Добрый день! вопрос в части санкций за несвоевременную уплату налога за год?

Санкции за несвоевременную уплату налога на имущество организаций

За неуплату налога в установленный срок организации начисляются пени за каждый день просрочки. Кроме того, неуплата налога в результате неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа. При этом налоговым органом применяются соответствующие меры по взысканию налога. Для обеспечения исполнения решения о взыскании налога налоговый орган может приостановить операции по счетам организации в банках, а в определенных случаях – наложить арест на имущество организации.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок образуется недоимка (п. 2 ст. 11 НК РФ), по которой налоговым органом производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом (п. 2 ст. 45 НК РФ).

В соответствии со ст. 75 НК РФ на сумму недоимки начисляется пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога. Пеня начисляется со дня, следующего за установленным законодательством дня уплаты налога, по день фактической уплаты включительно. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога как 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Штраф

Налоговым правонарушением согласно ст. 116 НК РФ признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. Статьей 122 НК РФ установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате неправомерных действий (бездействия), к которым, в частности, относятся занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога (сбора). Данное деяние влечет взыскание штрафа в размере 20% (а, если правонарушение было совершено умышленно, – 40%) от неуплаченной суммы налога (сбора).

Требование об уплате налога

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п. 1 ст. 45 НК РФ). Требование об уплате налога должно быть направлено организации в течение 3 месяцев со дня выявления налоговым органом суммы налога, не уплаченной в установленные сроки (или в течение 10 дней с даты вступления в силу решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки, должно быть направлено налогоплательщику) (ст. 70 НК РФ). Требование вручается под расписку (или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения) лично руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации либо, если указанными способами требование вручить невозможно, направляется по почте заказным письмом. В случае отправки требования почтой считается, что Вы получили его через 6 рабочих дней после отправки письма (п. 6 ст. 69 НК РФ).

Взыскание налога

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога с организации в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ. После истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее 2 месяцев после истечения указанного срока налоговым органом принимается решение о взыскании налога, которое доводится до сведения организации в течение 6 дней после вынесения указанного решения.

В течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании налога налоговый орган направляет в банк, в котором открыты счета организации, поручение на перечисление сумм налога в бюджетную систему РФ, которое подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ (п. 4 ст. 46 НК РФ). Для обеспечения исполнения решения о взыскании налога налоговый орган может применить приостановление операций по счетам организации в банках в порядке и на условиях, которые установлены ст. 76 НК РФ (п. 8 ст. 46 НК РФ). Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в этом случае означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке (п. 2 ст. 76 НК РФ).

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах организации или при отсутствии информации о счетах организации налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика-организации в соответствии со ст. 47 НК РФ. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 1 ст. 47 НК РФ). Взыскание пени и штрафов осуществляется в том же порядке на основании п. 8 ст. 47 и п. 10 ст. 48 НК РФ.

Отметим также, что в качестве мер по обеспечению исполнения организацией обязанности по уплате налога, пеней и штрафов налоговый орган может воспользоваться правом на арест имущества организации в порядке, предусмотренном ст. 77 Налогового кодекса РФ. Но к такой мере налоговый орган может прибегнуть только в случае наличия достаточных оснований полагать, что организация предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Голованов Александр

Можно ли избежать штрафа при уплате НДФЛ позже срока?

Автор: Данченко С.П., эксперт журнала

В силу самых разных причин налоговые агенты нередко перечисляют НДФЛ в бюджет позже установленного срока. Согласно действующим нормам кроме пени в этом случае налоговики начисляли еще и штраф за несвоевременный НДФЛ – 20 % от неперечисленной суммы, – что выливалось в весьма ощутимые потери налогового агента. Но с 2019 года ситуация изменится – штрафа можно будет избежать. Подробности – в нашем материале.

Уплата НДФЛ позже срока = пени + штраф.

Действующая редакция ст. 123 НК РФ устанавливает для налоговых агентов ответственность за неправомерное неудержание и неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом: штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию или перечислению.

На практике данная норма наиболее широко применяется в отношении налоговых агентов по НДФЛ в случае перечисления сумм налога позже установленных сроков. Получается, что если налоговый агент перечислил сумму НДФЛ позже установленного срока, но сделал это сам независимо от требований налогового органа, а также уплатил пени, то ему ответственности все равно не избежать: при выездной налоговой проверке ему будет начислен штраф за несвоевременную уплату налога. При этом штраф за несвоевременный НДФЛ будет начислен независимо от того, на какое время был задержан платеж и по какой причине.

Еще в Письме Минфина России от 04.04.2017 № 03-02-08/19755 было сказано, что НК РФ не предусмотрено освобождение налогового агента от ответственности в зависимости от срока неправомерного неисполнения им установленной обязанности по удержанию и перечислению суммы налога в бюджетную систему РФ. Что же касается причины, по которой НДФЛ не был уплачен в установленный срок, финансисты отмечают, что отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения согласно пп. 2 п. 1 ст. 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. При применении налоговой санкции судом или налоговым органом, рассматривающим дело, учитываются обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (ст. 111 и 112 НК РФ).

Но на практике ни отсутствие умысла в совершении налогового правонарушения, ни совершение налогового правонарушения впервые, ни тяжелое финансовое положение налогового агента, ни какие-либо другие причины не принимались налоговыми органами в качестве обстоятельств, исключающих или смягчающих вину в данном случае. Это связано с принципиальным подходом контролирующих органов к рассматриваемому вопросу: источником перечисления налоговым агентом сумм НДФЛ в бюджетную систему РФ являются суммы денежных средств, удерживаемые у налогоплательщиков (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).

В Письме от 15.03.2018 № 03-04-05/16172 представители Минфина прямо указали, что налоговый агент перечисляет не свои денежные средства, а денежные средства, удержанные непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Соответственно, не перечислив в установленный срок НДФЛ, налоговый агент незаконно пользуется денежными средствами налогоплательщиков, что недопустимо.

При этом на практике налоговики пытались применить ст. 123 НК РФ и в случае своевременной уплаты НДФЛ в бюджет, но с ошибками в платежном поручении, например при уплате НДФЛ обособленным подразделением организации. Хотя согласно правовой позиции ВАС налоговый агент признается исполнившим свои обязательства перед бюджетной системой РФ в случае исчисления, удержания и перечисления налога на соответствующий счет Федерального казначейства (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13 по делу № А06-9384/2011). Также Президиум ВАС пришел к выводу о том, что неправильное указание в платежных документах кода ОКАТО не ведет к образованию недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней, поскольку налог в бюджетную систему РФ налоговым агентом перечислен в установленный срок. Аналогичная позиция отражена в Определении ВС РФ от 10.03.2015 № 305-КГ15-157 по делу № А40-19592/14. Соответственно, указание реквизитов организации вместо указания реквизитов ее обособленного подразделения не является основанием для признания обязанности по уплате налога в бюджетную систему РФ неисполненной.

