Поддержка малого бизнеса в России: анализ текущей ситуации

Кредитование малого и среднего бизнеса в России в 2020 году: текущая ситуация, обзор проблем и анализ перспектив

Банки Сегодня Лайв

Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим

А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

Кредитование малого и среднего бизнеса в России является одной из самых актуальных обсуждаемых тем, как в банковской сфере, так и на государственном уровне. После кризиса 2014 года в этом сегменте произошел серьезный спад, причины которого, в том числе, в довольно сложных и не до конца регламентированных отношениях банков с ИП и предприятиями среднего бизнеса.
Почему кредитование малого и среднего бизнеса в нашей стране существенно усложнено? Почему банки испытывают недоверие к малому бизнесу? Какие риски несут кредитные организации и ИП при кредитовании подобного рода? Мы попробуем проанализировать проблему с обеих сторон.

Статистика объемов и качество кредитования малого и среднего бизнеса в России 2013-2020 годах

Рынок МСБ (малого и среднего бизнеса) переживал не самые лучшие времена (особенно это касается последних пяти лет). Высокие процентные ставки и сложности с доступом к кредитованию привели к неутешительным показателям в итоговой статистике последних лет.

В 2017 году был отмечен резкий рост кредитования, но аналитики связывают его с внедрением программы льготного кредитования. Это увеличение оказалось недолгим и снова сменилось спадом, который эксперты связывают с изменениями в реестре субъектов МСБ (а именно, сокращение численности субъектов).

Статистика выданных кредитов малому и среднему бизнесу за последние годы такова:

ГодОбъем выданных кредитов, триллионов рублейПрирост, %
20138,1
20147,6-5,6
20155,5-28,5
20165,3-2,9
20176,115,4
20186,81,1

Максим Лукьянович, директор департамента малого бизнеса «Росбанка», комментирует: «Есть несколько факторов, которые влияют на сложение объемов выдач: ключевой – это, безусловно, ставки. Например, очень мало сейчас инвестиционных проектов, которые выдерживают окупаемость».

Рейтинговое Агентство «Эксперт РА» выделило 5 банков, успешно кредитующих малый и средний бизнес в России по итогам 2017-2019 годов. Этими банками стали:

  1. Сбербанк;
  2. ВТБ;
  3. Московский Индустриальный Банк (сейчас относится к проблемным и находится на санации в ФКБС);
  4. Банк «Санкт-Петербург»;
  5. «Альфа-Банк».

При этом средние ставки по долгосрочным займам для предприятий МСБ по стране варьируются в пределах 10,5 – 15,5%.

Проблемы бизнес-планирования мелких предприятий: стоит ли вообще брать кредиты МСБ?

Важно понимать, что кредит – это отличный инструмент для бизнеса. Однако этим инструментом нужно уметь грамотно пользоваться.

Если у предпринимателя уже существует «фундамент», то есть производство или торговля уже поставлены на поток, но не хватает средств для увеличения объемов продаж, то кредитные деньги могут существенно помочь.

Как правило, предприниматели берут кредит для увеличения объемов, закрытия кассового разрыва или погашения образовавшейся задолженности перед партнерами. Но, важно понимать, когда эти деньги действительно помогут в той или иной ситуации, а когда просто загонят в очередные долги.

Кредит помогает во много раз сократить затраты времени для наращения прибыли бизнеса. Однако предприниматели, которые испытали неудачи в бизнесе, советуют ни в коем случае не брать кредиты на первичном этапе – открытии своего дела.

К сожалению, ввиду российского менталитета, российские предприниматели весьма склонны строить себе «воздушные замки». Эксперты советуют начинающим предпринимателям выстраивать стратегию своего бизнеса по самому пессимистичному варианту (с подстраховкой на форс-мажорные обстоятельства). Ведь начинающие предприниматели, оформляя кредит, вкладывают по максимуму в еще не начатый бизнес. При этом у многих из них нет элементарного бизнес-плана и стратегии, зачастую полностью отсутствует риск-менеджмент.

Несколько советов начинающим предпринимателям:

  1. Если у молодого предпринимателя возникает идея, при которой требуются миллионные вложения, но его среднемесячный доход составляет не более тысяч рублей, то, перед тем, как решиться на кредит, следует подготовиться. А именно, прописать бизнес-план идеи с перспективой минимум на 2 года с точностью до сотен рублей (не стоит округлять примерно до десяток тысяч);
  2. Лучше всего накопить первоначальный капитал по средствам доходов, получаемых от основной текущей работы;
  3. Перед тем, как начать свое дело и брать деньги в долг у банка, следует набраться опыта в будущей сфере предпринимательства. Порой новички даже не подозревают, какие «подводные камни» их могут ожидать;
  4. При открытии своего бизнеса, тем более, при оформлении кредита на это, не стоит увольняться со своего прежнего места работы;
  5. Выбрать банк для рассчетно-кассового обслуживания с наиболее выгодными программами кредитования (это могут быть кредитная линия, овердрафт или другие программы целевого использования средств);
  6. Внимательно читать условия кредитных договоров. В некоторых банках присутствуют пункты, в которых отражены условия повышения ставок в течении срока кредитования;
  7. Тщательно рассчитывать финансовые показатели. Помнить, что рентабельность бизнеса всегда должна быть больше, чем процент по кредиту.

Почему ИП легче взять кредит как физическое лицо? И почему у банков в приоритете кредитование среднего бизнеса?

Представители российских банков и сами потенциальные заемщики не скрывают: индивидуальному предпринимателю кредит получить гораздо сложнее, чем простому физическому лицу. Такая специфика образовалась ввиду недоверия к заемщикам МСБ.

К слову, доля просроченной задолженности в кредитном портфеле МСБ ежегодно составляет в среднем 14,9-15,6%. А это почти в 2 раза выше по сравнению с розничными клиентами.

Понятие индивидуального предпринимателя, малого и среднего бизнеса регламентировано Федеральным Законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2017 года. А нормы и критерии регулирует федеральный документ – Постановление Правительства Российской Федерации № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» от 13 июля 2015 года.

На деле же, в России представители малого бизнеса (индивидуальные предприниматели) возлагают весь функционал работы на одного человека, собственно, на себя. Елена Шалыгина, заместитель начальника управления корпоративного бизнеса банка «БЦК Москва» комментирует ситуацию так: «Что же касается малого бизнеса, то, как правило, организация состоит из одного действующего лица, которое выполняет функции и директора, и бухгалтера, и маркетолога, и финансиста».

Упрощенная система налогообложения, отсутствие множества необходимых документов (которые присутствуют у «ООО»), и многие другие факторы заставляют банки скептически относиться к подобному рода потенциальным заемщикам.

Простой пример: у ИП даже юридически не зафиксирован фактический адрес (местонахождение офиса), если он вообще имеется.

Если предпринимателю очень нужны деньги, но в каждом банке он получает отказ по кредитной заявке как ИП, то он может попробовать оформить потребительский кредит в статусе физического лица. Если же потенциальный заемщик снова получит отказ, можно попробовать получить деньги у банка еще двумя способами:

  1. Оформить кредитную карту . По статистике, одобрение по кредитным картам получить легче, чем по кредиту. Конечно, сумма лимита может быть недостаточной, однако это лучше, чем совсем ничего. К слову, во многих, даже крупных федеральных банках, кредитную карту физическое лицо может получить, имея на руках лишь паспорт;
  2. Попросить супруга, родственника или близкого друга взять кредит за себя. По сути, здесь нет ничего противозаконного. Разумеется, сам заемщик должен полностью понимать ситуацию, ведь именно он будет нести ответственность за погашение всей суммы кредита и процентов по нему.

