Что может означать задержка выдачи документа о ликвидации?

Срок ликвидации ООО превысил один год – что делать?

28 августа 2019 года

Порядок ликвидации ООО регламентирован рядом законодательных актов о юридических лицах, одним из которых является, конечно же, Федеральный закон No 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”.

В частности, общий срок ликвидации ООО, установлен пунктами 6 и 7 статьи 57 вышеупомянутого закона (приводим цитату):

“6. Срок ликвидации общества, установленный его участниками или органом, принявшим решение о ликвидации общества, не может превышать один год , а в случае, если ликвидация общества не может быть завершена в указанный срок, этот срок может быть продлен в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев.
7. В случае отмены участниками общества или органом, принявшим решение о ликвидации общества, ранее принятого решения о ликвидации общества либо истечения срока, указанного в пункте 6 настоящей статьи, повторное принятие решения о добровольной ликвидации данного общества возможно не ранее чем по истечении шести месяцев со дня внесения сведений об этом в единый государственный реестр юридических лиц.”

К сожалению, нашим специалистам в процессе оказания услуги “ликвидация ООО” не слишком часто, но иногда приходится сталкиваться с затягиванием установленного годичного срока ликвидационными комиссиями (ликвидаторами) обществ с ограниченной ответственностью. Наиболее распространенная причина – задержки в расчетах с кредиторами (это случается. если процедура ликвидации начата, а имеющиеся задолженности вовремя не погашены). Следствием этого является невозможность сдачи ликвидационного баланса в налоговую инспекцию, основное требование к которому – отсутствие показателей, указывающих на наличие кредиторской задолженности.

В свою очередь, до представления ликвидационного баланса, процедура ликвидации не может быть завершена – “финальная” форма Р16001, которая составляется на последнем этапе ликвидации, может быть подана в регистрирующий орган только после сдачи баланса, с приложением его копии, на которой проставлена отметка районной налоговой инспекции о его принятии. Если баланс представляется в налоговую инспекцию в электронном виде, вместо отметки следует приложить к балансу распечатанную квитанцию о его получени налоговой инспекцией, отправленной из органа ФНС также в электронном формате.

Итак, по объективным или иным причинам описанные выше процедуры на были выполнены в течение года с момента принятия участниками ООО решения о ликвидации. Поясним более подробно, какие правовые последствия это влечет.

Прежде всего отметим, что если по истечении года от принятия решения о ликвидации сделать вид, что ничего не произошло, и подать в регистрирующий орган (в Санкт-Петербурге, где работает наша компания – это МИ ФНС No 15) Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (по форме Р16001), регистрирующий орган выдаст отказ в ликвидации и исключении ООО из ЕГРЮЛ. Можно ли этого избежать? Теоретически да – закон предусматривает возможность продления срока ликвидации на срок до 6 месяцев по решению суда, но мы решать данный вопрос через суд не рекомендуем: срок рассмотрения дела в суде достаточно длительный и может быть соизмерим с теми же 6-ю месяцами, кроме того, если Вы – не профессиональный юрист, Вам потребуется прибегнуть к помощи адвоката, что потребует серьезных расходов на оплату его услуг.

Если же не обращаться в суд, а ликвидировать ООО все равно нужно, следует иметь ввиду, что процедуру ликвидации необходимо будет начинать заново, с самого начала. При этом, по закону к процедуре “повторной” ликвидации можно приступать не ранее, чем по истечении 6 месяцев со дня внесения В ЕГРЮЛ сведений – либо об отмене самими участниками ООО решения о ликвидации общества, либо о том, что истек один год с начала ликвидации (т.е. срок, указанный в п.6 ст. закона “Об ООО”).

При беглом чтении пункта 7 статьи 57 закона может показаться что решение об отмене ликвидации можно и не принимать, ведь в этом случае факт отмены решения придется регистрировать в налоговом органе (для этого подается форма Р15001, заверенная нотариусом либо усиленными квалифицированными электронными подписями участников – зачем лишние хлопоты. ). Но, если пустить дело на самотек, внесения сведений о пропуске годичного срока ликвидации можно ждать неопределенно долго. Связано это с тем что по закону налоговая инспекция не обязана оперативно реагировать на подобные факты, и когда именно ее сотрудники внесут в ЕГРЮЛ информацию об истечении срока ликвидации Вашего ООО, сказать достаточно трудно.

Оптимальный способ возобновления ликвидации:

  • Принятие внеочередным общим собранием участников (или единственным участником ООО) решения об отмене ранее принятого решения о добровольной ликвидации.
  • Государственная регистрация отмены решения о добровольной ликвидации (путем представления в регистрирующий орган установленного комплекта документов).
  • Получение Листа записи ЕГРЮЛ со сведениями о регистрации отмены ликвидации.
  • По прошествии 6 месяцев от даты внесния в ЕГРЮЛ записи об отмене ликвидации (согласно вышеупомянутому Листу записи ЕГРЮЛ) – принятие нового решения о ликвидации и новая подача соответствующих документов в регистрирующий органа (“с нуля”, начиная с Уведомления о ликвидации юридического лица по форме Р15001).

Предложенный способ, как показывает практика, позволяет выполнить ликвидацию общества с ограниченной ответственностью за более короткое время по сравнению с судебным порядком продления ранее начатой ликвидации, а также с ожиданием самостоятельного внесения в ЕГРЮЛ регистрирующим органом записи о пропуске срока ликвидации. Мы рекомендуем действовать именно этим методом, и специалисты нашей компании всегда готовы помочь Вам в этом.

Пропущен срок добровольной ликвидации: что делать?

