Что нам использовать: кассовый аппарат или БСО при оказании услуг населению?

Кто освобожден от применения ККТ?

ronstik / Depositphotos.com

Законодательство о применении ККТ содержит ряд исключений для некоторых юридических лиц и предпринимателей, которые вправе не использовать кассовой техникой при расчетах с клиентами. Так, например, с 7 июня 2019 года действует новая норма, согласно которой все предприниматели при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг вправе не применять кассовую технику при расчетах за такие товары, работы, услуги присоблюдении двух условий. Во-первых они должны реализовывать товары только собственного производства, а не перепродавать купленный товар. Во-вторых, у них не должно быть наемных работников (ст. 2 Федерального закона от 6 июня 2019 г. № 129-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации” (далее – Закон № 129-ФЗ). Такие льготные условия будут действовать до 1 июля 2021 года.

Ниже в таблице приведены все категории лиц, которым разрешено не применять контрольно-кассовую технику. О некоторых из них мы напишем подробнее.

Лица, которые вправе не применять ККТ

Условия освобождения

Основание для освобождения и разъяснения контролирующих органов

Организации и ИП в автоматических устройствах для расчетов при осуществлении расчетов, совершаемых исключительно монетой Банка России

Автоматические устройства не должны использовать электрическую энергию (в том числе от аккумуляторов или батарей)

Организации и ИП, осуществляющие виды деятельности и оказывающие услуги, перечисленные в п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, с учетом специфики деятельности или особенностей местонахождения

Покупателю должен быть выдан (направлен) документ, подтверждающий факт расчета, содержащий определенные реквизиты

Индивидуальные предприниматели, применяющие налог на профессиональный доход (НПД, налог для самозанятых)

В отношении доходов, облагаемых НПД

Организации и ИП, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), поселков городского типа)

Расчеты должны осуществляться в местностях, поименованных в специальном перечне. Покупателю должен быть выдан (направлен) документ, подтверждающий факт расчета, содержащий определенные реквизиты

Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медорганизаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации

Религиозные организации при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы

Услуги должны оказываться в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в установленном порядке

Все организации и ИП при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) ИП, за исключением расчетов ЭСП с предъявлением (карточных)

Организации, реализующие полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по предоставлению за плату права пользования парковками (парковочными местами)

Полученные за парковку денежные средства должны перечисляться в полном объеме на счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, в течение пяти рабочих дней со дня их получения

Библиотеки (за исключением частных) при оказании платных услуг населению, связанных с библиотечным делом

Перечень платных услуг, оказываемых библиотеками без применения ККТ, утверждается Правительством РФ (в настоящее время не утвержден)

Товарищества собственников недвижимости (в том числе ТСЖ, СНТ и пр.), ЖК, ЖСК и иные специализированные потребкооперативы за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Только при осуществлении безналичных (в том числе он-лайн) расчетов

Образовательные организации при оказании услуг населению в сфере образования

Физкультурно-спортивные организации при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта

Дома и дворцы культуры, дома народного творчества, клубы, центры культурного развития, этнокультурные центры, центры культуры и досуга, дома фольклора, дома ремесел, дома досуга, культурно-досуговые и культурно-спортивные центры при оказании услуг населению в области культуры

ИП при реализации входных билетов и абонементов на посещение театров, являющихся государственными или муниципальными учреждениями, осуществляемой с рук и (или) лотка

Кроме случаев оплаты через Интернет

ИП, не имеющие наемных работников и реализующие товары собственного производства, выполняющие работы (оказывающие услуги)

Освобождение применяется до 1 июля 2021 года

Кредитные организации и платежные системы

Закон № 54-ФЗ освободил банки и иные кредитные организации от обязанности применять ККТ. (п. 1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). ККТ не применяется в устройствах для осуществления с участием уполномоченного лица организации или ИП операций по передаче с использованием электронных средств платежа распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств. При этом устанавливается, что кредитная организация обязана вести перечень автоматических устройств для расчетов, находящихся в собственности или пользовании и обеспечивающих возможность осуществления вышеуказанных действий. Порядок направления и форма указанного перечня устанавливаются Банком России.

Организации и ИП, занимающиеся определенными видами деятельности

В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, если организации и ИП не используют для расчетов автоматические устройства, то они могут не использовать ККТ при осуществлении следующих видов деятельности и при оказании следующих услуг:

  • продажа газет и журналов на бумажном носителе, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта федерации. При этом учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно. Данная норма не распространяется на организации и предпринимателей, осуществляющих расчеты за товары, подлежащие маркировке средствами идентификации;
  • продажа ценных бумаг;
  • обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;
  • торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для этих целей. Между тем ККТ должна применяться, если торговля в этих местах ведется в магазинах, павильонах, киосках, палатках, автолавках, автомагазинах, автофургонах, помещениях контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых местах, открытых прилавках внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном правительством. К ним, в частности, относятся: ковры и ковровые изделия, химические вещества и компьютерное оборудование, мебель и другие непродовольственные товары (Перечень непродовольственных товаров, при торговле которыми на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, организации и индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять расчеты с применением контрольно-кассовой техники). Данная норма не распространяется на организации и предпринимателей, осуществляющих расчеты за товары, подлежащие маркировке средствами идентификации;
  • разносная торговля вне стационарной торговой сети продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) в пассажирских вагонах поездов и на борту воздушных судов с ручных тележек, корзин и иных специальных приспособлений для демонстрации, удобства переноски и продажи товаров. Данная норма не распространяется на организации и предпринимателей, осуществляющих расчеты за товары, подлежащие маркировке средствами идентификации;
  • торговля в киосках мороженым, безалкогольными напитками в розлив, молоком и питьевой водой;
  • торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгметаллов и драгкамней;
  • ремонт и окраска обуви;
  • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
  • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
  • вспашка огородов и распиловка дров;
  • услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
  • сдача ИП в аренду жилых помещений, а также жилых помещений совместно с машино-местами, расположенными в многоквартирных домах, принадлежащих этому предпринимателю на праве собственности;
  • розничная продажа бахил.

Отметим, что данное положение не распространяется на организации и ИП (за исключением тех, кто осуществляет торговлю в розлив питьевой водой и розничную продажу бахил), которые используют для расчетов автоматические устройства, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами (п. 8 ст. 2 закона № 54-ФЗ).