В социальных сетях и в свободном интернет-пространстве можно встретить немало рассказов предпринимателей на тему получения кредитов, сложностей, возникающих при подаче заявки, а также варианты оформления кредитов на имя близкого человека. Так, нередко встречаются случаи, что физическое лицо берет на себя кредит по устному договору с предпринимателем (например, родственником) о том, что последний будет вносить платежи по кредиту.

Однако если возникают проблемы с его бизнесом, а фактический заемщик не в состоянии, или просто отказывается платить по долгам, то кредит «уходит» в серьезную просрочку.

В данном случае банк, разумеется, подаст исковое заявление на заемщика с требованием погашения задолженности, и будет прав. Однако же если фактический заемщик на тот момент действительно будет недостаточно платежеспособен, тогда, возможно, суд присвоит ему выплату только основного долга, исключив начисленные проценты.

Как бы то ни было, при просьбе родственника оформить кредит на себя, предпринимателю необходимо быть честным и нести ответственность, оформив расписку или обязательство, заверенное нотариусом.

Конечно, банки охотнее кредитуют средний бизнес, нежели малый. И этому есть вполне логичное объяснение. Прежде всего, предприятия среднего бизнеса «выигрывают» в управленческих ресурсах, а ведь именно они направлены на прогнозирование, планирование деятельности предприятия.

Статистические данные такие, что доля просроченной задолженности в кредитном портфеле крупных предприятий составляет всего 5%, по сравнению с малым бизнесом (около 15%).

Михаил Мамута, руководитель службы Центрального Банка Российской Федерации по защите прав потребителей и обеспечению финансовых услуг, советует: «Если предприниматель совсем начинающий, то есть, только «встает на ноги», то ему, скорее всего, нужно обратиться в МФО (микрофинансовую организацию предпринимательского финансирования).

Льготное кредитование и региональные фонды – варианты государственной помощи малому и среднему бизнесу

Не так давно, в феврале 2019 года в России стартовала программа льготного кредитования малого и среднего бизнеса. Данная программа работает в рамках национального проекта МСБ «Поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». По всей стране отобрано около 70 банков, которые выдают льготные кредиты индивидуальным предпринимателям и ООО организациям.

Вадим Хромов, председатель Правительства Московской области заявил: «Данная программа привлечения финансирования будет интересна как малому бизнесу, так и самозанятым гражданам».

Михаил Мамута, руководитель службы Центрального Банка Российской Федерации по защите прав потребителей и обеспечению финансовых услуг, комментирует: «Мы со своей стороны, как Банк России, данное направление активно поддерживаем. Принимаем специальные нормы для того чтобы банкам было выгоднее кредитовать малый и средний бизнес».

Молодые, новоиспеченные предприниматели, надеются, что это позволит ускорить и увеличить темпы роста их бизнеса.

Василий Быков, основатель компании «Самокат Шеринг» комментирует: Малый бизнес, это рискованное дело. Выживаемость очень маленькая. И, поэтому, конечно, коммерческие банки закладывают в данную процедуру огромные риски. Если, допустим, такой предприниматель, как я, берет 1 миллион рублей в кредит на 5 лет, то эта разница между коммерческим кредитованием и льготным кредитованием, условно, в 10% превращается в денежном выражении в 2 миллиона рублей переплаты! Это ни в какие ворота не лезет…».

Однако же льготным кредитованием по государственной программе смогут воспользоваться не все субъекты МСБ, а лишь те, кто относится к отраслям приоритетного направления, и то, собрав огромный пакет документов и полностью удовлетворив условия не только государственной программ, но и банков. На данный момент приоритетными отраслями считаются:

  1. Сельское хозяйство;
  2. Транспорт;
  3. Туризм;
  4. Обрабатывающее производство;
  5. Строительство;
  6. Связь;
  7. Утилизация отходов;
  8. Здравоохранение.

Так же для поддержки малого и среднего бизнеса в России действуют региональные Фонды поддержки МСБ. Эти фонды предлагают кредиты по довольно низкой процентной ставке (около 8,5%).

Но есть условие, что все кредиты должны быть залоговые. Фонды выставляют и иные требования, например, что предприниматель должен иметь несколько сотрудников с официальной ежемесячной заработной платой (в размере не менее средних зарплат по региону).

По отзывам предпринимателей в данных региональных фондах поддержки получить кредитные средства так же тяжело, как и кредит в банке. Получается, что фонды реально поддерживают только «сложившейся» бизнес: только тех предпринимателей, кто имеет стабильную крупную выручку и недвижимость в собственности.

Если молодые предприниматели не подходят по этим критериям, то, соответственно, им в помощи отказывают. А те, кто «твердо стоит на ногах», может получить еще кредитных средств под минимальный процент.

Станет ли легче получить кредит субъектам МСБ в 2020 году?

Финансовые аналитики и статисты считают, что в 2020 году основной рост кредитования малого и среднего бизнеса, скорее всего, сохранится за счет крупных банков, стратегия которых направлена на увеличение кредитных лимитов для качественных заемщиков (постоянных клиентов и предприятий среднего бизнеса).

Казалось бы, банку намного проще кредитовать несколько крупных заемщиков, стабильно получая с них доход, чем тратить больше времени и ресурсов сотрудников, кредитуя множество мелких компаний или индивидуальных предпринимателей.

Однако банки рассуждают немного по-другому. Основа снижения рисков – это диверсификация портфеля. Так как, при концентрации ссудного портфеля на крупных компаниях, в случае возникновения финансовых (и прочих) проблем, банк получит огромный ущерб, как финансовый, так и статистический (существенное снижение множества показателей – это риск отзыва лицензии). Поэтому кредитование малого бизнеса будет актуально и востребовано. Тем не менее, кредитованием таких заемщиков в большей степени занимаются небольшие кредитные организации.

«Группа заемщиков МСБ со средним и высоким уровнем риска, по-прежнему будут испытывать ограниченность в заемных средствах», – поделился своим мнением управляющий директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Александр Сараев.

«Для клиентов «с улицы» получить кредит будет проблематично – так как банки неохотно этим занимаются, потому что трудно оценить реальные риски», – считает старший аналитик Fitch, Александр Данилов.

В 2020 году многие крупные банки пойдут на либерализацию кредитных условий. Планируется облегчить и ускорить процедуру скоринга (оценку кредитоспособности) и выдачи кредитов небольшим компаниям. Среди опрошенных статистическим агентством «Expert» российских банков, каждый пятый заявил, что в ближайшее время планирует смягчить политику кредитования МСБ.

Большинство коммерческих банков, участвующих в опросе заявили, что сохранят консервативную стратегию кредитования. Оставшаяся малая часть респондентов сообщила, что вообще планирует пересмотреть и ужесточить подход к рассмотрению заявок и выдач подобного рода кредитов.

На комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

Госпрограммы поддержки малого бизнеса – 2019

В этом году будет расширена имущественная поддержка малого и среднего бизнеса, а также внесены изменения в порядок кредитования по льготной ставке субъектов МСП. Также власти заинтересованы в том, чтобы расширить доступ субъектов МСП к финансовым ресурсам.

На какие конкретно меры поддержки государства может рассчитывать человек, открывший свой бизнес?

Субсидии от центра занятости

Если вы только планируете открыть свой бизнес, то первое, о чем вам нужно знать, — о существовании специальной программы Минэкономразвития по предоставлению субсидий малому и среднему предпринимательству на региональном уровне. В рамках этой программы центр занятости населения оказывает единовременную финансовую помощь в открытии собственного дела.

