Есть решение суда о ликвидации общественного фонда. Ликвидатор не назначен. Может быть назначен ликвидатором один человек?

Есть решение суда о ликвидации общественного фонда. Ликвидатор не назначен. Может быть назначен ликвидатором один человек?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Каков порядок ликвидации некоммерческой организации – фонда? Какова процедура, сроки и место проведения, а также необходимые документы?

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее – Закон N 7-ФЗ) некоммерческая организация (далее – НКО) может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ, Законом N 7-ФЗ и другими федеральными законами. Условно в процедуре ликвидации фонда выделить следующие этапы.

1. Принятие решения о ликвидации

В силу прямого указания закона (п. 2 ст. 123.20 ГК РФ, п. 2 ст. 18 Закона N 7-ФЗ) решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован:
– если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
– если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
– в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;
– в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Рассмотрение дел о ликвидации фондов подведомственно судам общей юрисдикции (п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.2002 N 11, п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64). Заявление о ликвидации фонда подается в районный суд по месту нахождения организации. При этом с заявлением вправе обратиться не только уполномоченные органы или его должностные лица, но и иные заинтересованные лица, в частности учредители фонда (смотрите также Апелляционное определение Московского городского суда от 06.02.2017 N 33-3711/17)*(1).
По общему правилу гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд (ст. 154 ГПК РФ).
Суд, принимая решение о ликвидации фонда, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами фонда.

2. Уведомление о начале процедуры ликвидации

Согласно п. 1 ст. 62 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение 3 рабочих дней после даты его принятия обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (далее – регистрирующий орган), для внесения в единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
С учетом норм п.п. 1 и 2 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации фонда принимается органом власти, уполномоченным в сфере регистрации НКО, то есть Министерством юстиции РФ (подп. 1 п. 1 Указа Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 “Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации”).
В силу п. 3 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ, п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее – Закон N 129-ФЗ), приказа Минюста России от 07.05.2013 N 68 формы заявлений, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций и внесения изменений в их учредительные документы, определяются в соответствии с приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее – Приказ N ММВ-7-6/25@), утвердившим формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц.
Таким образом, в течение 3 рабочих дней после даты вступления в законную силу решения суда о ликвидации фонда руководителю ликвидационной комиссии (ликвидатору) надлежит представить в соответствующее территориальное управление Министерства юстиции РФ (далее – Территориальное управление) следующие документы:
– уведомление о ликвидации юридического лица по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@;
– решение суда о ликвидации фонда и формировании ликвидационной комиссии (ликвидатора) фонда;
– протокол заседания руководящего органа фонда, на котором принято решение по вопросу о ликвидации фонда.
Уведомление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Поскольку к моменту направления в Территориальное управление уведомления ликвидационная комиссия уже сформирована (ликвидатор назначен), заявителем в этом случае выступает, соответственно, руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 1.2, пп. “г” п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, п. 14.2.05.18 правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, размещенных 30.01.2014 в федеральном разделе информационного ресурса “База данных “Вопрос-Ответ” и направленных письмом ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645 (далее – Правовые позиции)).
Территориальным управлением принимается решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации и сведений о назначении ликвидатора НКО. При этом общий срок принятия решения – 17 рабочих дней, а направление документов в регистрирующий орган (ФНС России) осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о внесении в ЕГРЮЛ названной записи (п.п. 22 и 23 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста РФ от 30.12.2011 N 455 (далее – Административный регламент)).
Обращаем внимание, что с 01.01.2015 законодательство не предусматривает необходимости уведомлять о принятом решении о ликвидации органы контроля за уплатой страховых взносов (ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования” утратила силу в связи со вступлением в силу Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ). Также в настоящее время налоговое законодательство не обязывает организацию сообщать о принятом решении о ликвидации в налоговый орган по месту учета (смотрите письмо ФНС России от 21.10.2013 N СА-3-14/3892@).

3. Публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами. Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса

На ликвидационную комиссию (ликвидатора) возлагается обязанность опубликовать в органах печати (в журнале “Вестник государственной регистрации” – смотрите приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@) сведения о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия обязана принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации фонда (п. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
После окончания срока для предъявления кредиторами своих требований ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого фонда, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями фонда (п. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 3 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган уведомляется о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@. В данном случае такое уведомление надлежит представить в Территориальное управление*(2).
В п. 2.3 раздела 2 названного уведомления проставляется знак V, указывающий на то, что уведомление представлено в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 9.3 Требований). Заявителем при подаче уведомления формы N P15001 по данному основанию также является руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 14.2.05.35 Правовых позиций).
Обратим внимание, что законодательство не связывает необходимость публикации сообщения о ликвидации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами, а также составления ликвидационных балансов с наличием у юридического лица кредиторской задолженности. Даже при отсутствии какой-либо деятельности и представлении “нулевой” отчетности, при отсутствии задолженности перед кредиторами НКО должно выполнить все требования, установленные законом в рамках процедуры ликвидации юридического лица. Это означает, в частности, что и в том случае, когда кредиторская задолженность у НКО отсутствует, промежуточный ликвидационный баланс может быть составлен и утвержден не ранее чем через два месяца после того, как в журнале “Вестник государственной регистрации” будет опубликовано сообщение о ликвидации фонда.

