Программы развития малого бизнеса, их актуальность и эффективность

Современные проблемы и перспективы повышения эффективности государственного регулирования развития малого и среднего бизнеса в России

Дата публикации: 21.04.2016 2016-04-21

Статья просмотрена: 442 раза

Библиографическое описание:

Золотарев В. С., Власова Н. В. Современные проблемы и перспективы повышения эффективности государственного регулирования развития малого и среднего бизнеса в России // Молодой ученый. — 2016. — №8.8. — С. 12-14. — URL https://moluch.ru/archive/112/28840/ (дата обращения: 21.02.2020).

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что малое предпринимательство играет существенную роль в развитии экономики. Решение многих социальных и экономических проблем в стране: создание дополнительных рабочих мест, рост занятости населения, увеличение объемов выпускаемой продукции, рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, развитие инновационного производства во многом определяется темпами развития малых предприятий.

Переход нашего общества от командно-административной экономической системы к рыночной во многом определяет низкие темпы развития малого бизнеса в российской экономике. В частности отметим, что в начале переходной экономики именно неразвитость рыночной инфраструктуры, а также несовершенство нормативно-правовых актов во многом сдерживали развитие малого бизнеса в нашей стране [4]. В настоящее время низкие темпы развития малого бизнеса на территории Российской Федерации обусловлены институциональными причинами, такими как чрезмерная открытость экономики на фоне отсутствия протекционистской политики РФ, нестабильность курса рубля, высокие цены на энергоносители по сравнению с ценами у зарубежных конкурентов (к примеру, в Китае электроэнергия и ГСМ дешевле, чем в России), большое налоговое бремя, высокая стоимость заемных средств и их недоступность для многих субъектов малого бизнеса. Данные обстоятельства обуславливают актуальность вопросов совершенствования государственной поддержки малого бизнеса в современных условиях.

Необходимость развития малого бизнеса для нашей страны, обусловлена актуальностью возникновения автономных хозяйствующих субъектов, способных самостоятельно обеспечить себя материально-финансовыми ресурсами, создать новые рабочие места, увеличить налогооблагаемую базу для государства. В этой связи, безусловно, малые предприятия имеют большую социально-экономическую значимость для общества. Не нужно забывать о том, что именно такие компании приносят в государственный бюджет многих развитых стран значительные денежные поступления в государственные бюджеты этих стран.

Ликвидировать проблемы развития и повышения эффективности государственного регулирования малого и среднего бизнеса в РФ выгодно и большим предприятиям. Во-первых, крупные и средние предприятия могут создавать дочерние малые предприятия, и во-вторых, вместе с этими малыми предприятиями получать большую выгоду, как для себя, так и в целом для экономики всей страны в целом. Нам представляется, что в настоящее время, эта проблема является актуальной и наиболее обсуждаемой, потому что развитие среднего и малого бизнеса, безусловно, влияет на переход России к стабильному развитию экономики, полноценным рыночным отношениям, и гарантированию социально-экономической стабильности в сфере общественного производства.

На наш взгляд, чтобы ликвидировать проблемы развития малого и среднего бизнеса в РФ и привести их к всестороннему развитию, нужно построить систему эффективного взаимоотношения между органами власти (на разных уровнях управления) и субъектами малого бизнеса. Чтобы сформировать некую основу для долгосрочного стабильного развития отечественного малого бизнеса, необходимо провести качественные преобразования в системе форм и инструментов поддержки малого бизнеса, с учетом мнения самих предпринимателей строить взаимовыгодные формы сотрудничества, активно развивать новые формы государственно-частного партнерства [1].

Важно отметить, что в настоящее время существует огромное количество правовых документов, в которых содержатся ссылки на то, как государство должно поддерживать малый и средний бизнес. Вот главные направления данной поддержки:

— обеспечение институциональных основ;

— обеспечение правовой защиты бизнеса;

— научно-методическая управленческая поддержка (относят: обучение, консультирование, информационное обслуживание, создание пособий и курсов лекций для начинающих предпринимателей и т. д.);

— налоговая политика (предоставления налоговых льгот) [2].

Для сравнения, можно отметить, что в подавляющем большинстве продвинутых и развитых стран, одним из наиболее важных инструментом государственной поддержки средних и малых предприятий является государственная система заказов. Отметим, что государственные и муниципальные заказы могут создавать условия неких гарантий того, что малый бизнес будет обеспечен рынком сбыта, а значит и определенным размером доходов, что может способствовать форсированному процессу накопления капитала, укреплению конкурентоспособности субъектов малого бизнеса, расширению производственных возможностей, модернизации оборудования и т. д.

В настоящее время есть разные взгляды на процесс стимулирования малого бизнеса. В частности отметим тот факт, что некоторые экономисты для стимулирования развития малого и среднего бизнеса в кризисный период, предлагают предоставлять малому бизнесу следующие виды государственной поддержки:

—ввести презумпцию невиновности налогоплательщика;

— ввести презумпцию добросовестности производителя;

— ввести презумпцию сохранности и безопасности услуг и товаров;

— ввести презумпцию доминирования предприятий государственных и с государственным капиталом;

— ввести презумпцию излишек государственной функции.

