Главные российские проблемы развития малого и среднего бизнеса

Малый бизнес назвал четыре главные проблемы

KPMG опросила представителей малого и среднего бизнеса России и выяснила, какие проблемы беспокоят их больше всего. Для этого компания собрала 10 151 анкету в 82 регионах, а также взяла 578 комментариев предпринимателей о проблемах их бизнеса в свободной форме. Участники опроса оценивали проблемы по пятибалльной шкале, где «5» означает наибольшую степень актуальности проблемы, а «1» — наименьшую.

Кредитный голод и деловой холод

Лидирует среди проблем ограниченный доступ к финансовым ресурсам: 50% предпринимателей поставили в этой графе максимальный балл, а средняя оценка получилась 4,13. В комментариях респонденты упоминали чрезмерно высокие ставки по кредитам, сложность получения займов на долгий срок, невозможность взять кредит с отсрочкой на развитие.

Второе место в рейтинге головных болей малого и среднего бизнеса участники опроса отвели плохому бизнес-климату: 30% поставили здесь максимальный балл, средняя оценка — 3,47. Представители предприятий говорили, например, о чрезмерной бюрократии, низкой заинтересованности со стороны местного самоуправления, частых проверках контролирующих органов. «Частота изменения законодательства: приходится тратить время на приведение своего бизнеса в соответствие изменившемуся законодательству, а не собственно на бизнес», — приводит KPMG комментарий одного из респондентов.

Проблема номер три — кадровые ресурсы (3,44; 27%). «Очень низкая профессиональная подготовка молодых кадров», — жалуется в анкете один из предпринимателей.

На четвертую позицию респонденты поставили проблемы с доступом к рынкам сбыта, следом идут «поиск поставщиков товаров и услуг», «доступ к технологиям производства и обучения» и «инфраструктура».

«Нереально» высокие издержки

Давая комментарии в свободной форме, многие предприниматели отметили также высокие издержки («нереально высокая стоимость присоединения к электросетям», «повышение тарифов на электроэнергию»).

Это не исчерпывающий список трудностей бизнеса. Упоминались также высокие налоги и их повышение («Невероятно большие взносы за сотрудников. », — написал один из предпринимателей), конкуренция со стороны теневого бизнеса, распространение федеральных торговых сетей, «взаимосвязь предпринимательства с административным ресурсом», низкая информированность бизнеса о программах поддержки.

«Общий вывод в том, что проблемы для бизнеса в целом не меняются. С течением времени меняется их приоритетность», — говорит Алексей Назаров, директор группы стратегического и операционного консультирования KPMG Russia. Если раньше упор делался на бизнес-климат, поясняет он, то в период кризиса финансовые ресурсы вышли на первое место, а бизнес-климат отодвинулся на второе.

Региональные различия

Авторы опроса также составили рейтинг регионов России по показателю совокупной благоприятности ведения бизнеса.

Показатель благоприятности рассчитывался путем суммирования средних оценок по всем категориям проблем для каждого региона. Соответственно, чем выше этот показатель, тем больше в регионе проблем, с точки зрения опрошенных.

Самыми благоприятными регионами для ведения бизнеса по результатам опроса стали Республика Адыгея, Воронежская область и Чукотский административный округ. В хвосте рейтинга субъектов РФ оказались Магаданская область, Республика Бурятия и Курская область.

Власти знают о проблемах предпринимателей: в апреле 2015 года президент Владимир Путин поручил разработать стратегию по поддержке малого и среднего бизнеса. Итоговый проект должен быть представлен Министерством экономического развития до 1 октября, сообщил ранее РБК представитель Минэка. Детали программы будут обсуждаться, но РБК удалось ознакомиться с последней версией документа.

В систему мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, в частности, входят доступное финансирование (стимулирование банковского кредитования, развитие системы гарантий), предсказуемая фискальная политика (включая смягчение фискальной нагрузки на бизнес), квалифицированные кадры, создание новых рыночных ниш (в том числе стимулирование спроса).

Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 15.02.2019 2019-02-15

Статья просмотрена: 1205 раз

Библиографическое описание:

Булыгин М. А., Камаев Д. В. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России // Молодой ученый. — 2019. — №7. — С. 15-17. — URL https://moluch.ru/archive/245/56563/ (дата обращения: 21.02.2020).

Встатье анализируются ключевые проблемы слабого развития малого и среднего предпринимательства в России, предлагаются возможные способы их решения.

Ключевые слова: малый бизнес, средний бизнес, ключевые проблемы, социально-экономическое развитие.

Россия — страна с относительно «молодой», еще не до конца окрепшей, рыночной системой с рядом социально-экономических проблем, которые в долгосрочной перспективе требуют решения. Одной из таких является проблема развития малого и среднего предпринимательства в России.

Актуальной данная проблема является, потому что именно сектор предпринимательства играет важнейшую роль в социально-экономическом развитии стран, экономика которых функционирует по законам рынка. Именно малое и среднее предпринимательство производит значительную часть ВВП в этих странах, обеспечивает занятость значительной части трудоспособного населения. Стоит также отметить, что сами предприниматели и наемные рабочие составляют средний класс, который определяет стабильность в обществе и в экономике. Такой актуальной проблеме уделяется пристальное внимание со стороны властей, потому что бизнес составляет «ядро» экономики.

