Деятельность департамента поддержки малого бизнеса и его главные цели

Департамент поддержки малого и среднего предпринимательства в России

Департамент развития малого и среднего предпринимательства (ДМСП) — это государственное учреждение, относящееся к органам исполнительной власти. Структура предназначена для создания условий, направленных на развитие малого и среднего бизнеса. Служащие департамента оказывают разностороннюю помощь коммерческим организациям, включая правовые консультации и аудиторские проверки.

Основное направление деятельности

Департамент города Москвы является основополагающим звеном, которое отвечает за становление и развитие направлений малого и среднего предпринимательства в России. Учреждение было основано в 1993 году для того, чтобы начинающие бизнесмены могли спокойно развиваться, не тратя массу времени на решение различных бюрократических вопросов.

В настоящее время такие центры правовой поддержки имеются в каждом крупном городе страны.

Согласно статистике, за последние 5 лет наблюдается упадок малого и среднего звена предпринимателей. Многие организации закрываются, не проработав даже 12 месяцев. Это связано с тем, что учредители не получают от государства никакого субсидирования, не способны добиться положительного баланса предприятия, из-за отсутствия льготных или упрощённых систем налогообложения.

Важно! Если ситуация не изменится в ближайшее время, малый и средний бизнес исчезнут как виды предпринимательской деятельности, что негативно отразится на экономике страны в целом.

Полномочия департамента

  • оказывает государственную поддержку столичным субъектам малого и среднего бизнеса;
  • координирует деятельность надзорных органов на территории Москвы и области;
  • продвигает новые законопроекты и вносит поправки в действующие федеральные законы;
  • взаимодействует с органами исполнительной власти в плане ежегодных проверок;
  • помогает получить в собственность или арендовать объекты коммерческой недвижимости;
  • ведёт реестр предпринимателей Москвы;
  • контролирует целевое расходование полученных субсидий.

Руководство департамента обязано ежегодно отчитываться мэру столицы о проделанной работе.

Как найти

Московским департаментом руководит Комиссаров Алексей Геннадьевич , организация расположена по адресу: город Москва, Шмитовский проезд, дом 2. Контактная информация:

  1. Телефоны — 259-69-12, 256-30-21, 256-17-87 ;
  2. Факс — 605-78-79.

Цели и задачи

Правительство ставит перед департаментами поддержки малого и среднего бизнеса такие задачи:

  • создать условия для оптимального развития коммерческой деятельности;
  • упростить процедуру регистрации предприятий;
  • усовершенствовать систему налогообложения для данного вида деятельности;
  • развить систему кредитования на льготных условиях;
  • создать необходимую инфраструктуру;
  • увеличить занятость населения.

Варианты финансирования

Для предпринимателей Москвы и области в настоящее время предлагаются такие формы финансирования:

ПрограммаРазмер субсидииСроки конкурсного отбора
Компенсация (частичная) затрат на приобретение оборудования и модернизацию производстваДо 10 000 000 руб., но не более 50% понесённых финансовых потерь2-3 квартал 2017
Компенсация (частичная) затрат для организаций, оказывающих услуги в социальной сфереДо 1 500 000 руб., но не более 85% понесённых финансовых потерь2-3 квартал 2017
Компенсация средств, затраченных на арендную плату и закупку необходимых средствДо 1 000 000 руб., но не более 50% фактических расходов
Компенсация расходов для организаций, чья деятельность направлена на достижение общественно-полезных целейДо 1 000 000 руб., но не более 85% фактических затрат


Приложение 1. Положение о Департаменте развития и поддержки малого предпринимательства

Приложение N 1
к распоряжению Мэра Москвы
от 20 марта 1996 г. N 141-РМ

Положение
о Департаменте развития и поддержки малого предпринимательства

ГАРАНТ:

См. Положение о Департаменте поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы, утвержденное распоряжением Мэра Москвы от 24 апреля 2000 г. N 440-РМ

Настоящее Положение определяет основные функции, права, обязанности и структуру Департамента развития и поддержки малого предпринимательства (далее по тексту – Департамент)

I. Общие положения

1.1. Департамент развития и поддержки малого предпринимательства образован в соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 3 июня 1993 г. N 361-РМ “О создании Департамента по развитию и поддержке малого предпринимательства Правительства Москвы” в целях проведения общегородской политики по развитию рыночных структур хозяйствования и государственной поддержке малого бизнеса.

1.2. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательными и нормативными актами органов государственного управления и высших должностных лиц исполнительной власти Российской Федерации, а также распоряжениями Мэра, постановлениями Правительства Москвы, распоряжениями Премьера и настоящим Положением.

1.3. Департамент является функциональным органом городской администрации с правами юридического лица и финансируется из городского бюджета.

1.4. Департамент является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, текущий бюджетный и иные, в т.ч. валютные, счета в учреждениях банков, круглую печать со своим наименованием и изображением герба Москвы, бланки, штампы и другие реквизиты.

Департамент вправе выступать истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском суде в качестве функционального органа городской администрации по защите государственных интересов.

1.5. Полное официальное наименование Департамента – Департамент развития и поддержки малого предпринимательства Правительства Москвы.

1.6. Местонахождение Департамента – г. Москва, Юридический адрес Департамента – г. Москва, Вознесенский пер., д. 21.