В Письме ФНС России от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852 однозначно сказано, что НК РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. Следовательно, если налоговым агентом НДФЛ был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме, у налогового органа не имеется оснований для привлечения его к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ. Данная позиция нашла свое отражение еще в Постановлении ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08.

При этом налоговики напоминают, что нарушение порядка перечисления налога приводит к трудностям идентификации налоговым органом платежей, а также сложностям для самого налогового агента при уточнении оснований, типа и принадлежности платежа. С этим трудно не согласиться.

Последняя инстанция – Конституционный суд.

Сложившаяся ситуация не могла устроить налоговых агентов, и они обращались в суд. Но суды принимали сторону налоговиков, указывая, например, что обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному исполнению обязанности по перечислению удержанного НДФЛ в бюджет, налоговым агентом не приведено и судами не установлено, в связи с чем штраф за несвоевременный НДФЛ по ст. 123 НК РФ начислен правомерно (Определение ВС РФ от 19.12.2016 № 305-КГ16-17454 по делу № А40-189421/2015). И это несмотря на то, что налоговый агент в данном случае при отсутствии ошибок в представленных расчетах по НДФЛ самостоятельно погасил задолженность в бюджет по НДФЛ и уплатил пени.

Последней инстанцией в данном споре оставался Конституционный суд, в который и обратился налоговый агент (Постановление КС РФ от 06.02.2018 № 6-П). Он оспорил конституционность п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:

представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;

представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

По мнению налогового агента (ОАО), положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ противоречат ст. 19, 46 и 55 Конституции РФ, поскольку позволяют освобождать налогового агента от налоговой ответственности (штрафа) за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных им сумм НДФЛ лишь в том случае, если он представит уточненную налоговую отчетность. Поскольку же при изначально правильно составленной отчетности это условие исполнить нельзя, освобождением от налоговой ответственности за такую просрочку могут пользоваться лишь налоговые агенты, представившие недостоверную налоговую отчетность.

Кроме этого, ОАО указывало на то, что штраф по ст. 123 НК РФ не зависит от срока просрочки уплаты НДФЛ и факта самостоятельного устранения задолженности до окончания налогового периода с уплатой пеней в возмещение ущерба казне.

Принимая во внимание расхождения в понимании положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, имеющие место в судебной практике, Конституционный суд пришел к выводу, что эти положения в их взаимосвязи и с учетом их места в системе правового регулирования не должны толковаться как лишающие налогового агента, допустившего просрочку в уплате НДФЛ, который был правильно исчислен им в представленном налоговому органу расчете, права на освобождение от налоговой ответственности. При этом КС РФ установил следующие условия:

налоговый агент уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога или о назначении выездной налоговой проверки;

отсутствие доказательств, указывающих на то, что несвоевременное перечисление налоговым агентом в бюджет сумм налога носило преднамеренный характер, не было результатом его упущения (технической или иной ошибки).

Данный вывод был очень важен для налоговых агентов, поскольку, во-первых, он обязывает законодателя устранить расплывчатость приведенных налоговых норм, а во-вторых, дает налоговому агенту, который обратился в Конституционный суд, возможность пересмотреть решения суда, вынесенного ранее, по вновь открывшимся обстоятельствам со ссылкой на данное постановление КС РФ. Таким образом, конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, выявленный Конституционным судом, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

ОАО использовало свой шанс и отсудило у налоговиков всю сумму штрафа, которая была ранее начислена по ст. 123 НК РФ (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.07.2018 по делу № А40-189421/15-108-1542).

Штрафа можно избежать: условия установлены.

В целях реализации Постановления КС РФ № 6-П, которым взаимосвязанные положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом технической или иной ошибки и носило непреднамеренный характер, законодатель внес изменения в НК РФ.

Читайте также:  Какой налоговый режим лучше использовать ИП для фитнес-клуба и нужно ли уведомлять Роспотребнадзор?

28.12.2018 был опубликован Федеральный закон от 27.12.2018 № 546-ФЗ[1]. Начало действия документа – 28.01.2019.

Статья 123 НК РФ дополнена п. 2, согласно которому налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной названной статьей, при одновременном выполнении следующих условий:

налоговый расчет (расчет по налогу) представлен в налоговый орган в установленный срок;

в налоговом расчете (расчете по налогу) отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджетную систему РФ;

налоговым агентом самостоятельно перечислены в бюджетную систему РФ сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.

Внесенная норма позволяет налоговому агенту избежать штрафа в 20 % от не перечисленной в установленный срок суммы НДФЛ, но при выполнении ряда условий:

отчетность по НДФЛ, в частности расчет по форме 6-НДФЛ, корректна и представлена в установленный срок;

сумма налога уплачена налоговым агентом самостоятельно до активизации налогового органа по данному вопросу;

пени рассчитаны самим налоговым агентом и уплачены в бюджет.

Безусловно, данные новшества убирают дискриминацию в отношении налоговых агентов и уравнивают их в правах с налогоплательщиками: теперь за пропуск сроков перечисления НДФЛ в бюджет нужно будет уплатить только пени при выполнении прочих условий.

В заключение отметим, что ст. 123 НК РФ применяется не только в отношении налоговых агентов по НДФЛ, но и в отношении налоговых агентов по НДС и по налогу на прибыль (ст. 174, 287, 310 НК РФ). Соответственно, на них также распространяется действие новой нормы: НК РФ не предусматривается различное применение ст. 123 НК РФ в зависимости от конкретного налога, по которому совершено соответствующее налоговое правонарушение (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).

[1] «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».

Какая ответственность за несвоевременную уплату НДС?

Налоговая ответственность за несвоевременную уплату налога

За неуплату налога или неполную уплату в установленные сроки в Налоговом кодексе предусмотрены последствия как в виде штрафа (ст. 122 НК РФ), так и в виде пени (ст. 75 НК РФ),

Штраф по ст. 122 НК РФ предъявляется по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (письмо Минфина России от 28.06.2016 № 03-02-08/37483) в случае, когда неуплата или неполная уплата налога образовалась в результате неправильного его исчисления.