Итак, вы получили отказ в государственной регистрации ликвидации юридического лица из регистрирующей налоговой (например, МИ ФНС № 46 — в г. Москве) в связи с пропуском срока, установленного п. 6 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”

Срок ликвидации общества, установленный его участниками или органом, принявшим решение о ликвидации общества, не может превышать 1 год, а в случае, если ликвидация общества не может быть завершена в указанный срок, этот срок может быть продлен в судебном порядке, но не более чем на 6 месяцев.

Отказ в таком случае формируется по основаниям, указанным в подпункте «х» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»):

1. Отказ в государственной регистрации допускается в случае:

х) несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.

Продлеваем срок ликвидации

К статье прикрепила решение Арибтражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу №А56-9087/2019 о пролении срока ликвидации. Истцом в данном случае выступил ликвидатор, ответчиком — Общество.

Срок ликвидации будет продлен судом, если Вы понимаете, что не успеваете её завершить по истечении срока. Важно: подать исковое заявление в суд до истечения 1 года с даты принятия решения о ликвидации. В исковом заявление необходимо указать обстоятельства, на которых основаны данные требования. В качестве таковых можно использовать одно из обстоятельств, при котором не может быть подано уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса (пункт 4 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»):

4. Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока:
а) установленного для предъявления требований кредиторами;
б) вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу (иного судебного акта, которым завершается производство по делу), по которому судом или арбитражным судом было принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации;
в) окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в случае проведения в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, выездной налоговой проверки;
г) завершения в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, выездной таможенной проверки, составления акта выездной таможенной проверки и принятия по результатам указанной проверки решения (последнего из решений) в сфере таможенного дела (в случае, если принятие соответствующего решения предусмотрено международными договорами Российской Федерации и правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле).

Далее получаете положительное решение и прикладываете его к нотариально заверенной формой Р16001 вместе с ликвидационным балансом, решением / протоколом об утвреждении ликвидационного баланса и госпошлиной.

Срок ликвидации пропущен

А теперь перейдем к ситуации, когда срок ликвидации так или иначе истек, и в результате регистрирующий орган вынес отказ в государственной регистрации. И вот наш “план-капкан”:

1. Откатываем ликвидацию

  • подаем в регистрирующий орган Р15001 (заявителем будет ГД: лист Б в разделе 1 — цифра 5), и форму Р14001 (кто-то заполняет только на возложение, кто-то и на возложение и на прекращение полномочий).

2. С даты внесения в ЕГРЮЛ сведений по пункту 1 ждем 6 месяцев (пункт 7 статьи 57 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»):

В случае отмены участниками общества или органом, принявшим решение о ликвидации общества, ранее принятого решения о ликвидации общества либо истечения срока, указанного в пункте 6 настоящей статьи, повторное принятие решения о добровольной ликвидации данного общества возможно не ранее чем по истечении 6 месяцев со дня внесения сведений об этом в ЕГРЮЛ.

При этом, не забывайте продолжать сдавать отчетность во внебюджетные фонды, ИФНС и Росстат (чтобы когда вы все-таки дойдете до Р16001, процесс не застопорился в связи с выявлением каких-либо штрафов и неустоек). Кроме того, контролируйте отсутствие в ЕГРЮЛ записи о недостоверности адреса.

3. по истечении 6 месяцев можете начать добровольную ликвидацию еще раз:

  • принимаете решение о ликвидации и назначении ликвидатора / ликвидационной комиссии
  • публикуетесь в ВГР (+ 2 месяца ожиданий с даты опубликования)
  • утверждаете промежуточный ликвидационный баланс
  • утверждаете ликвидационный баланс

Примечание: перед подачей Р16001 убедитесь, что отсутствует задолженность перед ИФНС, а также что у ПФР к Вам нет претензий по персучету, сдайте СЗВ-М за текущий месяц + СВЗ-СТАЖ (не важно, что год еще не закончился).

11 ошибок при ликвидации компании

Здравствуйте! Меня зовут Даша и я несколько лет занимаюсь регистрацией юридических лиц, в Профдело я – менеджер по регистрации. Я лично веду все регистрационные дела клиентов от принятия заказа и до передачи готовых документов клиентам. Основная моя специализация – ликвидация ООО. К нам часто приходят те, кто попробовал ликвидироваться самостоятельно, но по какой-то причине не довел дело до конца, или даже не начал, а получил отказ. Я расскажу вам 11 самых частых ошибок, которые совершают собственники при ликвидации компаний.

Первая и самая важная ошибка — безответственный руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор

Выбирая человека на данную должность, помните, он всегда должен быть в «зоне доступа» на протяжении всего срока ликвидации. Так как именно он будет являться заявителем и ответственным лицом вместо генерального директора. К этому выбору следует подойти с особой ответственностью. Выбрав недобросовестного руководителя ликвидационной комиссии (далее – ликвидатор) вы подвергаетесь большому риску «зависания процесса ликвидации», и придется менять ликвидатора, а это дополнительные денежные траты и проволочки по времени.

В нашей практике была компания, в которой недобросовестный ликвидатор просто исчез слово «ёжик в тумане» вследствие чего пришлось искать нового ликвидатора и переоформлять назначение. Это повлекло за собой колоссальную потерю времени и соответственно дополнительные расходы, которые влетают в «копеечку».

Также многие полагают, что ответственным лицом за ликвидацию общества в обязательном порядке является генеральный директор, либо один из участников общества. На самом деле назначить ответственным лицом за ликвидацию можно любое иное лицо, даже не имеющее никакого отношения к обществу.

Читайте также:  Помогите пожалуйста, как расшифровать деятельность по перевозкам грузов, прописанную в статье 346.43 НК РФ?

