Всегда ли Надо уведомлять Центр занятости об увольнении сотрудника?

Для чего необходимо уведомление службы занятости о сокращении штата?

Экономический кризис заставляет многих работодателей использовать неприятную меру – сокращение штата и увольнение своих работников.

Рассмотрим некоторые нюансы этой процедуры, а именно – сообщение в Центр занятости.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-59-47 . Это быстро и бесплатно !

Нужно ли уведомить службу занятости о сокращении штата?

Согласно закону № 1032-1 от 19 апреля 1991 года, все руководители должны уведомлять органы Центров занятости о планируемом увольнении из-за сокращения штата.

Пункт 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса сообщает конкретные действия, что должны предприниматься руководителем, дабы увольнение сотрудников из-за сокращения считалось законным. Не исключается, что для отдельных сотрудников сокращение станет причиной обид, они могут пойти в суд.

Зачем это делать?

Делаются такие шаги потому, чтобы у Центра занятости была информация о высвобождающихся в скором времени специалистах, имелась возможность планирования размеров выплат людям, которые остались без рабочего места.

Тем, кто обращается за доукомплектованием штата и квалифицированными сотрудниками необходимой специализации, конкретного уровня умений, опыта и образования, скажут точный день, когда необходимый специалист освободится от договора с прежней компанией.

Если не имеется никаких сообщений о случившемся сокращении, то процесс затянется и усложнится.

После получения трудовой книжки и расчета, сокращенный сотрудник должен явиться в службу занятости для оформления и проведения других действий, что выступают основанием для выдачи финансов в соответствии со средним заработком за последние 2 месяца.

Люди, которые попали под сокращение, нередко достаточно сложно переживают такой факт, страдают из-за необходимости искать новое место, потому для уволенных уведомление ЦЗ требуется не только для получения финансов, а для более быстрого поиска вакансии (порой, даже после первого обращения в Центр).

Как правильно?

Согласно части 2 статьи 25 законопроекта № 1032-1 тип сообщения ЦЗ о планируемом сокращении письменный. Но не существует какого-то особенного бланка. Компании имеют право составлять подобные письма в произвольных формах. Эта информация содержится в письме Роструда № Т3/5624-6-1.

Адрес, куда должна направляться бумага, в законе не сообщается, но логичнее это сделать в тот Центр, в чьем районе разместилась компания или предприятие.

В какой срок?

Компании должны уведомлять службы занятности не меньше, чем за 2 месяца, а индивидуальные предприниматели – минимум за 14 дней до дня сокращения. Если же грядет крупное увольнение людей, то срок для всех руководителей повышается до 3 месяцев до даты увольнения.

По части 1 статьи 82 Трудового кодекса для определения понятия массовости сокращения требуется следовать правилам отраслевого соглашения. Такого типа соглашения есть в различных сферах деятельности.

Если ни одно из них не получается использовать, то нужно следовать критериям, что постановлены в Положении об организации работы…, что подтверждается правительственным постановлением № 99 от 5 февраля 1993 года.

В силу первого пункта сокращение признается массовым, когда из-за него будет уволено:

  • 200+ сотрудников за 60 дней;
  • не меньше 50 работников за срок 30 дней;
  • 500+ человек за 90 дней;
  • от 1% от занятых людей в области за 30 дней, если число работников в районе не больше 5 тысяч.

Как лучше?

Сообщение с уведомлением разрешается отправлять разными способами:

  1. посредством email;
  2. по обычной почте.

Но ситуация со службой занятости особенная. Отличительная черта в том, что очень важно сделать все в срок, при этом следует получить доказательство вручения уведомления. По этой причине лучшим способом станет отправка работника в Центр занятости, дабы он вручил один экземпляр уведомления секретарю, а на другом получил не просто дату, а также и входящий номер, подпись о получении уведомления ЦЗ.

Правила заполнения документа

Форма

В «шапке» уведомления важно проставить дату, с которой заканчивается работа предприятия и работника. Формулировка звучит приблизительно так: «В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона РФ № 1032-1 от 19 апреля 1991 года «О занятости…», сообщаю о сокращении штата и численности в соответствии с приказом №12 по ЗАО «Металлургический комбинат» от 25.10.2016…»

Необходимо, чтобы в письме были все данные, которые требуются для предоставления в Центр занятости по закону. То есть, помимо написания факта и даты процесса, необходимо внести в письмо такую информацию об увольняемых:

  • занимаемая должность;
  • специализация;
  • профессия;
  • квалификационные требования к занимаемой вакансии;
  • информация о заработке.

