необходимо было исчислять страховые взносы с разницы между доходами и расходами. Поэтому у предпринимателей, которые исчислили и уплатили взносы с «валового» дохода, возникнут излишне уплаченные страховые взносы, которые они смогут вернуть либо зачесть в счет уплаты предстоящих платежей.

Чтобы ответить на вопрос, как скоро удастся осуществить этот возврат на практике, необходимо помнить, что информацию о размере доходов ПФР получает от налоговых органов. Следовательно, в ближайшее время ПФР и ФНС России придется выработать порядок согласованного взаимодействия при корректировке информации о доходах, ранее представленной для исчислении однопроцентного взноса. Только после получения данной информации территориальные органы смогут приступить к выявлению переплаты.

Обращаться с заявлением о возврате необходимо будет в орган пенсионного фонда, который будет осуществлять проверку по заявлению плательщика и принимать соответствующее решение (о возврате либо об отказе в возврате). На следующий день после принятия такая решения информация будет доводиться до налогового органа, который будет осуществлять непосредственные действия по возврату денежных средств. Такой порядок взаимодействия прописан в ст. 21 Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ.

Если плательщик решить оставить свою переплату в счет предстоящих платежей, обращаться с заявлением о зачете необходимо в налоговый орган в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

Стоит ли уменьшать платежи в 2017 г.

Те ИП, которые применяют общую систему налогообложения, уже за 2017 г. могут уменьшить свои доходы на расходы при расчете суммы страховых взносов.

Однако нужно помнить, что уплачивая страховые взносы, ИП, условно говоря, откладывает деньги на свою будущую пенсию — формирует свои пенсионные права. Именно исходя из суммы уплаченных взносов ежегодно рассчитывается индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК). При этом наличие минимально установленной величины ИПК является одним из условий назначения страховой пенсии по старости (в 2016 г. — это 9 баллов, а к 2025 г. значение ИПК увеличится до 30 баллов). Соответственно, именно уплаченные ИП страховые взносы являются основой для исчисления пенсии в соответствии Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В заключение приведем расчет суммы страховых взносов, которую ИП должен заплатить «за себя» в 2017 г. (таблица). Для расчета используем МРОТ на начало 2017 г. (ст. 430 НК РФ). Эта величина составляет 7500 руб.

Таблица. Расчет суммы страховых взносов в 2017 г.

Ссылка на основную публикацию