Какую роль играет дорожная карта для малого бизнеса в России?

Госпрограммы поддержки малого бизнеса – 2019

В этом году будет расширена имущественная поддержка малого и среднего бизнеса, а также внесены изменения в порядок кредитования по льготной ставке субъектов МСП. Также власти заинтересованы в том, чтобы расширить доступ субъектов МСП к финансовым ресурсам.

На какие конкретно меры поддержки государства может рассчитывать человек, открывший свой бизнес?

Субсидии от центра занятости

Если вы только планируете открыть свой бизнес, то первое, о чем вам нужно знать, — о существовании специальной программы Минэкономразвития по предоставлению субсидий малому и среднему предпринимательству на региональном уровне. В рамках этой программы центр занятости населения оказывает единовременную финансовую помощь в открытии собственного дела.

Сумма предоставляется в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице. Ранее она составляла 58 800 руб. (из расчета, что размер пособия по безработице был 4900 руб.). Однако с 1 января 2019 года максимальный размер пособия вырастет с 4900 руб. до 8000 руб., поэтому и размер субсидии может увеличиться. Также предусмотрена единовременная финансовая помощь на подготовку документов: оплату госпошлины, совершение нотариальных действий при госрегистрации, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов, услуги правового характера, консультации. Так, например, в Московской области финансовая помощь на подготовку документов составляет 7500 руб.

Субсидия от центра занятости доступна гражданам, достигшим возраста 18 лет. Но чтобы ее получить, им необходимо встать на учет в центр занятости, то есть иметь статус безработного и получать пособие. Стоит также учесть, что субсидии дают не всем, поскольку их ограниченное количество, и выдаются они в начале финансового года (нужно постараться попасть в нужный период). Об этих и других тонкостях рассказывает Василий Пучков, заместитель директора регионального центра поддержки олимпиадного движения.

Грантовая поддержка

Такую меру господдержки обычно оказывают региональные власти. Грант предоставляется начинающему предпринимателю в форме субсидии единовременно, на безвозвратной и безвозмездной основах. Максимальная сумма, как правило, составляет 600 000 руб. Но в зависимости от региона условия получения грантов могут отличаться. Поэтому все детали лучше узнавать на местах. Деньги выделяются тем, чьи заявки прошли конкурсный отбор. В числе критериев отбора — сфера деятельности бизнеса, размер выручки, количество рабочих мест и др.

В 2019 году на особую поддержку государства по-прежнему могут рассчитывать начинающие фермеры. Размер гранта в рамках программы «Поддержка начинающих фермеров» может достигать 3 млн руб. Такую сумму, например, получают начинающие фермеры-животноводы в Подмосковье, если они специализируются на разведении крупного рогатого скота, а по 1,5 млн руб. предоставляется фермерским хозяйствам, работающим по другим направлениям. В фермерском хозяйстве, получившем такой грант, должно быть создано не менее одного рабочего места на каждый 1 млн руб. гранта.

В Татарстане на 2019 год сумма грантовой поддержки по программе «Начинающий фермер» будет выше — она составит до 5 млн руб. вместо прежних 3 млн. Так что условия и суммы стоит уточнять в каждом конкретном случае.

Кроме того, существуют гранты в размере до 30 млн руб. на развитие семейных животноводческих ферм.

В Санкт-Петербурге с 2015 года реализуется программа «Поддержка социального предпринимательства», в рамках которой возмещению подлежат затраты, связанные с уплатой арендных платежей и приобретением оборудования: аренда зданий, нежилых помещений, аренда оборудования и приобретение оборудования.

Чтобы узнать подробности получения грантов и субсидий, заходите на официальные государственные сайты, которые предоставляют информацию о мерах поддержки бизнеса. Так, например, на сайте Министерства экономики Республики Татарстан подробно расписаны все направления государственной поддержки. По Подмосковью такую информацию дает сайт Центра Развития Предпринимательства Московской Области. На сайте «Малый бизнес Кубани» приводится подробный список субсидий для предпринимателей, работающих на юге России.

Будет проще, если вы воспользуетесь поиском в разделе «Поддержка МСП в регионах» на Федеральном портале малого и среднего предпринимательства. Просто укажите в поиске регион — и вас автоматически перенесет на «местный» портал малого и среднего предпринимательства.

Федеральные программы поддержки бизнеса

Такой вид поддержки бизнеса можно разделить на программы от:

Его область интересов распространяется на реализацию программы по предоставлению субсидий из федерального бюджета для оказания господдержки субъектам МСП в регионах (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2014 № 1605 и ежегодно издаваемыми приказами Минэкономразвития).

Средства распределяются на конкурсной основе между регионами и выделяются на мероприятия, предусмотренные региональными программами, но при условии, что расходы софинансируются регионами.

Программа Минэкономразвития предполагает прямые и непрямые меры поддержки, на которые могут рассчитывать те, кто занимается производством товаров, разрабатывает и внедряет инновационную продукцию, специализируется на народно-художественных промыслах, осуществляет ремесленную деятельность, продвигает сельский и экотуризм, развивает социальное предпринимательство.

Эта организация занимается решением различного спектра задач, в числе которых оказывает финансовую, имущественную, юридическую, инфраструктурную, методологическую поддержку; организовывает различные виды сопровождения инвестпроектов и др.

Занимается государственной программой финансовой поддержки предпринимательства, предоставляя МСП прямые гарантии для получения банковских кредитов и помогая воспользоваться кредитными ресурсами при недостаточности залогового обеспечения.

Организация выступает в роли гаранта исполнения субъектами МСП своих кредитных обязательств, разделяя с банками риски, которые могут возникать в результате ухудшения финансового состояния заемщика. Гарантийные продукты доступны субъектам МСП, желающим получить кредиты в банках-партнерах МСП Банка.

  • Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

Эта организация отвечает за развитие и поддержку малых предприятий в научно-технической сфере и непосредственно оказывает финансовую помощь целевым проектам. Особенно известна программа «Умник», ориентированная на поддержку талантливых молодых инноваторов. Но также есть программа для стартапов «Старт», разные предложения по поддержке предприятий «Развитие», «Интернационализация», «Коммерциализация».

Для агропромышленного комплекса предусмотрены различные меры государственной поддержки в 2019 году. Так, с 1 января 2017 года товаропроизводители, организации и ИП, осуществляющие производство, переработку и реализацию соответствующей продукции, могут обратиться в уполномоченный Минсельхозом России банк за краткосрочным или инвестиционным кредитом по ставке не более 5 %.

Также предусмотрены субсидии производителям сельскохозяйственной техники, субсидия на повышение продуктивности в молочном скотоводстве и др.

Откройте счет в Контур.Банке и пользуйтесь встроенной бухгалтерией и отчетностью. Корпоративная карта и электронная подпись — бесплатно. До 5 % на остаток.

Региональные программы поддержки

Чтобы узнать о программах поддержки субъектов РФ, воспользуйтесь специальным поисковым фильтром.

Подробнее о программах поддержки и условиях, на основании которых можно претендовать на помощь государства в развитии бизнеса, можно узнать на региональных порталах малого и среднего предпринимательства. Например, рязанский портал дает подробную информацию и по видам, и по формам, и по инфраструктуре поддержки.