II. Цели и функции Департамента

2.1. Основной целью Департамента является осуществление политики Правительства Москвы в вопросах развития и государственной поддержки малого предпринимательства на территории г. Москвы для обеспечения:

– цивилизованных условий предпринимательской деятельности;

– развития здоровой конкуренции производителей товаров и услуг, обусловленной антимонопольной политикой государства;

– совершенствование структуры экономики города, направленной на формирование новых рыночных структур в приоритетных направлениях городского хозяйства.

2.2. Для достижения целей своей деятельности Департамент осуществляет следующие функции:

– подготавливает предложения в проекты законодательных и нормативных актов Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;

– разрабатывает и представляет на утверждение Городской Думы, Мэра и Правительства Москвы соответствующие проекты законодательных и распорядительных документов, отнесенных к вопросам развития и государственной поддержки малого предпринимательства на территории Москвы;

– разрабатывает и реализует совместно с отраслевыми и территориальными подразделениями Мэрии и Правительства Москвы комплексные целевые программы и проекты развития малого предпринимательства;

– координирует деятельность отраслевых и территориальных органов управления города, а также общественных и некоммерческих организаций, расположенных на его территории, по вопросам развития малого предпринимательства и реализации совместных проектов и программ;

– осуществляет работу по совершенствованию нормативно-правовой базы развития предпринимательства и регулированию вопросов налогообложения, государственной кредитно-финансовой поддержки, лицензирования, предоставления гарантий и создания льготных условий деятельности малых предприятий, работающих в приоритетных направлениях городского хозяйства и жизнеобеспечения населения города;

– обеспечивает развитие инфраструктуры малого бизнеса, имея в виду создание целостной городской системы по оказанию предпринимателям консультационных, информационных, аудиторских и иных услуг, подготовке и переподготовке кадров, пропаганде идей рыночной экономики;

– разрабатывает методические материалы по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;

– организует выставки, конференции, семинары и иные мероприятия в целях создания условий цивилизованной конкуренции производителей, опроса общественного мнения, апробации разработок Департамента на практике;

– организует работу и проведение заседаний комиссии Правительства Москвы по финансовой поддержке малого предпринимательства;

– осуществляет постоянные контакты и связь с общественными объединениями, союзами, ассоциациями предпринимателей и другими структурами негосударственного сектора экономики, деятельность которых связана с проблемами малого предпринимательства;

– ведет реестр малых предприятий, зарегистрированных на территории города;

– взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам малого предпринимательства;

– осуществляет в пределах своей компетенции межрегиональные контакты с государственными органами СНГ, участвует в международном сотрудничестве и мероприятиях по обмену опытом работы;

– учитывает и обобщает интересы и мнение предпринимателей при принятии соответствующих решений органами государственной и городской исполнительной власти, а также на международном уровне;

– разрабатывает и вносит на рассмотрение в Правительство Москвы предложения по размещению городского заказа на предприятиях и в организациях малого предпринимательства;

– участвует в принятии решений по вопросам лицензирования деятельности малых предприятий, предоставления им в аренду и приватизации нежилых помещений, земельных участков, передачи подряда на незавершенное строительство;

– осуществляет в пределах своей компетенции и полномочий кредитно-финансовую и имущественную поддержку малых предприятий, выполняющих городской заказ и участвующих в реализации городской правительственной программы развития Москвы;

– осуществляет работу по привлечению внебюджетных источников финансирования для развития и поддержки малого предпринимательства;

– согласовывает вопросы целесообразности привлечения иностранной рабочей силы для работы в малых предприятиях, расположенных на территории г. Москвы.

III. Права Департамента

3.1 Департамент в пределах своей компетенции имеет право:

– вносить на рассмотрение Мэра и Правительства Москвы предложения и проекты распорядительных документов по вопросам, относящимся к его компетенции;

– рассматривать проекты распорядительных и иных документов, относящихся к вопросам малого предпринимательства, с целью их согласования;

– запрашивать и получать от федеральных органов исполнительной власти, органов управления Правительства Москвы, заинтересованных общественных организаций и предпринимательских структур материалы и информацию, необходимые для работы в рамках данного Положения и в пределах, предусмотренных действующим законодательством;

– координировать деятельность органов управления Правительства Москвы, заинтересованных общественных и некоммерческих организаций, созданных при участии Департамента, в части вопросов, касающихся развития малого предпринимательства;

– привлекать для проведения консультационно-аналитической работы, разработки проектов нормативных документов и целевых программ, экспертизы документов и материалов на договорной основе отдельных специалистов и экспертные коллективы;

– осуществлять контроль за расходованием бюджетных средств, выделенных субъектам малого предпринимательства, некоммерческим, общественным и иным организациям по решению комиссии Правительства Москвы по финансовой поддержке малого предпринимательства;

– участвовать в создании организаций инфраструктуры развития малого предпринимательства;

– создавать и развивать информационные сети и базы данных по вопросам малого предпринимательства;

– осуществлять распространение нормативной и методической документации по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, а также издание соответствующих сборников, подготовка и проведение семинаров, курсов и консультаций ;

– осуществлять владение, пользование и распоряжение находящимся на балансе имуществом в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами;

– от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и иные неимущественные права, нести обязанности,заключать договоры на основании и в порядке, предусмотренном действующими нормативными актами;

– иные полномочия, связанные с целями и функциями Департамента, распоряжениями и поручениями Мэра и Правительства Москвы;

– ведет хозяйственную деятельность, в т.ч. внешнеэкономическую, заключает от своего имени договора и соглашения;

– осуществляет контроль за использованием бюджетных и внебюджетных средств, выделяемых субъектам малого предпринимательства.