ККТ не применяется при расчетах в безналичном порядке между организациями или предпринимателями, за исключением случаев использования электронного средства платежа с его предъявлением. (п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Организации и ИП, если они работают в отдаленных и труднодоступных местностях

Освобождены от применения ККТ также организации и ИП, работающие в отдаленных и труднодоступных местностях, перечень которых может быть определен нормативным актом субъекта федерации (п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). К сожалению, перечень таких местностей в настоящее время утвержден не везде. Например, в Калининградской области он установлен постановлением администрации Калининградской области от 23 сентября 2004 г. № 450 “О мерах по упорядочению применения контрольно-кассовой техники”. Так, данным нормативным актом было обосновано постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 мая 2006 г. № А21-10416/2005, которым было отказано в удовлетворении требований налоговых органов о привлечении к административной ответственности учреждения за неприменение ККТ. При этом суд указал, что поскольку учреждение осуществляет свою деятельность в отдаленном районе, оно вправе осуществлять торговые операции или оказание услуг без применения контрольно-кассовой техники и без выдачи бланков строгой отчетности.

В этом случае, при расчетах с клиентами и по их требованию предприниматель должен выдавать документ, подтверждающий факт осуществления расчета. Причем для этих документов определены обязательные реквизиты, к которым относятся:

  • наименование и порядковый номер документа;
  • наименование организации или ФИО ИП, их ИНН;
  • дата, время и место (адрес) осуществления расчета;
  • применяемая при расчете система налогообложения;
  • подпись лица, выдавшего документ.

Данное положение также не распространяется на организации и ИП, которые используют для расчетов автоматические устройства, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами (п. 8 ст. 2 закона № 54-ФЗ).

Отметим, что порядок выдачи документов о расчетах и их учета уже определен (постановление Правительства РФ от 15 марта 2017 г. № 296 “Об утверждении Правил выдачи и учета документов, подтверждающих факт осуществления расчетов в отдаленных или труднодоступных местностях между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом) без применения контрольно-кассовой техники”). Такой документ выдается как при расчете наличными, так и с использованием электронного средства платежа. Документы о расчетах могут быть выполнены на бумажном носителе рукописным или иным способом (типографским, с использованием ПК и др.).

Все выданные квитанции учитываются в журнале учета по их порядковому номеру и дате расчета. Листы журнала учета должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны предпринимателем, а также заверены печатью (при наличии). При этом, если осуществляет расчеты и хранит журнал работник, то предприниматель должен заключить с ним договор о полной материальной ответственности.

С каждого выданного документа о расчетах должна быть снята копия, которые необходимо сохранять не менее пяти лет копию. Причем копии документов или отрывные их части должны храниться в систематизированном виде в условиях, исключающих их порчу и хищение.

Заполняется квитанция разборчивым почерком на русском языке, при этом помарки, подчистки и исправления не допускаются. Испорченный или неправильно заполненный документ перечеркивается и прилагается к журналу учета за тот день, в котором он заполнялся. В журнале также делается отметка об этом напротив порядкового номера испорченного или неправильно заполненного документа. При этом сквозная нумерация выданных квитанций продолжается.

Отметим, что если расчеты ведутся в местностях, отдаленных от сетей связи, ККТ должна применяться, но в “автономном” режиме, то есть без обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме. Это означает, что в таких обстоятельствах договор с ОФД заключать не нужно, а клиенту предоставляется кассовый чек или БСО, напечатанный на бумажном носителе, и в электронной форме он не направляется (п. 1 ст. 4.6, п. 3 ст. 5, п. 7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Напомним, что критерием таких местностей является территория населенного пункта численностью до десяти тыс. человек (п. 1 приказа Минкомсвязи России от 5 декабря 2016 г. № 616 “Об утверждении критерия определения отдаленных от сетей связи местностей”).

Сельские аптечные пункты

От применения ККТ освобождены аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах. Также не придется выдавать чеки и филиалам медицинских организаций, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность, расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптеки (п. 5 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Никаких бланков строгой отчетности и документов об оплате выдавать в этих случаях не требуется.

Однако если указанные организации используют для расчетов автоматические устройства, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами, то они должны при расчетах с клиентами применять ККТ (п. 8 ст. 2 закона № 54-ФЗ).

Религиозные организации

При проведении религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы эти организации вправе не применять ККТ. Однако это касается только случаев, когда такие операции совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций (п. 6 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Применение ККТ адвокатами и нотариусами

Письмом МНС России от 26 октября 2004 г. № 33-0-13/683 “О применении контрольно-кассовой техники” было разъяснено, что адвокатские образования (в том числе адвокатские кабинеты) при осуществлении адвокатской деятельности не попадают в сферу действия законодательства о применении ККТ и не должны использовать при осуществлении такой деятельности контрольно-кассовые машины. Аналогичная позиция в отношении адвокатов и нотариусов высказана в письме МНС РФ от 28 мая 2004 г. № 33-0-11/357@ “О применении контрольно-кассовой техники адвокатами и нотариусами”, а также в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 20 апреля 2007 г. № 03-01-15/4-116.

Получение наличных денежных средств в случаях, не связанных с продажей товаров (работ, услуг)

Как следует из п. 1 ст. 1.2, абз. 19 ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ, контрольно-кассовая техника в обязательном порядке применяется при осуществлении организациями и ИП приема или выплаты денежных средств с использованием как наличных, так и электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги. Кроме того, ККТ применяется при приеме ставок и выплате выигрыша при организации и проведении азартных игр, а также при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.

Таким образом, если прием наличных денежных средств не связан с операциями по реализации товаров, выполнению работ или оказанию услуг, у организаций или индивидуальных предпринимателей отсутствует обязанность применения контрольно-кассовой техники.

К таким случаям могут относиться прием пожертвований, прием вступительных и членских взносов в различные некоммерческие организации, оприходование наличных денежных средств, вносимых заемщиком в счет уплаты основного долга по договору займа, получение от заемщика наличных денежных средств в кассу организации при уплате неустойки (штрафа, пени), получение денег в порядке возмещения собственных затрат, прием взносов в ТСЖ для оплаты коммунальных услуг.

Данная правовая позиция нашла отражение и в судебной практике. Так в соответствии с постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 февраля 2007 г. № Ф08-277/07-122А установлено, что отсутствует необходимость применения контрольно-кассовой техники при внесении в кассу товарищества собственников жилья взносов от жильцов дома, которые аккумулируются у товарищества и переводятся на счета организаций коммунального хозяйства.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 марта 2007 г. № А56-44214/2006 установлено, что взимая плату со своего работника за выдаваемую ему трудовую книжку в сумме, соответствующей той, за которую трудовая книжка была приобретена, Общество фактически осуществляло возмещение затрат на ее приобретение, что не является реализацией товаров, которая должна сопровождаться применением ККТ.