Вторая и очень распространенная — несвоевременная подача уведомления

На первом этапе ликвидации, когда принято соответствующее решение, важно помнить, что уведомление о ликвидации должно быть подано в регистрирующий орган в течении трех рабочих дней с даты принятия решения о ликвидации.

Если просрочить трехдневный срок подачи уведомления о начале процедуры ликвидации, то налоговый орган выставит штраф в размере 5000 руб. за несвоевременную подачу уведомления.

Простой пример, который наглядно покажет, как легко можно не успеть подать уведомление: решение о ликвидации было принято 01.11.2016 г., к нотариусу по каким-то причинам попали 03.11.2016 г., а уведомление в регистрирующий орган было подано 05.11.2016 г., хотя крайний срок подачи был 04.11.2016г.

Третья — некорректное заполнения заявки на публикацию в «Вестнике»

Если вы ошибочно укажете не те данные при заполнении заявки и отправите ее на проверку и дальнейшую публикацию, то сообщение с недостоверной информацией будет является недействительным. Это приведет к необходимости повторного заполнения заявки, платы за публикацию и конечно же потере времени.

После того, как успешно прошел первый этап ликвидации необходимо подавать заявку на публикацию в журнал «Вестник государственной регистрации».

На этом этапе нужно уделить пристальное внимание заполнению заявки. Во избежание допущения ошибок уделите свое внимание заполняемым полям, например обратите внимания на поле «решение принято» – в нем нужно дословно указать каким именно высшим органом было принято решение о ликвидации, в точности как в вашем протоколе или решении участников.

Четвертая — подача документов раньше выхода публикации в «Вестнике»

Еще одна ошибка которую можно допустить на этапе Вестника – подать документы на следующий этап ликвидации (утверждение промежуточного ликвидационного баланса) раньше, чем пройдет 2 месяца с момента выхода публикации.

Во избежание данной ошибки вам необходимо будет выдержать двухмесячный срок публикации, после чего спокойно подавать документы об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.

Пятая — невыполнение обязательств перед кредиторами

В случае если вы будете уклоняться от своих обязательств, ваши кредиторы могут подать на вас иск в суд. При таком варианте развития событий, суд может приостановить процедуру ликвидации. В свою очередь вы потеряете время, а также понесете дополнительные расходы, связанные с судебными разбирательствами.

Когда вы приняли решение о ликвидации в обязательном порядке возникает обязанность по расчету со всеми имеющимися у вас кредиторами.

Шестая — неверно составленные промежуточный и ликвидационный балансы

Если в вашем утверждённом промежуточном ликвидационном балансе (ПЛБ) или окончательном ликвидационном балансе (ЛБ) будут расхождения по датам или кодам ОКПО, ОКОПФ, ОКФС, налоговый орган выдаст отказ, в такой ситуации вы потеряете время и понесете материальные убытки на повторное заверение формы.

На этапе заполнения промежуточного ликвидационного баланса следует обратить свое внимание на заполнение самого бланка ПЛБ. Даты составления баланса должны быть идентичны дате принятия решения об утверждении промежуточного ликвидационного баланса, все коды должны также совпадать.

Немного о самом ликвидационном балансе. Как и в предшествующим этапе стоит уделить внимание правильному оформлению и соблюсти постановку дат, а также достоверность вносимых кодов ОКПО, ОКОПФ, ОКФС. Самое главное: к данному моменту на балансе общества уже не должны быть отражены какие-либо активы и обязательства, кроме уставного капитала и денежных средств, причитающегося к выплате участника. Если в балансе будут отражаться иные активы или обязательства, то такую компанию не ликвидируют.

Седьмая — неуплата налогов или непредоставление отчетности

Невыполнение требований государственных органов по уплате налогов, штрафов, пеней, взносов, не предоставление отчетности, влечет тяжкие последствия. Компанию с долгами не ликвидируют до тех пор, пока все задолженности не будут погашены. Если не соблюсти эти требования, то вы не сможете получить справки, которые рекомендуется прикладывать к пакету документов на последний этап ликвидации – утверждение ликвидационного баланса.

Я не рекомендую подавать документы в регистрирующий орган без данных справок, во избежание отказа в регистрационном органе. Перед тем, как подавать документы на последний этап – ликвидационный баланс – важно получить справки из налогового органа об отсутствии задолженности, а также справку из пенсионного фонда об исполнении обязанностей по персонифицированному учету.

Для получения нужных справок необходимо уплатить все налоги, пени, штрафы, взносы. Сдать всю отчетность, запрашиваемую государственными органами.

Восьмая — страх выездной налоговой проверки

Многие предполагают, что выездные проверки назначают каждой первой компании, которая вступила в процедуру ликвидации.

Моя практика показывает, что это ошибочное предположение. Конечно инспекторы назначают такие выборочные проверки, но при определенных условиях. Самыми распространёнными условиями для ее назначения могут являться:

  1. Компания вела активную деятельность и были большие обороты.
  2. Имеются задолженности по уплате налогов, штрафов, пеней, отчетности.
  3. Представленные налоговые декларации за текущий и предыдущий квартал кардинально отличаются (размер налога в прошлом квартале был больше, а в текущем значительно меньше).

Если у вас нет проблем с ведением бизнеса, то вы абсолютно легко пройдете проверку, или ее вообще не назначат.

Девятая — понадеяться на исключение из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа

Некоторые предприниматели ошибочно полагают, что если «забросить» компанию, то есть шанс, что регистрирующий орган сам примет решение об исключении из ЕГРЮЛ. Порой такое неверное решение ведет к запущенному состоянию компании из которого потом очень сложно «выкарабкаться».

Есть определенные признаки, по которым рег. орган, может принять такое решение:

  • отсутствуют движения на расчетном счете или в кассе в течении 12 месяцев.
  • не сдается отчетность в государственные органы в течении 12 месяцев.