4. Составление и утверждение ликвидационного баланса

Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) начинает производить расчеты с кредиторами в порядке, установленном п. 4 ст. 63 и ст. 64 ГК РФ. После осуществления расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией (ликвидатором) составляется ликвидационный баланс, который также утверждается учредителями фонда (п. 5 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
Безусловно, при отсутствии кредиторской задолженности необходимость производить расчеты с кредиторами у фонда отсутствует. Поэтому мы полагаем, что при таких обстоятельствах выдерживать какой-либо промежуток времени нет необходимости, и оба ликвидационных баланса (промежуточный и “итоговый”) могут быть составлены и утверждены одновременно.
Поскольку законодательством специальные формы ликвидационных балансов не утверждены, промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс могут быть составлены на основе действующей формы бухгалтерского баланса, утвержденной приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н, с указанием соответствующего наименования “промежуточный ликвидационный баланс” и “ликвидационный баланс” (смотрите в связи с этим письмо ФНС России от 07.08.2012 N СА-4-7/13101).
Утверждение ликвидационного баланса может быть оформлено путем проставления учредителями соответствующих отметок на самом документе или в виде приложения к ликвидационному балансу решения о его утверждении (п. 14.2.05.49 Правовых позиций).
Отметим также, что налоговый орган обязан заявить свои требования по уплате организацией всех обязательных платежей в бюджет в период с момента представления в регистрирующий орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица (в трехдневный срок со дня принятия решения о ликвидации) и до представления документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица, предусмотренных ст. 21 Закона N 129-ФЗ (не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица – п. 2 ст. 22 Закона N 129-ФЗ) (Методические указания для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией, утвержденные приказом ФНС России от 25.04.2006 N САЭ-3-09/257@)).

Читайте также:  Закрытие ИП на ОСНО без сотрудников - что оплачивать?

5. Государственная регистрация ликвидации фонда

После утверждения ликвидационного баланса для государственной регистрации в связи с ликвидацией фонда в Территориальное управление в соответствии со ст. 21 Закона N 129-ФЗ представляются следующие документы:
– заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N P16001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@, подписанное заявителем (руководителем ликвидационной комиссии или ликвидатором), подлинность подписи которого удостоверяется нотариально;
– ликвидационный баланс;
– документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию ликвидации юридического лица на основании пп.пп. 1, 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 800 руб.);
– документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с пп.пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования” и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ “О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений” (представление данного документа не обязательно; в случае, если он не представлен заявителем, этот документ предоставляется органом ПФР по межведомственному запросу регистрирующего органа).
При заполнении заявления формы N P16001 необходимо учитывать положения раздела X Требований.
Кроме того, рекомендуем дополнительно представить протокол (решение) об утверждении ликвидационного баланса и копию публикации в Вестнике государственной регистрации.
В силу п. 22 Административного регламента срок предоставления государственной услуги при государственной регистрации фонда в связи с его ликвидацией не должен превышать 10 рабочих дней.
Ликвидация фонда считается завершенной, а сам фонд – прекратившим свою деятельность, после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Смотрите: Примерная форма заявления заинтересованного лица о ликвидации фонда в суд общей юрисдикции (подготовлено экспертами компании “Гарант”).
*(2) В связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса в регистрирующий орган должна быть представлена только форма N Р15001 “Уведомление о ликвидации юридического лица” с соответствующей отметкой (п. 14.2.05.70 Правовых позиций). Предоставлять сам промежуточный ликвидационный баланс законодательство не требует. Однако нельзя исключать, что представители Минюста РФ будут придерживаться иной позиции. Официальных разъяснений данного ведомства по указанному вопросу нам обнаружить не удалось. Во избежание претензий со стороны Территориального управления целесообразно приложить к уведомлению промежуточный ликвидационный баланс и копию протокола, содержащего решение о его утверждении.

Какую ответственность несет ликвидатор при ликвидации ООО?

Зачастую у руководителя компании возникают некоторые обстоятельства, которое вынуждают его закрыть организацию. Подобный процесс называется ликвидацией ООО – он может носить добровольный (по инициативе учредителей) или принудительный характер (по решению суда).

Одним из важнейших условий прекращения деятельности организация является созыв ликвидационной комиссии или избрание ликвидатора. При этом в законе не указывается, кто именно обязан брать на себя такие обязанности, поэтому решение о выборе кандидата остается за учредителями. Тем не менее, ответственность ликвидатора при ликвидации ООО огромна, поскольку именно это лицо выполняет основные действия в период прекращения деятельности компании.