Аналогичная позиция в отношении расчетов по займам высказана в письмах МНС России от 5 мая 2004 г. № 33-0-11/320 “О применении контрольно-кассовой техники” и Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 21 апреля 2017 г. № 03-01-15/24309 “Об особенностях применения контрольно-кассовой техники”.

Услуги населению без кассового аппарата: отсрочка и перечень 2019

Государственная Дума РФ одобрила внесение поправок в статью 7 Федерального Закона № 54-ФЗ, изложенных в № 290-ФЗ. Указанная редакция предоставляет право отсрочки перехода на онлайн-ККТ для нескольких категорий субъектов хозяйствования. К группе льготников причислили компании и предпринимателей, которые отнесены к плательщикам вмененного налога (ЕНВД).

Оказание услуг населению без кассового аппарата

Отсрочка предоставляется только тем налогоплательщикам, которые задействованы в сферах бизнеса, перечисленных в подпунктах с 1 по 5 и с 10 по 14 статьи 346.26 НК.

К ним относится:

  • предоставление гражданам бытовых услуг;
  • ветеринария;
  • станции техобслуживания и автомойки;
  • деятельность по передаче в срочное платное пользование парковочных мест (мест стоянки или хранения авто), кроме штрафстоянок;
  • работа грузовых и пассажирских перевозчиков, при условии, что собственнику принадлежит право собственности или право эксплуатации менее чем на 20 автотранспортных средств;
  • размещение рекламной печати на специализированных конструкциях, внутри и снаружи транспорта;
  • срочное размещение лиц для проживания, если субъект предоставления данных услуг использует помещения суммарной площадью не более 500 м2 для целей размещения;
  • передача в пользование точек торговли внутри стационарной торговой площадки (недопустимо наличие нестационарных точек и предприятий общепита без зала обслуживания клиентов);
  • передача в пользование участков земли для размещения павильонов (точек) стационарной и нестационарной торговли и общепита.

Предоставление услуг населению без кассового аппарата на основании указанного выше перечня допустимо до 30 июня 2019 включительно. С 1 июля следующего года все перечисленные виды деятельности перестанут считаться льготными и собственникам бизнеса будет необходимо использовать онлайн-кассы в рамках единой общегосударственной кассовой реформы.

Отсрочка освобождает от перехода на новый режим, но предполагает ряд условий:

  1. Документ, подтверждающий оплату, должен выдаваться в любом случае, а не по требованию клиента.
  2. БСО оформляется в отношении всех покупок, а расчеты можно производить только наличными деньгами или банковскими картами.
  3. Получателем услуги без ККМ может являться только физлицо или индивидуальный предприниматель, а отчетностью признается БСО.

В нормативных правовых актах содержатся ограничения в отношении оказания услуг населению без кассового аппарата для индивидуальных предпринимателей. Законами №54-ФЗ и № 337-ФЗ (от 27.11.2017) предусматривается, что торговля без онлайн-отчетности легитимна до конца июня 2019 года для тех субъектов хозяйствования, которые занимаются предоставлением услуг или выполнением работ для населения.

Особое место в данном контексте занимает сфера общественного питания. Нюанс заключается в том, что при наличии наемного персонала, отсрочка неприменима. Но представители бизнеса нашли лазейку для дореформенного порядка торговли. Сотрудников нанимают по договорам гражданско-правового характера, которые не являются трудовыми контрактами и, соответственно, позволяют утверждать, что наемного труда компания не использует. Такая маскировка фактических трудовых отношений является объектом пристального внимания Государственной инспекции труда и карается штрафами — от 5 000 до 10 000 рублей в соответствии с ч. 4 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Подпишись на наш канал в Яндекс Дзен – Онлайн-касса!
Получай первым горячие новости и лайфхаки!

Дополнительно стоит помнить, что при появлении у ИП хотя бы одного сотрудника по трудовому договору, срок перехода на новый режим работы составляет 30 календарных дней, и ИП лишается привилегии по продаже услуг без кассового аппарата.

Льгота распространяется на патентщиков и плательщиков единого налога на вмененный доход. Если соблюдаются оба условия — и наличие спецрежима, и вид деятельности, допустимый для получения отсрочки, то бизнес без кассы является законным до 01.07.2019 г. Как уже говорилось выше, для соблюдения норм законодательства продавцом должна быть обеспечена возможность выдачи покупателю чека или квитанции, отражающей передачу денег от потребителя продавцу.

Перечень услуг населению без кассового аппарата

Порядок, регламентированный 54-ФЗ распространяется не на все виды деятельности. Оказание услуг без кассового аппарата возможно для таких вариантов бизнеса:

  • оказание услуг носильщиков на территории ж/д и аэровокзалов;
  • реализация периодических изданий, атрибутов религиозного назначения, предметов хендмейда, пищевой продукции и товаров первой необходимости в поездах дальнего и пригородного следования;
  • торговля на ярмарочных площадках и нестационарных рынках;
  • покупка у населения вторичного сырья и металлического лома;
  • реализация напитков из резервуаров (без их фасовки в тару), мороженого, свежей рыбы из цистерн;
  • нестационарная продажа сезонных овощей, фруктов, бахчевых культур;
  • изготовление и реализация ключей;
  • ремонт и продажа галантереи;
  • сдача внаем жилых помещений — если арендодателем является собственник недвижимости;
  • фельдшерские пункты и акушерская службы в сельских поселениях.

1. Задай вопрос нашему специалисту в конце статьи.
2. Получи подробную консультацию и полное описание нюансов!
3. Или найди уже готовый ответ в комментариях наших читателей.

Дополнительно Законом предусмотрены следующие услуги населению без кассового аппарата:

  • библиотечная деятельность;
  • вендинговая продажа сувенирной продукции, жвачки, в медицинских учреждениях — бахил, игрушек (исключительно при расчете монетами, а не купюрами и только для механических машин);
  • выездная страховая деятельность, при соблюдении условия подтверждения получения средств бланком строгой отчетности или чеком в момент поступления денег в кассу страховщика.

Субъекты хозяйствования (ИП, ООО и другие организационные формы бизнеса) могут продавать услуги без кассового аппарата и тогда, когда их торговая деятельность территориально ведется в труднодоступных населенных пунктах с количеством проживающих граждан, как правило, не более 10 000. В таком варианте покупателю может быть выдан обычный товарный чек.

Статус отдаленной или труднодоступной территории населенный пункт получает исключительно после вынесения такого решения федеральным органом государственной власти. Информация о присвоении такого статуса обнародуется на официальной электронной странице государственной структуры в течение пяти календарных дней после принятия соответствующего решения.