Например, сведения о сотрудниках можно внести в таблицу:

Номер п/п

Ф.И.О.

Образование

Должность (профессия, специализация)

Всегда ли Надо уведомлять Центр занятости об увольнении сотрудника?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

При массовом увольнении (20 человек при численности 71 человек) организация обязана предупредить службу занятости за три месяца.
За какой срок до увольнения организация обязана предупредить работников об увольнении?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Независимо от того, является ли увольнение массовым, работники должны быть предупреждены о предстоящем расторжении трудовых договоров в связи с сокращением численности или штата не позднее чем за два месяца.

Обоснование вывода:
В соответствии с частью второй ст. 180 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Согласно п. 3 ст. 21 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации” (далее – Закон N 1032-1) массовое увольнение работников может осуществляться лишь при условии предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления в письменной форме выборного профсоюзного органа в порядке, установленном трудовым законодательством.
Частью первой ст. 82 ТК РФ предусмотрено, что при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с п. 2 части первой ст. 81 ТК РФ работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников, – не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях.
Пункт 2 ст. 25 Закона N 1032-1 обязывает работодателя при сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров не позднее чем за два месяца (если работодателем является индивидуальный предприниматель – не позднее чем за две недели) до начала проведения соответствующих мероприятий в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника. В случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, работодатель обязан сделать такое сообщение не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.
Как видим, применительно к процедуре сокращения численности или штата работников трехмесячный срок законодательством установлен для сообщения о предстоящем массовом увольнении работников только выборному профсоюзному органу и органу службы занятости. Для предупреждения работников об увольнении в случае, если оно является массовым, закон такого требования не устанавливает.
Поэтому независимо от того, является ли увольнение массовым, работники должны быть предупреждены о предстоящем расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата не позднее чем за два месяца. Предупреждать их об этих обстоятельствах за три месяца работодатель не обязан.
Аналогичного мнения придерживаются представители Роструда (смотрите ответ на вопрос 1, ответ на вопрос 2, ответ на вопрос 3, размещенные на информационном портале Роструда “Онлайнинспекция.РФ”).
Заметим, что заблаговременное (не менее чем за два месяца) персональное предупреждение работника о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата необходимо для того, чтобы обеспечить этому работнику возможность до расторжения трудового договора найти другую работу, соответствующую его специальности (профессии). С этой точки зрения критерий массовости увольнения для конкретного работника значения не имеет. В то же время более длительный срок сообщения о массовом увольнении работников (как минимум три месяца) может иметь значение для органа службы занятости, в функции которого входит содействие гражданам в поиске подходящей работы, разработка и реализация программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, и т.д. (п. 2 ст. 15 Закона N 1032-1), поскольку с учетом этого срока возможно более эффективное планирование мероприятий, направленных на содействие занятости граждан, лишившихся работы в результате массового увольнения. Аналогичным образом предупреждение органа профсоюза о предстоящем массовом увольнении работников за более продолжительное время (за три, а не за два месяца до расторжения трудовых договоров) может способствовать более эффективному осуществлению профсоюзом своих полномочий, в частности, права направлять в соответствующие органы власти и работодателям предложения в связи с массовым увольнением работников (п. 6 ст. 21 Закона N 1032-1). Поскольку цели уведомления о предстоящем увольнении работников для этих субъектов различны, то обстоятельство, что орган службы занятости извещается работодателем о массовом увольнении работников не позднее чем за три месяца, не означает, что для предупреждения работников в этом случае должен устанавливаться тот же срок.

Читайте также:  Как заполнить декларацию для ИП по упрощенке (6%) без работников при налоговых каникулах?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

30 ноября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Надо ли уведомлять службу занятости о планируемом сокращении штата сотрудников, работающих по внешнему совместительству

По причине сокращения штата планируется увольнение сотрудников, работающих по внешнему совместительству и имеющих основное место работы. Надо ли подавать об этом уведомление в службу занятости? Если да, то по какой форме?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

При проведении процедуры сокращения штата в отношении лиц, работающих по совместительству, трудовым законодательством не предусмотрено никаких исключений из общих правил. Поэтому о предстоящем увольнении совместителей по данному основанию работодатель должен уведомить службу занятости в общеустановленном порядке.