Кто может быть ликвидатором при ликвидации ООО?

Ликвидатором является лицо, занимающееся вопросами, возникающими в период реализации процесса прекращения деятельности компании. Следует отметить, что ликвидационная комиссия – это коллегиальный орган, который разрешает аналогичные вопросы.

На практике зачастую ликвидатором становится прошлый единоличный исполнительный орган фирмы (директор или гендиректор). Это объясняется тем, что он работает в организации, а значит, хорошо осведомлен о ее деятельности. Трудовой договор с таким лицом при назначении расторгается.

Помимо кандидатуры директора или генерального директора на должность может быть назначено любое дееспособное лицо. Им может выступать представитель частной фирмы, оказывающей услуги по ликвидации организации или один из учредителей ликвидируемой организации.

Предполагается, что ликвидатор обязан знать о том, как происходит процедура прекращения деятельности организации, чтобы осуществить ее грамотно и в рамках закона.

За что ликвидатор отвечает?

После назначения ликвидатора в рамках процедуры прекращения деятельности организации он получает полномочия гендиректора, в том числе и право на защиту интересов компании в судебных инстанциях (пункт 4 статьи 68 ГПК РФ).

Иные органы управления организацией имеют право осуществлять свою деятельность вплоть до регистрации и ликвидации (к примеру, общее собрание участников организации, которое подписывает промежуточный и окончательный ликвидационный баланс).

Полномочия ответственного за ликвидацию лица также определяются частью 4 статьи 62 и статьи 63 ТК РФ, согласно которым оно обязано:

  • осуществлять деятельность по управлению ООО, выступать от его имени в суде;
  • принимать меры по поиску и уведомлению кредиторов о начале процедуры ликвидации;
  • принимать меры для получения дебиторской задолженности;
  • проводить учет имущества;
  • принимать претензии и проводить расчеты по долгам.

Кроме общего перечня полномочий ликвидатор также должен осуществлять деятельность, направленную именно на ликвидацию компании. В данный перечень входят следующие действия:

  • организация публикации данных о ликвидации фирмы в СМИ;
  • поиск и уведомление о ликвидации компании кредиторов;
  • составление промежуточного и окончательного ликвидационного баланса;
  • инвентаризация и продажа имущества компании (при недостаточности средств для удовлетворения интересов кредиторов и погашения задолженности);
  • обращение в арбитражный суд при выявлении признаков банкротства;
  • подача заявления о ликвидации фирмы на регистрацию в ЕГРЮЛ.

Какое наказание он может понести?

Поскольку главной функцией ликвидатора является правильное проведение процедуры прекращения деятельности компании, он обязан соблюдать все гражданские, трудовые и административные нормы законодательства.

Чаще всего при нарушении определенных норм предусматривается следующая ответственность ликвидатора после ликвидации юридического лица:

  1. Уголовная. Предусматривает сокрытие ликвидатором каких-либо сведений об имеющемся имуществе общества либо документов.
  2. Субсидиарная. Субсидиарная ответственность ликвидатора наступает, когда у организации появляются новые долги в процессе ликвидации. Если при процедуре прекращения деятельности организации появляются признаки несостоятельности, ликвидатор обязан сообщить об этом в арбитражный суд в течение 10 дней.
  3. Административная. Данный вид ответственности наступает, если ликвидатор не соблюдает правильность выполнения процедуры ликвидации. Предусматривает штраф от 100 000 до 150 000 рублей.

Чаще всего привлечение ликвидатора к ответственности связано со следующими видами нарушений:

  1. Когда действия ликвидатора приводят к причинению убытков кредиторам (по статье 53.1 и 64.1 ТК РФ). Распространенным примером такой ответственности является отсутствие кредитора в промежуточном ликвидационном балансе, вследствие чего у предприятия не появляются возможности погашения задолженности перед ним.
  2. Когда ответственное лицо обнаруживает признаки несостоятельности ООО при составлении промежуточного баланса и не подает заявление об инициировании процедуры банкротства. Распространенный случай нарушения, при котором наступает субсидиарная ответственность по статье №399 ГПК. В данном случае по требованию кредиторов взыскание может накладываться не только на имущество компании, но и на личное имущество ликвидатора.
  3. Когда при явных признаках банкротства ответственное лицо преднамеренно скрывает или уничтожает имущество компании, информацию о нем, фальсифицирует или скрывает бухгалтерскую документацию. При названных действиях с причинением ущерба в крупном размере ликвидатор может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 195 УК РФ.

Что происходит на практике?

По статистике на середину 2018 года в Российской Федерации за июнь свою деятельность прекратили примерно 47 000 юридических лиц, из которых лишь 6 000 были ликвидированы в установленном порядке. Остальные же компании были исключены из ЕГРЮЛ по решению налоговых органов.