Иные, не перечисленные выше, варианты торговли незаконны без онлайн-кассы. Кассовая реформа не предусматривает особого порядка осуществления продаж. Работать без кассового аппарата, продавая товары и оказывая услуги, незаконно. Такие нарушения влекут за собой финансовые санкции и индивидуальную ответственность для собственников бизнеса.

Порядок применения ККТ и БСО при осуществлении кассовых операций

Автор: Зарипова М., эксперт журнала

Если бюджетное учреждение оказывает платные услуги, то при совершении кассовых операций у него возникает необходимость соблюдать требования Закона № 54-ФЗ[1]. В приведенный закон Законом № 129-ФЗ[2] были внесены очередные поправки, о которых необходимо знать бюджетным учреждениям. Рассмотрим основные новшества в статье.

Сфера применения ККТ.

Согласно п. 1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ ККТ применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных названным законом.

Под расчетами понимаются прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги.

Таким образом, при приеме (получении) денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за выполняемые работы, оказываемые услуги положения Закона № 54-ФЗ возлагают на учреждение обязанность применять ККТ в учреждении (письма Минфина РФ от 08.02.2019 № 03-01-15/7887, от 06.03.2019 № 03-01-15/14640).

Отметим, что до 01.07.2019 было разрешено не применять ККТ в учреждении и не выдавать БСО организациям и ИП (п. 4 ст. 4 Закона № 192-ФЗ):

осуществляющим расчеты с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа);

осуществляющим расчеты при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт;

осуществляющим зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов;

предоставляющим займы для оплаты товаров, работ, услуг;

предоставляющим или получающим иное встречное предоставление за товары, работы, услуги.

Однако поскольку Законом № 129-ФЗ действие данной нормы не продлено, при осуществлении таких расчетов необходимо применять ККТ.

Например, в Письме от 25.01.2019 № 03-01-15/4355 Минфин указал, что в случае исполнения обязательств работников организации-работодателя по оплате оказываемых им услуг путем удержания из зарплаты работников соответствующих сумм задолженности организация обязана применять контрольно-кассовую технику с 01.07.2019.

Выдача кассового чека и (или) БСО

В силу п. 2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ при осуществлении расчета учреждение обязано выдать кассовый чек или БСО на бумажном носителе. В случае предоставления покупателем до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты необходимо направить кассовый чек или бланк строгой отчетности на данный номер либо адрес. Иными словами, Законом № 54-ФЗ предусмотрено, что при каждом расчете обязательно должен выдаваться кассовый чек или БСО.

Заметим, что исходя из п. 5.4 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ при осуществлении безналичных расчетов, исключающих возможность непосредственного взаимодействия с покупателем, кассовый чек (БСО) должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем расчета (Письмо Минфина РФ от 06.03.2019 № 03-01-15/14628).

Под БСО понимается первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронном виде и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для БСО в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги. Этот документ содержит сведения о расчете и подтверждает факт его осуществления, а также соответствует требованиям законодательства РФ о применении ККТ.

В связи с завершением переходного периода с 01.07.2019 организации и индивидуальные предприниматели при оказании услуг населению обязаны оформлять БСО с применением ККТ.

Нужно учитывать, что автоматизированная система для БСО используется исключительно при осуществлении расчетов за оказанные услуги. При этом ККТ, которая не является автоматизированной системой для БСО, данного ограничения не имеет и может применяться при расчетах и за товары, и за услуги (работы).

Следовательно, БСО может быть сформирован любой моделью ККТ, а не только той, которая входит в реестр в качестве автоматизированной системы. Как отмечается в Письме ФНС РФ от 13.06.2019 № ЕД-4-20/11437@, в настоящее время в реестр включены модели ККТ, которые предназначены для расчетов в различных условиях.

Применение ККТ вне места совершения расчетов.

Законом № 129-ФЗ учтены особенности применения ККТ в случаях, когда расчеты производятся отдаленно от места расположения контрольно-кассовой техники.

В статью 1.2 Закона № 54-ФЗ включены новые п. 5.6 – 5.10. Так, из п. 5.6 следует, что пользователи вправе применять ККТ[3], расположенную вне места совершения расчетов:

1) при осуществлении расчетов (за исключением расчетов в безналичном порядке в Интернете) за реализуемые товары при разносной торговле и при дистанционном способе продажи товаров (кроме случаев, указанных в п. 5.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ);

2) при осуществлении расчетов по месту выполнения работ и (или) оказания услуг, которые выполняются (оказываются) пользователем вне торгового объекта, торгового места, здания, строения, сооружения, их частей и (или) земельного участка, используемых на праве собственности, аренды или ином законном основании;

3) при осуществлении расчетов в случаях, предусмотренных п. 5.8 – 5.10 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ.

В случаях, перечисленных в п. 5.6 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ, обязанность по выдаче покупателю (клиенту) кассового чека (БСО) помимо способов, указанных в п. 2 данной статьи, может быть исполнена пользователем одним из способов (п. 5.7):

1) путем направления покупателю в момент расчета на абонентский номер либо по адресу электронной почты, которые предоставлены покупателем до совершения расчета:

сведений в электронной форме, позволяющих идентифицировать такой кассовый чек (БСО)[4];

информации об адресе информационного ресурса, который размещен в Интернете и по которому данный кассовый чек (БСО) может быть бесплатно получен покупателем;

2) путем обеспечения покупателю (клиенту) возможности в момент расчета считать с дисплея мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства QR-код.

В случае если согласно законодательству РФ федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, и (или) законодательство РФ предусматривает использование соответствующих бланков документов при оказании услуг населению, обязанность пользователя по выдаче клиенту кассового чека (БСО) помимо способов, указанных в п. 2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ, может быть исполнена им путем передачи клиенту документа на бумажном носителе с содержащимися на нем реквизитами кассового чека (БСО), позволяющими идентифицировать этот кассовый чек (БСО) (QR-кодом и (или) датой и временем осуществления расчета, порядковым номером фискального документа, признаком расчета, суммой расчета, заводским номером фискального накопителя и фискальным признаком документа).

Применение ККТ при расчетах за ЖКХ.