Если неуплата налога вызвана тем, что при расчете налоговой базы было допущено ее занижение в результате неумышленных ошибок, то в этом случае налогоплательщику предъявят штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога (п. 1 ст. 122 НК РФ)

Если налоговый орган докажет умышленное занижение налоговой базы, то размер штрафа вырастет вдвое (п. 3 ст. 122 НК РФ).

Если налогоплательщик подал декларацию, в которой сумма налога рассчитана правильно, но при этом он не уплатил его в установленный срок, то в такой ситуации взыскиваются только пени, а штраф по ст. 122 НК РФ не назначается (письмо Минфина России от 28.06.2016 № 03-02-08/37483, п. 19 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57). Это правило действует и в случае, когда налогоплательщик подал уточненную налоговую декларацию, не уплатив налог по первоначальной декларации (письмо ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692).

Несвоевременная уплата НДС (как и любого другого налога) как по причине занижения налоговой базы, так и в случае нарушения срока уплаты правильно исчисленного налога влечет за собой взыскание пени (ст. 75 НК РФ).

Пени рассчитывают в процентах от суммы неуплаченного налога исходя из 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки, но эти условия сохранены только для физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Для юридических лиц формула расчета применяется только в случае, если количество дней просрочки уплаты налога не превышает 30. Начиная с 31-го дня просрочки для юридических лиц пеня будет рассчитываться исходя из 1/150 ставки рефинансирования, т. е. сумма пеней увеличивается вдвое.

Правильно рассчитать сумму пеней к уплате вам поможет наш калькулятор.

Какие обстоятельства смягчают ответственность за налоговое правонарушение

В пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ перечислены обстоятельства, смягчающие (при определении степени) вину в неполной уплате или полной неуплате налогов. Так, например, к ним отнесены стечение тяжелых личных (семейных) обстоятельств или наличие угрозы. Перечень не является закрытым, поэтому налоговая инспекция или суд могут посчитать смягчающими и другие обстоятельства, не вошедшие в список.

Переплата по налогу

На вопрос, является ли смягчающим обстоятельством переплата по налогу, есть 2 противоположные позиции.

Первая точка зрения основана на утверждении, что переплата по налогу — это смягчающее обстоятельство при определении степени вины в неуплате этого налога. В пользу такой позиции говорят решения различных инстанций арбитражных судов.

Так, ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 13.05.2011 по делу № А32-24703/2010 указал, что наличие переплаты по налогу на счетах организации говорит о неточностях в расчетах, а не о желании уклониться от обязанностей налогоплательщика. Поэтому такие обстоятельства можно признать смягчающими, несмотря на их отсутствие в перечне, приведенном в пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ.

Аналогичные аргументы содержатся в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 10.07.2012 по делу № А45-23284/2011 и ФАС Северо-Кавказского округа от 15.03.2011 по делу № А32-18613/2010.

Еще больше убеждает судей в невиновности налогоплательщика переплата, превышающая на момент проверки величину обнаруженной недоимки. Подтверждением такой позиции служит постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.04.2008 № Ф04-1668/2008(1938-А45-25) по делу № А45-806/2004-СА40/45.

Схожие аргументы приведены, кроме того, в постановлениях ФАС Московского округа от 30.01.2007, 06.02.2007 № КГ-А40/12966-06 по делу № А40-32425/05-14-286 (определением ВАС РФ от 31.05.2007 № 6329/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) и ФАС Западно-Сибирского округа от 21.03.2007 № Ф04-1683/2007(32718-А75-26) по делу № А75-6311/2006 (определением ВАС РФ от 23.07.2007 № 8578/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).

Примечательно, что арбитражные суды принимали решения в пользу смягчения ответственности не только по НДС, но и по налогу на прибыль, а также налогу на имущество организаций.

Альтернативная точка зрения говорит о том, что переплата по налогу не может служить смягчающим обстоятельством при определении степени вины, если допущена несвоевременная уплата НДС или иного налога.

Такая позиция содержится лишь в одном судебном акте — постановлении ФАС Уральского округа от 20.08.2008 № Ф09-5323/08-С3 по делу № А71-3098/2007. Арбитражные судьи указали, что установление смягчающих обстоятельств — это сфера компетенции судебных органов. На этом основании требование налогоплательщика о снижении размера штрафа было отклонено.

Добровольное погашение недоимки и пеней

По вопросу, является ли добровольное погашение недоимки и пеней смягчающим обстоятельством, также сложилось 2 мнения.

Первое: если недоимки и пени погашены досрочно, то это обстоятельство можно считать смягчающим при неуплате или неполной уплате налога.

Наиболее убедительные аргументы приведены в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 23.10.2013 по делу № А32-37825/2012. В нем арбитражные судьи отметили, что досрочной уплатой недоимки и пеней налогоплательщик компенсировал отрицательные последствия для бюджета, поэтому его вина может быть смягчена.

Аналогичные доводы содержатся в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 04.03.2013 по делу № А27-15083/2012 и ФАС Волго-Вятского округа от 19.09.2012 по делу № А28-11341/2011.

Смягчающим обстоятельством арбитры признают и уплату недоимки и пеней до назначения налоговой проверки. Если налогоплательщик своевременно и самостоятельно устранил задолженность на основании уточненных деклараций, то эти действия, по их мнению, снижают степень вины. Такие доводы содержатся в постановлениях ФАС Поволжского округа от 21.02.2012 по делу № А55-12545/2011 и ФАС Московского округа от 13.10.2008 № КА-А40/8307-08 по делу № А40-64015/07-107-371.

В постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.06.2016 № Ф04-2227/2016 по делу № А27-17694/2015 уплата недоимки и пени до принятия решения инспекцией по проверке также была признана смягчающим обстоятельством, которое позволяет снизить размер штрафа. Второе мнение: досрочное погашение недоимок и пеней нельзя считать смягчающим обстоятельством при неуплате или неполной уплате налога.

Особенно показательным является постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.02.2008 по делу № А05-6875/2007. Арбитражные судьи в нем указали, что признание справедливости требований ИФНС не влечет за собой смягчения вины организации. Налогоплательщик должен исполнять обязанности по уплате налогов самостоятельно, без налоговых проверок.

Аналогичные выводы содержатся и в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 31.01.2012 по делу № А27-6262/2011 (определением ВАС РФ от 20.04.2012 № ВАС-4621/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).

Правонарушение по неполной уплате или общей неуплате налога совершено впервые

Ответ на вопрос, является ли смягчающим обстоятельством тот факт, что налогоплательщик впервые не уплатил налог или уплатил его в меньшем размере, также неоднозначен.