Субсидии на возмещение процентов по кредиту

Бизнес может рассчитывать на компенсацию затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на поддержку и развитие деятельности, в том числе на обновление основных средств (за исключением кредитов, полученных для приобретения легковых транспортных средств).

Условия получения субсидии нужно уточнять в регионах. Например, в Москве они следующие:

  • организация соответствует критериям субъекта МСП;
  • организация или ИП зарегистрированы и осуществляют деятельность на территории Москвы, а продолжительность регистрации составляет не менее 6 месяцев до дня подачи заявки на предоставление субсидии;
  • срок просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам на день подачи заявки не превышает одного месяца;
  • отсутствуют незавершенные договоры на предоставление субсидии из бюджета города Москвы на день подачи заявки;
  • отсутствуют нарушения договорных обязательств, обеспеченных за счет средств бюджета города Москвы;
  • имеется кредитный договор с кредитной организацией, включенной в перечень кредитных организаций, отобранных в установленном порядке акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», и заключившей с Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы соглашение о сотрудничестве, либо получило одобрение кредитной организации на выдачу кредита.

В 2019 году государство выделит банкам 7,2 млрд руб. на льготные займы для предпринимателей, таким образом увеличив субсидии из бюджета на программу льготных кредитов для некрупного бизнеса в приоритетных отраслях в 11 раз. Это предусмотрено в проекте федерального бюджета на 2019 год и последующие 2020–2021 годы. Общая сумма расходов на ближайшие 6 лет составит 190,9 млрд руб.

Предложение заключается в том, чтобы выдавать малому и среднему бизнесу на проекты в приоритетных отраслях кредиты по ставке 6,5 %. Оно будет распространяться на такие отрасли, как сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, туристическая деятельность, обрабатывающие производства, производство электроэнергии, газа и воды, здравоохранение, сбор, обработка и утилизация отходов, отрасли, в которых реализуются приоритетные направления развития науки, технологий и техники.

Согласно правилам, разницу с рыночными ставками (3,1 % по кредитному договору для среднего бизнеса и 3,5 % — для малого бизнеса) банкам возмещает бюджет. В 2019 году, благодаря нововведениям, льготное кредитование будет осуществляться более чем на 200 млрд руб.

Поддержка малого бизнеса: изменения в 2019 году

Летом 2018 года президент подписал Федеральный закон от 03.07.2018 № 185-ФЗ, который расширяет имущественную поддержку малого и среднего бизнеса. Этот закон устанавливает бессрочное право выкупа арендуемого государственного и муниципального имущества и возможность использования земельных участков при оказании имущественной поддержки субъектам МСП.

Также незадолго до 2019 года было представлено Постановление Правительства от 10.10.2018 № 1212. Документ вносит изменения в правила предоставления субсидий из федерального бюджета кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным субъектам МСП по льготной ставке.

Согласно документу, максимальная сумма кредита, выдаваемого субъекту МСП на инвестиционные цели по льготной ставке, снижена с 1 млрд руб. до 400 млн руб. Но максимальный размер суммарного объема кредитов, которые могут быть выданы одному заемщику, по-прежнему составляет 1 млрд руб. Изменения внесены для того, чтобы банки могли предоставлять кредиты большему количеству субъектов МСП.

Кроме того, важно упомянуть Распоряжение Правительства от 26.11.2018 № 2586-р, в котором говорится о проекте федерального закона, вносящем изменения в ст. 25 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Этот законопроект подготовлен для реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который предусматривает расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию.

Когда законопроект будет принят, то гарантийная поддержка, оказываемая АО «Корпорация МСП» субъектам МСП, будет расширена. Это коснется компаний, работающих в высокотехнологичных отраслях, стартапов, сельскохозяйственных кооперативов, быстрорастущих инновационных компаний и субъектов МСП, реализующих проекты на территории Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов и в моногородах.

Подпишитесь на наш канал в Telegram @konturjournal, чтобы вовремя узнавать о самых важных изменениях для бизнеса.

«Дорожная карта» для малого и среднего бизнеса: как поддержать предпринимателей

Бизнес сегодня переживает непростые времена, поэтому любая поддержка предпринимателей становится актуальной. Советом ЗМР в октябре минувшего года принято решение «О мероприятиях по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в Зеленодольском муниципальном районе».

На его основании разработан и утвержден план мероприятий – так называемая «Дорожная карта». О том, как выполняются эти мероприятия, рассказывает и.о. руководителя АУ ЗМР «Инвестиционный центр «Зеленый Дол» Алексей СОЛОВЬЁВ.

КАК УБРАТЬ БАРЬЕРЫ?

– Алексей Вячеславович, «Дорожная карта», разработанная в районе, предполагает снижение и сокращение административных барьеров, мешающих развитию малого и среднего бизнеса. Что уже сделано?

– Внесены изменения в административные рег­ламенты, срок оказания муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство сейчас составляет 7 рабочих дней, срок оказания услуги по выдачи разрешения на рекламные конструкции снизился до 13 дней.

С этого года изменилась практика работы административной комиссии. Так, суммы штрафов, налагаемые на предпринимателей, кратно снизились, комиссия в своей работе старается придерживаться профилактических и предупредительных мер в отношении адекватных нарушителей – субъектов малого бизнеса.

РЕЕСТР ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

– Была поставлена и задача создать реестр предпринимателей района, осуществляющих реальную хозяйственную деятельность. Сколько сейчас в ЗМР бизнесменов, как вы взаимодействуете с ними?

– На сегодняшний день в реестр включены 1464 субъекта. Мы постоянно работаем с ними.

Оказывается помощь в формировании заявок, в подготовке бизнес-планов для участия в конкурсных отборах по различным направлениям поддержки. Производится индивидуальная рассылка и оповещение о проводимых семинарах, форумах и конкурсах. Текущее консультирование предпринимателей осуществляется в инвестцентре «Зелёный Дол» и на других площадках, проводятся встречи и семинары по мерам государственной поддержки. Действует ватсап-группа «Предприниматели Зеленодольска» – 109 человек, – где размещается информация, интересная бизнесменам.

Представителями Цент­ра поддержки предпринимательства РТ, Региональной лизинговой компании, Казанского представительства МСП-банка, Гарантийного фонда РТ были проведены презентации своих продуктов с необходимыми разъяснениями и ответами на вопросы. Так, 12 июля было проведено мероприятие «Бизнес-десант», в котором приняли участие 85 предпринимателей.

КАТАЛИЗАТОР РОСТА

– Какую роль играют промышленные площадки сегодня в развитии производства малым и средним бизнесом?

Читайте также:  Регистрация ИП в 2020 году. Дополнительные материалы

– Существует много различных подходов по замеру индекса деловой активности в муниципалитетах.

По моему мнению, фактическая заполняемость промышленных площадок, открытие новых частных площадок наглядно свидетельствует об оптимистичных ожиданиях бизнеса. Многие районы сталкиваются с проблемой, когда построенные площадки есть, а резидентов нет. Наполненность зеленодольских площадок составляет от 60 до 100 процентов.