Если бюджетные учреждения осуществляют расчеты с населением за жилое помещение и коммунальные услуги, то им следует обратить внимание на п. 5.10 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ. В случае осуществления расчетов[5] при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги обязанность по применению ККТ, в том числе по формированию кассового чека (БСО) и передаче всех фискальных данных ФНС, исполняется пользователем в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня поступления денежных средств на расчетный счет пользователя. Обязанность по выдаче клиенту кассового чека (БСО) при осуществлении данных расчетов исполняется путем выдачи (направления) клиенту пользователем бесплатно по его письменному запросу на бумажном носителе или в электронной форме, содержащему наименование услуги, дату и сумму расчета, в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня получения такого запроса. Этот запрос должен быть передан (направлен) клиентом пользователю не позднее трех месяцев со дня формирования соответствующего кассового чека (БСО). При отсутствии такого запроса по истечении указанного срока обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (БСО) считается исполненной.

Кто вправе не применять ККТ?

1. В силу закона ККТ не нужно применять при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением производимых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением (п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина РФ от 15.02.2019 № 03-01-11/9459, от 06.03.2019 № 03-01-15/14614.

Дополнительно отметим, что ККТ не применяется (письма ФНС РФ от 10.08.2018 № АС-4-20/15566@, Минфина РФ от 06.03.2019 № 03-01-15/14624, от 25.01.2019 № 03-01-15/4355):

при выдаче работникам организации заработной платы, материальной помощи и других выплат, а также денежных средств под отчет и возврате сотрудником неизрасходованных денежных средств, ранее выданных под отчет.

при выплате организацией денежных средств физическому лицу за оказанные им услуги в рамках обязательств по договору гражданско-правового характера;

при возмещении работников расходов организации-работодателя на приобретение бланка трудовой книжки, расходов на мобильную связь.

2. ККТ не применяется при осуществлении видов деятельности и при оказании следующих услуг, которые перечислены в п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ. В данном перечне, в частности, приведены:

продажа газет и журналов на бумажном носителе, а также продажа в газетно-журнальных киосках сопутствующих товаров при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% товарооборота и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;

обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;

присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;

реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;

вспашка огородов и распиловка дров.

В силу поправок, внесенных в п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, разрешено не применять ККТ учреждениям при оказании услуг по розничной продаже бахил (см. ст. 1 Закона № 129-ФЗ).

3. Согласно п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ учреждения, осуществляющие расчеты в местностях, указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), вправе не применять ККТ.

Критерии отнесения местностей к отдаленным или труднодоступным в случае необходимости могут быть разработаны органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно (Письмо Минфина РФ от 22.01.2019 № 03-01-15/343).

Однако в этом случае должно соблюдаться условие о выдаче покупателю по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между им и организацией. Данный документ должен содержать наименование, порядковый номер, реквизиты, установленные абз. 4 – 12 п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ, и подпись лица, его выдавшего (Письмо Минфина РФ от 19.12.2018 № 03-01-15/92862).

4. В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона № 54-ФЗ вправе не применять ККТ аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.

5. В силу п. 12 ст. 2 Закона № 54-ФЗ ККТ может не применяться государственными и муниципальными библиотеками, а также библиотеками Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных организаций при оказании в помещениях указанных библиотек платных услуг населению, связанных с библиотечным делом.

Перечень платных услуг, оказываемых указанными в названном пункте библиотеками без применения контрольно-кассовой техники, утверждается Правительством РФ.

6. Кроме того, ст. 2 Закона № 54-ФЗ дополнена новыми п. 13 и 14. Так, в соответствии с п. 13 данной статьи ККТ может не применяться при осуществлении расчетов:

товариществами собственников недвижимости (в том числе товариществами собственников жилья, садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами), жилищными, жилищно-строительными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами за оказание членам таких товариществ и кооперативов услуг в рамках их уставной деятельности, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги;

образовательными организациями при оказании населению услуг в сфере образования;

физкультурно-спортивными организациями при оказании населению услуг в сфере физической культуры и спорта;

домами и дворцами культуры, домами народного творчества, клубами, центрами культурного развития, этнокультурными центрами, центрами культуры и досуга, домами фольклора, домами ремесел, домами досуга, культурно-досуговыми и культурно-спортивными центрами при оказании населению услуг в области культуры.

В силу норм, изложенных в п. 13 ст. 2 Закона № 54-ФЗ (в редакции Закона № 129-ФЗ), положения данного пункта не распространяются на расчеты наличными деньгами, а также на расчеты с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем.

Согласно п. 14 ст. 2 Закона № 54-ФЗ (в редакции Закона № 129-ФЗ) ККТ может не применяться индивидуальными предпринимателями при реализации входных билетов и абонементов на посещение театров, являющихся государственными или муниципальными учреждениями, осуществляемой с рук и (или) лотка. Положения обозначенного пункта не распространяются на случаи реализации указанных входных билетов и абонементов с использованием Интернета и сетей связи.

В заключение отметим, что неприменение ККТ в установленных Законом № 54-ФЗ случаях является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):

на должностных лиц – в размере от 1/4 до 1/2 суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.;

на юридических лиц – в размере от 3/4 до полной суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 руб.

[1] Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

[2] Федеральный закон от 03.07.2018 № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[3] За исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.

[4] Регистрационного номера ККТ, суммы, даты и времени расчета, фискального признака документа.

[5] За исключением расчетов наличными деньгами, а также расчетов с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия клиента с пользователем.

Когда при оказании услуг можно использовать бланки строгой отчетности?

Организациям и предпринимателям, оказывающим услуги населению, повезло. Они, вместо того чтобы пробивать чеки на кассовом аппарате, вправе выдавать своим клиентам бланки строгой отчетности (БСО) . Давайте посмотрим, кто же попал в число везунчиков.

БСО применяют при оказании услуг именно населению

Минфин России считает, что услуги населению – это услуги, которые перечислены в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН) . Хотя в Законе о применении ККТ ОКУН и не упоминается.

Казалось бы, эта позиция выгодна большинству организаций и предпринимателей – ведь в ОКУН можно найти виды услуг практически на любой вкус.

Тем не менее все же существуют услуги, которые в ОКУН не поименованы. Обычно это связано с тем, что Классификатор просто не успевает за техническим прогрессом. Так, услуги по ремонту мобильных телефонов появились в ОКУН лишь в 2008 г. , а ремонт электронных книг (e-book) не упоминается до сих пор. Также не попали в ОКУН и риелторские услуги, и поэтому Минфин считает, что риелторам нельзя применять БСО . С такими же сложностями сталкиваются юристы, оказывающие услуги населению, если они не адвокаты и не нотариусы. Раз правовых услуг в Классификаторе нет, то, по мнению Минфина, юристы также должны забыть о БСО и обязаны применять ККТ .

Внимание! Если вы применяете БСО вместо ККТ, не имея на это права, то штрафовать вас будут за неприменение ККТ .