В одном случае суды считают, что если налоговое правонарушение совершено впервые, то его можно считать смягчающим обстоятельством при привлечении к ответственности за неполную уплату или неуплату налога. Такие аргументы содержатся, в частности, в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 26.05.2016 № Ф06-8342/2016 по делу № А72-1808/2015, ФАС Поволжского округа от 26.03.2014 по делу № А72-6157/2013 и ФАС Северо-Кавказского округа от 14.03.2014 по делу № А32-26775/2011.

В другом случае арбитры убеждены, что налоговое нарушение таковым является даже в том случае, если оно совершено впервые. Налоговый кодекс РФ в пп. 3 п. 1 ст. 112 не называет такие случаи в перечне смягчающих обстоятельств при неуплате налогов.

Эти доводы содержатся в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.07.2012 по делу № А78-7098/2011 (определением ВАС РФ от 13.11.2012 № ВАС-14171/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) и ФАС Поволжского округа от 13.09.2011 по делу № А55-25957/2010.

Итоги

За несвоевременную уплату налога ответственность в виде пени наступает всегда, а вот штраф начисляется, только если причиной несвоевременной уплаты НДС было занижение налоговой базы. Если налоговый орган установит, что занижение было умышленным, то размер штрафа вырастет в 2 раза — с 20 до 40 процентов. Штраф может быть снижен, если у налогоплательщика есть хотя бы одно смягчающее обстоятельство.

Пеня за неуплату транспортного налога

Добрый день, уважаемый читатель.

Каждый автовладелец должен ежегодно уплачивать транспортный налог за автомобили, которыми он владеет. При этом заплатить налоги нужно в срок, предусмотренный законодательством. Например, налог за 2017 год нужно оплатить до 1 декабря 2018 года.

Если не уложиться в этот срок, то налоговая инспекция начислит штраф (пеню) за каждый день просрочки. В этой статье Вы узнаете:

Что такое пеня?

Рассмотрим часть 1 статьи 75 налогового кодекса:

1. Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Таким образом, пеня – это штраф за несвоевременную уплату налога.

За какой период начисляется пеня?

Часть 3 статьи 75 налогового кодекса:

3. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26 1 настоящего Кодекса.

Пеня начисляется за каждый день просрочки.

Например, если транспортный налог за 2016 год оплачен 5 декабря 2017 год, то пеня будет начислена за 4 дня, т.к. срок уплаты – 1 декабря.

Размер пени по транспортному налогу для физических лиц

4. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени принимается равной:

  • для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, – одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;

Разберем детали данного пункта:

  1. Размер пени зависит от суммы налога. Т.е. если не оплачена большая сумма, то пеня будет больше, если маленькая, то меньше.
  2. Размер пени зависит от ключевой ставки рефинансирования Центрального банка. Этот пункт усложняет расчет, т.к. ключевая ставка регулярно изменяется. А для расчета нужно использовать именно ту ставку, которая действовала в текущий день.
  3. За каждый день просрочки начисляется пени в размере 1/300 от ключевой ставки.

Для начала несколько слов о ключевой ставке. Выяснить текущее значение этой величины можно на сайте Центрального банка.

История изменения ключевой ставки приведена в следующей таблице:

Дата измененияНовая ставка
10.02.20206
16.12.20196,25
28.10.20196,5
09.09.20197
29.07.20197,25
17.06.20197,5
17.12.20187,75
17.09.20187,5
23.03.20187,25
12.02.20187,5
18.12.20177,75
30.10.20178,25
18.09.20178,5
19.06.20179
02.05.20179,25
27.03.20179,75
19.09.201610
14.06.201610,5
03.08.201511

Примечание. В таблице приведены значения начиная с 03.08.2015, которые могут использоваться для расчета пени по транспортному налогу начиная с 2014 года. Что касается налогов за предшествующие годы, то они должны быть списаны налоговой инспекцией как безнадежные.

Рассмотрим пример расчета пени:

Предположим, что Иван не успел вовремя оплатить транспортный налог за 2016 год. Он сделал это только 25 декабря 2017 года. Величина налога – 3 000 рублей.

Таким образом, просрочка составила 24 дня. Причем за это время изменилась ключевая ставка ЦБ (18.12.2017). Поэтому первые 16 дней нужно рассчитывать в соответствии со ставкой 8,25, а оставшиеся 8 – 7.75.

Сумма пени составит:
3 000 * (16 * 0,0825 + 8 * 0,0775) / 300 = 19 рублей 40 копеек.

Читайте также:  Дополнительный заработок, что оформить?

Размер пени по транспортному налогу для юридических лиц

Процентная ставка пени принимается равной:
.

  • для организаций:
    • за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) – одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;
    • за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней – одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.

Обратите внимание, размер пени рассчитывается по схеме, похожей на рассмотренную ранее. Однако есть и важное отличие. За первые 30 дней юридические лица платят 1/300 от ключевой ставки, а за все последующие – в два раза больше (1/150).

Предположим, что “ООО Вектор”, расположенное в Москве, оплатило транспортный налог за 2016 год 30 марта 2017 года. Величина налога – 6 000 рублей.

Примечание. Срок уплаты транспортного налога для организаций в Москве – 5 февраля (Закон города Москвы “О транспортном налоге”).

Таким образом, просрочка составила 53 дня. Причем за первые 30 дней пени будут начислены как 1/300 ключевой ставки, а за оставшиеся 23 – как 1/150.

Кроме того, 23 марта 2017 года произошло изменение ключевой ставки и это также нужно учитывать при расчете.

Сумма пени составит:
6 000 * (30 * 0,1 / 300 + 16 * 0,0975 / 300 + 7 *0,0975 / 150) = 118 рублей 50 копеек.

Как узнать размер пени?

Существуют несколько способов узнать размер пени по транспортному налогу, однако прежде чем переходить к их рассмотрению, хочу обратить Ваше внимание на следующую особенность.

Пени должны увеличиваться ежедневно, однако во всех базах данных налоговой информация отображается с небольшой задержкой. Например, Вы еще не уплатили налог 3 февраля 2018 года и хотите узнать пени. Информация из базы говорит о том, что сумма налога 750 рублей, а сумма пени – 11 рублей 83 копейки. Кроме того, будет указано, что база обновлена 30 января.

Это означает, что пени были рассчитаны только 30 января. Если Вы проведете расчет для текущей даты, то увидите, что сумма будет чуть больше:
750 * (16 * 0.0825 + (14 + 31 + 3) * 0.0775) / 300 = 12 рублей 60 копеек

То есть если Вы оплатите и налог, и пени в соответствии с суммами, указанными в базе налоговой, то Вы останетесь должны налоговой небольшую сумму.