Доля малого исреднего предпринимательства вВВП страны (%)

Страна

Показатель

Доля занятых среди населения вмалом исреднем предпринимательстве (%)

Страна

Показатель

*Статистические данные предоставлены Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России»

Проблема слабого развития малого и среднего бизнеса в России во многом обусловлена особым менталитетом русского человека, его убеждениями и ценностями, формировавшимися на протяжении нескольких веков и закрепившимися в 20 столетии идеями “о всеобщем равенстве и единстве”. На протяжении всего советского периода российской истории понятия “частная собственность”, “бизнес”, “прибыль” употреблялись исключительно в негативном смысле для характеристики “звериной” сущности капитализма. Слова “предприниматель, бизнесмен” со времен “лихих 90-х”, ассоциируются у нашего народа с обманом и ложью. Это говорит о том, что у людей низкий уровень экономической культуры, они не обладают достоверной информацией о состоянии экономики, её развитии сегодня и в долгосрочной перспективе. И эта проблема является наиболее важной и актуальной для развития сектора бизнеса в России.

По данным ВЦИОМ, на 2016 год, из людей, желающих открыть свой бизнес, какие-либо шаги в этом направлении делают 17 %, целых 47 % опрошенных откладывают фазы активных действий на неопределенный срок. [5]

Эти данные свидетельствуют о том, что люди все чаще выбирают стабильную работу, со стабильной заработной платой и не проявляют интереса к бизнесу как роду занятия, а к “предпринимателю” как к профессии, боясь идти на риск.

Кроме того, как выяснилось, существует ряд актуальных проблем, связанных с интеграцией предпринимателей в единую социальную систему, внедрением в предпринимательскую деятельность изобретений и инноваций, готовности предпринимателей развиваться в наукоемких отраслях промышленности и производства. Как отмечается в работе Т. В. Гурняна, «в России показатели инновационного развития весьма низкие. Доля предприятий с технологическими инновациями значительно ниже, чем в развитых и быстроразвивающихся странах». [3, С.122]

Но необходимо при наличии субъективного фактора выделить и ряд объективных обстоятельств, важных и актуальных причин, которые не дают развиваться предпринимательству в нашей стране.

Так, важно отметить слабое развитие инфраструктуры, особенно в малых городах, что также сдерживает развитие малого и среднего бизнеса в России. Например, недоступность производственных и офисных помещений. [2,С.86]

Очень важной причиной слабого развития малого и среднего бизнеса в России является проблема поисков источников финансирования бизнеса. Многие аналитики считают практически полное отсутствие в России института венчурного финансирования одной из основных проблем современного российского малого и среднего бизнеса. В России различные финансовые механизмы работают очень слабо. Формирование стартового капитала предприятий малого и среднего бизнеса является целой индустрией в странах с развитыми финансово-экономическими системами: не так сложно привлечь на развитие Start-up проекта капитал даже рядовых граждан. На данный момент Россия только движется в этом направлении.

Для малого и среднего бизнеса кредитование — сложнейшая процедура. Как оказалось, на данный момент денежно-кредитная политика в нашей стране находится на очень низком уровне. [1, с. 1] Об это говорят и многие экономисты, люди, многие годы, работающие в сфере бизнеса, финансов и кредита. Как правило, банковские кредитные программы для начинающих бизнесменов не только малодоступны из-за жестких условий, отсутствия залогового имущества, но и слишком дороги из-за значительных кредитных ставок. Например, сегодня чтобы взять кредит на развитие своего дела под бизнес-план, предприниматель должен соответствовать жестким критериям. Это, прежде всего возраст — от 23 лет и значительный срок ведения бизнеса — от 12 месяцев. От некоторых областных фондов можно получить до 300 000 рублей, что достаточно мало.

В Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года, разработанной Правительством РФ упоминается ряд других причин слабого развития бизнеса в России: «система административно-правового регулирования в отдельных отраслях и сферах остается недружественной по отношению к небольшим предприятиям и не учитывает специфику ведения предпринимательской деятельности в рамках малых форм хозяйствования. В сочетании с высоким уровнем фискальной нагрузки указанные обстоятельства не позволяют предприятиям, находящимся на начальных этапах деятельности, увеличить рынок сбыта продукции, повысить доходность и таким образом обеспечить переход из микробизнеса в малый или средний бизнес» [4].

Из-за тяжелой налоговой нагрузки, излишней контрольно-надзорной деятельности, многие предприниматели не регистрируют свою деятельность, уходят в “тень”. И таких “теневиков”, по разным оценкам, от 30 % до 50 %. Немаловажную роль в развитии данной тенденции играет и необходимость предпринимателям совершать значительные взносы в различные внебюджетные фонды. Следовательно, людям с экономической точки зрения, особенно в послекризисный период, просто невыгодно иметь малый и средний бизнес, а тем, кто имеет свой микробизнес — расширяться и развиваться. Именно этим объясняется значительный, так называемый, “теневой” сектор в бизнес.

Таким образом, малый и средний бизнес в нашей стране развивается слабо по ряду веских и существенных проблем, которые в долгосрочной перспективе требуют решения. Для того, чтобы достичь к 2030 целей, поставленных в «Стратегии развития МСП», необходим комплекс согласованных мер и процедур. Прежде всего, необходима планомерная работа с людьми по ликвидации правовой, экономической безграмотности, развитию образования и культуры людей, воспитанию в молодых людях, инициативности предприимчивости, ответственности. Именно воспитание подрастающего поколения, сохранение и умножение человеческого капитала, воспитание в людях предпринимательских качеств — одна из важнейших задач нашего государства на грядущие годы. Необходимо развивать инфраструктуру, совершенствовать систему кредитования субъектов МСП, ликвидировать излишнюю кантрольно-надзорную деятельность. Только поэтапная реализация всего комплекса мер по развитию малого и среднего бизнеса в России поможет совершить такой необходимый экономический прорыв в новый технологический век, который так необходим нашей стране.

