Кого можно назначить в ликвидационную комиссию, при составлении решения о ликвидации ООО?

Кого можно назначить в ликвидационную комиссию, при составлении решения о ликвидации ООО?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Каков порядок ликвидации ООО и распределения имущества ликвидируемого ООО в пользу единственного участника?

1. В соответствии с п. 1 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” (далее – Закон N 14-ФЗ) общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО, общество) может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ, с учетом требований Закона N 14-ФЗ и устава общества. Порядок ликвидации общества определяется Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами (п. 5 ст. 57 Закона N 14-ФЗ).
В Гражданском кодексе РФ основания и порядок ликвидации юридического лица установлен ст.ст. 61-64.1.
В процедуре ликвидации юридического лица, в том числе ООО, можно выделить следующие этапы:
– принятие уполномоченным органом решения о ликвидации, назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора);
– сообщение о принятом решении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующий орган) для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ);
– публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами;
– составление промежуточного ликвидационного баланса;
– осуществление расчетов с кредиторами;
– составление ликвидационного баланса;
– государственная регистрация ликвидации юридического лица.
Остановимся на каждом этапе более подробно.

1. Принятие решения о ликвидации, назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Ликвидация ООО в добровольном порядке начинается с принятия решения о его ликвидации. Решение о ликвидации общества принимает общее собрание участников ООО. Поскольку в рассматриваемой ситуации в обществе имеется один участник, решение о ликвидации принимается этим участником единолично и оформляется письменно. Кроме того, единственный участник формирует состав ликвидационной комиссии или назначает ликвидатора общества (ст. 39, п. 2 ст. 57 Закона N 14-ФЗ).
Законодательство не ограничивает круг лиц, которые могут войти в состав ликвидационной комиссии или могут быть назначенными на должность ликвидатора общества. Членами ликвидационной комиссии или ликвидатором могут быть участники общества, его руководитель (генеральный директор и т.д.), другие работники общества, а также лица, не являющиеся работниками этого юридического лица.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 4 ст. 62 ГК РФ, п. 3 ст. 57 Закона N 14-ФЗ). Следовательно, с момента принятия единственным участником ООО соответствующего решения полномочия единоличного исполнительного органа ООО (руководителя) по руководству деятельностью общества переходят к ликвидационной комиссии (ликвидатору). Руководитель (председатель) ликвидационной комиссии или ликвидатор приобретает право действовать от имени ООО без доверенности.

2. Уведомление о принятых решениях регистрирующего органа

Согласно п. 1 ст. 62 ГК РФ, п.п. 1, 3 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее – Закон N 129-ФЗ) учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязан в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган должен быть также уведомлен о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора).
Для этого общество должно представить в регистрирующий орган уведомление о ликвидации юридического лица по форме N Р15001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее – Приказ N ММВ-7-6/25@). К уведомлению прилагается решение единственного участника ООО о ликвидации общества.
Запись о том, что общество находится в процессе ликвидации, вносится регистрирующим органом в ЕГРЮЛ. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в устав общества, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает общество, или внесение в ЕГРЮЛ записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является общество, находящееся в процессе ликвидации (п. 2 ст. 20 Закона N 129-ФЗ).
При заполнении уведомления по форме N Р15001, как и иных форм документов, представляемых в регистрирующий орган в связи с ликвидацией, необходимо учитывать Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее – Требования), которые содержатся в Приложении N 20 к Приказу N ММВ-7-6/25@. В частности, согласно п. 1.11 Требований в состав представляемого в регистрирующий орган заявления, уведомления или сообщения (далее также – заявление) не включаются незаполненные листы, а также полностью не заполненные страницы многостраничных листов формы заявления.
В разделе 2 “Уведомление представлено в связи с” формы N P15001 знаком “V” отмечается пункт, соответствующий основанию представления уведомления – принятие решения о ликвидации юридического лица или формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора (п. 9.3 Требований). Если единственный участник ООО принимает решения о ликвидации ООО и о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) одновременно (до подачи в регистрирующий орган формы N P15001 в связи с принятием решения о ликвидации ООО), в указанном разделе формы N P15001 знаком “V” отмечаются оба названных пункта. В этом случае в уведомлении формы N P15001, помимо первого листа и листа Б, содержащего сведения о заявителе, заполняется лист А “Сведения о формировании ликвидационной комиссии/назначении ликвидатора” (п. 9.5 Требований).
Уведомление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Если к моменту представления в регистрирующий орган уведомления формы N Р15001 в связи с принятием решения о ликвидации ликвидационная комиссия уже сформирована (ликвидатор назначен), заявителем в этом случае выступает, соответственно, руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 1.2, пп. “г” п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, п. 14.2.05.18 правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, размещенных 30.01.2014 в федеральном разделе информационного ресурса “База данных “Вопрос-Ответ” и направленных письмом ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645 (далее – Правовые позиции)).

3. Публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами. Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса

На ликвидационную комиссию (ликвидатора) возлагается обязанность опубликовать в органах печати (в журнале “Вестник государственной регистрации” – смотрите приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@) сведения о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации юридического лица (п. 1 ст. 63 ГК РФ).
После окончания срока для предъявления кредиторами своих требований ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается участником (участниками) ООО (п. 2 ст. 63 ГК РФ, пп. 12 п. 2 ст. 33 Закона N 14-ФЗ).
Регистрирующий орган уведомляется о составлении промежуточного ликвидационного баланса (п. 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ) по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@. При этом в п. 2.3 раздела 2 названного уведомления проставляется знак “V”, указывающий на то, что уведомление представлено в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 9.3 Требований). Заявителем при подаче уведомления формы N P15001 по данному основанию также является руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 14.2.05.35 Правовых позиций).
В связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса в регистрирующий орган должна быть представлена только форма N Р15001 “Уведомление о ликвидации юридического лица” с соответствующей отметкой (п. 14.2.05.70 Правовых позиций). Представлять сам промежуточный ликвидационный баланс законодательство не требует.
Обратим внимание, что законодательство не связывает необходимость публикации сообщения о ликвидации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами, а также составления ликвидационных балансов с наличием у юридического лица кредиторской задолженности. Даже при отсутствии задолженности перед кредиторами общество должно выполнить все требования, установленные законом в рамках процедуры ликвидации юридического лица. Это означает, в частности, что и в том случае, когда кредиторская задолженность у общества отсутствует, промежуточный ликвидационный баланс может быть составлен и утвержден не ранее чем через два месяца после того, как в журнале “Вестник государственной регистрации” будет опубликовано сообщение о ликвидации общества.