Читайте также:  Регистрация ООО в Омске. Как открыть и оформить документы

IV. Руководство и структура Департамента

4.1. Положение о Департаменте утверждается Мэром Москвы в установленном порядке.

4.2. Департамент возглавляет руководитель, который назначается на должность и освобождается от должности распоряжением Мэра.

Первый заместитель и заместитель руководителя Департамента назначаются на должность и освобождаются от должности по представлению руководителя Департамента Премьером Правительства Москвы.

4.3. Руководитель Департамента:

– имеет статус министра Правительства Москвы;

– руководит деятельностью Департамента, несет персональную ответственность перед Правительством Москвы за выполнение задач и функций, возложенных на Департамент;

– представляет интересы Правительства Москвы во всех учреждениях и организациях, в том числе зарубежных и международных;

– в соответствии с распорядительными документами представляет интересы Правительства Москвы в организациях, учредителями которых является Правительство Москвы;

– выдает доверенности, заключает договора и соглашения, открывает счета Департамента в учреждениях банков;

– издает внутренние распоряжения и приказы по организационной деятельности Департамента в пределах своих полномочий;

– назначает и освобождает от должности в соответствии с действующим законодательством сотрудников Департамента, осуществляет мероприятия по повышению их квалификации, улучшению условий труда;

– распределяет должностные обязанности и устанавливает степень ответственности своих заместителей, руководителей структурных подразделений и сотрудников Департамента за порученную работу, утверждает положения о структурных подразделениях и должностные инструкции;

– в пределах выделенных на содержание Департамента финансовых средств утверждает и вносит изменения в структуру и штатное расписание и должностные оклады работников Департамента, устанавливает надбавки к должностным окладам;

– обеспечивает соблюдение сотрудниками производственной и трудовой дисциплины, поощряет и налагает дисциплинарные взыскания на работников Департамента в соответствии с действующим законодательством;

– осуществляет в установленном порядке расходование денежных средств, имеющихся в Департаменте, обеспечивает эффективное использование и сохранность имущества, соблюдение финансово-штатной дисциплины;

– курирует деятельность Московской лицензионной палаты;

– утверждает инструктивные и нормативно-методические документы, обязательные для Департамента и его подразделений;

– осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

4.4. Для осуществления задач и функций Департамент создает структурные подразделения – отделы.

4.5. Отделы осуществляют свою деятельность на основании настоящего Положения и согласно Положениям об отделах, утверждаемых руководителем Департамента.

4.6. Работой отделов руководят начальники, назначаемые на должность и освобождаемые от должности приказами руководителя Департамента, а в их отсутствие – заместители начальников отделов.

V. Имущество Департамента

5.1. Имущество Департамента составляют закрепленные за ним на правах оперативного управления основные и оборотные средства, финансовые ресурсы, отражаемые на его самостоятельном балансе. Департамент имеет счета по аккумуляции доходов, текущий счет на расходы и “суммы по поручениям”.

5.2. Финансирование деятельности Департамента осуществляется за счет бюджета г. Москвы.

VI. Реорганизация и прекращение деятельности Департамента

Реорганизация и прекращение деятельности Департамента производится по решению Мэра Москвы в установленном порядке.

>
Структура Департамента развития и поддержки малого предпринимательства
Содержание
Распоряжение Мэра Москвы от 20 марта 1996 г. N 141-РМ “Об утверждении Положения и структуры Департамента развития и поддержки.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Цели и задачи малого предпринимательства

Понятие малого предпринимательства

Малое предпринимательство – это вид экономической деятельности, осуществляемый субъектами экономики, которые сгруппированы по определенным признакам, как то : численность персонала; объем выручки; размер уставного капитала и т.д.

Основные черты малого предпринимательства можно охарактеризовать следующим образом:

С точки зрения характера процесса производства:

  • ограниченные объемы факторов производства, применяемых в технологических процессах;
  • мелкосерийная и узкоспециализированная продукция;

С точки зрения особенной процесса управления:

  • индивидуальное и непосредственное управление собственником производственным процессом;
  • сопряженность жизненного цикла предприятия с жизнедеятельностью его собственника, особое значение роли руководителя в деятельности предприятия;
  • простота и компактность управленческой структуры, преимущественно неформальный характер процессов планирования, прогнозирования и контроля
  • быстрота принятия и реализации управленческих решений.

С точки зрения особенностей элементов внутренней среды предприятия:

  • персонализированный характер трудовых отношений (чаще всего личный и неформальный);
  • легкость внедрения инноваций как в производственный, так и в организационные процессы на предприятии;
  • ограниченный объем собственных и заемных финансовых ресурсов;
  • низкий объем капитализации, свидетельствующий о небольшой доли реинвестированного дохода собственника;
  • высокая скорость оборачиваемости капитала, а, следовательно, и делово активности;
  • непосредственное осуществление кадровой политики и принятия тактических и стратегических решений в различных сферах внутренней структуры предприятия.