В случае если у вас было хоть одно движение по банковскому счету или вы сдавали хотя бы одну декларацию даже «нулевку» в течении 12 месяцев, ваша компания уже не берется в расчет как недействующая.

Десятая — утилизация документов после прохождения процедуры ликвидации

Итоговая, и немаловажная ошибка, которую можно допустить даже после того как процедура завершилась и можно спокойно жить дальше без оглядки назад. При возникновении каких-либо вопросов от государственных органов, в случае отсутствия у вас документов вы окажетесь в неприятном положении. Придется давать объяснения по каким причинам были уничтожены все документы, и их отсутствие может повлечь за собой проблемы или даже штрафы.

По закону, когда официальная ликвидация закончилась, вы обязаны передать все имеющиеся у вас документы (учредительные документы, отчетность) в архив, где они должны храниться еще в течение трех полных лет с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности компании.

Также не забудьте после ликвидации составить акт об уничтожении печати и соответственно уничтожить саму печать.

Одиннадцатая – «нет компании – нет ответственности!»

Большинство предпринимателей склонны полагать, что после того, как в ЕГРЮЛ была внесена запись о ликвидации компании, ответственность с участников снимается «автоматом».

На самом деле даже после официальной ликвидации все участники несут субсидиарную ответственность еще в течении трех лет. Об этом стоит помнить.

Когда весь путь пройден, то можно спокойно приступить к новым свершениям и делам, не задумываясь о возникновении проблем с ликвидируемым в недавнем времени обществом.

Ликвидация организации: а как же кадры?

Ликвидация организации является достаточно трудоемким и длительным процессом. Особое место в процедуре ликвидации занимает увольнение сотрудников, которое мы рассмотрим подробнее.

Порядок ликвидации

Согласно ст. 61 ГК РФ, ликвидацией юрлица признается прекращение его деятельности без перехода его прав и обязанностей к другим лицам, то есть организация фактически перестает существовать в будущем. При этом ликвидация может носить как добровольный характер (на основании решения его учредителей (участников) либо специализированного органа), так и принудительный — по решению суда.

После вынесения решения о ликвидации учредители (участники) предприятия или специализированный на то орган, формируют состав ликвидационной комиссии (или единоличного ликвидатора), а также устанавливают порядок и сроки ликвидации согласно законодательству. С момента своего назначения комиссия (или ликвидатор) полностью управляет ликвидируемым юридическим лицом и отвечает за все действия, совершаемые от его имени (п. 4 ст. 62 ГК РФ).

Кроме того, в течение трех рабочих дней после даты объявления решения о ликвидации учредители или специализированный орган обязаны письменно проинформировать инспекцию по месту учета юрлица о начале процесса ликвидации (п. 1 ст. 62 ГК РФ), а также опубликовать в СМИ сообщение о ликвидации (п. 1 ст. 63 ГК РФ). При этом в ИФНС по месту учета нужно подать следующие документы:

  • заполненное уведомление о ликвидации юридического лица (по форме № Р15001);
  • заверенная копия решения собрания учредителей (участников) о ликвидации организации.

По истечении пяти рабочих дней ИФНС вносит запись в ЕГРЮЛ о том, что организация находится в стадии ликвидации. Следует также заметить, что фонды ПФР и ФСС уведомлять не обязательно, данную информацию им передает налоговый орган.

Остальные этапы порядка ликвидации юрлица можно уточнить в ст. 63 ГК РФ.

Увольнение сотрудников

Особую роль в ликвидации занимает прекращение трудовых отношений с работниками. В п. 1ст. 81 ТК РФ указано, что ликвидация юридического лица является одним из оснований расторжения трудовых отношений с сотрудниками. Важно заметить, что под увольнение по данной статье попадают все категории работников без исключения, в том числе и физлица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком или женщины в отпуске по беременности и родам. У данных категорий порядок увольнения будет таким же, как и у остальных.

В соответствии с ч. 2 ст. 180 ТК РФ работодатель обязан письменно и под подпись уведомить своих сотрудников о предполагаемом увольнении в связи с ликвидацией предприятия, но не позднее чем за два месяца до даты увольнения.

Уведомление передается каждому сотруднику персонально. Как правило, работодателю рекомендуется составить документ в двух экземплярах, где один из них вручается непосредственно работнику, а на втором экземпляре ставится подпись сотрудника и дата информирования и отдается работодателю. Со следующего дня начинается отсчет двух месяцев.

Бывают случаи, когда сотрудник не соглашается подписывать уведомление о предстоящем увольнении. Тогда со стороны предприятия составляется специальный акт, который подписывают представители ликвидируемой организации и любой иной работник. И здесь дата отсчета двухмесячного периода начинается со следующего дня после подписания настоящего акта.

Если в организации имеется профсоюз, то его необходимо поставить в известность за три месяца до увольнения сотрудников. Кроме того, организация-работодатель обязана сообщить и в органы службы занятости сведения о высвобождении работников за два или три месяца (в зависимости от массовости) до даты расторжения договоров, для ИП — за две недели до дня увольнения (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991г. № 1032-1 (ред. от 11.12.2018г.) «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019г.). В уведомлении для службы занятости работодатель должен на фирменном бланке указать информацию о должности каждого работника, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда. Разрешается составление уведомления как в свободной форме, так и по форме из Приложений № 2 и № 1, утвержденных Постановлением Правительства от 5 февраля 1993 г. № 99 (ред. от 24.12.2014г.) «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения». Непредставление сведений соответствующим органам может повлечь административную ответственность (согласно ст. 19.7 КоАП РФ).