4. Составление и утверждение ликвидационного баланса

Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) начинает производить расчеты с кредиторами в порядке, установленном ст. 64 ГК РФ. После осуществления расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией (ликвидатором) составляется ликвидационный баланс, который также утверждается единственным участником общества (п. 6 ст. 63 ГК РФ, ст. 39 Закона об ООО).
Безусловно, при отсутствии кредиторской задолженности необходимость производить расчеты с кредиторами у общества отсутствует. Поэтому мы полагаем, что при таких обстоятельствах выдерживать какой-либо промежуток времени нет необходимости, и оба ликвидационных баланса (промежуточный и “итоговый”) могут быть составлены и утверждены одновременно.
Поскольку законодательством специальные формы ликвидационных балансов не утверждены, промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс могут быть составлены на основе действующей формы бухгалтерского баланса, утвержденной приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н, с указанием соответствующего наименования “промежуточный ликвидационный баланс” и “ликвидационный баланс” (смотрите в связи с этим письмо ФНС России от 07.08.2012 N СА-4-7/13101).
Утверждение ликвидационного баланса может быть оформлено путем проставления учредителями (единственным участником) соответствующих отметок на самом документе или в виде решения об утверждении ликвидационного баланса, прилагаемого к самому балансу (п. 14.2.05.49 Правовых позиций).
Отметим также, что налоговый орган обязан заявить свои требования по уплате организацией всех обязательных платежей в бюджет в период с момента представления в регистрирующий орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица (в трехдневный срок со дня принятия решения о ликвидации) и до представления документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица, предусмотренных ст. 21 Закона N 129-ФЗ (не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица – п. 2 ст. 22 Закона N 129-ФЗ) (Методические указания для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией, утвержденные приказом ФНС России от 25.04.2006 N САЭ-3-09/257@).

5. Государственная регистрация ликвидации общества

После утверждения ликвидационного баланса для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган в соответствии со ст. 21 Закона N 129-ФЗ представляются следующие документы:
– заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N Р16001 утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@, подписанное заявителем (руководителем ликвидационной комиссии или ликвидатором), подлинность подписи которого удостоверяется нотариально;
– ликвидационный баланс;
– документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию ликвидации юридического лица на основании пп.пп. 1, 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 800 руб.);
– документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования” и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона “О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений” (представление данного документа не обязательно; в случае, если он не представлен заявителем, этот документ представляется органом ПФР по межведомственному запросу регистрирующего органа).
При заполнении заявления формы N Р16001 необходимо учитывать положения раздела Х Требований.
Ликвидация ООО считается завершенной, а общество – прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 9 ст. 63 ГК РФ).
Обратим внимание, что во всех случаях, требующих внесения записей в ЕГРЮЛ, в том числе при ликвидации юридического лица, документы представляются в регистрирующий орган одним из способов, указанных в п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
2. Имущество ООО, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается его учредителям (участникам). Порядок и очередность распределения имущества ликвидируемого ООО между его учредителями (участниками) установлены ст. 58 Закона N 14-ФЗ.
Передача имущества учредителям (участникам) осуществляется ликвидационной комиссией (ликвидатором) общества на основании утвержденного ликвидационного баланса (смотрите постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2017 N 18АП-6767/17). Поскольку полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора) прекращаются с момента государственной регистрации ликвидации общества (п. 1 ст. 53, п. 4 ст. 62, п. 9 ст. 63 ГК РФ), принять решение о распределении имущества ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна до внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Отметим, что нормативных требований к оформлению решения ликвидационной комиссии (ликвидатора) не установлено. Представляется, что решение ликвидационной комиссии может быть оформлено, например, в виде протокола заседания комиссии (ст. 181.1, ст. 181.2 ГК РФ). Ликвидатор принимает такое решение единолично и оформляет его в письменном виде.
Имущество ликвидируемого общества распределяется между участниками ООО в следующей очередности:
– в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но невыплаченной части прибыли (абзац второй п. 1 ст. 58 Закона N 14-ФЗ);
– во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого ООО между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества. Доли, принадлежащие обществу, при таком распределении имущества не учитываются (п. 1 ст. 24, абзац третий п. 1 ст. 58 Закона N 14-ФЗ).
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (п. 2 ст. 58 Закона N 14-ФЗ).
Передача имущества участникам ООО оформляется актом приема-передачи.
Таким образом, если ликвидируемое ООО состоит из единственного участника, оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество общества в любом случае должно перейти к единственному участнику (смотрите также постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.06.2015 N Ф08-2778/15).

Читайте также:  Можно ли не дожидаясь 2 месяцев с момента публикации в Вестнике, сдать промежуточный баланс?