Обоснование вывода:

Обязанность уведомлять органы службы занятости о сокращаемых работниках возложена на работодателей Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации” (далее – Закон о занятости). Согласно ч. 2 ст. 25 данного нормативного акта работодатель не позднее чем за 2 месяца до начала проведения мероприятий по сокращению штата работников обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника. В случае, если решение о сокращении может привести к массовому увольнению работников, указанные действия должны быть произведены не позднее чем за 3 месяца до начала проведения мероприятий.

Согласно ст. 287 ТК РФ гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объеме (за исключением тех, которые касаются лиц, совмещающих работу с обучением, а также лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

Иными словами, все требования трудового законодательства, касающиеся проведения процедуры сокращения штата, в отношении внешних совместителей должны соблюдаться в полном объеме.

Более того, никаких специальных правил или исключений из общего порядка сокращения в отношении совместителей ни Трудовым кодексом РФ, ни Законом о занятости не предусмотрено.

Поэтому независимо от статуса подлежащего сокращению работника (“основной” или совместитель) работодатель обязан не позднее чем за 2 месяца (при массовых сокращениях – за 3 месяца) направить в органы службы занятости уведомление о предстоящем сокращении.

Данное уведомление составляется работодателем в произвольной форме (например, в форме письма на фирменном бланке работодателя), так как Закон о занятости не предусматривает необходимости утверждения и заполнения каких-либо специальных форм в таких случаях. Важно лишь, чтобы в нем содержалась информация, предусмотренная ч. 2 ст. 25 Закона о занятости:

– сведения о работодателе, проводящем мероприятия по сокращению штата работников;

– сведения о сотрудниках, подлежащих увольнению в связи с сокращением штата работников (Ф.И.О. каждого сокращаемого работника, его профессия, должность, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда);

– дата принятия решения о сокращении штата и предполагаемая дата увольнения работников.

Вместе с тем при подготовке уведомления о сокращаемых сотрудниках работодатель вправе использовать форму сведений о высвобождаемых работниках, которая была утверждена постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 05.02.1993 N 99 “Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения”. Эта форма, как следует из названия нормативного акта, разрабатывалась для обеспечения уведомлений органов службы занятости о массовых высвобождениях работников.

Обращаем Ваше внимание, что несоблюдение требования об уведомлении службы занятости в случае проведения процедуры сокращения работников может повлечь признание соответствующих увольнений незаконными (смотрите, например, Обзор судебной практики Приморского краевого суда по рассмотрению гражданских дел в кассационном и надзорном порядке во втором полугодии 2005 года).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тарасова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

22 октября 2010 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Работодатель принял решение о сокращении численности. Какую службу занятости нужно уведомить

Автор: Сусеков Владимир Николаевич

Регион: Приморский край, г. село Воздвиженка, Уссурийского района

Должность: Начальник юридической группы, ОАО “322 Авиационный ремонтный завод”

Область права: Административные отношения, Трудовые отношения

Порядок решения проблемы: Судебный № дела 12-25/2010

Суть дела

Работодатель издал приказ о сокращении численности и уведомил службу занятости по месту регистрации компании, предоставив все необходимые данные на сокращенного работника (ч.2 ст.25 Закона РФ №1032-1 от 19.04.1991 г. “О занятости населения в РФ”). После сокращения работник обратился в службу занятости по своему месту жительства (иной район субъекта РФ по отношению к месту регистрации компании) для постановки на учет и выдачи справок для получения среднемесячного заработка, где данных о его сокращении не оказалось. Управление государственной службы занятости составило протокол об административном правонарушении на должностное лица компании и направила документы в суд с целью привлечения к административной ответственности.

Задача и ее решение

01.06.2010 года работодатель ОАО «322 Авиационный ремонтный завод» издал приказ №457 о сокращении нескольких должностей в службе охраны предприятия. Под сокращение попала Петрова П.П. (фамилия и инициалы изменены), зарегистрированная и проживающая в селе Михайловка, Михайловского района, Приморского края.