Важно заметить, что также органы ФСС требуют сообщать о прекращении выплат по уходу за ребенком до 1,5 лет в результате увольнения физлица. Это необходимо для того, чтобы исключить переплату пособия со стороны фонда и штрафные санкции в адрес страхователя.

В день увольнения сотрудников (по истечении двух месяцев с момента вручения уведомления) специалистами кадровой службы ликвидируемого предприятия издаются приказы об увольнении. Работники обязаны под подпись ознакомиться с приказами.

Читайте также:  Можно ли применять ЕНВД для производства хлеба и его дальнейшей продажи другим организациям?

В момент прекращения трудовых отношений работодатель также вносит в трудовую книжку необходимые сведения об увольнении. Приблизительная формулировка записи должна соответствовать основанию, которое приведено в ст. 81 ТК РФ (согласно п. 5.3 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. постановлением Минтруда от 10.10.2003г. № 69): «Ф. И. О. уволен(-а) в связи с ликвидацией организации по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ». В случае, если у работника будет отсутствовать возможность забрать трудовую книжку в последний рабочий день (по общему правилу), то она может быть направлена по почте, но с первичным письменным согласием сотрудника.

По инициативе самого работника день увольнения может наступить и до истечения двухмесячного срока. Об этом отмечено в ч. 3 ст. 180 ТК РФ. Однако от работника потребуется письменное заявление. А также в соответствии с указанной статьей уволенному сотруднику, помимо гарантированных выплат, полагается дополнительная компенсация, которая рассчитывается как средний заработок, исчисленный пропорционально времени, оставшемуся до истечения двухмесячного периода.

В итоге в момент увольнения в результате ликвидации юридического лица сотруднику полагаются следующие гарантированные выплаты:

  • заработная плата за отработанное время;
  • компенсация неиспользованных дней ежегодного отпуска;
  • выходное пособие в размере среднего месячного заработка;
  • дополнительная компенсация при увольнении (если сотрудник увольняется до истечения двух месяцев с момента вручения уведомления).

Окончательный расчет всех выплат должен быть осуществлен в день увольнения физлица.

Отдельно следует остановиться на расчете выходного пособия. О нем прописано в ч. 1 и ч. 2 ст. 178 ТК РФ: при расторжении трудовых отношений по причине ликвидации предприятия увольняемому работнику должно быть выплачено выходное пособие в размере среднемесячной зарплаты, а также среднемесячный заработок сохраняется за сотрудником и на период трудоустройства не свыше двух месяцев с момента увольнения (с зачетом выходного пособия). То есть выплата выходного пособия на сумму среднемесячного заработка зачитывается за первый месяц после наступления увольнения. Если в течение второго месяца бывший сотрудник не сможет трудоустроиться, то ему положено выплатить еще один среднемесячный заработок.

В качестве исключения среднемесячная заработная плата может сохраняться за уволенным работником и в течение третьего месяца со дня увольнения, но по решению службы занятости населения и при наличии условия, что сотрудник обратился в службу в двухнедельный период после своего увольнения и в результате не был трудоустроен данной службой.

Следует также заметить, что на предприятии, например, коллективным договором могут быть предусмотрены повышенные размеры выходных пособий, не противоречащие условиям ТК РФ.

В день прекращения трудовых отношений уволенным сотрудникам необходимо выдать справки:

  • 2-НДФЛ;
  • по форме 182-н;
  • бланк СЗВ-СТАЖ (только на 1 сотрудника);
  • по необходимости справку о среднем заработке за последние три месяца работы (для предоставления в службу занятости населения).

После совершенной процедуры увольнения бухгалтер не должен забыть и про сдачу отчетности за сотрудников до подачи заявления о ликвидации по форме № Р16001:СЗВ-СТАЖ, нулевой СЗВ-М, 4-ФСС, РСВ, 2-НДФЛ, 6-НДФЛ. При этом на титульных листах нужно проставлять отметку «Прекращение деятельности».

Два варианта действий кредитора для возврата своих средств при ликвидации должника

Нередко механизм ликвидации организации используется недобросовестными должниками для избавления от задолженности. Чтобы кредиторы не узнали о процессе ликвидации, должники предварительно меняют название своей организации, организационно-правовую форму или юридический адрес. Поэтому не удивительно, что кредиторы узнают о ликвидации должника слишком поздно. Но суды в таких ситуациях дают им шанс признать государственную регистрацию ликвидации должника недействительной или возместить убытки за счет ликвидатора.

Юридическое лицо может быть ликвидировано в добровольном порядке по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. При этом законодательство не обязывает учредителей как-либо обосновывать свое решение о ликвидации юридического лица.

Ликвидация организаций проходит по специальной и обязательной для всех процедуре, предусмотренной Гражданским кодексом РФ. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в налоговый орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Затем назначается ликвидационная комиссия (ликвидатор), к которой переходят полномочия по управлению деятельностью юридического лица.

Ликвидационная комиссия обязана выполнить ряд действий, направленных на выявление кредиторов ликвидируемой организации. Она размещает в журнале «Вестник государственной регистрации» публикацию о ликвидации, содержащую сведения о порядке и сроке заявления требований кредиторами (п. 1 ст. 63 ГК РФ). Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Помимо этого, ликвидационная комиссия самостоятельно принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомляет их о ликвидации юридичес­кого лица. Аналогичные требования установлены п. 1 ст. 22 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Таким образом, ликвидационная комиссия не может ограничиться только публикацией объявления. Необходимо письменно уведомить каждого известного ей кредитора, то есть выполнить оба действия в совокупности.