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
– Энциклопедия решений. Ликвидация ООО;
– Энциклопедия решений. Порядок ликвидации юридического лица;
– Энциклопедия решений. ООО с одним участником;
– Энциклопедия решений. Формирование промежуточного ликвидационного и ликвидационного баланса;
– Энциклопедия решений. Распределение имущества ликвидируемого ООО между его участниками.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Иванов Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

НОВЫЕ ФОРМЫ .РФ

• Регистрация • Внесение изменений • Ликвидация

Сайт использует
госсервисы:

Необходимая при заполнении форм информация:

Ликвидация ООО 2020, ликвидация ООО пошаговая инструкция, образец ликвидации юридического лица, официальная ликвидация организации, заполнение формы Р15001 образец

Ликвидация ООО — более сложный, дорогой и долгий процесс, нежели регистрация ООО или закрытие ИП. Не секрет, что помимо ликвидации юридического лица официальным способом (добровольная ликвидация), существуют и альтернативные способы ликвидации. Из данной статьи Вы узнаете в максимально доступной форме как ликвидировать ООО без долгов самостоятельно официально, не прибегая к услугам юридических фирм, что сэкономит Вам до 40 000 рублей в зависимости от региона.

Форма Р15001 предназначена для уведомления о ликвидации юридического лица.

Форма Р16001 предназначена для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

Типичные расходы на ликвидацию ООО по г. Москва:

– госпошлина за ликвидацию ООО – 800р.

– услуги юристов по подготовке и подаче документов – от 15000 до 30000р.

– нотариальное заверение 2-х уведомлений Р15001 и заявления Р16001 – от 3000 до 4500р.

– нотариальная доверенность для представителя – от 1000 до 1500р.

– публикация сообщения о ликвидации ООО в журнале «Вестник государственной регистрации» – 2300р.

Процедура добровольной ликвидации ООО занимает не менее трёх месяцев и состоит из следующих четырёх основных этапов:

1. Принятие решения о ликвидации ООО и уведомление о начале процедуры ликвидации ООО

Учредители (участники) ООО на общем собрании принимают решение о ликвидации ООО и формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора. Решение о ликвидации принимается участниками единогласно (абз. 2 п. 8 ст. 37 ФЗ “Об ООО”). В течение 3х рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации ООО нужно представить в налоговую по месту нахождения ООО нотариально заверенное Уведомление о ликвидации юридического лица по форме Р15001. К нему прилагается решение (протокол) о ликвидации ООО. Заявителем на протяжении всей процедуры ликвидации выступает руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор ООО.

2. Публикация сообщения о ликвидации ООО в журнале «Вестник государственной регистрации»

После внесения в ЕГРЮЛ сведений о начале процедуры ликвидации необходимо опубликовать в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщение о ликвидации ООО, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами. Публикация в Вестнике до подачи уведомления о начале ликвидации (и одновременно с ним) не допускается. Общество обязано уведомить в письменном виде всех известных на момент принятия решения о ликвидации ООО кредиторов о планируемом прекращении деятельности.

3. Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса ООО

Не ранее, чем через 2 месяца после публикации сведений о начале процедуры ликвидации ООО в журнале «Вестник государственной регистрации» бухгалтерия составляет промежуточный ликвидационный баланс, утверждаемый общим собранием участников (единственным участником), который рекомендуется подать на госрегистрацию вместе с уведомлением о ликвидации юридического лица по форме Р15001. Прямой обязанности подавать в налоговую сам ПЛБ нет, достаточно только уведомления о его составлении и соответствующего решения ОСУ, однако, многие налоговые продолжают его требовать.

Внимание! Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган, если в отношении ООО, находящегося в процессе ликвидации, начато и не закончено какое-либо судебное разбирательство или начата и не закончена выездная налоговая проверка.

После подачи промежуточного ликвидационного баланса необходимо произвести расчеты с кредиторами, реализацию имущества, распределение выручки после расчетов и реализации между участниками (если она есть), закрытие банковских счетов.

4. Сдача ликвидационного баланса ООО и заявления о ликвидации ООО

После внесения в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса, бухгалтерия составляет ликвидационный баланс, утверждаемый общим собранием участников (единственным участником), который необходимо подать вместе с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001, не забыв приложить квитанцию об уплате госпошлины за ликвидацию ООО в размере 800 рублей. 

Необходимые документы для заверения нотариусом заявлений на ликвидацию ООО

При ликвидации ООО необходимо нотариально заверить подпись заявителя на формах Р15001 и Р16001. Дополнительно, к обозначенным выше документам, нотариус потребует:

1. Выписку из ЕГРЮЛ (свежую);

3. Свидетельство ОГРН;

4. Свидетельство ИНН;

5. Решение (протокол) о назначении руководителя (генерального директора ООО).

– Как правило, оригиналов вышеуказанных документов более чем достаточно. Вы можете уточнить список документов, необходимых для ликвидации ООО, непосредственно у Вашего нотариуса.

– Перед походом к нотариусу обязательно закажите выписку из ЕГРЮЛ. Как заказать выписку из ЕГРЮЛ самостоятельно читайте в статье Получение выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Ликвидация ООО 2020 пошаговая инструкция:

Этап 1 – Принятие решения о ликвидации ООО и уведомление о начале процедуры ликвидации ООО

1. Подготавливаем протокол о ликвидации ООО и назначении ликвидатора ООО. В случае если участник один, то соответственно подготавливается решение о ликвидации ООО и назначении ликвидатора.

2. Скачиваем актуальный бланк уведомления о ликвидации юридического лица – форма Р15001 скачать в формате Excel и заполняем. В этом Вам поможет образец уведомления о ликвидации ООО 2020 по форме Р15001 с пояснениями. Для просмотра образца Вам понадобится бесплатная программа для чтения PDF файлов, последнюю версию которой можно скачать с официального сайта Adobe Reader.

3. Ликвидатор ООО идёт к нотариусу заверять свою подпись на заявлении Р15001, взяв с собой паспорт и необходимый пакет документов ООО, который был упомянут выше.

4. Далее ликвидатор ООО идет в налоговую, взяв с собой паспорт, и подает заявление Р15001 – 1шт., решение (протокол) о ликвидации ООО – 1шт. инспектору в окошко регистрации, после чего получает с отметкой инспектора расписку в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган.