Это свидетельствует о не снижающейся деловой активности предпринимателей-производственников в нашем районе. Сейчас в районе действуют четыре промплощадки: М7, «Основа», «Васильево» и ПП «Зеленодольск». Все четыре аккредитованы в Министерстве экономики РТ (всего в республике насчитывается 62 аккредитованных промышленных площадки). Кроме того, после внесения изменений в Генплан Айшинского поселения у нас появится ещё одна промышленная площадка «Никольское-2». Она расположится вдоль участка автодороги в Васильево напротив АЗС.
Объемы инвестиций по двум площадкам – индустриальному парку «М7» и промплощадке «Зеленодольск» – превысили миллиард рублей по каждой.

ЗЕМЛЯ И НЕДВИЖИМОСТЬ – МАЛОМУ БИЗНЕСУ

– Очень сложно малому бизнесу получить землю или объект недвижимости. «Дорожная карта» предполагает облегчение этой задачи, что уже сделано?

– Перечни муниципального имущества для льготного предоставления субъектам среднего и малого предпринимательства утверждены решениями Советов города Зеленодольска и района. Начиная с прошлого года, несколько объектов недвижимости уже нашли своих владельцев.

На инвестиционном портале ЗМР размещены реестры муниципального имущества и земельных участков, бесхозных объектов недвижимости и невостребованных сельхоз-земель. Зайдите по адресу zeldol.com и найдёте эту информацию.

БИЗНЕС-ПРОЕКТЫ И СУБСИДИИ

– Предприниматели города и района могут участвовать в республиканских и федеральных программах поддержки. Каковы размеры полученных субсидий?

– По программе «Лизинг-Грант» в 2017 году 12 бизнес-проектов просубсидированы в сумме 14,5 млн.рублей на компенсацию лизинговых платежей. По программе развития социального предпринимательства профинансированы четыре проекта наших предпринимателей на сумму 1,5 млн.рублей. По программе «Поддержка начинающих фермеров» участие приняли пять крестьянско-фермерских хозяйств. Два КФХ выиграли, победителями признаны Гульназ Валиуллина и Ленар Муллазянов (выращивание плодовых и ягодных культур). В программе «Самозанятость» за первое полугодие 2018 года участвовали семь безработных, сумма поддержки составила более 800 тыс. рублей.

ЕДИНЫЙ КАТАЛОГ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

– Есть ли в Зеленодольске единый каталог производителей ЗМР?

– Конечно, на сегодняшний день в этом каталоге представлены 94 субъекта малого и среднего бизнеса. Каталог размещен на портале zeldol.com и регулярно обновляется. Изготовлены буклеты на русском и английском языках. Проводятся встречи с инвесторами в инвестиционном центре и выезды на промышленные площадки. Подготовлена презентация инвестиционного потенциала на русском, английском, китайском.

В минувшем году сумма муниципальных контрактов, заключенных субъектами малого и среднего бизнеса, составила 275 млн. рублей. По итогам первого полугодия 2018 года сумма этих контрактов превысила 200 млн. рублей.

«Молчаливая лягушка» и другие бренды

– Инвестиционный центр «Зелёный Дол» выиграл грант компании «Лукойл» для создания туристического маршрута – «экологическая тропа». Что это за маршрут?

– Пешеходный маршрут разработан с участием научных сотрудников Волжско-Камского заповедника.

На средства «Лукойла» в селе Бело-Безводное установлена входная группа с картой и направлениями движения; размещена информация о флоре и фауне на щитах с изображением силуэтов птиц и животных. Маршрут «экологическая тропа» захватывает три озера, знакомит туриста с познавательной информацией и предполагает наблюдение за разнообразными животными. Осенью этого года будет проведен «квест» и выездное совещание учителей географии республики на экологической тропе.

– Вы планируете разработку и развитие местных туристических брендов?

– Да, уже проведена работа по популяризации образа «Раифской молчаливой лягушки». Близ монастыря установлена соответствующая «фотозона», зеленодольскими мастерами изготавливаются – и уже пользуются популярностью у туристов – различные варианты исполнения этого бренда.

– Дочерняя структура инвестцентра «Зелёный Дол» – Туристско-информационный центр тоже выиграл грант и реализован проект «Яркий Зеленодольск». Продвигаете бренд города «тысячи художников»?

– Грантовая поддержка от Фонда президентских грантов РФ составила почти полмиллиона рублей. На эти деньги, а также при поддержке заводов ПОЗИС и им.Горького, серая унылая бетонная стена, протянувшаяся на 240 метров вдоль дороги по улице Молодежная, превратилась в уличную выставку.

Кстати, Фонд президентских грантов уже признал наш проект одним из самых удачных и презентовал его на молодежном форуме «Таврида» в Крыму. Активисты по всей стране, используя в том числе опыт Зеленодольска, подбирают заброшенные поверхности зданий, заборы для превращения их в арт-объекты.

«Без галстуков»

Ежемесячно проводятся встречи с представителями бизнеса в формате «Без галстуков». Ближайшая встреча пройдет 14 СЕНТЯБРЯ в ресторане «Да Винчи», на котором представители Гарантийного фонда

Республики Татарстан и казанского представительства МСП-банка расскажут, как можно получить беззалоговый кредит по низкой процентной ставке 6,5 % годовых.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа

Как создать идеальную дорожную карту продукта и что для этого нужно?

Дорожная карта или roadmap в руках умелого менеджера продукта – настоящее стратегическое оружие. Как большинство стратегов умеют грамотно обращаться со своими рабочими инструментами, так и менеджер продукта должен уметь тактически применить дорожную карту и использовать доступные сервиса для этой цели.

Если раньше для этих целей обходились простыми функциями Excel или Powerpoint, то современные менеджеры продуктов могут получать реальную пользу и удовольствие от работы с качественными инструментами для создания дорожной карты.

Зачем нужна дорожная карта?

Цель дорожной карты, как основного документа менеджера продукта, – донести главные идеи и прогресс в задачах до членов команды и внешних заинтересованных сторон (акционеров, заказчиков, партнеров).

Продуктовая дорожная карта состоит из инициативы глобального уровня и всех ее запланированных шагов. В нее не должна входить каждая функция продукта и подробные списки багов. Этот стратегический документ предназначен для отдельного планирования.
Обязательно следует актуализировать roadmap продукта на протяжении всего его жизненного цикла. Включенные функции, инициативы и требования должны создаваться и инициироваться многими сторонами: руководством, клиентами, sales-менеджерами, партнерами, службой поддержки, разработчиками, финансистами и, конечно, продуктовиками.

Дорожные карты не ограничиваются продуктами: их цели аналогичны для разных видов (например, маркетинговые и IT-роадмапы).

Любая дорожная карта, ориентированная на свою аудиторию, имеет свои особенности.

  • Дорожные карты для разработчиков обычно фокусируются на функциях, спринтах, релизах и майлстоунах. Они довольно короткие и, как правило, более масштабные.
  • Дорожные карты для продавцов сфокусированы на сочетании функций и преимуществ для клиентов.
  • Внешние дорожные карты (для клиентов или партнеров) ориентированы на основных преимуществах продукта для них. Как любой внешний документ, этот вид дорожной карты продукта должен быть привлекательным, визуально понятным и доступным.