С точки зрения особенностей элементов внешней среды предприятия:

  • преимущественно неформальное и личное взаимоотношение с рынком поставщиков факторов производства и рынком сбыта (потребителями);
  • локальность и, в некоторых случаях, узкоспециализированность рынков сбыта продукции;
  • роль «конкурентного окружения» во взаимосвязях со средними и крупными предприятиями;
  • восприимчивость к изменениям демографической и экономической ситуации, политической обстановки, а также нормах налогового, трудового и иных законодательных актах
  • ограниченность доступа ко внешним источникам финансирования деятельности и, порой, сложность получения заемного капитала;
  • высокая степень зависимости от государства в форме программ продержки и развития малого предпринимательства.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Функции малого предпринимательства

Малое предпринимательство выполняет следующие функции в экономике:

  • осуществляет производство части ВВП государства;
  • обеспечивает занятость населения, тем самым снижая уровень безработицы;
  • препятствует и замедляет процессы монополизации, что приводит к снижению темпов роста цен в отраслях экономики;
  • обеспечивает создание конкурентной среды, что приводит к улучшению качества продукции;
  • осуществляет производство мелкосерийной и малономенклатурной продукции, которую нерентабельно производить крупным предприятиям.

Основные задачи малого предпринимательства

  • развитие конкуренции в различных сферах и отраслях экономики;
  • ускорение инновационных процессов в сфере производства и реализации продукции;
  • ускорение структурной перестройки экономики города, региона, государства;
  • содействие укреплению благосостояния собственников и, как следствие, повышение социальной стабильности в обществе;
  • создание базы для увеличения занятых в экономике и снижения уровня безработицы;
  • расширение и укрупнение форм взаимодействия с крупным и средним бизнесом в целях увеличения ВВП государства и повышения конкурентоспособности экономики;
  • развитие точек роста небольших городских и сельских поселений;
  • укрепление экономической базы местных бюджетов.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Поддержка малого бизнеса

Содержание:

В развитой рыночной экономике огромное значение имеет государственное регулирование. Одним из важнейших направлений деятельности государства является поддержка малого предпринимательства. В экономически развитых странах малый бизнес развивается более быстрыми темпами, чем в России. Формы государственной поддержки малого бизнеса в каждой стране свои, но при этом не обходится без одинаковых мер.

Если вы являетесь владельцем малого бизнеса или среднего предпринимательства в России, то можете использовать множество инструментов поддержки. Существуют универсальные методы. Также есть такие льготы, которые предусмотрены для конкретных видов деятельности. Лучшим способом не упустить возможность является получение консультации специалиста, который посоветует, какие методы поддержки оптимальны в вашем случае.

Нет времени читать статью?

Основные методы поддержки малого бизнеса

Экономические системы многих стран совершенно различны, однако, когда открывается предприятие малого бизнеса, то во многих случаях потребности одинаковы. Соответственно, помощь от государства и методы поддержки малого и среднего бизнеса похожи во всем мире. Перечислим самые распространенные механизмы:

  • специальные налоговые режимы;
  • доступ к государственному заказу;
  • грантовая поддержка начинающих бизнесменов;
  • снижение административных барьеров;
  • развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров;
  • консультации;
  • создание микрофинансовых организаций;
  • поддержка лизинга;
  • помощь в модернизации производства;
  • создание промышленных парков, технопарков, кластеров;
  • система гарантийного кредитования;
  • поддержка субъектов, ориентированных на внешнеэкономическую деятельность;
  • поддержка субъектов, ориентированных на инновационную деятельность;
  • поддержка субъектов, ориентированных на социальную деятельность.

Наиболее распространенными методами поддержки малого бизнеса являются льготы по налогообложению, облегчение доступа к государственному заказу, грантовая поддержка начинающему предпринимательству, помощь в модернизации производства.

Состояние малого бизнеса в России

Малый и средний бизнес зародился в России приблизительно 25–30 лет назад. На данный момент малое предпринимательство является одной из ключевых ниш на рынке. Малые и средние предприятия — это 5,6 млн. компаний, которые дают рабочие места миллионам граждан.

Отношение общества к бизнесу является долговременным фактором, который может оказывать существенное дополнительное воздействие на развитие предпринимательства. По данным исследовательского проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства 2018», лишь 5,5% россиян трудоспособного возраста являются предпринимателями.

Сектор малого и среднего бизнеса состоит из трех ключевых субъектов рынка: это микропредприятия, малые и средние предприятия. Индивидуальные предприниматели являются физическими лицами и всегда рассматриваются в отдельности. По состоянию на 2018 год, в Российской Федерации действует 6 001 091 МСП: из них 5 729 651 (95,5%) микро, 252 521 (4,2%) малых, 18 919 (0,3%) средних.

Так как малый и средний бизнес является одним из приоритетных, за последнее время предпринято много действий для его развития. Разработаны и применяются следующие федеральные программы поддержки МСП:

  • программа льготного кредитования для малого и среднего бизнеса;
  • программа стимулирования кредитования субъектов МСП от АО «Корпорация МСП»;
  • поддержка молодежного предпринимательства;
  • поддержка социального предпринимательства;
  • поддержка инновационного предпринимательства;
  • поддержка промышленных проектов;
  • поддержка женского предпринимательства.