Если предположить, что все эти презумпции будут внесены в экономическую политику России, то это приведет к росту взаимодействия бизнеса и власти, а решение проблем развития бизнеса и государственного регулирования малого и среднего бизнеса в РФ с вводом этих средств, станет более динамичным. Однако рассматриваемые меры весьма емки с позиций их использования, и требуют перестройки, как законодательства, так и всего общества в целом. Эксперты утверждают, что на этот процесс может потребоваться около 10 лет.

Даже с внедрением все новых и улучшенных условий для ведения малого и среднего бизнеса, предприниматели нередко говорят о недостаточном финансировании. Решением данных проблем могут стать уже существующие программы по продвижению и развитию бизнеса за счет субсидирования ссудного процента по кредитам. Участвуя в программах государственно-частного партнерства, малые предприятия могут получить дополнительную материальную помощь со стороны государства.

Важная задача для разрешения проблем развития и государственного регулирования малого и среднего бизнеса в РФ состоит в том, чтобы создать справедливую систему налогообложения, которая будет работать и благоприятно влиять на темпы развития экономики всей страны. Средства, которые выделяет государство, должны способствовать развитию общественного производства, а налоговое бремя необходимо переносить на процесс потребления. Должна создаваться такая система, которая будет не только снижать налоги, но и способствовать введению дополнительных стимулов для всех, кто совершенствует свое производство и создает новые рабочие места, снижая проблемы безработицы [3].

Малый и средний бизнес в РФ обеспечивает должную мобильность в условиях рынка, влияет на создание кооперации и специализации, позволяет создавать новые рабочие места для населения страны. Малый бизнес способен быстро окупиться, а также занять и образовать нужные ниши в потребительской сфере. В тоже время отметим, что данный сектор экономки нуждается в доступных заемных средствах, в инвестициях.

На создание благоприятного инвестиционного климата для развития частных малых предприятий РФ, мы предлагаем реализовать следующие мероприятия:

— создание базы данных и каталога инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства;

— организация и участие в ярмарке инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства;

— оказание консультационной помощи в подготовке бизнес-планов инвестиционных проектов для участия в конкурсах инвестиционных проектов;

— оказание содействия субъектам малого предпринимательства в поиске инвесторов для реализации.

По нашему мнению, отраженные нами рекомендации помогут повысить эффективность работы органов власти в сфере развития малого предпринимательства, что приведет к увеличению числа малых предпринимателей и индивидуальных предпринимателей, повысит их информированность о действующих нормативно-правовых актов, программах поддержки, привлечет субъектов малого предпринимательства к решению социально-экономических проблем той или иной территории.

  1. Проблемы малого и среднего бизнеса в России / Андреев С. Ю., Самсонов В. А. //Всероссийская научно-практическая конференция по итогам 2014 г. Материалы всероссийской заочной научно-практической конференции по экономике и гуманитарным наукам. — 2014. — С. 014–017.
  2. Государственное субсидирование малого бизнеса в условиях экономического кризиса 2014–2015 годов в России / Андреев С. Ю. // ГЛОБАЛИЗАЦИЯ НАУКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. — Уфа, 2015. — С. 95–98.
  3. Грицинина Е. С. Проблемы импортозамещения в отечественной экономике / Е. С. Грицинина, Н. В. Власова // Современные тенденции развития экономики и управления: проблемы и решения. Материалы международной научно-практической конференции, 2016. — С. 35–39.
  4. Агропродовольственный рынок России: проблемы и перспективы / Власова Н. В., Шейко Е. В.// Наука сегодня: реальность и перспективыматериалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». — 2016. — С. 117–119.

Мой диплом на тему Государственная финансовая поддержка малого предпринимательства и пути ее совершенствования- Введение

Данный документ обладает является объектом интеллектуальной деятельности в соответствии со статьей 1229 ГК РФ, запрещается использование данной работы заинтересованным лицам в ней, разрешается только цитирование.

1. Теоретические основы государственной финансовой поддержки малого предпринимательства

1.1. Понятие и сущность малого предпринимательства

1.2. Значение малого предпринимательства для экономического и социального развития государства

1.3. Виды государственной поддержки малого предпринимательства

2. Анализ государственной финансовой поддержки малого предпринимательства в России и Ярославской области

2.1. Основные показатели развития малого предпринимательства в Ярославской области

2.2. Цели, субъекты и механизмы государственной финансовой поддержки малого предпринимательства в Ярославской области

2.3. Инструменты государственной финансовой поддержки малого предпринимательства Ярославской области

3. Перспективы развития и совершенствования системы государственной финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства Ярославской области

3.1 Анализ эффективности государственной финансовой поддержки малого предпринимательства Ярославской области

3.2 Анализ программы «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городе Ярославле» на 2018 – 2020 годы

3.3 Основные направления совершенствования государственной финансовой поддержки малого предпринимательства Ярославской области

Список использованных источников

Актуальность темы исследования продиктована необходимостью совершенствования механизма государственной поддержки малого бизнеса в условиях посткризисной экономики. Экономическое развитие Российской Федерации за 2017 гг. характеризуется противоречивыми тенденциями, что связано с тем, что наша страна находится на очень важном этапе своего развития. Это обуславливает необходимость самых серьезных преобразований во всех сферах человеческой деятельности, а именно в экономической. Существует необходимость изучения сущности, закономерностей развития и функционирования предприятий малого бизнеса и путей его поддержки со стороны государства.