Также дорожные карты отличаются в разных командах. К примеру, роадмап в Agile-команде будет отличаться от типовой дорожной карты в Waterfall.

Отличия дорожные карты в Agile и Waterfall

  • Команды Waterfall обычно бизнес-ориентированы, основаны на финансовых метриках. В Agile цели ориентированы на клиента (например, рост пользователей и удовлетворенность клиентов).
  • Дорожные карты в Waterfall отражают завершения в срок год или два года, а дорожная карта Agile обычно отражает квартальные завершенности. Планирование в компаниях Waterfall и Agile также отличается в зависимости от сроков.
  • Различия также связаны с принципом взаимодействия. Взаимодействия в командах Waterfall последовательны, а члены Agile-команд работают в соответствии с кросс-функциональностью и одновременностью действий.
  • Наконец, дорожные карты Waterfall имеют ограниченную гибкость, а дорожные карты Agile гораздо более гибки, как и сама методология.

Не существует идеального подхода, как визуально создавать дорожную карту; вы можете использовать разные шаблоны для отображения основных данных:

  • Стратегические инициативы глобального уровня
  • Релизы по периодам (кварталам)
  • Детализированные функции
  • Информация о баг фиксинге

Как создать идеальную дорожную карту?

Электронные таблицы

Один из простейших способов создать дорожную карту — использовать электронные таблицы. Например, с помощью Excel можно скомпилировать продуктовые идеи, инициативы, выставить сроки и дедлайны. Их достаточно просто обновлять.

Однако дорожные карты в таблицах имеют значительные недостатки. Таблицы не обладают достаточной визуализацией и их недостаточно для представления стратегического плана. Кроме того, тот же Excel — это статичный документ, который после шаринга сложно контролировать и синхронизировать версии со всеми участниками команды.

Презентации

Гораздо проще представить визуально дорожную карту в ПО, предназначенном для создания презентаций. Здесь у менеджера продукта больше возможностей и свободы действий.
Но и в этом случае, презентация — это статичный документ, требующий ручных обновлений, как и электронная таблица, что может создать путаницу с контролем версий. В идеале дорожная карта должна синхронно обновляться у всех членов команды. Именно поэтому сегодня все популярнее становится сервис для управления продуктами с функционалом для создания дорожных карт.

Почему специальные сервисы лучше простых способов создания дорожной карты?

У менеджеров продуктов сегодня есть возможность визуализировать дорожные карты с помощью лучших управленческих инструментов, которые помогают:

  • Представить визуально дорожную карту продукта
  • Связать глобальную стратегию с процессами дорожной карты
  • Определить и оценить идеи
  • Сотрудничать со всеми заинтересованными сторонами (включая клиентов и нетехнических коллег)
  • Интегрироваться со сторонними системами

Какой сервис выбрать? Вот ТОП-7 платформ для менеджеров продуктов, которые заботятся о качественной визуализации дорожной карты:

Если сервис для управления продуктом определен, можно приступать к созданию дорожной карты. С чего начать? Как создать понятную всем дорожную карту?

Основные этапы создания дорожной карты

Вероятно, нет необходимости напоминать лишний раз о ключевых бизнес-целях, которые напрямую связаны с созданием дорожных карт. Четко понимая их, а также ваши инициативы, в которые вы собираетесь инвестировать, вы можете определить, какие функции добавить в свою дорожную карту (подумав о том, что будет иметь наибольшее влияние на ваш бизнес). Вот 4-шаговая стратегия, которая будет полезна всем:

1. Определение стратегии

Обычно глобальные стратегии основаны на ключевых целях. Это общее видение целей определяет ваш прогноз для всего продукта. Сильное видение продукта поддерживается деталями, связанными с вашими клиентами и их потребностями.
Оно отражает суть того, что вы хотите получить. Убедитесь, что ваша команда понимает все на этом этапе, чтобы развить свой будущий шедевр.

2. Кастомизация релизов

Здесь вы выбираете функции, которые нужно выделить, и решаете, должны ли внутренние или внешние данные представляться в каждом релизе или нет. Даты внешних и внутренних релизов могут быть разными.

3. Приоритизация фич

Помните, что запросы клиентов всегда должны оцениваться в соответствии с вашей стратегией.
Существуют различные метрики, которые помогают оценить вашу стратегию. Нетрудно создать свою собственную оценочную карту по вашему виду продукта, поскольку каждый продукт является чем-то уникальным. Имея свою оценочную карту, вы сможете объективно расставить приоритеты в своих дорожных картах. Не забывайте об общих правилах по установлению приоритетов и известных методологиях приоритизации.

4. Совместное использование дорожной карты

Создание отличных продуктов невозможно без коммуникации, обратной связи и прозрачности взаимоотношений. Без них не обойтись и в вашей стратегии.

Когда вы получаете желаемый результат, вы можете сохранить его и поделиться с заинтересованными сторонами. С помощью программного обеспечения для управления продуктами, вы можете легко делиться своими роадмапами, постоянно обновляя их.

В качестве заключение

Похоже, дорожные карты становятся обязательным и эффективным инструментом для управленческих целей. Они помогают управлять графиком команды, обсуждениями, разбивать задачи на подзадачи, своевременно завершать работу, измерять производительность и достигать успешных результатов.

Хорошо разработанное программное обеспечение с опцией roadmap является мощным стратегическим инструментом в управлении продуктами.

А каков ваш опыт использования дорожных карт? Делитесь своими идеями и историями успеха.

«Дорожная карта» малого бизнеса – это не волшебная пилюля!»

Предприниматели и представители коммунальных сетевых организаций встретятся лицом к лицу на экономическом совете у президента РТ

Проект «дорожной карты» развития МСБ РТ на 2014 – 2016 годы обсуждали вчера представители бизнес-сообщества на совещании в минэкономики РТ. В ходе дискуссии обнаружились принципиальные разногласия: одни захотели увидеть в документе конкретные меры по решению наболевших проблем бизнеса со сроками и ответственными исполнителями, другие убеждали, что излишняя детализация лишь усложнит стратегический документ. Аргументы сторон выслушала и корреспондент «БИЗНЕС Online».

.
В минэкономики представители бизнес-сообщества обсудили проект «дорожной карты» МСБ РТ на 2014-2016 годы

«ПРЕЗИДЕНТ, НЕСМОТРЯ НА СЛОЖИВШУЮСЯ СИТУАЦИЮ,
ОСТАВИЛ В БЮДЖЕТЕ СУММЫ НА МАЛЫЙ БИЗНЕС»

— «Дорожная карта» развития малого и среднего бизнеса — это документ, появившийся именно из недр этого бизнеса, а не положение, рожденное в стенах кабмина и кабинетах органов госвласти, — обратился к собравшимся бизнесменам министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов. — Мы бы не хотели, чтобы «дорожная карта» МСБ так воспринималась (как продукт бюрократииавт.), это ваша карта.