1. Климова Н. В. Ищенко М. И. Современное состояние кредитования малого и среднего бизнеса в России. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. С.1.

Читайте также:  Учредительные документы ООО в 2020 году

2. Петров С. М. Проблемы развития инфраструктуры малого и среднего бизнеса в регионе. Вестник Самарского государственного университета.2012.№ 4 (95). С.86

3. Гурунян Т. В. Инвестиционно-инновационный лифт для малого и среднего предпринимательства: вопросы финансирования стартапов. Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2013.№ 3 (23). С.122.

4. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 30.03.2018) О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г. и плане мероприятий по её реализации.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ

студент 4 курса, кафедра Предпринимательского права и гражданского процесса ОГАУ,

преподаватель кафедры Предпринимательского права и гражданского процесса ОГАУ,

Развитие предпринимательства в России является довольно сложным процессом. В отличии от стран Запада российское предпринимательство развивается довольно медленно и во многом зависит от государственной поддержки, в частности, это проявляется в осуществлении комплексных мероприятий по развитию бизнеса, целями которых является создание условий для позитивного развития экономики, поддержка отечественных производителей, формирование условий для эффективной реализации предпринимательской деятельности и увеличение число занятых в данной сфере [1, с. 174]. Данная проблема в настоящее время является актуальной, поскольку процент граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью с каждым годом возрастает.

В России предпринимательская деятельность всегда играла большую роль в экономической жизни общества и государства. Свои истоки предпринимательская деятельность берет еще со времен купечества. Но весь огромный накопленный ранее опыт был потерян за время существование СССР, так как предпринимательская деятельность была запрещена в начале тридцатых годов прошлого столетия. Это является одним из основных факторов проблемности развития предпринимательской деятельности на сегодняшний день.

В настоящее время выделяются следующие проблемы, которые стоят на пути развития предпринимательской деятельности в нашей стране [2, с. 153-162]:

– несовершенство действующего законодательства в сфере регулирования среднего и малого бизнеса;

– отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов, содействующих развитию малого бизнеса в России;

– нехватка финансовых и иных ресурсов;

– отсутствие положительного имиджа российского предпринимателя;

– нестабильная экономическая ситуация в стране;

– проблема государственной поддержки российского малого и среднего бизнеса;

Учитывая вышеперечисленные проблемы, для эффективного осуществления предпринимательской деятельности в российских реалиях необходима активная поддержка государства. Для этого в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, законодателем в 2012 году была введена и закреплена в главе 26.5 НК РФ патентная система налогообложения. В данной главе говорится о том, что субъект предпринимательской деятельности имеет право на приобретение патента, который устанавливает фиксированную налоговую ставку в размере шести процентов от потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, независимо от фактически полученной предпринимателем прибыли. Очевидно, что это выгодно для успешных предпринимателей, которые эффективно ведут бизнес. Но несмотря на введения таких льгот не все субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность, имеют право на приобретение данного патента, а лишь те, которые непосредственно указаны в законе. Также можно сказать, что постоянно обновляемое законодательство, в том числе налоговое, приносит множество неудобств предпринимателям, в частности малому бизнесу [3, с. 43]. Так, например, в 2013 году был увеличен фиксированный размер страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в два раза. И хотя в дальнейшем подход к расчету фиксированного размера страхового взноса для ИП был изменен, эти изменения являются ярким примером нестабильности правовых норм, касающихся предпринимательской сферы, что в свою очередь создает помехи при осуществлении бизнес-планирования, так как невозможно (особенно начинающему предпринимателю) спрогнозировать изменения государственной политики в сфере предпринимательства даже в краткосрочный период.

Далее малые и средние предприниматели часто сталкиваются с такой проблемой, как сложность оформления документов, необходимых для подачи ими заявки на получение поддержки и оформлением отчетности. Это оборачивается тем, что многие предприниматели не справляются с заполнением множества бумаг, необходимых для участия в программах поддержки, так как для их заполнения необходимы бухгалтерские и юридические знания. Для преодоления данного препятствия необходимо введение упрощенной регистрации, подачи и реализации заявок для оказания поддержки со стороны государства.

Еще одной довольно серьезной преградой для развития бизнеса является коррупция в рядах должностных лиц и органов, ответственных за распределение и реализацию бюджетных средств, выделенных на поддержку малого бизнеса. Не редки случаи мошенничества и злоупотребления полномочиями. Так, например, в Ленинградской области в 2013 году были выявлены факты мошеннического хищения бюджетных средств, выделенных молодежи для развития предпринимательской деятельности. Соответственно складывается следующая ситуация – денежные средства, выделяемые государством из федерального бюджета для развития бизнеса, направляются в субъекты РФ, однако на места эти денежные средства не доходят в полном объеме, часть из них оседает «на руках» должностных лиц, осуществляющих распределение данных средств, что, безусловно, оказывает негативное влияние на стабильное развитие предпринимательства. В следствии чего многие бизнесмены «забрасывают» свое дело на начальных этапах из-за невозможности развития. Таким образом, большая часть предпринимателей отсеиваются на начальном этапе, что серьезно влияет на развитие предпринимательской деятельности как в субъекте РФ, так и в государстве в целом. Поэтому борьба с коррупцией должна носить систематический характер, чтобы должностные лица на местах не имели возможности чинить препятствия как малому, так и среднему предпринимательству.