Читайте также:  НДФЛ для ИП на ОСНО в 2020 году. Налог на доходы физических лиц

В современной экономической ситуации ключевым элементом прогресса ведущих стран мира является малый бизнес, развитие которого способствует созданию благоприятных условий для динамичного развития: формированию конкурентной среды, созданию дополнительных рабочих мест, насыщению рынка.

Вопросам развития малого и среднего предпринимательства уделяется особое внимание в современной России, поскольку малый и средний бизнес рассматривается как одно из ключевых условий обновления страны, экономики, а также как основа для реализации огромного творческого и предпринимательского потенциала народа.

В государствах с развитой рыночной экономикой на малых и средних предприятиях занято большая часть трудоспособного населения и производится более половины ВВП. Вместе с тем организационные, юридические и финансовые аспекты деятельности предпринимательских структур требуют поддержки со стороны государства. Это важно особенно в условиях посткризисной экономики, где наблюдается нехватка специалистов нового качества управления, отсутствует надежная инфраструктура его поддержки и развития.

Рыночная система хозяйствования – это экономика предпринимательского типа. Создание условий для развития предпринимательства является важнейшей составляющей изменений посткризисной экономики. В этой связи выявление сущностных признаков и закономерностей развития предпринимательства, в особенности проблем их государственной поддержки имеет чрезвычайно важное значение.

Целью данной работы является изучение механизма оказания государственной поддержки субъектам малого бизнеса в России и разработка предложений по его совершенствованию.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть понятие и сущность малого предпринимательства;

раскрыть содержание и специфику малого предпринимательства для экономического и социального развития государства;

проанализировать виды государственной поддержки малого предпринимательства;

рассмотреть основные показатели развития малого предпринимательства в Ярославской области;

рассмотреть цели, субъекты и механизмы государственной финансовой поддержки малого предпринимательства в Ярославской области;

изучить инструменты государственной финансовой поддержки малого предпринимательства Ярославской области;

проанализировать эффективности государственной финансовой поддержки малого предпринимательства Ярославской области;

проанализировать программу «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городе Ярославле» на 2018 – 2020 годы;

предложить направления совершенствования государственной финансовой поддержки малого предпринимательства Ярославской области.

Объектом исследования являются состояние и степень развития государственной финансовой поддержки в отношении субъектов малого предпринимательства в РФ.

Предмет исследования – современные инструменты, формы и методы поддержки малого бизнеса в России.

При написании дипломной работы использовались следующие методы исследования: сравнительный анализ, группировки, графический, статистический, классификации. В процессе написания работы были изучены исследования различных авторов по данной проблематике, приведенные в журнальных статьях, в том числе особенностей социально-экономического положения России. Также использовались нормативно-правовые акты России, данные статистики.

Социально-экономическая значимость работы состоит в том, что развитие сектора малого бизнеса является неотъемлемым фактором становления рыночной экономики. В связи с этим, изучение и совершенствование механизма оказания государственной поддержки субъектам данного сектора должно быть одним из приоритетных задач государства. Социальная значимость малого предпринимательства проявляется в его способности в больших масштабах поглощать незанятую рабочую силу, снижать социальную напряженность в условиях безработицы, экономических кризисов.

Важный вклад в разработку теоретических и практических вопросов развития малого и среднего предпринимательства внесли такие ученые как Босчаева З.Н., Кондраков Н.П., Лапуста М.Г, Нестеренко Ю.Н., Чапек В.Н, В.В. Бочаров, В.Я. Горфинкель, Е.В. Гражданкина, Чепуренко, В.В. и т.д.

Научная и информационная основа представлена монографиями и публикациями в периодических изданиях, на интернет-сайтах.

Эмпирическая основа исследования сформирована данными Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации и Евростата, положениями законодательных и нормативных актов по поддержке малого и среднего бизнеса.

Дипломная работа состоит из трёх глав, которые разделены на подразделы.

В первом разделе рассматриваются теоретические аспекты функционирования малого бизнеса в России.

Во втором разделе внимание уделяется особенностям механизма государственной финансовой поддержки малого бизнеса в России, в том числе мер государственной поддержки малого предпринимательства в России и инфраструктуре поддержки малого бизнеса.

В третьем разделе рассматриваются пути улучшения условий функционирования малого бизнеса и совершенствования механизма его государственной поддержки в России.