Бизнес-сообщество между тем собралось представительное. Так, на заседание почти в полном составе прибыл совет ассоциации ПМСБ РТ во главе с председателем объединения Хайдаром Халиуллиным, пришли представители «Деловой России» и «ОПОРЫ России» в лице Гульнар Биккининой и Артема Наумова (последний был един в двух лицах, представляя и ТРО «ОПОРЫ России», и центр поддержки предпринимательства (ЦПП РТ), с ними соседствовали директор ТРО федерального агентства стратегических инициатив (АСИ) Рафаэль Зайнутдинов, депутат Госсовета РТ Илсур Сафиуллин, председатель ТПП РТ Шамиль Агеев и ряд других экспертов по МСБ.

Читайте также:  Закрытие ИП в 2020 году. Пошаговая инструкция ликвидации ИП

Шагиахметов отметил (и далее неоднократно подчеркивал это в ходе всего заседания), что в его понимании «дорожная карта» МСБ — это совокупность мероприятий, которые — не по его мнению, а по мнению самого бизнеса — нужно в республике реализовать, чтобы создать комфортную среду для малого и среднего предпринимательства. При этом, по словам Шагиахметова, подобная задача в свете ухудшения общеэкономической ситуации становится большим, чем просто достижение пресловутой планки в 34% доли МСБ в валовом региональном продукте (ВРП), поставленной еще в программе социально-экономического развития РТ на 2011 – 2015 годы.

.
Мидхат Шагиахметов: «Дорожная карта» — это не карта министерства или ТПП, это ваша карта, бизнеса. Вы должны сказать, что вам нужно »

«Конечно, у нас пока низкий уровень безработицы, но все мы прекрасно понимаем, что он имеет запаздывающий характер, — напомнил глава минэкономики. — Сегодня стоит вопрос о том, чтобы предоставить людям, инициативным нашим гражданам возможность стать предпринимателями, вырасти из микро- в малый и средний бизнес. Главное, чтобы возможности для этого в республике были». Шагиахметов подчеркнул, что президент РТ Рустам Минниханов, «несмотря на сложившуюся ситуацию, оставил в бюджете суммы на малый бизнес».

Далее министр передал слово экспертам от бизнес-сообщества, чтобы, по его словам, услышать от них предложения по улучшению их «дорожной карты». Однако последовавшие выступления показали, что предприниматели, призванные в едином порыве скреативить стратегический документ развития МСБ в Татарстане на ближайшую двухлетку, в данном вопросе вольно или невольно, но разделились на два лагеря. И если сначала в ответ на выпады, что «надо как-то вместе», министр закономерно спрашивал: «А что мешает вам вместе сесть и обсудить?», то к концу заседания вообще пресек попытки дистанцироваться от ТПП, указывая на них как на «отдельных» разработчиков «дорожной карты».

«ЭТО, СКОРЕЕ, КОНЦЕПЦИЯ «ДОРОЖНОЙ КАРТЫ», ЧЕМ САМА КАРТА»

Как ни убеждал министр присутствующих в обратном, но по факту по одну сторону оказались разработчики «дорожной карты» в лице ТПП РТ и поддерживающие их эксперты, по другую — «практики», те, кто в разработке участия не принимал и знакомился с уже готовым проектом «доркарты». Раскол мнений при всем взаимном уважении был тем более контрастен, что члены ТПП РТ «теоретиками» считаться никак не могут, поскольку занимаются лоббированием интересов простого бизнеса уже более 20 лет. Другое дело, что работа это «и опасна, и трудна, и на первый взгляд, конечно, не видна. »

.
Артур Николаев, Рустем Сибгатуллин

Напомним, что проект «дорожной карты» развития МСБ РТ на 2014 – 2016 годы был впервые презентован 24 декабря прошлого года на итоговой конференции ассоциации МСБ РТ, впервые проходившей совместно с минэкономики РТ. Основным докладчиком по «дорожной карте» МСБ РТ выступил — и тогда, и сейчас — заместитель председателя правления ТПП РТ Артур Николаев. Документ на данный момент представляет собой более 180 страниц печатного текста (при этом вполне читабельного), где проведен анализ лучшего зарубежного и регионального опыта в сфере поддержки МСБ, а также даны более 40 конкретных рекомендаций именно для Татарстана. Вообще, как пояснили корреспонденту «БИЗНЕС Online» в пресс-службе минэкономики РТ, необходимость разработки и утверждения региональной «дорожной карты» по МСБ обусловлена так называемыми «указами Шувалова», предполагающими, что у региона, обращающегося за финансовой поддержкой малого бизнеса на федеральный уровень, есть план его стратегического развития.

От лица «практиков» первым выступил Халиуллин. Отметив, что проект «дорожной карты» — это очень большой труд, проделанный ТПП РТ, он заявил, что документ на суд бизнес-сообщества был представлен очень поздно: «Возможно, это не вина палаты, но мы получили проект карты незадолго до нашей конференции, прошедшей 24 декабря, потом были новогодние праздники, и только сейчас предприниматели начали просыпаться и присылать предложения». Халиуллин выразил и общее мнение членов АПМСБ о документе: «От «дорожной карты» это пока далековато. Это, скорее, концепция «дорожной карты». Пока спешить с ее принятием не стоит».

.
Рафик Шайхутдинов, Хайдар Халиуллин

«ПОКА Я ВИЖУ ОДНО: СОЗДАТЬ «ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ ОБКОМА ПАРТИИ!»

Халиуллина поддержали коллеги по ассоциации. Так, гендиректор ООО «Маркетинг-сервис Бюро» Рафик Шайхутдинов, характеризуя «доркарту» МСБ, заявил, что «там расплывчато, нет приоритетов», а руководитель ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ в юго-восточном районе Татарстана, генеральный директор ГК «Производственно-строительная база» Шамиль Булушев отметил, что «там должно быть все расписано, все прозрачно». Когда член совета АПМСБ РТ Наиль Галеев попенял минэкономики и ЦПП РТ на недостаточный PR, «который нарабатывается годами», и заявил, что это «ключевой момент, который запустил бы реализацию программы», министр не выдержал:

— Пока я вижу одно: создать «идеологический отдел обкома партии»! — ответил Агеев.

.
Рафаэль Зайнутдинов, Гульнар Биккинина, Наиль Галеев

В свою очередь, гендиректор ОАО «Ваш Быт» Фарит Сафин предложил включить в «доркарту» такую конкретику, как удобные налоги, доступные энергоносители и такие же финансы. По его мнению, «доркарта» МСБ виделась ему инструкцией, руководством к действию, а не рамочным документом. Особое внимание Сафин уделил проблеме подключения к сетям, предложив ввести систему «одного окна». «Сегодня все, что связано с предпринимательством, несет огромные сложности. Предприниматель тратит кучу энергии, чтобы либо самому изучить процесс, либо нанять дорогостоящего сотрудника», — охарактеризовл Сафин ситуацию с подключением к сетям. Кроме того, по словам Сафина, предложения предпринимателей зачастую не находят должного отклика. Так, эксперт напомнил, что в конце прошлого года в ТПП РТ состоялся круглый стол по патентам о том, что в Казании сильно завышена их стоимость. А воз и ныне там.

По мнению Сафина, должна быть система «одного окна», чтобы регулировать подключения ко всем сетям — и именно такие меры, уверен предприниматель, должны быть включены в «дорожную карту» развития МСБ.

