Развитие малого инновационного бизнеса: почему так медленно?

Развитие малого инновационного бизнеса в России и за рубежом

Главная > Реферат >Экономика

Внутреннее стимулирование предполагает создание благоприятных условий внутри предприятия в целях развития инновационных способностей работников. Благоприятная для инноваций организация должна поддерживать творческие процессы и обеспечивать возможности для реализации позитивно оцененных идей вплоть до успешного внедрения.

Элементами внутренней мотивации и стимулирования выступают: позиция и поведение руководителей, кадровая политика, организация информационных и коммуникационных процессов, финансовое стимулирование, развитие фирменной культуры, внутрифирменное развивающее обучение.

В качестве следующего элемента инновационного механизма управления можно назвать механизм технологического трансфера . Это передача технологий, разработанных в государственном и предпринимательском секторах. На производственных предприятиях (особенно средних и малых) сфера исследований как правило ограничивается разработками, а фундаментальные и прикладные исследования могут быть переданы посредством технологического трансфера. Внешними источниками знаний в данном случае могут выступать: обмен научно-технической информацией путем участия в конференциях, ярмарках; трансфер знаний благодаря принятию на работу сотрудников со специальной подготовкой, выпускников университетов; совместные исследования с другими предприятиями; приобретение патентов и лицензий для использования в специальном проекте; кооперация в разработках.

Наиболее значимые требования к механизму интеллектуальной собственности в рамках предприятия – это: низкозатратность процессов патентирования; возможность свободной покупки лицензии для организации производства новых продуктов и технологий; обеспечение законодательной защиты прав собственности на интеллектуальный продукт.

К вышеупомянутым механизмам необходимо добавить механизмы планирования и контроля внутрифирменной инновационной деятельности, а также механизм взаимодействия участников инновационного процесса . Участниками инновационного процесса могут быть «инсайдеры». К ним относятся работники предприятия: руководители разных уровней, специалисты – экономисты, инженеры, конструкторы, технологи, а также рядовые рабочие. К аутсайдерам можно отнести внешних собственников, банки, представителей федеральных, местных органов власти и общественных организаций, научно-исследовательские организации и провайдеров технологий, другие предприятия. При анализе взаимодействия участников инновационного процесса важны следующие моменты: совокупность формальных и неформальных правил, регулирующих взаимодействие; степень участия в инициировании, разработке, реализации проектов и программ; степень заинтересованности и направленность интересов различных участников в процессе внедрения инноваций; распределение функций контроля и оценки результатов, социальный эффект инноваций.

Глава 2. Развитие малого инновационного бизнеса в России и за рубежом.

2.1. Современное состояние инновационного бизнеса РФ.

Ориентированный на разработку и реализацию нового товара малый инновационный бизнес всегда являлся актуальной темой в области предпринимательства. Инновационный бизнес по-своему уникален и сложен, так как затрагивает все возможные виды предпринимательской деятельности, а именно: производство, продажа товара, менеджмент, маркетинг. Собирая все самые насущные проблемы данных сфер, он становится достаточно проблематичным, но, тем не менее, по многим причинам остается привлекательным для большинства бизнесменов.

Преимущества данного вида бизнеса выражены в том, что он необходим для совершенствования деятельности иных сфер предпринимательства и ориентирован на определенные потребности покупателей. Малый инновационный бизнес интересен ещё тем, что он имеет «соревновательный» характер, всегда есть к чему стремиться в процессе борьбы с конкурентами.

По некоторым статистическим данным, инновационный бизнес в общей структуре малого бизнеса России составляет всего лишь 3-4%. При этом чиновники на различных заседаниях и конференциях постоянно обсуждают мощный научный потенциал страны. Не так давно было проведено исследование – происходил опрос всех зарегистрированных представителей малого инновационного бизнеса в России. Результаты многих удивили: оказалось, что только 15% предприятий могут считаться действительно инновационными. Они постоянно проводят научные исследования, охраняют интеллектуальную собственность и занимаются коммерциализацией новшеств на рынке. Остальные предприятия свою инновационную составляющую давно утратили.

Почему же малый инновационный бизнес так медленно развивается? Этому есть несколько причин. Начнем с того, что до сих пор не существует конкретной правовой основы инновационной деятельности. В действующих законах даже нет определения слова «инновации». Не имея четкого понятия, статистики, мониторинга, объективной оценки потенциала инновационных предприятий, говорить о развитии малого инновационного бизнеса крайне сложно.
Инновации в малом бизнесе пока не достаточно востребованы, что объясняется отсутствием мотивации у предпринимателей, ведь в данной сфере нет гарантии на получение дохода, новый разработанный товар может совершенно не заинтересовать потребителей. Для развития инновационной деятельности не хватает опытных специалистов, особенно ощутима нехватка менеджеров, которые способны продвигать товар на рынке. Малый инновационный бизнес требует вложения существенных финансовых средств, которых у предпринимателей попросту нет. Существует государственный фонд, оказывающий финансовую помощь инновационным предприятиям, но её, к сожалению, недостаточно. Современные исследователи, не имея мотивации, совершенно отказываются верить в то, что бизнес и инновации являются совместимыми вещами. Так о каком развитии может идти речь, если сами исследователи, научные сотрудники не видят перспектив? Кроме всего вышесказанного, развитие малого предпринимательства в инновационной сфере в России тормозит нестабильная экономическая ситуация.

Для того чтобы малый инновационный бизнес действительно начал активно развиваться, необходимо решить все эти проблемы, то есть: сформировать нормативно-правовую базу, создать оптимальные условия для развития бизнеса, подготовить квалифицированных работников, увеличить источники финансирования и прочее. Прежде чем приступить к решению всех этих проблем, необходимо провести мониторинг инновационных предприятий, так как на данный момент точное число инновационных предприятий не известно. Без результатов мониторинга, без статистических данных все проблемы малого инновационного бизнеса решить невозможно.

2.2. Инновационное предпринимательство и тенденции его развития.

Инновационное предпринимательство — это процесс создания и коммерческого использования технико-техно­логических нововведений. Как правило, в основе предпри­нимательской деятельности лежит нововведение в области продукции или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служат спе­цифическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организацион­ный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур.

Предпринимателей отличает инновационный тип мыш­ления. В настоящее время сложилось понимание предпринима­теля как новатора. «Задача предпринимателей — реформи­ровать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле — через использование новых технологических достижений для производства новых товаров или прежних товаров, но новым методом, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции — вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли про­мышленности».

Инновационное предпринимательство — это особый новаторский процесс создания чего-то нового, процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации. Оно связано с готовностью предпринимателя брать на себя весь риск по осуществлению нового проекта или улучшению существующего, а также возникающие при этом финансовую, моральную и социальную ответственность. В общем плане инновационное предпринимательство можно определить как общественный технический экономический процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров (продукции, услуг) и технологий путем практического использования нововведений.

В экономической литературе выделяются три основных вида инновационного предпринимательства:

Первый вид инновационного предпринимательства— инновация продукции — представляет собой процесс обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающий выживаемость фирмы, увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа, создание новых рабочих мест и т. д.

Второй вид — инновация технологии — это процесс обновления производственного потенциала, направленный на повышение производительности труда и экономию энергии, сырья и других ресурсов, что в свою очередь дает возможность увеличить объем прибыли фирмы, усовершенствовать технику безопасности, провести мероприятия по защите окружающей среды, эффективно использовать внутрифирменные информационные системы.
Последний вид инновационного предпринимательства — социальные инновации — представляет собой общий процесс планомерного улучшения гуманитарной сферы предприятия. Применение инноваций такого рода расширяет возможности на рынке рабочей силы, мобилизует персонал предприятия на достижение поставленных целей, укрепляет доверие к социальным обязательствам предприятия перед сотрудниками и обществом в целом.
На основе способа организации инновационного процесса в фирме можно выделить три модели инновационного предпринимательства:

инновационное предпринимательство на основе внутренней организации, когда инновация создается и (или) осваивается внутри фирмы ее специализированными подразделениями на базе планирования и мониторинга их взаимодействия по инновационному проекту;

инновационное предпринимательство на основе внешней организации при помощи контрактов, когда заказ на создание и (или) освоение инновации размещается между сторонними организациями;

инновационное предпринимательство на основе внешней организации при помощи венчуров, когда фирма для реализации инновационного проекта учреждает дочерние венчурные фирмы, привлекающие дополнительные сторонние средства.