Властями разработана и принята стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года, запущен и функционирует проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Финансирование малого бизнеса в России

Для любых механизмов государственной поддержки самым главным является доступная нормативно-правовая база и информационное обеспечение. В Российской Федерации сформированы организационные основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Так, существует федеральная программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Она работает с 2005 года под контролем Министерства экономического развития России. Ее главной целью является увеличение числа фирм. Данная программа содержит в себе следующие направления поддержки субъектов МСП (малого и среднего предпринимательства):

  • создание необходимой современной инфраструктуры (бизнес-инкубаторов, индустриальных парков);
  • полномасштабная поддержка экспорта;
  • развитие системы кредитования и микрофинансирования;
  • поддержка научно-технических сфер деятельности и инноваций.

С 2010 года приоритеты программы заметно изменились — основным мероприятием поддержки стало содействие развитию малого инновационного предпринимательства, а также лизинговая поддержка и поддержка экспортно ориентированных компаний. При этом сохранены наиболее востребованные направления, такие как грантовая поддержка, развитие микрофинансирования, предоставление гарантий, создание специализированной инфраструктуры имущественной поддержки.

Помимо прочего, финансовая поддержка малого бизнеса также развивается по направлению субсидий, микрозаймов и льготного кредитования.

Снижение административных барьеров для малого бизнеса

Такое направление государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства получило широкое распространение в период 2014–2017 гг. Так, за это время:

  • был упрощен бухгалтерский учет;
  • стало меньше отчетов, которые нужно сдавать в налоговую;
  • малый и средний бизнес теперь не штрафуют, а предупреждают;
  • процедура финансовой оценки активов и вложений стала проще.
Читайте также:  Правильная организация малого бизнеса в торговле: что необходимо знать?

Кроме того, согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 348-ФЗ с 1 января 2017 года, микропредприятия могут не вести детальную кадровую отчетность. Так как зачастую микропредприятие не располагает возможностями для приема в штат специалиста по кадрам, то эти функции совмещает какой-то работник.

Данная мера поддержки позволяет снизить нагрузку, отказавшись от внутренних документов, таких как правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда. Но если микропредприятие становится малым предприятием, то придется восстановить кадровую документацию за все время существования.

Налоговые льготы как мера государственной поддержки

Согласно Федеральному закону от 29.12.2014 № 477-ФЗ, если предприниматель зарегистрирован в первый раз, то до 31 декабря 2020 года ИП может применять нулевые налоговые ставки. Если предприниматель решит воспользоваться данной налоговой льготой, то необходимо проверить соответствие ряду условий:

  • ИП должен работать по упрощенной системе налогообложения или по патенту;
  • ИП должен работать в социальной или научной сфере либо заниматься производством;
  • доля услуг, работ или товаров, на которые распространяется налоговая ставка 0%, составляет не менее 70% от общего дохода.

Помимо налоговых каникул, существуют налоговые льготы. Так, согласно распоряжению Правительства РФ от 27.01.2015 № 98р, предприятиям малого и среднего бизнеса, а также предпринимателям, предоставляется:

  • снижение ставки по УСН с 6% до 1%;
  • расширение перечня видов деятельности, в рамках осуществления которых возможно применение патентной системы налогообложения, снижение ставки по ЕНВД с 15% до 7,5%;
  • патент для самозанятых граждан.

С 2016 по 2018 гг. для представителей МСП также действовали надзорные каникулы. То есть, если были допущены серьезные нарушения, в этот период их можно было исправить так, чтобы никто не заметил и не привлек к ответственности.

Поддержка инновационного развития экономики в России

В двадцать первом веке на первый план выходит информация и технологии. Экономики разных страны переходят на инновационные модели развития. Базовыми элементами инновационного развития экономики являются особые и свободные экономические зоны, технопарки, индустриальные парки и бизнес-инкубаторы.

Вышеперечисленные элементы являются очень важными в начале деятельности малого бизнеса. Когда предприниматель хочет зайти на рынок, имея лишь идею, вряд ли получится что-то хорошее. С этой идеей можно прийти в бизнес-инкубатор. Как правило, там дадут консультацию: с чего начать, как «упаковать» бизнес, как лучше зайти на рынок. То есть бизнес-инкубатор — это место, где идея созревает до полноценного стартапа, который можно запускать или предлагать инвесторам.

Количество резидентов бизнес-инкубаторов в 2014–2015 гг. показало пиковые значения, однако в 2016 году произошел резкий спад субъектов малого предпринимательства, участвующих в этом.

Главные проблемы поддержки малого бизнеса в России

Главным показателем эффективности оказываемых мер государственной поддержки является число предприятий малого и среднего бизнеса. В России рост предприятий МСП является главной целью. Однако на территории нашей страны бизнес развивается крайне неравномерно. Наблюдается высокая концентрация предприятий в определенных регионах страны. Соответственно, в некоторых регионах есть нехватка предпринимательской активности.

Сравнивая со вкладом МСП в экономику других стран, можно сделать вывод, что в России он значительно ниже. На данный момент наблюдается низкая инновационная и инвестиционная активность малого бизнеса. Также по сравнению с развитыми странами в России недостаточно развит механизм грантовой поддержки МСП, хотя и присутствует в общей системе мер государственной поддержки.