«ВЫ ГАРАНТИРУЕТЕ, ЧТО МНОГО НОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ БУДЕТ РАБОТАТЬ В БЕЛУЮ?»

— Все, что вы сказали, на 100 процентов правильно, но ни одна «дорожная карта» эти вопросы не решит, — ответил бизнесмену Агеев.

— Налоги несут стимулирующую функцию, — ответил на одну из претензий Сафина Шагиахметов. — Что их снижение может дать конкретному предпринимателю? Нельзя просто их снизить без просчета экономического эффекта.

— Это привело бы к увеличению числа честных предпринимателей! — заверил Халиуллин.

— Вы гарантируете на 100 процентов, что много новых, добросовестных предприятий будут работать в белую? — скептически спросил министр.

— Да, уверен, на 95 процентов, — ответил Халиуллин.

.
Илсур Сафиуллин и Артем Наумов

— А я не уверен, — вступил в спор Агеев.

Не все присутствующие согласились с тем, что в «дорожной карте» надо детализировать конкретные мероприятия.

— Мы просто придираемся к форме документа, — заявил Наумов. — Странно ожидать от «дорожной карты» чудес, как будто это волшебная пилюля! Нельзя детализировать до бесконечности!

Его поддержал Николаев, отметивший, что если углубиться в три-четыре позиции, то можно потерять все остальное. А насчет того, что, мол, дали проект поздно, прокомментировал: «Мы представили документ 12 декабря. На конференции 24-го публично озвучили. Спустя месяц пришло порядка 10 предложений, некоторые мы инициировали».

Коллег поддержал (правда, несколько с другой позиции) и Зайнутдинов, который отметил, что все инициативы по снятию административных барьеров для бизнеса могут закончиться неудачей из-за менталитета бизнесменов:

— Проблема и в предпринимателях! Если он проторил дорожку к сетевикам, он будет молчать. Я призывал рассказать — боятся! — посетовал Зайнутдинов.

— Мы не собираемся ее («дорожную карту» МСБ 2014 года) принимать в спешке, нам нужно и важно знать ваше мнение, — резюмируя, заверил присутствующих министр. И тут же отметил. — Но и затягивать не будем: в конце февраля состоится экономический совет с участием Рустама Минниханова, к этому времени мы должны успеть.

В целом Шагиахметов согласился, что «дорожная карта» должна быть более конкретным документом, «где каждый должен знать, какой чемодан ему нести». Он поддержал предложение Биккининой в кратчайшие сроки создать рабочую группу. «Мы должны собираться ежедневно и вывернуть эти 47 предложений (в «дорожной карте»авт.) наизнанку», — заявила Биккинина.

.
Шамиль Агеев, Артур Николаев

Подводя итоги заседания, Шагиахметов еще раз напомнил его участникам о необходимости принять проект «дорожной карты» до экономического совета в конце февраля, а также предложил собираться раз в квартал на уровне премьер-министра РТ всем структурам, ответственным за МСБ в Татарстане.

— Еще раз напомню: «дорожная карта» — это не карта министерства или ТПП, это ваша карта, бизнеса. Вы должны сказать, что вам нужно, — призвал глава минэкономики РТ.

«ВСЕ УПРЕТСЯ В ЛЮДЕЙ»

Эксперты, с которыми пообщалась корреспондент «БИЗНЕС Online» после заседания, отметили, что никакая «дорожная карта» не заменит гражданскую инициативу бизнеса.

Рустем Сибгатуллин — замминистра экономики РТ, начальник департамента поддержки предпринимательства минэкономики РТ:

— Мы планировали и просим оставить «дорожную карту» МСБ как стратегический документ. Да, конечно, некоторая обобщенность есть. Но документ не о системе «одного окна» для подключения к сетям и не указывает, как стать успешным предпринимателем. «Дорожная карта» — это создание условий.

Допустим, предприниматели считают, что нужно что-то создать. К этому подойдет набор решений. В части муниципалитетов необходимо обратить внимание на расширение их полномочий, дать им инструменты, в том числе финансовые. Не исключаю, что республика возьмется финансировать муниципалные программы, аналогично тому, как с нами работает федеральный бюджет.

Гульнар Биккинина — зампредседателя ТРО «Деловая Россия»:

.
Фарит Сафин, Шамиль Булушев

— Если говорить о том, какие инструменты существуют на сегодня, то большинство проблем, озвученных представителями ассоциации, уже отработаны. Рафаль Зайнутдинов предложил создать некий штаб, где принимались бы решения по текущим вопросам. А «дорожная карта» — это стратегический документ.

На мой взгляд, для развития малого бизнеса райне важен вопрос общественного контроля.

Артем Наумов — руководитель центра поддержки предпринимательства РТ:

— На собственном опыте убеждаюсь, что ничего не заменит личную инициативу человека. Можно и 500 страниц реальных проблем в «дорожной карте» прописать, но это все упрется в людей. Ассоциация хочет решить много проблем. Мы тоже хотим, но, к примеру, доказать, что снижение налогов в конечном счете приведет к их росту (за счет увеличения числа предпринимателейавт.), очень сложно. Все детально прописать в «дорожной карте» не получится.

Насчет муниципальных образований. Ну, не может быть один алгоритм для каждого района! Тем более что пока деятельность МО не оценивается по развитости МСБ: когда мы столкнулись с пересмотром программ поддержки, мы даже не смогли туда включить этот показатель.

Роль малого предпринимательства в экономике России

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 12.01.2016 2016-01-12

Статья просмотрена: 16444 раза

Библиографическое описание:

Черкасов Д. О. Роль малого предпринимательства в экономике России // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 626-629. — URL https://moluch.ru/archive/106/25029/ (дата обращения: 21.02.2020).

Малое предпринимательство, недооцененное в России, является двигателем экономики многих стран. Так почему же в нашей стране оно не получило должного развития, внимания?

Итак, начнем с определения, малое предпринимательство — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка [1].

Для их деятельности характерен небольшой размер как самого бизнеса, так и прибыли, дохода, в сравнении с средними и крупными предприятиями. Также существуют и ограничения по количеству сотрудников, для данного вида компаний — это менее 100 человек.

Малое предпринимательство является важным субъектом экономической деятельности страны, ведь без его участия развитие и формирование самой структуры экономики практически невозможно. Большое количество социально-экономических задач выполняет данный вид бизнеса: создание рабочих мест, повышение конкуренции в стране, участие в формировании бюджетов всех уровней.

Из-за того, что малый бизнес в России развит не на столько эффективно, как, например, в США, где от малого предпринимательства рыночная экономика получает в целом около 35 %, государство вводит дополнительные льготы и финансирование [6]. Правительство Российской Федерации устанавливает следующие способы и меры помощи:

Читайте также:  Форма 1 заявление (бланк) о регистрации (прописка) по месту пребывания: образец заполнения, скачать бесплатно

 меры финансовой поддержки;

 упрощенный порядок составления статистической отчетности;

 меры для развития инфраструктуры поддержки;

 применение специальных налоговых режимов [2].