5. Через неделю (5 рабочих дней) ликвидатор ООО идет с паспортом и распиской в налоговую и получает лист записи единого государственного реестра юридических лиц (лист записи ЕГРЮЛ), свидетельствующий о том, что ООО находится в процессе ликвидации.

Этап 2 – Публикация сообщения о ликвидации ООО в журнале «Вестник государственной регистрации»

1. Подаём заявку на публикацию сообщения о ликвидации ООО в журнал «Вестник государственной регистрации». Подробная инструкция по заполнению, оплате и подаче заявки на публикацию в статье – Публикация сообщения о ликвидации ЮЛ в журнал «Вестник государственной регистрации».

Этап 3 – Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса ООО

1. Через 2 месяца после публикации сообщения о ликвидации ООО подготавливаем протокол (решение) об утверждении промежуточного ликвидационного баланса ООО.

2. Заполняем бланк уведомления о ликвидации юридического лица в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса – форма Р15001 скачать в формате Excel. В этом Вам поможет образец уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса ООО 2020 по форме Р15001 с пояснениями.

3. Ликвидатор ООО идёт к нотариусу заверять свою подпись на заявлении Р15001, взяв с собой паспорт и необходимый пакет документов ООО, который был упомянут выше.

4. Далее ликвидатор ООО идет в налоговую, взяв с собой паспорт, и подает заявление Р15001 – 1шт., решение (протокол) об утверждении промежуточного ликвидационного баланса – 1шт., промежуточный ликвидационный баланс ООО – 3шт. инспектору в окошко регистрации, после чего получает с отметкой инспектора расписку в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган.

5. Через неделю (5 рабочих дней) ликвидатор ООО идет с паспортом и распиской в налоговую и получает лист записи единого государственного реестра юридических лиц (лист записи ЕГРЮЛ), свидетельствующий о регистрации промежуточного ликвидационного баланса ООО.

Этап 4 – Сдача ликвидационного баланса ООО и заявления о ликвидации ООО

1. Подготавливаем протокол (решение) об утверждении ликвидационного баланса ООО.

2. Скачиваем актуальный бланк заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией – форма Р16001 скачать в формате Excel и заполняем. В этом Вам поможет образец заявления о ликвидации ООО 2020 по форме Р16001 с пояснениями.

3. Ликвидатор ООО идёт к нотариусу заверять свою подпись на заявлении Р16001, взяв с собой паспорт и необходимый пакет документов ООО, который был упомянут выше.

4. Оплачиваем государственную пошлину за ликвидацию юридического лица. В формировании квитанции на оплату госпошлины Вам поможет сервис ФНС по уплате госпошлины, распечатываем и оплачиваем (800р.) без комиссии в любом банке. Оплату производит ликвидатор ООО. Оплаченную квитанцию подкрепляем к верхнему краю первого листа заявления P16001.

5. Далее ликвидатор ООО идет в налоговую, взяв с собой паспорт, и подает заявление Р16001 – 1шт., решение (протокол) об утверждении ликвидационного баланса – 1шт., квитанцию оплаченной госпошлины – 1шт., ликвидационный баланс ООО – 3шт. инспектору в окошко регистрации, после чего получает с отметкой инспектора расписку в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган.

6. Через неделю (5 рабочих дней) ликвидатор ООО идет с паспортом и распиской в налоговую и получает лист записи единого государственного реестра юридических лиц (лист записи ЕГРЮЛ), свидетельствующий о ликвидации ООО.

Необходимая при заполнении форм Р15001 и Р16001 информация:

Подготовить комплект документов на ликвидацию ООО онлайн

Хотите добровольно ликвидировать ООО, но нет желания разбираться в тонкостях заполнения форм и боитесь получить отказ? Воспользуйтесь онлайн-сервисом оформления документов, который поможет Вам подготовить документы на ликвидацию ООО без ошибок! Наши юристы проверят подготовленные документы и дадут необходимые консультации и ответы на любой вопрос.

Читайте также:  Можно ли ИП на УСН применять в дальнейшем БСО после июля 2020 года?


Ваши замечания и предложения по улучшению данной статьи оставляйте в комментариях.

Ликвидационная комиссия – формирование, состав, полномочия

Решение о ликвидации и создание ликвидационной комиссии

Ликвидация компании — весьма длительная процедура. Гражданским кодексом РФ установлена обязанность учредителей или других лиц, решивших начать ликвидацию, уведомить об этом уполномоченные органы. Это обусловлено следующими целями:

  • защита прав третьих лиц;
  • исключение каких-либо неправомерных действий со стороны организации, находящейся в процессе ликвидации;
  • надлежащий надзор со стороны контролирующих государственных органов за процедурой.

Из ст. 23 Налогового кодекса РФ от 31.07.1998 № 146-ФЗ следует, что уведомление о ликвидации должно быть отправлено в течение 3 суток после принятия соответствующего решения. Уведомление направляется в территориальную налоговую инспекцию по месту расположения организации. В таком уведомлении должны содержаться сведения о:

  • порядке ликвидации;
  • порядке заявления требований кредиторами;
  • сроках процедуры.

При этом порядок ликвидации определяется лицами, принявшими решение об этом, самостоятельно, но с учетом особенностей юридического лица, с обязательным соблюдением законов. Например, ст. 58 федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ устанавливает, что собственность, которая осталась после всех расчетов, переходит участникам организации. Напротив, ст. 26 федерального закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ гласит, что оставшееся имущество должно быть направлено на уставные цели такого объединения.

Информация из уведомления заносится в ЕГРЮЛ и является общедоступной.

Ликвидация организации подразумевает прекращение ее дальнейшей деятельности. Целью ликвидации является не только прекращение деятельности, но и обеспечение в процессе этого законных интересов и прав третьих лиц (кредиторов, работников). При этом ликвидация может происходить как добровольным путем, так и принудительным. В первом случае учредителями компании или иным уполномоченным органом, который решил ликвидировать ее, назначается ликвидатор или ликвидационная комиссия.