В России ряд программ развития содержит в себе важность инноваций и повышения технологичности, ведется полномасштабная работа по обеспечению всей необходимой информацией для старта бизнеса, однако не в полной мере определена важность технологического перевооружения и модернизации производств. Кроме того, недостаточно внимания уделяется административно-правовым барьерам. Не все вводимые меры поддержки учитывают особенности малого бизнеса.

Все вышеперечисленное приводит к тому, что сочетание высокой налоговой нагрузки, плохая информированность, а также административные барьеры препятствуют созданию новых субъектов МСП. А если предприятие создано, то бизнесмен не всегда может увеличить рынок сбыта, повысить свои доходы, чтобы перейти из микропредприятия в малый бизнес, например. Поэтому главные меры поддержки МСП должны осуществляться в области налогообложения, в сфере административно-правового регулирования, а также в области информации и консультаций.

Госпрограммы поддержки малого бизнеса – 2019

В этом году будет расширена имущественная поддержка малого и среднего бизнеса, а также внесены изменения в порядок кредитования по льготной ставке субъектов МСП. Также власти заинтересованы в том, чтобы расширить доступ субъектов МСП к финансовым ресурсам.

На какие конкретно меры поддержки государства может рассчитывать человек, открывший свой бизнес?

Субсидии от центра занятости

Если вы только планируете открыть свой бизнес, то первое, о чем вам нужно знать, — о существовании специальной программы Минэкономразвития по предоставлению субсидий малому и среднему предпринимательству на региональном уровне. В рамках этой программы центр занятости населения оказывает единовременную финансовую помощь в открытии собственного дела.

Сумма предоставляется в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице. Ранее она составляла 58 800 руб. (из расчета, что размер пособия по безработице был 4900 руб.). Однако с 1 января 2019 года максимальный размер пособия вырастет с 4900 руб. до 8000 руб., поэтому и размер субсидии может увеличиться. Также предусмотрена единовременная финансовая помощь на подготовку документов: оплату госпошлины, совершение нотариальных действий при госрегистрации, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов, услуги правового характера, консультации. Так, например, в Московской области финансовая помощь на подготовку документов составляет 7500 руб.

Субсидия от центра занятости доступна гражданам, достигшим возраста 18 лет. Но чтобы ее получить, им необходимо встать на учет в центр занятости, то есть иметь статус безработного и получать пособие. Стоит также учесть, что субсидии дают не всем, поскольку их ограниченное количество, и выдаются они в начале финансового года (нужно постараться попасть в нужный период). Об этих и других тонкостях рассказывает Василий Пучков, заместитель директора регионального центра поддержки олимпиадного движения.

Грантовая поддержка

Такую меру господдержки обычно оказывают региональные власти. Грант предоставляется начинающему предпринимателю в форме субсидии единовременно, на безвозвратной и безвозмездной основах. Максимальная сумма, как правило, составляет 600 000 руб. Но в зависимости от региона условия получения грантов могут отличаться. Поэтому все детали лучше узнавать на местах. Деньги выделяются тем, чьи заявки прошли конкурсный отбор. В числе критериев отбора — сфера деятельности бизнеса, размер выручки, количество рабочих мест и др.

В 2019 году на особую поддержку государства по-прежнему могут рассчитывать начинающие фермеры. Размер гранта в рамках программы «Поддержка начинающих фермеров» может достигать 3 млн руб. Такую сумму, например, получают начинающие фермеры-животноводы в Подмосковье, если они специализируются на разведении крупного рогатого скота, а по 1,5 млн руб. предоставляется фермерским хозяйствам, работающим по другим направлениям. В фермерском хозяйстве, получившем такой грант, должно быть создано не менее одного рабочего места на каждый 1 млн руб. гранта.

В Татарстане на 2019 год сумма грантовой поддержки по программе «Начинающий фермер» будет выше — она составит до 5 млн руб. вместо прежних 3 млн. Так что условия и суммы стоит уточнять в каждом конкретном случае.

Кроме того, существуют гранты в размере до 30 млн руб. на развитие семейных животноводческих ферм.

В Санкт-Петербурге с 2015 года реализуется программа «Поддержка социального предпринимательства», в рамках которой возмещению подлежат затраты, связанные с уплатой арендных платежей и приобретением оборудования: аренда зданий, нежилых помещений, аренда оборудования и приобретение оборудования.

Чтобы узнать подробности получения грантов и субсидий, заходите на официальные государственные сайты, которые предоставляют информацию о мерах поддержки бизнеса. Так, например, на сайте Министерства экономики Республики Татарстан подробно расписаны все направления государственной поддержки. По Подмосковью такую информацию дает сайт Центра Развития Предпринимательства Московской Области. На сайте «Малый бизнес Кубани» приводится подробный список субсидий для предпринимателей, работающих на юге России.

Будет проще, если вы воспользуетесь поиском в разделе «Поддержка МСП в регионах» на Федеральном портале малого и среднего предпринимательства. Просто укажите в поиске регион — и вас автоматически перенесет на «местный» портал малого и среднего предпринимательства.

Федеральные программы поддержки бизнеса

Такой вид поддержки бизнеса можно разделить на программы от:

Его область интересов распространяется на реализацию программы по предоставлению субсидий из федерального бюджета для оказания господдержки субъектам МСП в регионах (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2014 № 1605 и ежегодно издаваемыми приказами Минэкономразвития).