Наиболее часто используемой является вторая модель инновационного предпринимательства — фирма размещает заказ на разработку новшеств, а осваивает их собственными силами (не на основе размещения комплексных заказов типа «под ключ»). Относительная редкость использования первой модели объясняется недостаточным потенциалом «заводской науки».
В основе всех видов инновационного предпринимательства лежит создание и освоение новых видов продукции (товаров, услуг), изготовление, создание вещей, ценностей, благ, понимаемое в самом широком смысле слова. Главной и определяющей частью такого предпринимательства является создание и производство научно-технической продукции, товаров, работ, информации, духовных (интеллектуальных) ценностей, подлежащих последующей реализации покупателям, потребителям.

Для российской экономики инновационное предпринимательство чрезвычайно привлекательно. Оно стимулирует экономические процессы, необходимые именно на стадии перехода к рыночным отношениям, в частности, значительный приток ресурсов в сферу научных исследований и разработок. В Российской Федерации популярность инновационных видов деятельности постепенно растет. Это связано с относительной стабилизацией политической и экономической обстановки в стране после сокрушительного 1998 года, а также с многочисленными преимуществами данного вида предпринимательства и усилением позитивной роли государства в стимулировании инновационного процесса.

В России инновационная деятельность развивалась обычно в научных организациях, а не в высших учебных заведениях. К числу Научных организаций относятся организации Российской академии наук, прикладные научно-исследовательские институты и конструкторские бюро. В стране только в организациях Академии наук ведутся работы, связанные с фундаментальной наукой. Сегодня многие подразделения Академии занимаются также прикладными исследованиями. Перенести научную работу по западному образцу в вузы в России пока не удается. Для решения этой задачи в рыночной экономике нужно, чтобы предприниматели были заинтересованы в научной помощи высшей школы, а высшая школа могла бы эту помощь оказать. Ни то ни другое требование, как правило, не выполняется. Предприниматели считают, что их научные знания ничуть не меньше, чем знания у работников вузов, и не хотят заключать договоров на научно-исследовательские разработки (НИР) с вузами. Считается, что затраты не окупят себя. Часто предприниматели даже не понимают, какую помощь им может оказать высшая школа, а представители высшей школы не понимают требований, предъявляемых им предпринимателями. Сегодня в высших учебных заведениях можно встретить разнарядку, спущенную на кафедры, о заключении заданного количества договоров на НИР с бизнесом. То есть вместо создания благоприятной внешней среды для интеграции бизнеса с высшей школой используются известные издревле указания сверху. Для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в вузах следует использовать опыт США, где такое финансирование в подавляющем большинстве случаев осуществляется за счет Федерального правительства.

5 причин, почему малый бизнес в России не растет как в Европе

О развитии малого бизнеса очень много сказано во всевозможных законах, программах и стратегиях. Но ни реформы, ни бюджетные деньги все никак не могут заставить наш малый бизнес расти и развиваться. Почему так происходит?

По статистике…

В США, странах Евросоюза и других государствах именно малый бизнес становится локомотивом экономики, делая решающий вклад в ВВП – от 40 до 80% и более. Весьма показательно и его участие во внешней торговле. По данным Евростата, 98% предприятий, торгующих в Европе, – это малый и средний бизнес, 70% из них – микропредприятия численностью до 9 человек. Именно в малом и среднем бизнесе трудится 67% занятого населения Европы, а добавленная стоимость, которую он создает за год, оценивается в 3,9 трлн евро. Именно малый бизнес создает поле для здоровой конкуренции, обеспечивает рабочие места и платит налоги.

В России все куда скромнее, доля малого и среднего бизнеса в российской экономике невелика. Минэкономразвития ее оценивает в 20%, хотя независимые эксперты спорят с этой цифрой. Эксперты «Опоры России» подсчитали, что за последние два года его доля выросла с 19,5% до 21,5%.

При этом остальной вклад в наш ВВП делают крупные госпредприятия и корпорации. В стратегиях не раз звучали планы увеличить ту самую долю малого бизнеса до европейских показателей. Еще давно к 2020 году ее планировали довести до 50%, а теперь уже президент РФ Владимир Путин обозначил новый ориентир – 40% к 2030 году. Однако эту цифру многие склонны считать слишком амбициозной и оторванной от реальности.

Эксперты отмечают, что в будущем стимулы для роста, которые позволили вырасти доле малого бизнеса на 2,5% за четыре года, себя уже не оправдают, тем более что в этой сфере остается еще много нерешенных проблем.

Малому бизнесу невыгодно держать сотрудников

С малым бизнесом в России складывается весьма противоречивая ситуация. С одной стороны, малых предприятий действительно становится больше, но с другой, занятость в них падает, и, как следствие, их обороты и возможности уменьшаются.

В Счетной палате подсчитали, что количество предприятий в сфере малого и среднего бизнеса выросло за два года с 4,53 млн на 1 января 2015 года до 5,99 млн на 10 декабря 2017 года, то есть больше, чем на треть. За то же время число работников, которые в них трудятся, упало с 18 млн человек до 16 млн человек. Фактически это значит, что либо они перешли к другим, более крупным субъектам хозяйствования, либо ушли в тень и продолжают работать с малым бизнесом нелегально.

При этом не помогает даже государственное финансирование. Счетная палата, изучая эффективность реализации господдержки в ряде некоторых регионов – Ставрополье, Татарстане, Краснодаре и других, – выяснила, что по темпам создания рабочих мест в МСП поддержка буквально провалилась. В рамках федеральной госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» в 2014-2017 годах на малый и средний бизнес было выделено 120,5 млрд рублей, из которых 95% было потрачено. Однако ключевой показатель ее реализации – 109,5 тысячи рабочих мест – достигнут так и не был, малые предприятия в исследуемых регионах обеспечили лишь 35,5 тысячи рабочих мест.

Если смотреть в целом по России, то ситуация ненамного лучше. По данным Росстата, за шесть лет – с 2011 по 2016 год – численность малых и микропредприятий выросла с 1,84 до 2,77 млн единиц, в то время как число работников в них по сравнению с 2011 годом даже уменьшилось на 4%.

Расширять число работников малому бизнесу невыгодно. Даже легально оформить продавца простому ИП на рынке будет стоить еще дополнительно 43% к зарплате на руки: выплаты в Пенсионный фонд, ФФОМС, ФСС и НДФЛ. И это сверх тех расходов, которые предприниматель уже сам платит за себя и за свой бизнес. В последние годы платежеспособный спрос падал, и предпринимателям пришлось снижать издержки, в том числе за счет уменьшения рабочих мест.

Малый бизнес не использует кредиты

В Европе льготное кредитование и субсидирование процентных ставок – это одна из основных форм поддержки бизнеса. То же самое попытались внедрить и у нас, однако результаты тоже пока не радуют. Малый бизнес не слишком охотно берет кредиты на развитие своей деятельности. Никто не знает, что будет завтра, стоит вспомнить хотя бы «Ночь длинных ковшей», как ее окрестили в СМИ. Банки тоже все еще не уверены в малом бизнесе, а потому не всегда идут на встречу, хотя и в последнее время и создают больше предложений, ориентированных на предпринимателей.

По данным Центробанка, сумма предоставленных кредитов на 1 декабря 2017 года составляла 5 429,7 млрд рублей, что даже меньше, чем в далеком 2012 году, несмотря на всю инфляцию за эти годы.

Читайте также:  Кредит малому бизнесу без залога: каковы преимущества?

Для многих малых предприятий получить кредит – это все еще большая проблема. По данным Индекса Опоры RSBI, в III квартале 2017 года только 8% компаний МСБ смогли получить кредит в банке, при этом кредиты получили 56% от обратившихся за ними. Микробизнесу получить заемные средства сложнее: процент отказов превышает 50%.