Сумма предоставляется в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице. Ранее она составляла 58 800 руб. (из расчета, что размер пособия по безработице был 4900 руб.). Однако с 1 января 2019 года максимальный размер пособия вырастет с 4900 руб. до 8000 руб., поэтому и размер субсидии может увеличиться. Также предусмотрена единовременная финансовая помощь на подготовку документов: оплату госпошлины, совершение нотариальных действий при госрегистрации, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов, услуги правового характера, консультации. Так, например, в Московской области финансовая помощь на подготовку документов составляет 7500 руб.

Читайте также:  Приказ о приеме на работу 2020 (образец заполненный). Форма Т-1 скачать бланк

Субсидия от центра занятости доступна гражданам, достигшим возраста 18 лет. Но чтобы ее получить, им необходимо встать на учет в центр занятости, то есть иметь статус безработного и получать пособие. Стоит также учесть, что субсидии дают не всем, поскольку их ограниченное количество, и выдаются они в начале финансового года (нужно постараться попасть в нужный период). Об этих и других тонкостях рассказывает Василий Пучков, заместитель директора регионального центра поддержки олимпиадного движения.

Грантовая поддержка

Такую меру господдержки обычно оказывают региональные власти. Грант предоставляется начинающему предпринимателю в форме субсидии единовременно, на безвозвратной и безвозмездной основах. Максимальная сумма, как правило, составляет 600 000 руб. Но в зависимости от региона условия получения грантов могут отличаться. Поэтому все детали лучше узнавать на местах. Деньги выделяются тем, чьи заявки прошли конкурсный отбор. В числе критериев отбора — сфера деятельности бизнеса, размер выручки, количество рабочих мест и др.

В 2019 году на особую поддержку государства по-прежнему могут рассчитывать начинающие фермеры. Размер гранта в рамках программы «Поддержка начинающих фермеров» может достигать 3 млн руб. Такую сумму, например, получают начинающие фермеры-животноводы в Подмосковье, если они специализируются на разведении крупного рогатого скота, а по 1,5 млн руб. предоставляется фермерским хозяйствам, работающим по другим направлениям. В фермерском хозяйстве, получившем такой грант, должно быть создано не менее одного рабочего места на каждый 1 млн руб. гранта.

В Татарстане на 2019 год сумма грантовой поддержки по программе «Начинающий фермер» будет выше — она составит до 5 млн руб. вместо прежних 3 млн. Так что условия и суммы стоит уточнять в каждом конкретном случае.

Кроме того, существуют гранты в размере до 30 млн руб. на развитие семейных животноводческих ферм.

В Санкт-Петербурге с 2015 года реализуется программа «Поддержка социального предпринимательства», в рамках которой возмещению подлежат затраты, связанные с уплатой арендных платежей и приобретением оборудования: аренда зданий, нежилых помещений, аренда оборудования и приобретение оборудования.

Чтобы узнать подробности получения грантов и субсидий, заходите на официальные государственные сайты, которые предоставляют информацию о мерах поддержки бизнеса. Так, например, на сайте Министерства экономики Республики Татарстан подробно расписаны все направления государственной поддержки. По Подмосковью такую информацию дает сайт Центра Развития Предпринимательства Московской Области. На сайте «Малый бизнес Кубани» приводится подробный список субсидий для предпринимателей, работающих на юге России.

Будет проще, если вы воспользуетесь поиском в разделе «Поддержка МСП в регионах» на Федеральном портале малого и среднего предпринимательства. Просто укажите в поиске регион — и вас автоматически перенесет на «местный» портал малого и среднего предпринимательства.

Федеральные программы поддержки бизнеса

Такой вид поддержки бизнеса можно разделить на программы от:

Его область интересов распространяется на реализацию программы по предоставлению субсидий из федерального бюджета для оказания господдержки субъектам МСП в регионах (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2014 № 1605 и ежегодно издаваемыми приказами Минэкономразвития).

Средства распределяются на конкурсной основе между регионами и выделяются на мероприятия, предусмотренные региональными программами, но при условии, что расходы софинансируются регионами.

Программа Минэкономразвития предполагает прямые и непрямые меры поддержки, на которые могут рассчитывать те, кто занимается производством товаров, разрабатывает и внедряет инновационную продукцию, специализируется на народно-художественных промыслах, осуществляет ремесленную деятельность, продвигает сельский и экотуризм, развивает социальное предпринимательство.

Эта организация занимается решением различного спектра задач, в числе которых оказывает финансовую, имущественную, юридическую, инфраструктурную, методологическую поддержку; организовывает различные виды сопровождения инвестпроектов и др.

Занимается государственной программой финансовой поддержки предпринимательства, предоставляя МСП прямые гарантии для получения банковских кредитов и помогая воспользоваться кредитными ресурсами при недостаточности залогового обеспечения.

Организация выступает в роли гаранта исполнения субъектами МСП своих кредитных обязательств, разделяя с банками риски, которые могут возникать в результате ухудшения финансового состояния заемщика. Гарантийные продукты доступны субъектам МСП, желающим получить кредиты в банках-партнерах МСП Банка.

  • Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

Эта организация отвечает за развитие и поддержку малых предприятий в научно-технической сфере и непосредственно оказывает финансовую помощь целевым проектам. Особенно известна программа «Умник», ориентированная на поддержку талантливых молодых инноваторов. Но также есть программа для стартапов «Старт», разные предложения по поддержке предприятий «Развитие», «Интернационализация», «Коммерциализация».

Для агропромышленного комплекса предусмотрены различные меры государственной поддержки в 2019 году. Так, с 1 января 2017 года товаропроизводители, организации и ИП, осуществляющие производство, переработку и реализацию соответствующей продукции, могут обратиться в уполномоченный Минсельхозом России банк за краткосрочным или инвестиционным кредитом по ставке не более 5 %.

Также предусмотрены субсидии производителям сельскохозяйственной техники, субсидия на повышение продуктивности в молочном скотоводстве и др.

Откройте счет в Контур.Банке и пользуйтесь встроенной бухгалтерией и отчетностью. Корпоративная карта и электронная подпись — бесплатно. До 5 % на остаток.

Региональные программы поддержки

Чтобы узнать о программах поддержки субъектов РФ, воспользуйтесь специальным поисковым фильтром.

Подробнее о программах поддержки и условиях, на основании которых можно претендовать на помощь государства в развитии бизнеса, можно узнать на региональных порталах малого и среднего предпринимательства. Например, рязанский портал дает подробную информацию и по видам, и по формам, и по инфраструктуре поддержки.

Субсидии на возмещение процентов по кредиту

Бизнес может рассчитывать на компенсацию затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на поддержку и развитие деятельности, в том числе на обновление основных средств (за исключением кредитов, полученных для приобретения легковых транспортных средств).

Условия получения субсидии нужно уточнять в регионах. Например, в Москве они следующие:

  • организация соответствует критериям субъекта МСП;
  • организация или ИП зарегистрированы и осуществляют деятельность на территории Москвы, а продолжительность регистрации составляет не менее 6 месяцев до дня подачи заявки на предоставление субсидии;
  • срок просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам на день подачи заявки не превышает одного месяца;
  • отсутствуют незавершенные договоры на предоставление субсидии из бюджета города Москвы на день подачи заявки;
  • отсутствуют нарушения договорных обязательств, обеспеченных за счет средств бюджета города Москвы;
  • имеется кредитный договор с кредитной организацией, включенной в перечень кредитных организаций, отобранных в установленном порядке акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», и заключившей с Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы соглашение о сотрудничестве, либо получило одобрение кредитной организации на выдачу кредита.

В 2019 году государство выделит банкам 7,2 млрд руб. на льготные займы для предпринимателей, таким образом увеличив субсидии из бюджета на программу льготных кредитов для некрупного бизнеса в приоритетных отраслях в 11 раз. Это предусмотрено в проекте федерального бюджета на 2019 год и последующие 2020–2021 годы. Общая сумма расходов на ближайшие 6 лет составит 190,9 млрд руб.