Однако с такой позицией можно и поспорить. Во-первых, как мы уже говорили, Закон о применении ККТ к ОКУН не отсылает. Значит, закрытого перечня услуг населению нет и быть не может.

Во-вторых, в ОКУН есть услуги, которые услугами назвать никак нельзя, например розничная торговля. Однако лишь на основании ОКУН никто не пытается называть торговлю услугой и выдавать БСО при продаже товаров в магазинах. Но тогда получается, что Классификатор для целей законодательства о ККТ применяется только частично, а это неправильно. Ведь либо ОКУН для определения услуг населению используется полностью (и тогда организации розничной торговли начинают выдавать БСО), либо Классификатор при решении вопроса о применении БСО не используется вообще.

А что по этому поводу думают суды? Нам удалось найти только одно решение, в котором суд признал незаконным привлечение организации к ответственности за неприменение ККТ из-за того, что она применяла БСО при оказании услуг, не поименованных в ОКУН . В этом деле речь шла об услугах по искусственному загару, которых в ОКУН действительно нет. Но суд решил, что услуга солярия по сути является косметической, а косметические услуги поименованы в ОКУН (код 081501), поэтому организация была вправе выдавать БСО.

Однако пока арбитражная практика по этому вопросу не сложилась, выдача БСО при оказании отсутствующих в ОКУН услуг, скорее всего, вызовет споры с налоговиками. А на чью сторону встанет суд – еще вопрос.

И предприниматель – население

А теперь давайте посмотрим, кто же относится к населению. Понятно, что население – это физические лица.

А можно ли выдавать БСО, если услуга оказана предпринимателю? Пленум ВАС РФ в 2003 г. ответил на этот вопрос утвердительно – предприниматели в целях применения Закона о ККТ тоже относятся к категории “население” . Ведь предприниматель – это тоже физлицо, пусть и имеющее особый статус. Кстати, вы об этом статусе можете и не догадываться.

Следовательно, расчеты с предпринимателями можно оформлять с использованием БСО. Тем не менее по-прежнему находятся инспекторы, которые пытаются штрафовать за неприменение ККТ, если заказчик услуги – предприниматель. И судам приходится в подобной ситуации защищать исполнителя услуг от необоснованных претензий налоговиков . Так что если и вы, выдав БСО предпринимателю, столкнетесь с претензиями налоговиков, ссылайтесь в подтверждение своей правоты на указанное Постановление Пленума ВАС .

А вот если заказчик ваших услуг – организация, то принимать от нее наличные можно только через ККТ. Как же определить, кем является оплачивающий услугу гражданин – обычным физлицом или представителем организации?

Если услугу заказал подотчетник, который не сообщил вам, что он действует от имени организации, то для вас это обычное физлицо, приобретающее услуги лично для себя, и ему можно выдать БСО. Но если он попросил оформить документы на имя его организации, то в этом случае заказчиком услуги выступает сама организация. Поэтому вам придется выдать подотчетнику чек ККТ и выписать на его организацию-работодателя акт об оказании услуг и счет-фактуру, если вы плательщик НДС.

При оказании услуг продали товар? Нужна ККТ

Но иногда, оказывая услугу, вы еще можете продать своему клиенту какой-нибудь товар. Так вот, даже если вы оказываете услуги, поименованные в ОКУН, важно помнить, что бланки можно выдавать только при расчетах за оказание услуг. Поэтому если продажа товара неразрывно связана с оказанием услуги, то достаточно выдать БСО. А вот если товар вы продаете вне рамок оказания услуги, то придется использовать ККТ.

К примеру, салон красоты продал своему клиенту шампунь или какое-то другое косметическое средство “на вынос”. Понятно, что продажа такого товара непосредственно не связана с оказанием клиенту косметической услуги. Значит, на товар придется выбивать отдельный чек ККТ, а если этого не сделать, то вам грозит штраф за неприменение ККТ . Однако на стоимость шампуня, использованного мастером при оказании парикмахерских услуг, конечно же, чек ККТ пробивать не нужно .

Аналогичная ситуация складывается, когда ателье шьет пальто по заказу клиента, но из своих материалов. В стоимость пошива пальто, помимо стоимости работы, входит стоимость ткани, меха, ниток, пуговиц, но без этих материалов оказать услугу по пошиву невозможно. Поэтому ателье на вполне законных основаниях может выдать рассчитавшемуся наличными клиенту БСО. Но вот если ателье просто продаст клиенту ткань, то такая продажа никакого отношения к оказанию услуг не имеет и применять ККТ при наличных расчетах необходимо.

Такая же ситуация складывается и при продаже автосервисом запчастей. Если запчасти использовал мастер этого же автосервиса при ремонте автомобиля клиента, то их передача происходит в рамках оказания услуги и достаточно выдать БСО, указав в нем стоимость ремонта с учетом стоимости запчастей. Если же владелец автомобиля купил в сервисе запчасти, чтобы потом установить их на машину самостоятельно, то это уже отдельный договор купли-продажи и надо выбивать чек ККТ.

Внимание! При перепродаже покупных товаров БСО применять нельзя.

Такой же логикой руководствуются и суды. Суд встанет на сторону организации, только если она докажет, что переданный клиенту товар неразрывно связан с оказанием услуги , либо налоговая инспекция не сможет установить обратное .

Если ваши услуги есть в ОКУН, то смело выдавайте БСО. Однако использование БСО при оказании услуг, не вошедших в ОКУН, рискованно. Поэтому проще купить ККТ, хотя, конечно, применять и обслуживать ее недешево и хлопотно. Альтернативный вариант – постарайтесь подобрать из ОКУН услугу, максимально соответствующую по характеру вашей. К примеру, услуги автозагара можно отнести к косметическим (код 081501), а ремонт ноутбуков – к услугам по ремонту вычислительной техники (код 804904).

п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ (далее – Закон о ККТ); п. 1 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 (далее – Положение о наличных расчетах без ККТ)

Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93, утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.93 N 163; Письма Минфина России от 03.03.2010 N 03-01-15/1-23, от 19.11.2009 N 03-11-09/377

ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ

Изменение 11/2008 ОКУН Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (принято и введено в действие Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2008 N 72-ст)

Письмо Минфина России от 11.08.2009 N 03-01-15/8-405

Письмо Минфина России от 03.03.2010 N 03-01-15/1-23

ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ

Решение Арбитражного суда Московской области от 31.05.2006 N А41-К2-8056/06

п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16

см., например, Постановление ФАС ЗСО от 23.12.2008 N Ф04-7997/2008(18316-А03-3)

ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ; Письмо УФНС России по г. Москве от 01.11.2008 N 22-12/102493; Постановления ФАС ДВО от 22.08.2008 N Ф03-А51/08-2/2929; ФАС СЗО от 09.04.2007 N А13-547/2007; ФАС УО от 27.10.2008 N Ф09-7836/08-С1

Постановление ФАС ЗСО от 06.11.2008 N Ф04-6720/2008(15323-А45-29)

Постановление ФАС ДВО от 01.11.2007 N Ф03-А04/07-2/4960

Постановление ФАС ВСО от 18.11.2009 N А19-9554/09

Впервые опубликовано в журнале “Главная книга” N01, 2011

Что относится к услугам населению, при оказании которых организация может применять БСО без ККТ до 01.07.2019 г.?