Господдержка не помогает

Росстат провел этим летом исследование и выяснил, что малый бизнес почти не пользуется господдержкой и совсем мало о ней знает. Мерами поддержки пользуются только 2% малых предприятий и 3,1% индивидуальных предпринимателей. Около трети исследуемых субъектов знают о том, что господдержка существует, однако не имеют понятия, как ее получить. При том, что на федеральном, региональном и местном уровнях в совокупности действует около 600 программ, предприниматели не имеют информации о них, о том, куда стоит обращаться и соответствуют ли они критериям этих программ.

К похожим выводам пришла и Счетная палата, изучив господдержку кредитования МСБ. Ведомство отмечает, что не только сократился объем кредитования, но и почти не работает гарантийная система. Доля кредитов, обеспеченных гарантиями в рамках национальной гарантийной системы, увеличилась, но осталась незначительной: от 1,5% по состоянию на 1 января 2016 до 4,8% по состоянию на 1 октября 2017. А в тех регионах, где проводилась проверка, количество поручительств по кредитам составило ничтожные 0,1%.

До многих предпринимателей средства и вовсе не доходят. Счетная палата пишет, что при проверке гарантийного фонда и фонда микрофинансирования в Краснодарском крае субсидии из госбюджета шли не предпринимателям, а размещались на банковских депозитах. В 2014 году это было 92,4% от всех выданных денег, а в 2016 году – 41,8%.

Бесконечные квазиналоги

Вопреки обещаниям не повышать налоговую нагрузку на бизнес малые и средние предприятия почувствовали ее в полной мере, и она будет расти еще в ближайшие три года – дополнительно 350 млрд рублей планируется собрать именно за счет увеличения налоговой нагрузки на бизнес

Официальный уровень налоговой нагрузки, которую публикует ФНС, у нас находится на низких отметках – по разным видам деятельности он составляет в среднем от 2% до 10%. Однако реальные расходы предпринимателей куда выше. Появился «Платон», взносы за капремонт, экологический сбор, выросли акцизы, появился торговый сбор, затем туристический сбор, выросли портовые сборы. В 2016 году подсчитали, что число всевозможных обязательных неналоговых платежей, по разным оценкам, составляет от 50 до 70 видов. Доходы с так называемых «квазиналогов», по данным Счетной палаты, приближаются к 1 трлн рублей в год.

Неналоговых платежей появилось настолько много, что власти сейчас обсуждают вопрос о том, как их регулировать, – включать или не включать в Налоговый кодекс, и, следовательно, от этого будет зависеть, насколько велика будет ответственность за их неуплату.

Все это приводит к тому, что издержки бизнеса растут, однако в условиях все еще невысокого потребительского спроса предприниматели не могут наращивать цены на свою продукцию, поэтому вынуждены уходить в тень или закрывать бизнес.

Тотальный контроль

В России около 40 ведомств, которые в той или иной степени занимаются проверками бизнеса, и более 140 видов госконтроля, которые дублируют друг друга. Нередки случаи, когда разные органы проверяют одно и то же лицо по несколько раз. А законодательные изменения, которых в последнее время настоящий шквал, только лишь провоцируют предпринимателя на ошибки. Только за эту осеннюю сессию Госдума приняла 215 новых законопроектов.

Впрочем, есть и послабление – с 1 января 2016 года для малого бизнеса действует мораторий на проверки сроком на три года. Отчасти поэтому был небольшой всплеск регистрации нового малого бизнеса. Предприниматели регистрировали новое дело взамен старого. Однако если для кого-то проблема проверок и решилась, то появилась новая. Теперь головной болью предпринимателей стали так называемые «черные списки» Центробанка, которые ведомство разработало для борьбы с отмыванием денег. В результате банки стали просто-напросто блокировать счета малого бизнеса без разбора и без объяснения причин. При этом страдают не столько обнальщики, сколько честные компании, рядовые ситуации которых кажутся банкам подозрительными. Например, когда основания платежей не соответствуют видам деятельности клиента, либо произошло резкое увеличение оборотов по счету. Подозрения вызывают агентские и комиссионные платежи, а также любые выплаты физическим лицам. Постоянная «презумпция виновности» перед контрольными органами отнюдь не способствует тому, чтобы бизнесу хотелось работать в России.

Малое инновационное предпринимательство: проблемы и пути решения

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 03.04.2015 2015-04-03

Статья просмотрена: 1868 раз

Библиографическое описание:

Красникова А. С., Шибаева В. С. Малое инновационное предпринимательство: проблемы и пути решения // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 439-442. — URL https://moluch.ru/archive/87/17058/ (дата обращения: 21.02.2020).

Сегодня уже очевидно, что стратегическим фактором развития любого предприятия и экономики в целом становятся инновации, внедрение которых оказывает существенное влияние на увеличение технического уровня и эффективности производства, повышение качества и конкурентоспособности продукции и, как следствие, достижение устойчивого экономического роста и обеспечение безопасности страны.

Экономическое развитие и благополучие многих развитых стран базируется на динамичном функционировании предприятий малого бизнеса.

Потенциал инновационного предпринимательства активно реализуется в большинстве западных стран, но, к сожалению, не имеет должного развития в России, где его масштабы несравнимо малы (Рис. 1).

Рис. 1. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические, маркетинговые или организационные инновации, в общем числе организаций по странам: 2013 г.*

*Или ближайшие годы, по которым имеются данные.

** Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций.

*** Удельный вес организаций, осуществлявших продуктовые инновации, в общем числе организаций.

Удельный вес малых предприятий, осуществлявших технологические инновации в 2013 году равен 4,8. [1]

Малая доля МИП в основном объясняется высоким уровнем коммерческого риска инвестиций в инновационную деятельность, а так же рядом факторов, препятствующих инновациям. Рейтинг таких факторов представлен на Рис. 2.

Рис. 2. Рейтинг факторов, препятствующих технологическим инновациям

Можно сделать вывод, что на данный момент основными факторами «краха» МИП являются:

1. Недостаток собственных денежных средств у малых предприятий;

2. Недостаток государственной поддержки;

3. Высокая стоимость нововведений.

Темпы развития и масштабы роста малого инновационного бизнеса неразрывно связаны с вопросами регулирования его деятельности со стороны государства. Попытки отказаться от управления этим процессом, как свидетельствует опыт стран Запада, не имеют хозяйственной и исторической перспективы. Практически во всех развитых и развивающихся странах государство весьма активно вмешивается в деятельность малого инновационного предпринимательства. Поэтому вопрос не в том, поддерживать или не поддерживать МИП, регулировать или не регулировать их деятельность. Вопрос в том, как именно поддерживать и как регулировать.

На российском рынке имеется большое количество проектов, которые могут быть профинансированы из частных средств лишь в ограниченном объеме по причине высоких рисков. На поддержку проектов, которые являются важными для государства, технологически сложными и перспективными с точки зрения развития экономики страны, ориентирована Национальная инновационная система (НИС), формирующаяся в Российской Федерации.

Сегодня одним из основных элементов НИС является Фонд содействия малых форм предприятий в научно-технической сфере. [5]

Запуск в 2007 году на базе Фонда программы «Умник» без преувеличения следует считать одним из «верстовых столбов» развития инновационной экономики России. Измерить успех программы умник можно на одном примере: победителями программы «умник» был создан 481 стартап, из них 229 компании было создано по программе «Умник на старт», а остальные 252 компании — по программе «старт».

Программа «Старт» получила не только известность, но и признание у научно-технической общественности по всей России, как эффективный инструмент государственной поддержки инициатив по организации высокотехнологичного бизнеса.

Фонд регулярно проводит в регионах РФ мониторинг предприятий, которые получили поддержку по программе «Старт». Так, например, в 2011 году был проведен мониторинг «стартовских» предприятий в Нижегородской области, который характеризуется репрезентативной выборкой по всем тематическим направлениям программы и отражает эффективность программы в среднем по стране.

Данный мониторинг «стартовских» МИП показал, что компании очень сильно разнятся в своем уровне развития. Соответственно, они были разделены по уровню достигнутых результатов на несколько групп.

К первой группе были отнесены успешные и интенсивно развивающиеся «стартовские» МИП. Основание отбора — наличие минимум одного из показателей:

– присутствие компании на рынке со своим продуктом;

– четкие и ясные перспективы развития.