В соответствии с ч.2 ст.25 Закона РФ №1032-1 от 19.04.1991г. “О занятости населения в РФ” работодатель уведомил службу занятости о принятии решения о сокращении численности или штата работников организации, не позднее чем за два месяца. При этом данные в службу занятости были отправлены работодателем одновременно на всех сокращаемых работников без градации их по месту жительства или регистрации. Указанные документы были отправлены в службу занятости по месту регистрации фирмы – Уссурийский район Приморского края.

Приказом № 694 от 02 августа 2010 года указанные работники были уволены по п.2 части 1 ст.81 ТК РФ по сокращению штата.

В течение недели после увольнения Петрова П.П. обратилась в службу занятости по своему месту регистрации и жительства (Михайловский район) с целью постановки ее на учет. По указанным выше причинам сведения о ее высвобождении в службе занятости Михайловского района отсутствовали, что привело к серьезным недоразумениям со стороны службы занятости по отношению к обратившемуся гражданину.

В результате, 11 августа 2010 года Управлением государственной службы занятости Приморского края был составлен протокол №10 об административном правонарушении в отношении должностного лица ОАО «322 Авиационный ремонтный завод» (заместителя генерального директора по кадрам), совершившего по мнению службы занятости правонарушение, предусмотренное ст.19.7 КоАП (не предоставление сведений), выразившееся в не предоставлении в службу занятости по месту жительства работника сведений о его планируемом высвобождении, обязанность предоставить которые предусмотрена ч.2 ст.25 Закона о занятости населения.

Читайте также:  Как правильно выбрать вид деятельности и соответственно режим налогообложения ?

Материалы административного производства Управлением государственной службы занятости Приморского края были направлены в мировой суд для рассмотрения по существу.

Будучи начальником юридического отдела фирмы, я представлял в суде по доверенности интересы заместителя генерального директора по кадрам, в отношении которого было возбуждено административное производство.

Основным доводом защиты по данному дело служил тот факт, что законом прямо не предусмотрено направлять предусмотренные ст.25 Закона о занятости населения сведения в орган службы занятости по месту жительства или регистрации работника. При условии, что такие сведения были направлены в любой орган службы занятости на территории РФ в установленные законом сроки, суд по моему мнению, должен был признать протокол об административном правонарушении незаконным и отказать в требованиях службы занятости за отсутствием состава правонарушения в действиях должностного лица фирмы.

23 сентября 2010 года мировой судья с/у №66 города Уссурийска рассмотрела материалы дела и вынесла Постановление по делу об административном правонарушении, признав должностное лицо заместителя генерального директора по кадрам виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ, назначив ему административное наказание в виде штрафа (номер дела №5-635/2010). С моими доводами мировой судья не согласилась.

Не согласившись с Постановлением мирового судья я обжаловал его.

14 октября 2010 года Уссурийский районный суд (номер дела №12-25/2010) вынес решение по моей жалобе, по которому Постановление мирового судьи участка №66 города Уссурийска Приморского края по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ, было отменено. Производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП – в связи с отсутствием в действиях заместителя генерального директора по кадрам состава административного правонарушения.

При этом суд указал, что в соответствии с п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» при принятии решения о сокрушении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками, работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий и указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника.

Таким образом, объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ составляют действия по непредставлению в государственный орган указанных в законе сведений (информация), а также предоставлению сведений (информации) с нарушением установленных сроков.

Пункт 2 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» не содержит прямого указания для организации на ее обязанность при принятии решения о сокращении численности или штата работников и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в письменной форме уведомить об этом в органы службы занятости не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий именно по месту жительства работников, а не по месту нахождения организации.

Из материалов дела усматривается, что ОАО «322 Авиационный ремонтный завод» направил в КГУ «Центр занятости населения города Уссурийска» факсимильной связью и затем почтой сведения о планируемом сокращении штата работников предприятия (л.д. 17-21), в том числе и на Петрову П.П.

Как следует из информации, предоставленной КГУ «Центр занятости населения города Уссурийска», сведения о высвобождении работника Петровой П.П. поступили именно от ОАО «322 АРЗ» и зарегистрированы за № 01-04/1236.

Привлекая заместителя генерального директора по кадрам к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП, мировой судья не дал надлежащей оценки тому обстоятельству, что ОАО «322 Авиационный ремонтный завод» направило в КГУ «Центр занятости населения города Уссурийска» сведения о высвобождаемых работниках, в том числе и на Петрову П.П.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением считается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность.