Состав ликвидационной комиссии

Законодательством не определен порядок избрания ликвидационной комиссии, не установлены требования по вхождению в этот орган каких-либо определенных работников юридического лица. Однако на практике ситуация складывается таким образом, что в состав ликвидационной комиссии входят:

  • бухгалтер;
  • юрист;
  • экономист;
  • сами учредители организации;
  • иные лица.

Формирование ликвидационной комиссии происходит путем издания соответствующего акта (приказа), который оглашается ее членам и руководителю. Полномочия по формированию рассматриваемого органа, как правило, относятся к компетенции учредителей компании.

Законами РФ и иными нормативными документами могут предъявляться определенные требования к составу ликвидационной комиссии. Во многом это зависит от организационно-правовой формы, вида юридического лица, его участников. Например, согласно п. 4 ст. 21 федерального закона «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26.12.1995, если в акционерном обществе одним из акционеров выступает государство, то в ликвидационную комиссию должен входить представитель органа местного самоуправления или определенного комитета по управлению имуществом.

Ликвидатор или ликвидационная комиссия: права и обязанности

На ликвидатора законом возложены следующие полномочия:

  • руководство всеми делами компании — как внешними, так и внутренними;
  • публикация в средствах массовой информации объявления о предстоящей ликвидации организации с указанием времени заявления кредиторами претензий (не меньше 2 месяцев);
  • выявление лиц, перед которыми у юридического лица есть долги;
  • выявление лиц, которые имеют задолженность перед юридическим лицом, и принятие мер по ее погашению;
  • представление интересов ликвидируемой организации в отношениях с третьими лицами, в том числе с судебными органами;
  • проведение инвентаризации имущественной массы;
  • проведение мероприятий, направленных на погашение всех задолженностей ликвидируемой организации перед ее контрагентами, работниками, иными третьими лицами;
  • формирование баланса (промежуточного и ликвидационного);
  • принятие решения о дальнейшей судьбе имущества организации, оставшегося после полного расчета с кредиторами и иными лицами.
  • иные вопросы, относящиеся к компетенции ликвидационной комиссии, направленные на ликвидацию организации.

Цель работы ликвидационной комиссии

После принятия решения о ликвидации полностью меняется цель деятельности компании. То есть если ранее ее основной целью было, например, извлечение дохода, то после указанного решения этой целью становится именно ликвидация. Вся активность юридического лица перенаправляется в это русло. Вместе с тем пока организация не будет занесена в ЕГРЮЛ как прекратившая свою деятельность, она обязана уплачивать налоги и выдавать зарплату работникам. Однако все сделки, которые будет проводить компания, должны быть направлены на расчеты с третьими лицами, кредиторами, работниками.

Например, из определения СК по экономическим спорам Верховного суда РФ от 29 июля 2015 года № 306-КГ15-537 следует, что ликвидационная комиссия или ликвидатор обязаны произвести необходимые мероприятия, направленные на расчет с кредиторами в первоочередном порядке. Эти меры состоят в заблаговременном направлении кредиторам уведомлений о планируемой ликвидации. Если ликвидационной комиссии известно о кредиторах, она обязана направить им соответствующие уведомления.

После принятия указанного выше решения руководитель (исполнительный орган) компании уже не может действовать от ее имени без документа, уполномочивающего его на это. Вместо руководителя все действия по управлению организацией совершает ликвидационная комиссия (ее руководитель).

Устанавливая достаточность имущества для выплаты всем контрагентам, ликвидационная комиссия:

  • проводит инвентаризацию;
  • находит всех кредиторов и должников;
  • формирует ликвидационный баланс (сначала — промежуточный).

Ликвидационный баланс, свидетельствующий о невозможности раздать долги, является основанием для подачи заявления в судебные органы о признании организации банкротом и проведении процедуры банкротства.

Итоги

Ликвидационная комиссия — орган, который можно сравнить с арбитражным управляющим, осуществляющим управление юридическими лицами в процессе банкротства. Однако в отличие от последнего ликвидационная комиссия учреждается не судом, а уполномоченными лицами или органами ликвидируемого юридического лица. А вот сходство их весьма очевидно: и ликвидатор, и арбитражный управляющий имеют целью осуществить расчет с кредиторами, после чего прекратить деятельность организации.

Кто может быть ликвидатором ООО при его ликвидации

Прекращение деятельности ООО, его ликвидация, согласно федеральному законодательству, происходит при непосредственном участии ликвидатора. Вместе с тем никаких особенных требований к кандидатуре ликвидатора или членов ликвидационной комиссии правовые нормы не содержат. Такая ситуация рождает много вопросов у учредителей ликвидируемого ООО. Ликвидатор в заключительный период работы Общества представляет его интересы в суде, в ФНС, перед контрагентами, контролирует процесс ликвидации. Особая компетенция необходима, если финансовое состояние ООО на момент ликвидации неблагоприятно. Как правильно назначить ликвидатора, кто обязан это делать и можно ли заменить уже назначенного ликвидатора другим, расскажем в статье.

Обязанности, ответственность и компетенция ликвидатора

Назначение ликвидатора (ликвидационной комиссии) не должно носить случайный характер, поскольку именно на него возлагается полная ответственность за проведение ликвидационных процедур. От ликвидатора требуются прежде всего высокий уровень правовой грамотности, компетентность в делах ликвидируемой фирмы, развитые коммуникативные навыки для общения с представителями контролирующих органов, должниками фирмы, сотрудниками. После начала ликвидации к нему переходят все управленческие права, кроме закрепленных за учредителем и участниками. Ему нет необходимости при этом оформлять доверенность от ООО.