Предложение заключается в том, чтобы выдавать малому и среднему бизнесу на проекты в приоритетных отраслях кредиты по ставке 6,5 %. Оно будет распространяться на такие отрасли, как сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, туристическая деятельность, обрабатывающие производства, производство электроэнергии, газа и воды, здравоохранение, сбор, обработка и утилизация отходов, отрасли, в которых реализуются приоритетные направления развития науки, технологий и техники.

Согласно правилам, разницу с рыночными ставками (3,1 % по кредитному договору для среднего бизнеса и 3,5 % — для малого бизнеса) банкам возмещает бюджет. В 2019 году, благодаря нововведениям, льготное кредитование будет осуществляться более чем на 200 млрд руб.

Поддержка малого бизнеса: изменения в 2019 году

Летом 2018 года президент подписал Федеральный закон от 03.07.2018 № 185-ФЗ, который расширяет имущественную поддержку малого и среднего бизнеса. Этот закон устанавливает бессрочное право выкупа арендуемого государственного и муниципального имущества и возможность использования земельных участков при оказании имущественной поддержки субъектам МСП.

Также незадолго до 2019 года было представлено Постановление Правительства от 10.10.2018 № 1212. Документ вносит изменения в правила предоставления субсидий из федерального бюджета кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным субъектам МСП по льготной ставке.

Согласно документу, максимальная сумма кредита, выдаваемого субъекту МСП на инвестиционные цели по льготной ставке, снижена с 1 млрд руб. до 400 млн руб. Но максимальный размер суммарного объема кредитов, которые могут быть выданы одному заемщику, по-прежнему составляет 1 млрд руб. Изменения внесены для того, чтобы банки могли предоставлять кредиты большему количеству субъектов МСП.

Кроме того, важно упомянуть Распоряжение Правительства от 26.11.2018 № 2586-р, в котором говорится о проекте федерального закона, вносящем изменения в ст. 25 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Этот законопроект подготовлен для реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который предусматривает расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию.

Когда законопроект будет принят, то гарантийная поддержка, оказываемая АО «Корпорация МСП» субъектам МСП, будет расширена. Это коснется компаний, работающих в высокотехнологичных отраслях, стартапов, сельскохозяйственных кооперативов, быстрорастущих инновационных компаний и субъектов МСП, реализующих проекты на территории Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов и в моногородах.

Подпишитесь на наш канал в Telegram @konturjournal, чтобы вовремя узнавать о самых важных изменениях для бизнеса.

Малое предпринимательство России. Анализ текущего состояния

Десятилетний опыт развития предпринимательства в России позволяет утверждать, что для создания эффективной системы гос. поддержки малого предпринимательства необходимы: самостоятельная законодательная и

Малое предпринимательство России. Анализ текущего состояния

Другие материалы по предмету

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Кафедра маркетинга и менеджмента.

по теме: Малое предпринимательство России. Анализ текущего состояния.

Работу выполнил студент курса, группы 1:

  1. Введение.
  2. Состояние малого предпринимательства по стране.
  3. Анализ состояние малого предпринимательства по регионам:
  4. Центральный район
  5. Волго-Вятский экономический район РФ
  6. Северного экономического района РФ
  7. Северо-Западный район
  8. Центрально-Черноземный район
  9. Поволжский район
  10. Северо-Кавказский район
  11. Уральский район
  12. Западно-Сибирский район
  13. Восточно-Сибирский район
  14. Дальневосточный район
  15. Направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
  16. Список литературы.

1. Северный район7. Северо-Кавказский район2. Северо-Западный район8. Уральский район3. Центральный район9. Западно-Сибирский район4. Волго-Вятский район10. Восточно-Сибирский район5. Центрально-Черноземный район11. Дальневосточный район6. Поволжский районОбщеизвестно утверждение о значимости малого предпринимательства для развития и становления рыночной экономики. Малый бизнес обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности Низкая платежеспособность населения делает невыгодным, а часто невозможным развитие малых предприятий. Но можно утверждать и другое: колоссальный потенциал малого бизнеса не использован в России. Это обстоятельство не просто досадно, это обстоятельство чрезвычайно опасно и для экономики, и для политической стабильности государства. Для спасения ситуации, по-моему, не достаточно улучшить законы, принять одну или несколько программ – поздно. Для спасения ситуации необходимо коренное изменение государственной политики в сфере отношений с российским производителем вообще и с малым бизнесом в частности.

Состояние малого предпринимательства.

Августовский кризис 1998 года серьезно ударил по многим малым и средним предприятиям: оборотные средства резко уменьшились или пропали в банках, сократились рынки вследствие снижения покупательной способности населения, обанкротились многие предприятия, зависимые от поставок товаров или сырья по импорту. В результате этих процессов число занятых в секторе сократилось на несколько сотен тысяч работников. Подавляющее большинство малых предприятий выпускают продукцию неконкурентоспособную не только на внешних, но и на внутренних рынках. Растет число предприятий, работающих на “грани”, либо переходящих в сферу теневой экономики. Факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства Постоянное ухудшение внешней среды предпринимательской деятельности; о разрастание административных барьеров (регистрация, лицензирование, сертификация, системы контроля и разрешительной практики, регулирование арендных отношений и т.д.);о налоговый пресс и громоздкая система отчетности; о отсутствие надежного правового, в том числе судебного, обеспечения предпринимательской деятельности; о растущее недоверие предпринимателей к власти, к ее способности проводить долгосрочную политику и обеспечить стабильные условия ведения бизнеса.

К началу 1999 года число малых предприятий составило порядка 891 тысячи, приблизившись к отметке 1994 года (см. диаграмму 1). Следует учесть, что, начиная с 1996 года, статистический учет велся в соответствии с новыми критериями отнесения предприятий к малым, введенными Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Новые критерии заметно сузили границы этой категории предприятий, сократив максимально допустимое число работающих на одном МП с 200 до 100 человек.

Динамика числа малых предприятий с 1996 года – совокупный прирост на 5,8%, свидетельствует о поступательном, хотя и очень медленном развитии сектора МБ.

Общее число постоянно работающих на малых предприятиях к началу 2000 года составило порядка 6 млн. 486 тыс. человек или 10% от общего числа работающих на российских предприятиях (см. диаграмму 2). По сравнению с 1994 годом данный показатель сократился на 23,5%. Это закономерно, так как критерии определения МП, принятые в 1995 году, в 2 раза уменьшили допустимый порог числа работающих на малом предприятии.

Стало больше предприятий, ориентированных на производственный сектор и сферу услуг. Профессионализм многих предпринимателей и управленцев возрос. Качество продукции сферы пищевой промышленности, легкой промышленности серьезно выросло. То же можно сказать и о сфере услуг. МП наиболее развит в таких отраслях, как и торговля и общепит, строительство и промышленность, а так же наука и научное обслуживание производства. (см. диаграмму 3).

Неравномерность развития МП проявляется и в отраслевом разрезе. В России малый бизнес, в основном, сосредоточен в сферах обслуживания и торговли, в отличие от экономически развитых стран, где он играет важную роль практически во всех сферах экономики, включая производство наукоемкой продукции (см. также диаграмму 4).

Как видно из диаграммы 5, развитие малого и среднего предпринимательства происходит весьма неравномерно в различных регионах Российской Федерации. Более половины работающих в стране малых предприятий сосредоточено в 8 субъектах РФ, около четверти – в Москве. Так, порядка 30% всех действующих МП расположены в Центральном районе (см. диаграмму 5). Среди городов сохраняют лидерство по числу МП Москва и Санкт-Петербург. В них сосредоточено соответственно 20% и 12% всех российских малых предприятий.