Поскольку, как установлено судом, ОАО «322 Авиационный ремонтный завод» в соответствии с п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в письменной форме сообщил в органы службы занятости не менее чем за два месяца при принятии решения о сокращении численности или штата работников по месту нахождения организации – г. Уссурийск Приморского края, то производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 статьи 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием в действиях должного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ.

Суд принимая такое решения не нашел оснований для привлечения должностного лица работодателя к ответственности в силу отсутствия в законе прямого указания на необходимость предоставлять указанные выше сведения в службу занятости по месту жительства работника.

При этом мое личное (я полагаю объективное) мнение по данному вопросу однозначно на стороне службы занятости. Гражданин, пусть и уволенный по всем формальным правилам трудового законодательства, не должен быть ущемлен в его правах (в данном конкретном случае в сроках постановки его на учет в службе занятости). Также как и орган службы занятости не должен причинять гражданам определенные неудобства в связи с формальным подходом работодателей, хотя в моем случае все изложенное было совершено не умышлено. Полагаю, что п.2 ст.25 Закона о занятости населения подлежит доработке, в части жесткой регламентации того, куда должны подаваться требуемые сведения: по месту жительства или регистрации работника, или по месту регистрации фирмы.

Пробел в праве обеспечил мне очень интересный, да и к тому же выигрышный процесс.

Чего удалось добиться

Решение мирового судьи было отменено, дело по привлечению должностного лица к административной ответственности за непредоставление сведений в службу занятости прекращено. При этом суд указал, что Закон РФ “О занятости населения в РФ” не содержит прямого указания на обязанность компании уведомлять службу занятости именно по месту жительства работника.

Если вам понравился этот кейс и вы хотите помочь автору победить во Всероссийской правовой премии «Юрист компании ‘2012» – вы можете проголосовать за него.

«Моя работа»

  • Главная
  • Работодателям
  • Услуги для работодателей
  • Описание услуги

Предоставление сведений о высвобождении работников

Описание услуги

Для того чтобы сдать отчетность через Интерактивный портал организации необходимо обратиться в соответствующий Отдел трудоустройства Центра занятости для получения доступа для регистрации. Код активации высылается на адрес электронной почты, указанной в карточке организации, а также выдается на руки под подпись сотрудником отдела.
После процедуры активации и регистрации в «Личном кабинете» работодатель получает возможность заполнить необходимые формы. В «Личном кабинете» появляется подтверждение о принятии отчета.
Предоставлние
отчета в электронном виде считается иполнением обязательств работодателя по предоставлению сведений о высвобождении.

При сокращении численности или штата работников, ликвидации организации, работодатель осуществляет следующие мероприятия:

  • издает приказ, в котором указываются основание, причины и срок высвобождения работников, их категории и количество, а также состав и порядок работы комиссии, занимающейся вопросами высвобождения;
  • определяются кандидатуры на увольнение с учетом требований ст.ст.179,261,269 ТК РФ;
  • сообщает письменно о предстоящем увольнении работников в органы службы занятости не позднее, чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае массового увольнения работников – не позднее, чем за три месяца по утвержденной форме «Сведения о высвобождаемых работниках» утверждена приказом Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 28.12.2018г. №1752;
  • сообщает в письменной форме об увольнении выборному профсоюзному органу данной организации в эти же сроки.

При увольнении работников работодатель обязан:
О предстоящем высвобождении предупредить работников персонально и под расписку, не менее чем за два месяца до дня увольнения, предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в той же организации, соответствующую квалификации работника (ст.180 ТК РФ);
Предупредить лиц, увольняемых в связи с сокращением численности или штата работников, а также ликвидацией организации, о том, что им следует в течение двух недель со дня увольнения обратиться в территориальный отдел центра занятости населения для регистрации в целях подбора вариантов подходящей работы;
Выдать трудовую книжку уволенному работнику, произвести с ним окончательные расчеты в день увольнения.

Работодатель имеет право:
С письменного согласия работника расторгнуть с ним трудовой договор до истечения двухмесячного срока, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего месячного заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (ст.180 ТК РФ).