Нелегко также малым и средним предпринимателям, занятым в сельскохозяйственной сфере. В данном случае существует три фактора, ограничивающих субъектов предпринимательской деятельности в этой сфере [4, с. 4]:

  • невозможность конкуренции малых и средних предпринимателей с уже сформировавшимися и зарекомендовавшими себя предприятиями;
  • проблема выхода предпринимателей на внешние рынки;
  • проблема доступности государственного заказа и закупок малым и средним предпринимателям (хотя на законодательном уровне это является возможным).

Все эти факторы делают развитие малого и среднего сельскохозяйственного бизнеса почти невозможным, так как занятие таким видом деятельности не будет приносить должных доходов предпринимателю, а следовательно не будет стимулировать его развивать и расширять свой бизнес. Для решения данной проблемы необходима поддержка начинающих предпринимателей, в частности, путем продвижения сельскохозяйственной продукции таких предпринимателей и формирования единого рынка для осуществления сбыта продукции.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в современных реалиях, должно обеспечиваться государством путем преодоления ряда важных проблем. В частности, для решения поставленных задач государство должно:

  1. образовать и обеспечить должное функционирование системы специализированных институтов, которые бы занимались разработкой и реализацией государственной политики в сфере поддержки предпринимателей. В странах Запада сложилась уже отлаженная система институтов, осуществляющих активную поддержку предпринимателей как малого, так и среднего бизнеса. Например, в последние годы в Европе большое распространение получила Континентальная сеть в поддержку малого и среднего бизнеса (Europian Enterprise Network) – портал с бесплатными информационными ресурсами по поддержке малого и среднего предпринимательства, который объединяет в себе более шестисот агентств и организаций, выполняющих роль посредника между предпринимателем и Евросоюзом. Любой малого и среднего бизнеса может быстро и просто узнать обо всех возможностях развития своей компании, новых методах и технологиях, оценить риски работы в другой стране, а также получить всю необходимую информацию и контакты о конкретном Европейском фонде, который может софинансировать проект развития данного предприятия [5, с. 177-181].
  2. полагаем, что действенной мерой для устранения некоторых выше обозначенных проблем будет включение в учебный план курсов по введению в предпринимательскую деятельность в выпускных классах учебных заведений (школах), что поможет молодым людям, желающим заняться в дальнейшем предпринимательской деятельностью, сформировать общие представления о предпринимательстве и его особенностях.

Таким образом, следует отметить, что в нашей стране имеются все базовые ресурсы (экономические, человеческие), необходимые для дальнейшего развития предпринимательства. Однако для уверенного становления малого и среднего бизнеса требуется поддержка со стороны государства, выражающаяся в устранении существующих препятствий и создании более привлекательных условий для осуществления данного вида деятельности.

Список литературы:

  1. Королева В. А., Королева Е. А. Проблемы малого бизнеса в городе Оренбурге // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016. – С. 174.
  2. Королева В. А., Королева Е. А. Проблемы малого бизнеса в городе Оренбурге // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016.─ С. 153–162.
  3. Рубцова О. Л. Креативная экономика. ─ М.: Юриспруденция, 2015.─ С. 43.
  4. Рубцова О. Л. Проблемы государственной поддержки малого бизнеса.─ М.: Юриспруденция, 2015.─ С. 4.
  5. Финк Т. А. Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития // Молодой ученый. ─ 2012. — №4. — С. 177-181.

Проблемы развития малого бизнеса в России

Рост экономики государства обуславливают не только крупные бизнес-структуры, но и субъекты малого бизнеса. От количества малых предприятий зависит степень занятости населения, скорость экономического роста, уровень налоговых отчислений. Приходится признать, что в России существует ряд проблем развития малого бизнеса, основное число которых связано с пробелами в законодательной базе.

Препятствия для развития малого бизнеса в РФ

Проблемы, которые препятствуют развитию малого и среднего бизнеса в РФ, вызваны внутренними и внешними факторами. К внутренним относятся проблемы, существующие внутри отдельно взятой компании и зависящие от управленческой политики. В их число входят:

  • отсутствие у руководителей компании знаний в области рыночной экономики;
  • некомпетентный персонал;
  • плохая система менеджмента;
  • неэффективная маркетинговая политика;
  • большие расходы на уплату налогов и сборов;
  • низкая конкурентоспособность;
  • постоянные расходы, уменьшающие прибыль;
  • отсутствие необходимых финансовых ресурсов для развития организации.

Справиться с внутренними проблемами можно при условии эффективного регулирования деятельности компании со стороны руководства.

К внешним проблемам относятся:

  • жесткий характер и изменчивость налогового законодательства страны;
  • кризис в тех или иных производственных сферах;
  • крупные монополисты в определенных сегментах рынка;
  • высокие кредитные ставки и сложности при оформлении кредитов;
  • отсутствие государственной поддержки.

Справиться с внутренними проблемами можно при условии эффективного регулирования

Внешние факторы не зависят от действий руководителя организации и эффективности принимаемых им решений. В этом случае решить проблемы развития малого бизнеса может лишь государство.