Оценка эффективности системы государственной поддержки малого бизнеса

Evaluating the effectiveness of state support of small business system

Дроздова Дарья Игоревна, Залешина Вероника Витальевна
Новосибирский государственный университет экономики и управления
Научный руководитель
Уланова Надежда Климентьевна – канд.экон.наук доц.
Новосибирский государственный университет экономики и управления, Г. Новосибирск

Drozdova Daria Igorevna, Zaleshina Veronika Vitalevna
Novosibirsk State University of Economics and Management
Scientific adviser
Ulanova Nadezhda Klimentevna – kand.ekon.nauk assoc.

Аннотация: Вопрос эффективности политики государства, проводимой в области поддержки субъектов малого предпринимательства, приобретает всё большую актуальность. Повышение роли государственной поддержки малого предпринимательства обусловливает необходимость оценки эффекта от реализуемых программ. В статье осуществлена оценка эффективности государственной поддержки малого бизнеса и разработаны меры по повышению ее эффективности в депрессивных регионах

Abstract: The issue of efficiency of the state policy in the field of support for small businesses, is becoming increasingly relevant. Enhancing the role of the state support of small business makes it necessary to assess the effect of the implemented programs. The paper proposes a method of determining the effectiveness of state support and develop measures to improve the proper level of state support of small business in underperforming regions

Ключевые слова: малое предпринимательство, государственная поддержка, территориальная динамика, эффективность

Keywords: small business, government support, territorial dynamics, efficiency

Малый бизнес обладает огромным потенциалом, придаёт необходимую гибкость рыночной экономике, мобилизует трудовые, производственные и финансовые ресурсы, решает многие проблемы социально-экономического развития, оказывает влияние на потребительский рынок страны. Поэтому поддержка предприятий малого бизнеса органами государственного управления становится важнейшей задачей. Отсутствие целостной и эффективной системы государственной поддержки развития малого бизнеса определяет актуальность данной статьи.

Малый бизнес признан важной сферой современной экономики России. Необходимость его развития – стратегическая задача, поставленная государством для формирования рыночных отношений и социально-экономической стабильности общества. Малый бизнес – наиболее незащищенный сектор экономики от внешних воздействий, источник экономических и социальных рисков. В своей деятельности малые предприятия сталкиваются с множеством административных, нормативно — правовых проблем и иных организационных ограничений, негативно влияющих на процесс предпринимательской деятельности, таких как недостаточный доступ к финансовым ресурсам, наиболее остро проявляющийся на ранних стадиях развития бизнеса, неразвитость инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и др.

Государственная поддержка малого предпринимательства — это комплекс мер, направленных на становление, развитие и стабилизацию сегмента малого бизнеса.

Каждый субъект Российской Федерации в рамках реализации программы государственной поддержки малого предпринимательства вправе организовывать и проводить собственные мероприятия по оказанию помощи предпринимателям.

Основными видами государственной поддержки являются: субсидирование, обучение, гранты, стажировки, получение лизинга на льготных условиях, участия в бизнес – инкубаторах, организация выставочно — ярмарочной деятельности, бесплатные консультации узкопрофильных специалистов, предоставление в аренду земельных участков или помещений для малых предприятий.

Объем финансирования государственных программ поддержки малого и среднего предпринимательства стабилен и ежегодно составляет около 12,3 млрд. рублей в том числе:

10,2 млрд. рублей на предоставление прямых субсидий предпринимателям;

1,66 млрд. рублей на софинансирование объектов капитального строительства.

Для сравнения объем финансирования государственных программ поддержки малого бизнеса в США составляет $30 млрд (1 913 498 822 250.41 RUB).

Одной из главных проблем является оценка эффективности действующей системы государственной поддержки малого бизнеса. В экономической литературе имеются различные подходы к оценке эффективности государственной поддержки малого бизнеса. Наиболее применяемым является традиционный подход, в соответствии с которым используются показатели, характеризующие долю малых предприятий :

в общем числе предприятий;

в общем обороте;

в налоговых поступлениях;

в формировании ВРП;

занятых на малых предприятиях от общей численности занятых[10]

Используя данный подход, нами был проведен анализ государственной поддержки малого бизнеса в территориальном разрезе. Были рассмотрены все регионы страны и определены регионы с наиболее эффективной государственной поддержкой.

Для анализа найдены и структурированы данные о количестве действующих программ государственной поддержки в выбранных регионах [9], в результате чего были выявлены 25 регионов с эффективной государственной поддержкой и разделены на 3 группы (наиболее эффективные, среднеэффективные, низкоэффективные). Анализ позволил сгруппировать регионы по следующим критериям – количество действующих программ и доля малых предприятий в регионе. На основе найденных данных составлена таблица эффективности государственной поддержки регионов от наибольших показателей к наименьшим (Табл. №1). Место региона в группе зависит от :

— количества реализуемых программ

— доли малых предприятий в общем числе предприятий.

Группировка регионов по эффективности государственной поддержки малого бизнеса в регионах РФ за 2015г.