Аналогично, почти треть всех постоянно работающих на МП жители Центрального района (см. диаграмму 6). На долю москвичей приходится пятая часть, на долю жителей Санкт-Петербурга десятая часть от общей численности постоянно работающих на малых предприятиях. Приведенные данные свидетельствуют о высокой дифференциации российских регионов по уровню развития внешней среды предпринимательства.

В целом, уровень развития малого предпринимательств в России, измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, явно недостаточный. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 МП (см. диаграмму 7), тогда как в странах членах ЕС не менее 30. Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности распространения малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы. На 1000 их жителей приходится 20 МП и 23 МП соответственно.

Читайте также:  Программа кредитования малого бизнеса: какой должен быть залог и возраст предприятия?

Не менее высок разрыв в уровнях развития МБ, измеряемых другими показателями. В России доля МП в общем числе предприятий составляет 29% (см. диаграмму 8). В странах ЕС только микро предприятия составляют более 90% от общего числа предприятий. Доля российских МП в обеспечении занятости лишь 10% от общего числа работающих постоянно на всех предприятиях. В странах ЕС данный показатель для сектора МСП порядка 65%.

Общее число крестьянских (фермерских) хозяйств к началу 1999г. составило 270 тысяч (см. диаграмму 9). Почти треть из них сосредоточены в Северо-Кавказском районе.

В целом, уровень развития сектора МБ в России явно недостаточен с точки зрения требований рациональной структуры рыночной экономики, потребностей переходного периода в РФ.

Между тем, изменение внутренней экономической конъюнктуры в результате финансового кризиса августа 1998 года создало некоторые предпосылки и стимулы для развития предпринимательства.

(данные по состоянию на 1 января 1999):

  1. 30 млн. чел.: плотность 62 ч./км2 (Москва 333 ч./км2); высокая степень освоенности этим обеспечивается потребность в рабочих, свободных инициативных людях, способных заниматься МП. Большая численность городского населения позволяет развиваться Мп в отрасли бытовых услуг и жилищного хозяйства.
  2. Столичное значение – на пересечении важнейших транспортных путей: транспортная отрасль (1 место по РФ), 11 линий, огромная интенсивность, самые протяженные дороги в РФ; главный аэромост РФ: Внуково, Шереметьево, Быково, Домодедово что дает возможность формирования Мп в таких отраслях, как транспортные связи, торговля, информационное обслуживание, общая коммерческая деятельность.
  3. высококвалифицированные кадры, наукоемкое производство; большое количество учебных заведений есть возможности развития МП в науке и научном обслуживании производства.
  4. Машиностроение (1 место в РФ): полный производственный цикл всех подотраслей; сложное и точное машиностроение (радиотехника, электроника, станкостроение); автомобилестроение (АЗЛК, ЗИЛ); ж/д машиностроение (тепловозы Коломна, пассажирские вагоны Тверь, вагоны

Анализ развития малого предпринимательства Российской Федерации: проблемы и перспективы

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 30.10.2017 2017-10-30

Статья просмотрена: 9680 раз

Библиографическое описание:

Кириленко Н. А. Анализ развития малого предпринимательства Российской Федерации: проблемы и перспективы // Молодой ученый. — 2017. — №43. — С. 150-154. — URL https://moluch.ru/archive/177/46157/ (дата обращения: 21.02.2020).

В данной статье проведен анализ динамики развития малого предпринимательства РФ за период с 2012 по 2016 год, динамики роста объема отгруженных товаров собственного производства за период с 2011 по 2015 год, а также рассмотрен и проанализирован сальдированный финансовый результат деятельности организаций по видам экономической деятельности. На основе полученных данных выявлены проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

Ключевые слова: малые предприятия, темп прироста, доходы, расходы, финансовый результат

This article analyzes the dynamics of small business development in the Russian Federation for the period from 2012 to 2016, the dynamics of growth in the volume of shipped goods of own production for the period from 2011 to 2015, as well as the balanced financial result of organizations’ activities by types of economic activity. On the basis of the data obtained, problems and prospects for the development of small business in the Russian Federation are revealed.

Keywords: small enterprises, rate of growth, incomes, expenses, financial result

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в условиях перехода к рыночной экономике растет роль и значимость малого предпринимательства. Предприятия малого бизнеса являются более гибкими и динамичными в условиях рынка и конкуренции. В экономически развитых странах удельный вес малого бизнеса в экономике довольно значительный и государство всячески стимулирует и способствует его развитию, так как это положительно влияет на экономический рост, научно-технический прогресс, насыщают рынок необходимыми товарами и услугами, способствует занятости населения, т. е. решает ряд актуальных экономических и социальных вопросов.

По данным федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, вклад малого бизнеса, рассчитанный на основе оборота предприятий, в 2013 г. составил 25,8 % (микропредприятия — 11,9 %), при этом число занятых в малом предпринимательстве составило 21,1 % (микропредприятия — 8,5 %) [4].

Рассмотрим и проведем анализ общей динамики развития малого предпринимательства (таблица 1).

Динамика показателей развития малого предпринимательства вРоссии за период с 2012 по 2016гг. (по состоянию на 31 декабря)

Параметры

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

Число малых предприятий, тыс.

Процент к общему числу предприятий

Численность работников, занятых на малых предприятиях, тыс. чел.

Оборот малых предприятий, млрд. руб.

Оборот малых предприятий в процентах к обороту всех предприятий, %

Финансовый кризис оказал отрицательное воздействие на темпы развития малого и среднего предпринимательства. Так, количество малых предприятий сократилось с 1137,4 в 2012 г. до 219,7 тыс. в 2015 г. и только в 2016 г. начался небольшой рост до 229,2 тыс. Оборот малых предприятий сократился с 15468,9 млрд. руб. в 2012 г. до 8784,9 млрд. руб. в 2014 г., начав постепенный рост в 2015 г. и 2016 г., составив 13252,0 млрд. руб.

Также наблюдается сокращение численности занятых на малых предприятиях — с 9239,2 тыс. в 2012 до 5562,9 тыс. человек в 2015 г., однако в 2016 г. наблюдается незначительный рост до 6423,3 тыс. чел.

Изменение численности малых предприятий по отраслям экономики, в которых они функционируют, за период с 2012 по 2016 годы представлено на рисунке 1 (А, Б).

Рис. 1. Структура численности малых предприятий в РФ за период с 2012 по 2016 годы: 1 — сельское хозяйство; 2 — добыча полезных ископаемых; 3 — обрабатывающие производства; 4 — производство и распределение электроэнергии, газа и воды; 5 — строительство; 6 — оптовая и розничная торговля; 7 — гостиницы и рестораны; 8 — транспорт и связь; 9 — финансовая деятельность; 10 — операции с недвижимостью; 11 — образование; 12 — здравоохранение и соц. услуги; 13 — прочие услуги

Анализ динамики структуры численности малых предприятий показывает значительное сокращение оптовой и розничной торговли и перераспределение в другие виды экономической деятельности. Это вызвано, на наш взгляд, прежде всего, изменениями в системе учета предприятий и экспансией средних и крупных предприятий.

В РФ классификация малых предприятий представлена в Федеральном Законе Налогового кодекса Российской Федерации от 24 июля 2007 года № 230-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства». Согласно этому закону, малые предприятия подразделены на следующие категории:

– микропредприятия, к которым относятся предприятия со среднегодовой численностью персонала до 15 человек, при этом выручка предприятия не должна превышать 60 млн. руб.;

– малые предприятия, к которым относятся предприятия со среднегодовой численностью персонала до 100 человек и выручкой до 400 млн. руб. [3].

Особое значение имеет распределение малых предприятий по видам экономической деятельности, что представлено на рисунке 2.