Последствия низкого уровня развития малого бизнеса

Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства увеличивает процент занятости населения, приводит к росту товарооборота и ВНП, а также в целом положительно влияет на экономику страны. В последние несколько лет товарооборот в России растет только внутри государства. Низкий экспортный потенциал связан с тем, что основная доля компаний малого бизнеса занята в торговле и сфере услуг. Выход на внешние рынки возможен лишь при условии наличия производственных организаций, которые смогут составить серьезную конкуренцию иностранным представителям малого бизнеса. Кроме того, рыночная экономика России сегодня требует активной государственной поддержки. Помимо внесения актуальных изменений в законодательную базу необходимо разработать программы стимулирования малого бизнеса, особенно для тех сфер, где его нехватка ощущается наиболее остро.

Читайте также:  Регистрация ИП в Волгограде. Как открыть и оформить документы

В настоящее время владельцы многих компаний, представляющих средний класс, не чувствуют интереса к экономическому росту. Когда такие организации получают средства из бюджета, направленные на развитие бизнеса, они расходуют их достаточно неэффективно. Это, в свою очередь, приводит к тому, что деньги утекают из бюджета «в никуда», а проблемы развития малого бизнеса в РФ так и остаются нерешенными.

Комплекс мер по развитию малого предпринимательства

Субъекты малого бизнеса нуждаются в стабильной государственной поддержке, которая может принимать разные формы – предоставление льгот в сфере дотаций банковского кредитования, создание научно-технических и информационных центров, развитие системы страхования и т.д.

Отдельно нужно выделить необходимость предоставления налоговых льгот для предпринимателей. Это позволит решить экономические проблемы развития малого бизнеса, так как высокое налогообложение в нашей стране не дает предпринимателям развиваться. Для усовершенствования действующей налоговой системы следует усилить регулирующую функцию налогов, освободить компании от налогов на ввозимые технологии и инвестиции. Кроме того, в первые несколько лет деятельности субъектов малого предпринимательства требуется предоставлять им налоговые каникулы – это позволит новым компаниям развиваться максимально эффективно, направляя финансовые средства на расширение производства и улучшение качества предлагаемых товаров и услуг. Также очень важна дифференциация начисления налогов: к компаниям, действующим в более важных областях, необходимо применять пониженные налоговые ставки.

В целом, чтобы решить проблемы малого и среднего предпринимательства, необходим целый комплекс мер, охватывающий следующие направления:

  • нормативно-правовое;
  • организационное;
  • кредитно-финансовое;
  • информационно-техническое;
  • консультационное и кадровое;
  • ВЭД;
  • социальное.

Очень важно, чтобы законодательные акты разрабатывались должным образом и затем неукоснительно исполнялись. Все это в совокупности позволит государству контролировать развитие бизнеса, а предпринимателям даст возможность действовать максимально эффективно. Малые предприятия смогут создать широкую прослойку собственников бизнеса, способных самостоятельно обеспечивать себя без дополнительной помощи со стороны государства. Постепенное сведение к минимуму, а затем и полное решение существующих проблем приведет к тому, что отечественные компании смогут конкурировать как между собой, так и на внешних рынках, что в итоге будет способствовать к росту экономики и благосостояния нашей страны.

Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Николая Ивановича Лобочевского

Финансы и кредит

Роганова Светлана Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита

УДК 334

Введение

В настоящее время в Российской Федерации происходит развитие рыночной экономики, что послужило образованию новых видов хозяйствования: малый и средний бизнес. Данная модернизация имеет экономически выгодный характер, так как увеличение числа фирм способствует, во-первых, образованию большего количества рабочих мест, во-вторых, росту денежных средств в региональном и федеральном бюджете России. При помощи развитие малого и среднего бизнеса старые крупные предприятия могут обеспечить свое существование.

Актуальность

На сегодняшний день в России малый бизнес не имеет полноценного развития, в связи со сложившейся политической ситуацией: высокие налоги, отсутствие конструктивных отношений с властью и эффективного обучения для производственных рабочих малых и средних предприятий. Хотя представители данного вида предприятий постоянно ведут борьбу между собой с целью получить выгодные условия и, как следствие, увеличить прибыль, способствуя росту уровня качества производимой продукции. Однако в современном мире с каждым днем все сложнее найти работу по специальности из-за отсутствия рабочих мест, следовательно, предприятия малого бизнеса сталкиваются с проблемой дефицита рабочей силы на базовые специальности. В связи с этим для развития данного вида бизнеса существует достаточно много проблем, как в материально-технической сфере, так и в финансовой.

Целью данного исследования является изучение проблем развития малого и среднего бизнеса в России, а также выявление путей, помогающих решить данные проблемы.

Задачи: анализ жизнедеятельности малого и среднего бизнеса в Российской Федерации, выявление проблем развития данной экономической сферы, а также разработка способов, по решению сложившихся проблем.

Научная новизна: В недавнем послании Федеральному Собранию президент Российской Федерации Путин В.В. отметил, что, не смотря на улучшение экономической ситуации в стране, развитие малого и среднего бизнеса достаточно медленно. В связи с чем, в данной статье проанализированы различные аспекты, влияющие на развитие предпринимательства, которые не были затронуты ранее, а также представлены пути их решения.

Общие сведения о малом и среднем бизнесе

В законе Российской Федерации №88-ФЗ от 14.07.95 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что малый и средний бизнес – это коммерческие организации, которая принадлежит одному (нескольким) юридическому лицу[1,ст.1, ст.4].