Ликвидатор, приступая к своим обязанностям, должен действовать в интересах компании (ГК РФ, ст. 62-4). Он прежде всего обязан уведомить ФНС о том, что компания прекращает работу (ФЗ №129 ст. 20-3).

Кроме того, в его обязанности входит:

  • подготовка плановых мероприятий по ликвидации;
  • размещение информационных сообщений в СМИ о начале процедуры;
  • оповещение кредиторов;
  • подготовка ликвидационных балансов (перед этим нужно провести инвентаризацию имущества и задолженностей);
  • составление и осуществление плана погашения долгов (последовательно, в соответствии с законом);
  • уведомление сотрудников о предстоящем увольнении.

Если экономические показатели ликвидируемого ООО говорят о признаках банкротства, ликвидатор обязан инициировать соответствующую процедуру.

Ликвидатор (ликвидационная комиссия) ответственен за свою деятельность перед законом. Если прекращающая работу фирма имеет явные признаки банкротства, но соответствующая процедура ответственным лицом не запущена, ликвидатор может отвечать перед кредиторами своим имуществом (ФЗ №129, ГК РФ, ст. 399).

Ликвидатор, который своими действиями нанес убытки заинтересованным лицам (например, не включил кредитора и задолженность перед ним в промежуточный баланс), может также отвечать за это своим имуществом, как и члены одноименной комиссии – равными долями (ГК РФ, ст. 53.1, 64.1). Умышленное сокрытие информации, имущества компании, уничтожение значимых для компании документов или их подделка ликвидаторами наказывается уже по УК РФ (ст. 195).

К сведению! Ликвидация фирмы может носить добровольный и принудительный характер. Кому конкретно быть ликвидатором, во многом зависит от вида ликвидации.

Добровольная ликвидация

Участники ООО на общем собрании приняли решение ликвидировать организацию. Ликвидатором (председателем ликвидационной комиссии) обычно назначают:

  • учредителя;
  • генерального директора (вместо гендиректора он будет называться ликвидатором);
  • руководителя финансовой службы, главного бухгалтера;
  • компетентного юриста, штатного или приглашенного со стороны;
  • рядового сотрудника фирмы (если другие варианты невозможны);
  • стороннюю фирму, оказывающую соответствующие возмездные услуги.

Важно! ИФНС на местах нередко требуют обязательного создания ликвидационной комиссии. Они руководствуются ст. 57 ФЗ «Об ООО», где речь идет о ликвидационной комиссии (п. 2 абз. 2). По мнению чиновников, это означает, что единственный учредитель не может ликвидировать единолично свое ООО. Однако ГК РФ (ст. 62 п. 3) говорит о возможности создания не только ликвидационной комиссии, но и о назначении отдельного ликвидатора.

Ликвидация по суду

Если решение о ликвидации принимается судом, этот орган и назначает ликвидатора. Такое решение может быть принято, например, по инициативе ФНС, иных контролирующих органов, в ситуации, когда фирма имеет все признаки банкротства. Арбитражный управляющий, назначенный судебным органом, должен иметь статус члена саморегулируемой организации. Он полностью берет в свои руки процесс ликвидации.

Смена ликвидатора

Действующий ликвидатор в некоторых случаях может быть заменен, и на его место назначен другой человек в следующих случаях:

  1. Ликвидатор, назначенный судом, затянул сроки, указанные в судебном решении, компания не закрыта до определенной судьями даты. Сроки могут быть продлены также по суду, с одновременной заменой ответственного лица (либо без замены).
  2. Ликвидатор добровольно расторгает заключенный с компанией договор на выполнение своих обязанностей. Условие о возможности расторжения должно быть прописано заранее. Подобное может произойти, если ликвидируемая фирма «проблемная» — имеет крупные долги, тяжбы с контрагентами, если ликвидатор ограничен во времени либо оказался недостаточно компетентен.
  3. Собрание принимает решение о замене ликвидатора, если гражданин недобросовестно исполняет процедуру ликвидации, например, затягивает ее умышленно. Протокол собрания – основание для смещения ответственного ликвидатора и передачи его функций другому лицу.

Поскольку на период ликвидации ликвидатор получает все права руководителя ООО, по мнению ФНС, его замена оформляется аналогично – с использованием ф. Р14001. ФЗ №129 «О госрегистрации юрлиц» (ст. 17-2) не требует дополнительно прилагать к нему решение о смене ответственного лица, но на местах чиновники часто требуют протокол как подтверждающий документ.

Полномочия ликвидационной комиссии при ликвидации ООО

Ликвидационная комиссия ООО назначается одновременно с принятием решения о ликвидации или сразу после него. Состав ликвидационной комиссии выбирается теми, кто принял основное решение: учредителями (участниками) общества, должностными лицами налоговой инспекции, конкурсными кредиторами или судом. Это может быть единственный ликвидатор либо ликвидационная комиссия с председателем (руководителем) во главе: количество ликвидаторов не влияет на их полномочия и не зависит от количества учредителей юридического лица.

Обязанности ликвидационной комиссии

Ликвидационная комиссия приобретает свои полномочия сразу после вынесения соответствующего решения или с даты, указанной в решении о ликвидации ООО. Главными задачами комиссии являются соблюдение интересов предприятия, погашение его обязательств перед кредиторами и документальное оформление процесса ликвидации. Рассмотрим порядок действий ликвидационной комиссии.

1. Составление плана ликвидации
Если в решении о ликвидации и/или в протоколе к нему не установлены точные сроки ликвидационного процесса и ответственные лица, то ликвидационный план составляет ликвидационная комиссия. В плане указываются периоды прохождения каждого этапа: выявление активов, направление документов в регистрационный орган, порядок извещения кредиторов. Исходя из плана рассчитывается дата извещения работников о предстоящем увольнении. План действий ликвидационной комиссии также может содержать в себе порядок принятия решений, график работы самой комиссии и предварительные расчеты расходов на ликвидацию.