Кредитор, получив уведомление, заявляет о своих требованиях должнику в течение срока, установленного ликвидатором. После окончания этого срока ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ). Это означает, что кредитору уже не к кому предъявлять свои требования. По­этому кредитор, пропустивший срок предъявления требований по своей вине или по вине должника, оказывается в крайне затруднительной ситуации. Между тем, если в пропуске срока нет вины кредитора, а имеет место недобросовестность должника, у кредитора есть два пути возможного решения проб­лемы: попытаться признать регистрацию ликвидации недействительной или взыскать убытки с недобросовестного ликвидатора.

Первый вариант: признание госрегистрации ликвидации недействительной

Признание недействительным акта государственного органа — один из способов защиты гражданских прав, установленных ст. 12 ГК РФ. Поэтому кредитор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании государственной регистрации ликвидации должника недействительной (постановление Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 № 7075/11, далее — Постановление № 7075/11). Отметим, что арбитражные суды часто встают на сторону кредиторов, если в действиях ликвидатора прослеживается недобросовестность.

Порядок регистрации ликвидации юридического лица установлен ст. 20—22 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о регистрации).

В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются:

  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации ликвидации юридического лица. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены;
  • ликвидационный баланс;
  • документ об уплате госпошлины;
  • документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете.

На основании заявления и при­ложенных к нему до­кументов регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с ликвидацией и вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись. Основания для отказа в госрегистрации предусмотрены ст. 23 Закона о регистрации. Например, основанием для отказа является непредоставление необходимых документов.

Законом о регистрации прямо не установлена обязанность налоговых органов проверять достоверность представленной информации. В частности, ФНС России в письме от 07.08.2012 № СА-4-7/13101 отмечает, что из содержания подп. «а» п. 1 ст. 23 Закона о регистрации не представляется возможным определить, будет ли ликвидационный баланс, представленный для государственной регистрации ликвидации юридического лица и содержащий недостоверные сведения, считаться непредставленным. Поэтому при решении данного вопроса ФНС России рекомендует руководствоваться сложившейся арбитражной практикой. А арбитражные суды чаще всего приходят к выводу, что ликвидационный баланс при регистрации ликвидации юридического лица считается непредставленным (отсутствующим), если содержащиеся в нем сведения являются недостоверными (постановления ФАС Уральского округа от 29.04.2011 № Ф09-2285/11-С4 по делу № ­А76-15246/2010-38-322, Центрального округа от 27.10.2010 по делу № ­А54-154/2010).

Но вышеизложенная позиция не является единственной. Так, например, ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 21.12.2010 по делу № А46-6165/2010 (Определением ВАС РФ от 26.05.2011 № ВАС-3511/11 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ) пришел к выводу, что в силу п. 4.1 ст. 9 Закона о регистрации регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения. Поэтому невключение в ликвидационный баланс требований кредитора суд не расценил как непредставление этого документа; он посчитал, что в подобной ситуации у налогового органа не имелось оснований для отказа в государственной регистрации ликвидации должника.

Единообразная практика при разрешении данного вопроса стала складываться после приняти постановления № 7075/11. В нем Президиум ВАС РФ отметил, что сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в п. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.

Действительно, налоговый орган не обязан проверять достоверность сведений, указанных в предоставляемых документах. Однако достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно. В рассматриваемой ситуации должники, как правило, представляют в налоговый орган ликвидационный баланс, в котором не отражены требования кредиторов, то есть содержащий недостоверные сведения. Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения. А это уже основание для отказа в государственной регистрации ликвидации юридичес­кого лица.

Должники в оправдание своей позиции часто ссылаются на тот факт, что им было неизвестно о правах кредиторов. По мнению Президиума ВАС РФ, данный довод нельзя признать убедительным, поскольку ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов. Кроме того, в силу ст. 9, 13, 14, 17 Федерального закона от 06.12.2011 № ­402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ликвидационный баланс не является документом, обособленным от первичных учетных документов, оформленных по каждому факту хозяйственной жизни организации (постановление Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 № 11925/12).

Именно на ликвидаторе лежит бремя доказывания факта сокрытия от него информации о возникшей задолженности, отсутствия у него документов бухгалтерского учета и отчетности, а также реальной возможности восстановления соответствующей документации (постановление Президиума ВАС РФ от 18.06.2013 № 17044/12).

Теперь если ликвидатор письменно не уведомил кредитора о ликвидации юридического лица и не произвел с ним расчета, суды признают запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридичес­кого лица недействительной (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.10.2013 по делу № ­А19-1750/2013, Определение ВАС РФ от 22.12.2010 № ВАС-17422/10 по делу № ­А13-16935/2009).

Об осведомленности ликвидатора о задолженности перед кредитором могут свидетельствовать следующие обстоятельства:

  • задолженность подтверждена судебным решением и имеется исполнительный лист о взыскании с должника этой задолженности (Определение ВАС РФ от 29.09.2011 № ВАС-12490/11 по делу № А55-18505/2010);
  • кредитор обратился с иском в арбитражный суд о взыскании с должника задолженности (Определение ВАС РФ от 01.08.2011 № ВАС-9728/11 по делу № А56-92454/2009).
Читайте также:  Можно ли применять ЕНВД по коду 45.32, если торговля будет вестись в Интернете?

В то же время не всегда невключение требований кредиторов в ликвидационный баланс связано с недобросовестностью должника. Кредитор, получив письменное уведомление о предстоящей ликвидации должника, в установленный срок также должен заявить свои требования.

Доказательством предъявления требований к ликвидируемому должнику является направление исполнительных документов председателю ликвидационной комиссии должника либо непосредственно кредитором, либо судебным приставом-исполнителем (Определение ВАС РФ от 15.02.2012 № ВАС-1157/12). Поэтому если помимо публикации информации о начале ликвидационных процедур в печати, ликвидатор уведомил непосредственно самого кредитора об этом обстоятельстве, и соответствующее уведомление кредитором получено, последний имеет реальную возможность своевременно предъявить должнику имущественные требования.