В рыночной экономике Российской Федерации перспективной формой производства является малый и средний бизнес, но в настоящее время данный вид хозяйствования не занимает той ниши, которую он занимают в развитых странах (доля малого и среднего бизнеса в развитых странах составляет более 80% от количества всех предприятий)[7, C.3-4]. В европейских странах в сфере малого и среднего бизнеса задействованы около 2/3 работающего населения, реализуется ½ ВВП, что нельзя сказать о России, которая значительно отстает по данным показателям.

Факторы, влияющие на развитие малого и среднего бизнеса:

На хозяйственную деятельность малого и среднего бизнеса оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы, зависящие от особенности деятельности предприятия[6, C.13-15]. На несостоятельность малого и среднего бизнеса в России, по мнению ряда ученых в большей степени оказывают влияние внешние факторы, которые включают в себя источник ресурсов, потребителя готовой продукции предприятия, осуществление напеченных целей и оценку результатов.

Риск является одной из главной характеристикой хозяйственной деятельности малого и среднего бизнеса[6, C.12]. Поскольку весь процесс данной деятельности происходит в условиях неопределенности. Также при ведении предпринимательства возникают трудности с высокими налогами, нестабильными ценами на материальные и технические средства, низкой платёжеспособностью населения, отсутствие кредитных ресурсов по низким ставкам, все это в совокупности негативно влияет на финансовую отчетность предприятия.

Многие ученые и предприниматели в качестве главной причины не развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации отмечают низкий уровень финансовой устойчивости из-за трудностей в первоначальных накоплениях капитала, что способствует отсутствия развития в инфраструктуре производства[5, C.23-25]. Более того не оправданно высокие налоги, также способствуют замедлению развития предпринимательства. Имеются и другие проблемы, которые препятствуют развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации: отсутствие правильной и понятной нормативной и правовой базы для ведения бизнеса, проблемы, носящие кредитный вопрос, не образованность предпринимателей и работников хозяйственного производства[4, C.11].

Все выше перечисленные проблемы не дают возможности для развития малого и среднего бизнеса до уровня развития в странах запада и востока. На рисунке 1 показаны данные о доле малого и среднего бизнеса в ВВП различных стран на 23.03.2017 года.

Рисунок 1 наглядно демонстрирует, что уровень развития малого и среднего предпринимательства не соответствует потребностям экономики.

Результаты работы:

Для того, чтобы решить возникающие проблемы, которые негативно влияют на развитие малого и среднего бизнеса, предприниматели должны больше сил вкладывать в улучшение технологий, в поиск снижения затрат, а также в повышение профессионального уровня рабочих[6,C.31-32]. В свою очередь государство должно предпринять ряд мер по улучшению развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации: снижение налогов, снижение ставки по кредитам, усовершенствование законодательства в сфере малого и среднего бизнеса, искоренение коррупции и произвола чиновников.

Основываясь на опыт развитых стран, можно утверждать, что для увеличения потенциала в сфере предпринимательства необходимо влияние государства. Стоит отметить ряд функций государства для поддержки малого и среднего бизнеса.

Заключение

Таким образом, стоит отметить, что малое и среднее предпринимательство оказывает положительное влияние на экономику России, следовательно, правительству просто необходимо создание новой политики в отношении данной сферы производительности, которая поспособствовала развитию данной отрасли в стране[6,C. 5-7].

Однако, перспективность сектора малого и среднего бизнеса в современной экономике, не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисной политики правительства РФ. Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивая перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

27.11.2017, 8:22 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Вы меня простите ради Бога, но это какой-то бред. Если это читал руководитель, то возникает вопрос о его компетентности, мягко говоря вопрос. Мало того, что это безграмотно написано, например, “основываясь на таблицу №1”. Так это еще и содержательно ерунда. “Таким образом, стоит отметить, что малое и среднее предпринимательство оказывает положительное влияние на экономику России, следовательно, правительству просто необходимо создание новой политики в отношении данной сферы производительности, которая поспособствовала развитию данной отрасли в стране[6,C. 5-7]. “. Какая сфера производительности? Какая отрасль? Малое предпринимательство это отрасль? К публикации категорически не рекомендую.

Проблемы малого и среднего бизнеса в Российской Федерации

Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Для выполнения этих целей, используются:

Всё это предприниматель может как вложить, так и привлечь со стороны.

Не существует никаких гарантий, что затраченные средства окупятся, а произведённое будет продано с прибылью. Это приводит к огромному риску потерять часть имущества или, что ещё хуже, всё имущество, попросту говоря обанкротиться.

В большинстве стран мира, чтобы стать предпринимателем, требуется официальная регистрация, где эта процедура не совпадает в разных странах мира. Согласно законодательству Российской Федерации, предпринимательство может осуществляться юридическим лицом или непосредственно физическим лицом, т.е. индивидуальным предпринимателем, после их регистрации в установленном законом порядке.

В русском языке слово «предпринимательство» и «бизнес» носят синонимичный характер, но иногда имеют разный смысл. Обратимся к последнему: « Бизнес (англ.Business – «дело» или «промысел») – 1)Деятельность, направленная на получение прибыли; 2)Это любой вид деятельности, приносящий доход или иные личные выгоды.

Изучение данной информации, привело нас к выводу, что малое предпринимательство (малый) бизнес – предпринимательство, опирающееся на деятельность небольших фирм иили малых предприятий, формально не входящих в объединения. Это наиболее общее определение, которое можно найти во многих источниках как интернет – ресурсов, так и в письменных формах. Данное определение даёт максимальный объём информации и не вызывающее затруднений в понимании, также оно подходит и к среднему бизнесу.