Рис. 2. Структура малых предприятий по видам экономической деятельности в 2016 г. [4]

Как видно из данного рисунка, более 30 % предприятий занято в сфере оптовой и розничной торговли. Следующие две большие группы — это производство и строительство. Также следует отметить активность малых предприятий в осуществлении операций с недвижимым имуществом. Остальные сферы экономической деятельности занимают менее 7 % в структуре малых предприятий по видам экономической деятельности [4].

Данные по сальдированному финансовому результату деятельности организаций приводятся в фактически действовавших ценах, структуре и методологии соответствующих лет приведены в таблице 2.

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций по видам экономической деятельности (млрд. руб.)

Вид экономической деятельности

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

Добыча полезных ископаемых

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

Производство транспортных средств и оборудования

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования

Транспорт и связь

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

Всего

7139,5

7 824,5

6853,7

4346,7

7502,7

Исходя из вышеизложенных данных, можно сделать следующие выводы, что увеличение общей суммы прибыли произошло 2012 г, что составило 7824,5 млрд. руб., затем последовал убыток, минимум составил 4346,7 млрд. руб. в 2014 г., с 2015 года начался рост общей суммы прибыли до 7502,7 млрд. руб. Наиболее убыточным видом экономической деятельности оказалось производство транспортных средств и оборудования [4]. По остальным видам экономической деятельности в 2015 г. наблюдается устойчивый рост прибыли по сравнению с 2014 г., однако не все отрасли вышли на докризисный уровень прибыли 2011 г.

Таким образом, как показывает мировая практика развитых стран, малое предпринимательство имеет большое значение для экономики государства, в виду своих особенностей и преимуществ, среди которых можно выделить: относительно не высокие расходы на осуществление деятельности, более низкая потребность в первоначальном капитале, более высокая оборачиваемость капитала, более высокая гибкость и адаптивность к новым условиям, более высокая информативность о потребностях местных рынков, состоянии спроса и предложения, соответственно, более быстрая реакция на запрос рынка.

Вместе с этим существует и ряд недостатков, таких как: более высокий уровень риска, меньшая устойчивость на рынке, зависимость от деятельности крупных компаний, качество и компетенция управления, проблемы получения долгосрочных кредитов и дополнительного финансирования, зависимость от условий рынков, слабость и сложность механизма государственной поддержи, административные проблемы на региональных уровнях и др. Поэтому малое предпринимательство требует особой государственной поддержки разного характера. Так как развитие и увеличение качества и количества субъектов малого предпринимательства способствует развитию конкурентной рыночной среды, насыщению рынка товарами и услугами, созданию дополнительных рабочих мест, более эффективному использованию местных сырьевых ресурсов, расширению потребительского сектора и росту экономики в целом.

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 N 14-ФЗ — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_9027, свободный.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ — Режим доступа: http://nalogovyy-kodeks.ru, свободный.
  3. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/, свободный.
  4. Российский статистический ежегодник. 2015: статистический сборник — Электрон. журн. — 2015. — Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/doc_1135087342078, свободный.
  5. Ефимова О. В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учебник / О. В. Ефимова. — М.: Омега-Л, 2014. — 348 с.
  6. Савицкая Г. В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности / Г. В. Савицкая. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 320 с.

Похожие статьи

Анализ показателей деятельности малых предприятий.

В данной статье отражены показатели оборота малых предприятий СКФО и инвестиций в их основной капитал за 2014 год, а также их соотношения с аналогичными данными 2013 года. Ключевые слова: оборот, инвестиции, малые предприятия.

Динамика развития малого предпринимательства.

Основные экономические показатели деятельности предприятий малого предпринимательства вОренбургской области.

у — сальдированный финансовый результат предприятий малого предпринимательства, темп роста %.

Сущность малого предпринимательства | Статья в журнале.

Ключевые слова:малое предпринимательство, бизнес, малые предприятия, мелкие фирмы, субъекты предпринимательства. Малое предпринимательство представляет собой предпринимательскую деятельность.

Влияние кризиса на малый и средний бизнес в России

На сегодняшний день финансовое состояние предприятий малого и среднего бизнеса остаётся тяжелым. В современных условиях многие предприятия нуждаются в финансовых средствах, однако, не каждый бизнесмен имеет нужную сумму денежных средств.

О ключевых аспектах развития сферы малого бизнеса в России

В статье отражены основные аспекты развития малого бизнеса в Российской Федерации; проанализирована динамика основных показателей функционирования малых предприятий по различным сферам деятельности.

Значение малого бизнеса в России | Статья в сборнике.

малый бизнес, малое предпринимательство, Россия, США, предприятие, малый, оптовая торговля, Российская Федерация, статистическая отчетность, розничная торговля.

Современное состояние и тенденции развития предприятий.

малый бизнес, малое предпринимательство, Россия, Российская Федерация, предприятие, основной капитал, общая среднесписочная численность, РФ, современное состояние, удельный вес работников.

Анализ оптовых предприятий для оценки их деятельности для.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности— оптовая и розничная торговля

В случае если сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) отрицательный — имеет место убыточность.

Роль государственной поддержки в развитии малого бизнеса

В статье рассмотрены основные экономические показатели деятельности малых и средних предприятий, их влияние на экономику региона и страны, а также основные меры государственной поддержки.

Малый бизнес назвал четыре главные проблемы

KPMG опросила представителей малого и среднего бизнеса России и выяснила, какие проблемы беспокоят их больше всего. Для этого компания собрала 10 151 анкету в 82 регионах, а также взяла 578 комментариев предпринимателей о проблемах их бизнеса в свободной форме. Участники опроса оценивали проблемы по пятибалльной шкале, где «5» означает наибольшую степень актуальности проблемы, а «1» — наименьшую.

Кредитный голод и деловой холод

Лидирует среди проблем ограниченный доступ к финансовым ресурсам: 50% предпринимателей поставили в этой графе максимальный балл, а средняя оценка получилась 4,13. В комментариях респонденты упоминали чрезмерно высокие ставки по кредитам, сложность получения займов на долгий срок, невозможность взять кредит с отсрочкой на развитие.

Второе место в рейтинге головных болей малого и среднего бизнеса участники опроса отвели плохому бизнес-климату: 30% поставили здесь максимальный балл, средняя оценка — 3,47. Представители предприятий говорили, например, о чрезмерной бюрократии, низкой заинтересованности со стороны местного самоуправления, частых проверках контролирующих органов. «Частота изменения законодательства: приходится тратить время на приведение своего бизнеса в соответствие изменившемуся законодательству, а не собственно на бизнес», — приводит KPMG комментарий одного из респондентов.

Проблема номер три — кадровые ресурсы (3,44; 27%). «Очень низкая профессиональная подготовка молодых кадров», — жалуется в анкете один из предпринимателей.

На четвертую позицию респонденты поставили проблемы с доступом к рынкам сбыта, следом идут «поиск поставщиков товаров и услуг», «доступ к технологиям производства и обучения» и «инфраструктура».

«Нереально» высокие издержки

Давая комментарии в свободной форме, многие предприниматели отметили также высокие издержки («нереально высокая стоимость присоединения к электросетям», «повышение тарифов на электроэнергию»).

Это не исчерпывающий список трудностей бизнеса. Упоминались также высокие налоги и их повышение («Невероятно большие взносы за сотрудников. », — написал один из предпринимателей), конкуренция со стороны теневого бизнеса, распространение федеральных торговых сетей, «взаимосвязь предпринимательства с административным ресурсом», низкая информированность бизнеса о программах поддержки.