В случае представления работодателем сведений о массовом увольнении работников или выявления угрозы массового увольнения для минимизации негативных последствий массовых увольнений ГКУ ЦЗН предлагает создать временный консультационный пункт на территории предприятия с целью информирования высвобождаемых работников об услугах службы занятости, содействия им в трудоустройстве и разъяснению положений Трудового Кодекса.

Читайте также:  Как правильно закрыть ИП - на УСН?

Критерии массового увольнения (определены Московским трехсторонним соглашением на 2016-2018гг.):
Считать критериями массового увольнения показатели численности увольняемых работников организаций, зарегистрированных в городе Москве, с численностью работающих от 15 и более человек за определенный период времени:

  • увольнение в течение 30 календарных дней более 25% работников организации от общей численности, работающих в организации.
  • увольнение работников в связи с ликвидацией организации любой организационно-правовой формы.
  • сокращение численности или штата работников организации в количестве:

– 50 и более человек в течение 30 календарных дней
– 200 и более в течение 60 календарных дней
– 500 и более в течение 90 дней.

Для организаций зарегистрированных в Москве – сведения представляются в ГКУ ЦЗН по адресу:129110, г.Москва, ул.Щепкина, д.38,стр.1.
телефон для справок: 8(495)705-75-75 (доб. 34097)

Работодатели Зеленограда предоставляют указанные Сведения по адресу:
124683, г.Москва, г.Зеленоград, корп.1818, телефон для справок: 8(499)717-31-74, 8(499)733-05-10

Не забывайте про отчеты в центр занятости

Среди множества видов отчетности работодатели частенько забывают об обязанности информировать центр занятости населения (ЦЗН) о вакансиях, массовом сокращении штата, занятости инвалидов и пр. Давайте разберемся, какие сведения организация должна представлять в ЦЗН, в какие сроки и чем грозит игнорирование этого требования.

Основной документ, который регулирует отношения работодателей с ЦЗН, — это Федеральный закон от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения РФ» (в ред. от 03.07.2018). В соответствии с п. 2 и 3 ст. 25 работодатели обязаны сообщать в центр занятости населения следующее:

— данные о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей;

— информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов;

— сведения о применении процедур о несостоятельности (банкротстве);

— сведения о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также о приостановке производства;

— сведения о принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации.

Зачем это нужно? Ведь во времена интернет-технологий предприятия могут сами искать себе сотрудников, объявлять о банкротстве у себя на сайте и пр., не прибегая к услугам ЦЗН. Требования ФЗ № 1032-1 призваны поддержать государственную политику в области занятости населения, которая способствует трудоустройству граждан, предупреждению массовой и сокращению длительной безработицы, поддерживает предпринимательскую инициативу и мн. др.

Отчет о вакантных местах. Точного определения, что такое вакансия, в трудовом законодательстве нет. Традиционно под этим термином подразумевается наличие незанятого рабочего места или должности, на которую может быть принят новый работник. Не важно, новая ли это штатная единица или вы ищете замену уволенному человеку. При этом должности, которые освободились из-за того, что сотрудник ушел в декрет или временно переведен на другую работу, вакантными не считаются. Сообщать о них в центр занятости не нужно.

Формируйте отчет о вакансиях в программе Контур.Персонал

А если речь идет о постоянном наборе сотрудников? Когда в организации «текучка» или работодатель хочет усилить состав отдела высококлассным специалистом? По таким вакансиям тоже нужно представлять сведения и следить за их своевременным обновлением.

Иногда бывает так, что в штатном расписании есть свободная единица, а потребности в таком сотруднике в настоящее время нет. Рекомендуем либо декларировать эти должности как вакантные, либо приводить внутренние документы в соответствие с актуальным состоянием штата.

На профильных форумах частенько возникает вопрос: а надо ли подавать нулевой отчет о вакансиях? Исходя из формулировки закона, сведения об отсутствии свободных рабочих мест подавать не нужно. Но работодатель должен уведомить ЦЗН о закрытии вакансии, если нашел сотрудника.

Важно! Сведения о свободных рабочих местах не должны ограничивать права или устанавливать преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения и других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников.

Единой даты для сдачи статистической отчетности нет. Единственное требование — не реже одного раза в месяц. Каждый регион вправе самостоятельно утвердить крайний срок подачи сведений. Его можно узнать в региональном отделении центра занятости населения.