Если Вы хотите избежать подобных проблем, то рекомендую сделать следующее. Сначала оплатите основную сумму налога. После этого подождите несколько дней, пока сумма попадет в инспекцию. После этого пеня будут окончательно пересчитана и Вы сможете оплатить её.

Второй вариант – самостоятельный расчет величины пени и оплата в соответствии с полученной суммой.

Ну а теперь рассмотрим, как узнать величину пени.

Добрый день! вопрос в части санкций за несвоевременную уплату налога за год?

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 “О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ”

Комментарий

Пленум ВАС РФ принял постановление от 30.07.2013 № 57 (далее – Постановление), в котором разъяснил судам некоторые положения части первой НК РФ.

Часть представленных разъяснений впервые прозвучали как позиция Пленума ВАС РФ, часть – явились повторением или развитием мнений, высказанных в более ранних постановлениях Пленума. Напомним, что постановления Пленума ВАС РФ обязательны для всех арбитражных судов РФ (п. 2 ст. 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ).

Обратите внимание, что данным постановлением признаются утратившими силу:

  • постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации”;
  • постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 30 “О некоторых вопросах применения статьи 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации в части регулирования внесудебного порядка взыскания сумм налоговых санкций”;
  • постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 № 47 “О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование”.

Рассмотрим подробнее разъяснения, касающиеся порядка привлечения к налоговой ответственности.

Срок давности привлечения к ответственности за неуплату налога начинает течь со следующего дня после окончания периода, в котором должен был быть уплачен налог (п. 15 Постановления)

Нормами п. 1 ст. 113 НК РФ установлено, что срок давности привлечения к ответственности за неуплату или неполную уплату налога (сбора) исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение.

Поскольку налоговая база и сумма налога рассчитываются после окончания налогового периода, по итогам которого осуществляется уплата, срок давности для привлечения к ответственности по ст. 122 НК РФ за неуплату налога исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в котором должен был быть уплачен налог.

Отметим, что ранее эта точка зрения уже была высказана в постановлении Президиума ВАС РФ от 27.09.2011 № 4134/11. Суд указал, что срок исковой давности для привлечения к ответственности за неуплату НДС за июнь со сроком уплаты 20 июля начинает течь с 1 августа (налоговый период по НДС в рассматриваемый период составлял месяц).

Однако большинство судов высказывали иное мнение: срок давности начинает течь со следующего дня после окончания того периода, за который должен был быть уплачен налог (постановления ФАС Московского округа от 31.08.2009 № КА-А40/8492-09, ФАС Северо-Западного округа от 20.07.2009 по делу № А56-26530/2008).

Несомненно, эта точка зрения была более выгодна налогоплательщику. Согласно же новым разъяснениям срок давности фактически продлевается еще на один налоговый период.

Например, налоговый период по налогу на прибыль составляет год, поэтому срок давности привлечения к ответственности за неуплату налога за 2012 год начнет течь только в 2014 году, поскольку за 2012 год налог необходимо было заплатить 28 марта 2013 года.

При наличии смягчающих обстоятельств суд может уменьшить размер санкции более чем в два раза (п. 16 Постановления)

Если суд при рассмотрении дела установит хотя бы одно смягчающее обстоятельство, указанное в п. 1 ст. 112 НК РФ, то размер штрафа должен быть снижен минимум в два раза по сравнению с санкцией, предусмотренной конкретной нормой НК РФ. Об этом сказано в п. 1 ст. 112 НК РФ.

Пункт 3 ст. 114 НК РФ устанавливает лишь минимальный предел снижения санкции. При этом штраф может быть уменьшен и более чем в два раза.

Данным пунктом Пленум ВАС РФ закрепил сложившуюся в судебной практике позицию, согласно которой суд может сам решать, во сколько раз снижать штраф (см. постановления ФАС Волго-Вятского округа от 14.09.2011 по делу № А17-4441/2010, ФАС Московского округа от 23.11.2009 № КА-А41/12219-09, ФАС Северо-Западного округа от 30.11.2012 по делу № А05-5211/2012 и др.).

За непредставление декларации по итогам отчетного периода нельзя привлечь к ответственности (п. 17 Постановления)

Авансовый платеж платится в течение налогового периода, предваряя собой уплату налога по итогам этого периода, поэтому между этими двумя платежами есть существенные различия (п.п. 3, 4 ст. 58 НК РФ). Пленум ВАС РФ указал, что налоговая декларация, представляемая по итогам периода, и расчет авансового платежа, который подается внутри периода, – это два самостоятельных документа, они разделены в п. 1 ст. 80 НК РФ.

Статья 119 НК РФ предусматривает санкции только за непредставление налоговой декларации. Исходя из этого, ответственность за непредставление расчета по авансовому платежу по данной статье не наступает, как бы он ни был назван в главах части второй НК РФ.

Разъяснение актуально в основном для случаев несвоевременного представления отчетности по налогу на прибыль по итогам отчетных периодов. Связано это с тем, что в ст. 289 НК РФ и эти отчеты, и отчеты по итогам налогового периода включены в общее понятие “налоговая декларация”.

Стоит сказать, что ранее Минфин России указывал, что отчетность по налогу на прибыль по итогам отчетного периода (первый квартал, полугодие, девять месяцев) по своей сути является расчетом по авансовому платежу. Поэтому ответственность, предусмотренная ст. 119 НК РФ за просрочку сдачи декларации, не наступает, если налогоплательщик не сдал отчет об уплате авансовых платежей (письмо от 05.05.2009 № 03-02-07/1-228).

Однако после того, как вышло постановление Президиума ВАС РФ от 12.10.2010 № 3299/10, в котором суд указал, что гл. 25 НК РФ предусматривает представление именно декларации по итогам отчетного периода, а не авансового платежа, финансовое ведомство изменило свое мнение. И уже в письме от 25.09.2012 № 03-02-08/86 Минфин России указал, что за непредставление декларации по авансовому платежу по налогу на прибыль наступает ответственность по ст. 119 НК РФ.

Возможно, в связи с выходом комментируемого постановления Пленума ВАС РФ финансовое ведомство вновь выпустит разъяснения в пользу налогоплательщиков.

Однако стоит помнить, что за непредставление расчета по авансовым платежам налоговый орган может привлечь к ответственности по ст. 126 НК РФ и назначить штраф в размере 200 рублей. Важно и то, что сумма штрафа по данной статье не зависит от размера неуплаченной суммы авансового платежа (если одновременно с непредставлением расчета налогоплательщик не уплатил сумму платежа).