«Общий вывод в том, что проблемы для бизнеса в целом не меняются. С течением времени меняется их приоритетность», — говорит Алексей Назаров, директор группы стратегического и операционного консультирования KPMG Russia. Если раньше упор делался на бизнес-климат, поясняет он, то в период кризиса финансовые ресурсы вышли на первое место, а бизнес-климат отодвинулся на второе.

Региональные различия

Авторы опроса также составили рейтинг регионов России по показателю совокупной благоприятности ведения бизнеса.

Показатель благоприятности рассчитывался путем суммирования средних оценок по всем категориям проблем для каждого региона. Соответственно, чем выше этот показатель, тем больше в регионе проблем, с точки зрения опрошенных.

Самыми благоприятными регионами для ведения бизнеса по результатам опроса стали Республика Адыгея, Воронежская область и Чукотский административный округ. В хвосте рейтинга субъектов РФ оказались Магаданская область, Республика Бурятия и Курская область.

Власти знают о проблемах предпринимателей: в апреле 2015 года президент Владимир Путин поручил разработать стратегию по поддержке малого и среднего бизнеса. Итоговый проект должен быть представлен Министерством экономического развития до 1 октября, сообщил ранее РБК представитель Минэка. Детали программы будут обсуждаться, но РБК удалось ознакомиться с последней версией документа.

В систему мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, в частности, входят доступное финансирование (стимулирование банковского кредитования, развитие системы гарантий), предсказуемая фискальная политика (включая смягчение фискальной нагрузки на бизнес), квалифицированные кадры, создание новых рыночных ниш (в том числе стимулирование спроса).

Большие проблемы малого бизнеса

В Совете Федерации прошел круглый стол «Проблемы и перспективы оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства». Участники дискуссии обсудили меры государственной поддержки МСП в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

В России малый и средний бизнес находится в фокусе внимания властей по вполне понятным причинам. От развития этого сектора во многом зависит экономическая и социальная стабильность государства. Благодаря МСП руководство страны рассчитывает решить такие важные социальные задачи, как снижение уровня безработицы и борьба с бедностью.

В рамках реализации указа № 204 Правительство РФ утвердило национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Реализован проект должен быть до 2024 года, а общий объем его финансирования составляет 481,5 миллиарда рублей, из которых 416,2 миллиарда рублей — средства федерального бюджета.

Главными целевыми показателями нацпроекта являются: увеличение доли малого и среднего бизнеса в ВВП страны с нынешних 22 до 32,5%, рост численности занятых в сфере малого, среднего и индивидуального предпринимательства с 19,2 миллиона человек до 25 миллионов, а также доведение доли субъектов МСП в общем объеме несырьевого экспорта с 8,6 до 10%.

Как отметила директор Департамента инвестиционной политики и развития предпринимательства Минэкономразвития России М. Т. Арсланова, нацпроект, посвященный МСП, включает в себя пять крупных федеральных проектов. При этом каждый федеральный проект предлагает необходимые меры поддержки предпринимателю на всех этапах жизненного цикла развития его бизнеса: от появления идеи бизнеса, его регистрации до реализации проекта и расширения бизнеса с выходом на экспорт.

Мой бизнес

Итак, для того чтобы процесс открытия своего дела был быстрым, максимально простым и доступным, Минэкономразвития России планирует всю инфраструктуру поддержки МСП, за исключением инжиниринговых центров, объединить в рамках одной географической локации — центров оказания консультационных услуг «Мой бизнес». Их создание предусмотрено в федеральном проекте «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства». Такие центры создаются по аналогии с МФЦ. Их особенность в том, что они оказывают услуги исключительно юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и лицам, планирующим начать предпринимательскую деятельность.

Сегодня существует большое количество видов государственной поддержки, и узнать обо всех механизмах и разобраться в них предпринимателю бывает непросто. По словам Арслановой, обо всех существующих мерах господдержки сегодня знают только 30% предпринимателей. Центры «Мой бизнес» призваны заполнить в том числе и информационный пробел. Предприниматель сможет в одном месте получить консультацию по господдержке, подать заявку на получение кредита, получить помощь в выборе системы налогообложения, подобрать зарубежных партнеров и т. д.

Льготные кредиты

Финансовая поддержка МСП будет осуществляться в рамках федерального проекта «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию». Как отметила Арсланова, данный проект предусматривает многоканальную систему поддержки МСП. Особое внимание отводится «Программе 6,5», предусматривающей выдачу льготных кредитов. Подобная программа действовала в прошлом году и была востребована бизнесом. В текущем году она стала еще более привлекательной — конечная ставка не превышает 6,5%. Разницу ставки банкам — участникам программы компенсирует бюджет. Сроки льготного кредитования — десять лет на инвестиционные цели и три года — на оборотные. Кредиты будут выдаваться на проекты в приоритетных отраслях, в том числе в сельском хозяйстве, обрабатывающих производствах, строительстве, транспорте и связи, туристской деятельности, здравоохранении и утилизации отходов, а также в сфере общественного питания и бытовых услуг. «Мы планируем привлечь в эту программу как можно больше банков, сделав ее уникальным инструментом», — пообещала Арсланова.

Кроме льготных кредитов, предусмотрены различного рода гранты инновационным компаниям на осуществление НИОКР. Намеревается Минэкономразвития России развивать и лизинговые услуги. Будет осуществляться докапитализация существующих региональных лизинговых компаний. Также планируется создание новых лизинговых компаний в Республике Крым. Увеличится финансирование через площадки краудфандинга. «Мы развиваем тему льготного доступа к производственным площадям и помещениям, — отметила Арсланова. — Сегодня для этого отобрано порядка 20 парков».

В рамках федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» планируется создать условия для повышения занятости и доходов населения через вовлечение его в сельхозкооперацию. На сегодняшний день в России действует 5860 сельхозкооперативов. Такие данные привел глава Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства А. А. Браверман.

Проект по поддержке кооперации курируется непосредственно Минсельхозом России и предусматривает программы для обучения фермеров, а также соответствующую финансовую поддержку. Завершиться он должен к 2024 году, объем финансирования — 37,4 миллиарда рублей. В рамках данного проекта будет подготовлен каталог лучших практик по созданию и развитию сельхозкооперативов.

Легализация самозанятых — это пилотный проект, который стартовал в этом году в четырех субъектах РФ. В настоящее время зарегистрировано более 60 тысяч самозанятых. Но, как считает Браверман, это капля в море. «По разным оценкам, в этом секторе экономики задействовано от пяти до 19 миллионов человек, — отметил глава корпорации. — Для легализации им нужны дополнительные стимулы».

По словам Арслановой, первый полноценный анализ итогов пилотного проекта будет подготовлен к 1 августа текущего года. Но уже сегодня очевидны проблемы, с которыми сталкиваются самозанятые: переквалификация договоров с самозанятыми в трудовой договор, отсутствие доступа к льготному финансированию, а именно к микрозаймам и отдельным мерам поддержки. «Им были обещаны надзорные каникулы, но закона или другого нормативного акта, в которых бы это предусматривалось, сегодня нет, — напомнила спикер. — Пока каникулы распространены только на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц».

Для создания положительного образа предпринимателя, а также вовлечения населения в предпринимательскую деятельность реализуется федеральный проект «Популяризация предпринимательства». В его рамках будут разработаны образовательные программы, курсы на развитие предпринимательских компетенций. Также следующий год планируется объявить годом предпринимательства.

Навигатор для бизнеса

Определенную роль в поддержке предпринимательства играет Корпорация МСП. За последние два года корпорация увеличила объем выданных через МСП Банк прямых кредитов более чем на 20 миллиардов рублей (с 29,1 до 49,1 миллиарда рублей). На 7,6 миллиарда рублей вырос общий объем выданных в рамках Национальной гарантийной системы гарантий и в 2018 году достиг 19,2 миллиарда рублей.