Шаблон отчета «Сведения о потребности в работниках, наличии вакантных мест» опубликован в приложении № 11 к Приказу Минтруда России от 26.02.2015 № 125н. При этом регионы могут дорабатывать его по своему усмотрению. Актуальную форму можно запросить в своем отделении ЦЗН.

По указанным работодателем в отчете критериям ЦЗН подбирает соискателей и направляет их в организацию. Принимая в штат соискателя, работодатель в пятидневный срок возвращает его направление в ЦЗН с указанием дня оформления на работу. В случае отказа в трудоустройстве работодатель делает в направлении ЦЗН отметку о дне явки, причине отказа и возвращает направление соискателю.

Сведения о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Такие сведения работодатель должен сообщать в ЦЗН, если на предприятие распространяется требование ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 «О социальной защите инвалидов». Если в штате больше 100 человек, устанавливается квота для трудоустройства инвалидов — от 2 до 4 % от среднесписочной численности. Дополнительно к этому регионы могут нормативным актом определить квоту не более 3 % для организаций со штатом от 35 до 100 человек.

Игнорировать квоты и отказывать инвалидам в трудоустройстве обходится дорого — штраф от 5 000 до 10 000 рублей для должностных лиц. Статья 5.42 КоАП РФ расценивает это как нарушение прав людей с ограниченными физическими возможностями.

Сведения о работающих инвалидах представляются ежемесячно. Единой утвержденной формы нет, региональные центры занятости устанавливают ее самостоятельно. Обычно в ней содержится информация о самой организации, общем количестве сотрудников, установленной квоте и фактически созданных рабочих местах. При необходимости в ней же можно указать вакансии, доступные инвалидам.

Сведения о применении процедур о несостоятельности. О применении процедуры банкротства работодатель обязан информировать службу занятости ежемесячно. И если сначала к работодателю применяется процедура наблюдения, о ней следует сообщить сразу. Если ее действие распространяется и на следующий месяц, об этом тоже требуется сообщить в ЦЗН. Сведения представляются в произвольной форме, если иное не утверждено региональным нормативным актом.

Сведения о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства. Когда работодатель меняет организационные или технологические условия труда (производственные изменения, реорганизация компании и др.), зачастую это ведет к корректировке условий трудового договора по инициативе работодателя. ТК РФ допускает такой вариант, главное, чтобы не менялась трудовая функция сотрудника.

Однако серьезные изменения могут повлечь за собой массовое увольнение работников. В целях сохранения рабочих мест работодатель имеет право вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев.

После того как решение принято, работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в ЦЗН в течение трех рабочих дней. Унифицированная форма для такого сообщения не установлена, но может быть определена, например, региональными нормативными актами. В противном случае информация подается в произвольной форме. Отчет должен содержать данные о количестве простаивающих работников или тех, кому установлено неполное рабочее время, а также время, на которое работодатель установил такой режим.

Сведения о принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации. Организация обязана уведомить службу занятости о сокращении штата за два месяца, а о предстоящем массовом увольнении — за три месяца (п. 2 ст. 25 Закона № 1032-1). Форма этого отчета установлена Постановлением Правительства РФ от 05.02.1993 № 99. Она содержит сведения о каждом из сотрудников, подлежащих увольнению:

  • полные ФИО;
  • образование;
  • профессия или специальность;
  • квалификация;
  • средняя заработная плата.

При этом у регионов есть право дорабатывать отчетную форму по своему усмотрению.

Информация о штрафах. Непредставление, неполное или несвоевременное представление сведений в ЦЗН по любому из отчетов влечет административную ответственность. Должностные лица должны будут выплатить штраф от 300 до 500 рублей; юридические лица — от 3 000 до 5 000 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ).

Вместо заключения. Не стоит забывать, что в отношении службы занятости у работодателей есть не только обязанности. Сотрудничество с региональным ЦЗН может быть полезно. Самое очевидное — это, конечно, подбор персонала согласно обозначенным требованиям. А кроме того, любая организация вправе запрашивать у органов службы занятости информацию о положении на рынке труда. Сделать это можно в любой удобной форме: по электронной почте или через МФЦ государственных и муниципальных услуг совершенно бесплатно.

Ссылка на основную публикацию