Всё это помогает развивать малое предпринимательство, а в дальнейшем и экономику России. Но для того, чтобы понять плюсы и минусы государственной помощи в нашей стране, необходимо сравнить с зарубежными странами.

Нельзя не упомянуть о том, что многое зависит от системы государственной поддержки предпринимательства с учетом особенностей государственного и политического устройства, традиций и направлений экономического развития. В связи с данными особенностями, не рационально прямое перенесение в наше страну американскую, германскую или другую модель государственной поддержки малого бизнеса. В то же время исследование механизмов поддержки малого бизнеса, организационных структур в других странах помогает выявить и бороться с проблемами Российской системы. С учетом зарубежного опыта можно выделить следующие системы формирования и поддержки малого бизнеса:

  1. Наличие правовых актов, которые определяют цели государственной политики и регулируют комплекс вопросов для поддержания малого предпринимательства.
  2. Разработка систем и программ государственного финансирования, консультационного, внешнеэкономического, информационного и технологического содействия малому бизнесу.
  3. Сочетание прямых и косвенных мер поддержки малого предпринимательства. То есть решение и управление недостатков, присущих той или иной системе поддержки бизнеса, а также создание благоприятных условий для развития предпринимательской активности.
  4. Наличие развитой системы учреждений и организаций, обеспечивающих скоординированное выполнение комплекса задач, для поддержки предпринимательства.
  5. Распределение функций между центральными, региональными и местными органами государственной власти, с сохранениями основных функций за центром.

Малый бизнес в развитых странах занимает прочные позиции в торговле, строительстве, сфере деловых услуг. Около половины изобретений создаются именно малыми предприятиями, также малое предпринимательство уже проникает в новые отрасли производства (машиностроение, энергетика, приборостроение, коммуникации, телекоммуникации и т. д.). Кроме того, малый бизнес формирует среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна. Немаловажно, что зарубежный опыт демонстрирует, что особенно велика роль государственной поддержки малого бизнеса в кризисных условиях, когда экономика нуждается в коренной перестройке и требуется снижение социальной напряженности.

Для развития экономики России, малый бизнес имеет большое значение. Рассмотрим, почему так происходит.

  1. Малый бизнес — важный сектор экономики.

Малые предприятия легче переносят изменения внешней среды, демонстрируя гибкость и мобильность малого бизнеса. Ведь когда в России в начале 90-х годов начался экономический спад, именно малые предприятия помогли в укреплении и становлении рыночной экономики.

  1. Малый бизнес — один из основных источников налоговых поступлений.

Малый бизнес принимает большое участие в формировании бюджета. Предприниматели совершают отчисления в бюджет, которые берутся из прибыли различных организаций, также малый бизнес играет большую роль в формировании рабочих мест, то есть являются источников доходов для населения [5].

  1. Социально-экономическая роль малого бизнеса.

Малый бизнес оказывает огромное влияние в сфере создания рабочих мест для населения, тем самым повышая уровень занятости населения, уменьшая уровень безработицы. На предприятиях малого бизнеса работает небольшое количество человек, что оказывает положительное влияние на мотивацию персонала, способствует образованию достаточно тесных связей в трудовом коллективе. Кроме того стоит заметить, что часто малые предприятия обеспечивают работой социально-нестабильные слои населения.

Вместе с преимуществами у малого предпринимательства есть и свои недостатки, проблемы, с которыми также необходимо ознакомиться.

Для предпринимателей, задавшихся целью основать малый бизнес необходим постоянный поиск инвестиций, чтобы создать собственное дело, а в дальнейшем продолжить и не разориться [3]:

 затрудненное инвестирование. Государство оказывает поддержку малым предприятиям с помощью различных программ помощи, но этого не достаточно и не всегда государственные структуры вкладывают деньги и силы в начинающие предприятия. Кроме того, криминализация предприятий малого бизнеса частично связана непосредственно с отсутствием интереса к нему со стороны крупных инвесторов [4];

 малодоступные кредиты. Не смотря на бизнес-проекты, идеи малого бизнеса, банки не имеют достаточного стимула, чтобы кредитовать такие предприятия. Не помогают и проводимые государством программы;

 лизинг или приобретение дорогого оборудования в кредит тоже затруднены. К тому же и первые взносы являются слишком высокими для начинающих предпринимателей.

Итак, малое предпринимательство в России испытывает трудности, чтобы их преодолеть, необходима последовательная работа по совершенствованию законодательства, финансовой поддержки малого предпринимательства, а также повышению эффективности региональных программ и преодолению коррупции. Сейчас необходима долгосрочная стратегия развития малого бизнеса, которая сможет решить социально-экономические проблемы страны [5].

Далее рассмотрим, что же необходимо для успешного развития малого бизнеса не только с позиции государства и улучшения экономики, но и с позиции предпринимателя, ставившего перед собой цель — материальное благополучие (табл.).

Меры, необходимые для развития малого предпринимательства в России

Меры

Содержание мер

Развитая правовая система

Включает в себя законы, защищающие предпринимателя, формирование правовой среды, которая помогает решать проблемы, стоящие на пути предпринимателя, начиная с момента регистрации.

Удаление административных барьеров

Расходы на преодоление административных барьеров — достигают 10 % от выручки предпринимателя. Также необходимо упростить сам процесс регистрации компании. Административное вмешательство в основном негативно сказывается на малом бизнесе.

Развитие системы гарантия и страхования рисков

Развитие данной системы предназначено для финансирования и кредитования малого бизнеса и связанные с этим риски. Кредиты выдаются только под залог или поручительство, что ограничивает малые предприятия, существует необходимость в специальных банках, предназначенных для малого бизнеса.

Решение такого рода проблем — обязательное составляющее для повышения уровня экономики страны, ведь в нашей стране происходит давление налоговой системы на малое предпринимательство. Четко не продуманная налоговая политика способствует ещё большему уходу малого бизнеса в теневую сторону экономики.

Так как в России наблюдается социально-экономическая нестабильность, инфляция, то малоэффективные реформы не налаживают тандем «предпринимательство — государство — общество». Итак, для эффективного решения социальных и экономических задач общества, развития предприятий малого предпринимательства необходимо: дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, уменьшение налоговой нагрузки, целенаправленное расходование финансовых средств и оказание поддержки в решении финансово-имущественных проблем.

Итак, в России в последнее время наблюдается тенденция к увеличению роли малого бизнеса, что положительно влияет на экономику в целом. Малый бизнес — неотъемлемый субъект экономической системы государства, хоть и доля малых предприятий не велика. Я считаю, что необходимо усиление государственной поддержки и инвестиций в данный вид бизнеса.

Дорожная карта: как реализовать стратегию интернет-маркетинга

20 минут на чтение

Что такое дорожная карта? Это универсальный инструмент планирования и синхронизации работы над любыми проектами. Используется в самых разных сферах.