Ежегодно растет количество предпринимателей, воспользовавшихся сервисами портала «Бизнес-навигатор МСП». Эта информационная система была запущена в 2016 году. Навигатор призван упростить процесс открытия нового предприятия. Любой желающий может зарегистрироваться и протестировать востребованность бизнеса, а также срок его окупаемости. Система позволяет в несколько шагов проанализировать необходимые для запуска нового бизнеса условия в привязке к конкретному городу и району, узнать информацию о конкурентах по виду деятельности, объему спроса и так далее. По словам Бравермана, на сегодняшний день более одного миллиона зарегистрированных пользователей прибегли к услугам ресурса для подбора помещения, расчета бизнес-плана, проверки надежности контрагента. Ожидается, что к 2024 году количество пользователей превысит четыре миллиона человек.

Эффективность под сомнением

Долю пессимизма в оптимистичный настрой коллег внес аудитор Счетной палаты РФ А. В. Перчян. В ходе контрольно-аналитических мероприятий, проведенных за последние годы, Счетная палата РФ выявила ряд существенных проблем, решать которые необходимо безотлагательно. «У нас нет понимания, сколько и по каким направлениям расходуется средств на поддержку МСП, — обозначил первую проблему аудитор. — Как ни удивительно, но ни одна государственная структура не может сегодня четко сказать: сколько всего мер финансовой поддержки и на какую сумму оказывается в РФ. Поддержки идут по линии Минэкономразвития России, Минсельхоза России, Минпромторга России, Фонда развития промышленности и так далее». По словам спикера, бюджетная классификация сегодня настроена таким образом, что никто не видит полной картины.

«Я с трудом представляю: как можно управлять процессом, когда перед глазами нет полной картины происходящего?» — задался вопросом контролер. По его словам, Счетная палата направляла Правительству РФ предложения о том, какие шаги необходимо предпринять, чтобы на уровне Федерации процесс предоставления господдержки стал прозрачным и чтобы регионы могли видеть, кто у них получает поддержку из бюджета. Соответствующее поручение Правительство РФ давало Минэкономразвития и Минфину России еще в прошлом году. К сожалению, по словам спикера, на сегодняшний день это поручение не выполнено.

Второй проблемой аудитор назвал необъективные показатели результативности. «Показатели, применяемые сегодня к получившим господдержку субъектам МСП, не позволяют объективно и комплексно оценить ее эффективность, — считает Перчян. — Я полагаю, что эффективность надо оценивать не по количеству созданных рабочих мест (рабочие места сегодня создаются, а через несколько месяцев они могут быть закрыты), а по росту выручки, прибыли, капитализации, вкладу в ВРП или ВВП. Вот объективные показатели, которые могут дать нам понимание, насколько эффективна и результативна эта адресная поддержка». Также для решения означенной проблемы спикер считает необходимым внесение изменений в нормативные правовые акты, регулирующие господдержку МСП.

Третья проблема — льготное кредитование. К сожалению, запуск механизмов субсидирования процентной ставки по кредитам не изменил ситуацию с доступом МСП к финансовым ресурсам. Доля МСП в кредитном портфеле юридических лиц в 2018 году по факту составляла 13%, а в соответствии со Стратегией развития малого и среднего бизнеса в РФ на период до 2030 года этот показатель должен быть равен 19%. «Если говорить об абсолютных значениях, то кредитный портфель снизился с 5 триллионов рублей в 2015 году до 4,2 триллиона рублей в прошлом году», — озвучил цифры аудитор. И это притом что в данном механизме задействованы серьезные средства, а количество банков, участвующих в программе льготного кредитования, неуклонно увеличивается. «Создается впечатление, что, получая субсидирование по кредитным ставкам, банки просто замещают те кредиты, которые раньше выдавали без господдержки, — высказал свое мнение спикер. — Так, банки снижают свои риски: меняют свои выданные кредиты на те, за которые государство гарантирует субсидии». По мнению представителя Счетной палаты, необходимо предпринять все меры, чтобы этого не происходило.

Следующая проблема касается микрофинансовых и региональных гарантийных организаций. «В ходе проверки мы обнаружили, что некоторые микрофинансовые организации кредитуют коллекторов, а также что существуют микрофинансовые организации, выдающие кредиты населению под два процента в день, — рассказал спикер. — Непонятно, зачем таким организациям оказывается господдержка». По мнению аудитора, те микрофинансовые организации, которые занимаются кредитованием МСП, необходимо наделить статусом некоммерческих.

Ситуация глазами бизнеса

К. З. Калужин, коммерческий директор ООО «НПК Пожхимзащита», обратил внимание собравшихся на практические проблемы, с которыми очень часто сталкиваются предприниматели. Одна из них касается закупок. «Наша компания выпускает инновационную продукцию, которая включена в Перечень инновационной, высокотехнологичной продукции и технологий [1] . В статье 10 Закона № 44‑ФЗ указано, что при закупках в приоритете у заказчика должна быть инновационная и высокотехнологичная продукция. На практике же получается: когда заказчик включает в документацию о закупке критерии, которые относят продукцию к инновационной, наши конкуренты, выпускающие морально устаревшую продукцию, подают жалобу в ФАС. И служба признает жалобу обоснованной, мотивируя тем, что критериев инновационности у них нет», — описал проблему предприниматель. По его мнению, необходимо вносить изменения в статью 33 Закона № 44‑ФЗ, которые бы позволили закупать инновационную продукцию, не нарушая законодательства о контрактной системе.

Национальный проект, посвященный малому и среднему бизнесу, предполагает увеличение доли экспорта субъектов МСП. Вместе с тем, по словам Калужина, на практике экспортные проблемы предпринимателей решаются с большим трудом или не решаются вообще. Сказанное он подтвердил следующим примером. ООО «НПК Пожхимзащита» выпускает инновационные средства защиты, спасения и пожаротушения, которые на законодательном уровне отнесены к продукции двойного назначения (военного назначения). Для их поставки на экспорт требуется разрешение Федеральной службы по техническому и экспортному контролю. Этот документ выдается в течение 45 дней. «Продукция компании востребована за рубежом: заявки поступают, начиная от США и заканчивая странами Африканского континента. Но когда покупатель узнает, что им предстоит ждать поставку более 45 дней, теряет интерес, — рассказал Калужин. — Дело доходит до того, что одна зарубежная компания купила нашу продукцию на частное лицо и, нарушая законодательство, отправила ее дипломатическим багажом». По словам предпринимателя, и Правительство РФ, и Российский экспортный центр о проблеме знают. Но до сих пор для снятия этого административного барьера ничего не сделано.

Оценка МСП

Согласно результатам опроса Российского союза промышленников и предпринимателей в 2018 году представители бизнеса оценивали предпринимательский климат страны как динамичный. В то же время предприниматели давали пессимистичные оценки перспектив успешности развития своего дела и указывали на общее ухудшение деловой среды. Ключевыми проблемами своего развития малые компании называют высокие налоги и сложность доступа к кредитным ресурсам. Многие респонденты указывали на то, что получить кредит можно было в реальности под 12%.

Миллионы проверок МСП

Сегодня к бизнесу применяется порядка двух миллионов требований, часть из них действует со времен СССР. По данным Счетной палаты РФ, контрольно-надзорные функции осуществляют восемь министерств, пять федеральных агентств и 19 федеральных служб. Ими ежегодно проводится около одного миллиона проверок. При этом нарушения выявляются только в 59,5% случаев.

[1] Приказ Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы от 9 ноября 2018 года № П-18-12-18/8 «Об утверждении Перечня инновационной, высокотехнологичной продукции и технологий».

Читайте также:  Как придумать название фирмы (компании). Список примеров наименований для ООО
Ссылка на основную публикацию