Отсутствие налога к уплате не освобождает от ответственности за несвоевременную подачу декларации (п. 18 Постановления)

Пунктом 1 ст. 119 НК РФ установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление налоговой декларации. За указанное правонарушение взимается штраф в размере 5 процентов от суммы налога, подлежащего уплате, за каждый месяц просрочки, но не более 30 процентов и не менее 1000 рублей. Размер неуплаченного налога надо определять на момент истечения срока, установленного для его уплаты.

Если недоимка отсутствует или пропущен срок сдачи “нулевой” декларации, то налогоплательщик не освобождается от ответственности. В этом случае штраф взыскивается в минимальном размере – 1000 рублей. Однако при наличии смягчающих обстоятельств суд может уменьшить размер штрафа.

Аналогичное мнение уже высказывал ранее Президиум ВАС РФ в постановлении от 08.06.2010 № 418/10 (вынесено на основании не действующей на данный момент редакции, но в этой части формулировка статьи не изменилась).

Такую же точку зрения уже по новой редакции высказали Минфин России в письме от 23.11.2011 № 03-02-08/121 и ФНС России в письме от 26.11.2010 № ШС-37-7/16376@.

Что касается возможности уменьшать минимальную сумму штрафа, предусмотренную статьей, при наличии смягчающих обстоятельств, то финансовое ведомство не возражало против этого и ранее (письмо Минфина России от 16.05.2012 № 03-02-08/47).

Если налог в декларации рассчитан верно, то за его неуплату ответственность по ст. 122 НК РФ не наступает (п. 19 Постановления)

Нормой ст. 122 НК РФ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату налога в результате занижения или неправильного исчисления налоговой базы или других неправомерных действий (бездействия).

Пленум ВАС РФ разъясняет, что бездействие налогоплательщика, который не заплатил налог, правильно рассчитанный в декларации, не образует правонарушения по ст. 122 НК РФ. В этом случае с него подлежат взысканию пени.

Ранее в судебной практике возникали споры о том, является ли бездействием, указанным в ст. 122 НК РФ, неуплата задекларированного налога.

Однако при решении вопроса о привлечении к ответственности суды руководствовались тем, имелись ли на дату платежа у налогоплательщика необходимые денежные средства или нет. И если такие средства были, то привлечение к ответственности признавали неправомерным (постановления Президиума ВАС РФ от 08.05.2007 № 15162/06, ФАС Московского округа от 17.05.2011 № КА-А40/4149-11).

Тем не менее суды анализировали состав правонарушения по ст. 122 НК РФ. Так, в постановлении от 17.05.2011 № КА-А40/4149-11 ФАС Московского округа указал следующее. Для привлечения к ответственности по ст. 122 НК РФ налогоплательщик должен совершать неправомерные (т.е. нарушающие нормы НК РФ) деяния (операции), которые повлекли незаконное занижение налоговой базы, что и привело к неуплате налога.

Сейчас эта позиция закреплена Пленумом ВАС РФ, и в дальнейшем судебная практика, скорее всего, будет складываться в том же русле.

Занижение налога не влечет ответственности по ст. 122 НК РФ при наличии переплаты (п. 20 Постановления)

Налогоплательщик может быть привлечен к ответственности по ст. 122 НК РФ, если его действия (бездействие) привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, то есть к возникновению задолженности по этому налогу.

При этом при наличии у налогоплательщика излишне уплаченных (взысканных) сумм налога они подлежат зачету в счет погашения имеющейся недоимки по налогам, пеням и штрафам (п.п. 5, 6 ст. 78 НК РФ, п. 1 ст. 79 НК РФ). Такой зачет осуществляется налоговым органом самостоятельно.

Следовательно, неуплата налога не влечет ответственность по ст. 122 НК РФ при наличии следующих условий:

  • у налогоплательщика есть переплата по тому же налогу за тот налоговый период, за который начисляется недоимка, и в размере, превышающем доначисленную сумму или равном ей;
  • на момент вынесения инспекцией решения по результатам налоговой проверки эта переплата не была зачтена в счет иных задолженностей налогоплательщика.

Если размер переплаты был менее суммы заниженного налога, налогоплательщик освобождается от ответственности в соответствующей части.

Своим разъяснением Пленум ВАС РФ не дал прямого указания на то, что переплата должна быть подтверждена (например, в ходе камеральной проверки) на момент срока уплаты налога либо на момент вынесения решения инспекцией.

В то же время второе условие можно толковать как наличие у инспекции на момент вынесения решения сведений о наличии переплаты. А эти сведения могут быть, если переплата подтверждена.

Для налогоплательщика это означает, что если на дату платежа переплата по налогу у него есть, но она не подтверждена проверкой (не прошло трех месяцев с момента сдачи декларации, уточненной декларации), то во избежание претензий налог лучше уплатить.

Одновременно отметим и положительный момент в таком толковании.

Есть многочисленные судебные решения, которые признают неправомерным привлечение к ответственности по ст. 122 НК РФ, если на момент вынесения решения у инспекции были сведения о наличии переплаты. При этом тот факт, что переплата образовалась позже периода возникновения недоимки (т.е. не уплатили за 2012 год, а переплата возникла в 2013 году), значения не имеет (постановления ФАС Северо-Западного округа от 03.04.2013 по делу № А05-3806/2012, ФАС Московского округа от 15.10.2012 по делу № А40-86449/10-116-308 и др.).

Отметим также, что ранее в судебной практике не существовало однозначного мнения по вопросу привлечения к ответственности, если переплата у налогоплательщика была, но на момент вынесения решения уже отсутствовала. Были суды, которые считали, что ответственность по ст. 122 НК РФ не наступит, если на дату уплаты налога установлено наличие переплаты (постановление ФАС Уральского округа от 13.05.2009 № Ф09-2885/09-С2). В то же время недавно принятые решения соответствуют разъяснениям Пленума ВАС РФ: ответственность не наступает только при наличии переплаты на момент вынесения решения (постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.04.2012 по делу № А42-2253/2011).

Что касается освобождения от ответственности при наличии переплаты, частично перекрывающей недоимку, то такое мнение уже было ранее высказано Президиумом ВАС РФ в постановлении от 25.12.2012 № 10734/12.

Налогового агента можно привлечь к ответственности за неудержание и (или) неперечисление налога, только если он выплачивал доход в денежной форме (п. 21 Постановления)

К ответственности по ст. 123 НК РФ можно привлечь агента в том числе за неправомерное неудержание суммы налога. В постановлении Пленум ВАС РФ делает вывод, что это санкция применяется, только если налоговый агент имел возможность удержать налог, т.е. выплачивал физическому лицу денежные средства.