В зависимости от функций, различают следующие виды дорожных карт:

  • Продуктовые. Это сценарии развития продукта или линейки продуктов во времени.
  • Технологические. Планы развития технологий.
  • Отраслевые (рыночные или промышленные). Схемы развития целых отраслей, сегментов рынка, секторов промышленности.
  • Корпоративные. Планы мероприятий по развитию компании, достижению ключевых целей и показателей. Не стоит путать с бизнес-планом, поскольку дорожная карта документ стратегический и долгосрочный.
  • Образовательные. Программы обучения и развития. К ним относятся, например, карты сотрудников — индивидуальные планы совершенствования навыков и повышения квалификации.
  • Карты проекта. Планы реализации любых проектов, с указанием основных этапов, ограничением по времени и с заданным коридором целевых показателей.

Нас интересует последний тип — дорожная карта проекта. Ее можно применять в любой сфере digital: при разработке интернет-проектов, в маркетинге и менеджменте. К примеру, продуктовые менеджеры могут использовать дорожные карты для управления проектами и составления смет.

В этой статье мы рассмотрим дорожную карту, которая поможет реализовать стратегию интернет-маркетинга.

Как выглядит roadmap

  • Планирование — определение стратегии, целеполагание.
  • Выполнение — определение основных вех и шагов, перечисление первых действий.
  • Проверка — контроль эффективности проведенных действий.
  • Корректировка и действие — аудит, исправления и формирование стандарта.
  • Вы запускаете новый проект.
  • Произошли значительные изменения в работе.
  • Усилилась конкуренция.
  • Требуется оформить стратегический план видения конкурентного развития.

Roadmap — основной документ продуктового менеджера или менеджера проекта. Его задача — донести идеи и прогресс в работе до заказчика и членов команды. Дорожная карта должна быть достаточно общей и гибкой, чтобы в процессе можно было уточнять этапы и актуализировать планы.

Roadmap нужно адаптировать под разную аудиторию:

  • Для клиентов и партнеров — карта акцентирует внимание на основных выгодах от продукта. Поскольку это внешний документ, он должен быть визуально привлекательным, понятным и доступным.
  • Для менеджеров по продажам — упор сделан на доступные функции и преимущества для клиента.
  • Для разработчиков — фокусировка на спринтах, контрольных точках, релизах и функциях.

Roadmap в маркетинге

  • Лидерство в продукте, дифференциация — создание уникального продукта, отстройка от конкурентов. Пересекается с понятием УТП — уникального торгового предложения.
  • Лидерство в издержках — достижение компанией минимальных затрат и предложение самой выгодной цены для клиента.
  • Концентрация — фокусировка на нише, работа в узком сегменте, специализация. Обычно используется как дополнительная для двух предыдущих.
  • Решает поставленные задачи.
  • Имеет конкретные цели и отправные точки.
  • Содержит доступную платформу, которой смогут пользоваться все.
  • Она краткая, понятная и наглядная.
  • Методы решения задач — гибкие.
  • Интернет-PR — выполняет те же задачи, что и классический PR, но используя возможности интернета.
  • Вирусный и партизанский маркетинг — направлен на создание контента, который потенциально может иметь высокую степень распространения и вовлеченности.
  • Комплексный интернет-маркетинг — использует все возможности и каналы, применяются все подходящие инструменты. За счет широты охвата является универсальным.

Схема комплексной стратегии

  • Краткое описание
  • Конкурентные преимущества
  • Позиционирование на рынке
  • Особенности, которые могут повлиять на продвижение
  • Способы оценки: ROI — окупаемость инвестиций, KPI — достижение ключевых показателей эффективности и т. д.
  • Текущие показатели
  • Запланированные показатели

  • Определение целевой аудитории
  • Сегментация аудитории
  • Портреты пользователей

  • Основные показатели сайтов конкурентов
  • Источники трафика: анализ поисковой выдачи, рекламы
  • Оптимизация под мобильные устройства
  • Каналы распространения контента, особенности работы с ними
  • Активность и способы работы в социальных сетях
  • Преимущества и особенности
  • Поисковая оптимизация и продвижение
  • Контент-маркетинг
  • Контекстная реклама
  • Таргетированная реклама
  • Маркетинг в социальных сетях
  • E-mail-маркетинг
  • Видеомаркетинг
  • Крауд-маркетинг
  • CRM-маркетинг
  • Баннерная и медийная реклама
  • Тональность сообщений в соцсетях
  • Формат общения с представителями аудитории в разных каналах
  • Редакционная политика
  • Формы контента
  • Рубрики
  • План публикаций
  • Руководители и исполнители
  • Распределение ролей
  • Ответственные по задачам
  • Метрики эффективности
  • Используемые системы аналитики
  • Периодичность анализа отчетов

Гайдлайн по созданию интернет-стратегии

Поставьте задачу

  • Сформулируйте конкретные цели на определенный период. Пример: увеличить долю на рынке до 30% за год, повысить средний чек на 10%, увеличить конверсию на 1%.
  • Зафиксируйте текущие показатели.

Определите целевую аудиторию

  • Сегментируйте. Целевая аудитория состоит из меньших групп — сегментов, у каждой из которых свои потребности, ценности и боли. Группы разделяют по разным критериям: географии, поведению, психографии, социальной демографии и т. д. Продукт один, но под каждый сегмент стоит подготовить свою страницу и подобрать подходящие каналы продвижения.
  • Опишите планируемое поведение пользователя — где он может встретить ваш продукт, где можно найти представителей вашей ЦА.
  • Составьте сценарий продажи — этапы, мотивацию к покупке, возможные барьеры, работу с возражениями, сценарий выбора продукта и дополнительных продаж.
  • Анализируйте статистику поисковых систем.
  • Опрашивайте пользователей на тематических ресурсах.
  • Закажите исследование в маркетинговом агентстве или купите готовую базу.
  • Используйте собственную базу данных клиентов.
  • Ищите упоминания похожих продуктов в социальных сетях, проанализируйте пользователей и составьте обобщенный портрет.
  • Исследуйте конкурентов — анализ позволит составить портрет типичного пользователя.

Конкурентный анализ

  • Прямые — предлагает такой же продукт.
  • Косвенные — предлагают другой продукт, но решают ту же потребность.

В первую очередь следует анализировать прямых конкурентов — лидеров рынка, затем оставшихся прямых и косвенных конкурентов.

Анализировать нужно сам сайт, работу с SEO и социальными сетями.

  • На удобство сайта для пользователя, насколько продумана навигация. Лучшие примеры затем можно будет использовать.
  • Структуру сайта: как происходит разделение на товарные группы.
  • Типы контента, которые используются, качество и объем текстов, фотографий.
  • Формы захваты лидов: телефон, заказ обратного звонка, формы обратной связи и онлайн-консультанты.
  • Доверительные элементы: отзывы клиентов и сотрудников, дипломы, документы, рекомендации, видеоотзывы, фотографии объектов, сертификаты.
  • Адаптацию под мобильные устройства.
  • Инструкция для конкурентного анализа в поисковой выдаче.
  • Инструменты для анализа конкурентов в соцсетях.

Как пример — анализ лидеров электронной коммерции в промышленности. Конкурентный анализ позволит определить сильные и слабые стороны соперников, а затем сформулировать выводы, как можно выделиться на их фоне.

После того, как появятся портреты покупателей и понимание уровня конкурентов, необходимо разработать собственное уникальное торговое предложение. Посмотрите примеры ценностных предложений российских брендов.

Ссылка на основную публикацию