Ко второй группе были отнесены слабо развивающиеся МИП.

Критериями отбора в данную группу являлись обстоятельства, из-за которых дальнейшее развитие компании в значительной степени неопределенно:

– отсутствие внебюджетного инвестора;

– отсутствие возможности самофинансирования;

– отсутствие четкого бизнес плана;

– отсутствие ясного понимания о распределении прав на объекты интеллектуальной собственности, на базе которых планировалось создание инновационного продукта.

К третьей группе были отнесены МИП, фактически прекратившие свое существование. Критерии отбора:

– прекращение экономической деятельности юридического лица «де-факто»;

– прекращение существование юридического лица «де-юре».

Четвертая группа была сформирована из предприятий, выполняющих на тот момент 1-й год реализации проекта — очень молодых субъектов МИП.

Разделение предприятий по направлениям позволило сделать оценку успешности компаний в пределах того или иного тематического направления и сравнить направления по степени успеха (Рис. 3).

Рис. 3. Распределение МИП Нижегородской области по тематическим направлениям

Распределение МИП по степени успешности в зависимости от направления в процентах от всего числа компаний в этом направлении приведено на следующей диаграмме (Рис. 4)

Рис. 4. Распределение МИП по группам и тематическим направлениям

Наиболее успешными направлениями являются H1, H2, H3, но с другой стороны процент неуспешных предприятий здесь так же достаточно высокий.

В процессе проведения мониторинга было установлено, что основной причиной краха компаний в целом является отсутствие внебюджетного инвестора.

Это объясняется тем, что представители российского инвестиционного бизнеса ввиду отсутствия конкуренции между инвесторами не соглашаются вкладывать свои средства в рискованные проекты, их больше интересуют компании, которые уже имеют продажи разработанной продукции, и которым нужны деньги на развитие, а не на становление. Наиболее важное влияние на судьбу МИП, по мнению респондентов, оказывают такие факторы, как: недостаточность средств у предприятия, трудность привлечения внешних инвестиций и трудности в нахождении стратегического партнера для инновационной деятельности, что сходится со статистическими данными из Рис. 2.

В реализации стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года важная роль должна принадлежать малому инновационному предпринимательству. Такому пристальному вниманию МБ обязан вследствие ряда вполне объективных факторов. Исследования показывают, что малые инновационные предприятия разрабатывают больше половины, а в высокотехнологичных отраслях подавляющую часть инновации, но и имеют существенные недостатки.

В Таблице 1 приведены основные наиболее значимые и часто встречаемые преимущества и недостатки МИП.

Преимущества и недостатки МИП

1. Быстрое принятие решений и гибкость управления.

2. Быстрая адаптация к рыночным требованиям.

3. Низкий уровень накладных расходов и потребностей в первоначальном капитале.

4. Возможность прямого контакта с потребителем.

5. Более легкий выход на рынок.

6. Относительно более высокая оборачиваемость капитала.

7. Возможность реализации творческого потенциала и свобода при использовании технологических ноу-хау в производстве.

8. Большая степень информированности об уровне рыночного спроса.

9. Взаимозаменяемость работников в силу упрощенной иерархичности отделов.

10. Источник создания новых рабочих мест.

1. Сложности получения финансирования и кредитования.

2. Высокий уровень риска.

3. Высокий уровень рыночной конкуренции со стороны крупных фирм.

4. Сложность коммерциализации новых продуктов и технологий.

5. Незначительная степень разделения труда.

6. Недостаток информации.

7. Невысокий уровень профессионализма менеджеров в управлении предприятием.

8. Ориентированность инноваций на небольшие группы потребителей.

В силу ограниченности финансовых, человеческих и других ресурсов, специфических механизмов управления, а также слабого влияния на рынок, малые предприятия осуществляют инновационную деятельность другими путями, нежели крупные компании. Фактически малые предприятия являются инструментами отработки инновационных бизнес-моделей. «Малый бизнес — это подлесок, без которого не бывает настоящего леса». [4]

Таким образом, основные преимущества малых инновационных предприятий заключается в повышенной творческой инициативности, адаптивности, способности к быстрым переменам, самостоятельности в принятии решений, что способствует созданию и внедрению новшеств.

Малое инновационное предпринимательство могло бы приобрести совсем иной масштаб при значительной поддержке государства. В настоящее время такая поддержка недостаточна и малоэффективна.

В целях получения полной и адекватной информации о деятельности МИП необходимо осуществлять ежегодный мониторинг МИП органами Росстата, подобный мониторингу Фонда содействия развития малых форм предприятия в научно-технической сфере, а также совершенствовать систему статистических показателей, характеризующих инновационное развитие экономики Российской Федерации.

Малое инновационное предпринимательство в России сможет успешно и быстро развиваться только в случае проведения целенаправленной и последовательной политики органов государственной власти и при активной поддержке бизнеса и общественных организаций страны. Развитие инновационной деятельности следует рассматривать как исключительно важную, неотложную и комплексную проблему страны, которую можно решить только при новом, гораздо более высоком уровне организации дела.

1. Федеральная служба государственной статистики, Официальная статистика по инновациям — Режим доступа: http://www.gks.ru

2. Индикаторы инновационной деятельности: 2014: статистический сборник. — Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. — 472 с

3. Наука. Инновации. Информационное общество. 2014: краткий статистический сборник. — Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014.-80 с.

4. К 20-летию Фонда содействия малых форм предприятий в научно-технической сфере — Санкт-Петербург: Журнал Инновации. — 2014. — Спец. вып. [II]: февраль. — 184 с.

5. Нестеренко Ю. Н. Развитие малого инновационного бизнеса — потенциал формирования экономики знаний // Российское предпринимательство. — 2007. — № 10 Вып. 1 (99). — c. 25–30.

[1] По данным формы федерального статистического наблюдения № 2-МП инновация “Сведения о технологических инновациях малого предприятия”, без учета микропредприятий (1 раз в 2 года за нечетные года) [1]

Пути решения проблем инновационного малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю

Оглавление

Введение ..…………………………………………………………….……. 2
Глава I. Малый бизнес. Его роль в экономике страны…….………..….3
§1 Малый бизнес: разновидности и особенности…………..………………..3
§2 Роль малого бизнеса в экономике страны….…………………………….12
Глава II Роль инновационного малого бизнеса в экономике страны..21
§1 Отраслевая структура малого бизнеса….……………………..………….21
§2 Роль инновационного малого бизнеса в рыночной экономике..……….26
§3 Малый бизнес, как инструмент инновационной среды…………………28
Глава III. Пути решения проблем инновационного малого бизнеса…35
§1 Функция мотивации в стратегическом управлении………..…………. 35
§2 Стимулирование инновационной сферы малого предпринимательства..38
Заключение …………………………………………………………….…… 42
Использованная литература ……………………

Файлы: 1 файл

Garya(1).doc

В соответствии со стратегией РФ в области развития науки и инноваций важной задачей является создание благоприятных условий для развития малого инновационного бизнеса, в первую очередь дальнейшее развитие:

  • финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес проектов на всех стадиях инновационного цикла, прежде всего «посевых» и венчурных технологических фондов;
  • технологической инфраструктуры, включающей технико-внедренческие зоны, технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, инжиринговые центры, центры трансфера технологий и т.п. 8

Глава III. Пути решения проблем инновационного малого бизнес

§ 1 Функция мотивации в стратегическом управлении организацией.

Читайте также:  Нулевая декларация по УСН за 2020 год для ИП и ООО образец заполнения доходы

Доктрина стратегического менеджмента содержит следующие элементы:

− смотреть в будущее: следует знать, на каких рынках вы действуете в настоящий момент и на какие хотите попасть в будущем;

− уделять неослабевающее внимание внешним факторам – экономическим, технологическим, социальным, политическим;

− поддерживать соответствие между внешними и внутренними факторами организации;

− помнить, что стратегический менеджмент – процесс, который предполагает обратную связь и постоянное накопление знаний.

Исследователи в области стратегического управления стали уделять внимание малым и средним предприятиям не так давно – в 90-х годах прошлого века. Это связано с тем, что к этому времени во многих странах малый и средний бизнес превратился в главную опору экономики.