Читайте также:  Регистрация ИП в Красноярске. Как открыть и оформить документы

Назревает вопрос: «В чём же отличия малого бизнеса от среднего, если они подходят под одно определение?» Данный вопрос полностью освещён в следующих разграничениях:

  1. Численности персонала. В малом бизнесе, на предприятии работает от 16 до 100 человек, на среднем от 101 до 250. От 1 до 15 человек относят к микропредприятиям. Их тоже можно отнести к малому бизнесу;
  2. Доходов от реализации товаров или услуг, другими словами от стоимости активов. Эти значения устанавливает налоговый кодекс с периодичностью в 5 лет;
  3. Процента государственной собственности и зарубежных инвесторов (для обоих типов предприятий не более 25%).

На сегодняшнее время, деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным Законом 209 – ФЗ «О развитии мелкого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Следует обратить внимание на ещё одну важную деталь, которую нельзя обойти стороной: субъекты мелкого и среднего предпринимательства. Согласно ст.4 п.1 Федерального Закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующим условиям:

  • Хозяйственные общества;
  • Хозяйствующие партнёрства;
  • Производственные кооперативы;
  • Сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
  • Крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • Индивидуальные предприниматели.

Далее, узнав всех субъектов предпринимательской деятельности, мы можем точно узнать, какие проблемы они могут понести. Предприниматели условно делят свои проблемы на следующие группы:

  1. Организационные – связаны с юридическим оформлением и регистрацией.
  2. Материально-технические – нехватка производственных помещений, низкая квалификация персонала и т.д.
  3. Финансовые – проблема формирования стартового капитала, легализация капитала для регистрации предприятия.

Проанализировав всю информацию, данные разграничения являются условными и носят причинно-следственный характер. Основные же проблемы, с которыми встречается каждый предприниматель, следует рассмотреть более подробно.

Первой и самой существенной проблемой является недостаток финансовых ресурсов, причём не только собственных, но и заёмных. Оценки экспертов говорят нам, что лишь малая часть, около 30%, имеющейся потребности в кредитах для малого бизнеса сегодня удовлетворена; в части микрокредитов (т.е. сумм до 300тыс. р.) – 10%. Очень тяжело получить кредит начинающему предпринимателю. Большая часть предпринимателей не пользуются заёмными и кредитными средствами из-за отсутствия у малых предприятий необходимого обеспечения. Следовательно, добавочной причиной являются высокие риски, связанные с кредитованием небольших предприятий, и накладные расходы банков, которые почти одни и те же для больших и малых ссуд. Однако, нужно отметить, что банки, накапливая опыт работы в данной сфере, идут по дороге упрощения процедур кредитования, смягчения условий. В частности можно отнести процентные ставки, сроки погашения кредитов, комиссий.

Следующим фактором, вызывающим серьёзные возмущения со стороны предпринимателей, является избыточное государственное регулирование деловой активности, это носит название административных барьеров. Существует значительное число проверок предприятий со стороны органов надзора и контроля, а также продолжительные по времени процедуры получения необходимых разрешений и согласований во всевозможных инстанциях. В устранении административных барьеров, в бизнес-областях, кроется значительный потенциал расширения малого предпринимательства и получения новых рабочих мест, т.к. исследования и практический опыт свидетельствуют о наличии прямой зависимости между состоянием бизнес-среды и созданием новых рабочих мест. Следовательно это ведёт к мысли, что, чем меньше в стране препятствий в процедуре создания компаний, получении лицензий, регистрации прав собственности, найме работников, выходе предприятий на внешние рынки, тем комфортнее чувствует себя бизнес, а это означает создание новых, эффективных рабочих мест.

Одной из важных проблем бизнеса предприниматели всё так же отмечают уровень налогообложения. При этом с введением упрощённой системы налогового режима уплаты единого налога на вменённый налог (ЕНВД) налоговая нагрузка на малый бизнес окончательно сократилась. Таким образов, многие индивидуальные предприниматели перешли на указанные специальные режимы налогообложения. Разумеется, упрощённая система налогообложения имеет свои недостатки, но в ближайшее время налоговые послабления для малого бизнеса, включая повышение предельного порога доходов, позволяющего применять упрощённую систему налогообложения, не предусматриваются.

Затронув налоговые послабления, можно поподробнее рассмотреть систему льгот для малого и среднего бизнеса на 2015 год:

  • торговый сбор (платеж в казну, который должен осуществлять торговец из расчета торговой площади, на которой осуществляется торговля);
  • налог на недвижимое имущество (перечисляется в казну по результатам 2015 года и представляет собой уплату процента от кадастровой стоимости коммерческой недвижимости, которая находится в собственности предпринимателя);
  • пересчет взносов в государственные страховые фонды (в связи с повышением минимального размера оплаты труда увеличились взносы в Пенсионный фонд и в Фонд обязательного медицинского страхования).

Одной из самых актуальных проблем является проблема доступа к недвижимому имуществу. Существует огромный дефицит приспособленных для осуществления предпринимательской деятельности нежилых помещений. Именно этот фактор во многом сдерживает развитие предпринимательства. Нехватку нежилых помещений испытывают как начинающие предприниматели, желающие открыть собственное дело, так и успешно работающие предприятия, нуждающиеся в помещениях для расширения своей деятельности.