Читайте также:  Сколько должны храниться бланки БСО?

2. Уведомление о начале ликвидационного процесса
Форма № Р15001, подаваемая в налоговую инспекцию, служит основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о нахождении ООО в стадии ликвидации и назначении членов ликвидационной комиссии. Эта форма должна быть подписана уполномоченным лицом, и вопрос об определении такого уполномоченного лица даже получил отдельное разъяснение регистрационных органов.

Ранее обязанность по извещению ИФНС возлагалась на учредителей как на правообладателей имущества предприятия и на генерального директора — лицо, уполномоченное действовать от имени общества без доверенности, поскольку о правомочности ликвидационной комиссии ИФНС узнавала только из уведомления по форме № Р15001.

Однако со временем законодатель установил, что принятие решения о ликвидации ООО имеет большую силу, чем факт регистрации такого решения. Поэтому к обязанностям ликвидационной комиссии добавилась подача уведомления о начале регистрационного процесса, которое подписывает ликвидатор или председатель ликвидационной комиссии.
Форма № Р15001 должна быть направлена в ИФНС в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации.

3. Публикация сведений о начале ликвидации
На ликвидационную комиссию возложена обязанность по направлению в Вестник государственной регистрации заявки на размещение сведений о начале в компании ликвидационного процесса. Объявление должно содержать информацию о том, является ли ликвидация добровольной или производится в принудительном порядке по решению регистрационного органа, либо компания находится в процессе банкротства. Главной частью объявления являются сведения об адресе ликвидатора, принимающего информацию о наличии у ООО неисполненных обязательств, и о сроках, в течение которых такую информацию возможно направить (не менее 2 месяцев с момента публикации).

4. Оповещение кредиторов
Ликвидационная комиссия обязана сообщить о начале ликвидации ООО всем известным кредиторам, не заявившим свои требования после публикации объявления в Вестнике государственной регистрации.
Срок направления сообщений зависит от того, как быстро нужно закрыть организацию: кредиторы вправе предъявлять свои требования в течение 2 месяцев с момента извещения. Оповещение кредиторов может производиться как заказными почтовыми отправлениями, так и вручением уведомлений через курьеров, важна подпись кредитора или его представителя, свидетельствующая о надлежащем извещении.
К кредиторам относятся и работники ООО, их необходимо предупредить о грядущем увольнении также за 2 месяца и включить в реестр требований кредиторов размер выходного пособия.

5. Проведение инвентаризации
Ликвидационная комиссия проводит инвентаризацию с двумя целями: чтобы определить возможность погашения долгов предприятием и чтобы оценить размер денежных средств, которые могут быть переданы учредителям после ликвидации.
За основу принимаются сведения предыдущей инвентаризации (она должна проводиться не реже одного раза в год). Инвентаризация осуществляется не только в отношении материальных объектов, но также проверяются ценные бумаги и расчетная документация. Для проведения инвентаризации ликвидатор вправе привлечь стороннюю организацию, в том числе специалистов по оценке.

6. Составление промежуточного ликвидационного баланса
Когда два месяца с момента извещения кредиторов истекли, ликвидационная комиссия получает право сдать в ИФНС промежуточный ликвидационный баланс — такой бухгалтерский баланс, который отражает финансовое состояние компании, использующей заемные средства. Если активы больше пассивов, ликвидация организации продолжается в обычном порядке, если же задолженность превышает размер имущества, ликвидатор обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о начале процедуры упрощенного банкротства.

Ликвидационный баланс, согласно которому у компании нет непогашенных обязательств, признается окончательным. Такая компания может быть ликвидирована после подачи заявления по форме № Р16001.

7. Взыскание дебиторской задолженности
Ликвидируемое общество с ограниченной ответственностью не только должно исполнить свои обязательства по договорам, но вправе требовать того же от третьих лиц. Ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд (или в суд общей юрисдикции, если должник — физическое лицо) за взысканием денежных средств по просроченным обязательствам в пользу предприятия. Кстати, если неоконченные судебные разбирательства с ООО в качестве ответчика препятствуют подготовке промежуточного и окончательного ликвидационного баланса, то иски, по которым ООО выступает в роли истца, если долгов перед кредиторами у ООО нет, могут быть рассмотрены и после завершения ликвидации в порядке правопреемства.

Если срок исполнения по договорам в пользу ООО не наступил, стороны вправе обсудить новые условия договора. Также ООО вправе уступить право требования по договорам или судебным решениям третьим лицам.

8. Продажа имущества организации
Имущество может быть предложено напрямую кредиторам, либо продано в целях получения денежных средств для возврата долгов. Имущество дороже 100 тысяч рублей выставляется на торги, продажа имущества с инвентаризационной стоимостью больше 10% от размера уставного капитала реализуется с согласия учредителей ООО.
Распродажа имущества может проводиться и при достаточном количестве денежных средств для погашения обязательств во избежание споров между учредителями относительно передачи одному из них имущества в счет доли в уставном капитале или распределенной прибыли.

9. Расчеты с кредиторами
Это основная работа ликвидационной комиссии. Кредиторам необходимо заплатить и получить подтверждающий документ, либо с кредиторами нужно договориться об иных способах списания задолженности (например, о переводе долга на учредителя — это дешевле, чем ликвидация через банкротство с привлечением учредителя к субсидиарной ответственности).

Расчеты с кредиторами производятся в определенной очередности. Вначале погашаются обязательства из причинения вреда жизни и здоровью людей, а также из ущерба недвижимому имуществу. Затем производятся расчеты с сотрудниками, работающими по трудовым и гражданско-правовым договорам. Ликвидатор обязан произвести расчет подлежащих уплате налогов и взносов во внебюджетные фонды, заполнить и направить соответствующие декларации с параллельной оплатой. Все остальные долги погашаются последовательно в зависимости от даты возникновения.