Некоторые исследователи считают, что «формальные процедуры стратегического менеджмента особенно неуместны для малых и средних предприятий, не имеющих ни управленческих, ни финансовых ресурсов». Однако многие согласны с тем, что для тех решений, которые с вязаны с выбором подходящего рынка или продукта, стратегический менеджмент важен и для данных предприятий. Следует, конечно, принять во внимание, что на малых и средних предприятиях процесс стратегического менеджмента не всегда должен быть строго формализован.

Преимущества стратегического менеджмента в условиях малых и средних предприятий очевидны и связаны, в том числе с тем, что он позволяет организации действовать превентивно, предпринимать профилактические действия, повышает ее готовность к изменяющейся ситуации.

Несмотря на явные преимущества, ограничения стратегического управления в условиях малых и средних предприятий существуют и связаны с недостаточными знаниями руководителей в этой области, отсутствием времени, навыков, опыта, некоторых видов ресурсов, непониманием его важности.

Что касается практической стороны вопроса, следует отметить, что сегодня интерес к стратегическому менеджменту растет. Многие владельцы и менеджеры малых и средних предприятий обращаются к механизмам стратегического планирования и управления.

«Успешные предприниматели – это высокомотивированные стратеги, способные проявлять гибкость и не бояться брать на себя риск. Это руководители, действующие на упреждение, способные применять стратегическое планирование в процессе принятия решений».

Для производства продукции организация должна быть обеспечена необходимыми ресурсами: материалами, комплектующими изделиями, исполнителями и необходимым оборудованием. В процессе реализации стратегии в организации важная роль отводится человеческим ресурсам. Использование ресурсов связано с затратами, которые могут зависеть от стоимости ресурса и времени его использования. Чтобы производить продукцию (товары, услуги) с наименьшими затратами необходимо эффективно управлять потреблением ресурсов. Для этого нужно внедрять передовые технологии производства и управления, постоянно совершенствуя процессы. Самый важный стратегический ресурс любой организации – ее работники. Мотивированные человеческие ресурсы оказывают существенное влияние на успех процесса реализации стратегии.

Управление как деятельность реализуется в совокупности управленческих процессов, т. е. целенаправленных решений и действий, осуществляемых менеджерами в определенной последовательности и комбинации. Эти процессы развиваются и совершенствуются вместе с организацией.

§ 2 Стимулирование инновационной сферы малого предпринимательства

Во-первых, для устранения проблемы отсутствия точных данных необходимо в срочном порядке начать проводить мониторинг инновационных фирм Российской федерации. Нужно знать, сколько инновационных предприятий работает в каждом городе, районе, области.

Во-вторых, при обсуждении государственного участия в улучшении инновационного климата в центре внимания стоит проблема финансирования. Недостаточное государственное финансирование — это только одна сторона проблемы, поскольку важен не только объем выделяемых средств, но и как и кому эти средства выделяются.. Другая сторона проблемы состоит в слабом использовании государством косвенных рычагов стимулирования научной деятельности, которое является основным методом создания благоприятного инновационного климата в развитых странах мира.

Совершенствование системы финансирования должно начинаться с реструктуризации системы приоритетов научно-технологического развития. В соответствии с новыми приоритетными направлениями необходима реорганизация системы формирования федеральных целевых программ, включая Федеральные целевые научно-технические программы, которые призваны обеспечить научный задел по приоритетным направлениям и научную базу остальных федеральные целевые программы отраслевого характера. При реализации выбранных программ отбор исполнителей проектов должен производиться на основе тендеров и финансироваться на контрактной основе. Это создаст благоприятные условия для развития конкурентной среды. Оптимальным является паритетное финансирование с привлечением средств регионов и/или внебюджетных источников. Государство не должно брать на себя то, что могут финансировать сами промышленные предприятия, и только в определенных случаях стимулировать развитие отраслей через программную поддержку исследований и разработок. В общем случае программным способом из средств государственного бюджета целесообразно финансировать:

— социально значимые исследования и разработки ( например, значительная часть медицинских научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ);

— разработка новых технологий, важных для государства в целом, но не привлекательных для других субъектов рынка;

— работы по разработке и созданию общественно значимой инфраструктуры (создание сети инкубаторов малого бизнеса, инновационно-технологических центров);

— программы отдельных коммерческих проектов с целью стимулирования развития малого высокотехнологичного бизнеса (как правило, на условиях софинансирования с частным бизнесом). 9

Для решения проблемы отсутствия правовой основы необходимо разработать законодательную базу, включающую в себя определение понятий «инновация» и «инновационная деятельность» и многих других понятий инновационной сферы. Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности должно предполагать разработку и введение в действие законов и нормативных актов, которые бы обеспечивали:

1) заинтересованность государства, общественных организаций, предприятий и частных лиц, вкладывать значительную часть своих доходов в инновационную деятельность за счет льготного налогообложения этой доли средств и прибыли, полученной от реализации продуктов инновационной деятельности;

2) заинтересованность всех участников в доведении инновационной идеи до товарного вида и его коммерческой реализации на рынке, за счет освобождения их от уплаты или уменьшения размеров налогов;

3) возможность получения гарантированного и льготного кредита участникам инновационной деятельности;

4) обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности как научных коллективов, так и отдельных ученых и разработчиков;

5) обеспечение общепризнанного социального статуса и страховой защиты как исполнителей и участников инновационных процессов, так и инвесторов, финансирующих эти проекты;

6) развитие конкурсных начал в распределение средств на научные программы и проекты при открытости принимаемых решений и привлечении научного сообщества к контролю за использованием средств.

Для стимулирования развития инновационной сферы необходимо создать конкуренцию, которая возможна при наличии налоговых стимулов. Это снижение пошлин на оборудование, решение таможенных проблем, введение налоговых льгот, предоставление малым предприятиям на льготных условиях энергии и арендуемых помещений.

Для устранения кадровой проблемы необходимо подготовить квалифицированных руководителей инновационных проектов, что требует времени и затрат. Во-первых, действенным будет открытие новых инновационно- технических центров при учебных заведениях. Во-вторых, проблему нехватки знаний и опыта могут решить «бизнес-инкубаторы». Справиться с низкой мотивацией исследователей поможет цепочка стимулов, направленных на рост интереса к выгодному и перспективному бизнесу.

В целях оздоровления финансовых механизмов следует разрабатывать новые венчурные программы финансирования. Нужно осознать необходимость создания большого количества инновационно-технических центров, технопарков и «бизнес-инкубаторов», которые могут реально поддержать малый бизнес.

Проблемы инновационного бизнеса — это общая проблемы малого бизнеса и менять ситуацию нужно системно. Улучшение общих экономических условий для развития малого и среднего бизнеса будет способствовать росту количества и улучшению качества инновационного бизнеса. 10

Соответственно можно сделать вывод, почему малый инновационный бизнес так медленно развивается? Это связано с тем, что до сих пор не существует конкретной правовой основы инновационной деятельности. В действующих законах даже нет определения слова «инновации». Не имея четкого понятия, статистики, мониторинга, объективной оценки потенциала инновационных предприятий, говорить о развитии малого инновационного бизнеса крайне сложно.

Инновации в малом бизнесе пока не достаточно востребованы, что объясняется отсутствием мотивации у предпринимателей, ведь в данной сфере нет гарантии на получение дохода, новый разработанный товар может совершенно не заинтересовать потребителей. Для развития инновационной деятельности не хватает опытных специалистов, особенно ощутима нехватка менеджеров, которые способны продвигать товар на рынке. Малый инновационный бизнес требует вложения существенных финансовых средств, которых у предпринимателей попросту нет. Существует государственный фонд, оказывающий финансовую помощь инновационным предприятиям, но её, к сожалению, недостаточно. Современные исследователи, не имея мотивации, совершенно отказываются верить в то, что бизнес и инновации являются совместимыми вещами. Так о каком развитии может идти речь, если сами исследователи, научные сотрудники не видят перспектив? Кроме всего вышесказанного, развитие малого предпринимательства в инновационной сфере в России тормозит нестабильная экономическая ситуация.