Прошу разъяснить ситуацию с перечнем услуг населению, при оказании которых организации и ИП могут обходиться без применения КТТ с одновременной выдачей БСО. Если раньше был хотя бы ОКУН, то теперь с 2017 года он отменен и как разобраться, что относится к услугам населению и обосновать – не понятно. Есть Распоряжение правительства от 24.11.2016 г. №2496-Р, где приведен перечень бытовых услуг населению. Но связи между “услугами населению” в законе о применении ККТ и “бытовыми услугами населению” в распоряжении нигде найти не возможно. Явно бытовые услуги – это более узкая сфера услуг населению. У нас организация – проводим занятия по танцам для детей (основной оквэд 93.29.2 Деятельность танцплощадок, дискотек, школ танцев), работали с БСО. Не можем понять – нужно нам срочно приобретать ККТ или можем до 01.07.2019 работать с БСО?

В запутанном вопросе помогли найти зацепки, по которым удалось определить путь по которому двигаться

15 Декабря 2018 14:40

Ответы юристов ( 3 )

  • 8,5 рейтинг
  • 1301 отзыв

Андрей, добрый день!

Согласно п. 8 ст. 7 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.07.2016 N 290-ФЗ

Организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающих услуги общественного питания), вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), до 1 июля 2019 года.

У Вас услуги (Вы не продаете товар), значит это положение Закона к Вам применяется. Но здесь есть одно «но»: БСО выдаете тогда, когда расчеты осуществляются у Вас (заказчика услуг, кассира) личными или платежными картами. Если расчеты через Интернет, нужно приобрести онлайн кассу и выдавать (направлять клиентам на электронную почту/абонентский номер) кассовые чеки.

Пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов, с применением устройств, подключенных к сети «Интернет» и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов (далее — расчеты в безналичном порядке в сети «Интернет»), обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем может не печататься.

Также не нужно выдавать чеки и БСО до 01.07.2019 года, если клиент рассчитывается через банк у кассира с применением платежных поручений.

И еще один нюанс: для БСО нужна автоматизированная система. Поэтому, если Вы и далее планируете оказывать услуги, оптимальнее сразу приобрести кассу. Ведь Вы затратитесь и на АС БСО, и в дальнейшем на ККТ.

Анна спасибо, что процитировали закон от 03.07.2016 N 290-ФЗ, я и так в курсе, что мы оказываем услуги.
Вы, к сожалению, не ответили мне на вопрос — где определено, что такое услуги населению и что к ним относится в рамках применения закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ.
Например налоговая в личных беседах ссылается на то что услуги населению — это услуги указанные в Распоряжении правительства от 24.11.2016 г. №2496-Р. Хотя там речь идет про бытовые услуги и нашего ОКВЭД там нет.
Прошу более подробно ответить на мой вопрос, если можете…

В упомянутом Вами Распоряжении правительства Ваш вид деятельности не назван, но перечни видов деятельности (услуг) открыты, указаны «прочие услуги», «услуги, не включенные в другие группировки», т.е. перечень не исчерпывающий. Распоряжение не ограничивает перечень услуг, предоставляемых населению, а только сводит их в группы и унифицирует. И, если какие-либо услуги не названы в ОКПД2, это не основание для не применения к ним положения Закона о ККТ. Если услуги оказываются населению, то организация вправе до 01.07.2019г. применять БСО.

Анна, можете уточнить, где в Распоряжении правительства от 24.11.2016 г. №2496-Р указано «прочие услуги», «услуги, не включенные в другие группировки» — я не смог найти таких формулировок. Или вы возможно про другой документ написали?

Например, деятельность зрелищно-развлекательная прочая, не включенная в другие группировки.

Закон о ККТ не содержит указания на обязательное определение услуг с помощью ОКВЭД и ОКПД2 и других классификаторов для целей применения БСО вместо контрольно-кассовой техники. Ссылки в Законе на документы, регулируемые виды услуг, нет. В нем четко указано «услуги населению». Есть письма ФНС об ОКУН, в которых говориться, что перечень услуг не является исчерпывающим, а значит БСО можно выдавать и по услугам, которые не содержатся в ОКУН. Сейчас ОКУН не используется, но трактовка положений закона осталась та же.

Андрей, добрый день, по Вашей ситуации имеется разъясняющее письмо МинФин Письмо Минфина России от 10.02.2017 N 03-01-15/7511

«О применении ККТ, зарегистрированной до 01.02.2017; об определении перечня работ и услуг населению с 01.01.2017.», где указано следующее:

В связи с отменой ОКУН с 01.01.2017 перечень работ и услуг населению определяется налогоплательщиками в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденными приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.

Для определения следует Вам применять ККТ или нет, в данном случае следует обратится к Приказу Росстата от 23.05.2016 N 244 Об утверждении собирательных классификационных группировок «Платные услуги населению»

Данный приказ издан как раз для этих целей и на основе ОКВЭД, Вашего ОКВЭДа там нет, следовательно Вам необходимо оформить онлайн кассу.

В Вашем случае налоговая права.

  • 10,0 рейтинг
  • 1064 отзыва

Распоряжение правительства от 24.11.2016 г. №2496-Р принято в целях применения налогового законодательства и не имеет отношения к закону о контрольно-кассовой технике. Поэтому сотрудники налогового органа необоснованно на него ссылаются.

Так как ОКУН, действительно, утратил силу, то теперь к услугам населению можно отнести, в том числе услуги, которые в нем отсутствуют. Вот например Минфин в письме от 30.10.2018 г. № 03-01-15/78073 делает вывод, что под п. 8 ст. 7 закона № 290-ФЗ подпадают услуги страхования (код ОКВЭД 65.12 и прочие). Хотя таких услуг ни в распоряжении № 2496-Р, ни в Приказе Росстата от 23.05.2016 N 244 . Можете показать это разъяснения сотрудникам налоговых органов.