Данный пример наглядно свидетельствует, что большинство предпринимателей предпочитает избавиться от ненужной компании руками налоговых органов.

Таким образом, ликвидатор выступает ответственным лицом при процедуре прекращения деятельности организации и берет на себя функции руководства компании. Закон не устанавливает требования к лицам, которые могут быть ликвидатором, поэтому упразднение фирмы может быть поручено любому компетентному специалисту.

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам кредитов, долгов и банкротства, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 110-71-84

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 407-15-68

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам кредитов, долгов и банкротства, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 110-71-84

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 407-15-68

Кто может быть ликвидатором ООО при его ликвидации

Прекращение деятельности ООО, его ликвидация, согласно федеральному законодательству, происходит при непосредственном участии ликвидатора. Вместе с тем никаких особенных требований к кандидатуре ликвидатора или членов ликвидационной комиссии правовые нормы не содержат. Такая ситуация рождает много вопросов у учредителей ликвидируемого ООО. Ликвидатор в заключительный период работы Общества представляет его интересы в суде, в ФНС, перед контрагентами, контролирует процесс ликвидации. Особая компетенция необходима, если финансовое состояние ООО на момент ликвидации неблагоприятно. Как правильно назначить ликвидатора, кто обязан это делать и можно ли заменить уже назначенного ликвидатора другим, расскажем в статье.

Обязанности, ответственность и компетенция ликвидатора

Назначение ликвидатора (ликвидационной комиссии) не должно носить случайный характер, поскольку именно на него возлагается полная ответственность за проведение ликвидационных процедур. От ликвидатора требуются прежде всего высокий уровень правовой грамотности, компетентность в делах ликвидируемой фирмы, развитые коммуникативные навыки для общения с представителями контролирующих органов, должниками фирмы, сотрудниками. После начала ликвидации к нему переходят все управленческие права, кроме закрепленных за учредителем и участниками. Ему нет необходимости при этом оформлять доверенность от ООО.

Читайте также:  Как правильно оформить КУДиР?

Ликвидатор, приступая к своим обязанностям, должен действовать в интересах компании (ГК РФ, ст. 62-4). Он прежде всего обязан уведомить ФНС о том, что компания прекращает работу (ФЗ №129 ст. 20-3).

Кроме того, в его обязанности входит:

  • подготовка плановых мероприятий по ликвидации;
  • размещение информационных сообщений в СМИ о начале процедуры;
  • оповещение кредиторов;
  • подготовка ликвидационных балансов (перед этим нужно провести инвентаризацию имущества и задолженностей);
  • составление и осуществление плана погашения долгов (последовательно, в соответствии с законом);
  • уведомление сотрудников о предстоящем увольнении.

Если экономические показатели ликвидируемого ООО говорят о признаках банкротства, ликвидатор обязан инициировать соответствующую процедуру.

Ликвидатор (ликвидационная комиссия) ответственен за свою деятельность перед законом. Если прекращающая работу фирма имеет явные признаки банкротства, но соответствующая процедура ответственным лицом не запущена, ликвидатор может отвечать перед кредиторами своим имуществом (ФЗ №129, ГК РФ, ст. 399).

Ликвидатор, который своими действиями нанес убытки заинтересованным лицам (например, не включил кредитора и задолженность перед ним в промежуточный баланс), может также отвечать за это своим имуществом, как и члены одноименной комиссии – равными долями (ГК РФ, ст. 53.1, 64.1). Умышленное сокрытие информации, имущества компании, уничтожение значимых для компании документов или их подделка ликвидаторами наказывается уже по УК РФ (ст. 195).

К сведению! Ликвидация фирмы может носить добровольный и принудительный характер. Кому конкретно быть ликвидатором, во многом зависит от вида ликвидации.

Добровольная ликвидация

Участники ООО на общем собрании приняли решение ликвидировать организацию. Ликвидатором (председателем ликвидационной комиссии) обычно назначают:

  • учредителя;
  • генерального директора (вместо гендиректора он будет называться ликвидатором);
  • руководителя финансовой службы, главного бухгалтера;
  • компетентного юриста, штатного или приглашенного со стороны;
  • рядового сотрудника фирмы (если другие варианты невозможны);
  • стороннюю фирму, оказывающую соответствующие возмездные услуги.

Важно! ИФНС на местах нередко требуют обязательного создания ликвидационной комиссии. Они руководствуются ст. 57 ФЗ «Об ООО», где речь идет о ликвидационной комиссии (п. 2 абз. 2). По мнению чиновников, это означает, что единственный учредитель не может ликвидировать единолично свое ООО. Однако ГК РФ (ст. 62 п. 3) говорит о возможности создания не только ликвидационной комиссии, но и о назначении отдельного ликвидатора.