Для того чтобы малый инновационный бизнес действительно начал активно развиваться, необходимо решить все эти проблемы, то есть: сформировать нормативно-правовую базу, создать оптимальные условия для развития бизнеса, подготовить квалифицированных работников, увеличить источники финансирования и прочее. Прежде чем приступить к решению всех этих проблем, необходимо провести мониторинг инновационных предприятий, так, как на данный момент точное число инновационных предприятий не известно. Без результатов мониторинга, без статистических данных все проблемы малого инновационного бизнеса решить невозможно.

Список использованной литературы.

  1. Гиляровская Л.Т.; Вехорева А.А. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческих предприятий, Санкт-Петербург, 2009
  2. Дамари Р.Финансы и предпринимательство, «Периодика» , Ярославль, 2009г
  3. Кманода А.Я. Управление персоналом организации. «Иинфра-м», Москва 2008
  4. Попков В. П. Организация предпринимательской деятельности. Схемы и таблицы. Питер 2008
  5. Рогожина Т.В., Рогожин С.В. Теория организации, Московский государственный университет коммерции , Москва 2009
  6. Савицкий Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий, Изд-во «Инфра-м» 2010, Москва
  7. Скиданов В. К. Инновационная деятельность малых предприятий. Перспективы и роль в развитии российской экономики// актуальные проблемы управления – м. 2010 вып 4
  8. Четыркин Е. Методы финансовых и коммерческих расчетов , “business речь” Москва 2010
  1. http://library.hse.ru/e- resources/HSE_economic_ journal/
  2. http://www.innovbusiness.ru/
  3. http://www.kreditbusiness.ru/ russianbusiness/335-mal.
  4. http://www.mevriz.ru/articles/ 2000/3/856.html

1 Рогожина Т.В., Рогожин С.В. Теория организации, Московский государственный университет коммерции , Москва 2009, стр 236

2 Дамари Р.Финансы и предпринимательство, «Периодика» , Ярославль, 2009г, стр 56

Савицкий Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий, Изд-во «Инфра-м» 2010, Москва, стр 130

4 http://www.mevriz.ru/articles/ 2000/3/856.html

5 Попков В. П. Организация предпринимательской деятельности. Схемы и таблицы. Питер 2008, стр. 89

Малый и средний бизнес: почему они важны для экономики России

Фото: pexels.com, автор fancycrave.com, Артем Изофатов, Tomsk.ru

Недавно Росстат озвучил вклад малых предприятий в российский ВВП. Цифра получилась вполне ожидаемая, но совершенно не впечатляющая — мы отстаем от развитых стран в несколько раз. Президент и Минэкономразвития собираются это отставание сократить до 2025 года. Разбираемся, насколько это реально и почему развитие малых и средних предприятий так важно для экономики России.

Большой вклад малого бизнеса

Отчет службы государственной статистики, опубликованный в начале февраля, представляет собой всего одну цифру — 21,9%. Это доля малого и среднего бизнеса в ВВП России за 2017 год. Более свежих данных пока нет. Методика расчета показателя: отношение продукции, созданной индивидуальными предпринимателями, микропредприятиями, малым и средним бизнесом к общему объему производства.

К малым и средним предприятиям в России относят бизнес с оборотом до 2 млрд. рублей в год и численностью штата до 250 человек. Всего таких компаний насчитывается 6 миллионов, в них работает почти 16 миллионов человек, а их объем производства в пересчете на деньги — более 20 трлн. рублей. Раньше неофициальную статистику по малому и среднему бизнесу (МСБ) собирало Министерство экономического развития. По данным министерства доля МСБ в экономике с 2014 года росла примерно на 1% в год.

До 2019 года эти данные нигде официально не публиковались. Но в марте прошлого года президент поставил задачу увеличить численность работников малых и средних предприятий до 25 млн. человек, а их вклад в ВВП до 40%. Правда, в майский указ вошло только поручение по численности. Для отслеживания планов, нужна официальная статистика, вот она и появилась в отчетах Росстата.

Еще один план развития озвучило Минэкономразвития, которое собралось до 2024 года увеличить долю МСБ до 32,5%. А министр финансов Антон Силуанов хочет добиться 23% уже в 2019 году. Чтобы достичь этих результатов динамика прироста МСБ должна улучшиться хотя бы в два раза. На первый взгляд кажется, что и сейчас цифры неплохие — 20 трлн. рублей это немало. Но, сравнение с передовыми экономиками мира показывает, что мы сильно отстаем.

Что в Томской области

Томская область считается хорошим регионом для малого и среднего бизнеса. В 2018 году доля малых предприятий в ВРП достигла 30%. Численность работников МСБ 115 тысяч человек, это почти четверть от трудоспособного населения. Объем привлеченных инвестиций превысил 3 млрд. рублей за год.

На фоне общероссийских показателей Томская область действительно выделяется в лучшую сторону. Это следствие развитой инфраструктуры поддержки малых и средних предприятий. В области работает Фонд развития промышленности, действует комплексная программа «Мой бизнес» и программа развития экспорта, открыты учебные центры и бизнес-инкубаторы при университетах.

В прошлом году область оказала предпринимателям поддержку на сумму более миллиарда рублей, а в 2019 году планируется дополнительно открыть микрофинансовую организацию для развития МСБ, которая будет выдавать займы по льготным ставкам. Меры поддержки, отработанные в Томской области, могут быть использованы для развития бизнеса по всей стране.

Большая важность малого бизнеса

Чтобы нарастить долю малого и среднего бизнеса в ВВП до 32%, властям придется всерьез взяться за это направление. В прошлом году был запущен национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который должен оптимизировать бизнес-среду в стране. Проект подразумевает льготное кредитование на общую сумму 10 трлн. рублей, облегченный доступ к госзакупкам, информирование бизнеса о действующих мерах поддержки.

Дмитрий Медведев предложил использовать принцип «регуляторной гильотины», чтобы сократить административную и налоговую нагрузку на бизнес. Согласно этому принципу, действовать будут только специально согласованные требования, остальные — автоматически утратят силу. В России многие требования действуют еще со времен СССР, некоторые из них противоречат друг другу или просто не имеют смысла. Учесть все эти требования бизнес просто не в состоянии, а проверяющие организации вынуждают это делать.

В Совете Федерации обсуждают возможность закрытия крупных магазинов на выходные, чтобы поддержать малый торговые точки. А в Госдуме на рассмотрении проект о возврате ларьков и мобильных точек торговли.

Почему о малом и среднем бизнесе вдруг стало так много разговоров? Дело в экономическом росте, который необходим России — наша экономика растет в два раза медленнее, чем мировая. С такими показателями в пятерку самых развитых стран к 2024 году нам не попасть. А такое поручение президент дал правительству в своих майских указах.

Во вчерашнем послании Федеральному Собранию Владимир Путин подчеркнул важность улучшения делового климата в стране и поручил разобраться с уголовными делами на предпринимателей.

Малые и средние предприятия — основа роста современных успешных экономик. В США в МСБ занято около 60% трудоспособного населения, в Германии — 70%, во Франции — 60%. А в России менее 30%. Малый бизнес имеет несколько преимуществ, которые положительно сказываются на национальной экономике в целом.

Насыщенному малыми компаниями рынку не грозит монополизация, а значит, и неоправданный рост цен. Малый бизнес более гибок, он быстрее подстраивается под изменения рыночных условий, а значит, работает эффективно и удовлетворяет весь спектр спроса, включая специфические запросы в разных регионах. Здоровая бизнес-среда — гарантия низкой безработицы в стране: человеку проще найти работу среди тысяч разнообразных компаний, чем пытаться встроиться в систему одной корпорации.

Важнейшее качество малого бизнеса для российской экономики — это диверсификация. Сейчас 80% всего производства сосредоточено в нескольких десятках компаний, которые уязвимы для внешнеполитических угроз. Несколько точечных санкций могут обрушить и фондовый, и реальный рынок в России, как было после введения санкций против алюминиевого гиганта «Русал».

Санкции против «Русала» за день обрушили российские индексы. На восстановление ушел почти месяц.

Несмотря на грандиозные планы властей, представители малого бизнеса не испытывают оптимизма. Предприниматели опасаются, что громкие заявления не превратятся в реальные шаги. В 2019 году малый бизнес лишили льготных страховых взносов, а самозанятых граждан обложили налогом. Рост НДС и снижение реальных доходов тоже не идут на пользу МСБ. В 2018 году индекс деловой активности малого бизнеса снижался, а ожидания от 2019 года — умеренно негативные.