Средства распределяются на конкурсной основе между регионами и выделяются на мероприятия, предусмотренные региональными программами, но при условии, что расходы софинансируются регионами.

Программа Минэкономразвития предполагает прямые и непрямые меры поддержки, на которые могут рассчитывать те, кто занимается производством товаров, разрабатывает и внедряет инновационную продукцию, специализируется на народно-художественных промыслах, осуществляет ремесленную деятельность, продвигает сельский и экотуризм, развивает социальное предпринимательство.

Эта организация занимается решением различного спектра задач, в числе которых оказывает финансовую, имущественную, юридическую, инфраструктурную, методологическую поддержку; организовывает различные виды сопровождения инвестпроектов и др.

Занимается государственной программой финансовой поддержки предпринимательства, предоставляя МСП прямые гарантии для получения банковских кредитов и помогая воспользоваться кредитными ресурсами при недостаточности залогового обеспечения.

Организация выступает в роли гаранта исполнения субъектами МСП своих кредитных обязательств, разделяя с банками риски, которые могут возникать в результате ухудшения финансового состояния заемщика. Гарантийные продукты доступны субъектам МСП, желающим получить кредиты в банках-партнерах МСП Банка.

  • Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере
Читайте также:  Регистрация ООО в Воронеже. Как открыть и оформить документы

Эта организация отвечает за развитие и поддержку малых предприятий в научно-технической сфере и непосредственно оказывает финансовую помощь целевым проектам. Особенно известна программа «Умник», ориентированная на поддержку талантливых молодых инноваторов. Но также есть программа для стартапов «Старт», разные предложения по поддержке предприятий «Развитие», «Интернационализация», «Коммерциализация».

Для агропромышленного комплекса предусмотрены различные меры государственной поддержки в 2019 году. Так, с 1 января 2017 года товаропроизводители, организации и ИП, осуществляющие производство, переработку и реализацию соответствующей продукции, могут обратиться в уполномоченный Минсельхозом России банк за краткосрочным или инвестиционным кредитом по ставке не более 5 %.

Также предусмотрены субсидии производителям сельскохозяйственной техники, субсидия на повышение продуктивности в молочном скотоводстве и др.

Откройте счет в Контур.Банке и пользуйтесь встроенной бухгалтерией и отчетностью. Корпоративная карта и электронная подпись — бесплатно. До 5 % на остаток.

Региональные программы поддержки

Чтобы узнать о программах поддержки субъектов РФ, воспользуйтесь специальным поисковым фильтром.

Подробнее о программах поддержки и условиях, на основании которых можно претендовать на помощь государства в развитии бизнеса, можно узнать на региональных порталах малого и среднего предпринимательства. Например, рязанский портал дает подробную информацию и по видам, и по формам, и по инфраструктуре поддержки.

Субсидии на возмещение процентов по кредиту

Бизнес может рассчитывать на компенсацию затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на поддержку и развитие деятельности, в том числе на обновление основных средств (за исключением кредитов, полученных для приобретения легковых транспортных средств).

Условия получения субсидии нужно уточнять в регионах. Например, в Москве они следующие:

  • организация соответствует критериям субъекта МСП;
  • организация или ИП зарегистрированы и осуществляют деятельность на территории Москвы, а продолжительность регистрации составляет не менее 6 месяцев до дня подачи заявки на предоставление субсидии;
  • срок просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам на день подачи заявки не превышает одного месяца;
  • отсутствуют незавершенные договоры на предоставление субсидии из бюджета города Москвы на день подачи заявки;
  • отсутствуют нарушения договорных обязательств, обеспеченных за счет средств бюджета города Москвы;
  • имеется кредитный договор с кредитной организацией, включенной в перечень кредитных организаций, отобранных в установленном порядке акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», и заключившей с Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы соглашение о сотрудничестве, либо получило одобрение кредитной организации на выдачу кредита.

В 2019 году государство выделит банкам 7,2 млрд руб. на льготные займы для предпринимателей, таким образом увеличив субсидии из бюджета на программу льготных кредитов для некрупного бизнеса в приоритетных отраслях в 11 раз. Это предусмотрено в проекте федерального бюджета на 2019 год и последующие 2020–2021 годы. Общая сумма расходов на ближайшие 6 лет составит 190,9 млрд руб.

Предложение заключается в том, чтобы выдавать малому и среднему бизнесу на проекты в приоритетных отраслях кредиты по ставке 6,5 %. Оно будет распространяться на такие отрасли, как сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, туристическая деятельность, обрабатывающие производства, производство электроэнергии, газа и воды, здравоохранение, сбор, обработка и утилизация отходов, отрасли, в которых реализуются приоритетные направления развития науки, технологий и техники.

Согласно правилам, разницу с рыночными ставками (3,1 % по кредитному договору для среднего бизнеса и 3,5 % — для малого бизнеса) банкам возмещает бюджет. В 2019 году, благодаря нововведениям, льготное кредитование будет осуществляться более чем на 200 млрд руб.

Поддержка малого бизнеса: изменения в 2019 году

Летом 2018 года президент подписал Федеральный закон от 03.07.2018 № 185-ФЗ, который расширяет имущественную поддержку малого и среднего бизнеса. Этот закон устанавливает бессрочное право выкупа арендуемого государственного и муниципального имущества и возможность использования земельных участков при оказании имущественной поддержки субъектам МСП.