Если денежных выплат налогоплательщику агент не осуществлял, то и ответственность по ст. 123 НК РФ ему не грозит.

Аналогичное мнение уже ранее высказывалось ранее в судебной практике (постановления Президиума ВАС РФ от 09.10.2007 № 5560/07, ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.11.2010 по делу N А33-18098/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 05.12.2011 по делу N А45-3067/2011, ФАС Поволжского округа от 02.08.2010 по делу N А72-16467/2009).

Финансовое ведомство так же уже отмечало, что НДФЛ можно удержать лишь из суммы доходов, при их фактической выплате. В случае невозможности удержать налог, налоговый агент должен предоставить сведения об этом в инспекцию (п. 5 ст. 226 НК РФ, письмо Минфина России от 09.02.2010 № 03-04-06/10-12).

Пени за неуплату налогов: что будет, если не платить в срок?

Пени – это неустойка, которую в денежном эквиваленте нужно выплатить за каждый просроченный день выплат. Эта штрафная санкция применяется в том случае, когда человек или компания из категории налогоплательщиков переходит в разряд должников. Сегодня мы рассмотрим, как и в каком объёме начисляются пени за неуплату налогов.

Пени за неуплату налогов

Пени на налоги: общая информация

В статье №75 HK РФ регламентированы все вопросы, касающиеся пени по налоговым сборам: в каких случаях исчисляется эта штрафная санкция, в каком размере и в каком порядке – принудительном или добровольном. Закон гласит, что пени выплачивается в том случае, если налогоплательщик вовремя не внёс вменённые ему налоговые платежи, то есть, просрочил выплату. При этом неважно, была ли с опозданием внесена часть суммы или же весь налоговый сбор.

Также свод законов объясняет, что начисление пени не противоречит и не исключает иной ответственности за нарушение налогового законодательства. Иными словами, даже если человеку назначат дополнительный денежный штраф, обязанность по уплате пени, начисленных за каждый день просрочки, всё равно будет закреплена за должником.

Уплачивая налог, человек должен озаботиться тем, чтобы деньги поступили в казну государства не позднее числа, указанного крайней датой оплаты. Уже со следующего дня начнёт «капать» пени.

Важный момент! При уплате всех причитающихся налоговых сумм начисление пеней прекращается. То есть, цифра начисленной пени фиксируется в момент погашения долга, а если пени не были уплачены, то на них не начисляются дополнительные пени.

Начисление пеней происходит не только применительно к платежам налоговым, но и к авансовым выплатам на налоги и сборы. Таким образом, пени обязаны уплачивать не только налогоплательщики, но и агенты по налогам.

Требование об уплате задолженности и пени на неё налоговая инспекция высылает на адрес должника. В письме указана общая сумма долга, срок, в который должен был быть заплачен налоговый сбор, а также размер пени на день, когда требование было отправлено плательщику. В документе указываются и иные меры по взысканию налогового долга, если человек уплачивать его не намерен. Отреагировать на полученное требование, то есть, внести в казну государства сумму задолженности, необходимо в течение восьми рабочих дней с момента получение письма.

Отметим, что с 2016 года в силу вступило решение о том, что налоговая вправе направить письмо, информирующее о налоговом долге гражданина, в адрес его работодателя или иного лица, выплачивающего доход (пенсию, стипендию).

Письмо из налоговой приходит в фирменном конверте с указанием всех контактных данных ведомства

Сроки уплаты налогов по закону

В Российской Федерации с 2015 года действует закон, согласно которому фирмы и физлица обязаны уплачивать налоги не позднее, чем 1 декабря года, идущего за периодом отчётности. Соответственно, налоги за 2017 год должны быть уплачены в срок до 1 декабря 2018 года. Эта дата актуальна для всех типов налоговых сборов, включая НДФЛ.

Не позднее, чем за тридцать рабочих дней до указанной даты в адрес налогоплательщика поступает «письмо счастья» — документ, в котором сообщается о необходимости выполнить свою налоговую обязанность перед государством.

В случае, если налогоплательщик не уплатил полную сумму сбора, ему грозит санкция в виде денежного штрафа. В обычном случае необходимо выплатить штраф в размере двадцати процентов от суммы задолженности. Если же налоговые инспекторы имеют основания считать, что плательщик умышленно скрывается от уплаты, штраф вырастет до сорока процентов от суммы долга.

Что будет, если не платить в срок?

Налоговый орган имеет права подать в суд на должника, дабы взыскать сумму задолженности без его согласия. Судебным постановлением может быть предписано списать долг из имущества, укрывающегося от уплаты налогов лица, в том числе снять недостающую сумму с банковских счетов.

Лица, уклоняющиеся от налогов, будут обязаны возместить долг по решению суда

Обращение в суд правомерно в течение трёх лет с момента самого первого требования налоговой погасить задолженность. Возможны два варианта развития событий:

  1. Если сумма долга не превышает трёх тысяч рублей, представитель налоговой инспекции может подать в суд в течение полугода после истечения вышеназванного трёхлетнего срока.
  2. Если сумма долга свыше трёх тысяч рублей, налоговый орган может подать в суд спустя полгода после момента, когда сумма задолженности превысила три тысячи рублей.

Важный момент! Приказ суда может быть вынесен без вызова сторон и разбирательства, если предоставленная налоговым органом информация является очевидной и неоспоримой. При этом должник имеет двадцать дней с момента направления ему копии судебного приказа, чтобы представить возражения. Независимо от характера возражений приказ будет отменён, а дело будет рассматриваться с участием сторон.

Кто виноват, если уведомление об уплате налогов не дошло?

Если в указанный срок гражданин или представитель компании не получили налоговое уведомление, разбираться необходимо самостоятельно. Зная, что вы владеете имуществом, облагаемым налоговым сбором или имеете иные обязательства такого рода перед государством, вы самостоятельно должны обеспечить поступление денег в казну.

Неполучение письма из налоговой не является оправдательной причиной неуплаты налогового сбора или просрочки платежа. Если бумага не пришла, плательщик должен обратиться в ФНС по месту регистрации, чтобы уточнить сумму к уплате.

Статья №23 HK РФ гласит, что не позднее 31 декабря года, идущего за налоговым истёкшим периодом, каждый плательщик должен обратиться в налоговую службу и предоставить специалистам информацию о каждом объекте налогообложение, по поводу которого не было получено соответствующее уведомление. Если «письмо счастья» приходило ранее или лицо освобождено от уплаты налога в соответствии с какими-либо льготами, информацию сообщать не нужно.