Количество действующих программ

Архангельская область (55,40%), Ханты-Мансийский АО (65,34%), Алтайский край (57,64%), Москва (20,92%), Липецкая область (69,03%)

Ямало-Ненецкий АО (60,79%), Новосибирская область (53,42%), Республика Татарстан (42,58%), Пензенская область (57,97%), Свердловская область (48,70%), Хабаровский край (47,42%), Ростовская область (61,71%), Чеченская Республика (57,47%), Санкт-Петербург (61,43%), Тюменская область (75,48%), Сахалинская область (53,07%)

Республика Хакасия (59%), Республика Бурятия (57,47%), Пермский край (45,71%), Ивановская область (62,53%), Калужская область (49,63%), Воронежская область (41,48%), Ульяновская область (55%), Кировская область (62,47%), Красноярский край (70,11%)

Исходя из полученных данных, мы можем считать, что эффективнее всего государственная поддержка малого бизнеса работает в Архангельской области, Ханты-Мансийском автономном округе, Алтайском крае, Москве и в Липецкой области. Самыми низкоэффективными регионами оказались Ульяновская область (4 действующих программы), Кировская область (3 программы) и Красноярский край (1 программа). В этих субъектах Федерации в последние годы наблюдалось значительное сокращение программ государственной поддержки: с 11 до 4 в Ульяновской области, с 7 до 3 в Кировской и с 8 до 1 в Красноярском крае.

Читайте также:  Добавление ОКВЭД для ООО в 2020 году пошаговая инструкция

Для развития малого бизнеса в регионах, признанных низкоэффективными, необходимо сосредоточиться на трех основных задачах:

увеличение доли малых предприятий в субъектах РФ.

повышение доли занятых в сфере малого бизнеса в регионе.

увеличение совокупного оборота малого бизнеса среди остальных компаний в регионе.

Повышение каждого из показателей может быть простимулировано за счет мер государственной поддержки, разработанных в рамках данного комплексного решения.

Приоритетными мерами поддержки, которые могут быть приняты в отношении малых предприятий в «отстающих» регионах, должны стать:

на этапе создания компании льготы (возможность вести бухгалтерский учет в упрощенной форме, оформление срочных трудовых договоров, надзорные «каникулы» (запрет на проведение плановых неналоговых проверок), участие в госзакупках, возмещение части затрат по договору лизинга и др.);

На следующем этапе поддержка малых предприятий может осуществляться с помощью предоставления доступа к государственным заказам. Кроме этого, малые компании могут быть задействованы в процессе импортозамещения. Так же, необходимо повысить эффективность существующих программ поддержки, а также провести анализ причин закрытия программ, которые были свернуты в последние несколько лет.

Таким образом, проанализировав данные о количестве действующих программ государственной поддержки в каждом регионе можно сделать вывод, что государственная поддержка малого бизнеса в России действует на уровне, который сложно признать идеальным. Несмотря на то, что 30% отобранных регионов были признаны эффективными, в 28% субъектов Федерации состояние малого предпринимательства оставляет желать лучшего. Средними по эффективности были признаны 42% регионов. Неэффективные субъекты испытывают ряд проблем: они имеют критически низкие показатели по количеству малых предприятий, по доли занятых на малых предприятиях в регионе и количеству действующих программ государственной поддержки.

Для обеспечения должного уровня поддержки малого бизнеса следует принять ряд комплексных мер. Помимо популяризации предпринимательской деятельности, необходимо помогать бизнесменам на всех стадиях развития компании: обеспечивать льготными кредитами, дополнительным финансированием во время создания предприятия, а также помогать предпринимателям в реализации продукции путем предоставления доступа к государственным заказам.

В таком случае, экономика России будет развиваться в новом для нашей страны направлении. И, несмотря на то, что такая политика принесет свои плоды только в долгосрочной перспективе, эффективная поддержка малого предпринимательства уже через несколько лет начнет оказывать позитивное влияние на темпы экономического роста.

Актуальные проблемы развития малого предпринимательства в России

экономические науки

  • Гарифуллина Альбина Фатиховна , кандидат наук, доцент
  • Миннегулова Алия Робертовна , студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • Похожие материалы

    В настоящее время для преодоления последствий мирового финансового и экономического кризиса особое значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, установление при их участии новых хозяйственных связей, в том числе внешнеэкономических. Именно в этом секторе создается и находится в обороте основная масса национальных ресурсов, являющихся питательной средой для развития экономики любой страны.

    Актуальность темы обусловлена тем, что в России в сфере малого бизнеса произошли важные изменения: сформирован институт государственной поддержки и развития малого предпринимательства, на местах функционируют десятки учебно-деловых центров, консультационных и лизинговых фирм, бизнес – инкубаторов; происходит становление соответствующей негосударственной инфраструктуры, в том числе и при содействии международных проектов.

    Малый бизнес ― катализатор научно-технического прогресса, крупнейший производитель благ и услуг, и, конечно же, крупнейший работодатель. Малый бизнес является важным элементом рыночной экономики. Вопросы развития малого предпринимательства постоянно находятся в центре внимания и обсуждаются на самых различных уровнях власти [2].