Ликвидация по суду

Если решение о ликвидации принимается судом, этот орган и назначает ликвидатора. Такое решение может быть принято, например, по инициативе ФНС, иных контролирующих органов, в ситуации, когда фирма имеет все признаки банкротства. Арбитражный управляющий, назначенный судебным органом, должен иметь статус члена саморегулируемой организации. Он полностью берет в свои руки процесс ликвидации.

Смена ликвидатора

Действующий ликвидатор в некоторых случаях может быть заменен, и на его место назначен другой человек в следующих случаях:

  1. Ликвидатор, назначенный судом, затянул сроки, указанные в судебном решении, компания не закрыта до определенной судьями даты. Сроки могут быть продлены также по суду, с одновременной заменой ответственного лица (либо без замены).
  2. Ликвидатор добровольно расторгает заключенный с компанией договор на выполнение своих обязанностей. Условие о возможности расторжения должно быть прописано заранее. Подобное может произойти, если ликвидируемая фирма «проблемная» — имеет крупные долги, тяжбы с контрагентами, если ликвидатор ограничен во времени либо оказался недостаточно компетентен.
  3. Собрание принимает решение о замене ликвидатора, если гражданин недобросовестно исполняет процедуру ликвидации, например, затягивает ее умышленно. Протокол собрания – основание для смещения ответственного ликвидатора и передачи его функций другому лицу.

Поскольку на период ликвидации ликвидатор получает все права руководителя ООО, по мнению ФНС, его замена оформляется аналогично – с использованием ф. Р14001. ФЗ №129 «О госрегистрации юрлиц» (ст. 17-2) не требует дополнительно прилагать к нему решение о смене ответственного лица, но на местах чиновники часто требуют протокол как подтверждающий документ.

Какую несет ответственность ликвидатор при ликвидации ООО

Когда возникает необходимость закрыть предприятие, предприниматели думают, что это довольно легко. Но они заблуждаются! Процесс ликвидации длительный и сложный.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Кто может им быть

Ликвидация предприятия может быть, как добровольной, так и принудительной. Добровольная ликвидация бизнеса осуществляется по решению учредителей, а принудительная – по решению суда. Фактически – это банкротство фирмы.

Обязательным условием при прекращении деятельности фирмы является наличие ликвидатора. Однако законом чётко не установлено, кто может им быть.

На выбор самих учредителей есть несколько кандидатур:

  • орган, который принял решение о том, что данный бизнес необходимо ликвидировать;
  • участник или учредитель общества. Им может быть как гражданин, так и другое предприятие;
  • другое лицо, которое имеет соответствующие полномочия и лицензию.

Выбор ликвидатора есть только в случае добровольной ликвидации. Если же предприятие банкротится, то ликвидатор назначается судом. Это будет арбитражный управляющий. В обязательном порядке он должен быть членом соответствующей саморегулируемой организации.

Ликвидировать фирму самому довольно сложно. Есть множество нюансов и «подводных» камней, которые необходимо учитывать.

Поэтому учредители прибегают к услугам фирм, которые специализируются на этом. Тогда ликвидатором может стать лицо, которое сотрудничает с такой фирмой.

Нередко бывает так, что у общества только один участник – он же учредитель, он же генеральный директор. Он же может быть и ликвидатором, если он сам примет решение о прекращении бизнеса. Законом это не запрещено.

Для этого он должен будет принять единоличное решение о прекращении его полномочий, как исполнительного органа на фирме, и назначение его же ликвидатором.

Ликвидатор назначается с издания протокола общего собрания учредителей, на котором и назначается ликвидатор. Затем нужно:

  • уведомить налоговые органы. Информировать их о составе ликвидационной комиссии и о назначении ликвидатора сейчас не требуется;
  • уведомить ФСС в течение 10 дней с момента принятия протокола;
  • банк, в котором ликвидируемое ООО имеет счета. Это необходимо для того чтобы подтвердить подпись нового ответственного лица.

После того, как эти шаги будут сделаны, все полномочия по управлению ликвидируемым обществом переходят к ликвидатору.

Полномочия ликвидатора при ликвидации ООО

После того как будет принято решение о прекращении бизнеса, все государственные органы и внебюджетные фонды будут уведомлены должным образом, полномочия директора прекращают своё действие. Они переходят к ликвидатору.

В ст. 62 ГК РФ сказано, полномочия по управлению юридическими делами общества переходят к ликвидатору, кроме тех, которые закреплены уставом общества и законом за учредителями или участником.

Например, утверждать промежуточный и ликвидационный баланс могут только учредители. Ликвидатор его составляет. Ликвидатор может действовать от имени общества, нов его интересах.

Любое списание средств со счёта общества или продажа его имущества во время процедуры добровольного прекращения деятельности, должно идти на погашение долгов общества или выплату сотрудникам.