Читайте также:  Перспективы развития малого бизнеса: можно ли сказать что-то определенно?

Росстат начал публиковать официальную статистику — это уже неплохо. Теперь эффект от обещанных властями мер, можно будет оценить в реальных цифрах. Но противоречивой политики властей это, к сожалению, не отменяет. Да и реальность цифр Росстата вызывает все больше вопросов. Многие предприниматели считают, что бизнесу в России не нужно помогать, ему нужно хотя бы не мешать — это и будет лучшей поддержкой.

Проблемы развития малого инновационного бизнеса

Рассмотрение снов инновационного развития экономики России. Изучение факторов, препятствующих развитию малого инновационного бизнеса. Определение путей решения существующих проблем; осуществление поддержки предпринимательства государственными фондами.

РубрикаЭкономика и экономическая теория
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления06.08.2014
Размер файла28,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Факторы, препятствующие развитию малого инновационного бизнеса в России

2. Пути решения существующих проблем развития малого инновационного бизнеса

Список использованных источников

Курс на модернизацию и инновационное развитие экономики на словах поддерживает, безусловно, большая часть населения. Однако чтобы достигнуть намеченных результатов, на самом деле, реальных сторонников серьезных и радикальных трансформаций, по объективным причинам, может оказаться недостаточно.

Большинство специалистов солидарны в том, что главная причина отставания от других стран в процессе модернизации кроется в двух основных проблемах:

– в первую очередь, это существование серьезного сопротивления кардинальным изменениям со стороны общества;

– во-вторых, это растущий дефицит высококвалифицированных кадров, которые могли бы принимать активное участие в модернизационных мероприятиях.

В Соединенных штатах Америки на малые фирмы приходится около 54% всего занятого населения, 45% всех активов, 35% чистого дохода. В странах Европейского союза на малых фирмах работает свыше 70% занятого населения. В Японии на предприятия с числом штатных единиц до 300 человек (а это 99,5% всех фирм) приходится 78% занятого населения, 51,8% продаж.

Удельный вес малых фирм в валовом национальном продукте Содиненных штатов Америки составляет 52%, Японии-55%, в странах Европейского союза – 67%. Следует отметить, что в странах бывшего СССР не уделялось необходимого внимания развитию малого предпринимательства. Акцент делался на крупные и средние предприятия, что послужило, в конечном счете, к монополизации промышленности. С переходом на рыночную модель этот фактор послужил существенным препятствием развитию национальной экономики.

Развитие малого инновационного бизнеса в любом государстве положительно влияет на развитие позитивных процессов в экономике (а, как известно, политика и экономика неотделимы), уровень демократии в обществе, усилению позиций политического веса на международной арене, что, несомненно, дает этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.

1. Факторы, препятствующие развитию малого инновационного бизнеса в России

Касаемо противостояния кардинальным трансформациям со стороны общества, то речь идет о некоторой закономерности, подтверждаемой мировой историей. Поразительно точно и ёмко охарактеризовал её Й. Шумпетер: “Общество всегда противостоит новому. Наиболее активно оно проявляется со стороны тех, чьи интересы новатор вольно или невольно ущемляет. Сопротивление может проявляться как в виде препятствий политического или правового характера, так и в общественном осуждении. Сопротивление имеет место всегда, но в разной степени — в зависимости от того, насколько привычно общество к отклонениям” [2].

Не особо заинтересованы в серьезных технологических изменениях те слои общества, которые, вследствие данных трансформаций станут неконкурентоспособными на образовавшихся новых рынках труда. Под непосредственным влиянием кардинальных структурных трансформаций, целый ряд профессий исчезнет вовсе, в других же будет необходима существенная переквалификация.

Внедрение инновационных технологий, по имеющимся расчетам, лишь в некоторых сферах промышленности повысит производительность труда работника в 5-10 раз. Однако, у этого достижения есть и другая сторона -появление массовой структурной безработицы.

Структурная безработица может происходить из-за того, что рост капиталовложений в новые отрасли не отвечает росту рабочей силы. Подобное положение вещей часто можно наблюдать в развивающихся странах. Подобный вариант безработицы может иметь место и вследствие изменений в спросе, которые приводят к сокращению объемов производства в отраслях, которые обеспечивали ранее рабочие места [7].

До этого времени в экономической теории, а также на практике к данному явлению относились как к чему-то естественному и неизбежному. Большинство экономистов были едины во мнении что данный “провал рынка” легко компенсируется созданием новых рабочих мест во все возникающих новых отраслях промышленности. В данной ситуации главное – обеспечение своевременного повышения квалификации и переподготовки работников, которые по экономическим причинам были вытеснены из производства.

Однако, последний опыт экономически развитых стран (успешно преодолевших еще предстоящую России стадию технологического обновления) свидетельствует о том, что классическая схема почти равноценной компенсации утраты рабочих мест в вымирающих отраслях созданием определенного числа рабочих мест в новых отраслях уже перестала действовать. Новые сферы промышленности требуют специалистов такой квалификации, что большая часть наемных работников, вытесненных из традиционных отраслей, по своему уровню образования овладеть новыми специальностями не в состоянии.

Наступает уже давно предсказанный момент, который вытекает из сущности научно-технического прогресса, состоящий в постепенном вытеснении человека из производства. До этого времени такая перспектива не отрицалась никем, она просматривалась лишь в отдаленном будущем, однако не в таком интенсивном протекании. Из этого следует, что первыми жертвами намеченной модернизации, а, следовательно, ее противниками станут широкие слои населения.

Но как ни странным, казалось бы, на первый взгляд, однако, наиболее не заинтересованы в существенной и коренной модернизации именно представители власти, которые, декларативно, и выступают ее первыми инициаторами. Для любого государства главной задачей выступает именно обеспечение социальной стабильности. Последняя, непременно, существенным образом снижается под влиянием безработицы.

Последний кризис свидетельствовал о том, что для правительства первостепенной задачей выступает именно поддержание социальной стабильности. Инновационные процессы пресекались на ряде фирм прямыми запретами государственных органов значительного сокращения численность штатных единиц.

2. Пути решения существующих проблем развития малого инновационного бизнеса

Удельный вес России на международном рынке наукоемкой продукции несоизмеримо мал: по разным оценкам колеблется от 0,35% до 1%. Торговля технологиями со своими объемами также не вызывает особого оптимизма. В структуре ее преобладают, в основном, инжиниринговые услуги (на них приходится 85% экспорта и 53% импорта), на долю лицензий, патентов и ноу-хау приходится лишь 3% совокупного объема экспорта и 7% – импорта.

Самым эффективным компенсационным механизмом, который уже доказал свою высокую эффектность, является интенсивное развитие малого и среднего инновационного бизнеса. Масштабная технологическая и структурная модернизация экономических систем развитых стран имела своим последствием массовое высвобождение рабочей силы. В Соединенных штатах Америки, в самом начале данного процесса, в 1970-1985 годах на малых и средних фирмах создано было около 35 млн. новых рабочих мест, в то время как на крупных фирмах и в государственных учреждениях численность работников сократилась на 6 млн. человек [3]. Того, что делается в данной сфере в России – явно недостаточно. Это, безусловно, негативно сказывается на развитии страны не только лишь в контексте решения социальных проблем, но и учитывая высокую роль именно малого бизнеса в инновационных процессах экономически развитых стран.

Малые инновационные предприятия (МИП) выступают важным элементом новых индустриальных стран (НИС). Это обусловлено тем, что именно подобные предприятия и выступают в роли связующего звена между производством и наукой. Именно подобного рода фирмы, в большинстве своем, и берут на себя основной риск, разрабатывая новые продукты и технологии, а также превращая знания в товар. Вследствие именно рисковой составляющей в их функционировании, ситуация постоянно меняется: одни фирмы появляются в надежде получения высокой прибыли, а другие исчезают. Тем не менее, остается некоторый баланс, который и обеспечивает необходимую “критическую массу” малых инновационных фирм в национальных инновационных системах.