    Сегодня на местах существует значительный разброс в подходах к формам и средствам поддержки малого бизнеса. В начале структуры и механизмы поддержки малого предпринимательства формировались в каждом регионе по-своему, в соответствии с ситуацией. Но по мере развития реформ становится возможным выделить и отобрать из всего многообразия принципов, методов и организационных форм наиболее эффективные. Таким образом, постепенно складывается основа технологии решения типовых региональных задач в сфере поддержки и развития малого предпринимательства.

    Основательная роль развития малых предприятий несомненна. В свете реформирования экономической системы все еще не доведенного до конца перехода к рыночной модели малым предприятиям следует уделять особое внимание. Развитие малых предприятий необходимо России для становления эффективной и стабильной экономики. Несмотря на увеличение общего числа малых предприятий в стране, темпы роста их количества замедлены. Малые предприятия в России поставлены в трудные условия существования, сопряженные с множеством проблем, которые заставляют малые фирмы уходить в тень, действовать за рамками законодательства, либо ведут к разорению и банкротству [1].

    Необходимо сделать вывод – это тот факт, что основная часть всех трудностей, с которыми сталкиваются малые предприятия в России, лежит в области взаимоотношений с государством. Самая главная проблема российских современных организаций – это непродуманность именно государственной политики, невнимание власти к негативной ситуации, складывающейся вокруг субъектов малого предпринимательства. Следовательно, именно государственной власти необходимо активно действовать в направлении ликвидации тех барьеров, которые ею ранее были созданы. Решение проблем малого бизнеса в Российской Федерации происходит на государственном уровне. Активное развитие малого бизнеса поможет создать дополнительные рабочие места, что будет способствовать уменьшению безработицы, увеличению ВВП и, соответственно, доходов государства.

    Таким образом, можно сделать вывод, что малое предприятие является гарантом социальной стабильности, так как играет несомненную роль в укреплении рыночных отношений даже в условиях экономического спада и кризиса. Решение проблем малого бизнеса может быть основано на применении опыта, который был накоплен в различных странах с рыночной экономикой [2].

    Список литературы

    1. Федеральный закон от 24.07.2007г. № 209-ФЗ « О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»: (ред. от 23.07.2013г.) // СПС. Консультант Плюс. Версия Проф.
    2. Гарифуллина А.Ф. Information as the factor of development of economy // Экономико-правовые основы функционирования региона: Матер.VI Международной науч.-практ. конф. молодых ученых и студентов 3 октября 2008 г. – Уфа, БГУ, 2008 г. – С. 209-210.
    3. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 156 с.

    Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Программы развития малого бизнеса, их актуальность и эффективность

    Уж сколько сказано об этом, а воз и ныне там. И прав лидер есеров Сергей Миронов, что главная поддержка бизнесу -не мешать.

    Но кроме этого, и помогать надо. Почему? Потому, что малый бизнес – основа экономики развитых стран. А мы ведь развитые..

    Достаточно много вопросов возникает по поводу актуальности развития малого бизнеса в России. В настоящее время малый бизнес активно развивается во всех странах мира, роль данных предприятий в экономике велика, это: производство продукции, услуг, создание новых рабочих мест, сокращение безработицы ,уменьшение социальной нестабильности, получение людьми возможности организации своего дела. В ходе научно-исследовательской работы необходимо определить актуально ли в целом развитие малого бизнеса в России или нет.

    Бизнес – это предпринимательская экономическая деятельность, приносящая доход, прибыль. Существует несколько видов предпринимательства: крупное предпринимательство, среднее предпринимательство и малое предпринимательство.

    Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определённых, установленных законами, критериях, показателях, конституирующих сущность этого понятия.

    В мировой практике, в странах «третьего мира» малый бизнес составляет до 95% общего экономического потенциала, в Европе – от 45% до 70%, в США – более половины населения зависят от малого бизнеса . Развитие малого бизнеса в России, равно как и степень активности предпринимателей в стране, во многом предопределяет уровень демократизации (власть народа) и открытость экономики нашего государства. Именно за счёт поддержки данного сегмента предпринимательства правительство должно решать общие проблемы повышения благосостояния проживающего в стране населения и увеличения в процентном соотношении людей со средним уровнем заработка.

    Деятельность малого предпринимательства напрямую влияет на успешное развитие не только крупного бизнеса, но и экономики страны в целом, обеспечивая наполнение внутреннего рынка потребительскими товарами и услугами, рост экспортного потенциала.

    Во-первых, в условиях усиления конкуренции на мировом рынке малый бизнес с помощью меньшей капиталоёмкости, чем у крупного производителя, обеспечивает модернизацию производства и обновление ассортимента выпускаемой продукции, тем самым приспосабливается к меняющимся условиям состояния рынка и периодически повторяющихся экономических кризисов.
    Во-вторых, малый бизнес дает обществу дополнительный социально-экономический эффект. В Японии в этом секторе экономики работает почти 80% занятого населения страны, в странах Европейского Союза – более 70%. В США доля малого бизнеса в валовом внутреннем продукте страны более 52%. Благодаря такой большой занятости населения в малом предпринимательстве уменьшаются расходы государства на трудоустройство граждан и поддержание социальной стабильности, и повышается уровень реальных доходов граждан.