Ликвидатор является главой ликвидационной комиссии, и действовать должен в пределах её компетенции.

Какую несет ответственность

Главной задачей ликвидатора является проведение процедуры в полном соответствии с действующим гражданским, трудовым и административным законодательством.

Он должен следить за тем, чтобы все шаги процедуры осуществлялись в свою очередь, чтобы все необходимые документы представлялись вовремя. За невыполнение некоторых действий, ликвидатор может нести ответственность.

Ликвидатор может нести следующую ответственность:

Субсидиарную, по вновь выявленным долгамНапример, у ликвидируемого общества появились признаки финансовой несостоятельности. Ликвидатор должен в 10-дневный срок уведомить об этом суд. Если он этого не сделает, то может нести вышеуказанную ответственность
Уголовную, в соответствии со ст. 195 УК РФТакая ответственность может наступить в том случае, если ликвидатор скрывает какие-либо сведения об имуществе ликвидируемого ООО, скрывает документы, в том числе и бухгалтерские
Административная в идее штрафаТакая ответственность применяется к ликвидатору, если он не отслеживает правильность выполнения всех шагов по ликвидации. Штрафы ликвидатору назначаются довольно крупные – от 100 тысяч до 150 тысяч рублей

Чтобы избежать какой-либо ответственности, ликвидатор должен грамотно составлять все бумаги и быть внимательным при приёмке имущества от генерального директора. Принимаемую от бывшего руководства документацию также нужно тщательно проверять.

Ликвидатор должен иметь знания по основам бухгалтерского и налогового учёта. Все свои действия он должен подкреплять документами.

Есть несколько причин, когда необходимо сменить ликвидатора. Это:

  • решение учредителей, так как он не справляется со своими обязанностями или недобросовестно к ним относится. Для этого необходимо созвать общее собрание учредителей и принять соответствующий протокол;
  • ликвидатор хочет уйти сам. Для этого ему достаточно расторгнуть договор с обществом в одностороннем порядке;
  • решение суда. Это происходит, когда общество проходит процедуру банкротства.

Про ликвидацию оффшорной компании рассказывается на этой странице.

Его обязанности

Ликвидатор, независимо от того, кем он назначается – судом или учредителями, имеет ряд своих обязанностей перед обществом.

Оповещение всех кредиторов общества. Делается это посредством подачи объявления о прекращении деятельности общества в специализированное издание «Вестник государственной регистрации».

Кредиторы, в течение 2-ух месяцев после публикации должны предъявить свои требования о погашении задолженности к обществу. Если этого не будет сделано, долги могут быть списаны. На общем собрании учредителей можно принять решение об увеличении этого срока. Но уменьшать его нельзя.

Закон не предусматривает уведомления кредиторов другим способом. Но ликвидаторы нередко рассылают кредиторам общества письменные уведомления.

Этим они ускоряют процесс ликвидации. Кредитор может подать в суд на прекращение процедуры и доказательство того, что он пропустил срок предъявления требований по уважительной причине. Пока будет рассматриваться дело, процесс прекращения деятельности будет приостановлен.

Уведомление всех сотрудников общества о том, что предприятие прекращается свою деятельность. Он должен проследить, чтобы кадровые работники уведомили всех сотрудников в соответствии с нормами трудового законодательства.

После этого начинается работа кадровиков и бухгалтеров по подготовке документов и выплате всех необходимых компенсационных пособий сотрудникам.

Читайте также:  Имею ли я право полностью заплатить все взносы в 3 квартале и целиком погасить АП за 9 месяцев?

Ликвидатор должен проследить, чтобы каждый сотрудник получил обязательные выплаты. По решению учредителей, работникам могут быть выплачены дополнительные компенсации за потерю работы.

Также он имеет следующие обязанности:

  • разрабатывает пошаговый план ликвидации;
  • проводит инвентаризацию всех материальных ценностей, которые есть у общества, а также всего имущества, которое есть;
  • проводит анализ как кредиторской, так и дебиторской задолженности;
  • разработка и проведение мероприятий по погашению долгов и взысканию «дебиторки»;
  • если у общества не хватает собственных средств, ликвидатор готовит документы в суд о признании ООО банкротом;
  • составление промежуточного баланса, а затем и ликвидационного баланса. Представление этих документов в ФНС в указанные сроки;

Кто такой ликвидатор ООО

Закрытие любого предприятия – это сложный и трудоёмкий процесс. Он связан со сбором информации, реализацией промежуточных мероприятий, подготовкой документов и прочими обязательными процедурами. Как правило, этой работой занимается ликвидатор, от профессионализма которого зависят сроки и последствия ликвидации фирмы.

Кто такой ликвидатор ООО

Ликвидатор – это ответственное лицо, которое назначается участниками компании для реализации процесса закрытия фирмы. Если на общем собрании учредители выбирают ликвидационную комиссию, её председатель становится ликвидатором.