Одной из серьезнейших проблем, выступает то, что инвесторы как бы, вполне согласны финансировать только проекты с краткосрочным периодом исполнения и сроком окупаемости в несколько месяцев, что для высокотехнологичного бизнеса является просто нереальным.

Касаемо источников стартового капитала, то чаще всего им выступают собственные средства организаторов предприятия.

Если составить перечень источников финансирования малых инновационных предприятий по приоритету снижения частоты их использования, то он будет выглядеть следующим образом:

– собственные средства организаторов фирмы;

– средства так называемых “бизнес-ангелов” (“бизнес-ангелами” называют частных инвесторов, которые вкладывают свои деньги в инновационные проекты (стартапы) на этапе создания фирмы в обмен на возврат вложений и долю в капитале);

Касаемо обратной стороны данной проблемы – дефицита кадров способных принять эффективное участие в модернизационных мероприятиях, то и в данном случае ситуация остается сложной. Не является секретом то, что в нынешних условиях именно уровень развития интеллектуального капитала играет главную роль. В наиболее экономически развитых странах этот показатель составляет 80%. В среднеразвитых странах именно за счет человеческого капитала достигается 50% прироста ВВП. В России данное соотношение составляет всего лишь 15%, а 85% до теперешнего времени получалось благодаря приросту стоимости производственных ресурсов (сырьевых отраслей), а также физического капитала (капиталовложений в основные фонды) [4].

Низкий уровень эффективности производства связывается как с внутренними, так и внешними факторами. Внешние факторы связаны с оттоком высококвалифицированной рабочей силы заграницу. Со времен распада СССР, из России уехало более 200000 ученых и инженеров. Согласно данным Национального доклада о развитии человеческого потенциала в России, который был подготовлен российскими учеными, экономическая оценка “утечки мозгов” из России ежегодно составляет 25 млрд. долларов.

Эмигранты из России, проживающие в Соединенных штатах Америки, обеспечивают, согласно разных оценок, 20-25% американской индустрии высоких технологий, а именно, около 10% мирового рынка. За Россией на мировом рынке наукоемкой продукции, при этом лишь 0,8% [5].

При догоняющем развитии, которое будет непременно преобладать в ближайшее время в России, не менее остро стоит на повестке дня вопрос о профессиональной подготовке кадров, которые были бы способны с опережением работать с новыми технологиями. Программы среднего и высшего профессионального технического образования должны быть направлены на овладение учащимися и студентами передовыми технологиями, являющиеся базовыми в развитых странах мира.

Конечно же, на данное предложение можно взамен получить лишь упрек в том, что подобного рода подход к проблеме непременно приведет к еще большему оттоку специалистов из страны. Однако, в противном случае не будут созданы субъективные условия для освоения соответствующего импортного технологического оборудования. Творчески одаренные, интеллектуально развитые выпускники, способны будут не только лишь изучать заимствованные передовые технологии из-за рубежа, но и продвигать их дальше, совершенствуя и создавая нечто новое.

инновационный бизнес государственный фонд

Практика показывает, что малые инновационные предприятия, получающие поддержку государственных фондов, имеют возможность подняться на новый уровень своего развития, получая более широкие возможности создания или доработки продукта, расширения рынка сбыта и т.д. Влияние производственной инфраструктуры на функционирование МИП оказывается, при этом, не таким уж существенным: чаще всего технополисы, технопарки и иные подобные им структуры рассматриваются менеджментом малых инновационных предприятий сугубо место для выгодной аренды помещений.

Основными причинами низкого уровня развития венчурных фондов в России является то, что:

– во-первых, государство не стремится брать на себя реальные риски;

– во-вторых, нет стимулов к вложениям в проекты со значительной степенью риска.

В высокоразвитых экономически странах развитию способствуют:

* преобладание больших объемов капитала частных и институциональных инвесторов, аккумулированного развитой системой финансовых посредников;

* высокий профессионализм менеджеров, способных дать точную оценку перспективам развития данного направления;

* высокий коммерческий потенциал разработок, которые воплощаемых в жизнь МИП;

* развитый финансовый рынок, в частности фондовый;

* высокая платежеспособность и емкость потребительских рынков для венчурных фирм.

Список использованных источников

1. Винслав Ю. Федеральная промышленная политика: к определению приоритетов в контексте итогов и тенденций новейшей индустриальной эволюции страны // Российский экономический журнал. – 2010. – №1-2.

2. Глазьев С. Кризис, антикризисные меры и стратегия инновационного народнохозяйственного развития в зеркале теории долгосрочной метатехнической динамики // Российский экономический журнал. – 2008. – №12.

3. Добрынин А., Бахарев В. Большие проблемы малого предпринимательства // Экономика и управление. – 2012. – №4.

4. Дементьев В. Догоняющее развитие через призму теории “длинноволновой” технологической динамики: аспект “окон возможностей” в кризисных условиях // Российский экономический журнал. – 2009. – №1-2.

5 . Полтерович В.М. Механизм глобального экономического кризиса и проблемы технологической модернизации // Новая экономическая ассоциация. – 2011. – №1.

6. Счастливая Н.В. Малый инновационный бизнес в экономике высокоразвитых стран // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2009. – №2.

7. Экономика. Толковый словарь. — М.: “ИНФРА-М”, Издательство “Весь Мир”. Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. 2010.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Анализ текущего уровня развития малого предпринимательства в Хабаровском крае. Совершенствование региональной политики по повышению эффективности деятельности инновационного предпринимательства как приоритетного направления развития малого бизнеса.

курсовая работа [1,0 M], добавлен 29.05.2012

Понятие малого бизнеса в экономической теории. Роль малого и среднего бизнеса в экономике Казахстана. Анализ состояния и динамики развития малого и среднего бизнеса, его проблемы и риски. Рейтинг проблем, препятствующих развитию предпринимательства.

презентация [2,6 M], добавлен 06.06.2012

Анализ существующих барьеров и наиболее значимых сдерживающих факторов для успешного развития малых инновационных предприятий. Совершенствование механизмов государственной поддержки малого инновационного бизнеса (на примере Южного Федерального Округа).

дипломная работа [2,5 M], добавлен 08.04.2015

Сущность и функции малого бизнеса в экономике государства, его правовое регулирование. Противоречия и проблемы развития малого предпринимательства в России. Поддержка малого бизнеса в Челябинской области, инфраструктура поддержки предпринимательства.

курсовая работа [348,7 K], добавлен 14.11.2014

Необходимость развития малого бизнеса в России и его характеристика. Система и основные формы государственной поддержки малого бизнеса. Государственные механизмы регулирования бизнеса. Финансовое обеспечение малого предпринимательства в России.

курсовая работа [352,8 K], добавлен 08.08.2011

Понятие малого предпринимательства, краткая экономическая характеристика малого бизнеса. Особенности и место малого предпринимательства в экономике. Эволюция и классификация проблем, возможные пути решения. Перспективы развития малого бизнеса в России.

курсовая работа [29,8 K], добавлен 06.05.2010

Понятие и сущность малого бизнеса, его роль и проблемы развития в современной экономике. Меры государственной поддержки малого предпринимательства в России и в зарубежных странах. Изучение опыта развития малого предпринимательства в Ярославской области.

курсовая работа [42,7 K], добавлен 24.08.2010

Изучение малого предпринимательства и основных факторов, сдерживающих его развитие. Основные положения программы государственной поддержки малого бизнеса Красноярского края. Определение наиболее оптимальных и эффективных путей развития данной проблемы.

курсовая работа [36,7 K], добавлен 20.11.2011

Необходимость развития малого бизнеса в России, его характеристика. Правовые основы малого бизнеса. Особенности и функции малого предприятия. Современные проблемы развития малого бизнеса, пути их решения. Государственная поддержка малого бизнеса.

реферат [28,5 K], добавлен 25.06.2004

Понятие и критерии малого бизнеса. Роль и место малого бизнеса в переходной экономике России. Проблемы становления малого бизнеса в России. Меры поддержки малого бизнеса. Условия и факторы развития малого бизнеса. Преимущества и недостатки малого бизнеса.

реферат [25,1 K], добавлен 14.12.2004

Ссылка на основную публикацию