Если такие требования ликвидатору кредитор не заявит, а задолженность не будет включена в промежуточный ликвидационный баланс и, соответственно, в ликвидационный баланс, суд вправе отклонить доводы кредитора о недостоверности ликвидационного баланса. Соответственно, не будет оснований для признания записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица недействительной (Определение ВАС РФ от 17.02.2012 № ВАС-5633/11 по делу № ­А43-10211/2010).

Кредиторам не следует забывать и о сроке давности обращения в арбитражный суд. Заявление о признании ненормативных актов недействительными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ). В данной ситуации кредитору необходимо отсчитывать трехмесячный срок с даты, когда ему стало известно о ликвидации должника (Определение ВАС РФ от 07.07.2010 № ВАС-9148/10).

Второй вариант действий: иск о взыскании убытков с ликвидатора

Для защиты своих имущественных прав кредитор может предъявить иск к ликвидатору должника с требованием возмещения убытков, причиненных его недобросовестными действиями. В последнее время сложилась положительная для кредиторов судебная практика по данной категории дел.

С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде (п. 3 ст. 62 ГК РФ). Как было сказано ранее, именно ликвидационная комиссия (ликвидатор) совершает действия по выявлению кредиторов организации, находящейся в процессе ликвидации, и удовлетворению их требований. В случае неуведомления о ликвидации должника кредитор вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о взыскании причиненных убытков с ликвидатора, поскольку именно из-за неправомерных действий ликвидатора кредитор утратил возможность удовлетворения своего требования за счет имущества ликвидированного юридического лица. При этом кредитору надо доказать причинно-следственную связь между действием (бездействием) ликвидатора и негативными последствиями, возникшими у кредитора, не реализовавшего право на предъявление требования в пределах установленного срока.

Так, например, Президиум ВАС РФ в постановлении от 04.12.2012 № 9632/12 пришел к выводу, что именно недобросовестный ликвидатор несет перед кредитором ответственность за причиненные убытки. В рассматриваемом деле ликвидатором не были соблюдены нормы о ликвидации юридичес­кого лица, что свидетельствует о противоправности его поведения. Ликвидатор исказил данные ликвидационного баланса, не уведомил кредитора о начале процесса ликвидации, не от­разил требования кредитора в промежуточном и ликвида­ционном балансах.

Таким образом, Президиум ВАС РФ посчитал, что совокупность условий для возложения на ликвидатора обязанности по возмещению убытков установлена, поскольку его действия противоправны, наличие убытков подтверждено, существует причинно-следственная связь между действиями ликвидатора и наступившими последствиями в виде утраты возможности получить удовлетворение (денежные средства по решению суда) от ликвидированного юридичес­кого лица.

Однако перед кредитором встает проблема подтверждения размера причиненных убытков. Суд может отказать кредитору в возмещении убытков с ликвидатора на том основании, что кредитор не подтвердил размер удовлетворения, которое он получил бы при включении его требования в промежуточный ликвидационный баланс. Президиум ВАС РФ считает данную позицию ошибочной. Он отметил объективную сложность получения кредитором отсутствующих у него доказательств, подтверждающих размер активов, которыми реально обладал должник в преддверии ликвидации, совершенной с целью сокрытия соответствующей документации и уклонения от ее разглашения (постановление Президиума ВАС РФ от 18.06.2013 № 17044/12).

Кроме того, суд не может полностью отказать в удовлетворении требования о возмещении убытков только по той причине, что размер убытков не может быть установлен с разум­ной степенью достоверности. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности (постановление Президиума ВАС РФ от 06.09.2011 № 2929/11).

Постановление Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 № 14449/12

Учредитель принял решение о ликвидации организации, соответствующее уведомление было опубликовано в «Вестнике государственной регистрации» 16 июня 2010 г. Согласно уведомлению требования кредиторов подлежали предъявлению в двухмесячный срок с момента публикации сообщения о ликвидации. Но ликвидатор только 20 августа 2010 г., то есть по прошествии двухмесячного срока предъявления требований, направил письмо кредитору, в котором сообщал о ликвидации.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций отказали кредитору в удовлетворении требования о признания записи о прекращении деятельности организации в ЕГРЮЛ недействительной, поскольку посчитали, что установленный законом порядок ликвидации юридического лица не был нарушен ликвидационной комиссией, и она не представляла в регистрирующий орган недостоверные сведения.

Суды исходили из того, что для целей реализации права кредитора на предъявление ликвидируемому должнику требований определяющее значение имеет публикация официального сообщения о ликвидации, которая в данном случае состоялась. А тот факт, что адресное уведомление кредитору было направлено после истечения срока, отведенного кредиторам для предъявления их требований, суд отклонил как не имеющий правого значения.

Но у Президиума ВАС РФ на эту проблему иная точка зрения. По его мнению, суды истолковали правовую позицию, изложенную в Постановлении № 7075/11, как вывод о том, что письменное уведомление ликвидатором известного ему кредитора о возбуждении процедуры ликвидации является достаточным основанием для невключения не заявленной таким кредитором задолженности в промежуточный ликвидационный и ликвидационный балансы, вне зависимости от того, имел ли кредитор на основании полученного им письменного уведомления реальную возможность в отведенный срок предъявить требование ликвидатору, или нет.

Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что подобное толкование не только не вытекает из постановления № 7075/11, но и лишает всякого смысла возложение на ликвидатора обязанности по письменному извещению кредиторов (абз. 2 п. 1 ст. 63 ГК РФ).