После своего назначения специалист принимает полномочия и обязанности по руководству компанией до момента её закрытия. Действия ответственного за ликвидацию фирмы лица регулируются Законом РФ №129-ФЗ и осуществляются им без доверенности.

Назначение ликвидатора

Назначение специалиста проводится в соответствии с ГК РФ и Законом «Об ООО» № 14. Решение о назначении ликвидационной комиссии и ликвидатора принимается на общем заседании собственников компании, о чём составляется протокол собрания участников. Ликвидационная комиссия обычно выбирается на крупных предприятиях, где ликвидационный процесс более трудозатратный.

Если у фирмы один собственник, он назначает специалиста единолично. Иногда при закрытии организации собственники обращаются к фирмам, которые предоставляют подобные услуги. В ООО ответственный по ликвидации назначается приказом. В таких ситуациях образец приказа о назначении ликвидатора ООО направляется в регистрирующий орган.

После избрания со специалистом заключается гражданско-правовой договор с указанием порядка действия и суммы вознаграждения. Но, по обоюдному согласию сторон договор можно вообще не заключать, тогда порядок деятельности и размер оплаты специалиста не будут зафиксированы документально.

Может ли директор быть ликвидатором ООО

При добровольном закрытии организации закон не предусматривает каких-либо ограничений на лиц, которые могут назначаться на должность ликвидатора. В этой ситуации ответственным за закрытие предприятие лицом может стать директор фирмы.

Таким образом, директор компании может стать ликвидатором после отстранения от своих полномочий руководителя

Однако, при банкротстве предприятия ситуация меняется, и ответственным за процесс назначают конкурсного управляющего, которого выбирает судья.

Может ли учредитель быть ликвидатором ООО

В законодательстве нет ограничений в том, кто может быть ответственным при ликвидации ООО, но это правило касается только добровольного закрытия фирмы. Даже если у компании один собственник, он тоже может выступить в роли ликвидатора.

Итак, при добровольной ликвидации ответственным лицом может быть назначен любой из нижеперечисленных специалистов:

  • собственник ООО;
  • руководитель фирмы;
  • главный бухгалтер;
  • штатный юрист;
  • один из работников ООО;
  • сторонний специалист, который имеет определённый опыт в этой сфере.

Несмотря на отсутствие прямых ограничений в законе, некоторые регистрирующие органы могут отклонить заявление о закрытии фирмы, где ликвидатором выступает единственный учредитель. Чтобы избежать таких проблем, следует заранее уточнить в ФНС этот вопрос.

Как оплачивается работа ликвидатора

После выполнения своих обязанностей специалист получает оговорённое ранее вознаграждение. Сумма выплаты может быть зафиксирована в договоре об оказании услуг, подписанном обеими сторонами.

Обязанности и права

Ответственное за закрытие ООО лицо получает большой перечень обязанностей и прав, а именно:

  • Оповещение всех заимодателей общества о начале процесса ликвидации путём размещения публикации в «Вестнике госрегистрации. Кредитором даётся 60 дней на предъявление своих претензий.
  • Уведомление трудового коллектива, ликвидируемого ООО о начале процесса.
  • Разработка программы мероприятий. От правильности этого плана и соблюдения всех норм будет зависеть результат процедуры.
  • Проведение инвентаризации активов и непогашенных обязательств организации.
  • Выплата задолженностей фирмы заимодателям. При невозможности компании рассчитаться со своими долгами, специалист должен инициировать банкротство.
  • Составление промежуточного и ликвидационного балансов ООО для предоставления их в ФНС.
  • Оплата госпошлины за процесс закрытия и предоставление всех необходимых документов в регистрирующий орган.

Специалист обязан контролировать все процессы и соблюдать установленные законом сроки процедур.

Ответственность

Ликвидатор компании несёт полную ответственность за правильное оформление закрытия общества. Он должен позаботиться, чтобы все документы были оформлены правильно и передавались в установленные сроки.

Согласно Закону «О несостоятельности», при выявлении у компании признаков банкротства ответственный специалист обязан в течение десяти дней оповестить об их наличии в суде.

И также специалист несёт ответственность за правдивость предоставляемой информации об активах компании. За сокрытие или искажение любых имущественных данных ликвидатор может быть наказан штрафом или ограничением свободы.

Решение о том, кто будет заниматься закрытием фирмы принимают учредители, но к выбору специалиста стоит относиться серьёзно. Работа грамотного человека с опытом позволит закончить ликвидацию быстро и без последствий.

Кто может быть ликвидатором при ликвидации ООО?

Кто может быть ликвидатором при ликвидации ООО — важный и интересный вопрос, с учетом неоднозначной трактовки в законодательстве понятий ликвидатор/ликвидационная комиссия. Разберемся с ним раз и навсегда.