    Из этого всего можно сделать вывод, что малый бизнес является не только звеном в формировании валового внутреннего продукта страны, но и важнейшим фактором занятости и источником доходов населения, обеспечения национального благосостояния.

    В России, несмотря на все декларации последних пяти лет планка развития малого бизнеса не поднимается выше 25-30%, а в некоторых регионах не достигает и 10%. Эта диспропорция, по сути, и тормозит развитие российской экономики, приводит к стагнации, дефициту бюджетов всех уровней и, в конечном, счете, и к росту бедности и истощению прослойки невеликого среднего класса, чьи доходы не способны угнаться за темпами инфляции. На сегодняшний день существует ряд проблем, при которых достаточно трудно развивать малый бизнес. Основными проблемами развития малого бизнеса являются:

    1. Высокий уровень налогообложения.
    2. Определённая часть населения не имеет знаний о деятельности малого бизнеса, то есть при отсутствии знаний о понятии и роли малого предпринимательства у этой части населения создаётся неправильное впечатление о его деятельности, из чего и следует появление негативного отношения к этому виду предпринимательства.
    3. экономической и политической нестабильности в обществе.
    4. Несовершенство банковской и кредитной систем, то есть в ограничении возможностей для финансирования инвестиций и низкий круг источников финансирования.
    Есть проблемы, но есть и пути решения. Такими путями являются поддержка малого бизнеса государством. А именно: Прямая поддержка малого бизнеса включает в себя бюджетные субсидии малому бизнесу в приоритетных сферах и обслуживающим его организациям. Кроме того, прямая поддержка малого бизнеса включает в себя субсидирование процентной ставки и гарантии по кредитам малому бизнесу для обновления оборудования, приобретения и аренды недвижимости, учреждения филиалов, расширения производства, обновления ассортимента продукции, повышения квалификации кадров и развития экспорта. А также применение опыта зарубежных стран.

    В заключении можно сделать следующие выводы:
    Развитие малого бизнеса – одно из наиболее эффективных направлений экономического роста России на ближайшую перспективу.
    В наше время малый бизнес призван не только стать важнейшей базой структурной перестройки экономики с учётом особенностей развития регионов, но и обеспечить наполняемость местных бюджетов.
    Малое предпринимательство даёт обществу дополнительный социально-экономический эффект, уменьшая расходы государства на трудоустройство граждан, поддержание социальной стабильности, экологического равновесия, помощь депрессивным регионам и так далее. Поэтому расходы на поддержку малого бизнеса представляют собой не благотворительность, а возвращение малому бизнесу части созданного им макроэкономического эффекта.
    Эта поддержка должна осуществляться как на федеральном, так и, прежде всего, на региональном и муниципальном уровнях с учетом региональных различий.

    Таким образом, для экономики любой страны деятельность малых фирм является важным фактором повышения её гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

    ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

    магистрант, направление Менеджмент, магистерская программа «Стратегическое и корпоративное управление», Сибирская академия финансов и банковского дела,

    РФ, г. Новосибирск

    Аннотация. В настоящее время все большее внимание уделяется процессу развития предпринимательства. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса применения методики оценки эффективности программ развития мaлого и среднего предпринимaтельства Новосибирской области.

    Ключевые слова: эффективность, методика, программа, развитие, предпринимaтельство, среднее предпринимaтельство, бизнес.

    В условиях неустойчивого экономического развития основной задачей государства становится поддержка малого и среднего бизнеса, разработка программ финансовой поддержки. Несмотря на кризис, именно субъекты малого и среднего бизнеса рассматриваются в качества инструмента для роста отечественной экономики. [1, c. 12]

    Реализация целевых программ по поддержке малого и среднего бизнесa подразумевает осуществление контрольных мероприятий с целью оценивания эффективности реализации таких программ. На примере Новосибирской области предлагается провести анализ используемой методики по оцениванию эффективности программ, направленных на развитие малого и среднего предпринимательствa в регионе.

    Реализация таких программ и их оценка связаны с определенными рисками. В частности, имеются проблемы с наличием статистических данных по тенденциям развития малого и среднего предпринимательствa. Одним количеством предприятий в сфере малого и среднего бизнесa нельзя оценить эффективность программ поддержки. Меры регулятивного характера тоже ограничивают развитие малого и среднего предпринимательствa. [2, c. 11]

    Наряду с налоговыми и иными послаблениями органами власти параллельно ведется регулятивная политика.

    Изменения, вносимые в законодательство, тоже затрудняют оценивание эффективности принимаемых мер. В связи с дефицитом регионального бюджета и ростом нагрузки на выполнение социальных обязательств меры поддержки, стимулирующие развитие малого и среднего предпринимательствa в Новосибирской области, были сокращены. [3, c. 10]

    Анализ федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что используемые методики оценивания в основном мониторят своевременность и полноту финансирования программ и практически не учитывают качественную составляющую таких мер поддержки.

    Также в практике отсутствуют единые подходы к оцениванию функционирования субъектов малого и среднего предпринимательствa. Все это говорит о необходимости разработки качественной программы оценки эффективности программ, ориентированных на развитие малого и среднего предпринимательствa в регионе. В настоящее время в Новосибирской области используется инновационная практика оценивания эффективности программ по поддержке малого и среднего бизнесa.