10. Составление документов об окончании ликвидационного процесса
После того как долги ООО погашены, а права требования к дебиторам подтвердились вступившими в законную силу решениями суда, наступает время подготовки окончательного ликвидационного баланса. Он направляется в налоговую инспекцию (в Москве это межрайонная ИФНС № 46) вместе с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме № Р16001.

После получения листа записи из ЕГРЮЛ об исключении юридического лица из реестра миссия ликвидационной комиссии считается выполненной. Оставшееся имущество учредители поделят самостоятельно.

Права ликвидационной комиссии

Ликвидационная комиссия с момента ее назначения при вынесении решения о ликвидации приобретает полномочия руководителя юридического лица и соответствующие права.

1. Принятие решений по текущим вопросам деятельности
Ликвидатор управляет текущими делами организации, поэтому часто в ликвидационную комиссию включают учредителей ООО и главных бухгалтеров. Впрочем, в стадии ликвидации активность производственной деятельности снижается и обычно глобальных решений принимать не приходится, за исключением решения об увольнении работников предприятия.

2. Представление интересов в суде и государственных органах
Ликвидационная комиссия, в частности отдельные ликвидаторы, приобретает право выступать в судебных процессах в защиту ООО и выдавать соответствующие доверенности другим лицам.

Председатель ликвидационной комиссии уполномочен подписывать налоговые декларации, запрашивать от имени компании информацию, отвечать на запросы органов государственной и муниципальной власти. Также ликвидатор имеет право подписывать договоры от лица ООО.

3. Управление имуществом компании
Ликвидационная комиссия имеет право принимать решения в отношении материальных и нематериальных активов компании, распоряжаться ими по своему усмотрению, в том числе оценивать их стоимость и продавать.

Ликвидаторы вправе закрывать и открывать расчетные счета юридического лица. В завершающей части ликвидационного процесса они организуют хранение имущества и документации компании.

Основные нормативные документы:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ;
  • Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Правовой центр «Аспект» оказывает услуги по сопровождению регистрационного и ликвидационного процессов в Москве. Нужно быстро закрыть ООО, подготовить ликвидационный баланс и привести в порядок бухгалтерию? Звоните +7 (495) 768-41-96 (доб. 128) и +7 (925) 768-41-96.

Как назначается ликвидационная комиссия? Каковы основные обязанности ликвидатора ООО?

Гражданский кодекс РФ не предусматривает особых правил для формирования ликвидационной комиссии. В статье 62 ГК РФ имеет лишь указание на обязательность ее назначения участниками ООО после принятия решения о ликвидации своего предприятия. При этом срок, в течение которого необходимо назначить лиц, осуществляющих ликвидацию, тоже в законе не прописан.

Помимо этого, указанные правовые нормы не содержат и указаний на то, когда необходимо выбрать ликвидационную комиссию, а в каких случаях можно назначить одного человека – ликвидатора. По общему правилу участники самостоятельно определяют, кого именно они назначат для ликвидации организации, и в какой момент это сделают.

Также законодательство не запрещает назначать ликвидатором или членами и председателем ликвидационной комиссии одного или нескольких участников ООО.

После назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят все полномочия по управлению ликвидируемым юридическим лицом. Она, по сути, становится единоличным исполнительным органом предприятия.

В отличие от порядка назначения, обязанности лиц, ответственных за ликвидацию, четко прописаны в нормах Гражданского кодекса. Так, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать разумно и добросовестно в интересах ликвидируемого предприятия и его кредиторов.

Именно на ликвидаторов возложены обязанности по выявлению и уведомлению кредиторов общества с ограниченной ответственности. Для этого они публикую сообщение о порядке ликвидации организации и сроках принятия требований от кредиторов в СМИ («Вестнике государственной регистрации) и направляют каждому кредитору личные заказные письма с уведомлением о вручении.

Также ликвидационная комиссия:

    Принимает меры к получению дебиторской задолженности.

Выступает от имени юридического лица в суде или представляет его интересы в государственных органах.

После истечения срока заявления кредиторами своих требований и выявлению всех активов предприятия составляет промежуточный ликвидационный баланс.

Осуществляет продажу имущества предприятия в том случае, если денежных активов организации недостаточно для погашения всех долгов.

Производит расчет с кредиторами в порядке очередности, установленной законодательством нашей страны.

При выявлении недостаточности денежных активов и имущества ООО для погашения всех долгов подает в арбитражный суд заявление о признании должника банкротом.

Составляет окончательный ликвидационный баланс.

  • Выступает заявителем при подаче в налоговую инспекцию заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (по форме Р16001).
  • Только председатель ликвидационной комиссии или ликвидатор ООО вправе обратиться в налоговую службу для внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении предпринимательской деятельности после завершения процедуры ликвидации.

    Если вы хотите начать добровольную ликвидацию ООО, воспользуйтесь нашим сервисом «Заполнить формы для ликвидации ООО онлайн». Это позволит вам:

      Избежать ошибок в оформлении необходимых для закрытия компании документов (сервис автоматически заполняет бланки, а правильность их составления проверяется нашими юристами).

    Сократить время на сбор всех нужных бумаг (вам не нужно выбирать время для обращения в юридическую контору, сервис доступен круглосуточно и работает без выходных и праздников).

  • Сэкономить на услугах профессиональных регистраторов и юристов (наши цены выгодно отличаются от аналогичных предложений у специалистов).
  • При этом вам не придется бояться отказа налоговых органов в совершении регистрационного действия, потому что документы, оформленные через наш сервис, уже неоднократно проверены при ликвидации ООО в налоговых инспекциях по всей стране.

    Ликвидировать ООО в строгом соответствии с законом? С помощью eRegistrator.ru это просто!

    Будем благодарны вам за комментарии к данному материалу. Если вы не нашли ответ на свой вопрос или у вас есть замечания, пожелания, – напишите нам. Для нас очень важно ваше мнение!

    Ссылка на основную публикацию