Кто такой ликвидатор, и как это понятие соотносится с понятием «ликвидационная комиссия»

Ликвидатор – это лицо, занимающееся вопросами, возникающими в ходе реализации процедуры прекращения деятельности организации. Ликвидационная комиссия – это коллегиальный орган, разрешающий аналогичные вопросы.

Порядок назначения ликвидатора или ликвидационной комиссии прописан в ст. 62 ГК РФ, ст. 57 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью от 08.02.1998 № 14. Однако положения закона крайне скупы, и в полной мере не регулируют вопросы деятельности ликвидатора или ликвидационной комиссии. Более того, ФЗ № 14 не содержит даже намека на то, что в прекращении деятельности организацией может участвовать ликвидатор, оперируя понятием «ликвидационная комиссия».

На практике, возможно назначение как ликвидатора, так и ликвидационной комиссии, а разрешает данный вопрос общее собрание ООО. Для организации прекращения деятельности маленькой компании чаще всего пользуются услугами одного человека. Если компания крупная, назначается комиссия (в числе не менее двух участников, один из которых является председателем).

Кто может быть ликвидатором?

Законодательство обходит стороной вопрос о том, кто может являться ликвидатором организации (либо входит в состав комиссии). Положительным моментом можно считать то, что и запретов относительно выборы кандидатуры закон не устанавливает.

Чаще всего ликвидатором становится бывший единоличный исполнительный орган фирмы (директор, гендиректор, и т.д.). Это связано с тем, что он работал в организации и имеет представление о ее деятельности. Трудовой договор с ним при назначении ликвидатором расторгается (впрочем, директора увольняют при назначении любого лица ликвидатором).

Помимо директора ликвидатором может быть кто угодно (любое дееспособное лицо). Это и представители частных фирм, оказывающих услуги по ликвидации, и один из учредителей ликвидируемой организации. Предполагается, что ликвидатор должен иметь представление о том, как проходит процедура прекращения деятельности организации, чтобы ее осуществлять.

Требований к составу ликвидационной комиссии закон также не предъявляет.

Назначение ликвидатора при ликвидации ООО. Образец решения о назначении ликвидатора (протокола собрания участников ООО)

Для назначения ликвидатора не подходит трудовой договор, ввиду отсутствия соответствующей должности в организации и целесообразности таких действий (организация скоро прекратит существование). Поэтому чаще всего заключается гражданско-правовой договор (например, оказания услуг). Можно вообще не заключать никаких договоров (такого требования закона нет), но тогда порядок деятельности и размер вознаграждения ликвидатора не будут определены.

Есть вопрос? Ответим по телефону! Звонок бесплатный!

Процедура назначения ликвидатора или ликвидационной комиссии следующая:

  1. Принимается решение единственного учредителя, либо созывается внеочередное общее собрание, на повестке дня которого стоит вопрос о порядке и сроках ликвидации фирмы, назначении ликвидатора/комиссии, прекращении полномочий единоличного исполнительного органа.
  2. Заключается договор с ликвидатором/комиссией (при желании).

Приведем образец протокола общего собрания участников организации и образец решения единственного участника о назначении ликвидатора.

Полномочия ликвидатора при ликвидации ООО

Если кратко, то ликвидатор или ликвидационная комиссия получают полномочия гендиректора, в том числе право на защиту интересов компании в судебных инстанциях. Закон (п. 4 ст. 62 ГК РФ) формулирует это правило так: «к ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению делами юридического лица». Достаточно размыто, поэтому мы и проводим параллель с гендиректором, который ранее осуществлял аналогичные обязанности.

Не стоит забывать, что иные органы управления ООО действуют вплоть до регистрации его ликвидации (например, общее собрание участников организации, которое подписывает, промежуточный и окончательный ликвидационные балансы). Это правило не касается только единоличного исполнительного органа (гендиректора).

На практике, комиссия или ликвидатор осуществляют деятельность, направленную именно на ликвидацию компании. Перечень таких действий предусмотрен ст. 63 ГК РФ. К ним относятся:

  • Публикация данных о ликвидации фирмы в СМИ.
  • Поиск и уведомление кредиторов, взыскание дебиторской задолженности.
  • Составление промежуточного ликвидационного баланса (но не утверждение).
  • Продажа имущества компании при его недостаточности для удовлетворения интересов кредиторов.
  • Обращение в арбитраж при обнаружении признаков банкротства.
  • Составление ликвидационного баланса (но не утверждение).
  • Подача заявления о ликвидации фирмы на регистрацию.
  • Представительство интересов компании в суде.

Таким образом, при ответе на вопрос о том, кто может быть ликвидатором при ликвидации ООО необходимо учитывать, что закон не устанавливает требований к лицам, которые могут быть ликвидаторами, либо входить в состав ликвидационной комиссии. В итоге упразднение фирмы может быть поручено любым лицам.

Ссылка на основную публикацию