    Система не только оценивает полноту и объемы финансирования, но и позволяет оценить качество поддерживаемых мер, то есть, их результативность и результат воздействия на субъекты малого и среднего предпринимательства.

    Уникальность системы заключается еще и в том, что в нее могут быть включены новые показатели на основе статистических данных и результатов опросов самих представителей субъектов малого и среднего предпринимательства. Обратимся к методике оценивания эффективности программ, ориентированных на развитие малого и среднего бизнеса. Рассмотрим ключевые показатели, включенные в методику оценивания эффективности. Все они приведены в таблице.

    Таблица 1

    Показатели, включенные в методику оценивания эффективности программ

    Группа показателей, используемых для оценивания

    Количество зарегистрированных в регионе субъектов малого и среднего бизнеса, среднее количество занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса в пересчете на 1 тыс. населения, объем заработной платы на предприятиях малого и среднего бизнеса, объемы финансирования на развитие малого и среднего бизнеса

    Прирост субъектов малого и среднего бизнеса в пересчете на каждую 1 тыс. вложенных средств из бюджета, обеспеченность субъектами малого и среднего бизнеса в пересчете на 1 тыс. населения

    Доля продукции, выпущенная малыми и средними предприятиями от общего объема ВРП, количество населения, которое работает на предприятиях малого и среднего бизнеса, объем поступлений в бюджеты разных уровней в виде уплаченных налогов субъектами малого и среднего бизнеса

    Рост численности местного населения, работающего на предприятиях малого и среднего бизнеса, темпы роста доходов бюджета от налоговых поступлений со стороны субъектов малого и среднего предпринимательства, темпы роста доходов бизнеса и прирост объема выпущенной продукции предприятиями малого и среднего бизнеса по отношению к общему ВРП

    Как видно из таблицы, используемые группы показателей позволяют дать оценку эффективности программ поддержки малого и среднего бизнеса не только с учетом классических показателей, но и качественных, которые определяют текущее состояние дел в секторе малого и среднего предпринимательства.

    Теперь обратимся к индикаторам эффективности, которые позволяют судить о результативности программ, направленных на поддержку и развитие субъектов малого и среднего бизнеса. [4, c. 116]

    Таблица 2

    Индикаторы эффективности программ развития малого и среднего бизнеса

    Оценки, характеризующие качество среды для ведения бизнеса субъектами малого и среднего предпринимательства

    Оценивание эффективности использования бюджетных ресурсов

    Индикаторы, используемые для оценки делового климата

    Параметры для оценивания социального вклада предприятий малого и среднего бизнеса

    Параметры для оценивания эффективности инновационной политики

    А) Объем поступлений в бюджет от уплаты ЕНДВ

    Б) Объем налоговых поступлений от субъектов малого и среднего бизнеса, использующих УСН

    В) Количество предприятий малого и среднего бизнеса в пересчете на 100 тыс. населения

    Г) Доля инвестирования в НИОКР по отношению к совокупному объему инвестиций

    Д) Доля малых и средних предприятий в общем количестве функционирующих предприятий

    Е) Объем инвестиционных вложений в основной капитал малых и средних по размеру предприятий

    Ж) Показатели оборота предприятий малого и среднего бизнеса в расчете на каждого занятого

    З) Средние показатели оборота среди малых и средних предприятий

    А) Расходы общего бюджета на финансирование программ по поддержке малого и среднего бизнеса

    Б) Доля предприятий, участвующих в программах поддержки от совокупного объема зарегистрированных в регионе малых и средних предприятий

    А) Общие затраты на преодоление барьеров административного характера

    Б) Удельный вес прибыльных предприятий от общего количества зарегистрированных

    В) Соотношение ликвидируемых и создаваемых предприятий

    Г) Обеспеченность предприятий малого и среднего бизнеса кредитными ресурсами

    Д) Соотношение между объемами и количеством выданных кредитов на развитие малого и среднего бизнеса

    А) Общая масса занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса

    Б) Средний заработок на предприятиях и ее сопоставимость со средней зарплатой по региону

    В) Среднесписочная численность занятых в малом и среднем бизнеса в пересчете на 1 тыс. экономически активного населения

    А) Объем инвестиций от частно-государственных венчурных фондов

    Б) Количество предприятий, запущенных в рамках бизнес-инкубаторов по отношению к общему числу открывшихся предприятий малого и среднего бизнеса

    В) Соотношение между наукоемких предприятий в малом и среднем бизнесе и количеством объектов инфраструктурной поддержки

    Таким образом, используемая система оценки эффективности программ развития малого и среднего бизнеса позволяет оценить не только количественные, но и качественные параметры. [5, c. 11]

    Эта же методика оценивания может быть дополнена новыми данными, что позволит получить полное представление о результативности мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Читайте также:  Прием (устройство) на работу в 2020 году. Как оформить сотрудника (работника)
Ссылка на основную публикацию