Письмо Минфина России от 30.10.2018 г. № 03-01-15/78073

Вопрос: О применении ККТ страховщиком при оказании страховых услуг населению, в том числе при расчетах со страхователями с участием страховых агентов.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 30.10.2018 г. № 03-01-15/78073

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение (письмо от 21.08.2018) и по вопросу применения контрольно-кассовой техники сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 54-ФЗ) при осуществлении страховщиком расчетов со страхователями с участием страховых агентов, не являющихся организациями или индивидуальными предпринимателями и действующих от имени и за счет страховщика, в рамках деятельности по страхованию, осуществляемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», страховщик применяет контрольно-кассовую технику при получении этим страховщиком денежных средств от такого страхового агента с направлением кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме страхователю.

Согласно пункту 8 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 290-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающих услуги общественного питания), вправе не применять контрольно-кассовую технику до 01.07.2019 при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Федеральным законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ).

Таким образом, страховщик при оказании страховых услуг населению, в том числе в случае осуществления расчетов со страхователями с участием страховых агентов, не являющихся организациями или индивидуальными предпринимателями,вправе не применять контрольно-кассовую технику и, соответственно, не направлять кассовые чеки (бланки строгой отчетности) в электронной форме страхователям до 01.07.2019 при условии выдачи бланков строгой отчетности в указанном порядке.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента

Поэтому, Вы можете не применять онлайн-кассу, так как оказываете услуги населению, то есть физическим лицам, а не юридическим и предпринимателям.

Бланк строгой отчетности вместо кассового чека (нюансы)

Кто может применять БСО вместо ККМ

В каких ситуациях можно применять бланк строгой отчетности вместо кассового чека и до какой даты это можно делать по старым правилам?

Бланком строгой отчетности (БСО) допускается заменять кассовый чек при расчетах с населением за оказанные услуги (ст. 1.1 закона «О применении ККТ» от 22.05.2003 № 54-ФЗ в редакции закона «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 290-ФЗ, п. 2 ст. 2 закона № 54-ФЗ до внесения изменений в него). По обновленным требованиям БСО, как и кассовые чеки, должны формироваться автоматизированным способом с применением онлайн-устройств.

Однако для лиц, не применявших ранее ККТ (а к их числу относятся те, кто оформляет расчеты через БСО), закон № 290-ФЗ, содержащий правила перехода к применению обновленного закона № 54-ФЗ, установил дату начала обязательного использования кассовых аппаратов более поздней, чем общая (01.07.2017) – с 01.07.2018 (п. 9 ст. 7). При этом юрлицам и ИП, выдающим заказчикам БСО, в законе № 290-ФЗ был отведен отдельный пункт (п. 8 ст. 7), и в нем тоже присутствовала дата 01.07.2018.

Однако закон № 290-ФЗ подвергся корректировке (закон «О внесении изменений…» от 27.11.2017 № 337-ФЗ), результатом которой стало изменение текста п. 8 ст. 7. В нем дату 01.07.2018 заменила дата 01.07.2019, а в тексте появилось уточнение, что выполняемые с оформлением БСО услуги не должны иметь отношения к услугам общепита, оказываемым как юрлицами, так и ИП, имеющими наемных работников.

Таким образом, БСО по услугам для населения можно было применять по старым правилам (действовавшим до обновления закона № 54-ФЗ законом № 290-ФЗ) до 01.07.2019.

После указанного срока предприниматели и организации, которые вместо чеков ККТ могут выдавать БСО, обязаны формировать бланки строгой отчетности с использованием автоматизированных систем расчетов.

О том, какие еще новшества повлекли за собой изменения в законодательстве о кассах, читайте в статьях:

Кто освобождается от применения ККТ

Перечень случаев, когда можно работать без ККТ, имеет исчерпывающий характер и указан в пп. 2, 3, 5, 6 ст. 2 закона № 54-ФЗ. Это ситуации:

  • выдачи (приема) наличности с использованием автоматических устройств для расчетов в кредитных организациях (включая электронные средства платежа);
  • продажи печатных СМИ и сопутствующих им товаров, если доля продажи печатной продукции составляет не менее половины товарооборота, а сопутствующие товары соответствуют утвержденному субъектом РФ ассортиментному перечню;
  • продажи ценных бумаг;
  • продажи билетов, талонов, проездных документов, дающих право на проезд в общественном транспорте, в салонах транспортных средств;
  • реализации питания в образовательных учреждениях;
  • торговли на ярмарках, розничных базарах, выставках, на специально отведенных площадках, исключая торговлю в обустроенных и обеспечивающих демонстрацию и сохранность товаров торговых местах;
  • ярмарочной торговли непродовольственными товарами, перечень которых установлен Правительством РФ;
  • разносной торговли (кроме продажи технически сложных товаров и продовольствия, требующего особых условий хранения и реализации) в вагонах пассажирских поездов, с лотков и ручных тележек, других средств малой механизации;
  • продажи мороженого, разливных безалкогольных напитков в киосках;
  • продажи кваса, молока, растительного масла, живой рыбы и других безакцизных разливных товаров с автоцистерн, продажи сезонных овощей и фруктов вразвал;
  • приемки утильсырья от населения, исключая металлолом, лом драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • оказания услуг по ремонту и окраске обуви;
  • оказания услуг металлоремонта — изготовления ключей и мелкой металлической галантереи;
  • оказания услуг няни и сиделки;
  • продажи изделий народного промысла, если реализация производится самим изготовителем;
  • оказания услуг по вспашке огородов и распилке дров;
  • оказания услуг носильщиков на вокзалах, в портах, в аэропортах;
  • сдачи от ИП в аренду недвижимого имущества (жилья);
  • работы в удаленных населенных пунктах, перечень которых утвержден специальным постановлением Правительства РФ;
  • продажи лекарств и медизделий медицинскими организациями, расположенными в сельской местности, где отсутствуют аптечные пункты, или аптечными пунктами ФАП, расположенных в деревнях и селениях;
  • реализации товаров, услуг и изделий религиозно-обрядового назначения культовыми организациями, имеющими соответствующую лицензию, в местах осуществления ими деятельности.

Проводки в организациях, использующих при расчетах БСО

Если организация применяет бланк строгой отчетности вместо кассового чека, то такой бланк необходимо хранить и учитывать по правилам, установленным постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359. Учет бланков строгой отчетности ведется в соответствующем журнале (прошитом и пронумерованном). Для контроля движения таких материальных активов заводится карточка учета.

Типовые проводки при применении БСО в организации выглядят следующим образом:

Читайте также:  Что лучше открыть, ИП или ООО для деятельности печати принтов на футболках, кружках и других товарах?
Ссылка на основную публикацию