В каком порядке проводят добровольную ликвидацию ООО

Субъекты хозяйствования в форме Обществ с ограниченной ответственностью и Акционерные могут закрываться как на добровольных началах, так и принудительно, если к тому есть инициатива ряда уполномоченных гос.органов подкрепленная вступившим в силу судебным решением.

Наиболее приемлемым вариантом для учредителей общества является добровольная ликвидация ООО, ведь такое решение принимается исключительно собственниками предприятия. Вместе с тем стоит понимать, что правовое оформление ликвидации в значительной степени сложнее, объемнее и продолжительнее, нежели его создание. Вместе с тем, если неукоснительно придерживаться схемы, проблем и подводных камней в процессе не возникнет.

Что это такое

Понятие добровольная ликвидация юридического лица раскрывается в положениях 61-64 отечественного Гражданского кодекса. Она означает самостоятельное прекращение финансово-хозяйственной деятельности ЮЛ по решению лиц, которые приняли его создали (учредителей). При этом закон не допускает завершение функционирования компании по инициативе одного участника или части участников во вред иному (ст.ст.1,10 ГК РФ), что предполагает единогласность в решении подобного вопроса, недопустимость ограничения его прав.

Причины добровольной ликвидации

Основными официальными причинами, по которым общество может быть закрыто добровольно, являются:

  • Истекли сроки, на которые оно создавалось (благотворительные общественные организации).
  • Учредители самостоятельно решили прекратить деятельность. В эту причину входят более мелкие, например, отсутствие желания у участников дальше заниматься соответствующим бизнесом, разногласия в вопросах дальнейшего осуществления предпринимательства, достижение поставленных целей и т. д.

Необходимые документы

Добровольная ликвидация организации – бюрократическая процедура, включающая поэтапный сбор и подготовку ряда документов и совершение действий, преследуемых цель: соблюсти права всех учредителей, кредиторов и прочих заинтересованных лиц и достичь правового последствия в виде аннуляции гос.регистрации хоз.субъекта. В пакет требуемых для оформления закрытия ООО (в том числе и НКО) документов входит:

  • Регистрационное свидетельство на субъект.
  • Выписка из ЕГРЮЛ.
  • Учредительные документы (устав и договор компаньонов о создании общества).
  • Свидетельство о постановке на учет в подразделении ФНС.
  • Справка о кодах статистики фирмы.
  • Уведомления пенсионного и страхового фондов о том,что субъект поставлен на соответствующий учет (желательно, но уже не обязательно).
  • Печать общества (она на конечном этапе будет уничтожена).
  • Протокол правомочного учредительского собрания (100% явка членов и единогласность решения), которым урегулирован вопрос ликвидации фирмы, а также определен перечень членов комиссии, которая будет отвечать за оформление закрытия субъекта (2 экземпляра).
  • Дубликаты паспортов и свидетельств о присвоении ИНН каждому из участников комиссии, главному бухгалтеру, гендиректору.

Сроки ликвидации

В сентябре 2017 году вступили в силу изменения в законодательство, которые затронули сроки ликвидации ООО в добровольном порядке. Так, оформить закрытие общества самостоятельно требуется максимум за год. Больше времени может быть предоставлено, только через обращение в суд, при этом его увеличение составит не свыше 6 месяцев.

Конкретные временные рамки, в течение которых требуется ликвидировать юрлицо устанавливают учредители при решении прекратить работу. Минимально возможный срок ликвидации юридического лица 2018, за который может быть проведена вся процедура, 3 месяца.

Пошаговая инструкция

Добровольная ликвидация ООО –последовательный многоэтапный процесс, пошаговая инструкция которого в 2018 году выглядит следующим образом:

  1. Выражение и оформление воли учредителями. Для этого требуется провести общее собрание участников, на котором будет 100% явка. На рассмотрение в ходе заседания будут вынесено ряд вопросов, первый из которых: «ликвидация общества». По данному пункту повестки дня должны проголосовать все и одинаково, для того чтобы решение стало законным и начался соответствующий процесс, в противном случае у несогласного участника есть право на обжалование итогов заседания. На выходе всего собрания должен быть оформлен протокол (приказ, если учредитель представлен одним лицом), который отражает и закрепляет решение по каждому рассмотренному пункту и выступает правовым основанием для всей процедуры в целом. В ходе мероприятия рассматривается также вопрос о формировании и назначении членов ликвидационной комиссии и выборе ее председателя, которая, как показывает практика, состоит из юристов, бухгалтеров, экономистов и т. д. Бывает комиссия односоставной (представлена в виде ликвидатора). Протокол должен содержать персональные паспортные данные каждого, кто задействован в качестве члена комиссии. С момента назначения комиссии или ликвидатора, их полномочия распространяются всецело на управление делами ООО и на них лежит обязанность обеспечивать интересы общества.
  2. Направление уведомления о начале процедуры в контролирующую налоговую службу. Для того чтобы довести до сведений фискальной инспекции по юридическому адресу субъекта информацию о начале ликвидации у уполномоченного лица ООО есть всего 3 рабочих дня, которые начинают течь с момента принятия решения. Уведомление должно иметь установленную форму Р15001, быть заверено нотариусом и подкреплено самим протоколом или решением единственного учредителя. Некоммерческие фонды (пенсионный и т.д.) дополнительно ставить в известность не требуется, это сделает налоговая самостоятельно.
  3. Распространение сведений через СМИ, в первую очередь, в «вестнике гос.регистрации». Этот пункт необходим, для того чтобы все кредиторы имели доступ к информации и в процессе ликвидации могли заявить свои требования. Чтобы публикация в журнале прошла, требуется заполнить форму на официальном издательском сайте.

Темой видео является ликвидация ООО:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать – напишите вопрос в форме ниже:

Ссылка на основную публикацию