Статья 23. Обязанности налогоплательщиков

Нововведения 2017 года касательно пени на налоги

С начала 2017 года закон, регулирующий налоговые обязательства, распространился на страховые взносы (медицинские, пенсионные, по нетрудоспособности и декретному отпуску). Соответственно, на указанные виды взносов также рассчитываются пени, в случае несвоевременной уплаты.

Пени начисляется одинаково и для физлиц, и для юрлиц, но по разным процентным ставкам

С осени 2017 года по новым правилам пени стали рассчитываться для фирм, компаний и организаций – лиц юридических. Для них изменилась процентная ставка пени.

Процентная ставка пени

Для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, пени начисляется по процентной ставке, равной одной трёхсотой ставки рефинансирования Центрального банка страны. Для юридических лиц процентная ставка иная.

Таблица 1. Процентная ставка для юридических лиц

Формула расчёта пени для юрлиц по общему правилу

Период просрочкиФормула расчета пени
Фирмы, просрочившие платежи не более, чем на тридцать дней включительно, будут платить пени по ставке в размере одной трёхсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ (как и физлица).
Фирмы, просрочившие налоговые выплаты более, чем на тридцать календарных дней, за период тех самых тридцати дней будут платить по стандартной ставке (1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ), а начиная с тридцать первого дня задолженности – по ставке, равной одной стопятидесятой (1/150), то есть вдвое меньше.

Формула расчёта пени для юрлиц для первых 30 дней просрочки

Формула расчёт пени для юрлиц начиная с 31 дня просрочки

Рассмотрим на примере. Фирма «Белые росы» обязана выплатить ЕНВД в размере десять тысяч рублей за третий квартал года не позднее, чем 25 октября 2017 года. Фактически же деньги попали в казну государства только 30 ноября этого же года. Ставка рефинансирования в этот период равнялась 8,5 процентам. Соответственно, «Белые росы» будут должны заплатить пени в размере 113, 3 рубля. Как получилась эта сумма?

Согласно нововведениям 2017 года, о которых мы упомянули, за первые тридцать дней просрочки формула будет такой: 10 000 рублей задолженность х 8,5% х 1/300 х 30 дней (с 26 октября по 24 ноября). Следующий период считается иначе: 10 000 рублей долга х 8,5% х 1/150 х 5 дней (с 25 по 29 ноября).

Расчёт пеней: формула

Как мы указали выше, пени высчитываются в процентном соотношении от суммы налога, не уплаченной в срок. Классическая формула для расчетов выглядит следующим образом:

Сумма налогового долга х Ставку рефинансирования ЦБ РФ на период просрочки х 1/300 х Количество дней, за которые просрочены платежи

Актуальное значение ключевой ставки ЦБ нужно уточнять на период имеющейся задолженности

Важный момент! С начала 2016 года понятие «ставка рефинансирования» упразднено. Центробанк утверждает ключевую ставку, которая и соответствует упразднённому значении. По данным на март 2018 года значение ставки рефинансирования ЦБ РФ – 7,5 процентов. Учитывая этот факт, расчет пеней нужно производить отдельно за каждый период, если в это время размер ставки претерпевал корректировку.

Далее нужно разобраться с тем, как высчитывать количество дней, в которые платёж был просрочен. Согласно статье №75 налогового кодекса страны, просрочка начинает считаться со дня, следующего за сроком выплаты налогового сбора (даты, когда нужно было заплатить, но этого не произошло) и до дня, предшествующего фактической выплате. То есть, просрочка основных налоговых платежей в любом случае считается со 2 декабря (как мы помним, крайний срок внесения денег – 1 декабря года, идущего за налоговым периодом). К примеру, человеку нужно уплатить налоговый сбор за 2017 год. Он не сделал этого вовремя, а перечислил деньги 16 марта 2018 года. Количество дней просрочки в его случае – тринадцать. Соответственно, если бы платёж был просрочен всего на день, пени бы плательщику не грозили.

Не стоит забывать, что пени начисляется и на авансовые налоговые сборы, не перечисленные вовремя. В данной ситуации количество дней просрочки высчитывается индивидуально, в зависимости от графика внесения авансов. Эта информация актуальна только для юридических лиц.

Возможно, Вас заинтересует информация о том, как вести учет пени по налогам. В представленном материале расскажем, какие существуют проводки по начислению и внесению средств по задолженности искомого вида.

Видео — Как рассчитать пени по налогам по новым правилам?

Когда пени не начисляются?

Существует и несколько моментов, при наступлении которых пени не будет начисляться. К ним относятся:

  1. Переплата по искомому налогу, покрывающая ещё не внесённый платёж.
  2. Переплата по искомому налогу, перекрывающая сумму пени.

В случае, если переплата частично перекрывает образовавшийся долг, пени будет начислено только на разницу, а не на всю задолженность.

Переплатой называется сумма налоговых сборов, а также ранее уплаченных штрафов или иных взносов, которые плательщик перечислил в чрезмерном количестве или же налоговый орган взыскал чрезмерно. В этом случае переплата будет автоматически засчитана вместо недоимки или пени. Если человек знает о том, что на его счету имеются «лишние» деньги, предпринимать ничего ему не нужно – налоговые органы пересчитают цифры самостоятельно.

Рассмотрим на примере. Иван Сергеевич Семёнов владеет автомобилем «Хонда Фит» 2006 года выпуска, за который ежегодно платит около 900 рублей в качестве транспортного налога. Если в 2017 году Семёнов заплатит сразу две тысячи рублей, ему не придётся оплачивать налог в 2018 году, соответственно, сумма пени начислена не будет – платёж пройдёт автоматически. Если же Семёнов заплатил тысячу рублей в 2017 году вместо 900 рублей, а затем просрочил платёж на три месяца, уплачивать пени также не придётся. Почему?

Согласно формуле расчёта, пени будет начислено таким образом: (900 рублей х 8.25% х 1/300 х 16 дней) + (900 рублей х 7.75% х 1/300 х 56 дней) + (900 рублей х 7.5% х 1/300 х 19 дней) и составит 21 рубль 26 копеек, что полностью перекрывается переплатой в 100 рублей.

Подведение итогов

С таким понятием, как пени, граждане России сталкиваются не только применительно к коммунальным платежам, но и при неуплате налогов. Такая санкционная мера предусмотрена законодательством и является обязательной к уплате при просроченных налоговых выплатах. Если налогоплательщик спохватился вовремя и погасил задолженность перед налоговой службой, сумма пени будет незначительной. Куда опаснее «забывать» про налоги юридическим лицам, которые выплачивают в казну крупные суммы. Ведь чем больше долг и количество просроченных дней, тем выше будет пеня. Будьте внимательны!

Ссылка на основную публикацию