Завершающей проблемой нашего списка является низкая квалификация персонала. Предприятия достаточно часто испытывают недостаток квалифицированного персонала. В условиях конкуренции лучших специалистов получают компании с наибольшим бюджетом, т.к. могут предложить более высокий уровень зарплаты и социальный пакет. Все предприятия работают в постоянно изменяющейся информационной среде, и руководителю необходимо всегда отслеживать изменения в своей сфере деятельности, быть профессионалом в своей области. Для этого необходимо повышать квалификацию не только свою, но и своих сотрудников. Это актуальная проблема для каждого предприятия, и решить её можно путём проведения семинаров, круглых столов, тренингов, дистанционного обучения, оказания консультаций.

  • Одна из задач государства – формирование позитивного отношения населения к предпринимательской деятельности
  • Системное применение рычагов управления повышает эффективность государственной поддержки бизнеса

Государственная поддержка предпринимательства представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.

Эти цели достигаются, если государство стимулирует изменения в общественном сознании, ориентирует его на жизненные интересы и ценности среднего класса, формирует позитивное отношение различных слоев и групп населения к предпринимательской деятельности, причем не только как к источнику удовлетворения потребности в продуктах и услугах, но и как к возможному жизненному пути. Необходимо помочь гражданам сделать осознанный выбор – стать предпринимателем или остаться наемным работником, инвестировать средства в производство или использовать их для личного потребления.

Большое значение имеет развитие позитивного самосознания предпринимателей исходя из принципов социальной ответственности и деловой этики. Представляется, что только в этом случае предприниматели могут вырасти в самостоятельную социально-активную группу со специфическими общими интересами, способную стать опорой государства и неотъемлемым элементом гражданского общества.

С точки зрения предпринимателя именно государство должно создавать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей (максимизации прибыли, эффективности инвестиций, минимизации риска, защиты собственности и личности и т.п.).

С точки зрения государства предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка (рост общественного благосостояния, поддержание занятости, укрепление национальной безопасности, экономическая помощь и т.п.).

В области пересечения целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика. Отсюда вытекает стратегия и тактика государства по отношению к предпринимательству.

Данную политику, проводимую государством, можно рассмотреть на примере Сингапура. Сингапур – один из крупнейших мировых портов, который по грузообороту занимает второе место в мире. Сингапур – третий по величине (после Хьюстона и Роттердама) мировой центр по нефтепереработке и четвертый мировой производитель полупроводников. ВВП Сингапура на душу населения составляет более 26 тысяч долларов. В Азии по этому показателю страна уступает лишь Японии, а в мире занимает 16-е место, обогнав такие государства, как Испания и Италия. А еще Сингапур – крупнейший в Азии финансовый центр, по многим параметрам не уступающий Гонконгу и Токио.

В Сингапуре насчитывается около 140 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса. Это – 92% всех предприятий страны. На них приходится около 35% добавленной стоимости выпускаемой продукции и более 25% ВВП Сингапура. Кроме того, 7% прироста занятости в год также обеспечивает малый и средний бизнес. Неудивительно, что государство всячески поддерживает развитие этого сектора экономики.

Малое и среднее предпринимательство в Сингапуре входят в одну группу. При этом главным критерием является количество занятых на предприятии рабочих, которое не должно превышать двухсот. Данную группу делится на две категории. Первая категория занимается организацией и развитием ресторанного, гостиничного, туристического, строительного и других сервисов. Малое предпринимательство в Сингапуре подчиняется жестким стандартам по обслуживанию туристов и обустройству помещений. Поэтому Сингапур ежегодно посещает не менее 6 млн. туристов.

Вторая категория субъектов малого предпринимательства занята в сфере производства и применения инновационных разработок. Экономика Сингапура направлена на сотрудничество между предприятиями и объединение их в специальные союзы. Это делается для эффективного распределения труда и для достижения лучшего результата при внедрении новых технологий и производству новой продукции.

Такое развитие малого предпринимательства было бы невозможно без поддержки государства. Правительство Сингапура заинтересовано в содействии развития малого и среднего предпринимательства с целью их конкурентоспособности на международном рынке. Поддержкой малого предпринимательства в Сингапуре занимается специально созданное агентство «Spring», которое занимается разработкой и реализацией различных программ содействия малому предпринимательству. Работа агентства включает следующие направления:

– развитие предпринимательских способностей субъектов малого предпринимательства;

– предоставление консалтинговых, бухгалтерских и консультационных услуг предпринимателям;

– оказание помощи предприятиям, касающейся специфики их работы;

– контроль качества предоставляемых услуг и производимых товаров;

– совершенствование структуры малого предпринимательства;

– подготовка кадров для управления малым предпринимательством.

В Сингапуре внедряется огромное количество разнообразных программ по льготному кредитованию, которые включают специальные займы, страхование кредитных рисков, предоставление субсидий. Для малых предприятий, численность рабочих на которых составляет не более 10 человек, создаются специальные льготные условия получения кредита. Вообще, банковская система кредитования в Сингапуре имеет поддержку и контролируется со стороны государства, постоянно снижая ставки по кредитованию.

Правительство Сингапура финансирует в большой степени обучение и повышение квалификации кадров, которые заняты в сфере малого предпринимательства. Для этого функционируют государственные и некоторые частные учебные заведения.

Подойдя к завершению, мы можем точно сказать, что данный список не является исчерпывающем, повторюсь, мы привели лишь основные проблемы в предпринимательском ремесле и закрыли наиболее значимые пробелы в знаниях. Пути решения мы обсудили сразу после проблемы, и следует сказать, что на сегодняшний день ведутся массовые дискуссии по поводу разрешения проблем и улучшении работы предприятий.

Ссылка на основную публикацию