Также незадолго до 2019 года было представлено Постановление Правительства от 10.10.2018 № 1212. Документ вносит изменения в правила предоставления субсидий из федерального бюджета кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным субъектам МСП по льготной ставке.

Согласно документу, максимальная сумма кредита, выдаваемого субъекту МСП на инвестиционные цели по льготной ставке, снижена с 1 млрд руб. до 400 млн руб. Но максимальный размер суммарного объема кредитов, которые могут быть выданы одному заемщику, по-прежнему составляет 1 млрд руб. Изменения внесены для того, чтобы банки могли предоставлять кредиты большему количеству субъектов МСП.

Кроме того, важно упомянуть Распоряжение Правительства от 26.11.2018 № 2586-р, в котором говорится о проекте федерального закона, вносящем изменения в ст. 25 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Этот законопроект подготовлен для реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который предусматривает расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию.

Когда законопроект будет принят, то гарантийная поддержка, оказываемая АО «Корпорация МСП» субъектам МСП, будет расширена. Это коснется компаний, работающих в высокотехнологичных отраслях, стартапов, сельскохозяйственных кооперативов, быстрорастущих инновационных компаний и субъектов МСП, реализующих проекты на территории Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов и в моногородах.

Подпишитесь на наш канал в Telegram @konturjournal, чтобы вовремя узнавать о самых важных изменениях для бизнеса.

Задачи и функции отдела развития предпринимательской деятельности Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл

Задачи и функции

Министерства экономического развития и торговли

(выписка из Положения об отделе развития предпринимательской деятельности, утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 8 июня 2010 г. № 000)

Основные задачи отдела

Реализация мероприятий по поддержке и развитию предпринимательства:

разработка предложений, реализация основных направлений
и приоритетов единой государственной политики в области развития
и поддержки предпринимательства на территории Республики Марий Эл;

определение форм и методов государственного стимулирования и регулирования предпринимательской деятельности, приоритетных направлений развития курируемой сферы;

обеспечение формирования целостной системы республиканской инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства, оказание консультативной, информационной и финансовой поддержки юридическим лицам
и индивидуальным предпринимателям.

1. Анализирует состояние предпринимательства в республике и эффективность мер, направленных на его государственную поддержку, готовит прогнозы по перспективам развития предпринимательства, предложения по приоритетным направлениям и формам его государственной поддержки.

2. Осуществляет координацию деятельности республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в республике.

3. Разрабатывает предложения по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих проектов нормативных правовых актов, направленных на стимулирование и развитие курируемой сферы.

4. Участвует в разработке и реализации республиканских целевых программ развития малого и среднего предпринимательства, содействует привлечению субъектов малого и среднего предпринимательства в процесс реализации федеральных и республиканских программ.

5. Организует проведение отборов по предоставлению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальным образованиям Республики Марий Эл за средств республиканского бюджета Республики Марий Эл и средств федерального бюджета.

6. Осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием средств республиканского бюджета Республики Марий Эл и средств федерального бюджета, направленных на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Марий Эл.

7. Участвует в подготовке и реализации предложений по использованию средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, средств федерального бюджета в интересах субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, создании льготных условий использования субъектами малого и среднего предпринимательства и организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических и иных разработок и технологий, иных льгот.

8. Разрабатывает предложения и организует работу по:

– оптимизации системы налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства;

– регулированию инвестиционной и инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемой за счет внебюджетных фондов, привлеченных заемных и иных средств;

– реализации механизмов финансово-кредитной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

– предоставлению субъектам малого и среднего предпринимательства в аренду или собственность нежилых помещений, земельных участков и незавершенных строительством объектов;

– реализации мероприятий, обеспечивающих субъекты малого и среднего предпринимательства современным оборудованием и технологиями, созданию сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры, создаваемых в республике в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

– формированию информационной системы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающей получение субъектами малого и среднего предпринимательства экономической, правовой, статистической, производственно-технологической и иной информации;

– поддержке внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно – технических, производственных, информационных связей с зарубежными партнерами, участию в зарубежных выставках, ярмарках, семинарах, совещаниях.

9. Оказывает поддержку в организации и обеспечении деятельности союзов и ассоциаций субъектов малого и среднего предпринимательства.

10. Взаимодействует с региональными коммерческими и общественными организациями в области поддержки и развития предпринимательства.

11. Изучает и анализирует опыт отечественной и зарубежной практики в сфере предпринимательства, вырабатывает предложения по его практическому использованию.

12. Осуществляет подготовку на основе мониторинга и комплексного анализа с учетом показателей статистического наблюдения, годовой и квартальной аналитической информации о текущем состоянии предпринимательства.

13. Участвует в организации и проведении республиканских, межрегиональных выставок, ярмарок, конкурсов.

14. Содействует созданию равных условий деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

15. Содействует разработке и внедрению механизмов негосударственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства (кредитование, лизинг, франчайзинг).

16. Участвует в организации подготовки, переподготовки кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства, повышения их квалификации.

17. Осуществляет мониторинг показателей деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

18. Осуществляет информационную и консультационную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства.

19. Осуществляет ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки.

21. Взаимодействует с Министерством экономического развития Российской Федерации.

Ссылка на основную публикацию